Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 21, 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

Мк. 12, 9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

Лк. 20, 15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

№132 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

В православной богослужебной традиции притча о работниках, которые убили хозяйского сына, о строителях, которые отбросили краеугольный камень, соединена с грозными словами Павла о том, что да будет отлучён до пришествия Христова тот, кто Христа не любит (чтение 13 воскресенья по Пятидестнице). Тут не Павел проясняет Евангелие, а Евангелие проясняет Павла (так оно обычно и бывает). Вот люди убили Христа (а нелюбовь тоже разновидность убийства) - и их всего лишь отлучают? да еще отлучают не насовсем, а только до прихода самого Христа? Слишком мало!!! С другой стороны, ну не любят люди кого-то там, так что ж - сразу отлучать? Нет, вы сперва познакомьте строителей со Христом, батраком - с хозяином виноградника и его сыном, пусть поговорят, выпьют вместе, а потом уж можно будет решить - что, они действительно такие дурные и глупые или сознательно, волевым усилиям не-лю-бят. И коли уж они тогда Христа не полюбят, тогда их краеугольным камнем по башке. По башке!

Господи, да кто любит Христа? архиереи, что ли? попы? да хотя бы и миряне - невелика разница. Разве любовь ко Христу совместима с призыванием кесаря по любой малой и большой нужде? А с простой ссорой - совместима любовь ко Христу? Так ведь призываем и ссоримся, и именно потому, что "такси свободен" - нет в сердце любви. Евангелие - не дурная весть о том, что всех, убивающих Христа, ввергнут в ад, а благая весть о том, что Иисус поднялся, хотя был убит, и после Воскресения таков, каков и до Воскресения, и так же способен привлечь к Себе всех, так что не стоит Его ждать - человечнее, веселее, лучше первому протянуть к Нему руки.

*

Притча Христа о работниках в винограднике, которые решили отобрать землю у хозяина (и, видимо, организовать нечто вроде колхоза или акционерного общества — в любом случае, на базе украденного) читается в одно из воскресений (ближе к осени) и потому стала "классикой". Когда хозяин послал к ним сына, в надежде, что те "постыдятся", виноградари, напротив, убили наследника. "Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?" - спросил Иисус (Мф. 21, 40). — "Предаст злой смерти", — ответили слушатели. Иисус, не споря с ними, сказал иначе: "Отнимется у вас Царство Божие". И как комментарий к притче, прочтут в храмах и слова апостола Павла, звучащие грозно: "Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема" (1 Кор. 16, 22). "Анафема" не означает "да будет убит", а означает "да отлучится", "да не будет с христианами". Так что самые страшные наказания Божии — не раскаленные сковородки, а "всего лишь" жизнь без Царства Божия, жизнь без Христа, жизнь без христиан, и наказания эти грозят не только неверующим, но и тем, кто пытается распоряжаться в Царстве Божием как в своей квартире.

Оп.: Куранты, 31 авг. 1996, № 1364;

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова