Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

ВОЕННАЯ РОССИЯ: 2000-е годы

ПЕРСОНАЛИИ

ЦЕРКОВНЫЕ ЛИДЕРЫ

См. отдельно очерки о патр. Алексии II, митр. Кирилле Гундяеве, архим. Тихоне Шевкунове.

 

ЕПИСКОПАТ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Руководят МП "прагматики" - люди, воспитанные в традициях сервилизма и следовании всякой политике правительства. Эти прагматики не имеют собственных богословских взглядов. Они объединены в кланы, но преданность патрону строго ограничена преданностью системе в целом. Различаются прагматики и активностью. В принципе, МП, как и государство в целом, замкнута на одном человеке - патриархе Алексии (1929). Своего рода "евреем при губернаторе" выступает при патриархе сравнительно молодой митр. Кирилл Гундяев (1946). Ровесники же Ридигера, хотя тоже члены Синода, реальной властью не располагаются и коротают дни в доверенных им колониях: Владимир Котляров (1929) - в Петербурге (любопытно, что он, как и патриарх, не сменил имя при постриге). Имеет репутацию либерала, уважением в епархии не пользуется, либерализм свой никак не проявляет в последние годы, да и раньше это были слова. Подмосковье отдано Ювеналию Пояркову (1935), Украина - Владимиру Сабодану (1935), Белоруссия - Филарету Вахромееву (1935), тоже "как бы либералам".

Сидят на крупных и почётных кафедрах: во Владимире Евлогий Смирнов (1937).

Это поколение "брежневское", которому на смену приготовлено поколение родившихся после Второй мировой войны: управляющий делами МП (с 2004) Климент Капалин (1949), костромской еп. Александр Могилев (1957), курский Герман Моралин (1956, фельдшер по образованию, в 2007 г. на него пошла жалоба в Москву, что Моралин в Курсе редко бывает; не ведают куряне своего счастья...).

Ранее был управляющим делами МП, входил в "ближний круг", но в 2003 г. отправлен в Воронеж Сергий Фомин (1949).

К числу либералов, которые по разным причинам не обтёсаны были властью до состояния полена, можно отнести сосланного в Литву Хризостома Мартишкина (1934), который прославился в 1970-е тем, что смело ставил в священники интеллигентов, в начале 1990-х тем, что признался в сотрудничестве с КГБ, а в начале 2000-х - заявил, что в сотрудничестве этом не было ничего плохого. В Эстонии сидит Корнилий Якобс (1924), отсидевший срок при Хрущёве и, видимо, один из тех героев веры, которых номенклатура любит держать при себе как "оперативное прикрытие", говоря языком чекистов - пока эти герои не "выступают".

К числу откровенных и агрессивных черносотенцев относятся: уфимский еп. Никон Васюков (1950), бывший участковый врач, часто забегающий впереди начальства в нападках на иноверцев, чукотский еп. Диомид Дзюбан (1961, украинец, ок. Харьковский ин-тут радиоэлектроники, был в ТСЛ, в 2007 выпустил со своим духовенством громогласную декларацию). Клялся в антиэкуменизме еп. Биробиджанский Иосиф Балабанов (1954). Еп. Иларион Хилько (1955) дошёл до того, что публично критиковал верхушку МП за невнимание к "рядовым" архиереям, за что и был в 2006 г. переведён с кафедры в Тульчино на кафедру в Хуст. Зато Хилько "позволяет себе": и глобализацию обличает, и три шестёрки... На Диомида ссылается.

"Молчаливое большинство", не имеющее никаких взглядов вообще, не так уж однородно. У некоторых нет взглядов, зато есть пороки, крупные пороки. Выгнать их - а почему, собственно? Это означает расшатывать систему, вводить какой-то ещё, помимо лояльности, критерий службы. Вот и продолжает служить, хоть и в Магадане, Гурий Шалимов (1946), один из команды ОВЦС-Гундяева, постоянно обвиняемый в педофилии. Впрочем, можно совмещать крайности эротики с крайностями политики: еп. Никон Миронов (1960) в 1999 г. прославился в Екатеринбурге одновременно тем, что сжигал книги православных "либералов", и тем, что приставал к мужчинам. Был "осуждён: назначен настоятелем храма в Москве в Вешняках.

Напротив, еп. Илиан Востряков (1945) в политизированности не замечен, а вот в чём-то был замечен, да так, что после смерти патриарха Пимена отправлен в Тобольск. Отказался - случай уникальный! - был наказан отправлением на покой, но пожаловался куда-то так, что патриарх всё-таки смилостивился и сделал и его почётным настоятелем подмосковной церкви. Подозревают, увы, всё ту же одноцветную любовь - как и в случае с его многолетним покровителем еп. Ювеналием Поярковым.

Ненавидим всеми (включая архиереев) за распутство, пьянство, гебешность и самодурство еп. Гавриил Стеблюченко (1940) - до того, что его на три года отправляли в монастырь на покаяние - но потом всё же дали кафедру, хотя и в Благовещенске. Так он оттуда "сектантов" обличает...

В своей небольшой епархии - Абакане - борется с "сектантами" еп. Ионафан Цветков (1962), по образованию столяр на судоремонтном заводе. Сидит в Ташкенте бывший при коммунистах церковным дипломатом, фаворитом патр. Пимена митр. Владимир Иким (1940), для которого чалма лучше не только тиары. В Казахстане в почётной ссылке митр. Мефодий Немцов (1949, окончил железнодорожный техникум), при большевиках сделавший отличную карьеру и заслуживший уникальную характеристику от коллеги, митр. Хризостома: "Он офицер КГБ, атеист, человек порочный, навязанный кагебешниками. Синод был единодушно против такого епископа – но нам пришлось взять на себя такой грех; а дальше – какой у него был взлет! Стал митрополитом, чуть ли не десять лет распоряжался церковными деньгами, миллионами, – был председателем Хозяйственного Управления!"

Подлинно "молчаливое большинство" - архиеп. Казанский Анастасий Меткин (1944) (сумевший наладить получение негласной помощи от католиков), еп. Астраханский Иона Карпухин (1941), в Карелии Мануил Павлов (1950) и его протеже в Архангельске Тихон Степанов (1963) - выпускник лесомеханического техникума. Его младший брат влиятельного архиерея Димитрий Капалин (1952) - в Тобольске.

Своеобразная команда "дипломатов", клонов митр. Кирилла Гундяева, под его началом создающих сеть епархий МП по всему миру: во Франции Иннокентий Васильев (1947), выпускник МГИМО, в Англии с титулом Богородского еп. Елисей Ганаба (1962).

Существует внутри епископата и группа людей, бывших у власти при патр. Пимене - например, нынешний еп. Тульский Алексий Кутепов (1953) (сразу после смерти Пимена сосланный в Казахстан).

С 2007 г. в МП влилась часть "карловчан". Бывший российский карловчанин еп. Евтихий Курочкин (1955) заблаговременно вернулся в МП "с покаянием", за что был поставлен викарием патриарха с титулом "Домодедовский".

Можно предположить (по западному образованию и патрону), что вменяем еп. Бобруйский Серафим Белоножко (1971). А вот молдавский еп. Пётр Мустяцэ в 2007 г. был отправлен в монастырь - пытался заманить в МП молдаван, избивая их. После чего заявил, что получил епископство за колоссальную взятку - и потребовал её вернуть. Митр. Кирилл Гунядев предал этот факт огласке - видимо, борясь со своими врагами в синоде.

К числу несомненных лидеров - из тех, которые на Западе основывают многотысячные религиозные движения - относится свящ. Кочетков. Возможно, поэтому он подвергался такой травле со стороны своего церковного начальства и со стороны таких же церковных консерваторов, которым является сам. Много общин с такой же сплочённостью, как в общине Кочеткова, много столь же изоляционистских (и во всех этих общинах есть, скорее всего, подлинная духовная жизнь, а не только "православность"). Но Кочетков - один. Ближайшим его помощником являются Александр Копировский (также Виктор Котт; Бор. Колымагин). Кочетков нашёл единомышленника и спонсора в лице Никиты Струве (Париж). Он создал, как и Воробьёв, "институт", "братство", через которые прошли тысячи людей. Сторонник жёсткого послушания (как и Воробьёв), Кочетков и его последователи говорят о себе как о единственной в России "миссионерской общине".

Необходимо отметить, что Кочеткова и друзья, и враги называют обычно "либералом". Характерное недоразумение, воспроизводящее в минитюре в церковной сфере недоразумение, согласно которому в "большом мире" называют либералами чиновников, которые могут быть признаны таковыми лишь на общем людоедском фоне номенклатуры. Кочетков не экуменист - во всяком случае, он категорически против интеркоммуниона. Его экуменизм, как и вообще патриархийный, сугубо потребительский. Он насаждает принцип жесткого исполнения определённых правил (как и Воробьёв), которые сам и устанавливает, разумеется, со ссылками на древность. Он умеет подчинить свой характер принципу абсолютной лояльности начальству.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова