Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Ее "Откровения".

Гертруда Великая (ок. 1255 - 17.11.1301 или 1302). В пять лет эта девушка, о семье которых никаких сведений не сохранилось, была отдана в монастырь бенедиктинок в Саксонии, который существовал на средства аристократического рода Хакеборнов. Ее учительницей стала св. Мехтилда фон Хакеборн, которая не скрывала от Гертруды и других послушниц своих мистических откровений. В двадцать шесть лет Гертруда пережила первое из тех видений, которые сделали ее знаменитой. Перед сном она увидела Иисуса в облике молодого человека. Когда Он заговорил, Гертруде показалась, что она на хорах в церкви, в том уголке, где она обычно стояла и молилась. При этом она сознавала, что находится в дормитории (общей спальне), но слышала голос: "Я спасу и избавлю тебя. Не бойся". В видениях Гертруды были повторяющиеся образы: особенно часто ее внимание привлекали раны Христа, которые она называла "сверкающими алмазами". Как и ее учительница Мелхтилда, Гертруда мысленно обращалась к Сердцу Иисуса и говорила, что дважды прикладывала голову к груди Спасителя так, что слышала биение его сердца. Она говорила о духовном браке, которым она сочеталась с Иисусом через Его сердце, и сразу добавляла: "Тем обручальным кольцом, которое скрепляет союз души с Богом, является страдание". Книгу, в которой собраны рассказы о ее откровениях (из пяти глав книги лишь вторая написана самой Гертрудой), назвали "Вестник любящий благости Божией", и Гертруда подчеркивала, что старалась исправить свои грехи не столько из страха справедливого гнева Божия, сколько ради нежности Его любви. Это было новое, это был духовный переворот, необъяснимый ни предшествующим развитием истории, ни циничными выкладками тех "психологов", которые тем смелее судят давно умерших людей иной культуры, чем менее способны понять своих современников. На протяжении предшествующих столетий в европейском благочестии преобладал страх перед внезапной смертью и озабоченность тем, как бы не умереть без соответствующих обрядов, "гарантирующих" рай. Гертруда говорила: "Всем сердцем хотела бы перед смертью получить целительные последние таинства, но все же лучшим и самым надежным приготовлением к кончине мне кажется воля Божия и Его помазания. Уверена, что как бы я ни умерла — внезапно или со всеми церемониями — меня не предаст Его милосердие, без которого я в любом случае не смогу спастись". Последние десять лет жизни Гертруда тяжело болела. Формально ее не канонизировали, но в 1677 г. папа Иннокентий IX вписал ее имя в Римский мартиролог, а Климент XII сделал ее почитание общим для католиков. Dolan G. St. Gertrude the Great (1912). Butler, 16.11. Память 16 ноября (когда в 1738 г. папа Климент вписывал память св. Гертруды Великой в святцы, он увидел, что "место занято" Григорием Чудотворцем, и перенес память Гертруды на 15-е, сказав, что нельзя передвинуть память того, кто сам двигал горы — по преданию, Григорий однажды передвинул огромный камень; в пересказе Григория Двоеслова камень превратился в целую гору).

Яков Кротов

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова