Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Воскресение как диверсия

Нынешняя война породила волну слухов о диверсиях. Это нормально для агрессора, который крупнее, сильнее своей жертвы. О диверсантах толкует тот, в ком совесть нечиста. Человек выдумывает слухи, потому что убеждён: вот если бы на меня напал сосед, много сильнее меня, так что я не мог бы с ним прямо бороться, то я бы… Я бы ему песку в компьютер… Я бы ему гвоздей в замочную скважину… Я бы ему…

Интересно, что власти не поощряют эти слухи. Такие слухи подразумевают, что власть не может защитить своих любимых подданных, а сами подданные слабые и беспомощные. Военная же пропаганда твёрдо говорит, что мы самые могучие, хотя в одиночку противостоим орде дикарей. Враг ужасен:, может растоптать нас без труда, но мы победим, потому что мы победим.

Да, это иррационализм. Да, это шизофрения, комплекс неполноценности вместе с комплексом превосходства. Но разве кто-то считает, что войны - порождение разумности?

Конечно, нынешняя война не оригинальна. За последнюю треть века в диверсантах исправно числились грузины, белые колготки, а особенно, конечно, вайнахи. Они заняли в пропаганде место, которое ранее принадлежало «буржуям» и их «подлым наймитам», творившим диверсии идеологические и экономические, на любой вкус и размер. Диверсии объясняли все проблемы повседневной жизни.

Хорошая новость: да нету никаких украинских диверсантов! Умников - да, много умников, которые чётко сообразили, что списывать все настоящие и выдуманные трагедии на «украинских диверсантов» очень выгодно.

Плохая новость: один диверсант одну диверсию совершил.

Бог.

Диверсия длиной от Рождества до Воскресения.

У нынешней войны, в отличие от всех предыдущих, начиная со «спецоперации» в Молдавии в 1992 году («Приднестровье»), чрезвычайно активно используется религия, точнее, православие.Не патриарх Кирилл начал войну, он всего лишь марионетка Кремля, но марионетка речистая. Конечно, сохранилась вполне и пропаганда вполне светская, для которой главное - демонизировать Запад. Но раньше демонизация была по Марксу (людей эксплуатируют), а теперь по «культуре» (людей «развращают»).

Человек не может просто взять и убить. Человеку нужна идея, да не простая, а оправдывающая, даже возвеличивающая это убийство. Я-де не убил, я положил свою душу за ближних, застрелив этого… и того… и того…

Только бревном на пути такого «самопожертвования» канон Православной Церкви, отлучающий убившего на фронте от Церкви - временно, но отлучающий от Церкви, от Причастия Святых Христовых Тайн.

Сколько византийские императоры упрашивали патриархов отменить этот канон и, наоборот, причислять погибших на фронте к лику святых. Не добились.

Глупые они были. Сегодня просто объявили, что кто погибнет, выполняя приказы вертикали власти, тот святой. Патриарх возражать не стал, как не возражал в Праге в 1969 году на миротворческой конференции против агрессии Кремля, как не возражал никогда.

Но канон есть. Бревно. Можно бревно откатить в сторону и обвешать церковь иконами, изображающих солдат и офицеров с нимбами. Можно.

Только всё равно остаётся Христос.

Христос распятый, а не с оружием побеждающий зло, как Митра, любимый бог древнеримских солдат, тех самых, которые Христа распяли.

Христос - не кот Леопольд, который призывает жить дружно, не делая различия между агрессором и жертвой. Христос родился и жил среди жертв, среди порабощённых.

Христос сказал «кесарю кесарево», но почему Ему пришлось об этом говорить? Да потому, что всем - и друзьям, и врагам - было ясно, что Иисус не на стороне угнетателя, не на стороне завоевателя, не на стороне империи, а на стороне жертв имперской лжи и меча.

Христос помогал жертвам агрессии не тем, что сюсюкал с ними, разрешал им забыть о Божьих заповедях, благословлял лгать и убивать., а тем, что вошёл в их жизнь и Его вход стал для них выходом. Можно быть жертвой человеческой агрессии и несправедливости и одновременно быть жертвой Богу - жертвой, которая отвечает на смерть воскресением.

Не на зло - добром, не на насилие - силой, а воскресением!

Конечно, в проповедях Иисуса много идейных диверсий. Одно «подставь щёку» чего стоит - к тому же, Христос подставил и щёку, и вторую щёку, и ребро, в общем, весь подставился.

Главная диверсия Иисуса - воскресение. Только Бог способен на такую диверсию, и только воскресение Христа имеет значение не только для Христа. Воскресший Иисус - не пример для подражания, второе Я верующего. Воскресший Иисус дышит в верующем, и это дыхание свободы, правды, мира.

Война есть триумф веры в смерть. Война - это попытка победить смерть смертью. Христос - да, смерти смерть попрал, но почему же мы забываем «и сущим во гробах жизнь даровал»? А кто во гробу? Да кто спрашивает! Сами в гробу и других гробим.

Мы само воскресение загнали в гроб. Но пустой он, этот гроб! Христос воскрес две тысячи лет назад, вырвался из-под охраны солдат, Христос и сегодня воскресает, и сегодня солдаты не могут Его остановить. Дело за малым: чтобы и солдаты воскресли. Чтобы гроб - пустой, а душа - полная.

С каждым годом всё меньше христиан в мире, всё дальше в прошлое отступает эпоха, когда верующих было большинство, Воскресение Христово всё больше не государственное происшествие, а событие частной жизни. Так было и две тысячи лет назад. Никаких шансов обратить весь мир в христианство нет. Но разве Бог этого хочет? Ради этого воскрес Христос? Хотел бы - Сам бы и обратил. А Он отступил в свет, чтобы люди выступили против тьмы сами, верующие и неверующие.

Мир возможен не потому, что все могут уверовать в Воскресение, а потому что Воскресение совершается в каждом, кто соединяет правду с жизнью, а жизнь с миром. Вера в Воскресение Христово - ничто, Воскресший Христос - всё. Да все верующие провалятся, испарятся, но Иисус остаётся и останется. Воскресение нельзя доказать, Воскресение само - доказательство, да не божественности Иисуса, а человечности людей, чем кровавее война, чем чернее ложь, чем грубее насилие, тем громче шёпот Божий: «Не жди, когда закончится война, именно во время войны дай Мне воскресить в тебе того человека, которого Я создал, которого Я люблю и который способен любить, как Я».

См.: Мир - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Яков Кротов сфотографировал

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.