Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

СЛАВА

 

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

I. СЛАВА ВООБЩЕ

В евр Библии слово, означающее С.(кавод), включает понятие о весе. Вес ч-ка в жизни определяет его значительность, уважение, к-рое он внушает, его С. Следовательно, в евр. языке, в противоположность греч. и русскому, С. означает не столько доброе имя, сколько подлинную ценность, как бы измеряемую весом.

В основе С. может быть богатство. Авраам назывался славным, потому что он был «очень богат скотом, серебром и золотом» (Быт 13.2). С. обозначает также высокое общественное положение, занимаемое ч-ком, и авторитет, к-рый оно ему сообщает. Иосиф говорит своим братьям: «Скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте» (Быт 45.13). Иов, разоренный и униженный, восклицает: «Он совлек с меня славу мою» (Иов 19.9; 29.1-25). Так же как и могущество (Ис 8.7; 16.14; 17.3 сл; 21.16; Иер 48.18), С. заключает в себе сияние. Она означает блеск красоты. Говорят о свящ. одеждах Аарона, сделанных «для славы и благолепия» (Исх 28.2,40), о С. храма (Агг 2.3,7,9), или Иерусалима (Ис 62.2), о «славе Ливана» (Ис 35. 1 сл; 60.13).

С. есть удел царя по преимуществу. Она, наряду с могуществом и богатством, выражает блеск его царствования (1 Пар 29.28; 2 Пар 17.5). Соломон получает от Бога «богатство и славу, так что не будет подобного (ему) между царями во все дни (его)» (3 Цар 3.9-14; см Мф 6.29). Ч-ка, царя творения. Бог увенчивает «славою и честью» (Пс 8.6).

II. ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЛАВЫ

Писатели ВЗ сознавали непрочность ч-ской С. «Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается, ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его» (Пс 48.17 сл). В Библии С. связывается с нравственными и религиозными ценностями (Притч 3.35; 20.3; 29.23). Повиновение Богу важнее всякой ч-ской С. (Числ 22.17 сл). Бог есть единственное прочное основание С. (Пс 61.6,8). Мудр., размышляющий об эфемерной С. нечестивых, хочет иметь только Бога С. своей: «Ты примешь меня в славу» (Пс 72.24 сл). Такое отношение к С. достигнет совершенства у Христа. Когда Сатана предлагает Ему «все царства мира и славу их», Иисус отвечает: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи» (Мф 4.8 слл).

III. СЛАВА ЯГВЕ

Выражение «слава Ягве» означает Самого Бога в проявлении Его величия, могущества, сияния Его святости, действенной силы Его существа. С. Ягве проявляется в богоявлении. В ВЗ наблюдаются два вида явлений С. Божией: великие деяния Бога и Его явления людям.

1. Великие деяния Божии. - Бог являет Свою С. Своими дивными делами, Своим Судом, Своими « знамениями» (Числ 14.22). Таково в первую очередь Чудо Чермного моря (Исх 14.18), таково чудо с манной и перепелами: «Утром увидите славу Господню» (Исх 16.7). Бог приходит на помощь Своим. С. в подобном случае почти синоним спасения (Ис 35.1-4; 44.23; ср Ис 40.5 и Лк 3.6). Бог Союза-Завета своею С. спасает и возвышает Свой народ. Его С. есть Его сила на службе Его любви и Его верности: «Ибо созиждет Господь Сион и явится в славе Своей» (Пс 101.17; см Иез 39.21-29). Дело творения также являет С. Божию. «Славы Ягве полна вся земля» (Числ 14.21). Среди природных явлений гроза являет собой одно из самых ярких проявлений С. (Пс 28.3-9; см 96.1-6).

2. Явления «славы Господней». - Второй вид явлений Господних, это С. - видимая реальность (Исх 16.10), к-рая есть ослепительное сияние Бога. «Покажи мне славу Твою» (Исх 33.18), - молится Моисей. На Синае С. Господня приняла облик пламени на вершине горы, подобного «огню поядающему» (Исх 24.15 слл; Втор 5.22 слл). Моисей, приблизившийся к Нему в облаке, возвратился, не зная, что «лицо его стало сиять лучами» (Исх 34.29), «Сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево, по причине славы лица его преходящей», - говорит Павел (2 Кор 3.7). После Синая С. наполняет святилище: «Освятится место сие славою Моей» (Исх 29.43; 40.34). С. Ягве царит там над ковчегом Завета. С этого времени Израиль служит этой С. (Лев 9.6,23 сл), он живет, идет и побеждает в ее сиянии (Исх 40.36 слл; Числ 16.1-17.15; 20. 1-13). ковчег и С. тесно связаны. Для Израиля потеря одного означает потерю и другой (1 Цар 4. 21 сл). Позже С. наполнила храм (3 Цар 8.10 слл) и удалилась из него в знак осуждения во время Плена (Иез 9-11). Между этим пониманием С. местного культового характера и пониманием активным и динамическим сохраняется близкая связь. И в том и в другом случае Бог являет Свое Присутствие Своему народу, чтобы его спасать, освящать и направлять. Связь между этими двумя понятиями ясно обнаруживается во время освящения святилища, когда Бог говорит: «Узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них» (Исх 29.46).

Исаия созерцает С. Ягве как некую царскую С. Пророк видит Господа, Его высокий престол, края ризы Его, наполняющие весь храм. Видит окружающих Его серафимов, к-рые воспевают С. Господню (Ис 6.1 слл). Эта С. есть «огнь поядающий», та святость, к-рая разоблачает всю скверну твари, ее ничтожество, ее коренную тленность. Но она побеждает, не уничтожая, а очищая и возрождая, и стремится наполнить всю землю. Видения Иезекииля передают трансцендентную свободу С., покидающей Храм (Иез 11.22 сл) и затем сияющей над общиной, обновленной Духом (36.23 слл; 39.21-29).

В последней части кн. Исайи оба вида С. соединяются. Бог царствует в св. городе, одновременно возрожденном силой Бога и освещенном Его Присутствием: «Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобой» (Ис 60.1). Иерусалим становится «славою на земле» (62.7; см Вар 5.3). С. Божия, восходящая над Иерусалимом, ослепительно сияет над всеми народами, приходящими к нему (Ис 60.3). У пророков времени Плена, в псалмах царства и в апокалипсисах С. достигает вселенских размеров эсхатологического характера: «Вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (66.18; см Пс 96.6; Авв 2.14).

На этом сияющем фоне выделяется образ, не обладающий ни красотой, ни блеском (Ис 52.14), Того, на Ком лежит миссия осветить С. Божией все концы земли: «Ты раб Мой, (Израиль), в Тебе Я прославлюсь» (49.3).

IV. СЛАВА ХРИСТОВА

Связь между С. и Самим Иисусом есть главное откровение НЗ. Вся С. Божия пребывает в Нем. Как Сын Божий он есть и «сияние славы и образ ипостаси» Божией (Евр 1.3). С. Божия - «в лице Иисуса Христа» (2 Кор 4.6). Исходя от Него, она сияет над людьми (3.18). Он - «Господь Славы» (1 Кор 2.8). Именно Его С. уже видел Исаия и «говорил о Нем» (Ин 12.41).

1. Эсхатологическая слава. - Полное проявление божественной С. Иисуса произойдет в день Второго Пришествия. « Сын Человеческий приидет в славе Отца Своего и со святыми ангелами» (Мк 8.38; см Мф 24.30; 25.31) и явит Свою С. завершением Своего дела, к-рое есть и Суд и спасение. НЗ направлен к этому «явлению славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2.13 сл), к «вечной славе во Христе Иисусе» (1 Петр 5.10), к к-рой Бог нас призвал (1 Фес 2.12) и к-рая «должна открыться» (1 Петр 5.1). «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор 4.17). Вся тварь (творение) уповает на откровение этой С. (Рим 8.19). Иоанн видит новый Иерусалим, спускающийся с неба, сияющий ярким светом: «Слава Божия осветила его и светильник его - Агнец» (Откр 21.23).

2. Пасхальная слава. - Христос, через Свое Воскресение и Вознесение, уже «вошел» (Лк 24.26) в С. Божию, к-рую Отец, возлюбив Его, дал Ему «прежде основания мира» (Ин 17.24), и к-рая принадлежит Ему как Сыну, наравне с Отцом. Богочеловек был «взят облаком», «вознесен» (Деян 1.9,11), «вознесся во славе» (1 Тим 3.16). «Бог воскресил Его ...и дал Ему славу» (1 Петр 1.21). «Бог прославил Сына Своего Иисуса» (Деян 3.13). Эта С., подобно С. Ягве в ВЗ, есть сфера трансцендентной чистоты, святости, света, могущества, жизни. От всего существа воскресшего Иисуса исходит сияние этой С. Стефан перед смертью «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (7.55). Савл «от славы света того лишился зрения» (22.11). По сравнению с этим Синайская С. ничто (2 Кор 3.10). С. воскресшего Христа ослепляет Павла, подобно свету нового творения: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием С. Божией в лице Иисуса Христа» (4.6).

3. Слава земного служения и Страстей Христовых. - С. Божия проявилась не только в Воскресении, но в жизни, служении и смерти Иисуса. Об этом свидетельствуют синоптические Евангелия, в особенности от Луки. В описании Благовещения схождение Духа Св. на Деву Марию напоминает схождение С. в святилище ВЗ (Лк 1.35). При Рождестве Христовом С. Господня осияла пастухов (2.9 сл). Эта С. прозревается при Крещении Иисуса и при Его Преображении (9.32,35; 2 Петр 1.17 сл), в Его Чудесах, в Его Слове, в высокой святости Его жизни, в Его смерти. Она не только врата, через к-рые Мессия «войдет в славу Свою» (Лк 24.26). Знамения, сопровождающие эту смерть, открывают в Самом Распятом «Господа Славы» (1 Кор 2.8).

У Иоанна откровение С. в жизни и смерти Иисуса показано еще яснее. Иисус есть воплощенное Слово. В Его плоти обитает и открывается С. Единородного Сына Божия (Ин 1.14,18). Она проявляется с первым «знамением» (2.11). Она явствует из трансцендентной связи Иисуса с Отцом, пославшим Его, и еще больше из их единства (10.30). Дела Иисуса - дела Отца, «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (14.10) и в них открывает С. Свою (11.40), свет и жизнь для мира. Эта С. блистает больше всего в Страстях Христовых. Это час Иисуса, высшее из богоявлений. Иисус «посвящает Себя» смерти (17.19), зная заранее, что Его ожидает (13.1,3; 18.4; 19.28), из послушания Отцу (14.31) и для прославления Имени Его (12.28). Он добровольно отдает Свою жизнь (10.18) из любви к Своим (13.1). Преображенный крест становится знамением «вознесения» Сына Ч-ского (12.23,31). Голгофа открывает всем взорам (19.37) тайну божественного «Я есмь» (греч 8.24-27). вода и кровь, истекшие из ребра Христа - символы плодотворности Его смерти, источника жизни: в этом С. Его (7.37 слл; 19.34,36).

4. Слово Церкви. - Прославление Христа завершается в хр-нах (Ин 17.10). Жертва Иисуса приносит в них свой плод во С. Отца и Сына (12.24; 15.8). Дух Св., посланный Отцом и Сыном, есть созидатель этого прославления, вместе со свящ. водой и кровью (1 Ин 5.7 сл). Через Него хр-не получают познание и богатства Христовы (Ин 16. 14 сл; 2 Кор 1.22; 5.5). С. воскресшего Христа уже отражается на них, преображая их по образу Его «от славы в славу» (3.18; Кол 1.10 сл; 2 Фес 1.12). Даже само страдание преображается Духом Св. (1 Петр 4.14).

5. Христианская честь. - От сознания этой С. рождается чувство хр-ского достоинства и хр-ской чести. Уже в ВЗ показано, что величие Израиля в том, что он есть тот народ, к-рому Бог открыл Свою С. Израилю «принадлежат усыновление и слава» (Рим 9.4). Бог есть С. его (Пс 105.20). Уже в Израиле верность Господу понимается как религиозно окрашенное чувство чести. Заповеди Божии - С. Израиля (Пс 118.5 сл), идолопоклонство же - его величайшее падение и самый большой грех: Израиль «променял славу свою на изображение вола» (Пс 105.20). В мире, к-рый погибает оттого, что он не захотел воздать Богу должную славу (Рим 1.21 сл), хр-не сознают, что их «жительство на небесах» (Флп 3.20), что они « воскресли со Христом» (Кол 3.1), что они «сияют как светила в мире» (Флп 2.15 сл). Их честь в том, чтобы люди «видели их добрые дела и прославляли Отца Небесного» (Мф 5.16). Перед С. имени хр-нина исчезает всякое чувство социальной приниженности: «Да хвалится брат униженный высотою своей, а богатый - унижением своим» (Иак 1.9 сл), ибо нет места лицеприятию (Иак 2.1 слл). Сознание хр-ского достоинства простирается и на тело, в к-ром хр-не должны «прославлять Бога» (1 Кор 6.15,19 сл). И наконец, пострадать за имя хр-нина есть С. (1 Петр 4.15 сл). По Иоанну, именно стремление к мирской С. не раз преграждало доступ к вере (Ин 5.44; 12.43). Сам Иисус открыл путь к хр-скому пониманию чести. Равнодушный к ч-ской С. (5.41), Он «претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр 12.2). Его единственная честь была в совершении Его миссии: Он искал С. не Себе, а «славы Пославшему Его» (Ин 7.18); для Своего прославления Он полагался только на Своего Отца (8.50,54).

V. ВОСХВАЛЕНИЕ СЛАВЫ

Долг ч-ка признавать и восхвалять С. Божию. В ВЗ воспевается С. Творца, Царя, Спасителя и Святаго Израилева (Пс 146.1). Оплакивается грех, к-рый бесславит имя Господне (Ис 52.5; Иез 36. 20 слл; Рим 2.24), и высказывается горячее желание видеть С. Божию признанной всей вселенной (Пс 144.10 сл; 56.6,12).

В НЗ славословия сосредоточиваются вокруг Христа «ибо все обетования Божий в Нем «да» и в Нем «аминь» - в славу Божию, чрез нас» (2 Кор I.20). Через Него возносится «Единому премудрому Богу... слава во веки» (Рим 14.26; Евр 13.15). Богу воздается слава за Его рождение (Лк 2.20), за Его чудеса (Мк 2.12...) и за Его смерть (Лк 23.47). Славословия сопутствуют успехам Его учения (Деян II.18; 13.48; 21.20), они же отмечают догматические изложения Павла (Гал 1.3 сл и т.д.). Славословия в Откр. Ин. объединяют в одной торжественной литургии всю трагедию искупления (15.3 сл). И наконец, в силу того, что Церковь есть народ, обретенный Богом «в похвалу славы Его» (ЕФ1.14), Отцу воздается «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (3.21).

К литургическому славословию присоединяют свое славословие кровью мученики. «Не возлюбив души своей даже до смерти» (Откр 12.11), верующий исповедует т. обр., что верность Богу важнее всякой С. и всякой ч-ской ценности. Ценою своей крови, он, подобно Петру, прославляет Бога (Ин 21.19).

Завершительное славословие в конце истории есть гимн о «браке Агнца» (Откр 19.7). Жена появляется облеченная «в виссон чистый и светлый» (19.8). В горниле великих испытаний Церковь облеклась для вечного брака в единственную С. добродетелей, жертвоприношений, жертв своих святых.

Однако вся С. Невесты происходит только от Жениха. Одежды избранных « убелены кровию» Его (7.14; 15.2). И на Невесте эти блистающие одежды оттого, что «Ей дано было облечься» в них (19.8). Она давала облекать себя день за днем в «добрые дела, к-рые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2.10). Любовь Христа лежит в основании этой С, ибо «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (5.25,27). Этой тайной любви и святости завершается откровение С. Божией.

DM

См.: ангелы - белый - благодарение 0, ВЗ 2, НЗ 1 - благословение IV 1 - блаженство ВЗ I 1 - Бог НЗ III - видеть - воздаяние II 4 - Вознесение - Воскресение НЗ I 2,4 - гордость (дерзновение) НЗ 3 - гроза 2 - дела ВЗ 11 3 - День Господень НЗ I 1, III 2 - десница 2 - Дух Божий НЗ V 1 - Иисус Христос II 1 а б, II 2 г - имя ВЗ 4, НЗ 1 - ковчег Завета III - Крест I 4,II 1, 3 - лицо - могущество - Моисей 4 - надежда НЗ III, IV - небо III - облако 2,4 - образ V - огонь ВЗ I - одежда II - победа НЗ 2 - Преображение - пришествие Божие ВЗ II, НЗ III - свет и тьма ВЗ I 2, НЗ I 3 - сила II - смирение IV - страдание НЗ III 2 - Сын Человеческий - явления Христа 1

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова