Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ИОАГАНН ЭКХАРТ


Его:

Отрывки из трех трактатов. - О нищете духом. - О свершении времен. - О том, что Бог един. - Бог есть любовь. - Cильна как смерть любовь. - Марфа и Мария. - Изречения.

Экхардт. Речи наставления. Книга Божественного утешения. О человеке высокого рода. Об отрешенности. Проповеди. М.: Наука, 2010. 443 с.

Экхардт. Об отрешенности. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 432 с. Сборник сочинений, инквизиционные акты и т.п.

О нем:

Фромм. Реале;

Кротов: 1320-е годы: Мейстер Экхардт о любви и смерти.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

ЭКХАРТ (Eckhart), Иоганн (М е й с т е р  Э к х а р т), иером. (ок.1260-1327), нем. католич. богослов и мистик. Род. в Тюрингии в рыцарской семье. В отроческие годы стал монахом Доминиканского opдeнa. Пoлyчил разностороннее схоластич. образование. Читал лекции в Парижском ун-те; занимал руководящие должности в ордене. Прославился как проповедник, впервые обращавшийся к народу на его родном языке. Незадолго до смерти Э. против него было выдвинуто обвинение в ереси, и хотя доминиканцы успешно защищали его, ряд положений доктрины Э., вырванных из контекста и скорее всего неверно понятых, был осужден папой Иоанном XXII (1329). Тем не менее авторитет Э.  в католич. богословии не был подорван и его наследие тщательно изучалось.

Э. как экзегет и богослов. Э. написал комментарии к Быт, Исх, Притч и Ин. Самой большой известностью пользуются его Беседы, или Проповеди. Они представляют собой комментарий к важнейшим местам Библии, написанный в духе богосл. *мистицизма. Для раскрытия своей мысли Э. чаще всего прибегает к *аллегорическому методу толкования. Так, напр., пять мужей еванг. самарянки превращаются у него в пять чувств, отдаляющих душу от Бога. Одна из главных тем Э. — «духовная нищета» (см. Мф 5:3), к-рую он понимал как высшую форму освобождения от всего тварного. «Человек, к-рый вполне отрешен, настолько восхищен в вечность, что ничто преходящее не может уже заставить его почувствовать плотского волнения; тогда он мертв для земли». Эта отрешенность есть путь к Богу. «Где кончается тварь, там начинается Бог. И Бог не желает от тебя ничего большего, как чтобы ты вышел из себя, поскольку ты тварь, и дабы Богу быть в тебе Богом». Историческое Рождество есть для Э. символ таинственного рождения Бога в человеке. Оно продолжается вечно, как вечен процесс самого творения. Следуя апофатич. учению *Дионисия Ареопагита, Э. утверждал абсолютную надмирность Божества. «Божество» (Gottheit) выше даже Самого Бога, ибо Оно становится Богом лишь когда действует, когда из Него изливается тварное бытие (здесь у Э. отмечается элемент пантеизма). Мир исходит из Божества, чтобы в Него вернуться. Это возвращение совершается искупительной силой Христовой и «духовной нищетой» верных, отдающих себя Небу. Э., однако, не ограничивается отрешенным мистицизмом, признавая ценность деятельной жизни (Мария избрала благую часть, но и Марфа возлюблена Спасителем). Чтобы объяснить, как можно сочетать созерцание и деятельность, Э. находит в Библии свидетельства в пользу двуединого бытия человека. Действуют и Моисей, и Дева Мария, и Сам Христос, и одновременно дух их пребывает с Богом и в Боге. «Знай, — пишет Э., — внешний человек может быть погружен в деятельность, в то время как внутренний человек остается свободным и неподвижным». Учение Э. оказало большое влияние на европ. мысль, в частн., на Николая Кузанского, *Беме, *Лютера, *Шеллинга, *Гегеля и экзистенциалистские философские системы.

u Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936-48, Bd.1-8; Meister Eckhart. А Modern Translation, N.Y., 1957; в рус. пер.: Духовные проповеди и рассуждения, М., 1912; Избранные проповеди, М., 1912.

l Г р у ш к е  Н., Экгарт, ЭСБЕ, т.40; Мейстер Экхарт, «Логoc», 1972, № 4; C о к о л о в  В.В., Ср.-век. философия, М., 1979;  С т е п у н  Ф., Трагедия мистич. сознания, «Логос», 1911-12, № 2-3; X о р у ж и й  С., Э., ФЭ, т.5; *Ш т е й н е р  Р., Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение к совр. мировоззрениям, М., 1917;  А n с е l е t - H u s t а с h е  J., Ma€tre Eckhart et la mystique Rh№nane, Р., 1956 (англ. пер.: Master Eckhart and the Rhineland Mystics, N.Y., 1957); М i е t h  D. (hrsg.), Meister Eckhart, Freifurg-B., 1984 (с библиогр.); ОDСС, р. 442.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова