Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Журнал "Путь", издававшийся в Париже Николаем Бердяевым в 1925-1940 гг.

Письмо Кардинала Андрие, Архиепископа Бордосского об "Action Francaise" и письмо Папы Пия XI Кардиналу Андрие // Путь. - №6. - Январь 1927. С. 81-84.

В № от 27 Августа 1926 г., в «Semaine Religieuse de Bordeau» напечатан следующий документ:

Ответ Его Высокопреосвященства Кардинала Архиепископа Вордосского на вопрос, предложенный ему группой молодых католиков по поводу «Action Française».

_______________

«Дорогие друзья мои! Вы спрашиваете меня, можно ли с спокойной совестью следовать тому, что преподается и печатается в различных органах руководителями «Action Française»?

Вопрос щекотливый, но я не стану затушевывать его. Я должен говорить правду всем, а тем более вам, молодежи, которой принадлежит будущее. Я должен говорить правду всем и я скажу ее с полной, необходимой для этого, искренностью, рискуя вызвать недоумение людей, таланты которых меня восхищают, а учения — пугают.

Если б руководители «Action Française» занимались одной лишь чистой политикой, если б они довольствовались исканием формы власти, наиболее соответствующей темпераменту их страны, — я бы тотчас же сказал: вы свободны следовать учению, которое преподается устно или печатно руководителями «Action Française».

Церковь, выявляющая божественную волю, разрешает сынам своим отдавать преимущество той или иной форме правления. Чтобы убедиться в этом достаточно прочитать следующую выдержку из Энциклики Папы Льва XIII «О единении».

«В этом порядке идей, католики, также как и всякий гражданин, вполне свободны предпочитать одну форму правления — другой в силу того, что ни одна из этих форм, сама по себе, не противоречит ни данным здравого разума, ни основам христианской доктрины».

Вы могли бы следовать учению руководителей «Action Française», если б они, оставаясь верными своему предпочтению одной из форм власти, ограничили бы себя работой в области политики (которая не может быть независимой от нравственного закона), изучая с своими последователями способы создавать хорошие законы и достигать исправления плохих и покушающихся (подобно законам о светском воспитании) на незыблемые права Бога, Иисуса Христа, Церкви, религиозных конгрегаций, семьи и душ. Папа Лев XIII признает законность такого рода постановки вопроса, и в другом месте той же Энциклики. :

«Вот почва, на которой, отбросив все политические различия, люди, служащие добру, должны соединиться для того, чтобы всеми законными и честными способами, бороться против все возрастающих злоупотреблений законодательства. Уважение, которым мы обязаны, к установленной власти, не может этого запретить. Оно не предполагает ни уважения ни, еще менее того, безграничного послушания всякому законодательному мероприятию, изданному той же властью».

Но руководители «Action Française» заняты не только политикой, обсуждающей формы власти или политикой, направляю-

______________________

..) Мы печатаем этот интересный документ, в котором авторитетные представители Католической Церкви осуждают правое Монархически - националистическое течение Франции, как не христианское. Редакция.

81

щей деятельность этой власти. Они изучают вместе с своими последователями и многие другие проблемы, непосредственно относящиеся к компетенции церковной иерархии, проблемы, которые члены учащей церкви, будь-то священники или руководители «Action Française», не могут касаться, не имея на то специального полномочия от учащей Церкви в лице Папы и Епископов, разрешения, выдаваемые на основании проверки их способности и ортодоксальности.

Руководители «Action Française» не сочли, однако нужным получить разрешение на такого рода учение. Впрочем они его и не получили бы, ввиду многих и важных допущенных ими ошибок в изложении их религиозной, моральной и социальной системы.

Руководители «Action Française» изучали вопрос о Боге. Какова же их идея о Боге? Они считают Его несуществующим или непознаваемым и провозглашают себя на этом основании атеистами или агностиками. Оракул руководителей «Action Française», в молодости написал книгу под заглавием «Le chemin du Paradis».*) Книга эта переиздана им в 1920 г. лишь с незначительными сокращениями и исправлениями формы. Книга эта есть ни что иное как сборник непристойных сказок, — атеизм которых может соперничать лишь с современным атеизмом, наиболее враждебным религиозной идее.

Руководители «Action Française» занимались вопросом о воплощении Слова Божьего в лоне Пресвятой Девы. Что же они об этом думают? Для этого достаточно прочитать другой труд того же главы «Action Française»: «Anthinea», первоначально озаглавленный «Promenades paiennes». В издании 1923 года автор, видимо из приличия, изъял четыре кощунственные страницы о Назорее и Ночи христианства, не отрекаясь однако от них и сохраняя многие другие.

Руководители «Action Française» занимались вопросом о Церкви. Что же они думают о Ней? Они отвергают все догматы, которым она учит. Она утверждает существование Бога, а они его отрицают, потому что они атеисты. Она признает Божественность Иисуса Христа, а они ее отрицают, так как они анти-хриcтианe. Церковь утверждает, что она была основана Христом, Богочеловеком, они же отрицают ее Божественное установление так как они анти-католики, несмотря на восхваления, часто весьма красноречивые, расточаемые ими Церкви, с целью быть может, не вполне бескорыстной. По выражению одного выдающегося теолога не так давно вознесенного на алтари, «Церковь — это монархия, ограниченная аристократией» — и организация эта, в порядке религиозном, может пополняться членами организаций того же характера, какой руководители «Action Française» хотят установить в порядке политическом. Будучи католиками из расчета, а не по убеждению, руководители, «Action Francaise» пользуются, или, по крайней мере надеются пользоваться церковью, но они не служат ей, потому что отвергают божественное учение, которое она призвана проповедовать.

Когда отрицают Бога, Христа и Церковь, — трудно, вернее невозможно, построить мораль, истинную, традиционную, основанную на религии, мораль долга, мораль, выражающую божественную волю.

И вот руководители «Action Française», особенно их глава, тот, которого они называют «учитель», вынуждены были найти себе приют в аморализме. Они покончили с различием между добром и злом и подменили поиски добродетели — эстетизмом или любовью к наслаждению. Глава «Action Française», отвергает, всякую систему, которая, подобно христианству, стремится к добродетели, свободно ей подчиняется, кладет ее в основу социальных учреждений и делает принципом социального прогресса человечества. Можно ли удивляться тому, что этот глава так щедро расточает презрение и насмешки против доктрины, именуемой им «доктриной «добродетельных» (vertuistes). По мнению руководителей «Action Française», общество, как и личность, совершенно свободно от каких бы то ни было предписаний морального закона. Они пытаются оправдать эту независимость с помощью двух софизмов: неизменностью человеческого типа и полной бездвижностью общества, управляемого, подобно человеку, физическими законами, исключающими мораль, так как эти законы мешают проявлению свободы.

Руководители «Action Française» подкрепляют свои положения еще одним

_________________

*) Тут имеется в виду Шарль Моррас, глава «Action Française».

82

фантастическим доказательством: человечество делится на два класса или царства: необразованных, которых глава этой школы называет «выродившимися глупцами» и избранников — из людей образованных.

Итак, человечество должно сохраняться таким, каким его организует природа. И, в конечном счете, оно осуждено иметь лишь одну основу своего поведения — неподвижность. А для заполнения пустоты, причиняемой полным отсутствием морального закона, руководители «Action Française» предлагают нам социальный строй совершенно языческий, в котором государство образованное несколькими привилегированными есть — все, а все остальное, — ничто. Они осмеливаются даже предложить нам возобновление рабства! И напрасно говорить им о каком бы то ни было восстановлении прав индивидуума против власти. Разум государства будет выше всяких соображений справедливости и морали, ибо, по словам главы «Action Française», естественная мораль исповедует лишь одну мораль — силу, а, по словам другого учителя той же школы «всякая сила хороша, если она красива и победоносна». К тому же так называемые физические законы, на которых всецело покоится общество, действуют с железной неотвратимостью. Это и заставляет главу «Action Française», сказать: «Богу запрещен вход в наши лаборатории». Социологи, провозглашающие этот остракизм, столь оскорбительный для божественного величия, претендуют на уважение к тому, что они называют «мировым равновесием». Но они забывают важный урок царственного псалмопевца, столь часто оправданный историей: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города напрасно бодрствует страж».

Атеизм, агностицизм, антихристианство, антикатоличество, аморализм личности и общества, необходимость для поддержания порядка, вопреки разрушительным отрицаниям, воскресить язычество со всей его несправедливостью и насилием, вот что, дорогие друзья мои, преподают руководители «Action Française» своим учеником, вот чего должны вы избегать. Я прошу вас об этом, преисполненный нежной заботой о вас. К вам обращено сердце епископа и отца. Я прошу вас об этом во имя всего самого дорогого вам, во имя веры вашей, добродетели вашей, бессмертных надежд ваших.

Бордо, 25 августа 1926 г. в день св. Людовика, Короля Франции, который называл себя солдатом Христа и с честью исполнял все обязанности, связанные с столь славным именем.

Полэн, Кардинал Андрие Архиепископ Бордосский.

83

Пий XI, папа Письмо Его Святейшества Папы Пия XI кардиналу Андрие

«Мы с удовольствием прочитали ответ Вашего Высокопреосвященства группе молодых католиков, желающих узнать Ваше мнение об «Action Française». Мы нашли в ответе этом новое и весьма важное доказательство пасторской заботы и отеческой бдительности Вашего Высокопреосвященства, направленных на благо вверенных Вам душ и, в частности, нынешней молодежи, окруженной со всех сторон опасностями. Ваше Высокопреосвященство указывает на одну из них, в данном случае, тем более значительную, что она, прямо или косвенно, и, как бы незаметно, касается вопроса католической веры и морали. Опасность эта может, мало-помалу, извратить истинный дух католичества, ослабить рвение и благочестие юношества и, в книгах и речах, оскорблять его чистоту, понижая уровень христианского совершенства и, что еще важнее, проповеди истинного католического делания, к которому призваны все верующие и особенно молодежь: к активному содействию для распространения и утверждения Царства Иисуса Христа в личности, семье и обществе.

Поэтому, весьма кстати, Вы, Ваше Высокопреосвященство, оставляете в стороне все вопросы чисто политические как напр. вопрос о форме правления. Здесь Церковь предоставляет каждому свободу выбора, но она не предоставляет этой свободы — и Ваше Высокопреосвященство это хорошо отмечает — слепо следовать за руководителями «Action Française» в вопросах, касающихся веры и нравственности.

Ваше Высокопреосвященство перечисляет и вполне основательно осуждает (имея ввиду статьи и не только прежние, но и более новые) построение новой религиозной системы, моральной и социальной, трактующей о Боге, о Воплощении, о Церкви и вообще о догмате и католической морали в необходимой связи их с политикой, логически подчиненной морали. По существу, в построениях этих есть следы возрождающегося язычества, соединенного с натурализмом, который авторы черпают (будем верить, бессознательно) подобно многим своим современникам, в учениях светских школ, отравляющих нашу молодежь, школе, на который они же сами часто столь яростно нападают.

Исполненный тревоги при виде бедствий, надвигающихся со всех сторон на, это столь дорогое нам юношество, особенно в связи с этими нежелательными тенденциями, хотя бы и направленными на благую цель, какой несомненно является любовь к родине. Мы радуемся голосам, раздающимся в последнее время, даже вне Франции, с предупреждением и указанием на опасность. Поэтому мы не сомневаемся, что молодежь услышит Ваш голос, голос Епископа и князя Церкви. В нем и через него они услышат голос Отца всех верующих.

Исполненный такой надежды Мы от всего сердца шлем Вам, всему духовенству и народу Наше апостольское благословение.

Дано в Риме, у Св. Петра, 5 Сентября, 1926 года, в пятый год Нашего понтификата.

84


Ко входу в Библиотеку Якова Кротова