Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

РИТУАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

РИТУАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, общее название для тех направлений в библеистике, к-рые считают культ главной средой, где формировалось и хранилось библ. *Предание. Представители скандинавской ветви Р.-и.ш. (*Педерсен, *Мовинкель и др.) утверждали, что ведущую роль в формировании библ. традиции играла устная *передача Слова Божьего. Они связывали ее с новогодними и др. *праздниками,  когда служители алтаря и пророки повторяли перед народом свящ. заповеди и формулы. Экзегеты *"истории форм" школы (*Бультман и др.), изучая *"жизненный контекст" Евангелий, указывали на их богослужебное происхождение. Исследователи ВЗ не раз высказывали предположение, что различные *источники *Пятикнижия обязаны своим происхождением различным святилищам, вокруг к-рых группировались носители Предания. Р.-и.ш. черпала свои аргументы из выводов *сравнительно-религиозного изучения Библии, к-рые показали огромную роль неписаной традиции в религиях мира. Однако у Р.-и.ш. есть и слабые места. Ее сторонники, утверждая первичность культа по отношению к Библии, игнорировали подлинные истоки самого библ. богослужения. Оно было источником сказаний Библии, ибо именно сами эти сказания, отражавшие реальные события, лежали в основе культа. В частн., Евангелия могли быть созданы из текстов, к-рые повторялись на евхаристических трапезах, но, в свою очередь, Евхаристия основывалась на событиях евангельской истории. Кроме того, Р.-и.ш. неоправданно снижает роль письменных источников как таковых. "Богослужение, – замечает *Райт, – передает, преломляет и объединяет историческое предание для литургических целей в жизни Общины; но несомненно нельзя допустить, будто предание даже во всех его письменных формах было создано обрядами культа и священниками, совершавшими богослужение".

 l Свящ.Ф л о р е н с к и й  П., Из богословского наследия, БT, 1977, c6.17; В r i n k e r  R., The Influence of Sanctuariеs in Early Israel, Manchester, 1946; *К r a u s  H. J., Worship in Israel, Oxf. (Eng.), 1966; R o b e r t s о n  Е., The Old Testament Problem, Manchester, 1950; см. ст.  Смит У.Р.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова