Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Оглавление

Рабство, рабовладение

История рабства.

Как апостол Павел совмещал свободу с одобрением рабства?

Рабство: кастрация способности к самоорганизации.

«Раб Кремля»: обстоятельство отягчающее или облегчающее вину?

Раб Божий.

Первый закон работехники или История одного раба между двумя крестами.

Рабство это свобода, «только в той мере».

Цена рабской жизни: как англичане выкупали рабов у рабовладельцев, 1835 год.

Рабство в США и его эхо.

9 января 1861 года. Свободу рабовладельцам!

Наполняйсь!

Рабство плохо... А разделение на государства хорошо? А забота об общественной безопасности? Легко осуждать древних за их подслеповатость, но точно ли мы лучше видим реальность?

 

"Раб Божий" - Кротов. Он же: "Я - раб Кремля",

порождает мнительность 5.11.1999; покаяние за него в США, 2001;

Радиопередача, 2002 г.

*  *  *

Иоанн Златоуст рулит! Изучая историю рабства, я несколько раз уже наталкивался на идею, что рабы — потомки Хама («хамово отродье»). Эта идея самозарождается в разных кластерах, начиная с позднего Средневековье. А Златоуст писал, что рабовладельцы — потомки Хама, что владеть другим есть грех именно Хама. Душка, душка! Кстати, при своем своем напряженном отношении к женщинам, он еще считал и угнетение женщины — тоже Хамовым грехом. Вообще надо понимать, что кроме рабов формальных были рабы по возрасту — дети, и рабы по гендеру — женщины.

*  *  *

Было ли в России рабство! Помилуйте, прадед Пушкина Ганнибал был ведь не «арапом», а именно рабом Петра I. Рабом! Василий Жуковский был сыном рабыни — причем эта рабыня была военнопленной. Рабыня-наложница. И сыну от нее отец мальчика не оставил ни копейки, отнесся к нему именно как к рабьему отродью. Рабыня была предана рабовладельцу как пушкинский Савельич своему рабовладельцу. И после этого удивляться, что Жуковский воспевал прелести самодурства и кнута. Это и есть «советский человек»: когда невозможно освободиться, надо расслабиться и получать удовольствие от своего рабства, был больше рабом, чем даже господин требует. Толстой уже потому велик, что писал сознательно «рабы» там, где другие (по сей день) употребляют «крепостные».

То же в афоризмах.

 

Дополнительные материалы

Иеремия, 34: Наказание евреев за порабощение соотечественников.

В книге Притч - раб, сделавшийся царём, самая негодная вещь.

Сирах, 33:25 - как обращаться с рабами.

Сирах 10:28: "Рабу мудрому будут служить свободные,
И разумный человек, будучи наставляем им, не будет роптать".

Ср. свобода, холопство.

Издержки работорговли: аукаются ли они сегодня?

Этимология - Бурлак, 2005.

Tsai, Daisy Yulin. Human Rights in Deuteronomy: with special focus on slave laws. De Guyter: 2014. 261 pp. [Цай Д. Права человека и рабство во Второзаконии]

Рабство греху, Ио. 8, 34. Призыв повиноваться господам Тит, 2,9.

Словарь библейского богословия, 1970.

Призыв Павла оставаться рабами: Бонхоффер, 1935.

Анализ взглядов каппадокийцев на Р. de Wet, 2013. Chris L de Wet. The Cappadocian fathers on slave management


6 век: появление у Церкви рабов.

 

Ср. колонат - очерк Коптева, 1999.

Кузнецова, 2017, о продаже в России крепостных.

Сенека в защиту достоинства рабов.

Яцевич А. Крепостной Санкт-Петербург Пушкинского времени. Ленинград: Пушкинское общество, 1937. Тираж 5 000 экз.

Елизарова Н. М. К вопросу об источниках рабства в Риме в I в. до н. э. (по данным Цицерона) // Античный мир и археология. Вып. 4. Саратов, 1979. С. 62-70

Byron, John. Recent Research on Paul and Slavery. Sheffield Phoenix Press, 2008. 173 pp.

Р. в Византии 10-12 вв., Литаврин. Раб крещен св. Ботвидом и убивает его, 1100.

www.brycchancarey.com/slavery/index.htm

Златоуст о возникновении рабства от Хама;

Р. у франков 6-7 вв., Корсунский, Кэлхун. Против рабства Вулман Дж. (ум. 1772), квакер, св. Анна Мария Жавуэ (1851)

Раб - глава у Бердяева, 1939; и сын, сравнение Апостолидиса для апологетики;

Р. и Церковь в Латинской Америке 16-18 вв., Григулевич, 1977.

Afigbo A. The Abolition of the Slave Trade in Southeastern Nigeria, 1885-1950. Rochester: University of Rochester Press: 2006. 231 pp.

Григорий Назианзин, 4 в.; рукоположение рабов, послание патр. Германа; в "Утопии" Мора, 1515; полемика 1776 в Америке; в совр. мире, Бердяев, 1931; творчество как победа над Р., Бердяев, 1931; Кривин;

Уильям Гаррисон (ум. 1875), аболиционист.

Glancy, Jennifer. Slavery in Early Christianity. Oxford University Press, 2002. 210 p.

Нибур Г.И. Рабство как система хозяйства. Этнологическое исследование. Ленанд, 2011. 442 с.

 

De Wet, C. 2010. Sin as slavery and/or slavery as sin? On the relationship between slavery and Christian hamartiology in Late Ancient Christianity. Religion and Theology 17:26-39. http://dx.doi.org/10.1163/157430110X517906  

 

Combes, I.A.H. 1998. The metaphor of slavery in the writings of the Early Church. From the New Testament to the beginning of the fifth century. Sheffield: Sheffield Academic Press. Journal for the Study of the New Testament Supplement Series 156.   


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

РАБСТВО В БИБЛИИ.  Система рабовладения была распространена во всем древнем мире. Первоначально в Р. обращали военнопленных,  а затем появились и рабы-соплеменники. Наиболее жестокую и унизительную форму Р. приняло в античном мире, где этот институт получил идейное обоснование. Так, Аристотель считал, что раб есть "существо, в силу своей природы подвластное" (Политика, 1, 1,4). В обществах *Древнего Востока Р. носило более мягкий характер.  Традиционное представление о сотнях рабов, создававших пирамиды и башни, является ошибочным: их строили свободные люди, получавшие жалованье и хорошо обеспеченные пищей. Рабы на Востоке употреблялись гл. обр. в домашнем хозяйстве.

В ветхозав. эпоху Израиль усвоил принципы рабовладения, свойственные окружающим народам. Однако различие между рабом и слугой было нечетким (оба обозначались одним словом: эвед, работник, и это слово не имело уничижительного оттенка). Раб нередко рассматривался как домочадец, имеющий право на наследство (Быт 15:3). Пятикнижие вводит ряд послаблений и ограничений в рабовладельческую систему. Раб-соплеменник должен был быть освобожден на 7-й год (вместе с семьей); освобождался и тот раб, кому хозяин нанес повреждение; убийство раба влекло за собой наказание (Исх 21:2,20,26). Несоблюдение этих правил вызывало гневное осуждение пророков (см. Иер 34:8 сл.).

НЗ не призывал к формальной отмене института Р., а преодолевал его, уничтожая идейные основы рабовладения. Во Христе, провозглашает ап. Павел, "нет раба, ни свободного" (Гал 3:28). Раб — "брат", а не "говорящее орудие", как часто называли его в древности (см. Флм 1:16).

Следует отметить, что библ. выражение "раб Божий" имело возвышенный смысл, означая того, кто служит Божественной воле. В этом смысле Сам Мессия именовался "Рабом" (см. ст.  Служителя Господня гимны). Однако НЗ отклоняет наименование  "раб"  для верных,  когда речь шла о рабе как невольнике, "Я уже не называю вас рабами, — говорит Христос Спаситель, — ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями..." (Ин 15:15).

В истории первым прямым выступлением христиан против института рабовладения отмечена деятельность амер. аболиционистов 19 в. Хотя не все конфессиональные общины поддерживали идею освобождения негров, мн. богословы и группы верующих клеймили рабство, ссылаясь на Библию. Среди них Л.Харрисон, Л.Бичер, Т.Уэлд, Дж.Бирни, автор кн. "Библия против рабства" (1837). Результатом их  борьбы явилась война между Севером и Югом и крушение рабовладельческой системы в США.

l Амусин И.Д., Эллинистич. идеолог Р., ВДИ, 1954, № 2; Берсье  Е., Раб Онисим, в его кн.: Беседы. СПб., 18912, т. 2; Вейнберг И.Н., Рабы и другие категории зависимых людей в палестинской гражданско-храмовой общине VI-IV вв.  до н. э.,  ПСб,  1974, ? 25 (88); К и с л о в а  А.А., Религия и церковь в обществ.-политич. жизни США 1-й пол. 19 в., М., 1989, с.177-201; M а р и н о в и ч  Л.П. и др., Р. в Восточной православной Римской империи в I-III вв., M., 1977; *M е й е р  Э., Р. в дpeвности, Пг., 19232; *М у х и н  И.Ф., Отношение христианства к Р. в Римской империи, К., 1916; Н а д э л ь Б.П., Запрещало ли палестинское право первых веков н.э. отпуск рабов на свободу?, "Folia orientаliа", 1961, №1-2; H е д е л ь с к и й  В.И., Революция рабов и происхождение христианства, M.-Л., 1936; *C т р у в е В.В., Борьба с рабством-должничеством в Вавилонии и Палестине, ПСб, 1958, ? 3 (66); Трофимова М.К., Христианство и Р., в кн.: Штаерман Е.М., Трофимова М.К., Рабовладельческие отношения в ранней римской империи, М., 1971; HDB, р. 924-26; *J e r е m i а s  J., Jerusalem in the Time of Jesus, L., 1973.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

1542 год, Брюгге