Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Оглавление

Мир и войны

 

Истории мирных людей. - Вера и мир. - Милитаризм как расстройство общения. - История Церкви как история войны и мира. - Против атомного оружия. - Армия без меня (движение сознательных отказников от службы в армии). - Видеобеседы.

Военная ложь: как войну выдают за мир.

Самооборона – первое и последнее прибежище милитаризма.

Карусель войны. Как жить внутри военной лжи.

Защитники с камнями за пазухой. О похоти как источнике "защиты слабых".

«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф 24:6).

Победа в войне: возвращение или шаг вперед?

Пшёлты! Как баптист оправдывал войну призывом идти две мили вместо одной. 2023.

За войну с разбором? Раввин о необходимости умеренности в войне, 2023 год.

История молитвы о мире: как в 1915 году Эстер Бокерель превратился во Франциска Ассизского.

1961 год. Антивоенная песня Булата Окуджавы о королях и пряниках.

Помощь свыше и её враги: почему вера и война несовместимы.

Право убить?

Оружие правды. «в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,» (2 Кор 6:7).

Мир не мертв, мир спит. Христос как мир всех.

Любовь с камнем за пазухой: тревожность за девочку как прикрытие вожделения к девочке.

Война и имя: почему отказ от слов, от поиска имен, превращение в бессловесную жущющую тварь ест ложный путь к миру. В связи с фильмами «Мандарины», «Визит оркестра», «Ресторан без имени», «Кукушка».

 

Бойня как война, война как бойня: израильтяне и палестинцы, 2023 год.

Капитализм как один из источников насилия.

Серость и совесть: когда войной на меня идет Бог.

Мир или грабеж? Образ насилуемой девушки как прикрытие агрессии.

Дополнительные материалы (другие авторы о насилии, войне, пацифизме).

Иллюстрации.

 

См.: религиозные войны.

Молитва о мире. 2023 год.

Неопределимость и неограниченность войны.

Замороженные войны.

У войны серьезное лицо. А у мира?

Одержать победу или сдержать себя?

Блаженные потерпевшие поражение тут, ибо Там они поражены будут.

Война — самооборона через небытие.

Военная кровь и кровь мирная.

Какой из Христа защитник Отечества.

Чем спокойстаие отличается от мира.

 

«Война с террором» как новое обличье милитаризма.

Закошмаривание как первая стадия милитаризма.

 

Война – локомотив истории. Историк Александр Малов, идеолог русского милитаризма.

 

Воюйте! Почему странно призывать к насилию во имя защиты слабых, а самому слабых не защищать.

Инстинкт самосохранения и война: почему именно забота о себе, любимом, не ведёт к насилию и в армию.

В чём война уравнивает агрессора и жертву.

2016 год: военная агитация США в кино: «Падение Лондона».

 

Военная пропаганда 2023 года. Можно ли победить ложь ложью?

 

Подмена христианства: убийство на войне как самопожертвование: Бог — бонус к бомбе.

 

Адекватная реакция или адекватная жизнь? 2014 год, вторжение в Украину.

На войне как не на войне.

 

Самооправдания войны: воюют от голода.

 

Как побороть стремление к борьбе. Насилие как попытка упростить мир.

 

Церковь и братство: творчество в мире войны. Из "Христианство по евангелию от Марка".

 

Пенки военпропа: как полтора миллиона солдат испугались банды пьяных зэчек.

Пацифизм а ля рюсс.

 

Бойся могущих убить по приказу. На какие две расы должен делить людей каждый человек.

Требую меня не отвоёвывать!

Нация силы и нация насилия.

Довойны – это не мир.

Не побеждать!

 

Бодро-люди и страж-звери.

От войны к войне: Афганистан как жертва недоделанного пацифизма.

Данные ООН по гибели гражданского населения в 2001-2022 годах (на конец 2022 года).

Почему убийство злодея в колыбели ничего не изменит.

 

Истерика как метод военной пропаганды: Том Николс о том, как война в Украине может погубить человечество.

Война точной не бывает. Неизбежность ошибок и их цена.

Закон вечного несоответствия военных целей и военных средств.

2023 год: как попал в тюрьму украинский пацифист Виталий Алексеенко.

Покаяние против войны.

29 августа 2021 года. Безответственность насилия: кто убил двухлетнюю афганскую девочку?

После пира победителей: поправение Запада 1970-2020-х годов как реакция на похмелье после процветания 1950-1960-х годов.

 

Воскресение как диверсия.

 

Почему не надо читать военных новостей? Что такое туннельное общение.

 

Вопрос о том, можно ли убить ради предотвращения убийств, есть вопрос о главном: кто есть человек. Умер человек — и с ним умер мир. Умер араб — и умерли все проблемы с оккупацией, Хамасом, нехваткой воды и пр. Умер американец — и потеряли всякое значение результаты выборов. Мир на мгновение исчез — весь. Неправда, что, когда меня не будет, мир будет. Мир исчезнет. Это не солипсизм, не гордыня, это так устроен мир, что он неотделим от человека.

Мир умирает со смертью каждого, и тут же появляется новый мир. Не старый воскречает, а формируется абсолютно новый мир, очень похожий на старый, но новый, другой. Помнить об этом ежесекундно не обязательно, но иногда об этом думать полезно, чтобы не смотреть на мир как на кусок янтаря, в котором все неизменно. Неизменность — свойство зла. Любовь, общение, творчество по природе своей динамичны, изменяют мир постоянно.

 

 

Военный новояз такая прелесть... Если в подвале засели свои и оттуда отстреливаются, это героическая оборона до последнего бойца. Если чужие — это крысы, загнанные в угол. Война вообще чисто языковое явление, всё в войне, что не язык, это просто разделка туш.

2022 год. Вторжение России в Украину

Дажееслитакизм.

Найти свой дом: в армию не ходи, в себя ходи!

Усталость от войны?

Как справиться с потрясением от войны.

Жизнь во время войны: сочувствие — знание или почему надо бойкотировать военную пропаганду.

Сплочённость и победа: как война порождает единство, порождащее войну.

Усталость от войны.

Бойкотировать зло или устраивать вселенскую смазь?

Бойкотировать зло или игнорировать зло?

Хотя бы не помогать злу!

Бежать из России или быть Россией?

 

Серый ужас и ужас чёрный: война как выплес гноя, скрытого во время мира.

Прокси-безгрешность: кто виноват в войне?

Правда и свобода — настоящие жертвы войны.

Военная риторика: 2003 и 2022.

Военная риторика: вечной жизни захотели? или Какие войны не выиграла Америка.

Подробнее

Истории мирных людей

Cоломонов суд: сопротивление злу любовью.

2021. «Хочешь мира, делай мир». Человек против течения: все из Афганистана, Надима в Афганистан.

2021. Учёные за мир.

2014 год. Лучше быть жертвой, чем палачом: священник Евгений Горячев.

1991 год, 20 августа. Погибшие за свободу без оружия: Илья Кричевский, Дмитрий Комарь, Владимир Усов.

Иисус антивоенный: от лабарума IV века до пацифика ХХ века.

1955 год. Дороти Дэй выбирает между тюрьмой и бомбоубежищем.

1950 год. Прощай, оружие! Здравствуйте, люди! Как Леонард Ларю спас 14 тысяч человек.

1923-1942. Как убивали баптиста Ивана Шилова.

1919 год. Мирохоты.

19 декабря 1903 года. Царство Божие – царство мира: встреча Льва Толстого и Михаила Таубе.

У истоков пацифизма, у источника Мерив: слово против палки.

Победителей судят: история царя Саула.

Война и мир: история Церкви как история мира на земле.

Войну - в студию! ("Не мир, но меч").

262 год: история Марина или Меч или Евангелие.

IV век: сорок солдат, которые не стали воевать за свою веру.

1527 год: крест против меча или За что сожгли Микаэля Саттлера. - 1527 год: утопление как антикрещение: история гибели пацифиста Феликса Манца.

1648 год. Вестфальский мир лучше доброй ссоры. Но ненамного.

1649 год. Рождённый свободным. История Джона Лильберна.

Пушкин против бунта? Серая Шейка — золотая копейка.

Раввин-пацифист: Моше Амиэль о том, почему Библия разрешает любому не служить в армии.

28 января 1922 года. Хлебников о геморрое войны.

1941 год. Православный миротворец воюет с нацистами: Михаил Губонин.

35 килограммов христианства: история Якова Исусова, арестованного гестапо 15 января 1944 года.

Пацифизм в ХХ веке: от Свидетелей Иеговы в нацистских концлагерях до бельийских католиков.

Победителей не судят. Но и не воскрешают! История повешения иезуита Альфреда Делпа.

Пацифизм как умение не сносить головы: история священника Макса Мецгера.

Томас Мертон: мистик миротворчества.

1968 год. Поджигатель мира: история иезуита Даниэля Берригана.

12 сентября: день Христа или день антихриста?

2004-2017 годы: мученики Мосула, епископ Бэррен, взрывы в Париже и сражение любви с ненавистью.

1180 год. Антивоенная карикатура Херрады Ландсбергской?

 

Также: Джим Форест (1942-2022). Тхих Ньят Хань (1917-2022).

 

Буржуа на войне.

Героизм - удел тыла.

Кто вправе вести войну или Личность убить не может.

 

Кровожадство. История 1960-2020-х годов как история милитарности.

 

Колесо войны: как жить, когда жить нельзя.

Капитуляция: право сдаться.

Специальная антивоенная операция.

Посевная свободы: риторика войны и проповедь правды.

Как именно в России не протестовать против войны. 2022.

Сопротивление войне жизнью.

Экономическая война — война?

Как война и ложь порождают друг друга.

Кто тут младенец на пороге?

Вера и мир

Был ли Господь Иисус пацифистом?

Христос, Ханука, пацифизм.

Миротворцы или пацифисты?

Мобилизация военная и мобилизация подлинная.

Выгода бесконечности.

Миры Божии и небожии.

Победа без войны.

По кирпичику!

Война и вера: верующий во время войны.

Царство Христа и царство Давида: почему Голиаф убил Иисуса.

Долг обороны и самообороны? Есть ли он у верующих в Христа, да и вообще у разумных и человечных людей? 7 минут. 15 июля 2021 года.

Христианское харакири: «Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного» (Евангелие Фомы, 98).

Пиротехники!...Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?»)

Не мир, но меч?

Меч как символ в Евангелии.

Когда молитва — ругательство.

Окончательный конец: когда сопротивление бесполезно, начинается доброта. Связь эсхатологии и пацифизма.

Мир как сумма любви и творчества.

Что должен делать христианин, если в его страну вторгается враг?

Правдолюбие как оппозиция миротворчеству.

Кем люди живы?

Ересь аеслианства (Лк. 10, 3).

Вопль войны и молчание Бога (проповедь в начале вторжения России в Украину в 2014 году).

6 февраля 1968 года: против войны или против войн? Иудаизм, война во Вьетнаме и война Шестидневная.

Из пушки по Христу: 2013 год, российские военные священники.

Атомная бомба, атомное разоружение.

2018 год. Стрельба в синагоге Питтсбурга: совместимы ли молитва и оружие.

Мир: священная нитка или несвященная табуретка?

Молитва о мире.

"Из истории миротворчества", Кротов. Политика как М., Кротов.

Поддельные миротворцы: Голубые каски и каски, обтянутые голубым.

Видеобеседа: мир Украине, декабрь 2021.

Глобализация и война.

Свобода или смерть?

Средства мира

Письма мира.

В защиту оружия от производителей оружия.

 

Убийственная история

2015 год: Стохастический терроризм, военные аборты и монахиня Джоан Чичестер.

Иисус и меч.

Пророческий пацифизм Исайи.

История Ламеха: война как ложь, кража и слепота.

Война

Самооправдания войны

Предисловие.

Цель войны.

Чтобы меня защитить, надо меня погибнуть?

Военные – не спортсмены, хотя война рядится под игру.

Война — олимпиада пенисов.

Эволюция патернализма: отец, полицейский, военный.

Войны военные и войны нормальные.

1914 год. Герберт Уэллс. «Война за уничтожение всех войн».

Война: превращение человека из цели бытия в цель обстрела.

Война и культура ненависти: убивать с любовью.

1939 год. Военное самопожертвование Симоны Вайль.

Демифологизация зла: миф о самоубийственности зла и миф о безнаказанности зла.

Миф о бесноватости врага. - Чем опасна демонизация врага?

Мифы войны: главное — это частное, частное — это главное.

 

Великий ЗООВ: «Защитите Отечество от Врагов».

Война — смерть, бессмысленная в кубе.

Ой-ёй-ёй!

Какой процент брака допустим на войне: самооправдания военных США, 2022 год.

 

Капитализм и война: психология фабриканта в романе Карда.

 

Я, война, Россия.

Мир как отказ от самообороны.

Война или мир источник свободы?

Запрещаю себя защищать.

Открытость.

Пацифизм, милитаризм и обывателизм.

Глобализация через мир и глобализация через войну.

Оружие и слово.

Мирная Россия.

Сказать «да» миру.

В защиту сепаратного мира.

Ленин и его преемники против пацифизма.

Человек как ходячий мемориал.

День победы или век свободы?

Пошёл бы я сам на фронт капелланом.

Ложь идеи «информационной войны».

Не там воюем: кто начинает войну?

Деньги или слова развязывают войны?

Война и налоги.

 

1968 год: оправдание войны архиепископом Николаем Юриком.

 

Разновидности милитаризма.

Шкала милитарности.

Превентивная война.

Милитаристская ложь об истории. - Мы живы благодаря тем, кто сеял смерть?

Двенадцать критериев справедливой войны.

«Военные преступления»: миф и его демифологизация.

Милитаризм как солидарность.

Сдаваться — драма. Сдавать себя — трагедия.

Слабости Геродота: военная вера.

Гребешками меряться: смысл военной эстетики на примере кельтского шлема эпохи Цезаря.

II  век: лояльные — сахар земли. Спор Оригена с Цельсом о службе в армии.

Любовь к завоевателю: война как средство добиться любви. История короля Альфреда. IX век.

Крестовые походы: три мифа, одна реальность.

Героический милитаризм от Гегеля от Гитлера.

 

1917 год: рождество по Ленину: мир на земле, ружья людям доброй воли.

21 февраля 1918 года: день рождения рабской армии.

Идеальный казус белли по Ленину.

Варварофобия: как милитаристский страх перед варварами породил Гитлера.

1967 год: история с Голанскими высотами.

Псевдоязык милитаризма: «живой щит».

Насколько войны меняют мир?

Почему война оглупляет.

 

 

1996 год. Натаньяху: борец за место милитаризму под солнцем. Анализ его книги (Право сильного - право бессильного - международное право - отрицание международного права - сильное государство или совсем никакого государства - государство или личность - самооборона - враг сильный/враг бессильный - беспредельность самообороны - новояз милитаризма: война как борьба с терроризмом - Есть ли альтернатива людоедству.

 

Христианский милитаризм в XXI  веке: Ирландия, ООН.

Милитаризм и 11 сентября 2001 года.

Затушёванная война: почему в начале XXI века грузины гибнут в Афганистане.

2016 год: военная агитация США в кино: «Падение Лондона».

2018 год, Израиль. Атомная бомба как средство воспитания.

2018 год. История бразильского президента: армия как гильотина, которой лечат коррупцию.

Мы убиваем дешевле: милитаризм в 2018 году.

Как война меняет мир: 800 тысяч убитых.

За какие идеалы воевали в XIX-XX веках и за какие воюют в XXI веке.

Отобранцы: страны, которые отбирают, и страны, у которых отбирают.

Война отдельно, любовь отдельно.

Робот вместо Фемиды: биосудьи, биопалачи, биогенералы.

 

Язык милитаризма

Хейт-спич: надменный образ действий как оправдание войны.

Как военные министры превратились в министров обороны.

Прокси.

 3 апреля 2020 года: с болезнью не надо воевать! 

См. рыцарство. Оружие.

Война и вера

Война и Воскресение.

«Когда же услышите о войнах и о  военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит  сему  быть, — но  это  еще не конец» (Мк 13:7)

Настоящее настоящее: проповедь во время вторжения России в Украину.

Военные метафоры у апостола Павла: о чём они говорят?

 

Дополнительные материалы

Бердяев о войне.

Cила и насилие в Священном Писании. Статья из Библейского словаря 1970 года.

Лука-Войно Ясенецкий: классический набор аргументов взащиту насилия в статье 1944 года о необходимости казнить гитлеровцев.

Анонимная статья о пацифистах ХХ века, 2022.

Легейдо В. По соображениям совести: как американцы спасались от призыва на Вьетнамскую войну. 2022.

Милитаризм и инфантилизм, опошление любви

Cм.: война. Империализм. М. русский.

Основополагающий анализ Сорокина, 1922.

Гарольд Ласуэлл о государствах гарнизонного типа, 1941.

Кротов.

1919 год. Свящ. Валентин Свенцицкий в оправдание войны.

индекс стран по воинственности на англ./www.visionofhumanity.com

византийский конца 13 в., Золотовский, 2006; и православная символика на знамени ген. Бакланова, 1848; русских консрваторов к. 19 - н. 20 в., Репников, 2000; русское духовенство в войне с Японией - Глушков, 2005; Никон Рождественский, 1914; Cм. Рыцарство.

- как гипертрофия активности,  Бердяев, 1911;

Тотальная М. как черта тоталитаризма, Гудков.

"боевитость скорее свойство гражданского населения" - Оруэлл, 1942. Да уж - один Вл. Соловьев... И тут же М. проявляет сам Оруэлл. О православии в русской армии 19 в. Буганов слащаво-милитаристски.

М. как причина нацизма Хайдеггера и др., Кунц.

милитаризм религиозный: cм. подборка статей ЖМП, 1999;

Российский: Гольц, 2005.

Hosler, John D. John of Salisbury. Military Authority of the Twelfth Century Renaissance. Brill Academic Publishers, 2013. 241 p.

Превентивная война: анализ термина у Невежина, 1997.


Martin J. Defending Civilization: How Our Universities Are Failing America and What Can Be Done About It. 2001.

Grotowski, Piotr L. Arms and Armour of the Warrior Saints: Tradition and Innovation in Byzantine Iconography (843-1261). Leiden: Brill, 2010. 630 pgs.

Пособие для учителей, Луховицкий и др., 2007: как выработать критическое отношение к милитаристской пропаганде - Особо о порочности "патриотического" (милитаристского) воспитания.

Чаплин, 2010 о завоевании Чечни как самообороне Руси.

Lasswell, Harold. Essays on the garrison state; edited and with an introduction by Jay Stanley; with a preface by Irving Louis Horowitz. Imprint: New Brunswick, NJ; London: Transaction Publishers, 1997.

Сорокин П. Война и милитаризация общества. // Артельное дело, 1922, 1-4 (21-28), январь-февраль, с. 3-10.

Vagts A. A history of militarism: [civilian and military. New York] Meridian Books [1959]

В 2009-м Индия потратила на военные расходы около 30 миллиардов долларов, 14% от всего бюджета и 3% от своего ВВП – ровно столько, сколько тратила в пору своего расцвета Британская империя. В 2009-2010 годах оборонный бюджет возрос ещё на 34%.

* * *

А. Я. Сыркин, византинист, был единственным студентом, освобождённым от военного дела по особому распоряжению военной кафедры. Он сдавал зачёт, ему сказали: вы командуете батальоном в окружении, спереди пехота, сзади танки, сбоку пушки, что вы будете делать? Он думает. «Пока вы думаете, треть вашего батальона погибла, налетают самолёты, что будете делать?» Он думает. Его трясут, он говорит: «Я думаю, надо кричать ура». Эта фраза стала на факультете поговоркой. (В. Успенский).

 

Дополнительные материалы

Станислав Божко (р. 1947).

christianpacifism.org

См. Милосердие, , прощение, самопожертвование, смирение.

Мень о миротворчестве в Библии.

Христианская традиция: история в целом - христианские авторы в хронологическом порядке.

История миротворчества в христианской традиции

"Блаженны миротворцы" - Мф. 5, 9.

 

Мф. 18, 18 ("что свяжете на земле"). Лк. 2, 14 (на земле мир)

Литература

V век до Р.Х. Альберт Швейцер о противниках войны среди мыслителей древнего Китая.

 

Краткий очерк Гартфильда, ок. 2000.

Pollard, John. The Unknown Pope Benedict XV (1914-1922) and the Pursuit of Peace. New York: Geoffrey Chapman, 1999. 265 pp.

Weddle, Meredith. Walking in the Way of Peace: Quaker Pacifism in the Seventeenth Century. Oxford University Press, 2001. 365 pp.

Thurman, Howard. Jesus and the Disinhereted. Bosto, Beacon Press, 1949. Книга лидера "радикального ненасилия".

Pacifism in Japan. The Christian and Socialist Tradition. Eds. Nobuya Bamba, John F. Howes. University of Washington Press, 1978. 321 pp.

Бородин О. Отношение к войне и миру в христианстве эпохи ранней патристики (формирование христианского пацифизма). 1996.

Sider, Ronald J. Early Church on Killing, The: A Comprehensive Sourcebook on War, Abortion, and Capital Punishment Grand Rapids (MI), Baker Academic, 2012, 224 pp.

Флори Ж. Идеология меча. Предистория рыцарства. СПб.: Евразия, 1999. (В т.ч. о попытках установления священных перемирий).

Кротов: 2014 год. История Меган Райс: монахиня-миротворец в американской тюрьме.

Христианские авторы в хронологическом порядке

XXI век

Священник Филип Лемастерс о христианском пацифизме.

 

XV век

Николай Кузанский - анализ Бюркле в связи с трактатом 1453 г.

 

XVI век

О ложном чувстве умиротворенности - Тереза Авильская.

Шнель, 1575.

 

XVII век

у квакеров 2 пол. 17 в., Павлова.

 

XIX век

Духоборы.

 

ХХ век

Таубе М.А. Христианство и международный мир. М.: Посредник, 1905.

П. христианского социалиста Неплюева, 1900-е.

Архим. Спиридон Кисляков: "Исповедь священника перед Церковью", 1919.

Жилле Л. Христианское движение против войны // Новый град. №3. 1932.

Бердяев, 19311944;

Дороти Дэй, католичка (ум. 1980)

Zieja, Jan. Zycie Ewangelia. Spisane przez Jacka Moskwe. Paris: Editions du dialogue, 1991. 278 pp.

Ричардсон, английский квакер и математик (ум. 1953).

Адвентист Бругер, казнённый немцами за отказ воевать, 1943.

Йодер о евангельских основах миротворчества, речи 1970-1980-х гг.

Движение назаренов (миротворцы-протестанты)

Против войны митр. Георгий Ходр.

Честертон против пацифизма. критика Клемана;

Против П. Р.Нибур, 1986.


 

XXI век

Миротворчество и христианское разрешение конфликтов. СПб.: Библия для всех, 2007.

White, Andrew. The Vicar of Baghdad. Fighting for Peace in the Middle East. Oxford: Monarch Books, 2009. 192 pp.

Сайт амер. квакеров за П. http://www.fcnl.org/index.htm

Cветская традиция

теоретические работы - юридические материалы - исторические материалы - по регионам. - ООН.

 

Теоретические работы

Новиков Г. Теории международных отношений. Иркутск: Изд. Иркут. ун-та, 1996. 298 с. Превосходный очерк с т.зр. миротворческой.

Fry, Douglas. Beyond War: The Human Potential for Peace. Oxford University Press, 2007. 352 pp Дуглас Фрай. За пределами войны: миротворческий потенциал человечества. Оксфорд, 2007. Автор показывает, что война противоречит базовым стремлениям людей.

Сборник статей пацифистов "Мир возможен", 2003.

Как вести себя, если при тебе хотят обидеть человека ("Как вести себя при погроме").

Знатнов А. В. Противление злу ненасилием, 2000

Haxley, Aldous. An Encyclopaedia of Pacifism. London: Chatto and Windus, 1937. 130 pp.

Исибаси М. Невооруженный нейтралитет. М., "Прогресс", 1984.

antimil.narod.ru - библиотечка по пацифизму.

Против М. Орвелл.

Инна Лебединская о динамике отношения к армии в в Израиле, 2017.

Dalgaard-Nielsen, Anja. Germany, Pacifism and Peace Enforcement. Manchester University Press, 2006. 197 pp.

Pacifism in Japan. The Christian and Socialist Tradition. Eds. Nobuya Bamba, John F. Howes. University of Washington Press, 1978. 321 pp.

Fiala,  Andrew. Practical Pacifism. New York: Agora Publishing, 2004. 260 pp.

Cady, Duane. From Warism to Pacifism. A Moral Continuum. Philadelphia: Temple University Press, 2010. 171 pp.

Howes, Dustin Ells. Toward a Credible Pacifism. Violence and the Possibilities of Politics. State University of New York Press, 2009. 281 pp.

Юридические материалы

Пустогаров об "оговорке Мартенса" 1899 г.

Конвенции: о сухопутной войне, 1907; о защите мирного населения во время войны; о геноциде;

Декларация Сантьяго о праве человека на мир, 2011.

 

Исторические материалы

Пацифизм в истории. 1996.

Cooper, Sandi E. Patriotic Pacifism. Waging War on War in Europe, 1815-1914. Oxford University Press, 1991. 345 pp.

Brock, Peter. Pacifism in Europe to 1914. Princeton University Press, 2016. [Дополнительный том к истории пацифизма в США, впервые оп. 1972. ]

Поль Фельгенгауэр, немец-лютеранин, после поражения у Белой горы, бежал из Богемии. В 1648 году опубликовал "Perspicillum Bellicum" - непротивлении как единственно христианском ответе на войну. Считал войну признаком конца света. Особенно подчеркивал сатанинский характер идеи оборонительной войны. Еще двое пацифистом-мистиков эпохи 30-летней войны: Аннекен Хугванд из Крефельда (Anneken Hoogwand), 1640-1650- годы, считала любую войну греховной; Христиан Хохбург, теолог с университетской степенью,  начинал лютеранином, пришёл к меннонитам: "Победитель есть убийца".

Гернгутеры отличались неприятием господствовавшего рационализма. Освобождение от военной службы им давал в 1742 году Фридрих II Прусский, в 1749 году британский парламент. Но обычно они платили штраф или покупали замену себе. Но были и гернгутеры, воевавшие, в том числе, в Америке. Франклин в 1756 году посетил Бетлехем в Пенсильвании и был поражен тем, что гернгутеры хорошо вооружены, а город отлично укреплен. Их пацифизм основывался прежде всего на желании дистанцироваться от мира, себя же они были готовы защищать. Хотя были среди них и принципиальные пацифисты (еп. Джон Етвейн, США). Цинцендорф верил в справедливую войну и писал: "Если мы скажем, что Спаситель запретил христианам - то есть, всем европейцам - воевать, это был бы нонсенс". Надо помнить, что Союз Чешских Братьев отверг пацифизм еще в 1500 году. Возможно, на пацифизм гернгутеров повлияли их контакты с меннонитами. В XIX веке гернгутеры активно сражались во время наполеоновских войн (за независимость Пруссии), в общем, пацифизм их был условным.

Меннониты тоже в XIX веке ослабили свой антипацифизм. Право не служить воспринималось как привилегия, данная ансен режим, неуместная при демократии. В Германии, Австрии, Швейцарии, России в третьей четверти XIX века с них эту привилегию сняли.

Мир/Peace: Альтернативы войне от античности до конца Второй мировой войны, Антология (под ред. Ч. Чэтфилдд, Р. М. Илюхиной). М., 1993.

War and peace in the ancient world. Edited by Kurt A. Raaflaub. Blackwell Publishing, 2007. 398 pp.

Самойлович К.Ю. О пацифизме Фенелона (по роману «Приключения Телемака») // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

Толстой о конгрессе о мире, 1899; о мире и патриотизме, 1896;

О пацифизме Милюков.

Берта фон Зутнер (ум. 1914).

 

Теоретики. - Сегодняшние сторонники ненасилия в России. - История. - Герои ненасилия.

Ср. - миротворчество, пацифизм, свобода совести (агрессия; война;убийство)- космополитизм.

ТЕОРЕТИКИ НЕНАСИЛИЯ

Пейдж - 2002, монография о политологии ненасилия.

Шарп Д. От диктатуры к демократии: концептуальные основы освобождения. М: Ультра. Культура, 2005. 224 с.  Теоретик ненасилия, книга вышла в 1993 г., мирные революции 1990-2000-х совершились, возможно, и благодаря ей.

Социолог Гилинского о тупиковости Н. как средства борьбы с преступностью.

Гжегожчик, 1992. Кинг. Рассел; Ганди; Толстой; Кант, анализ Судакова, 1995; Эльфрик, 1015 г.

Католический взгляд: Ванье, 1992.

Давыдов Ю. Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой. 2006.

Гельфонд М. в защиту учения Толстого, 2011.

www.cnvc.org - Center for non-violent communication

Wink, Walter. Jesus and Nonviolence: A Third Way (Facets). 2003.

Kurlansky, Mark. Nonviolence: The History of a Dangerous Idea.

Zinn, Howard. The Power of Nonviolence: Writings by Advocates of Peace.

ИСТОРИЯ НЕНАСИЛИЯ

Назаретян А. Эволюция ненасилия: историческая ретроспектива. 2007.

Сборник Опыт ненасилия в ХХ столетии. М., 1996., особенно статья Девяткина.

Гаффар (ум. 1988), лидер исламского ненасилия в Индии.

Роллан об идеях ненасилия у последователей Толстого и Ганди. Лурье - анализ полемики с Толстым в 20 в.

Баллу Э. (ум. 1890), священник, США. Уильям Гаррисон (ум. 1875), аболиционист.

Адвентисты, их отказ от военной службы - очерк Хайнца.

Сарутопрак о сторонниках ненасилия среди турецких мусульман, 2006.

Мертон о ненасильственном сопротивлении Гитлеру в Дании

Госс-Майер о ненасильственном сопротивлении Гитлеру в Норвегии, 1993.

Митрохин Л.Н. Христианство и борьба за мир (религиозный пацифизм на Западе: истоки и социальная роль) // Вопросы философии. 1984. № 11.

Еврейская песня про козлёнка - баллада о насилии.

Новодворская В.И. Еще раз о ненасилии // Свободное Слово. №16, 6 июня 1989.

Кротов, Н. в двадцатом веке, 1999;

ГЕРОИ НЕНАСИЛИЯ

Фpанц Егеpштеттеp (1943). Левинскас, 1958 о своём опыте Н. - В.Шелков (ум. 1980), адвентист

РУССКИЕ - СЕГОДНЯШНИЕ СТОРОННИКИ НЕНАСИЛИЯ

Виталий Адаменко, р. 1977, Самара.

Артём Марченков, р. 1972. Правозащитник, публицист. marchenk.livejournal.com.

Сайт nasiliu.net - antimilitary.narod.ru antimil.narod.ru,

Кротов, полемика 1998 г.

Н. как способ борьбы с антисемитизмом, передача на "Радио Свобода", 2009.

nonviolent-conflict.org

 

История по регионам

Англия

См. английский "миротворческий веб", централизован с 1995 г.: www.nonviolence.org (6.2001).

забавная близорукость Орвелла, 1940;

как продолжение буржуазности - отчужденности от военного, Оруэлл, 1941. "Пацифизм как фашизм" - Орвелл, 1942.

 

критика Клемана;

 

За непротивление Дурылин, 1926.

Германия

Кант. О вечном мире. 1795.

Сдвижков Д. Против «железа и крови». Пацифизм в Германской империи. М., ИВИ РАН, 1999. 332 с.

 

Европа

Илюхина Р. Пацифистская идея в европейской истории // Европейский альманах. 1992.

 

Кавказ

Сборник материалов о традициях М. на Кавказе, 2001.

Пацифизм мусульманина Кунты-хаджи в Чечне в 19 в., очерк Рощина.

 

Россия

Долгий путь российского пацифизма: Идеал международного и внутреннего мира в религиозно-философской и общественно- политической мысли России. М.: ИВИ РАН, 1997.

О том, как советская власть выбивала М. из протестантов, Савацкий.

Савин А.И. «Эта работа … произведет соответствующее впечатление и на Европу». Из документов руководства ОГПУ СССР о методах борьбы с религиозными организациями в первой половине 1920-х годов. 2005. О борьбе с М. баптистов.

Баптист отказывается брать оружие в СССР, 1939 (роман-мемуар Грачева).

О репрессиях против антимилитаристов-толстовцев, Чертков, 1930. О пацифизме толстовцев и борьбе с ним большевиков Поповский, 1981.

Евтушенко Вас. 24 антимилитаристских тезиса призывника. 2013.

Остер Г. Сказка о том, как дети увели пап с войны. 2013.

США

Современный П. в США, Григорьев, 2006.

Дайсон (воевал во Второй мировой) в защиту пацифизма.

Воннегут, Эффект Барнхауза. О бомбёжке Дрездена.

Merton T. Passion for Peace: The Social Essays. New York: Crossroad, 1995. 350 pp.

Don Murphy: Can a Christian Be a Pacifist? SPIRITUALITY TODAY. Spring 1986, Vol. 38, pp. 100-110. Автор жил в Рентоне под Вашингтоном, распространял христ. ж-л среди хаттеритов в США.

 

Миротворческие функции ООН

М. как функция ООН, Шепова, 2005.

*

Б.Уркварт, бывший заместитель генерального секретаря ООН писал:

«Шесть основных условий успеха миротворческой деятельности: 1) согласие противоборствующих сторон на посредническую роль ООН; 2) единство мнений по вопросу о мерах поддержания мира в Совете Безопасности, прежде всего, между его постоянными членами; 3) ясный и реальный мандат силам по поддержанию мира; 4) отказ от использования силы войсками ООН за исключением крайних случаев, связанных с самообороной; 5) готовность стран-членов ООН выделять подготовленные воинские контингенты; 6) способность ООН обеспечивать адекватное финансирование действий по поддержанию мира» (Urquhart В. Beyond the "sheriff's posse" , Survival, Vol. XXXII. - №3 (May-June 1990).

Никитин А.И. «Миротворческие операции: концепции и практика», Московский общественный научный фона, М.,2000

Andersson, A "Democracies and UN Peacekeeping Operations, 1990-1996";

Concluding Report 1997-2002 -"Challenges of Peace Operations: Into the 21st Century";

Damrosch. L. "The Role of the Great Powers in United Nations Peacekeeping";

Durch, William J. "The Evolution of U.N. Peacekeeping: Case Studies and Comparative Analysis";

Goulding, M. "The evolution of United Nations peacekeeping";

Fetherston. A. "Towards a Theory of United Nations Peacekeeping";

Fisas, V. "Blue Geopolitics: the United Nations Reform and the Future of the Blue Helmets";

International Peacekeeping "Special Issue: Managing Armed conflicts in the 21" Century";

Jakobson, P. "Overload, Not Marginalization Threatens UN Peacekeeping";

MacFarlane, S. ed. "Peacekeeping at a Crossroads";

MacKinlay, J. and Chopra J. "Second Generation Multinational Operations";

Malan. M. "Peacekeeping in the New Millennium: Fourth Generation Peace Operations?";

Oaklay, R., Dziedzic, M. Goldberg, E. eds. "Policing the New World Disorder: Peace Operation and Public Security";

Thakur, R. and Carlyle A. eds. "A Crisis of Expectations: UN Peacekeeping in the 1990s.";

Thakur, Ramesh, "The United Nations in a Changing World";

Woodhouse, Т., Bruce, R. and Dando, M. eds. "Peacekeeping and peacemaking: Towards Effective Intervention in Post-Cold War Conflicts".

 

Ср. спокойствие

 

"Военная революция" в Европе XVI-XVII вв.

Авербух М.С. Войны и народонаселение в докапиталистических обществах. Опыт историко-демографического исследования. М.: Наука, 1970. 217 с.

Война у первобытных народов. Превосходный анализ Фромма, 1973. Он же: О причинах войн.

Нефедов С.А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М.: Территория будущего, 2008. 752 с. Роль "военно-технических революций" в истории.

Мак-Нил У. В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках. М.: Территория будущего, 2008. 456 с.

Сорокин о статистике 997 войн и её значении.

Перщиц А. И., Семенов Ю. И., Шнирельман В. А. Война и мир в ранней истории человечества. М., 1994.

Федотов Г. Сумерки отечества. // Новый град. №1. 1931. О войне как источнике революций, о неизбежности мировой войны,В. и национализм.

Campbell, Brian. War and Society in Imperial Rome. 31 bc - ad 284. London: Routledge, 2002. 223 pp.

Дигесты Юстиниана, 534 г., о войне.

Dying for the Faith, Killing for the Faith. Old-Testament Faith-Warriors (1 and 2 Maccabees) in Historical Perspective. Ed.Gabriela Signori. Leiden: Brill, 2012. Pp. 325.

Buddhist Warfare. Ed. Jerryson, Michael; Juergensmeyer. Oxford University Press. 2010. 270 pp.

Флори об отношении христианства раннего и средневекового к В. Он же о законах средневековой войны.

О положительном отношении ранних христиан к службе в армии Аман.

Христианство и рыцарство, Кардини, 1982.

потребность в оправдании у рыцарства 12 в., Ладыгина, 2000;

Whetham, David. Just Wars and Moral Victories. Surprise, Deception and the Normative Framework of European War in the Later Middle Ages. Leiden: Brill, 2009. 2007.

Nicholson, Helen. Love, war and the grail: Templars, Hospitallers and Teutonic Knights in Medieval Epic and Romance. – Leiden: Brill, 2001. 289 pp.

Intervention, Terrorism, and Torture. Contemporary Challenges to Just War Theory. Steven P. Lee (eds). Dordrecht: Springer Netherlands, 2007. 321 pp.

Словарь библейского богословия, 1970. Военные и Иисус.

Кайуа о войне в архаическом обществе. История армии в европейское средневековье, Контамин. И.Смирнов о В., 1999.

World religions and norms of war. Edited by Vesselin Popovski, Gregory M. Reichberg, and Nicholas Turner. United Nations University, 2009. 352 pp.

 

Кащеев В. И. Война и понятие справедливости у греков в эпоху эллинизма // АМА. Вып. 9. Саратов, 1993. С. 23-50.

Halsall, Guy. Warfare and society in the barbarian West, 450–900. London: Routledge, 2003.

Brown, Davis. The sword, the cross, and the eagle: the American Christian just war tradition. Rowman & Littlefield Publishers, 2008. 306 pp.

Mercenaries and Paid Men. The Mercenary Identity in the Middle Ages. Proceedings of a Conference held at University of Wales, Swansea, 7th–9th July 2005. Edited by John France. Leoden: Brill, 2008. 428 pp.

ее глупость - Эразм Роттердамский, 1508; Томас Мор, 1515; Чистяков, 1996.

Справедливая война - Тогоева, 2006; кардинал Мартино; очерк Кротова. Англ. отличный сайт http://www.justwartheory.com/

Yoder, John. When War is Unjust. Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1984. Меннонит, теолог, о критериях справедливой войны и их недостаточности для установления мира.

Бердяев, - о природе войны, 1916; 1944; мать Мария Скобцова; Мориц; Полемика 1998 г. о войне 1940-х гг. Ср. милитаризм.

и игра - Хейзинга, 1938. и частная жизнь - у Макьявелли, Вайль, 2000;

Биологические основы В.: Эренрайх, 2004. Киммел.

как метафора христианского подвига, Макарий Великий. Тереза Авильская;

и рыцарство, Хейзинга, 1921;
1812 г. и дьячок В.Рагозин;
Пушкин о войне и избавлении от нее, анализ Нива, 1999;

Барт о милитаристском новоязе.

История военного мастерства - Меринг, 1909.

Дмитриев В.В. Экономика и война или Кто как воюет. Л.: Судостроение, 1991

о ней Вл.Соловьев, - "милитаризм съест войну", 1894; 1895;  религиозная, ее защищает Честертон, 1904; Булгаков С., 1914; Свенцицкий, 1919;

против войны даже за Отечество - генерал, потом архимандрит Митрофан Ярославцев, 1940-е.

как плод буржуазности, Бердяев, 1914; защита войны против пацифизма, Бердяев, 1915; Свенцицкий, 1919.

ее антиномичность, Бердяев, 1918; рабство человека у В., Бердяев, 1939; как плод национализма, Бердяев, 1947; частный случай насилий, ее неизбывность, Бердяев, 1915; как плод государства -  Бердяев, 1931;

Конвенции: Гаагская 1907 о сухопутной войне;

2 Ватиканский собор, 1965;

Против войны - как атаки свободы на человека - Ян Паточка, 1970-е.

Собор РПЦ 2000;

Пародия на песню "Хотят ли русские войны", 2008.

Вьетнамский синдром, Филозов.

http://costofwar.com - стоимость войн США в Ираке и Афганистане. 2011. Англ. яз.

Урланис Б. Войны и народонаселение Европы. Людские потери вооруженных сил европейских стран в войнах XVII - XX вв. (Историко-статистическое исследование). М.: Соцэкгиз, 1960. - 568 с.

Макиавелли Н. О военном искусстве. М.: Главное военное издательство наркомата обороны Союза ССР, 1939. 224 с.

Cumming, Ryan P. The African American Challenge to Just War Theory. A Christian Approach. New York: Palgrave Macmillan, 2013. 246 pp.

Holy War: The History of an Idea by Jacques G. Ruelland Cornellia Fuykschot & Jeanne Poulin. : 2007 Series Number: 0 ISBN: 0-7734-5548-X

 

 

* * *

ООН пришла к выводу, что после окончания Холодной войны (1991 год) число вооруженных конфликтов в мире уменьшилось на 40%. Более того, войны стали значительно менее кровопролитными. Если в 1950 году среднестатистический вооруженный конфликт уносил жизни 37 тыс. человек, то в 2002 году - 600. Конфликтологи спорят о том, будет ли борьба за топливо, ресурсы в будущем главной причиной войн между странами - или доминировать будут войны между классами, религиями, этносами. Более высок риск гражданской войны там, где экономика не развита, а идёт лишь экспорт одного-двух продуктов (нефть, какао, бананы). Другая возможная причина войн: коррупция и неэффективность центральной власти (на Западе коррупция и неэффективность - синонимы, в России - антонимы).

Русские философы о войне: Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, В.Ф. Эрн. - Жуковский; М.: Кучково поле, 2005. - 496 с.

 

Krimmer, Elisabeth. The Representation of War in German Literature: From 1800 to the Present. Cambridge, Cambridge University Press, 2010, 280 pp. Криммер Э. Изображение войны в немецкой литературе с 1800 г. до настоящего времени. Кембридж, 2010.

1974 год - не самый военизированный год в истории России. Между тем, книга издана в серии "Для детского сада".

1927 год. "Стихотворение" Маяковского:

Возьмем винтовки новые, на штык флажки! И с песнею в стрелковые пойдем кружки. Раз, два! Все в ряд! Вперед, отряд. Когда война-метелица придет опять — должны уметь мы целиться, уметь стрелять.

Любопытно, что Маяковский говорит о наступательной войне:

И если двинет армии страна моя — мы будем санитарами во всехМир. боях.

Ложь войны

Война – мирная операция: так турки называют вторжение на Кипр 1974 года. Иллюстрация.

Дополнительные материалы

Малов А. Московские выборные полки солдатского строя в начальный период своей истории. 1656-1671 гг. Москва: Древлехранилище, 2006 .- 624 с.

См.: История человечества - Человек  - Свобода - На первую страницу (указатели).

Рембрандт

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.