Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Кристоф Шёнборн

ИКОНА ХРИСТА


Богословские основы

«Христианская Россия» Милан - Москва


Оп.: Шенборн К. Икона Христа. М., 1999. 230 с.

Кристоф Шенборн (Christoph Schonborn) р. 22.1.1945, Скален, ныне Чехия - в сентябре семья была изгнана в Австрию, в 1963 стал доминиканцем, 1963 в Вене рукоположен в священника, 1974, Париж доктор богословия. 1973-75 гг. духовник студенч. общины в Граце, 1876-91 профессор догматики христ. востока во Фрибургском ун0те, Швейцария. 29.9.91 поставлен в епископы, архиеп. Венский с 14.9.1995, с 1998 кардинал. Автор монографий о Софронии Иерусалимском и Максиме Исповеднике. С 1984 г. в фонде Pro Oriente.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Часть первая
Богословские основания иконописи

Глава первая
ТРИНИТАРНЫЕ ОСНОВАНИЯ

I. ПРЕДВЕЧНЫЙ ОБРАЗ
   Образ в системе Ария
   Св. Афанасий: Слово как единосущный образ

II. НА ПУТИ К НОВОМУ ПОНИМАНИЮ ЛИЦА-ИПОСТАСИ
   «Ипостасный спор»
   Естество и Лицо
      Филологический подход к понятиям ούσία и ύπόστασις
      Богословский подход к понятию Лица
      Лицо-ипостась Сына как икона Отца
      Лицо и Лик (ύπόστασις и πρόσωπον)

III. ДЕЙСТВОВАНИЯ СЫНА КАК ОБРАЗ ОТЦА
   Рождение Сына и подчиненность
   «Способ бытия» Божественных Лиц
   Послушание и свобода

Примечания

Глава вторая
ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИКОНОПИСИ

I. ОРИГЕН: ХРИСТОЛОГИЯ, ВРАЖДЕБНАЯ ОБРАЗУ?

II. БОГОСЛОВИЕ, ВРАЖДЕБНОЕ ОБРАЗАМ: ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (ок. 264-340 гг.)
   Послание Евсевия императрице Констанции - богословская программа враждебности к изображениям
   «Образ Божий» - признак подчиненности Логоса
   Действование Логоса, охватывающее весь мир
   Икона Христа и антропология
   Образное понимание Евсевием таинств

III. БОГ - ВИДИМЫЙ ВО ПЛОТИ: КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ († 444 г.)
   «Слава Божия в лице Иисуса Христа» (2 Кор 4,6)
   «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14,9) Плоть Слова

IV. ЛЮБОВЬ - ИКОНА БОЖИЯ: МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (580-662)
   Естество и Лицо - точный анализ их отношения друг ко другу
   «Составная ипостась»
   Новый способ экзистенции
   Два способа действования и произволения в Иисусе Христе
   Христос - «живая икона любви»
   «Образ и символ Себя Самого»
   Итоги и выводы

Примечания

Часть вторая
Икона Христа и полемика с иконоборцами

Глава первая
ОСНОВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИКОНОБОРЧЕСКИХ ДЕБАТОВ В ВИЗАНТИИ

I. СПОРНЫЙ ВОПРОС О ПРИЧИНАХ ИКОНОБОРЧЕСКИХ ДЕБАТОВ В ВИЗАНТИИ

II. ЦЕРКОВЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ЯЗЫЧЕСТВУ? БОГОСЛОВСКИЕ АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ КУЛЬТА ИКОН
   Извращенное иконопочитание
   «Не делай себе никакого изображения» (Исх 20, 4)
   Материя и дух
   Единосущный образ
   «Оригенистический» подход

III. ХРИСТОЛОГИЯ ИКОНОБОРЦЕВ
   Император Константин V
      Соединение двух естеств во Христе
      Понятие об образе
      Икона Христа
   Собор 754 г
      Соединение двух естеств во Христе
      Скрытое заблуждение

Примечания

Глава вторая
ИКОНОПОЧИТАТЕЛИ

I. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ИКОНОБОРЧЕСТВА: ИКОНА - НАПОМИНАНИЕ О ВОЧЕЛОВЕЧЕНИИ БОГА-СЛОВА
   Икона - «отображение плоти Христовой»: св. Герман, патриарх Константинопольский
   Монашеское противостояние: Георгий Кипрский
   Икона - благодатная материя: св. Иоанн Дамаскин

II. ВТОРОЙ НИКЕЙСКИЙ СОБОР 787 г

III. ВЫСШИЙ РАСЦВЕТ БОГОСЛОВИЯ ИКОНЫ
   Патриарх Константинопольский Никифор (750-829)
      «Описывать» и «живописать»-терминологическое разъяснение
      Образ как отношение сходства
      Христологический реализм св. Никифора
      Неудовлетворительная христология?
   Игумен Феодор Студит (759-826)
      Икона-образ Лица-ипостаси
      Икона - место присутствия Христа
      Умозрение во образе или духовное умозрение?
      Икона - печать самоуничижения Божия

Примечания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Примечания

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова