Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.

Валерия Новодворская

У нас есть возможность стать страной, на которую будут молиться

У нас есть возможность стать страной, на которую будут молиться // "Призыв" № 43 (г. Владимир), 20 сентября 1994. С. 4.

 

 

Предлагаем вашему вниманию фрагменты выступления В.И. Новодворской во Владимире.

 

У нас есть возможность стать страной, на которую будут молиться

 

Вас недавно посетил А.И. Солженицын, и я думаю, вы воспользовались этой возможностью для того, чтобы излить на него все ваши беды. Полагаю, он выслушал покорно все стенания, все вопли. Демократический Союз, как правильно, не утирает ничьи слезы; мы организация веселая, злая, революционно-либеральная, поэтому мы не будем с вами оплакивать нашу несчастную судьбу, в которой никто, кроме нас, не виноват, а будем решать, что делать.

Мы совершенно точно знаем, что делать в одном и в другом варианте, в зависимости от того, чего вы хотите. Если вы хотите, чтобы на месте России, как описывает Эренбург, в своем «Тресте «Европа», были девственные леса, достаточно просто плыть по течению: ничего не делать, обливаться слезами из-за погибшего великого государства; жаловаться всем на эту злополучную жизнь, требовать дотаций, зарплат; от иностранцев – чтоб они убирались куда подальше; культивировать имеющихся у вас в изобилии коммунистов, фашистов, социалистов и просто совков. Ну и тогда мы довольно быстро окажемся у желанной пристани, и вот на этом месте будет сидеть медведь и сосать свою мозолистую лапу, а население России или просто вымрет, или полезет обратно на деревья – и у нас у всех вырастет хвост.

Если вы хотите жить так, как давно живут в цивилизованных странах Запада, от которых мы отстали на целую историю, и если вы хотите, чтобы над нами не смеялись, не тыкали в нас пальцем, чтобы жизнь доставляла вам удовольствие, а не страдания, тогда нужно что-то делать. И делать быстро, пока у нас еще есть время, пока на очередных выборах, парламентских или президентских, все места окончательно не достались красно-коричневым, пока президентом не стали Жириновский, Руцкой, Зюганов, и пока мы сами не пожелали гибели России, потому что то, что случится в подобной ситуации, будет хуже физической ликвидации страны вместе со всем ее населением. Чем так жить – лучше не жить вообще!

Во-первых, по поводу народных стенаний и слез. Мы сегодня живем, по сравнению с тем, как мы жили до 91 года, просто замечательно, можно считать, что мы в некотором роде в раю. И самая главная наша беда – это не та беда, которая сегодня якобы происходит. Беда в том, что эту жизнь мы должны защищать, потому что она нам не гарантирована, ничем не защищена от покушений на нее.

Вы живете в древнем городе, вокруг вас одна сплошная история, и вам, наверное, много раз говорили, что эта замечательная великая история должна наполнять вас гордостью и блаженством. К сожалению, мы перееханы нашей историей и погребены; причина всех наших бед именно в нашей истории. И если мы хотим из этого могильного склепа выкарабкаться к солнцу, – к свету, к свободе, к прелестям настоящего атлантического существования – то нам ее придется отбросить и преодолеть. Чем скорее начнем, тем скорее кончим.

У нас есть точка опоры: явление на Русь варягов. Мы имеем общее наследие с Западом, только мы не воспользовались им. Нас забили другие традиции: византийская, ордынская, традиция «дикого поля», но в нашей крови, как вирус, бродит некий ген варяжской западной цивилизации и этот ген не дает нам успокоиться, и он нас спас в августе 91-го и в октябре 93-го. Благодаря ему у нас есть люди, которые даже сегодня смеют называть себя демократами и не отрекаются от этого имени, как многие уже отреклись, и дерзают называть себя западниками, и говорят смело и прямо, что Россия всем своим Уральским хребтом, со всеми потрохами должна уйти на Запад. Со всей одной шестой частью суши или за вычетом того, что мы по справедливости должны были вернуть. « Нас всех учили понемногу, чему-нибудь», но отнюдь не истории. Для того, чтобы понять, что с нами происходит, надо знать русскую историю, надо заниматься сравнительным историческим психоанализом. Если бы мы смогли сохранить нормандскую, скандинавскую, варяжскую традиции, и если бы эта традиция, в сочетании со славянской, упрочилась и не смешалась с другими, мы сегодня бы не обсуждали наши проблемы в таком контексте, мы бы устраивали народные гулянья, и сам черт был бы нам не брат. И вообще вопросы «что делать», «с чего начинать» и «кто виноват» не появились бы в нашей литературе.

Норманны, скандинавы жили от нас совсем недалеко – рукой подать. Они были настолько законченными индивидуалистами, что каждый свободный землевладелец (бонд) имел из домочадцев собственную дружину и никому не подчинялся. Там никогда не было общины, там никогда не могло быть колхозов, там никогда не могло быть крепостного права. В этом отношении древние скандинавы превзошли и англичан, и германцев. Они избирали вождей, королей и они, будучи внешне нецивилизованными людьми (у них не было изысков цивилизации Британии, потому что римляне к ним не входили, и с эллинской цивилизацией они не соприкоснулись), сами отвечали за себя и ни у кого ничего не просили. Ни у государства, ни у соседа. Вот эта структура общества, состоящая из свободных землевладельцев обеспечила им возможность внести свободу в Европу, как боевой штандарт. Конечно, Европа кое-что добавила: в Европе были римляне (нам это не досталось, история нас обнесла!). Когда римская, хорошо организованная, хорошо структурированная цивилизация соприкоснулась с этим даром скандинавской свободы, как будто высекли огонь, возник Запад. Это наши предки, скандинавы, чья кровь до сих пор течет в наших жилах, дали миру то, что он сейчас имеет: «Великую Хартию Вольностей», американскую конституцию, французские свободные законы.

А что случилось с нами? В славянской традиции было много хорошего: в ней было великодушие, в ней была доброта, славяне единственные из древних народов, кто не знал пыток (скандинавы не были добры, это наследие не в их крови). Но, к сожалению, славянская традиция предполагала общинную структуру, верфь была предшественницей колхозов, общин и современного вопля: «Поработите нас, но накормите!» Эта традиция забила скандинавскую, остальные бросили по горсти земли на нашу могилу. Византийская традиция дала нам не ту ипостась христианства; не фаустинское западное, а магическое восточное. Христианство затворничества, покорности, отказа борьбы за мир. Византия дала привязанность к кесарю, перед которым падали на колени, как перед Царем Небесным (что, кстати, Царю Небесному абсолютно не нужно и глубоко ему претит!) Ордынская традиция научила нас сгибаться, мы стали подавлять собственную свободу. Если вы хорошо знаете историю борьбы Тверского княжества с Московским, то должны помнить, что московские князья Юрий Данилович и Иван Калита были настоящими коллаборационистами; этот опыт несвободы, доносительства, пыток и застенков нас прикончил. «Дикое поле» прибавило еще одну традицию – умение идти в набег и неумение созидать. Традиция Чингисхана – вот причина наших вечных походов к «последнему морю», «на запад», «на восток» и корень брошюрки Жириновского «Последний бросок на Юг». Мы только что ушли из Германии, мы сидели в Балтии, пока нас не вышибли; вместо того чтобы уйти, заслужив благодарность, сознавая свою неправоту.

Как видите, из пяти традиций, которые в нашей крови, три абсолютно неблагоприятны. Поэтому мы должны себя ломать для того чтобы изменить Россию. Мы должны последовать совету Гамлета: расстаться с худшей половиной нашего сердца. Это будет не безболезненно, мы должны сознавать свое несовершенство и свою историческую испорченность, ту порчу, которая в нас есть. Для того чтобы очистить свободную скандинавскую традицию, у нас сегодня есть все шансы. Наша ситуация идеальна: история бросила нас в холодную воду, в холодную и очень глубокую. И если мы не выплывем, никто нас не пожалеет. И будет прав, потому что никто не может помочь столь гигантскому народу, если он сам не захочет своего спасения.

И сейчас, когда народ предъявляет требования государственной власти – насчет социальной защищенности, обустройства, открытия производств – это просто смешно. Если вы когда-нибудь слышали подобные требования или высказывали сами их, попробуйте разбудить воображение и представить себе, что Россия – это корабль, который сел на рифы. Государство кончилось. Катастрофа! Когда происходит кораблекрушение, все должны добираться до берега, рассчитывая только на себя, потому что шлюпок мало. В эти шлюпки, извините, сел командный состав корабля; у них спасательные жилеты, бочонки с водой, у них – продовольствие. Вы скажете: а почему так, почему они не организовали спасение команды, спасение пассажиров? Почему они так эгоистично ведут себя? Но тогда к вам вопрос: почему вы терпели до 86-го года, пока Горбачеву не взбрело в голову начать перестройку? Где раньше был этот командный состав, где раньше был народ, который сегодня стенает? Почему вас не было слышно в 84-м году, когда оснований для стенаний было больше? Где вы были, ходили на демонстрации?! В таком случае ваши претензии адресуйте равнодушным звездам, ни один трибунал в мире, даже трибунал на Страшном суде, не примет никаких претензий.

Скажите спасибо, что Горбачеву попала под хвост вожжа, что он не сидел и не пользовался тем, чем мог. Скажите спасибо Ельцину, который нас освободил; он сломал клетку и пинком выгнал из этой клетки народ, чтобы тот добывал сам себе корм в девственном лесу. Остальное уже, простите, наши задачи и наши проблемы: команда сама по себе, капитаны и офицеры – сами по себе. Да, они поделили собственность – скажите им спасибо, что они не оставили ее в коллективном пользовании; скажите спасибо, что им захотелось изменить участь генсеков, секретарей обкомов и парткомов на участь Фордов, Ротшильдов и прочее. Правда, они не знают, как управлять капиталистическим государством и как строить капитализм. Но здесь опять наши трудности. Если бы на выборах все голоса были отданы «Выбору России», людям, которые знают, как надо строить капитализм, что бы, интересно, стал делать командный состав корабля? Ему бы оставалось направляться туда, куда предписал идти народ. Очень долго барахтаться они бы не стали.

Ни одно правительство в мире не может справляться с такими препятствиями, какие есть сегодня у Президента. Я думаю, другой бы просто давно сбежал на край света: то ли в Америку, то ли на Марс.

С одной стороны, косный, не понимающий ничего народ. Это огромное большинство, которое голосует то за Жириновского, то за Зюганова и требует только одного: кормежки, а не свободы. Да еще и равенства, да еще и социальной защищенности. А с другой стороны – кандалы и вериги: слева коммунисты висят, стиснув зубы, справа – фашисты. А колхозы, совхозы, а чиновники, а ВПК и АПК? Для того, чтобы сбить все эти кандалы, нужна однозначная поддержка народа. Что должен делать несчастный Президент, у которого с одной стороны армия, которая того и гляди произведет военный переворот, а с другой стороны народ корма просит. Он начинает метаться, отступать, сдавать одну позицию за другой. Он боится своих оппонентов и не находит поддержки у вас. Что ему делать? Ну, положим, если бы у власти был Дем. Союз, мы бы не посмотрели и стали бы ломать систему. Но люди, которые привыкли управлять, они гораздо осторожнее, чем революционеры из демократической оппозиции и, конечно, они боятся дать такое напряжение, что все взорвется и начнется всеобщий бунт, который подавить уже будет нельзя. Кто, кстати, будет его подавлять? Нас у Моссовета было, положим, 50 тысяч человек – в Москве 9 миллионов! – столько же было у Белого дома. А остальные где были? Огромный матрас, ватный, в котором глохнут все колебания, не то что к Моссовету, он на выборы не пришел, ему было безразлично, что станет с его собственной страной. Эти люди не пришли на первые свободные выборы. Это не граждане. По идее, у нас в стране граждан – меньшинство, все остальные абсолютно не ценят данные им сверху права. Вот раньше, когда у них не было прав, на выборы приходили, бросали свой бюллетень в урну без разговоров. А сейчас, пусть несовершенная, немножко смешная, уродливая (уж какая есть) многопартийная система.

И люди не пришли, предав свое будущее, предав своих потомков и самих себя. Поэтому вместо того чтобы винить власть, мы должны винить исключительно самих себя. У нас ведь есть возможность добраться до берега и делать то, что нам захочется. Несмотря на все преграды – дикие налоги, попытки чиновничества удушить средний класс, коррупцию, дикие взятки. Даже сейчас есть люди, которые совершенно честным путем наживают состояние, кормят себя сами и у государства просят только одного – чтобы оно их не трогало. По идее, свободный человек не должен желать никакой социальной защищенности. Социальная защита – табу для свободного человека, потому что социально защищать будет только тоталитарное государство. Конечно, оно вас бесплатно положит в больницу, бесплатно даст вам образование, обеспечит вам беспечальную старость. И вы что, думаете, все это даром, что оно ничего с вас за это не попросит? Нет! Это государство взамен попросит вашу свободную душу, вы станете рабами, и будете делать то, что нужно этому государству. Если же вы хотите сохранить свободу, то государство должно быть для вас как рефери на футбольном поле или гигантской биржей труда, которая будет заниматься посредничеством; государство будет только осуществлять функцию защиты от преступности и внешней угрозы, которая сейчас если и существует, то только потому, что мы сами себе ее создаем.

...Вторая афганская война в Таджикистане, попытка развязать кавказскую войну в Чечне, мирные договоры с Китаем, который является нашим естественным врагом... Все эти слабоумные действия нашего МИДа, безусловно, создают для нас внешнюю угрозу. То есть если бы на какое-то время МИД закрыли, и Андрей Владимирович Козырев занялся бы написанием мемуаров, я думаю, внешняя угроза могла уменьшиться настолько, что армию можно было на девять десятых сократить.

Для нас сейчас угроза заключается в нас самих: в нашем собственном народе, в наших собственных бандитах, красно-коричневых, которые свободно ходят по улицам и занимаются преступной деятельностью. Для нас опасность заключается в огромной и злой армии, которую плохо кормят, которой нечего делать, от скуки она может повернуть штыки против демократии в любой момент. Так что спрашивать с командного состава, который занимается собственным спасением, чтобы каждому пассажиру была подана отдельная шлюпка – глупо.

Государство всегда враждебно человеку, а в наших условиях – вдвойне. Не рассчитывайте, что оно что-то вам даст. Наоборот: если оно пытается вам что-то дать, бегите от него и ничего не берите.

Сейчас готовится закон о новых налогах на правоохранительные органы: не надейтесь, что они будут бороться с преступностью. Не будут. Они лучше возьмут у преступников деньги и будут бороться с честными гражданами. Поэтому мы поступили бы разумно, если бы, как в США – это было в начале их истории, – выбирали своих шерифов, создавали свои бригады, дружины полицейских, которые могли защитить граждан и наблюдать порядок. Рассчитывать сейчас на госструктуры не следует. В противном случае с одной стороны на вас будут нападать рэкетиры, а с другой – правоохранительные органы.

Как видите, у нас, по сути дела, нет государства, за исключением президента, которому мы многое должны. И, несмотря на все его глупости, слабости, колебания и компромиссы, у нас есть возможность установить с ним здравые и трезвые отношения. У нас должны быть такие отношения, какие были в средние века между феодалами. Скажем, герцог не обязан был любить и хвалить своего патрона. Мы тоже не занимаемся прославлением президента, Дем. Союз ни у кого ничего не берет и никому ничего не должен. Но согласно феодальному праву, мы обязаны защищать нашего сюзерена от его врагов. Ельцин дал нам свободу, мы должны помнить, что сами эту свободу не завоевали. Если мы так спокойно и по-деловому будем относиться к Президенту, у нас будет четкое представление, где мы, а где власть.

Если бы у нас действительно был народ, а не население, он давно бы пришел к так называемому Федеральному Собранию и выгнал бы оттуда веником этих бездельников, которые получают миллион за то, что играют роль народных избранников и парламентариев. На самом деле несчастные либералы, и Е. Гайдар в их числе, сидят там как заложники, они ничего не могут сделать. Все их попытки писать нормальные законы и проводить нормальные решения топятся этим красным конвентом. Все эти якобинцы из ЛДПР и компартии получают деньги за то, что лишают вас возможности выжить. То есть вот вам нормальные враги народа, которые получают от вас по миллиону. Если бы я была депутатом ФС, мне бы, наверное, стыдно было приехать на встречу с избирателями, потому, что мне пришлось бы для начала сказать: «Дорогие мои, хорошие, я каждый месяц ворую у вас миллион».

Специфика нынешнего положения в том, что демократические механизмы работать не будут, пока мы не решим вопрос, куда мы идем. Если мы собираемся строить капитализм, то те, кто хочет строить социализм, не могут участвовать с нами в одних органах власти. В стране идет холодная гражданская война, и вы можете себе представить такую картину: где-то в 19-м году Деникин предложил Фрунзе или другому военачальнику избрать парламент и вместе решать вопросы красной и белой армии? До такого идиотизма тогда не дошли. Кстати, та сторона очень хорошо это понимает; парламент для них только ширма, они не играют ни в какое гражданское согласие, они ищут нашей смерти и это не скрывают. Мы же висим как лапша на ложке, народ можно на бутерброд намазывать, власть – сплошные макаронные изделия. Совершенно открыто издаются фашистские газеты, у вас под носом стотысячным тиражом печатается газета «Завтра», и народ из всего этого делает вывод: власть слаба и она не удержится. Народ в этом отношении очень неглуп. Если мы хотим, чтобы он поверил в то, что власть может защитить его, мы должны убрать коммунистов и фашистов. (На самом деле и те и другие красные.) Вот послушайте, что говорил Жириновский на встрече в Магадане и в Иркутске (Гитлер никогда такого не говорил!): «У вас будет грубая пища, но зато она будет у всех. У вас будет грубая одежда, зато вы все сможете ее купить». Это не фашизм, это нормальный социализм с фашистским уклоном. Но у нас ведь всегда были реминисценции фашизма в нашем социализме: крайнее человеконенавистничество, крайнее подавление свободы... Я не очень люблю термин враги народа, так называемые монархисты и националисты, но они действительно его враги. Чем скорее мы поймем это, тем лучше.

Никто не предлагает с ними сделать то, что они собираются сделать с вами, но фашистская и коммунистическая деятельность в России должна быть запрещена законодательно. Статья 13, пункт 5 Конституции позволяют это сделать. Один Нюрнбергский процесс уже был, что же, сейчас другой проводить и чтобы сказать, что коммунисты больше никогда не должны участвовать во власти. А мы решили в ситуации холодной войны позволить абсолютную демократию: кто победит – раковые клетки или здоровые; такое состязание.

Как только мы разберемся с коммунистами и фашистами, у нас решится сразу целая обойма вопросов. Во-первых, люди перестанут бояться вкладывать деньги в производство. Сейчас Россия объявлена страной, неблагоприятной для бизнеса, и наши предприниматели предпочитают миллионы вывозить... Вот то, о чем кричат так называемые патриоты: «Россию вывозят!». А как же не вывозить, если она считается гиблым местом, с которого надо бежать, куда глаза глядят? Здесь будут резать, вешать и здесь никогда не будет ничего доброго.

Как только в России будет безопасно, разумеется, наши просторы, наши ресурсы сразу же приведут сюда инвесторов и предпринимателей. Перестанут вывозиться капиталы, люди начнут строить. А сейчас, когда с утра до вечера люди живут в ожидании смерти, того часа «ч», когда их начнут вешать, никто, кроме народных героев, не будет заводить свой бизнес.

Как только мы избавимся от коммунистов, решится вопрос борьбы с преступностью; до того, пока мы от них не избавимся, этот вопрос решать бесполезно. Как вы будете бороться с преступностью, если поджигатели войны, убийцы, которые в октябре брали государственный телецентр, ходят на свободе? Никакие правоохранительные органы не будут подчиняться государственной власти, которая терпит такое. Сейчас и ФСК, и милиция, и армия работают против Президента, потому что не считают его способным с ним справиться; он не заставил их себя слушаться, и они не будут ловить преступников; составлять досье на демократов – другое дело. Когда к власти придет Жириновский или какой другой товарищ, они положат ему на стол этот подарочный набор.

Итак, порядок начинается с новой лигитимности. У нас есть Конституция, осталось написать законы, которые соответствуют этой Конституции и не оставляют социализму ни одного шанса. Если мы будем и дальше давать деньги колхозам и совхозам, они останутся навечно. Не надо их силой разгонять, надо просто не давать деньги.

Точно так же и с армией, которую, я полагаю, надо уменьшить в четыре раза и немедленно перейти на профессиональную. Нужны решения жесткие, на уровне указов, парламентские механизмы не будут работать до тех пор, пока буржуазная революция в России не завершена. Все это возможно, если народ перестанет требовать от правительства то, чего хотят вкладчики «МММ». Вы должны требовать закрытия нерентабельных предприятий, снижения налогов, требовать, чтобы государство дало вам возможность жить без него, самостоятельно, на свой страх и риск. Пока зарплату население требует, а откуда ее взять?

Простите, мне стыдно, мне каждый день стыдно за свою страну, за свой народ. Мы выглядим в глазах всего мира нытиками и слюнтяями. Сейчас у нас есть возможность продиктовать правительству правильные решения, поставить у кормила тех, кто достоин управлять Россией. Я думаю, Ельцин, когда придет час, охотно уступит власть К. Боровому, Е. Гайдару, людям европейского уровня, но он не отдаст ее до тех пор, пока нет гарантии, что на его место не придет Жириновский или Руцкой с Зюгановым. Если народ будет и дальше кричать, давайте нам Жириновского, я не стану осуждать Президента за то, что он откажется от президентских выборов.

У нас есть полная возможность прямо с завтрашнего дня стать страной, на которую будут молиться, страной, которая действительно заслужит названия Святой Руси. Для этого нужно перейти от имперской политики к политике благородства и истинно христианских чувств. Мы могли бы признать независимость Чечни и помочь ей, мы могли бы стать друзьями стран Балтии, мы могли бы по-человечески договориться с Таджикистаном; мы могли бы стать друзьями Японии, честно вернув ей острова; мы могли бы защищать невинных и угнетенных... Нас бы действительно благословляли, на нас бы молились, мы стали бы первой страной на Земле, которая действует во внешней политике не ради политической конъюнктуры, а поступает, исходя из морального императива: защищать правых и не общаться с неправыми...

Демократический Союз России не ищет у народа протекции и не льстит ему, мы ничего не хотим, кроме Свободы и кроме того, чтобы сделать Россию западной цивилизацией. В случае какого-нибудь конфликта с коммунистами или фашистами каждый член нашей организации возьмет в руки оружие. Мы претендуем только на одно право: в первом ряду умереть за демократию.


 


 


Ко входу в Библиотеку Якова Кротова