Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

История в лицах: священник Павел Адельгейм

Его:

О свящ. Сергии Желудкове, 2011.

Дело архимандрита Зинона

О попытках власти помешать его поступлению в семинарию, 1962.

Догмат о Церкви в канонах и практике. 2002.

 

Критика нового устава прихода МП, 2009.

Апелляция на решение церковного суда по своему делу, 2010.

Автобиографическое интервью с призывом "служить дома для узкого круга", 2010.

В программе "С христианской точки зрения", 2010.

 

Интервью 2008 года.

 

На всякий случай: тут какой-то анонимный "старовер" обвинил о. Павла Адельгейма в сотрудничестве с КГБ на том основании, что о. Павел печатался в ж-ле "Слово", который в конце 80- делал Маркус по приказу Лубянки. Но и я там печатался - из остатков жалости и доверия к Маркусу. Думаю, что большинство из авторов "Слова" не были агентами ГБ. Надо же сохранять ясность мысли. Журнал и заметка о нем у меня на сайте есть, некогда давать ссылку, кому оч надо, находите сами.

 

 

Я.Кротов, 2011. Некролог.

Лояльность или верность?

Помещаю тут слова Виктора Яковлева из ответов на один постинг, друга о.Павла Адельгейма, участника программы в память о нём (2014), потому что она сообщает факт важный, хотя и абсолютизировать его не стоит:

"Сейчас на Ваш вопрос, не рассматривалась ли возможность перехода в иную юрисдикцию, ответил бы иначе (в прямом эфире показалось, что вряд ли стоит сейчас об этом). Рассматривалась. Более того, 3 года назад ездили с батюшкой к одному из епископов. Потом по просьбе о. Павла говорил об этом с о. Зиноном в Питере. Сейчас уже можно сказать: если бы о. Павла изгнали из РПЦ, приход в иную юрисдикцию состоялся бы".

Некролог отцу Павлу для «Радио Свобода»


В понедельник 5 августа 2013 г. в Пскове душевнобольной человек убил священника Павла Адельгейма.

Случай рядовой и должен рассматриваться как рядовой, без истерик: "Ах, до чего мы дожили, убивают священников!" Священники как люди публичных профессий, конечно, больше подвержены риску. К сожалению, не все священники – люди публичных профессий. Есть и такие, к которым нужно записываться на приём, есть и такие, которые вечно в сопровождении охраны. Да и большинство священников – как и большинство политиков, журналистов, учителей, врачей – стараются не "приваживать" людей с психическими отклонениями. А зачем?

Затем, что нетрудно начать фильтровать своё окружение, трудно остановиться. А не остановишься – попадёшь в первый круг ада, где каждый – один, отфильтровал всех и этим предал всех.

Что греха таить – за последние годы священников убивали так, что стыдно вспомнить. Что-то не поделили с бандитами, с которыми играли во вполне бандитские игры. Конечно, самый стыд – когда священник убивает, например, лихачествуя на автомобиле…

Были и героические, мученические кончины – отец Александр Мень (чтобы прикрыть его убийство, органы организовали убийство ещё двоих священников, теперь это уже мало кто помнит; оба имели нехорошую репутацию и надеялись, что и на отца Александра станут грешить – мол, и он такой же).

Но почему-то запоминаются именно нелепые смерти от руки сумасшедших. Тоже в августе, в 2005 году во Франции убили 90-летнего Роже Шутца – протестанта, точнее, экумениста, создавшего общехристианскую молитвенную общину во французском городке Тезэ. Душевнобольная женщина подошла во время богослужения и ткнула ножом в сонную артерию.

Сознанию – в том числе, христианскому – трудно вынести бессмыслицу. Поэтому, возможно, гибель в 1993 году троих оптинских монахов от руки психопата объявили мученической кончиной за веру. Но ведь вера не только в том, чтобы противостоять злу. Более того, противостоять злу можно так гордо, что уже как-то и не по-христиански. Мучение, мучительная смерть – а всякая смерть мучительна, даже во вспышке ядерного взрыва – превращается в мученичество не только и не столько благодаря демонстрации силы воли, яркой вспышке перед угасанием, сколько благодаря тому спокойному, мягкому свету, который и есть собственно жизнь, всякая жизнь. Конечно, если жизнь была мраком…

Жизнь отца Павла Адельгейма светилась ровным постоянным светом надежды, правды, любви. Он – один из троих священников, которые критиковали разложение – коррупцию и беззаконие – внутри Московской Патриархии. Двое живы, дай им Бог здоровья – отец Георгий Эдельштейн и отец Глеб Якунин. Разложение и коррупция отвечали, как им и подобает – три года тюрьмы при Брежневе, увольнение и разгром прихода при Ельцине и Путине. Среди церковных диссидентов отец Павел – единственный, кто последовательно проводил в жизнь главный принцип диссидентства: "Соблюдайте ваши законы". Он спокойно, внятно и без устали отслеживал басманное правосудие внутри церковной системы. Ненавидели его за это, но больше всего – что он ещё и священником был не ленивым, не казённым. Приход, община, школа, милосердие – не для галочки, не потому, что "так положено", а потому что это нормально, а казёнщина – нет. На его фоне гламурное православие выглядело таким, какое оно и есть – блеклым, скучным, лживым и, коли уж на то пошло, душевнобольным. Потому что иная болезнь у бедолаги, который в помутнении рассудка тычет ножом в приютившего его священника, а потом в себя, и совсем иная болезнь у священников-в-футлярах, которые травили отца Павла и будут травить всё живое, потому что на фоне живого заметна их мертвенность.

Конечно, первая реакция биологическая – "кто ответит за этот ужас?" Кого-нибудь приговорить, запереть, разогнать… А ответ-то простой: ты и отвечай. Отвечай тем, чем отвечал отец Павел: любовью… Любовью к Богу, если дана вера, любовью к правде независимо от веры, любовью к человеку, каким бы безнадёжным ни казался человек.

*

Определение диссидента, данное Кураевым в связи со смертью Адельгейма:

"Убит последний свободный священник Московской Патриархии. Он не был диссидентом. То есть он не искал специально поводов для критики и конфликта. У него не было аксиомы предустановленной неправоты церковной власти".

Кстати, – не последний. Налицо Эдельштейн. Но Адельгейм – немецкая фамилия, а Эдельштейн – еврейская, и для Кураева Эдельштейн всего лишь выкрест. Подтекст тоже очарователен: в МП нет больше свободных священников, остался один свободный дьякон.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.