Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Этельберт Буллингер

ДАЯТЕЛЬ И ЕГО ДАРЫ

или

Святой Дух и Его действие.

В переводах новозаветных греческих текстов выражение Дух Святой принято писать заглавными буквами. Хотя в греческих манускриптах этого нет. Они разделяются на две группы. Первые написаны полностью заглавными буквами (их около 130, «инициалы»), а вторые строчными (этих рукописных 3.700, курсивы»). И из них мы никак не сможем определить, где ставить заглавную, а где строчную букву. Относительно переводов, можно сказать, сколько переводов, столько разных вариантов написания. Одна только Авторизированная версия 1611 года, почти при каждом переиздании, подвергалась изменениям. Можно смело сказать, что написание слова «дух» с большой или маленькой буквы в имеющихся переводах и изданных греческих текстах, покоится лишь на человеческом авторитете, и является скорее, интерпретацией, чем переводом или переписыванием (как в изданных греческих текстах, где все издатели расходятся между собою во мнениях). Единственный путь, оградить себя от человеческого мнения в Слове Бога – обратиться к языку оригинала, откуда мы можем увидеть: во-первых, как употребляется это слово и, во-вторых, в каких значениях оно употребляется.

PNEUMA. Его применение.

1. Когда оно одно (два случая)

А. без артикля: просто pneuma

Б. с артиклем: с to pneuma

2. Когда оно стоит c hagion (четыре случая)

А. pneuma hagion (дух святой)

(Матф.1:18) Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого (pneuma hagion). И ещё 49 мест.

Б. hagion pneuma (святой дух)

(1Кор.6:19) Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (hagion pneuma), Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? И т.д.

В. to hagion pneuma

(Матф.28:19) Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (to hagion рneuma) и др.

Г. to pneuma to hagion

(Матф.12:32) если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого (to pneuma to hagion), не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. И другие.

3. Используется с местоимением: to pneuma mou, т.е. «мой дух» (Матф.12:18) Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой (to рneuma mou) на Него, и возвестит народам суд; и др.

4. Используется с предлогом, который влияет на его смысл:

А. en pneumatic (посредством духа), означает посредничество.

Б. как наречие, означая «духовно» (2Кор.12:16) Предлог в данном случае обращает существительное в наречие.

5. Используется в комбинации с Божественными именами в семи различных формах, из которых четыре имеют артикли, а три не имеют, например pneuma Theou, pneuma Christou и др.

6. Используется с десятью другими существительными, стоящими в генитиве (родительный падеж) определяющими значение слова pneuma. Так же могут быть с артиклем и без артикля, например (Рим.8:15) … приняли Духа (pneuma) усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!» И др.

7. Используется со вторым существительным, к которому оно присоединяется с помощью союза (это образ речи hendiadys), и это второе существительное в этом случае становится описанием первого и может быть переведено как прилагательное. (Лук.1:17) и предъидет пред Ним в духе и силе (в сильном духе) Илии. В данном случае ударение делается на слово «сильный»

Это семь разных употреблений слова pneuma.

Неужели мы не должны делать никакой разницы в понимании всех этих различных употреблений? Может ли быть такое, что Бог употребил слово pneuma в таких вариациях, не имея при этом определённых целей, и поставив это слово везде, с одним и тем же значением? Нет, конечно. Божие Слово и Божии дела одинаково совершенны. Он не только знает, что Он говорит, но и всё сказанное Им имеет своё значение. Если Он использует вполне определённое слово, то очевидно, есть причина, почему никакое другое слово не может быть здесь употреблено. Если Он использует это слово несколькими различными способами, то имеет причину для этого.

(Пс.11:7) Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.

(Пс.17:31) Бог! - Непорочен путь Его, чисто слово Господа… (…совершен путь Его…, слово Его очищено; из подстрочника)

Слова, из которых составлено Слово – совершенны сами в себе, совершенны в своём употреблении, совершенны в своём порядке, совершенны в своей истине. Бог дал письменное откровение, и оно состоит из слов, и эти слова, Его слова. Они могли быть произнесены человеческими устами, или написаны человеческими руками, но Он называет их «Его Слова». Какое бы человеческое посредничество не было применено, тем не менее, это Его действие. Мы читаем:

(Деян.1:16) …Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде…

Уста Давида произнесли это, рука Давида записала это, но это не были слова Давида. Это были слова, которые «Дух Святой предрёк» Итак, какими бы не были различия в применении слова pneuma, мы можем быть уверенны, что на это была совершенная воля Божия. Наша задача – найти её.

(Пс.110:2) Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Его слово – величайшее из Его дел.

Его слова ждут пристального внимания всех, кто посредством благодати, ценит их больше, чем материальную пищу. Если мы смешиваем, то, что Бог тщательно разделил, нас неминуемо ждёт путаница и беспомощность. Любое учение, основанное на такой путанице, само по себе, будет путанным и может ввести лишь в заблуждение. Если Бог, употребил слово pneuma, по-разному, то очевидно, что попытка игнорировать эти различия, закончится потерей. Наша задача - читать, отмечать и изучать то, что Он написал для нашего научения.

2. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА PNEUMA В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Здесь нам не помогут никакие словари, никакие работы и слова человеческие. Лишь из самого Слова Божьего, мы можем постигнуть Его истину. Мы, можем узнать значение того, что Он написал для нашего научения, лишь тщательно исследуя, что Он сказал, и как Он это сказал. Какие слова Он использовал, и как Он их использовал. Лишь так, мы можем понять Его Слово.

ЗНАЧЕНИЯ

1. БОГ

2. ХРИСТОС

3. САМ СВЯТОЙ ДУХ

4. ДЕЙСТВИЯ (произведённые святым духом, образ речи metonymy)

5. НОВАЯ ПРИРОДА (величайший дар святого духа)

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ (в соответствии с (Быт.2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою и Еккл.12:7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его), и др. Тело плюс дух равно душа живая.

7. ХАРАКТЕР (невидимый и проявляемый в чьём-то действии)

8. НЕВИДИМЫЕ СВОЙСТВА (используется образ речи Metonymy - чувства, мысли и желания, являясь невидимыми, рассматриваются в противовес видимому)

9. ЛИЧНОСТЬ ЦЕЛИКОМ (используется образ речи Synecdoche: часть выдвигается как целое, всегда с целью привлечь внимание и сделать ударение). Фактически «мой дух» = «я»

10. НАРЕЧИЕ (подразумевая высшую степень того, о чём говорится)

11. АНГЕЛЫ ИЛИ ДУХОВНЫЕ СУЩЕСТВА

12. ЗЛЫЕ АНГЕЛЫ ИЛИ ДЕМОНЫ

13. ТЕЛО ВОСКРЕСЕНИЯ (Лук.24:39) …ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

14. PNEUMA HAGION (сила свыше, (Лук.24:49…доколе не облечетесь силою свыше).

14. PNEUMA HAGION

Если мы рассмотрим 50 мест, где фигурирует выражение pneuma hagion, то мы найдём, что оно никогда не используется в том же смысле, в котором используется to pneuma to hagion. Очень важно наличие артиклей, а ещё более важен контекст, но практически всегда to pneuma to hagion, означает Самого Святого Духа. (См. 3). Другими словами, pneuma hagion не используется по отношению к Самому Святому Духу (to pneuma to hagion к Даятелю), но всегда используется по отношению к тому, что Он делает, к Его дарам и действиям. Тщательное изучение всех пятидесяти мест, где употребляется (pneuma hagion), доказывает, что это выражение используется всегда именно в этом однозначном смысле.

3 РОЖДЕНИЕ ОТ TO PNEUMA (ДАЯТЕЛЯ) ЕСТЬ pneuma (ЕГО ДАР)

(Иоан.3:6) Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

Сначала указан Божественный источник, а потом то, что приходит из этого Божественного источника. Как же нам тогда переводить pneuma hagion? Можно предложить написание «святой дух», не упуская из виду отсутствие артикля. И что тогда? Это не намного приблизит нас к ясному пониманию значения этих слов, и мы вряд ли сможем, в этом случае объяснить их точный смысл. Но к счастью, нам не надо изобретать подходящий перевод, и так же, мы совершенно не нуждаемся в том, чтобы кто-то объяснял нам значение этого выражения. Мы имеем определение самого Господа. Он даёт нам эквивалент, который исчерпывает для нас этот вопрос и не оставляет никакого сомнения относительно выражения pneuma hagion. Это точное значение можно понять сравнивая (Деян.1:4,5):

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

(Лук.24:49) И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

В (Деян.1:4,5) Господь, Господь повелевает Апостолам

«не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца, о чем (говорит Он) вы слышали от Меня»

То, что они слышали от Него, находится в (Лук.24:49)

И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

Именно это, было обещано Отцом. И Господь продолжает, говоря: (Деян.1:5)

ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены pneuma hagion Духом Святым.

Эти два стиха, дают нам ключ, к пониманию значения выражения pneuma hagion, потому, что в обоих местах, (Лук.24:49 и Деян.1:4,5), Господь говорит ОБ ОДНОМ, т.е. об «обещанном Отцом»

4. В (Лук.24:49) Он называет это обещание «силой свыше». В (Деян.1:4,5) Он называет это же обещание pneuma hagion

Итак, мы имеем все основания утверждать, что pneuma hagion = сила свыше». Невозможно отмахнуться или уйти от этого факта. Факт этот делает нас независимыми от всяких человеческих учений и освобождает от всяких человеческих представлений. Имея этот Божественный авторитет, мы можем брать «силу свыше» как эквивалент греческого pneuma hagion, там, где мы встречаем это выражение.[1]

Эта сила, может проявляться по-разному. Это может быть «сила» для служения, для того, чтобы говорить Слово, для чудес, для мудрости и знания, для учительства и др. (Слово переводимое «сила» - в этих случаях всегда dunamis, т.е. «свойственная сила»; не столько сила, пускаемая в ход, сколько «сила обладаемая, потенциально». Этим, она отличается от (exousia) – «власть».

(Матф.7:29) ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

(Иоан.1:12) А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими.

(Иоан.5:27) И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий и др.; и от (kratos) – «сила, пускаемая вход»

(Лук.1:51) явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их,

(Еф.1:19)и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,

(Кол.1:11)укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью и др. В нашем случае употребляется dunamis.

(Матф.6:13) … Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

(Откр.5:12) … достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.

(Лук.24:49) И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

(Деян.1:8) но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; это переданная сила тех, кто принял pneuma hagion.

Сказано, что они «облеклись в эту силу». Это греческое слово переведённое как облечься в Лук.24:49:… доколе не облечетесь силою свыше, употреблено также и в

(Деян.12:21) В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним,

(1Кор.15:53,54) Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. 54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою,

(2Кор.5:3) только бы нам и одетым не оказаться нагими; и др.)

Иногда, удачным был бы перевод «Божественная сила», или «духовная сила» или «духовные дары».

Но одно точно pneuma hagion никогда не обозначает Самого Святого Духа, но всегда Его Божественную силу, используемую и являемую различными путями, в различных действиях.

Обещанное Отцом исполнилось в:

(Деян.2:4) И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать,

где pneuma hagion и to pneuma to hagion, тщательно разделяются: И исполнились все pneuma hagion (дар), и начали говорить на иных языках (один из Его даров) как to pneuma (Даритель) давал им провещевать. Это доказывает, что эти два гр. выражения совершенно различаются и не должны смешиваться. Во-первых, мы имеем ДАР, названный pneuma hagion (без артиклей), и далее, в том же стихе, упоминается ДАРИТЕЛЬ (с определённым артиклем to pneuma) - это Даятель этой удивительной «силы свыше». Иные языки являются в соответствии с одним из Его даров

(1Кор.12:10, 30) иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков … 30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками?.

Из Деян.2:4 раскрывается ещё кое-что: «они исполнились все Духа Святого».

И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать,

Иначе говоря, греческий глагол «наполнять», всегда сопровождается словом, определяющим «наполнитель» (то есть то чем наполняют), которое стоит в Genitive (родительный падеж).

(Лук.4:28) Услышав это, все в синагоге исполнились (чего? Genitive) ярости

(Лук.5:26) И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены (чего? Genitive) страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.

(Лук.6:11) Они же пришли (чего? Genitive) в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.

(Деян.3:10) и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились (чего? Genitive) ужаса и изумления от случившегося с ним.

(Деян.5:17) Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились (чего? Genitive) зависти.

(Деян.13:45) Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти (чего? Genitive).

(Деян.13:52) А ученики исполнялись (чего? Genitive) радости и Духа Святого.

(Деян.19:29) И весь город наполнился (чего? Genitive) смятением.

Возьмём к примеру (Лук.1:15)[2]

ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и pneuma hagion исполнится (Genitive) еще от чрева матери своей. (Genitive Pneumatos).

Тоже самое мы можем найти в ст. 41

… и Елисавета исполнилась Святого Духа, 67 И Захария, отец его, исполнился Святого Духа,

(Лук.4:1) Иисус, исполненный Духа Святого,

(Деян.4:8) Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал,

(Деян.4:31) И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого…,

(Деян.7:55) Стефан же, будучи исполнен Духа Святого,

(Деян.9:17) …Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа,

(Деян.11:24) ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры,

(Деян.13:9) Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор.

Итак, всегда, когда после слова «наполнять», стоит слово в Genitive, это слово обозначает, «наполнитель», в нашем случае, это «сила свыше».В связи с действием этого грамматического закона, также следует отметить, что слова в Accusative (винительный падеж), стоящие после глагола «наполнять», используются по отношению к месту, личности или вещи, которую наполняют.

(Деян.5:28) …и вот, вы наполнили Иерусалим ( Что?, Accusative) учением (Genitive) вашим….

Но в случае, когда упоминается лицо, посредник или то, посредством чего (или кого) происходит наполнение, используется (Dative, дательный падеж); или предлог, за которым следует слово в Dative (в этом случае используется предлог en), например (en pneumatic) – посредством Духа. Артикль в данном случае, скрывается за предлогом, и его употребление, здесь, необязательно; за исключением случаев, когда надо сделать особое ударение.

(Еф.2:22) …на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (en pneumatic, посредством Духа).

(Еф.5:18) И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь (en pneumatic, посредством) Духом.

Слово Pneuma, стоит здесь не в Genitive, как в остальных местах, где сказано об исполнении духом. Следовательно Дух Святой здесь представлен не как то, чем они должны наполняться, но как Тот, посредством которого, они должны наполняться (Dative). Не должно наполняться вином, от которого распутство, но наполняться посредством Духа, Который, когда Он наполняет нас Его «силой свыше», даёт нам возможность назидать и нести духовную истину. Мы должны быть исполнены посредством Духа. Он Даятель, наполняющий Его дарами и силой, так же как в (Еф.2:22), Он Строитель, строит святой храм Господа из «живых камней» омытых кровью.

Тоже самое, мы имеем в случае использования прилагательного «исполненный» (как в случае с глаголом исполнять).

(Деян.6:3) Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа (Genitive pneumatos) и мудрости (Genitive)….

Во всех переводах на русский язык, написано «исполненных Духа (или Духа Святого) и мудрости». Что же? Святой Дух не содержит в себе мудрости? В соответствии с этим переводом, можно придти к выводу, что человек может быть использован Святого Духа и всё ещё, нуждаться в мудрости! Нет! Они хотели отобрать людей «исполненных Божественной силы» или «духовных даров», но из всех духовных даров, они больше нуждались в «даре мудрости», который был необходим для данного служения. Человек может быть очень духовным, иметь дар чудотворения или назидание словом и в то же время, ничего не смыслить в вопросах, связанных со служением, как в (Деян.6:1). Они выбрали семь человек, среди которых был и Стефан, который имел не только дар мудрости, (как одно из проявлений этой «силы свыше), но был так же полным веры (Genitive) и pneuma hagion (Genitive). Далее читаем, 8 ст.

А Стефан, исполненный благодати (Genitive) и силы (Genitive), совершал великие чудеса и знамения в народе.

Эти «благодать и сила», как и «мудрость», являются проявлениями «силы свыше». Кроме дара мудрости, Стефан имел другие духовные дары

(1Кор.12:9) иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом, дар чудотворения 10ст. иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

Результатом служения Стефана, было то, что его враги, не могли «противостоять мудрости» и to pneuma, которым он говорил (артикль перед pneuma, используется здесь грамматически, чтобы указать, что речь об этом уже велась выше, отсылая нас к pneuma hagion, упоминаемому в ст. 3 и 5).

Рассмотрим(Иоан.20:22):

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.

Артикля здесь нет и говориться не о Самом Святом Духе - Даятеле; Он ещё не пришёл, т.к. Господь Иисус ещё не ушёл к Отцу(Иоан.16:13).

Когда же придет Он, Дух истины…,

Здесь указано на определённый момент времени Его прихода, который наступил в Деян.2:4

И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

В Иоанн.20:22 Господь говорит, «примите силу свыше», т.е. Божественную силу, духовную, духовные дары, такие как впоследствии получил Стефан

(Деян.6:3) Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, (Деян.6:5) … и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа…, (Деян.6:8) А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе, (Деян.6:10) но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

Ср. (Ис.11:2,3)

2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; 3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

Иногда может употребляться более полное выражение: to hagion pneuma (с одним артиклем), т.е. «святая сила свыше» как исполнение «обещанного Отцом». Но даже в этом случае, артикль используется лишь грамматически, чтобы указать, что речь об этом уже велась выше, отсылая назад к (Деян.2:4)

И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

В Деян.10:45 даётся более полное выражение в ст. 44.

И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников

Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово.

Но то, что в ст.44 названо to pneuma to hagion (опять все то же грамматическое использование артиклей и отсылает к Деян. 2, то же и в ст.47), в ст. 45 раскрыто как ДАР Святого Духа to hagion pneuma, или Даятеля.

Этот дар объясняется и описывается в 46 ст., (ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога), как дар языков, что отправляет нас назад как мы уже говорили в Деян.2.

С другой стороны, артикль никогда не используется в этом выражении, когда речь идёт о крещении. Здесь всегда стоит pneuma hagion, обозначая духовную среду в которой происходит крещение, в противовес материальной среде, а именно воде; и никогда не имеется в виду Сам Святой Дух как Даятель. Креститель же здесь Христос, а не Святой Дух. И как Иоанн крестил в воде, так и Христос крестит в pneuma hagion. См. (Лук.3:16)

Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем,

(Деян.1:5) ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым,

(Деян.11:16) Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым".

Из всего сказанного, а так же из рассмотрения всех мест в Н.З., где употребляется слово pneuma, можно увидеть, что использование выражения pneuma hagion, чётко отделяет его от Самого Святого Духа, разделяя дар и Даятеля.

Что мы имеем в виду, когда говорим, что Святой Дух это Личность? Какие мысли вызывает у нас это словосочетание? Правомерны ли такие высказывания? Каково значение слово «личность» (в англ. person) в связи с этим? «Личность» означает индивидуальность. Английское слово «person», происходит от латинских «Per» -«через» и «sonare» - «звучать» и употреблялось по отношению к маске, через которую, звучал голос актёра, представляющего определённый персонаж. Следовательно, употребление этого слова, всегда указывает на отдельную независимую индивидуальность. Христиане никогда не говорят о Боге как о трёх независимых индивидуальностях, как будто три Бога; мы не политеисты. Точно также некорректно говорить о Святом Духе как о Личности или индивидуальности отдельной от Бога, потому что Он и есть Сам Бог. Кроме того Святой Дух, никогда не называется в Писании «Личностью». Зато четко сказано, что Он и есть Бог. Ср. (Деян.5:3,4)

3 Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

Бог есть Дух Pneuma, и нет ничего общего между плотью и духом (pneuma). Мы знаем Его объективно, во Христе, как нашего Создателя и Искупителя; и мы знаем Его субъективно, внутри нас, и Его присутствие там, осуществляется через Его благодатные действия, проявления и дары. Доктор Кендлиш, выражает это так: «по разумению Апостола Павла, Дух Святой не является независимой, отдельной от Бога личностью; но также как дух человеческий по отношению к самому человеку, так и Дух Божий по отношению к Самому Богу: в одном смысле - Одно и Тоже, но в другом смысле – Различное. Источником в Христианской жизни, является не безликая сила, а сам Бог, сверхъестественным образом вселяясь и действуя внутри. Получается, что Бог, действующий в человеке действует в нем, чтобы вести его к Богу, Который в тоже самое время над ним. Следовательно, Дух Божий, Который действует в нём, должен отличаться от Бога, но не так, как имеющий другое бытие или другую сущность; но так же как дух или разум человека можно отличить (т.е. рассмотреть отдельно) от самого человека и сказать о нём, что он знает то, что в человеке.»

См. (1Кор.2:10-16)

10 А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,

13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.

14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.

15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.

Святой Дух есть Бог; и Бог вездесущий. В скинии и ветхозаветном Храме, Его присутствие было явлено через чудесное сияние облака; так реально, что было сказано, что Сам Бог вселился туда. Также сегодня, Его присутствие в святых, явлено через Его чудесные действия и дары, настолько реальные, что сказано, что Бог живёт в нас; настолько реально, что новая природа, рождённая от Духа (Pneuma), сама есть (pneuma) и является Божественной. Те, кто получил её, называются во 2Пет.1:4 причастниками Божеского естества.

В посланиях Павла, ещё более славная реальность – новое творение,

(Еф.2:10) Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять,

(Еф.2:15) … создать в Себе Самом одного нового человека… ).

При изучении этого вопроса, мы должны быть готовы, как учиться, так и отучаться, потому, что многое из того, что мы накопили в себе по этому вопросу, является лишь традициями и основывается лишь на человеческом авторитете. А это, как нам хорошо известно, может лишь ввести в заблуждение.

Далее приводится весь список слов, где используется слово pneuma и значение, которое имеет в каждом из мест; в соответствии с критическими, греческими текстами. В книге, этот список, помещён в самом конце, а до него, большую часть книги, занимают комментарии, а каждое из рассматриваемых мест Н.З. Поэтому, если у кого-нибудь возникнут трудности с каким либо из этих мест, можно посмотреть более подробный разбор в самой книге. Можно разместить все эти места в своей Библии с помощью индексов.

ЗНАЧЕНИЯ ГРЕЧЕСКОГО СЛОВА PNEUMA БОГ ХРИСТОС СВЯТОЙ ДУХ ДЕЙСТВИЯ (произведённые Святым Духом, образ речи metonymy), включает в себя 14 пункт НОВАЯ ПРИРОДА – величайший дар Святого Духа ПСИХОЛОГИЧЕСКИ (тело плюс дух равно душа живая) дыхание жизни. ХАРАКТЕР (невидимый и проявляемый в чьём-то действии) НЕВИДИМЫЕ СВОЙСТВА (невидимое в противовес с видимым) ЛИЧНОСТЬ ЦЕЛИКОМ (мой дух равно «я») НАРЕЧИЕ АНГЕЛЫ ИЛИ ДУХОВНЫЕ СУЩЕСТВА ЗЛЫЕ АНГЕЛЫ ИЛИ ДЕМОНЫ ТЕЛО ВОСКРЕСЕНИЯ PNEUMA HAGION; СИЛА СВЫШЕ

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

(Матф.1:18) … прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. 14

(Матф.1:20) … не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. 14

(Матф.3:11) …Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 14

«духом святым и огнём» = «огненным святым духом» Образ речи Hendiadys: стоят два существительных и вторая является прилагательным в превосходной степени. Здесь, очищение суда предшествует очищению благодатью.

ср. (Матф.3:7-10) 7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

(Ис.4:4) когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня,

(Мал.3:2) И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий.

(Матф.3:16) …и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 3

(Матф.4:1) Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от Диавола. 3

(Матф.5:3) Блаженны нищие духом… .7 (невидимое в контрасте с видимым)

(Матф.8:16) …, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных. 12

(Матф.10:1) … Он дал им власть над нечистыми духами… . 12

(Матф.10:20) ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. 3

(Матф.12:18) … Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. 4

См. (Ис.11:2) и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия.

(Матф.12:28) Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов… 3

(Матф.12:31, 32) … а хула на Духа, … кто скажет на Духа Святого. 3

(Матф.12:43-45) 43 Когда нечистый дух выйдет из человека … 45 … семь других духов 12

(Матф.22:43) … Давид, по вдохновению, называет… 3 (точнее посредством Духа)

(Матф.26:41) …дух бодр, плоть же немощна. 8 (дух и плоть имеют артикли, ставящие их в противовес друг другу: дух - невидимое (воля, ум); плоть видимое).

(Матф.27:50) Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. 6

(Матф.28:19) Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. 3

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА

(Мар.1:8) я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. 14 (контраст между материальным (вода) и духовным (pneuma hagion))

(Мар.1:10-12) …увидел разверзающиеся небеса и Духа, … после того Дух ведет Его в пустыню. 3

(Мар.1:23-27) … [одержимый] духом нечистым … 26 Тогда дух нечистый, сотрясши его … Он и духам нечистым повелевает 12

(Мар.2:8) Иисус, тотчас узнав духом Своим… . 9

(Мар.3:11) И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним. 12

(Мар.3:29) …но кто будет хулить Духа Святого. 3

(Мар.3:30) говорили: в Нем нечистый дух. 12

(Мар.5:2,8,13) [одержимый] нечистым духом, ибо [Иисус] сказал ему: выйди, дух нечистый, и нечистые духи, выйдя, вошли в свиней. 12

(Мар.6:7) … начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. 12

(Мар.7:25) … у которой дочь одержима была нечистым духом. 12

(Мар.8:12) И Он, глубоко вздохнув, сказал. 9

(Мар.9:17,20,25) … я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым …увидел Его, дух сотряс его … и многократно [дух] бросал его и в … сказав ему: дух немой и глухой! 12 (в ст. 20,25 стоит артикль «to» указывающий, что это дух, о котором сказано в ст.17)

(Мар.12:36) Ибо сам Давид сказал Духом Святым. 3

(Мар.13:11) ибо не вы будете говорить, но Дух Святой. 3

(Мар.14:38) … дух бодр, плоть же немощна. 8

(Мар.15:39) … возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. 6

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ

(Лук.1:15) … Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. 14

(Лук.1:17) и предъидет пред Ним в духе и силе Илии. 4 (образ Hendiadys, «в духе и силе» = «в сильном духе» или «в могущественной духовной силе»)

(Лук.1:35-41)… Дух Святой найдет на Тебя … и Елисавета исполнилась Святого Духа. 14 (ст.35, «pneuma hagion найдёт на тебя» (и объяснение) и «сила всевышнего осенит»)

(Лук.1:47) и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем. 9 (в ст. 46, также образ речи Synecdoche: душа моя = «я». Это делается для ударения).

(Лук.1:67) И Захария, отец его, исполнился Святого Духа. 14

(Лук.1:80) Младенец же возрастал и укреплялся духом. 6 (две части: телом – росло, духом – укреплялось)

(Лук.2:25) … и Дух Святой был на нем. 14 (см. речь в ст. 29-32)

(Лук.2:26,27)… Ему было предсказано Духом Святым … и пришел он по вдохновению в храм. 3

(в ст. 27, посредством Духа)

(Лук.2:40) Младенец же возрастал и укреплялся духом. 6 (пропущен)

(Лук.3:16)… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем 14

(Лук.4:1) …исполненный Духа Святого … 14

поведен был Духом в пустыню. 3

(Лук.4:14) И возвратился Иисус в силе духа. 3

(Лук.4:18) Дух Господень на Мне. 4 (Ис.61:1, проявление этого описано в ст. 18,19)

(Лук.4:33-36) человек, имевший нечистого духа бесовского … Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? 12

(Лук.6:18) … страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 12

(Лук.7:21) … Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов. 12

(Лук.8:2) … Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов. 12

(Лук.8:29) Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека. 12

(Лук.8:55) И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. 6

(Лук.9:39,42) его схватывает дух, … но Иисус запретил нечистому духу. 12

(Лук.9:55) … запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа. 7 (пропущен)

(Лук.10:20) однако тому не радуйтесь, что духи вам повинуются. 12

(Лук.10:21) В тот час возрадовался духом Иисус. 3 (в оригинале добавлено en; «en to pneumati to hagion»: «посредством Духа Святого»)

(Лук.11:13) тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него. 14

(Лук.11:24-26) Когда нечистый дух выйдет из человека … и берет с собою семь других духов. 12

(Лук.12:10-12) … кто скажет хулу на Святого Духа … Святой Дух научит вас. 3

(Лук.13:11) восемнадцать лет имевшая духа немощи. 12

(Лук.23:46) Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. 6

(Лук.24:37-39) …подумали, что видят духа … ибо дух плоти и костей не имеет. 11

В ст.39 говориться о теле воскресения, хотя и названо в некоторых других местах «дух» 1Кор.15:45

а последний Адам есть дух животворящий, 1Пет.3:18 … быв умерщвлен по плоти, но ожив духом), не будет точно таким же как у Ангелов. Оно имеет «плоть и кости», которых не имеют Ангелы, абсолютно духовные существа.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

(Иоан.1:32)…я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 3

(Иоан.1:33) … Тот есть крестящий Духом Святым. 14

(Иоан.3:5) … истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа. 4

(образ Hendiadys, см. Мф.3:11, Лк.1:17, «вода и дух» = «духовная вода» (Иез.36:24-30) 24 И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. 25 И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. 26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.

27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. 28 И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. 29 И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. 30 И умножу плоды на деревах и произведения полей, чтобы вперед не терпеть вам поношения от народов из-за голода.

6 а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, и омочит их и живую птицу в крови птицы заколотой над живою водою,

(Лев.14:6-9)

7 и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле. 8 Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего; 9 в седьмой день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови глаз своих, все волосы свои обреет, и омоет одежды свои, и омоет тело свое водою, и будет чист;

(Чис.19:9,13)

9 и кто-нибудь чистый пусть соберет пепел телицы и положит вне стана на чистом месте, и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых, для воды очистительной: это жертва за грех;

13 всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, еще нечистота его на нем.

(Зах.13:1) В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.

Перед очищением «духовной водой» - очищение «духовным огнём» (суд).

(Мал.3:1-6)

1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.

2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий,

3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.

4 Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.

5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

6 Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.

(Мал.4:1) Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.

(Матф.3:11) Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

Всё это относится лишь к Израилю (Царство), см. ст.12

(Иоан.3:6) …рожденное от Духа 3

(Иоан.3:6) … есть дух. 4

(Иоан.3:8) Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь 3

(Иоан.3:34) …ибо не мерою дает Бог Духа. 3 (пропущено «Бог» ho Theos) ибо не мерою дает Дух Слова Божии. Дух - не дар, а Даятель

(Иоан.4:23) поклоняться Отцу в духе и истине. 4 (образ речи Hendiadys «в духе и истине» «в истинном духе», т.е. с той духовной силой и дарами, которые даёт Он)

(Иоан.4:24) …Бог есть дух. 1

(Иоан.4:24) …поклоняться в духе и истине. 4

(Иоан.6:63) Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. 6 Ср. (Иак.2:26) Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Вторая часть, прежде всего относится к человеку мёртвому в грехах, ср. (Быт.2:7) И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (2Кор.3:6,17)

6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. 17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

(Иоан.7:39) Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него. 4 Чрево в ст.38 посредством образа Hendiadys означает внутреннее: разум, мысли, чувства; см Прит.20:27

Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца. Реки – проявление даров Духа.

(Иоан.11:33) …Сам восскорбел духом и возмутился. 9

(Иоан.13:21) Сказав это, Иисус возмутился духом. 9

(Иоан.14:17,26)

17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его. 26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое. 3

(в ст. 17 Источник и Даятель истины)

(Иоан.15:26) Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины. 3

(Иоан.16:13) Когда же приидет Он, Дух истины. 3

(Иоан.19:30) И, преклонив главу, предал дух. 6

(Иоан.20:22) Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. 14

ДЕЯНИЯ

(Деян.1:2,5,8)

2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой. 14

16 было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в (Деян.1:16) Писании предрек Дух Святой устами Давида. 3

(Деян.2:4) И исполнились все Духа Святого … 14

(Деян.2:4) …как Дух давал им провещевать. 3

(Деян.2:17,18) И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа. 4

(Деян.2:33) … от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 14

(Деян.4:8) Тогда Петр, исполнившись Духа Святого. 14

(Деян.4:25,31) 25 сказал Духом Святым. 31 поколебалось место, и исполнились все Духа Святого 14

(Деян.5:3,9) 3 солгать Духу Святому … 9 искусить Духа Господня. 3 (в ст. 5 Pneuma нет)

(Деян.5:16) неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. 12

(Деян.5:32) Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой. 4

(Деян.6:3,5,10) 3 … из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, 5 и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, 10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. 14

(Деян.7:51) … вы всегда противитесь Духу Святому. 3 (говорившему через пророков, ст. 52)

(Деян.7:55) Стефан же, будучи исполнен Духа Святого. 14

(Деян.7:59) который молился и говорил: Господи Иисусе! прими дух мой. 6

(Деян.8:7) Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили. 12

(Деян.8:15,17,18) 15 …чтобы они приняли Духа Святого. 17 … и они приняли Духа Святого. 18… через возложение рук Апостольских подается Дух Святой. 14

(Деян.8:19) … чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. 14

(Деян.8:29,39) 29 Дух сказал Филиппу. 39 … Дух Святой сошел на евнуха. 11 (см ст. 26)

(Деян.9:17) …, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. 14

(Деян.9:31) …при утешении от Святого Духа, умножались. 3

(Деян.10:19) … Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя. 11

(Деян.10:38) как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета. 14

(Деян.10:44) Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. 4

(Деян.10:45) … изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников. 14

(Деян.10:47) … как и мы, получили Святого Духа? 4

(Деян.11:12) Дух сказал мне, чтобы я шел с ними. 11

(Деян.11:15) Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале. 4

(Деян.11:16,24) 16 "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым". 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. 14

(Деян.11:28) Агав, встав, предвозвестил Духом. 3

(Деян.13:2,4) 2 Дух Святой сказал, 4 Сии, быв посланы Духом Святым. 3

(Деян.13:9,52) 9 исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, 52 А ученики исполнялись радости и Духа Святого. 14 («радости» - см. Галл. 5:22)

(Деян.15:8) и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам. 4

(Деян.15:28) Ибо угодно Святому Духу. 3

(Деян.16:6,7) 6 … они не были допущены Духом Святым 7 …но Дух не допустил их. 3

(Деян.16:16,18) 16 …одержимая духом прорицательным, 18 обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час. 12

(Деян.17:16) … Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. 8

(Деян.18:5) …Павел понуждаем был духом свидетельствовать. (Вместо «дух» - «слово»)

(Деян.18:25) … горя духом, говорил и учил о Господе правильно. 10

(Деян.19:2,6) 2 сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. 6 … нисшел на них Дух Святой. 14 *

(Деян.19:12,13,15,16) 12 …и злые духи выходили из них. 13 стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса 15 Но злой дух сказал в ответ.16 И бросился на них человек, в котором был злой дух. 12

(Деян.19:21) … Павел положил в духе. 10 (тоже, что «принял твёрдое решение». Это – характерное еврейское употребление слова «дух» (идиома))

(Деян.20:22) И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим. 10 (см.19:21)

(Деян.23:8,9) 8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа. 9 если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу. 11

(Деян.28:25) хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию. 3

* контраст:

- Крещение Иоанна водой (ст. 4,5 – слова Павла).

- Крещение Павла (точнее – Христово) pneuma hagion (ст. 6 слова Луки).

РИМЛЯНАМ

(Рим.1:4) и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых. 13

(Рим.1:9) Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его. 10 (характерное еврейское употребление = «служу истинно и верно)

(Рим.2:29) но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу. 10

«Дух – внутреннее, «буква» - внешнее (Metonyny), см. (Иак.2:26) Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва, (2Кор.3:6) Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

(2Кор.5:5) На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. 14 («любовь», см. (Гал.5:22)

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера)

(Рим.7:6) … служить Богу в обновлении духа. 10 (т.е. по новому, духовно, см. Рим.2:29)

(Рим.8:1) …тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (пропущен)

(Рим.8:2-14) 5

2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.

6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,

9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.

10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

13* ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14 Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии.

Стих 2 параллель (Быт.2:7) И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Но, в отличии от того, здесь - духовная, божественная, вечная жизнь.

Стих 6 «жизнь и мир» = «мирная жизнь» (Hendiadys)

Стих 9 «Дух Христов»: посредством новой природы, верующие названы детьми Божьими, как и Христос был сыном Божьим. Они – сонаследники со Христом (ст.17) и имеют тот же дух – дух Божий (т.е. созданный Богом, (2Кор.5:17,18) 17 Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. 18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения.) – что имел Он, поэтому дух назван – «Христов».

*Стих 13 «будете жить». Жить по воскресении. (Матф.9:18) но приди, во зложи на нее руку Твою, и она будет жива. (Мар.16:11) но они, услышав, что Он жив. (Лук.24:23)они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И т.д.

(Рим.8:15) …не приняли духа рабства, … но приняли Духа усыновления. 7

(Рим.8:16) Сей самый Дух свидетельствует. 3

(Рим.8:16) …свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. 5

(Рим.8:23) … имея начаток Духа, и мы в себе стенаем. 5 (в ст. 23 возможен так же вариант «начаток, который даёт Бог» - Genitive источника; №3)

(Рим.8:26,27)

26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. 27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа. 3

(Рим.9:1) … совесть моя в Духе Святом. 14 (т.е. совесть – результат действия Святого Духа)

(Рим.11:8) как написано: Бог дал им дух усыпления. 7

(Рим.12:11) … духом пламенейте; Господу служите. 10

(Рим.14:17) но праведность и мир и радость во Святом Духе. 14 (или «с»; «через» (Гал.5:22) Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера)

(Рим.15:13) дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою. 4 (силою, которая есть pneuma hagion)

(Рим.15:16) дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым. 3

(Рим.15:19) силою знамений и чудес, силою Духа Божия. 4

(Рим.15:30) Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа. 3 См. (Гал.5:22)

ПЕРВОЕ КОРИНФЯНАМ

(1Кор.2:4) …но в явлении духа и силы. 4 («духа и силы» - образ Hendiadys.) Имеется в виду, могущественный дар, Божественной мудрости. См. (Деян.6:3,5,10) 3 … из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, 5 и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, 8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. 10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

(1Кор.2:10) А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. 3

(1Кор.2:11) кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? 6

(1Кор.2:11) Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. 3

(1Кор.2:12) Но мы приняли не духа мира сего. 6

(1Кор.2:12) а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога. 5

(1Кор.2:13) изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. 4

(1Кор.2:14) Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. 3

(1Кор.3:16) Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1

(1Кор.4:21) Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости? 7

(1Кор.5:3) А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом. 10

(1Кор.5:4) в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом. 8

(1Кор.5:5) предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего. 6

(1Кор.6:11) …именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. 3

(1Кор.6:17) А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. 2

(1Кор.6:19) Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа. 14

(1Кор.6:20) прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. (Пропущен)

(1Кор.7:34) как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом. 6

(1Кор.7:40) а думаю, и я имею Духа Божия. 4

(1Кор.12:3) Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим. 5

(1Кор.12:3) никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. 14

(1Кор.12:4,7,8,9) 3

4 Дары различны, но Дух один и тот же;

7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.

8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;

9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;

(1Кор.12:10) иному различение духов. 12 (Или духовных даров)

(1Кор.12:11) Все же сие производит один и тот же Дух. 3

(1Кор.12:13) Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. 4 (Иоан.3:5) Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

(1Кор.14:2,12) 2 Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает [его], он тайны говорит духом; 12 Так и вы, ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к назиданию церкви. 4

(1Кор.14:14) хотя дух мой и молится. 9

(1Кор.15:45) последний Адам есть дух животворящий. 13

(1Кор.16:18) ибо они мой и ваш дух успокоили. 9

ВТОРОЕ КОРИНФЯНАМ

(2Кор.1:22) Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. 4

(2Кор.2:13) я не имел покоя духу моему. 9

(2Кор.3:3) написанное не чернилами, но Духом Бога Живого. 4

(2Кор.3:6) не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. 6

(2Кор.3:8) то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? 6

(2Кор.3:17,18)17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода, 18 от славы в славу, как от Господня Духа. 2

3:16-18 Ветхий завет и Христос = тело и дух. *Тело без духа мертво Иак.2:16. Служение смерти и осуждения, слава преходящая, буква убивает. * Господь – есть Дух ст.17. Служение оправдания, жизнь и свобода, слава Господня, Дух животворит.

(2Кор.4:13) Но, имея тот же дух веры. 4

(2Кор.5:5) На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. 4

(2Кор.6:6) … в Духе Святом, в нелицемерной любви. 14

(2Кор.7:1,13) очистим себя от всякой скверны плоти и духа 13 вы все успокоили дух его. 9

(ст.1 «видимое и невидимое»)

(2Кор.11:4) или если бы вы получили иного Духа. 11 (см. ст.15)

(2Кор.12:18) Не в одном ли духе мы действовали? 8

(2Кор.13:13) и общение Святого Духа со всеми вами. 3

ГАЛАТАМ

(Гал.3:2-5) 2 через дела ли закона вы получили Духа? 3 начав духом… 5 Подающий вам Духа. 5

(Гал.3:14) чтобы нам получить обещанного Духа верою. 3 (обещанное Духом)

(Гал.4:6) Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего. 29 по плоти гнал [рожденного] по духу. 5

(Гал.5:5) а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. 4

(Гал.5:16-18) 16 поступайте по духу 17 желает противного духу 18 Если же вы духом водитесь 5

(Гал.5:22) Плод же духа. 3

(Гал.5:25) Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 5

(Гал.6:1) вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости. 7

(Гал.6:8) сеющий в дух. 5

(Гал.6:8) от духа пожнет жизнь вечную. 3

(Гал.6:18) Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. 9

ЕФЕСЯНАМ

(Еф.1:13) запечатлены обетованным Святым Духом. 3 или 4

(Еф.1:17) дал вам Духа премудрости и откровения. 4 «дух премудрости и откровения» = «премудрость открытая Богом» Образ речи Hendiadys.

(Еф.2:2) духа, действующего ныне в сынах противления. 12

(Еф.3:5) открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, 16 утвердиться Духом Его. 3

(Еф.4:3,4) 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 4 Одно тело и один дух. 3

(Еф.4:23) а обновиться духом ума вашего. 5

(Еф.4:30) И не оскорбляйте Святого Духа Божия. 3

(Еф.5:9) потому что плод Духа состоит. (Вместо «Духа» стоит «свет»)

(Еф.5:18) но исполняйтесь Духом. 3

(Еф.6:17,18) 17 и меч духовный. 18 молитесь во всякое время духом. 3 (ст. 18 «силой Духа)

ФИЛИПИЙЦАМ

(Фил.1:27) слышать о вас, что вы стоите в одном духе. 8 (Фил.2:2-5), 2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3 ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4 Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других. 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: и (Фил.4:2) Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе) – относится к разуму.

(Фил.2:1) если [есть] какое общение духа. 8

(Фил.3:3) потому что обрезание - мы, служащие Богу духом. 10

(Фил.4:23) Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. 9

КОЛОСЯНАМ

(Кол.1:8) который и известил нас о вашей любви в духе. 10 Ср. (Рим.5:5) любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

(Кол.2:5) но духом нахожусь с вами. 10 Ср. (1Кор.5:3,4) 3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, 4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа.

ПЕРВОЕ ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

(1Фесс.1:5,6) 5 но и в силе и во Святом Духе 6 при многих скорбях с радостью Духа Святого. 14

(1Фесс.4:8) но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого. 4

(1Фесс.5:19) Духа не угашайте. 4

(1Фесс.5:23) да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости. 6

А. всё ваше естество. Б. одна часть (дух)

А. Личность целиком (душа живая) Б. другая часть – (тело)

ВТОРОЕ ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

(2Фесс.2:2) не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа. 12 (т.е. работа духа)

(2Фесс.2:8) которого Господь Иисус убьет духом уст Своих. 8 (Характерное Еврейское употребление, (Ис.11:4) Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. (Ос.6:5) Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. (Откр.19:15,21) Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя, 21 а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами) – сверхъестественный суд.

ПЕРВОЕ ТИМОФЕЮ

(1Тим.3:16) Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. 13 А. воплощение, Б. Воскресение, В. вознесение, Г.Д.Е.

(1Тим.4:1) Дух же ясно говорит. 3

(1Тим.4:1) внимая духам обольстителям и учениям бесовским. 12

(1Тим.4:12) но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе. (Пропущен)

ВТОРОЕ ТИМОФЕЮ

(2Тим.1:7) ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. 7

(2Тим.1:14) Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас. 14

(2Тим.4:22) Господь Иисус Христос со духом твоим. 9

ТИТУ

(Тит.3:5) банею возрождения и обновления Святым Духом. 14

ФИЛИМОНУ

(Флм.1:25) Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. 9

ЕВРЕЯМ

(Евр.2:4) раздаянием Духа Святого по Его воле. 14

(Евр.3:7) Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его. 3

(Евр.4:12) оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 6 (Естественное, плотское, человеческое – и духовное от Бога)

(Евр.6:4) соделавшихся причастниками Духа Святого. (Имевшие дар, но не имевшие спасающей благодати). 14

(Матф.7:21-23) 21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

(Евр.9:8,14) [Сим] Дух Святой показывает, 14 Который Духом Святым принес Себя. 3 См. (Лук.1:35) Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя;

(Евр.10:15,29) свидетельствует нам и Дух Святой 29 и Духа благодати оскорбляет? 3 Ст. 15 (Иер.31:33,34) 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

(Евр.12:9) более должны покориться Отцу духов, чтобы жить. 6 («Зао» - жизнь после воскресения, (Мар.16:11) но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. (Деян.1:3) которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием…)

(Евр.12:23)… к духам праведников, достигших совершенства. 13 и 6 (воскресение) Евр.11:40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства, Откр.20:5,6

5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение,

6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

ИАКОВ

(Иак.2:26) Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. 6

(Иак.4:5) "до ревности любит дух, живущий в нас" 6 (Что говорит Писание?) (Иоан.3:6) Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Рим.7:18) Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. (Рим.8:7) потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. (1Кор.2:14) Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.

ПЕРВОЕ ПЕТРА

(1Пет.1:2,11) при освящении от Духа, 11 указывал сущий в них Дух Христов. 3

(1Пет.1:12) ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес. 4

(1Пет.1:22) Послушанием истине чрез Духа, очистив души. (Пропущено)

(1Пет.3:18) быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. 13

(1Пет.3:19) которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. 12 (Иуд.1:6) и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. (2Пет.2:4) Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания. (Сравните ст.20 «непокорные» и ст. 22 «покорились»)

(1Пет.4:6) подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. 13

ВТОРОЕ ПЕТРА

(2Пет.1:21) но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. 14

ПЕРВОЕ ИОАННА

(1Иоан.3:24) А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. 5 и 4

(1Иоан.4:1) не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. 12

(1Иоан.4:2) Духа Божия. 3

(1Иоан.4:2) всякий дух, который исповедует Иисуса Христа. 11

(1Иоан.4:3) дух антихриста, о котором вы слышали. 12

(1Иоан.4:6) По сему-то узнаем духа истины. 11

(1Иоан.4:6) и духа заблуждения. 12

(1Иоан.4:13) узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. 4

(1Иоан.5:6,8) 6 пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина. 8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. 3

ИУДЫ

(Иуд.1:19) душевные, не имеющие духа. 5

(Иуд.1:20) молясь Духом Святым. 14

ОТКРОВЕНИЕ

(Откр.1:4) и от семи духов, находящихся перед престолом Его. 11

(Откр.1:10) Я был в духе в день воскресный. 3

(Откр.2:7,11,17,29) 3

7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать

29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.

(Откр.3:1) так говорит Имеющий семь духов Божиих. 11

(Откр.3:6-22) 6 Дух говорит церквам. 13 Дух говорит церквам.22 Дух говорит церквам. 3

(Откр.4:2) И тотчас я был в духе. 3

(Откр.4:5) которые суть семь духов Божиих. 11

(Откр.5:6) которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. 11

(Откр.11:11) вошел в них дух жизни от Бога. 6

(Откр.13:15) И дано ему было вложить дух в образ зверя. 6

(Откр.14:13) ей, говорит Дух. 3

(Откр.16:13,14) видел я трех духов нечистых 14 это - бесовские духи. 12

(Откр.17:3) И повел меня в духе в пустыню. 3

(Откр.18:2) сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу. 12

(Откр.19:10) ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. 7

(Откр.21:10) И вознес меня в духе. 3

(Откр.22:6) Господь Бог (духов). 14

(Откр.22:17) И Дух и невеста говорят: приди! 3

[1] tou hagion pneumatos – артикль, используется грамматически, чтобы указать, что речь об этом уже велась выше, отсылая нас к первоначальному дару в (Деян.2:4) И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

[2] Интересно отметить, что в этом самом Евангелии Лука утверждает, что имеет эту «силу». (Лук.1:3) то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил. Он говорит, что имеет совершенное разумение всего этого «свыше» (не от начала, как сказано в синод. переводе). Здесь стоит слова Anothen – свыше. Оно употребляется в (Иак.1:17) Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше (Anothen) (а не от начала); (Иак.3:15) Это не есть мудрость, нисходящая свыше (Anothen), (Иоан.3:7) Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (Anothen). (Лук.24:49) … доколе не облечетесь силою свыше, выражает ту же истину (хотя используется другое слово)

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова