Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Cм. указатель к канонам в целом.

Послание Свят. Афанасия Великого к монаху Аммуну.

Св. Афанасий Великий родился в Александрии в 293 г., где и получил образование. Особенно тщательно он с юности изучал Священное Писание. В сане диакона он со своим Архиепископом Александром был на 1 Вселенском Соборе, деятельно участвуя в прениях с Арием. Вследствие свое учености и высшей добродетели он после кончины Архиеп. Александра был избран единодушно на кафедру Архиеп. Александрийского, будучи 28 лет. Он прославился своими богословскими творениями и неопустительной борьбой с арианством, терпеливо перенося почти непрерывные гонения, неоднократно вынуждавшие его к жизни в изгнании. Многочисленные творения Св. Афанасия относятся к области апологетической, полемической, историко-догматической и нравственной. В каноны вошли три послания его. Преставился Св. Афанасий 80 лет, в 373 году.

Все творения Божий добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есть мы в спасаемых, по Апостолу (2 Кор. 2:15). Поскольку же различны и многообразны суть стрелы диавола и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения, то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщение да отженем, и мысль простейших да утвердим. Вся убо чиста чистым, нечистых же и совесть осквернися и все (Тит. 1:5). Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее сквернит человека, но исходящее, то нужно и эту нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличить. Во-первых, они и Писания, по невежеству своему, как неутвержденные, превратно употребляют.

Разум же Божественного Слова есть следующий: когда некие, подобно сим, сомневались о пище, тогда сам Господь, разрешая их неведение, или более того, обличая заблуждение, сказал: не входящее сквернят человека, но исходящее (Мф. 15:11). Посем прилагает: откуда исходящее? от сердца. Ибо ведает, что там суть злые сокровища скверных помыслов и иных грехов. Короче же Апостол, этому наученный, глаголет: пища нас не поставит пред Богом (1 Кор. 8:8). Благословно может кто сказать в настоящем случае; естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может быть, и врачи (да убедятся хотя внешними прекословящие) в защищение сего скажут, что животному даны некоторые необходимые исходы для отложения излишества влаг, питаемых в каждом у нас члене, каковы суть излишества главы власы и влажности, из главы отделяющиеся, и исходящее из чрева, также и оной избыток в семенных сосудах. Итак, боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом, когда Сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии члены имели таковые исходы? Но нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать: поэтому не будет грехом и самое употребление, когда орудия Творцом устроены. Таковых вопрошениям заставим умолкнуть, глаголя на это: о каком употреблении глаголешь? о законном ли? о том ли, которое Бог позволил, глаголя: "раститеся и множитеся, и наполняйте землю" (Быт. 1:28), о том ли, которое Апостол допустил, глаголя: честна женитьба, и ложе нескверно (Евр. 13:4); или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно? Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на войне - и законно, и похвалы достойно.

Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах - непозволительно, а в других обстоятельствах - и благовременно, допускается и позволяется. Так же рассуждать должно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но если к любострастию, то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной Апостолом (Евр. 13:4). Ибо два пути в жизни, относительно сего предмета. Один - обыкновенный и житейский, то есть брак, другой же - Ангельский, и коего нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит стольких даров, хотя, впрочем, получит некие, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Если же кто восприял чистый и премирный путь, хотя путь его жесточе и труднее первого, но таковой приемлет более чудные дарования, ибо принес плод совершенный, сторичный. Так нечистые и лукавые их вопрошания имеют собственные решения, Божественными Писаниями древле предуготовленные. И так утверждай, отче, подчиненное тебе стадо Апостольскими увещаниями, Евангельскими утешениями, псаломскими советами, говоря ко Господу: "оживи меня по слову Твоему" (Пс. 118:25). Слово же Его состоит в служении Ему от чистого сердца. Ибо зная это, тот же Пророк, как бы себя изъясняя, говорит: сердце чисто созижди во мне. Боже (Пс. 50:12), дабы скверные помышления не возмущали меня. И вновь; и Духом владычним утверди меня (Пс. 50:14) дабы, если когда помышления и возмутят меня, мощная некая сила, от Тебя исходящая, укрепляла меня, словно некая твердыня, Таковые и подобные советы преподав и ты, глаголи тем, которые медленно покоряются истине: научу беззаконныя путем Твоим (Пс. 50:15), и уповая на Господа, когда убедишь их отступить от таковой злобы, воспевай: и нечестивые к тебе обратятся. Да престанут злонамеренно вопрошающие от такового суетного труда, а сомневающиеся по простоте да утвердятся Духом владычним; вы же, которые твердо знаете истину, содержите оную ненарушимо и непоколебимо, о Христе Иисусе Господе нашем, с Ним же Отцу слава и держава, со Святым Духом, во веки веков, аминь.

Аммун, к котором адресовано послание Св. Афанасия, был знаменитым Нитрийским монахом. Поводом к написанию его послужило то, что многие монахи сильно соблазнялись ночными сновидениями и особенно поллюциями - непроизвольным истечением семени. Аммун обратился за разъяснением к Св. Афанасию, который подробно и глубоко развивает мысль, высказанную в 4 правиле Св. Дионисия Александрийского. Ср. Ап. 5 и 51; 6 Всел. 3 и 13; Тимофея Алекс. 12.

 

Послание Свят. Афанасия Великого к Руфиниану.

Собор епископов "сошедшихся от внешних стран," упомянутый в послании Св. Афанасия, состоялся под его председательством в Александрии в 362 г. Кроме догматических определений, направленных против арианства, он остановился на вопросе о приеме в Церковь тех, Кто поддался принуждению присоединиться к арианам в царствование Императора Валента. Собор снисходительно отнесся к тем, кто внешне уступив арианам, на деле не были таковыми. Послание св. Афанасия к Руфиниану трижды читалось на Седьмом Вселенском Соборе.

Сыну и вожделеннейшему сослужителю, господину Руфиниану, Афанасий, о Господе радоваться.

Ты пишешь к отцу, как прилично сыну возлюбленному. Приближившегося убо чрез писание обнял я тебя, вожделеннейший мне более всех Руфиниане. Мог бы и я тебе, как сыну, писать и в начале, и в середине, и под конец, но удержался, да не по письмам познается общение и свидетельство. Ибо ты - мое послание, по реченному в Писании (2 Кор. 3:2), знаемое и читаемое в сердце. Так будучи расположен (верь мне, ей верь), приглашаю и убеждаю тебя писать. Ибо делая это, не мало, но много меня утешаешь. Поскольку же благолюбиво и церковно (как и прилично твоему благочестию) вопрошал ты о увлеченных нуждою, но не развращенных зловерием, и желал, чтобы я написал к тебе, что положено о них на Соборах и повсюду, то знай, господине мой вожделеннейший, что в начале, по прекращении бывшего насилия (угнетение от ариан), был Собор епископов, сошедшихся от внешних стран, был также и у сослужителей, обитающих в Элладе, равным образом и у находящихся в Испании и в Галлии; и постановлено, как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстателями нечестия (нечестие - арианство; падшие -те, которые отступили к обращению с арианами; предстатели нечестия - совратившиеся и привлекавшие к арианству), являть снисхождение кающимся, но не давать им места в клире; а не бывшим самовластными делателями нечестия, но увлеченным нуждою и насилием, давать прощение, и иметь им место в клире, особенно тогда, когда они принесли достойное веры оправдание, и это учинено, по-видимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не совращались в нечестие, но дабы некоторые, соделавшись нечестивейшими, не расстроили церквей, почли за лучшее уступить насилию и понести бремя, нежели погубить народ. Говоря это, они, и по нашему мнению, говорили достойное приятия, ибо в извинение себя представляли и Аарона, Моисеева брата, который уступил в пустыне преступному требованию народа, но имел извинение в намерении, дабы народ не возвратился в Египет и не остался в идолослужении. Ибо представлялось вероятным, что пребывая в пустыне, он может отойти от нечестия, но, войдя в Египет, усилит и возрастит в себе нечестие. По сей причине разрешено допускать таковых в клир, так как прельщенным и насилие претерпевшим дается прощение. Сие объявляю и твоему благоговению, и уповаю, что и твое благочестие примет постановленное и не осудит снисхождения согласившихся так. Удостой же прочитать это и пред священством, и пред народом, тебе подчиненным, дабы и они, зная это, не сетовали, когда ты так расположен к таковым. Ибо не было бы прилично мне писать тогда, как твое благоговение может и наше к ним благорасположение возвестить им, и все недостающее восполнить. Благодарение Господу, исполнившему тебя всяким словом и всяким ведением. Кающиеся же явно да предают анафеме именно Евдоксиево и Евзоиево зловерие. Ибо сии, богохульно именуя Слово Божие творением, обнаружили себя защитниками Ариевой ереси; да исповедуют же веру, в Никее от Отцов исповеданную, и никакого иного Собора не предпочитают этому Собору. Приветствуй сущее с тобою братство, а сущее с нами о Господе приветствует тебя.

 

Святого Афанасия Великого о Праздниках.

Но поскольку упомянул я о еретиках, как о мертвых, о нас же самих, как имеющих ко спасению Божественные Писания, и боюсь, чтобы, как писал к Коринфянам Павел (2 Кор.11:10), некоторые из простодушных не были уклонены от простоты и чистоты, хитростью человеков, и потом не начали внимать иным книгам, так называемым апокрифическим (по-гречески значит сокровенные, как их называли еретики, чтобы уверить в их подлинности), будучи обмануты единоименностью их с истинными книгами, то потерпите, молю, если о известном вам еще и я воспоминаю, ради нужды и пользы Церкви. Желая же о сем воспомянуть, употреблю, для оправдания моего дерзновения, образ словес евангелиста Луки и реку и я: поскольку некоторые начали слагать себе так именуемые апокрифические книги и смешивать оные с Богодухновенным Писанием, о котором мы удостоверены, как и передали Отцам от начала самовидцы и слуги бывшие Словесе, то изводилось и мне, побужденному истинными братьями и дознавшему сначала по ряду изложить, какие книги приняты в канон, согласно Писанию, почитаются как Богодухновенные, дабы каждый обольщенный отверг обольщающих и каждый пребывший чистым возрадовался о новом предостережении. Итак, всех книг Ветхого Завета числом двадцать две, ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. По порядку же и по именам оные суть следующие: во-первых, Бытие, потом Исход, далее Левит, посем Числа и, наконец, Второзаконие; за сими следует Иисус Навин, Судии и потом Руфь; далее по порядку четыре книги Царств, из коих как первая и вторая считаются за одну книгу, так равно третья и четвертая - за одну; после сих Паралипоменон, первая и вторая, также считаемые за одну книгу; далее Ездры, первая и вторая, также за одну; после сих книга Псалмов и потом Притчи, потом Екклисиаст и Песнь Песней. По сих Иов; наконец, Пророки двенадцать, считаемые за одну книгу, потом Исаия, Иеремия и с ним Варух, Плач и Послание; а по них Иезекииль и Даниил - эти составляют Ветхий Завет. Но должно без укоснения сказать и о книгах Нового Завета. Они суть следующие: четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; по сих - Деяния Апостолов и семь так именуемых Соборных посланий Апостолов, как то: Иакова одно, Петра два, потом Иоанна три и Иуды одно; к ним четыренадесять посланий Апостола Павла, которые пишутся следующим порядком: первое к Римлянам, потом к Коринфянам два, по сих к Галатам, далее к Ефесеям, потом к Филипписиям, к Колосаям, к Солунянам два, ко Евреем, к Тимофею два и к Титу одно, и последнее к Филимону одно; и наконец, Апокалипсис Иоанна. Сии суть источники спасения, да сущими в оных словесами жаждущий утолит жажду, в сих только благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет от них что-либо. О сих Господь, посрамляя саддукеев, глаголал: прельщаетесь, не зная Писаний, ни силы их (Мф. 22:29). Иудеев же увещевал: испытайте Писания, ведь они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39). Ради большей же точности, поскольку пишу ради нужды, присовокупляю и это, что есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь и Товия, и так именуемое "Учение Апостолов," (постановления Апостолов) и Пастырь. Впрочем, возлюбленные, сверх сих читаемых и оных канонических нигде не упоминается об апокрифических. но это есть у мышление еретиков, которые пишут оные, когда хотят, назначают и прибавляют им время, дабы представляя их, словно древние, иметь способы к прельщению оными простодушных.

Ср. Ап. 60 и 85; Лаод. 60; Карф. 33; Григория Богослова и Амфилохия о книгах Св. Писания.

 

Вернуться к описи материалов по церковной истории

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова