Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Священник Александр Мень

 Биографическая хроника

Красным выделены конспективные записи Меня о своей автобиографии

См. о новодеревенском священнике Алексии Введенском, ум. 1937.

1941 г., 22 июня - Воспоминания Гевенманн о том, как Мень встретил объявление войны.

1946

В дом Меней попадает А.Борисов.

45-57 г. - воспоминания о кружке Флоренской, мечевцев, Пестова и пр., Зорин, 1993.

1947- 48

Очерки о природе. Пьеса о Франциске Ассизском (читаю его древнее житие). Читаю: Брэма и проч. зоологию, Дарвина, Достоевского (без успеха). Конфуция (в переложении Буланже, толстовца) и массу толстовских брошюр, к которым подхожу резко полемично. Ренан, «Жизнь Иисуса». Но раньше прочел критику на него арх. Варлаама Ряшенцова, впоследствии епископа-исповедника (1908, книга у меня до сих пор). Изучаю историю Древнего Востока З.Рагозиной (дореволюционная). Семинар Н.Ю.Фиолетовой по раннехристианской литературе у Б.А.Васильева.Семинар по Чехову у Л.Е.Случевской, первой жены мужа Елены Александровны, - не понравилось. Начинаю библейскую историю, поскольку прочитанная у м. Марии огромная книга Лопухина (3 тома, конец века) устарела. Читаю о католических святых (Бернадетта, Доминик), узнаю о св. Терезе. Книга о преподобном Сергии Радонежском всегда сопровождает.

"Еще лет в 12 прочел полные Жития и тогда же понял, что сейчас нужно иное изложение" (Из "Дела").

"Большую роль сыграла схимонахиня Мария, которая до него осуществляла мое духовное руководство. Она благословляла мои библейские занятия лет в 12 и определила путь". (Из "Дела").

1949

Изучаю богословие по курсу П.Светлова, протоиерея. Книга очень насыщенная идеями, литературой, критикой, полемикой. Дала много. Обильный антисемитский материал книги пропустил мимо ушей. Изучаю жизнь Отцов Церкви по Фаррару. Читаю Григория Богослова и Златоуста.

"В доме Бориса Александровича Васильева в 40-х годах посещал уроки Закона Божия для детей и семинары взрослых по Новому Завету. Тогда же (в 1947-48 годах) принял решение стать священником. Познакомился с инспектором Московской Духовной Академии А.В.Ведерниковым, который советовал учиться дальше. Тогда же под влиянием Бориса Александровича начал работать над «Библейской историей», которая привела к изучению Древнего Востока. Занимался живописью. В школьные годы и в начале института основательно изучил толстовство и теософию. Они вызвали резко отрицательную реакцию. К 10 классу прошел самостоятельный курс семинарии. Много читал творения Святых Отцов и о них (Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, блаженный Августин, а также Добротолюбие и труды Феофана Затворника). С 50-х годов познакомился с трудами Владимира Соловьева, и с тех пор он стал моим учителем (хотя вначале были влияния Хомякова, которого много читал). Соловьев соединил во мне веру и наследие Святых Отцов с философским мышлением". (Из "Дела").

В 14-15 лет работает алтарником в церкви Иоанна Предтечи на Пресне - коррупция духовенства, мемуар Зорина, 1993.

(Ок. 1949 - в 1974 г. "лет 25 назад" - впервые в Киево-Печерской лавре).

1950

Собираю биографическую библиотеку Павленкова. Это мой университет. Особенно ценны книги о философах. Увлекаюсь Спинозой и Декартом, прихожу к выводу, что рациональное не всегда плохо. Всякий грех иррационален в корнях. Спинозу начал с богословско-политического трактата, который поколебал во мне теорию авторства Моисея (взял ее из Толковой Библии, т. 1.). В философию ввел меня в 50-м году Лопатин (его книга философских и критических очерков). 50-й год. Первое посещение Киева. Владимирский собор впечатлял, но чем-то и разочаровал (пестрота?), думал, он лучше (по репродукциям росписей). Тогда же изучал «Золотую ветвь» Фрэзера, которая много помогла в «Магизме».

"Когда мне было лет 15, произошло короткое знакомство с отцом Андреем Расторгуевым, который служил в храме в Сокольниках, оно очень много дало" (Из "Дела"). Зорина запись мемуара о.А. о Расторгуеве, 1993.

Масленикова: Мень в 15-ть лет.

1951

Потом в Воронежском заповеднике изучал «Этику» Спинозы и письма. Потом пошел Лейбниц и Платон. Платон был менее созвучен. К этому времени уже был сделан первый набросок синтетического труда (о науке и вере, о Библии, Ветхий и Новый Завет, Евангельская история, Церковь). Читаю Добротолюбие. Большое погружение, но уже ощущение двойственности (что-то соответствует, а что-то оторвано от нашей жизни). Посещаю костел, баптистов, синагогу. Понравилось только в костеле.

Первая (неудачная) попытка читать Якова Беме. Экхарт. Первое чтение Блока и символистов. Купил Соловьева, начал изучать. Пока отдельные тома. Множество книг по истории Церкви и ветхозаветная история Ренана и Киттеля. Пишу заново Библейскую историю (уже исследую с большим материалом). Постоянно изучаю антропологию и происхождение человека. Фаррар. «Жизнь Христа». Гладков. «Толкование Евангелия».

Знакомство с архиеп. Лукой Войно-Ясенецким.

1952

"Когда в 17-18 лет я интенсивно готовился к церковному служению и много изучал патристику, у меня сложилась довольно ясная картина задачи, стоящей передо мной. Я видел, что к вере начинают тянуться люди, преимущественно образованные, то есть те, кто имеет возможность независимо мыслить. Следовательно, священник должен быть во всеоружии..." Подробнее.

1953

Отцы, Отцы, Отцы. Подвижники и классические. Перевожу (увы, наугад, с русского подстрочника) стихи Григория Богослова. Иногда интуитивно угадываю размер (как выяснил потом). Последние стихи. Ценил Гарнака, хотя и не разделял его взглядов. Прочел его «Историю догматов» в 53-м году. Достоевского по-настоящему оценил в 53 году в 10-м классе. Прочел всего, залпом. Но «достоевщины» как психологической атмосферы был всегда чужд (больше всего ценил главы о Зосиме). В юности впечатлялся Нестеровым, хотя потом понял, что не то. Знал досконально Музей изобразительных искусств, очень часто там бывал. Изучал Флоренского. Глубоко потрясен им. Лодыженский «Сверхсознание». Знакомлюсь с йогой и теософской литературой. Еще стихи живут.

"В 50-х годах много читал старых философов: Спинозу, Декарта, Лейбница. Все богословские интересы вращались вокруг апологетики. На 1 курсе прочел «Столп» Флоренского и был им восхищен. Тогда же задумал очерк общей истории Церкви: «Исторические пути христианства» (первую часть - «Древняя Церковь» закончил в 1956 году; а вторую - «Средние века» - в 1957 году). В процессе изучения истории Церкви целиком перешел на экуменические позиции (Единство Церкви). В институтский период сблизился на этой почве с Николаем Евграфовичем Пестовым, посещал костел, баптистские собрания". (Из "Дела").

5 марта 1953 г. - в день смерти Сталина у дочки критика Альтмана, за которой ухаживал, мемуар Зорина, 1993.

1954

Первый том «Исторических путей христианства» написан (Древняя Церковь). Антропогенез. Новый толчок дала лекция Я.Рогинского в Политехническом музее. Много хожу на концерты. Складывается концепция шеститомника (в Приокском заповеднике, где бывал раз семь).

"Когда изучал раннехристианскую историю и писал о ней (в 19-20 лет), я убедился, что в моих мыслях нет никакого надуманного реформаторства, а они следуют по пути, проложенному традицией". Подробнее...

Илюшенко пересказывает мемуар о.А. о знакомстве с будущей женой.

1955

Иркутск. Начинаю второй том «Исторических путей». Пишу брошюру против баптистов (вполне ортодоксально и мирно). Нахожу Франциска Сальского. Привлекает больше, чем восточные авторы на эту тему (ближе к реальной жизни). Решаюсь найти всю книгу (были две последние части). Потом нашел Вера Яковлевна перевела, и перевод вышел в издательстве «Жизнь с Богом». Книгу взяли у Татьяны Ивановны (Куприяновой), жены Бориса Александровича (Васильева). Пишу очерк критики диамата.

"Приехав в 1955 году в Иркутск, я в один день посетил собор и баптистское собрание". Подробнее...

1956

Иркутск. Начинаю второй том. Собираю материал по шеститомнику. Читаю Вл. Соловьева, Лопатина, Лосского, массу художественной литературы (Мережковский и пр.). Изучаю теософию. Учусь у одной женщины йоговским упражнениям.

"В самый разгар изучения католичества (в 21-22 года) я в свободное от занятий в институте время работал в Епархиальном управлении (истопником) и близко соприкоснулся с разложением околоархиерейокого быта, которое очень меня тяготило. Но соблазн счесть нашу Церковь мертвой меня, слава Богу, миновал". Подробнее...

Знакомится с католич. священником-униатом, гомосексуалом, в период своего "полного развития", мемуар Зорина;

1957

Заканчиваю второй том, довожу до XV в. Начинаю книгу «О чем говорит и чему учит Библия». Изучаю библейскую критику. Веллгаузен. Читаю много из русской религиозной философии. Особенно поражает Трубецкой «Умозрение в красках» об иконах. Киприан. «Палама».

"Зимой 1957-58 годов я впервые ясно увидел, что такое «христианский гуманизм» и «христианский Ренессанс», которые противостояли Ренессансу языческому". Подробнее..

В письме Рейтлингер 1974 г. уп., что "17 лет назад" был "труднейший, катастрофический момент".

1958

Изучаю Соловьева, «Историю католической церкви» (автора не помню, по-моему, поляк. По-русски). Работаю в епархиальном управлении. Изнанка. Знакомлюсь с бывшим католическим священником. Тоже не сахар. Резкое отталкивание. Но благодаря предыдущим работам уже прочно стою на экуменической позиции. К.Даусон «Прогресс и религия». Уже дьяконом заканчиваю о Библии. Пишу очерк «Единство Церкви», прокатолический. Вычленяю из Библии (440 страниц) главы о Христе и делаю «Сына Человеческого». Использую катехизические беседы, которые каждое воскресенье по просьбе настоятеля вел с новокрещаемыми. Начинаю учиться иконописи у Ведерниковых.

"Был отчислен в мае 1958 года, когда уже сдал первый госэкзамен. Через месяц был рукоположен (был представлен А.В.Ведерниковым митрополиту Николаю (Ярушевичу), и он, спросив меня, люблю ли я свою профессию, и получив утвердительный ответ, благословил рукоположение). Был посвящен в дьяконы 1 июня 1958 года на Троицу в храме Ризоположения преосвященным Макарием Можайским (без экзамена) и направлен в приход села Акулово (под Одинцово). Тогда же поступил в семинарию, она мне мало что дала (окончил Ленинградскую Духовную семинарию в 1960 году)." (Из "Дела")

1958 - в 1976 г. вспоминает о визите Фуделя с сыном и невесткой к себе в церковь.

1958, 6 марта - изгнан из института в день, когда была свадьба друга по группе (мемуар Зорина).

1958, 24 апреля - этим числом датирование прошение митр. Николаю Ярушевичу о рукоположение (см. фотокопию).

1958 г., 17 мая, суббота. - Знакомство с Левитиным в редакции ЖМП (мемуар Левитина).

1958, 1 июня - рукоположен во диакона митр. Макарием Даевым.

1959

Работаю над вторым вариантом «Сына Человеческого». Начинаю печататься в «Журнале Московской Патриархии» (всего около 40 статей). Основополагающие книги: Ельчанинов, «Записки священника», только что вышли, и «Пастырство» Киприана Керна.

"Первый набросок «Сына человеческого» был написан уже в 1959 году. В Иркутске еженедельно занимался в общей библиотеке, где доводил свое образование до нужной мне полноты. Прошел почти весь курс Духовной Академии. Рассчитывал, что поступлю туда после отработки трех лет. Об этом была договоренность с инспектором - архимандритом Леонидом (Поляковым)" (Из "Дела")..

1959, 2 июля - умирает о. Петр Шипков.

Диаконом в Отрадном в Москве у о. Сергия Орлова, мемуар Зорина, 1993.

1960

Пишу «Истоки религии», в них еще входят главы о первобытных религиях. Иконопись. Бердяев массой. Булгаков. Гегель.

1960 г., 1 сентября - рукоположен во священника митр. Стефаном Никитиным в Малом Донском соборе

"Духовником в студенческие годы был Н.А. Голубцов. Человек мудрый, светлый и открытый. Сам из биологов. Он и благословил меня в 1960 года подать прошение о принятии сана священника. Рукоположен в 1960 году 1 сентября в Донском монастыре епископом Стефаном (Никитиным) из «маросейских». Отец Николай очень много мне дал, и я не терял с ним связи до самой его смерти (1963). Он мне говорил: с интеллигенцией больше всего намучаешься (это он знал из своего опыта). Но он был именно пастырем этого духовно-заброшенного сословия и мне это завещал. Он руководствовался принципом свободы. Никогда не проявлял узости. Его биография опубликована в «Журнале Московской патриархии» в 1963 году. Остальное вам сказал. Главное: он был не жрецом, но пастырем. Это был для меня идеал (в свете воспоминаний моих близких о духовном руководстве и влиянии архимандрита Серафима Батюкова). После него исповедовался у Бориса Александровича Васильева. В Акуловский период много занимался катехизацией (было много крещаемых в церкви). Написал первый вариант «Сына человеческого», уже похожий на то, что теперь, а также ряд статей." (Из "Дела").

1961

Пишу «Магизм и Единобожие». Изучаю Фрейда. Символистов, особенно Белого. Много антропософии. Пушкин. Лескова начал читать много еще в Иркутске. Ибсен. Метерлинк.

"В 1961 году познакомился с трудами Тейара де Шардена. Нашел в нем родную душу." (Из "Дела").

1961 г., 18 февр. - в Алабино пишет оправдательную записку патр. Алексию Симанскому в связи со статьей о посольстве учеников Иоанна Предтечи.

Мемуар об Алабино у Зорина, 1993.

1962, 18 марта - резолюция патриарха по делу о статье об Иоанне Предтече (Масленикова).

1962 г., август. С ним знакомятся Е.Барабанов и А.Юликов.

Видимо, это про о. Александра Меня: во вторник 23 октября 1962 г. к умирающему еп. Афанасию Сахарову "приехал ещё один священник, большой почитатель Владыки. Когда он вошел, Владыка его узнал, но имени не понимал. Тогда батюшка назвал имя своего святого: "Александр Невский". Владыка оживился и говорит: - А, Александр Невский. Знаю, знаю. Этот священник пробыл недолго и уехал" (Молитва вас всех спасет, с. 141).

Не ранее 1962 г., около него: знакомство с Юрием Глазовым (мемуар). Познакомились в доме Виталия Рубина.

1963

Поглощен строительством. Пишу индийские главы «Магизма». Индия идет полным ходом. Пишу «У врат молчания».

1963: к нему впервые приезжает Меерсон-Аксенов, знакомится, но до 1965 г. вновь не появляется.

Ок. 1963-65. крестины дочери Рожкова с Дудко и др. Мемуар Эдельштейна.

1964

Летом заканчиваю «У врат молчания». Последние строки написал после обыска 3 июля 1964 (с 1 сентября в Тарасовке).

"С 1964 по 1968 год учился в Московской духовной академии. Кандидатская была посвящена монотеизму и дохристианским религиям (взял из своей работы). Здесь, в МДА, особенно были важны личные контакты (со студентами и протоиереями Ветелевым, Старокадомским и др.)". (Из "Дела").

Встречи у Краснова-Левитина: в числе участников Берестов, Якунин, Иван Орлов.

1964, 1 июня - поездка в Новый Иерусалим в Льву Лебедеву (Масленикова).

1965

Пишу греческие главы для «Магизма и Единобожия». Разделяю «Истоки религии» по совету Желудкова. Читал его в 1959 году. С этого времени (61-64) переписка с Желудковым и компанией. Еще одна редакция «Сына Человеческого».

1965: с ним знакомится Трауберг; сближается Меерсон-Аксенов.

"12 августа 1965 года Горком КПСС Нарофоминского района принял особое постановление о руководстве со стороны партбюро колхоза "Нара" научно-атеистическим воспитанием населения, продиктованное в основном влиянием Алабинской церкви, где служил отец Александр Мень" (Голубцов, Церковная Московия, со ссылкой на дело ЦГАМО).

1965 г., 13 сентября. Обыск в Семхозе (Масленикова).

 

 

 

1965 г., сентябрь - знакомится М.Юдиной (Масленикова).

1966

Пишу «Дионис, Логос, судьба». Ницше, Вересаев, античная литература. «Последние статьи в «Журнале Московской Патриархии». Учу греческий.

1966, октябрь - крестит на дому Юр.Глазову на Ленинском проспекте его и его семью, включая трехмесячного сына Яшу (мемуар).

1966 - в приходе появляется С.Долгополова (её мемуар)

1967

Первая попытка напечатать (Франциск Сальский).

"Целью общения считал необходимость создания «среды», в которой верующие чувствовали бы себя свободно. Действовал методом естественного отбора. Когда нужные отобрались, прекратил встречи дома (около 1967 года)" (Из "Дела").

1967, май. Венчает в Тарасовке А.Юликова.

Начало лета 1967: у него дома Глазов знакомится с Якуниным (мемуар).

Под Новый Год в Тарасовку впервые приезжает Масленикова (c Огневой).

Конец 1967: встреча Рождества (католического?) у Глазова, тут и о.А., мемуар.

1968

Выход «Сына Человеческого». Общая редакция 4-х первых томов, Булгаков. Бердяев. Соловьев. Много Бергсона. Старец Силуан (читал еще раньше в 1958 году.) Материалы по Оптиной Пустыни. Беседы о ней с Павлович. Учу иврит. Начал «Пророков» («Вестники Царства Божия».)

Ок. 1968 - переживает "один из труднейших, катастрофических моментов" жизни, спасается молитвой святым (из письма 1985 г.).

1968 год, ок. 17 января - второй визит Маслениковой в Тарасовку.

1968, ок. 24 января - письмо Маслениковой.

Середина февраля (до 24) 1968 г. - сбор подписей под письмом в защиту Гинзбурга, Глазов упоминает о специфике позиции о.А.

1968, пятница первой недели Великого поста - Масленикова о своей первой исповеди у о.А.

1968, 2 мая (проверить) Пасха - мемуар Маслениковой о Тарасовке. Письмо о.А. ей от 12.5.1968.

1968 г., Троица - визит Маслениковой в Тарасовку, мемуар (за два дня до этого о.А. хоронит отца).

1968, июнь, Петровский пост - проводит отпуск на Селигере (мемуар Покровского).

1968 г., 1 августа - Масленикова в Тарасовке, мемуар.

1968 г., 26 октября. Похороны А.Неусыхина, о.А. присутствует (мемуар Маслениковой). Его письмо Маслениковой.

1968 г., 24 ноября - Масленикова, визит в Семхоз, затем совместная поездка в Лавру.

1968 г., 20 ноября - поездка в Тарасовку с Неусыхиной и некоей княгиней (Масленикова).

1968 год, конец - навещает в больнице Юрия Глазова.

1968 г. Знакомится с пастором А.М.Бычковым (мемуар Б.).

В конце 1960-х с А.Борисовым у Меня знакомится Вадим Борисов. Советы Борисову в связи с рукоположением.

 

1969

Выходит «Небо на земле». Ленинградская семинария 1958-60 года. Московская духовная академия 1964-68 года. Кандидатская работа «Элементы монотеизма в дохристианской религии и философии», дружба со Старокадомским и Ветелевым. Пишу «Пророков».

Начало 1969 г. - навещает в больнице Глазова, радуется его примирению со своей прихожанкой и их общей знакомой Зоей Волоцкой (мемуар). Навещает Глазова после его выхода из больницы. Глазов об отношении о.А. к диссидентскому движению критически, 1969.

1969, лето - впервые к Добровольскому из москвичей едет Глазов, потом Трауберг.

1970, сразу после Рождества - о.А. с детьми, Маслениковой и др. на елке в МДА.

Смерть Вольфа Меня, мемуар Агурского.

1970, 22 января - день рожденья, разговор с А.Юликовым.

1970, 13 февраля - письмо Маслениковой с описанием первой службы в НД ("сверхкрохотный храм".

1970, перед отпуском 22 июня пишет письмо Маслениковой.

1970, лето - в Одессе с Глазовым, размышляет об отъезде в Израиль и о том, чтобы совсем "переквалифицироваться".

1970, 11 июля - записка Маслениковой о визите ее дочери.

1970, 31 июля - организует вечер памяти Вл.Соловьева с участием Хоружего, Рашковского, др.

Мемуар Агурского о проблема эмиграции в Израиль в 1970 г. и отношению к этому о.А.

1970, 20 октября - мемуар Маслениковой о визите в Семхоз.

1971, январь - письмо с апологией своего подхода к Библии Е.Н.

1971 г., январь-февраль. Отъезд в Израиль Шуры и Бориса Цукерман (Эшлиман - двоюродный брат Шуры) (Глазов).

1971, март - посылает Масленикову в Литву к о.Добровольскому. Через несколько недель сам едет туда же с женой, Маслениковой. Обдумывает эмиграцию в Израиль (еврею не сдвинуть омертвелую Русскую Церковь) (О том же мемуар Глазова). После Троицы в отпуск, возвращается к Петру и Павлу, решившись не эмигрировать. Март 1971 дает благословение на отъезд Глазову.

1971, - крестит А.Белавина.

1971,  26 апреля - пишет М.Поповскому отзыв о его книге о Войно-Ясенецком, вспоминает о знакомстве с последним.

1971, 11 мая - разрешение на эмиграцию Мих. Занду и др. Суд над Красновым-Левитиным.

1971, 22 июля - мемуар Маслениковой о поездке в Семхоз.

1971, конец года - разговор с Глазовым о его отъезде, объясняет причины своего решения остаться (мемуар Глазова).

1971, конец декабря - исключение Галина из СП

1972, начало года - приезжает к Глазовым, Меерсон-Аксенов влюблен в дочь Глазова, уговаривает ее не уезжать, Глазов настроен враждебно к православным приспособленцам (мемуар).

1972, начало года - участвует в собрании людей, обсуждающих необходимость эмиграции, мемуар Меерсона.

1972, 8 июня - письмо Маслениковой.

1972, 24 июля - впервые приходит с семьей и А.Борисовым в дом Волошина (Купченко). С Желудковым дает Трауберг Льюиса; в приходе "демографический взрыв".

1972, 15 августа - письмо Маслениковой.

1972, 20 ноября - письмо Маслениковой с сообщением об окончании 4 тома, передает "требник для Володи".

1972, декабрь. Первый приезд к о.А. С.Зика.

1972, 22 декабря - письмо Маслениковой.

1973, накануне Рождества заболевает, - мемуар Маслениковой (в третьем лице).

1973, 13 января - письмо Маслениковой.

1973, в пятницу на Масляной неделе с Маслениковой в МДА к Филарету.

1973, 20 апреля - мемуар Маслениковой о поездке в НД. 22 апреля - Вербное воскресенье.

1973, июнь - в отпуск хотел ехать в Ленинград, но уговорили в Коктебель, выезжают в четверг 21, возвращаются к Петрову дню.

1973, 27 июля - у него в гостях Марк Поповский (мемуар).

1973, сентябрь - пишет М.Поповскому отзыв о проповедях Войно-Ясенецкого. 11 сентября - пишет В.Купченко.

1973, 12 сентября - мемуар Маслениковой об именинах в НД. Со дня на день ждет ареста из-за диссидента-прихожанина.

1973 - знакомится с М.Веховой.

1973 г., 10 октября - письмо Купченко, цитируется.

1973, начало ноябре. Мемуар Романушко о поездке в Новую Деревню и знакомстве с о.А.

1973, 17 декабря - в Семхозе у него ночует Купченко.

1973 г., 23 декабря - в Новой Деревне крестит Купченко.

1974 г., февраль - встреча с А.Огородниковым, обсуждает вопрос о подпольной "семинарии".

1974 г., 6 марта - к нему приезжает Купченко.

1974, 8 марта - мемуар Маслениковой о поездке в Семхоз.

1974, 10 марта - вечер молодежи в Семхозе, "перенасыщен стихами". Гм! Кажется, и я там был и читал стих; помнится, З.А. cпрашивал о.А. о христианском отношении к войне, он говорил что-то традиционное. Мемуар Маслениковой. Мемуар Романушко.

1974, 26 марта - молодежный вечер в Семхозе (Масленикова).

1974, июнь - на квартире Меерсона встреча о.А. с двумя священниками из Медона и группой французских студентов. вместе прибывших в Москву (Аман).

1974, лето - к нему специально приезжает познакомится Вл.Френкель (последующие их встречи "можно перечесть по пальцам"). Ист.: В.Френкель. Не перейти предел. Русская мысль, 26.10.1990.

1974, лето - отдыхает в Коктебеле (Купченко).

1974, "под Успенье" - к нему приезжает знакомиться ближе Аман.

1974, 2 сентября - письмо Рейтлингер.

1974, 12 сентября - именины в Семхозе, приезд Дудко, Левитина, описаны в мемуаре Поповского.

1974 г., 27 сентября. Письмо о. Сергию Желудкову и Крониду Любарскому о вере.

1974, 29 ноября - письмо Рейтлингер, сокрушается о "крушении нашего друга".

1974, осень - в НД ходит "окроплять поросенка", знакомится с Д.Виньковецкой, уезжающей вскоре в США.

1974, 28 нояб. - Арест Вл. Осипова (дали 8 лет).

1974, декабрь - крестит С.Зика.

1974, 10 декабря - крестит Я.Кротова (и дарит икону с надписью - см.).

1975? 14 марта - письмо Купченко, "на днях" вернулся из Ленинграда. В отпуск летом не едет из-за болезни Крыжановского.

1975, 30 марта - письмо Рейтлингер. "Написал уже больше половины своего последнего, 6-го тома". Мемуар Маслениковой - воскресенье 30 марта я еду в НД, но только почему-то об этом она пишет после текста о мае 1975 г.

1975, 6 июня (или августа?!) - крестит в НД Марину Косталевскую и Розу Гевенманн.

1975, 20 июля - мемуар Маслениковой о проповеди о.А.

1975, ок. 22 июля. - письмо Рейтлингер.

1975, 14 сентября - венчает дочь и В.Юликова, мемуар Маслениковой.

1975, 27 октября - мемуар Маслениковой о визите в Семхоз.

1975, 31 декабря - "канун нового 1976 года" - крестит Вл.Ерохина (Памяти прот. А.Меня, с. 144 - мемуар).

1876, 3 января - письмо Рейтлингер.

1976, 14 января - по его просьбе Масленикова и Ел.Сем. едут в Отрадное к о. В. (Кречетову?) узнать о возможности кооперации о.А. с о.В.; опыт оказывается неудачным.

1976 г., 27 марта. Крестит Наталью Казакову (мемуар).

1976, 20 апреля. Освящает квартиру Марианны Веховой (мемуар).

1976, 14 июня, Духов день - уезжает из Москвы в Коктебель, до этого 3 года не был в отпуске (Масленикова). В первый же день ушиб ногу.

1976, 15 июня - приезжает в Коктебель.

1976, 13 июля - экскурсия по дому Волошина.

1976, 11 августа - мемуар Маслениковой о трех подряд днях в НД (9 августа - венчает Якова и Ирину Кротовых, в домике, после венчания на даче у Никифоровых, была Ел.Мень, Володя Юликов, Масленикова).

1976, лето - назначение нового настоятеля (Масленикова).

1976, лето. Илюшенко читает свои стихи о.А. и Е.С.Мень.

1976, 10 сентября - письмо Рейтлингер.

1976, сентябрь - приезжает с Ел.Сем. венчать М.Вехову.

15.9.1976 - арест Петра Старчика, отправлен в псих. больницу.

1976, 10 октября - мемуар Маслениковой об антисемитской вспышке среди прихожан НД во время службы.

1976, 26 октября - в Семхоз приезжает Купченко.

1977, 29 января - мемуар Маслениковой о службе в НД.

1977, 27 апреля. - Письмо Виньковецкой.

1977, 19 марта - причащает на дому Масленикову.

1977, 27 марта, воскресенье - мемуар Маслениковой о службе в НД.

1977, 3 апреля - хоронит Николая Шатрова (мемуар Маслениковой).

1977, май - с ним знакомится С.Рукова.

1977, 5 июня - причащает в больнице Масленикову.

1977, 16 июня - причащает в больнице Масленикову.

1977 г., 26 июня - в Коктебеле крестит сына Купченко.

1977, 5 июля - письмо из Коктебеля, в воскресенье возвращается.

1977, 7 августа - в Новой Деревне Аверинцев, Трауберг, Гальцева, Бибихин.

1977, 31 октября - умер о. Григорий Крыжановский, настоятель; его преемником назначен о. Стефан Середний.

1977, 3 ноября - отпевание о. Григория.

1977, 9 ноября - письмо Рейтлингер.

1977 г., 12 или 19 ноября - крестит Павла Казакова в Новой Деревни после поездки в епархиальное управление (мемуар).

1977 г., 21 ноября. Проповедь об ангелах.

1977, 22 декабря - мемуар Маслениковой о беседе с о.А. после службы, в т.ч. о "стремительно развивающемся мракобесии" в РПЦ.

1977, конец года - организует первые "малые группы" (Илюшенко).

1977 г., декабрь: к нему приходит Андрей Еремин, (6) .

1978 г., 2 января - письмо Купченко, предупреждает, что не сможет приехать летом.

1978, лето - с ним знакомится и становится его прихожанином Константин Коваленко из "Литературной России".

1978, 30 августа - уже два месяца, как обсуждает с Никифоровым создание "очагов" - малых групп прихожан (Масленикова). \

1978 г., осень. Проповедь о милосердии.

1978, пятница перед 6 ноября, разговор с Маслениковой: Афон - черные вороны, не имеющие отношения к Христу; против канонизации Николая Романова и монархизма Дудко, о делении прихожан на пациентов и сотрудников.

1978 г. - начинает собираться "малая группа" А.Зорина.

1979 год: З.Масленикова, 2002:

"И тогда возникла идея - произошло это в 1979 году - организовать маленькие домашние церкви. Идея состояла в том, что обычно раз в неделю небольшая группа людей (отец Александр считал идеальным число от 7 до 12) собирались у кого-то дома и вместе читали Евангелие, вместе молились, вместе проходили катехизацию, то есть познавали основы веры. Через какое-то время выявилось несколько талантливых катехизаторов, которые занимались подготовкой как к крещению, так и к воцерковлению тех, кто был крещен в детстве, но пока не пришел к церкви". О том же Илюшенко как об идее конца 1977 г.

1979 г. - уезжает в США Марина Косталевская (см. 6.6.1975).

1979, 7 января - мемуар Маслениковой о встрече Рождества.

1979 г., 15 января - смерть матери, Елены Семеновны (мемуар Ерохина; Гевенманн). Читал над ней отходную по католич. молитвеннику (письмо). 24 января - 9 дней, разговор с Соней Руковой об Асе Иговской.

1979, 26 января. Письмо Виньковецкой.

1979, 15 февраля - в НД служит митр. Ювеналий, мемуар Маслениковой.

1979, 26 марта. Письмо Виньковецкой.

1979, 9 апреля - письмо Рейтлингер.

1979, после Пасхи - письмо Рейтлингер, в отпуска собирается на месяц с 7 июля.

1979, май, после пленму ЦК КПСС, посвященного идеологии, говорит Иву Аману: "Это не кончится добром для нас". Аман И. в кн. "Памяти протоиерея Александра Меня", М., 1991. С. 103.

1979 г., 27 мая - общая исповедь

1979 г., июль (очевидно, до 8) - встреча на квартире у Бычкова с Мейендорфом, Развеевым, Якуниным, Борисовым, Дудко. См. рассказ Якунина.

1979, 8 июля - уезжает в Коктебель (мемуар Маслениковой, бывшей там же впервые после 1973).

1979 - в Коктебеле был до 6 августа (Купченко).

1979, 15 августа - разговор по телефону с А.Зориным. На следующий день с о.А. в храме - требы и пр. (15 августа - среда).

1979, 14 октября - с Маслениковой навещает монахиню Параскеву из Дивеева, беседа о катакомбной церкви.

1979, 3 декабря - письмо Рейтлингер, 4-го дек. собирается к Ведерниковой.

1979, 21 декабря. Письмо Виньковецкой.

1980, зима - к нему в дом приезжает для знакомства свящ. Генрих Папроцки ("Памяти протоиерея Александра Меня", М., 1991. С. 105).

1980, 22 января - высылка Сахарова в Горький.

1980, январь - из-за притеснений со стороны настоятеля наводит справки о возможности перейти в храм в с. Братовщина (Масленикова). Недавно болел, был в больнице.

1980, 24 апреля. Письмо Виньковецкой.

1980, май - письмо Рейтлингер, собирается уехать в отпуск с 15 июня на месяц.

1980, 17 февраля - Прощеное воскресенье

1980, незадолго до 11 марта - устно указывает Маслениковой, что делать в случае его ареста (не надо писем патриарху - узнику об узнике).

1980, 1 апреля, вторник Страстной - на допросе на Лубянке в 15 ч. (Масленикова).

1980, 17 апреля - второй допрос на Лубянке.

1980 - в Коктебеле до конца июня (Купченко). Возвращается 2 июля (Масленикова). Перевод "Силы и славы" Грина.

1980 - пишет 11 глав книги об апостолах (незавершенной), Масленикова, 1999.

1980, 6 октября - в НД похороны знакомого по биол. кружку, встреча с бывшими друзьями (Масленикова).

1980, 3 ноября - теряет интерес к 6 тому, жалуется на интеллектуальное опрощение народа (Масленикова). Работает над диафильмом о Туринской плащанице.

1980, 23 нояб. "Встань, спящий, и воскресни из мертвых...".

1981 г., 2 января - на отпевании Н.Я.Мандельштам в Москве (воспоминания Захаровой)

1981, 27 февраля - визит Е.Б.Пастернака с женой (Масленикова).

1981, апрель - обсуждает с Маслениковой проблему недавнего ухода Никифорова, общения с инославными.

1981, 26 апреля - крестит Н.Никитину и других (группа, подготовленная А.Бессмертным).

1981, Пасха - мемуар Маслениковой. 5 мая встреча (разрыв) с Никифоровым.

1981, 7 мая - умер Валерий Всеволодович Каптерев, друг и прихожанин, художник.

1981, 15 мая - поездка в Городню к о. Алексею Злобину (Масленикова).

1981 г., после Пасхи - с ним знакомится А.Тимофеева.

1981, 10 июня - к НД приезжают гебисты (Масленикова). Мень об особенностях людей послесталинской эпохи.

1981 - в Коктебеле до 14 июля (Купченко).

1981, сентябрь - к нему заезжает о. Георгий Эдельштейн посоветоваться о том, в какую епархию переходить; о.А. советует Мудъюгина.

1981, 2 октября. Пятница. Отправляет письмо Б.С.Бакулину.

1981 г., 4 октября в воскресенье, о. А. венчал Михаила Завалов и Ольгу Ерохину у них дома.

1981, октябрь. К нему впервые приезжает в НД Лион Измайлов. Мень посылает И. на катехизацию к А. Бессмертному. У о.А. на исповедь очередь ок. 40 человек.

1981, 5 ноября. Четверг. Отправляет письмо Б.С.Бакулину.

1981, 15 ноября. Воскресенье. Отправляет письмо Б,С.Бакулину.

1981, 10 декабря. Четверг. Отправляет письмо Б.С.Бакулину.

1981, 17 декабря - ложится в больницу на операцию, бывшую 18-го (Масленикова).

1981, 31 декабря. Его навещает в больнице Илюшенко.

1981: поручает А.Еремину вести первую группу катехизации (7).

1982, 4 января - возвращается из больницы (Масленикова).

1982, 22 января - о праздновании дня рождения о.А. и Марии Витальевны, Масленикова.

1982 - начинают пропадать письма из-за границы;

1982, 23 января - Похороны тестя и крестит группу оглашенных Бессмертного у Открытого шоссе, в т.ч. Лиона Измайлова. Нет, видимо 27-го января (см. мемуар Маслениковой).

1982 г., 7 марта. Проповедь в воскресенье Торжества Православия.

1982, 2 мая. Венчает В. и Р. Илюшенко.

1982, 10 июня - уезжает в Коктебель (Масленикова).

1982, 2 августа - беседа с Маслениковой об отношении к католичеству.

1982 - в Коктебеле до 8 июля (Купченко). В последний раз.

Интервью 30 сентября 1982 г. ("Богу нужна только правда"). Упоминает, что "вчера" был у своего духовника, архиепископа, который ввел чтение апостола по-русски. Тот же текст более подробно - Беседа с И.Лапкиным, тут датировка 1982, 2 октября. Упоминает, что летом был в Прибалтике в католической церкви.

1982, 24 ноября - мемуар Маслениковой о беседе.

1982, ноябрь. О. Александр о приходе к власти Андропова: «Наконец стремление тоталитарных сил захватить власть получило воплощение» (Илюшенко, 51).

1983, весна - назначение настоятелем вместо о. Стефана Середнего Иоанна Клименко. Одним из алтарников становится Андрей Еремин.

1883, 24 марта - Чистый четверг, мемуар Маслениковой.

1983 г., июнь - запись его ответов С.Руковой.

1983, 25 июля - письмо Рейтлингер, уп. перемены в приходе с надеждой, что к лучшему.

1983 г., лето - венчает Л.Измайлова.

В 1983 году о. Александр Мень представил Ученому Совету МДА « Опыт изложения основ ветхозаветной исагогики», как диссертацию на соискание доктора богословия, но консервативно настроенные профессора МДА, и в первую очередь, профессор А. И. Осипов, выступили против.

1983, окт. - З.А.Масленикова переезжает в новый дом в Н.Д.

1983, 27 октября - письмо Рейтлингер. Уп. друга-монаха, который ему постоянно пишет с Афона.

1983 г., 10 ноября. Общая исповедь на тему "Елицы во Христа креститеся".

1983, 20 декабря - допрос в КГБ (Масленикова).

1983 - начинается работа группы переводчиков НЗ - Тищенко, Лезов, Маркус, Кузнецова (мемуар Кузнецовой).

1984, 9 января - арест С.Маркуса. Сидел на Матросской тишине. Дело вела следователь Ольга Леонтьева. Религиоведческая экспертиза д-ра филос. наук из Киева Дм. Гаркавенко. Осужден на день преп. Сергия.

1984, 7 февраля - письмо Колесниковой.

1984 г., 14 марта - посещает вечер Л.Измайлова.

1984, 25 марта - письмо Рейтлингер.

1984, лето - в Семхозе знакомится с А.Чернявским.

1984, 10 декабря - письмо Колесниковой.

1985 г., конец января - оценка своего настроения в день 50-летия. Илюшенко - тексты капустника 22 января.

1985, 3 фев. в новодер. доме ЗА-ой капустник по случаю 50-летия о.А. Огнева была одета цыганкой, что-то сплясала, что-то хорошее нагадала о.А. и З.А. (Масленикова).

1985, 11 апреля - письмо Рейтлингер с характеристикой обстановки в стране как ужасной.

1985, 8 мая - ум. Ел Алдр. Огнева, 60 лет. Самая старая дух дочь о.А., стала ею после смерти о. Н.Голубцова, их общего духовника. 1985, 8 мая - смерть Ел.Ал.Огневой (Масленикова).

1985, день св. Духа - общая исповедь.

1985, 4 июня - вечер у поэта Марка Лисянского, разговор о монархизме, запись Зорина, 1993. Три дня прихожане (Зорин, Зобин, Юровицкий) помогают о.А. строить дачу.

1985 г., 9 июня, воскресение - Троица, в кабинете крестит Домбровскую (мемуар).

1985, 11 июня - запись Зорина о поездке в Семхоз, 1993.

1985, 15 июня - беседа с малой группой в Семхозе. (Сергей Зик. Отец Александр Мень: пять бесед в "малой группе". // Приходские вести храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. № 4. Октябрь 1997. С. 8.)

1985? 17 июля - переезжает в Пушкино Светлана Домбровская, ей помогают прихожане о.А. (мемуар).

1985, 19 августа. Масленикова: Мень дал подписку в том, что его книги не будут издаваться зарубежом, собирается переходить в ЛДА, решил, что более не должен подстраиваться под прихожан. Огорчение из-за адюльтеров прихожан. У разбитого корыта.

1985, 28 августа - запись Зорина, 1993.

1985, 12 сентября - в Новой Деревне празднуют юбилей о,А., мемуар Илюшенко. Текст его выступления.

1985, 6 декабря - письмо Рейтлингер.

1985 - отзыв о Горбачеве как человеке с комплексом Наполеона (Илюшенко). О политических изменениях как чуде - письмо Колесниковой. Оценка перестройки: «Ну а мы, — говорил А. В. — будем себе работать, пока лев спит" (Измайлов).

1986, 22 января. Тексты капустника на дне рождения (Илюшенко).

1986 г. - его прихожанином становится крещеный в 1971 г. А.Белавин.

1986, 20 февраля. Письмо Колесниковой.

1986, 2 марта. Беседа о вере и спасении с Илюшенко.

1986 г., 9 марта. Общая исповедь в воскресенье Страшногос уда.

1986, апрель - "время грязных пасквилей в газетах, угроз, обысков, вызовов на допросы". Еремин А. в кн. "Памяти протоиерея Александра Меня", М., 1991. С. 47.

1986, 16 апреля: Масленикова в НД, памфлет в "Труде" вышел на Крестопоклонной. Редактирует объяснительную митр. Ювеналию (визит к митрополиту 17 апреля).

1986, 4 мая - Пасха.

1986, 21 мая - второй визит с объяснениями в епарх. управление (Масленикова).

1986, лето - отзыв о перестройке.

1986, 30 июня - фотографии в Семхозе.

1986, август. Едет в Загорск с А.Ереминым, совершать панихиду в б. подпольном монастыре. Еремин А. в кн. "Памяти протоиерея Александра Меня", М., 1991. С. 47.

1986, 11 августа - вызов в епарх. управление. Обед с митр. Ювеналием (Масленикова).

1986 г., 18 августа. Человек - это личность. Беседа.

1986, сентябрь - отпуск в Дагестане, Каспий (письмо от 12.9 Маслениковой).

1986, 12 сентября. Тексты капустника (Илюшенко) к именинам.

1986, 21 сентября - публикация в "Труде" против о.А. Покаяние Б.Развеева. Публикация письма о.А.

1986 г., ноябрь. смерть Клавы Березиной, певчей.(мемуар).

1986 г., 2 ноября (предпол.). Общая исповедь. Начало: "Вы все знаете, что дом Божий, куда мы с вами собираемся на молитву, потому и есть дом Божий, что сюда к нам приходит Господь, а мы к Нему идем для встречи с Ним. И это создает Церковь Христову".

1986 г., 16 ноября. Общая исповедь. Начало: "Итак, дорогие мои, сегодня мы с вами приходим еще и еще раз в эту небесную врачебницу".

1986, воскресенье 30 ноября (предпол.). Общая исповедь.

1987, январь - посещает на дому Ольгу Ерохину, больную, причащает (мемуар).

1987, 22 января. Тексты капустника на дне рождения (Илюшенко).

1987 г., 2 февраля. Общая исповедь.

1987, 15 февраля. "После вокресной литургии, о. Александр пригласил меня на несколько минут в свой кабинет и вручил небольшой подарок - присланный из Бельгии, из католического Лувенского университета, оттиск его тезисов на двух страницах. ... В память о дне подарка батюшка поставил на обложке автограф - "15/II А" ... По тогдашним его словам, это - первый его текст времен "перестройки", который был отправлен за рубеж по сугубо официальным каналам - через "аппарат" Московской Патриархии". - Рашковский Е.Б. Забытые тезисы: из наследия о. Александра Меня. // Aequinox: Сборник памяти о. А.Меня. - М.: Carte Blanche, 1991. - С. 203.

1987 г., зима-весна - описание бесед о.А. с прихожанами в доме Домбровской.

1987 г., 5 апр. Общая исповедь в неделю Марии Египетской с объяснением всенощного богослужения.

1987, весна - беседа с А.Белавиным о будущем.

1987, июнь - письмо Рейтлингер, уп., что 3 месяца служит один, но после Петрова дня уходит в отпуск.

1987, 21 июня - беседа на даче А.Зорина, крещение матери Гр.Зобина, участника группы. (Конспект: Сергей Зик. Отец Александр Мень: пять бесед в "малой группе". // Приходские вести храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. № 4. Октябрь 1997. С.8).

1987, 12 июля, Петра и Павла - мемуар Маслениковой, уп. горечь о.А. - работает в "мертвой системе" РПЦ. Уезжает в отпуск на Новый Афон. 13 июля был в Новой Деревне (Рукова).

1987, 13 августа - впервые служит после отпуска (Масленикова).

1987, 13 сентября - мемуар Маслениковой об именинах. Накануне готовил доклад для Синода, символ признания его номенклатурой.

1987, 3 октября. Беседа в квартире о социальном учении Церкви.

1987, 26 октября - исповедь, мемуар Зорина, 1993.

1987 г., 4 ноября. Общая исповедь на Введение во Храм.

1987, 6 ноября - мемуар Зорина о поездке в Семхоз в этот день.

1987, 19 ноября. Четверг. Сам (или по его поручению) с Ленинградского вокзала отправляет письмо Яновской.

1987, 25 ноября - навещает Масленикову, которая хочет оставить приход.

1987, 23 декабря - с Померанцем и Маслениковой смотрит картины погибшего художника Вл.Казмина.


1988, 1 января - празднование Нового Года с С.Руковой и детьми при храме, мемуар Руковой.

1988, 5 января - с Маслениковой на фильме Тарковского "Жертвоприношение".

1988, 16 января - Масленикова, мемуар о службе в НД.

1988, 22 января. Илюшенко - текст для капустника на день рождения.

1988, 31 января - уезжает в Польшу на 10-12 дней (Масленикова).

1988 г., на 8 дней приезжает в Варшаву к свящ. Генрику Папроцкому. "Памяти протоиерея Александра Меня", М., 1991. С. 105.

В 1988 году семитомный труд «Словарь по библиологии» был представлен на соискание степени доктора богословия. Отказ ученого совета ЛДА был аргументирован довольно своеобразно – ученый совет заявил, что в истории академии ещё не было прецедента, чтобы степень доктора богословия присуждалась за словарь.

1988 г., 19 февраля. Личность Иисуса Христа. Лекция в клубе "Красная Пресня".

1988, 19 февраля - навещает Масленикову, рассказывает о Польше.

1988, 20 февраля - на вечере А.Зорина на ул. Дм. Ульянова (Масленикова).

1988, 12 марта - Масленикова в НД, подробно.

1988, 15 марта, вторник Крестопоклонной недели. У Маслениковой.

1988, март? Крестит дочь Нееловой.

1988, 17 апреля - Пасха.

1988, 19 апреля - навещает группу Маслениковой. На магнитофон записана беседа о Воскресении.

1988, 11 мая - первое публичное выступление, в МИСИС (Белавин).

1988, после 7 июня (воскр). Третье публичное выступление - в Институте Онкологии (Масленикова).

1988, 15 июня, понедельник - выступает в Институте нефтехимического синтеза (Масленикова).

1988, 19 июня - беседа с малой группой в Семхозе. (Сергей Зик. Отец Александр Мень: пять бесед в "малой группе". // Приходские вести храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. № 4. Октябрь 1997. С.9).

1988, 23 июня (22 июня - понедельник, но в мемуаре Маслениковой путаница с днями недели, она считает 26 июня воскресеньем) - в ЦЭМИ на политическом вечере, где Дудко, Якунин, Борисов; оправдывается перед митр. Ювеналием тем, что не знал, что они там будут (Масленикова).

1988, 27 июня - в Семхоз приезжает Зорин, мемуар.

1988, июль. Вера и культура. Лекция в театре-студии "На досках".

1988, июль. Христианская культура на Руси. Лекция в Москве.

1988, июль. С В.Илюшенко и его женой в Колонном зале на праздновании 1000-летия Крещения Руси, встреча с Питиримом (мемуар Илюшенко - Питирим описан как "почитатель Иосифа Волоцкого").

1988, 4 августа. Масленикова подробно о службе и беседе в НД. О.А. пишет статью для "Горизонта".

1988, 25 августа. Письмо Колесниковой (выступал в школе дважды).

1988, конец августа. После службы обсуждает с Илюшенко создание общества "Культурное возрождение".

1988, 11 сентября - обсуждение устава общества "Возрождение" (Масленикова).

1988, 20 октября - в Семхоз заезжает Зорин, мемуар. В этот вечер у о.А. выступление в клубе медиков.

1988, 22 октября. Сущность христианства. Лекция в клубе "Латерна магика". (Другое название: "Культура христианства и история" ("первое выступление о.А. в клубе "Волшебный фонарь" в помещении клуба "Красная Пресня").

1988, 30 октября. В Новую Деревню приезжает А.Цветков, тогда студент МДС, но не подошел поговорить.

1988, 1 ноября - беседа с малой группой в Москве, на квартире С.Зика (освящение квартиры). (Сергей Зик. Отец Александр Мень: пять бесед в "малой группе". // Приходские вести храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. № 4. Октябрь 1997. С. 10.

1988, 2 ноября. Учредительное собрание общества "Культурное возрождение" (Илюшенко). Меня на собрании нет.

1988, 1 декабря. Письмо Колесниковой.

1988, 4 декабря, Введение во Храм - проповедь - навещает Масленикову.

1988, 14 декабря. Лекция в ФИАНе "Христианство и культура".

1989 г. - о.А. не хочет ехать в Германию, восп. Измайлова.

1989, 15 января. Посещает квартиру А.Цветкова, знакомится с его коллекцией материалов о Бердяеве.

1989, 19 янв. Шестоднев. Лекция в ДК "Октябрь".

1989 г., 25 января. Два понимания христианства. Лекция в ДК Московского завода автоматических линий.

1989 г., 5 февраля. Христианство и творчество. Выступление на художественной выставке "Метасимволизм".

1989, 11 февр. Грехопадение: пролог книги Бытия. Лекция в ДК "Октябрь".

1989, 14 февраля - на Пастернаковских чтениях в ЦДЛ по просьбе Маслениковой, увозит ее с собой на всенощную.

1989, 25 февр. Книга надежды: Пророки. Лекция в клубе "Красная Пресня".

1989, 26 февраля. Вечер памяти Бердяева. Выступление. Есть расшифровка: Цветков (Вадимов) А. Памяти отца Александра. В кн.: Христианос. Вып. V. Рига: Международный Благотворительный фонд имени Александра Меня, 1996. С.197-224.

1989 г., 11 марта. Лекция "Два завета" о сущности христианства в ДК им. Горького.

1989, 19 марта. На дому у А.Цветкова совершает обряд наречения имени его дочери.

1989 г., 1 апреля. Великий пост. Лекция в клубе "Красная Пресня".

1989 г., 11 апр. Благая весть. Лекция в ДК им. М.Горького.

1989, 2 мая. Читает лекцию о Пасхе в клубе "Красная Пресня".

1989 г., 8 мая. Деяния апостолов. Лекция в ДК им. М.Горького.

1989 г., 9 мая. Венчание Екатерины Юр. Г. и Александр Б. в Новой Деревне. Фото С.Руковой.

1989, 11 мая - в Семхозе Зорин, мемуар.

1989, 12 мая. Читает лекцию об ап. Павле в ДК им. М.Горького.

1989, 23 мая. Крестит дочь А.Цветкова.

1989, май. На свадьбе С.Илюшенко, рассказывает о своём браке.

1989 г., 3 июня. Апокалипсис. Лекция в ДК им Горького.

1989, 18 июня. Троица. Рассказывает о недавней поездке в Западную Германию (Масленикова).

1988, 23 июня. Письмо Колесниковой (накануне был в одном из академгородков).

1989, 28 июня. А.Цветков слушает выступление о.А.

1989, 6 июля - на Владимирскую в храме Масленикова.

1989, 16 июля. Крестины. Фотографии Лихачева и Руковой.

1989, 13 августа, воскресенье - Масленикова, мемуар о поездке в НД.

1989, 16 августа - с Зориным в редакции "Юности".

1989, 27 августа -мемуар Масленикова о поездке в НД.

1989, 29 августа - письмо Купченко с рассказом о своей жизни.

1989, 10 октября лекция "Символ веры" (первая) в Доме культуры фабрики «Дукат».

1989 г.,  17 окт. Символ веры: беседа вторая. Лекция в ДК фабрики "Дукат".

1989 г., 2 ноября. Основания культурного единства. Выступление на конференции в Бергамо.

1989 г., 4 ноября. Символ веры: беседа третья. Лекция в ДК фабрики "Дукат".

1989 г., ок. 9 ноября - в Италии на похоронах Магдалены Ютен, умершей 6 ноября. Бояться нечего. Интервью для журнала "Иль Сабато", 25 ноября 1989 г. - посещение Ватикана, воспоминания дочери.

1989 г., 14 ноября. Символ веры: беседа четвертая. Лекция в ДК фабрики "Дукат".

? 1989 г., ноябрь. (в оригинале ноябрь 1990, что очевидная ошибка). "О духовном целительстве".

1989г., 2 декабря. Символ веры: беседа пятая. Лекция в ДК фабрики "Дукат".

1989 г., 8 декабря. Бессмертие души. Первая лекция из цикла "Жизнь после жизни". Текст с ответами на записки. Лекция в ДК им. А.С.Серафимовича.

1989 г., 19 декабря. Храмовое действо как синтез искусств. Лекция в клубе "Красная Пресня".

1989 г., 16 декабря 1989. Символ веры: беседа шестая. Лекция в ДК фабрики "Дукат".

1989, 22 декабря. - В Иностранке, тут и Аверинцев (Бибихин).


Мень, решив опекать РДКБ (о которой узнал от прихожанина, работавшего там медбратом), объявил (по словам Л.Салтыковой): "В воскресенье сразу после службы, пожалуйста, приходите все, кто хочет ходить в больницу ... Но только имейте в виду, что я буду отбирать очень строго, и не все будут там, кто хочет". Салтыкова: "Настало это воскресенье - и пришло лишь два человека из большого прихода. Отец Александр ... был обескуражен" (Приходская газета храма свв. Космы и Дамиана в Шубине. - Пасха 2000. - Спец. приложение. С. 3). Из ее же воспоминаний: "Еще при жизни отца Александра один итальянский мультимиллионер приехал в Новую Деревню. Мы с ним договорились, и он прислал огромный груз одноразовых шприцов. Тогда - 10 лет назад - это было просто нечто! Груз пришел уже после смерти отца Александра" (Приходская газета храма свв. Космы и Дамиана в Шубине. - Пасха 2000. - Спец. приложение. С. 9).

В этом же номере - мемуар Петра Каратаева, пришел в РДКБ в январе 1990 г., откликнувшись на объявление. В приход Меня пришел незадолго до этого. Служит (2000 г.) в подмосковной церкви. "Нас было поначалу человек пять-шесть ... приходили в больницу раза два в неделю. Территория больницы тогда была неухожена, "Все уныло, неприглядно. Отец Александр как-то сказал, что это пейзаж Сталинградской битвы" ... Сначала на нас смотрели как на каких-то странных людей, непонятно что тут делающих. Думали: ну пусть пока ходят, потом авось сами перестанут" (Приходская газета храма свв. Космы и Дамиана в Шубине. - Пасха 2000. - Спец. приложение. С. 10).

Тут же мемуар Вл.Шишкарева, он считает, что первоначально откликнулись лишь трое женщин (Приходская газета храма свв. Космы и Дамиана в Шубине. - Пасха 2000. - Спец. приложение. С.11), они ходили вечерами через пустырь, Мень попросил Шишкарева: "Они возвращаются поздно вечером, это очень опасно. Не можешь ли ты их провожать". О больнице рассказал прихожанин Меня, работавший в отделении трансплантации почек.

1990, январь. Письмо Колесниковой о рождественском вечере в Иностранке, впечатления о поездке в Италию и пр.

1990, 14 января. Читает лекцию о Рождестве в клубе "Красная Пресня".

1990, 22 января. - Измайлов вспоминает о словах о.А. на последнем дне рожденья. О том же событии мемуар Илюшенко. Его же тексты капустника.

1990, 29 января. Ведёт встречу "Культурного возрождения", присутствует Краснов-Левитин и Поспеловский. Мемуар Илюшенко.

1990 г., 3 февраля. О молитве. Лекция в клубе "Красная Пресня".

1990 г., 9 февраля. Перевоплощение и оккультизм. Лекция в ДК им. А.С.Серафимовича.

1990, 17 февраля - приезжает на отмененный вечер памяти Пастернака (Масленикова).

1990 г., 20 февраля. Воскресение. Лекция в ДК им. А.С.Серафимовича.

1990, 10 марта - мемуар Маслениковой о поездке в НД.

1990, 14 марта. Читает в МГИАИ первую лекцию из цикла о Библии. Оп. впервые: Вышгород, 1996, №3.

1990, 16 марта, пятница (?) - Масленикова о поездке в НД, планах о.А.

1990, 18 марта. Присутствует на открытии выставки Бердяева в библиотеке им. Некрасова. С апреля 1990 участвует в съемках фильма о Бердяеве.

1990, 21 марта. В историко-архивном институте в Москве читает очередную лекцию о Библии (Исторические книги Ветхого Завета). Впервые оп. 1996 г.

1990, 14 апреля - крещение более 100 человек, в т.ч. Робертс;

1990, 24 апреля - письмо Виньковецкой.

1990, 29 апреля - собрание прихода в Москве (Масленикова).

1990, 2 мая - уезжает в Германию. Возвращается незадолго ("Только что", Масленикова) до 27 мая.

1990 год, май. Выступление в Германии.

1990, 5 июня, вторник - крестит в Москве А.Гольдину.

1990, июнь - отпуск в Италии, с 2-3 числа.

1990, письмо Колесниковой сразу после возвращения из Италии.

1990, 12 июля, Петра и Павла - служит впервые после возвращения из Италии (Масленикова о поездке в НД в воскресенье 15 июля).

1990, конец июля - Масленикова о визите в НД, о.А. говорит, что ему осталось мало времени.

1990, начало августа. Измайлов привозит в Семхоз вагонку.

1990, 4 августа, суббота. Интервью Елене Константиновой.

1990, 5 августа. "Встал в полпятого утра "без всякого воодушевления", как сам сказал. Приехал из Семхоза в Новую деревню, отслужил воскресную литургию, затем требы, беседы с ожидающими, хозяйственные вопросы ... Так проходит часа три после службы ... Мы ожидаем его на солнышке и вместе едем в электричке обратно в Семхоз ... Зайдя  со станции домой ненадолго, о. Александр приходит на дачу А.Зорина вместе с Натальей Федоровной (это километра четыре пешком)". ... Беседа с малой группой в Семхозе, на даче А.Зорина (Конспект: Сергей Зик. Отец Александр Мень: пять бесед в "малой группе". // Приходские вести храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. № 4. Октябрь 1997. С.11). Мемуар Зорина о встрече, 1993.

1990, 6 августа. А. Цветков везет о.А. навестить лежащего в больнице Ю.Семенова.

1990 7 августа. (четверг) - в Новую деревню заезжает Л.Измайлов ок. 17 ч. Отвозит его в Семхоз, попадают в аварию.

1990, 23 августа. о.А. едет в Москву на епархиальный съезд.

1990, 26 августа. Воскр. Служит литургию в НД.

1990, 28 августа. Вторник. Исповедует (в т.ч. А.Цветкова).

1990, конец августа. Письмо Колесниковой с общей оценкой положения.

1990, 31 августа, пятница - в Семхозе Зорин, мемуар.

1990, август - к нему приезжает для встречи католик свящ. Даниэль Анж.

1990, 2 сентября, воскресенье - - "за неделю до гибели" - посещает Розу Гевенманн. В ДК Завода автом. линий выступление на вечере памяти матери Марии, мемуар Жирмунской. Собрание "Культурного возрождения". Мемуар Маслениковой. Мемуар о посещении литургии Адамянц.

1990, 4 сентября, вторник. "заканчивая лекцию в Историко-архивном институте 4 сентября, он говорит о том, что будет на следующих его лекциях и, кроме того, перечисляет, где еще он читает циклы лекций, говорит, что собирается опубликовать сводную таблицу своих выступлений в газете" (Илюшенко, 61).

1990, 5 сентября, среда. Исповедует Домбровскую и с нею идет до станции (мемуар). Исповедует Илюшенко (мемуар).

1990, 6 сентября, четверг - крестит детей в гематол. отделении Центр. детской клинич. больницы (Масленикова).

1990, 7 сентября, пятница. В Семхоз приезжает брат Н.Ф.Григоренко Александр.

1990 год, 8 сентября. Суббота. После службы дарит четки Фортунатовой (мемуар).   Христианство. Лекция в Доме науки и техники на Волхонке. Возвращается в Семхоз "часов в восемь вечера. ... Помню только, что он сказал что-то насчет ставней, дескать хорошо бы их сделать. Все-таки тревога его не оставляла" (Н.Григоренко. Цит. Л.Кондратьев. Откуда пришли демоны? - Криминальная хроника. Вып. 3. 1990). Мемуар Домбровской. Мемуар Руковой.

1990 год, 9 сентября. Брат Н.Ф.Григоренко видел, как о.А. вышел из дома в 6.40 мин. Между 6.45 и 6.50 его видели на тропинке идущии к электричке Галина Викулина (вышла из дому в 6.35 с двумя детьми) и Анна Жарова, 70-ти лет, вышедшая к электричке в Загорск в 6.40. Викулина: "Мы увидели стоящего около кустов человека. Он как-то странно шатался. Мы испугались. И вернулись к началу дорожки. Потом прошла женщина, то ли с лопатой, то ли с граблями (это была Е.Вернова, которая в тот день собиралась копать картошку на огороде дочери - корреспондент). Мы, то есть я и Жарова, спросили ее: не страшно ли ей было идти, ведь там какой-то странный мужчина. Женщина ответила, что она спрашивала, кто на него напал, но он ответил, что вроде сам виноват... И чуть позже нам навстречу вышел Мень, окровавленный и шатающийся. Корреспондент: Вы не разговаривали с ним? Г.Викулина: Нет. Он прошел мимо нас".

Е.Вернова: "При подходе к поселку я заметила на дорожке какой-то предмет. Подойдя ближе, я поняла, что это мужская шляпа. Она была в крови. Очень много крови было и рядом. Поворачивать назад не было смысла, и я пошла вперед. И почти тут же встретила идущего мне навстречу окровавленного человека.

Корреспондент: "Давайте уточним: он шел от поселка к станции?

Е.Вернова: Да. Он спросил: "Вы не видели мой портфель?" Я сказал, что не видела, и спросила в свою очередь: "Кто это вас так избил?" Он ответил: "Никто. Я сам". Тогда я сказала, что ему надо спрочно вызвать скорую. Но он промолчал. Я поторопилась, и он пошел дальше".

Скорую Н.Ф.Григоренко вызвала в 7.00, та приехала через час. Источник цитат Викулиной, Верновой: Л.Кондратьев. Откуда пришли демоны? - Криминальная хроника. Вып. 3. 1990.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова