Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ДОМ

«Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор 4:1)

Дом - строительство дома (домостроительство) как образ спасения в Библии; как образ аскезы, Дорофей; Ср. семья. Хазарадке, 2003 о восточных традициях закладки Д. Филозов о древнеримской идее Д.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. СПб.: Наука, 1983. 191 с.

Меерович М. Наказание жилищем. Жилищная политика в СССР как средство управления людьми. 1917-1937. М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. 303 с.

Мф. 24,2 (камня на камне не останется).

Joost van Baak The House in Russian Literature: A Mythopoetic Exploration Amsterdam/New York, NY, 2009, 525 pp. Series: Studies in Slavic Literature and Poetics 53

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Ч-ку - для жизни - нужны благоприятная среда и надежный кров: семья и Д., названные оба по-евр. одним и тем же словом: байт (бет в составных словах, напр. Бетел, дом Божий). Однако Бог не ограничивается тем, что дает ч-ку семью, связанную кровными узами и материальное жилище; Он хочет ввести его в Свой Д., не только как слугу, но и как сына; вот почему, после своего обитания среди Израиля во Храме, Бог послал Своего Единородного Сына, чтобы Тот воздвиг Ему духовное жилище из живых камней, открытое для всех людей.

I. ДОМ СЫНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

1. Дом семьи. - Ч-к хочет иметь место, где бы он чувствовал себя «дома», гнездо, как говорит древняя пословица (Притч 27.8), кров, защищающий его личную жизнь (Сир 29.21); притом, в своей стране (Быт 30.25), там, где его отчий Д., наследство, к-рое никто не должен ни отнимать у него (Мих 2.2), ни даже пожелать (Исх 20.17 п). В хорошо содержащемся доме сияет любезность жены (Сир 26.16), но присутствие злой жены делает жизнь в нем невыносимой (25.18 слл); ч-к живет в нем со своими сыновьями, неотлучно пребывающими с ним, тогда как слуги и рабы могут этот Д. покинуть (Ин 8.35); он любит принимать в нем гостей, даже упрашивая их при случае (Быт 19.2 сл; Деян 16.15). Д. так дорог, что отстроивший его не должен быть лишен радости пожить в нем; так, в Израиле, весьма ч-чный закон освобождал его от участия в походах, даже во время свящ. войны (Втор 25; 1 Макк 3.56).

2. То, что созидает и то, что разрушает. - Итак, построить Д. - значит не только сложить (построить) его стены, но и основать очаг, родить потомство и передать ему религиозное учение и примеры добродетели; это дело мудрости (Притч 14.1) и такой труд, в к-ром добродетельная женщина незаменима (31.10-31); это дело даже божественное, к-рое ч-к не может осилить один (Пс 126.1). Но, совершая зло, ч-к навлекает на свой Д. несчастье (Притч 17.13); глупая жена разрушает его (14.1). Ибо, еще до разрушения Д., грех вызвал уже другое разрушение - самого ч-ка, бренного жилища из праха (Иов 4.19), оживотворенного дуновением Бога (Быт 1.7). Грешный ч-к должен умереть и вернуть Богу свой дух, прежде чем последовать за своими отцами в могилу - в свой вечный Д. (Быт 25.8; Пс 48.12,20; Екк 12.5 слл). Однако он продолжает жить в своем потомстве, т.е. в Д., к-рый Бог построил для Своих друзей (Пс 126). Вот почему построить Д. и не иметь возможности в нем жить, является символом Божия наказания, заслуженного неверностью (Втор 28.30). Избранные же в эсхатологической радости будут обитать в своем Д. вечно (Ис 65.21 слл).

II. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ДОМ БОГА

1. Дом Израилев и дом Давидов. - Бог желает снова жить среди людей, к-рых грех отделил от Него; Он полагает начало Своему намерению, призвав Авраама служить Ему и выведя его из среды людей, служащих иным богам (Ис Нов 24.2); поэтому Авраам должен был покинуть свою страну и Д. своего отца (Быт 12.1) и жить в шатре, как странник, так же как и его сыновья (Евр 11.9,13), до того дня, когда Иаков со своими сыновьями поселился в Египте; но вскоре Израиль будет стремиться выйти из этого «дома рабства» и Бог освободит его, чтобы заключить с ним союз и обитать в сердце Своего народа в Скинии, к-рую Он Себе приуготовил; там будет покоиться облако, скрывающее славу Его и являющее Его Присутствие всему Д. Израилеву (Исх 40.34-38). Это название применимо также к потомкам Иакова, ставшим многочисленнее звезд (Втор 10.22).

Этот народ собирается вокруг Скинии своего Бога, названной поэтому Скинией Собрания (Исх 33.7); здесь Бог говорил с Моисеем, рабом Своим, к-рый всегда имел доступ в Его Д. (33.9 слл; Числ 12.7) и к-рый довел народ до обетованной Земли; Ягве захотел сделать из этой земли, к-рая является вся «Его домом» (Ос 8.1; 9.15; Иер 12.7; Зах 9.8), постоянное жилище Своего народа (2 Цар 7.10). Позже Давид желал построить Богу Д., подобный дворцу, в к-ром живет он сам (7.2). Бог отклонил этот проект - Ему довольно Скинии (7.5-7), но благословил намерение Своего Помазанника: хотя Он не соизволил жить в каменном Д., Он решил воздвигнуть Давиду Д. и укрепить его потомство на престоле (7.11-16); построить Д. Богу суждено было Сыну Давидову, о К-ром Бог сказал: «Я буду Ему отцом» (7.13 сл).

2. От каменного дома к небесному храму. - Соломон применил это таинственное пророчество к себе; провозгласив, что небеса небес не могут вместить живущего на них Бога (3 Цар 8,27), он построил Д. для прославления Имени Ягве, к-рое будет в нем призываться и для ковчега - символа Его присутствия (8.19 слл,29). Но Бог не связан ни с каким местом и ни с каким Д., о чем Он поручает Иеремии провозгласить в самом Д., над к-рым наречено Его имя (Иер 7.2-14); Он показывает это Иезекиилю в двух видениях: в одном слава Божия покидает свой оскверненный Д. (Иез 10.18; 11.23); в другом она является пророку в языч. земле, куда уведен в плен Д. Израилев (Иез 1). Но этому Д., к-рый осквернил Имя Его, Бог возвещает, что Он его очистит, соберет, объединит и в нем устроит вновь Себе жилище (36.22-28; 37.15 сл,26 слл). Все это будет следствием излияния Его Духа на Д. Израилев (39.29). Это важнейшее пророчество показывает каков настоящий Д. Божий: не материальный и символический Храм, подробно описанный пророком (40-43), но сам Д. Израилев, духовное жилище его Бога.

3. Дом Бога смиренных. - Впрочем, двойной урок будет дан народу по его возвращении из пленения, чтобы освободить его от обособленности и формализма; с одной стороны, Бог открывает Свой Д. всем народам (Ис 56.5 слл; ср Мк 11.17); с другой, Он возвещает, что Д. Его трансцендентный и вечный и чтобы быть введенным в него надо иметь смиренное и сокрушенное сердце (Ис 57.15; 66.1 сл; ср Пс 14). Но кто же может ввести ч-ка в эту тесную обитель? Сама Премудрость Божия придет к людям создать Свой Д. и призвать их войти в него (Притч 8.31; 9.1-6).

III. ДУХОВНЫЙ ДОМ ОТЦА И ЕГО СЫНОВ

1. Иисус Христос - Премудрость Божия (1 Кор 1.24) и Слово Божие, Которое пришло обитать среди нас, став плотью (Ин 1.14). Он - из Д. Давидова и будет царствовать над Д. Иакова (Лк 1.27,33); но в Вифлееме, городе Давида, где Он родился, не нашлось для Него места ни в одном Д. (2.4,7). Хотя Он живет в Назарете в Д. Своих родителей (2.51), уже в возрасте двенадцати лет Он свидетельствует, что должен быть в том, что принадлежит Отцу Его (2.49), Д. Которого является Храм (Ин 2.16). В этом Д. Он будет действовать с властью Сына, ибо это и Его Д. (Мк 11.17 п); но Он знает, что этот Д. обречен на разрушение (13. 1-2 п) и Он пришел, чтобы построить иной Д.: Церковь Свою (Мф 16.18; ср 1 Тим 3.15).

2. В продолжение исполнения этой миссии у Него не будет Своего «пристанища» (Лк 9.48), ни семьи (8.21); Его будут приглашать и Он будет Сам приходить в Д. грешников и мытарей (5.29-32; 19.5-10); у принимающих Его Он будет находить порой холодный, порой радушный прием (7.36-50; 10.38 слл); но всегда Он будет приносить в эти Д. призыв к обращению, благодать прощения, единственно необходимое откр. спасения. Ученикам, к-тые по Его призыву оставляют свой Д. и отказываются от всего, чтобы следовать за Ним (Мк 10.29 сл), Иисус поручает приносить мир в Д., к-рые примут их (Лк 10.5 сл), и одновременно призыв следовать за Ним, ибо Он есть, путь ведущий к Д. Отчему, куда Он обещает нас ввести (Ин 14.2-6).

Чтобы открыть нам доступ в этот Д., строитель к-рого - Бог, и во главе к-рого находится Он Сам, будучи Сыном (Евр 3.3-6), Христос, наш Первосвященник, нас там предваряет, проникая в него через жертву Свою (6.19 сл; 10.19 слл). Этот Д. Отчий, это небесное святилище - духовная реальность, недалекая от нас; «это мы сами» при условии, что наша надежда нерушима (3.6).

3. Разумеется, этот Д. Божий будет закончен лишь тогда, когда каждый из нас, покинув свое земное жилище, облечется в жилище вечное и небесное, в свое тело славное и бессмертное (2 Кор 5.1 сл; см 1 Кор 15.53). Но уже теперь Бог призывает сотрудничать с Ним в построении этого Д., основанием к-рого является Иисус Христос (1 Кор 3.9 слл), краеугольный и живой камень; и Д. этот составлен из живых камней, к-рыми являются верующие (1 Петр 2.4 слл). Давая нам доступ к Отцу, Христос не только допустил нас как гостей в Свой Д., но и дал нам быть в нем «своими» Богу (Еф 2.18 сл), быть включенными в здание и возрастать с ним; ибо каждый становится обителью Божией, когда Духом он соединен с своими братьями в Господе (2.21 сл). Вот почему в Откр Ин небесный Иерусалим не имеет больше Храма (21.22); он весь - Д. Божий и люди в нем стали Его детьми (21.3,7) и пребывают со Христом в любви Отца Его (Ин 15.10).

JMF & MFL

см. гостеприимство - отцы, Отец I 1 - пребывать - присутствие Божие ВЗ III 1 - созидать - Храм ВЗ I 2, НЗ 11

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова