СИСТЕМА БЕРДЯЕВА
Вера
Свобода совести
Борьба за свободу совести обычно ведется людьми, равнодушными к вере
и церкви, и в этом случае борьба эта носит характер формальный, свобода
совести утверждается, как одно из прав человека и гражданина.
Но следует как можно чаще напоминать, что свобода совести бесконечно
дорога людям верующим и чувствующим себя в Церкви, что для них свобода
совести есть религиозная святыня. Для подлинных христиан свобода
в религиозной жизни есть формальный принцип, формальное право, а
есть принцип материальный, есть обязанность нести бремя свободы.
Свобода относится к содержанию христианской веры, так как христианство
есть религия свободы.
Вот почему самая страстная защита защита религиозной свободы принадлежит
по праву верующим христианам, -- им дело это дорого по существу,
а не формально.
1910 год, из статьи "Славянофилы
и свобода совести".
Жизнь по Евангелию
Отношение к смертной казни
Сказано было: "Взявшие меч, мечом погибнут". Это про государство сказано
было, так как государство не только первое взяло меч, в кровавых убийствах
родилось, но и убийство возвело в закон, смерть одним из законов жизни
признало. Известно, что смертная казнь исторически развилась из кровавой
мести, что государство заботливо взяло на себя задачу организовать
возмездие, превратив его в безличное. Стихия кровавой мести - иррациональная,
в ней первозданный хаос шевелится, и бесконечно благороднее, святее
этот хаос, чем организованное, разумное, сознательно-зверское возмездие
государства, чем чудовищная его безличность. Страшна смерть и отвратительно
убийство, но что сказать о смерти, возведенной в закон жизни, об убийстве,
организованном сознательно хозяевами жизни во имя поддержания призрачного
в ней порядка. Есть в мире правда высшая, чем эта кровавая месть,
и не к мести этой призывает наше сознание, но не государству об этой
правде напоминать, не перед государством будет дан ответ за ужас убийства.
Человеку было сказано: "Не убей", но государство - люди государственные,
люди власти не приняли этого на свой счет, отнесли заповедь лишь к
подвластным им и поддерживают свое существование законом звериным,
о Боге ничего не ведающем.
Смерть - самое крайнее, самое страшное выражение мирового зла,
отпадение мира от Бога, и целью религии всегда была победа над смертью,
утверждение жизни вечной. Если крестная смерть Христа была победой
над смертью, то она вместе с тем была и самым властным, религиозным
осуждением убийства. Казнящий смертью, утверждали истинные христиане,
присоединяется к делу мучителей Христа, убивает не только человека,
но и Бога.
Из статьи "Смертная
казнь и убийство", 1906.
Аскеза: Самообладание
Величайшая [...] активность духа -- самообладание. Настоящее духовное
самообладание есть внутреннее дело [...]. Когда власть страстных эмоций
безраздельно мной владеет, то душа моя выбрасывается во вне и распыляется
внешним. Эмоциональная жизнь должна быть сосредоточена вокруг внутреннего
духовного центра, независящего ни от чего внешнего и колеблющегося.
[...] Самообладание -- признак зрелости и возмужалости, показатель
духовной свободы. Будем же свободны от власти отрицательных и разрушительных
чувств. [...] Не дай Бог потерять самообладание в грозный час испытаний.
Будем не только индивидуально, но и общественно жить в себе, а не
вне себя, определяться изнутри, а не извне. Бесстрашие перед опасностью
и перед ужасом жизни -- величайшая религиозная добродетель. Она предполагает
духовное самообладание.
Из статьи "Самообладание",
1915 год.
|