«Яков

Оглавление

Меч и Бог

«Не мир, но меч».

Многие понимают это как призыв защищать свои убеждения.

В евангелии Луки (12:51) вместо «меч» — «разделение». Не махайран, а диамэрисмон.

Вариант Луки является первоначальным, потому что в следующей фразе говорится не о кровопролитии, а о разделении: «пятеро в одном доме станут разделяться». Диамэмэрисмэной. То есть, налицо классическая игра слов.

Почему же «разделение» заменено на «меч»?

Потому что меч разделяет, рассекает. Зрительно, конечно, «меч» как метафора эффектнее, хотя игра слов теряется.

Поэтому у Луки в 2:35 Мария слышит от Симеона, что ей «оружие пройдет душу». «Оружие» тут — «ромфайя», обычно в русском пишут «ромфея». Название кажется от «Рома», но это сугубо фракийское оружие и в римской армии его использовали фракийские подразделения. Это длинный меч — в отличие от махайры.

В Евангелии от Луки Иисус говорит (22:36): «Продай одежду свою и купи меч». Тут в оригинале именно «махайра».

Кстати, это шутка, очень едкая, саркастическая. Как если современному москвичу Иисус предложит продать пальто и купить танк. И цены не те, и смысла нет.

У Ио 18:26 Пётр отрубает ухо эшнику именно махайрой. За что получает от Иисуса ответ, который милитаристы, любящие про «не мир, но меч», предпочитают не помнить: «Вложи меч в ножны».

«Вложи меч в ножны» — вот девиз Евангелия!

У Матфея это в более резкой формулировке:

«Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52).

В посланиях меч — однозначно Слово Божие. «Меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6:17). Махайран пневматик. Пневматический меч. Надувной меч, говоря по-современному.

Завершить обзор нужно, конечно, самой высокой нотой, которая объясняет и обращение к Матери Божией:


«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12).

Искал картинку с воздушным шаром в виде меча, да не нашел....

См.: Слово Божие - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем