Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Алексей Федотов

СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ ИВАНОВСКОЙ

Его же: о реформе церковного управления в 1960-е гг., 2001. Об истории епархии. Монография 2005 г.

Иванов: 1998.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ АРХИПАСТЫРЯ

Книгу сотрудника Ивановского Епархиального Управления Федотова Алексея Александровича "Святые земли Ивановской" издать благословляется.

Думаю, что эта книга будет способствовать ознакомлению более широких кругов читателей с жизнеописаниями наших местных святых, новомучеников, исповедников, подвижников благочестия.

Считаю, что краткость изложения данного небольшого труда вполне оправдана, так как он ставит своей целью дать обзорное ознакомление с жизнеописаниями Ивановских святых.

АМВРОСИЙ,

Архиепископ Ивановский и Кинешемский

Настоящий небольшой труд имеет своей целью в краткой, доступной форме рассказать о жизни и подвигах святых, новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Ивановской области. В этой книге собраны сведения о святых земли Иванов-ской из целого ряда источников, сюда вошли и неопубликованные ранее жизнеописания. Значительная часть сведений почерпнута из книги иеромонаха Дамаскина (Орловского) "Мученики, исповедники, подвижники Русской Церкви ХХ века. Книга 2".

Чтобы не затруднять чтения (предназначенного для широкого круга читателей), автор не вносил в текст ссылки на источники в каждом конкретном случае. Желающие узнать о них подробнее, могут обратиться к библиографическому списку в конце работы.

Выражаем надежду, что это небольшое собрание жизнеописаний поможет читателям составить более четкое впечатление о жизни и трудах наших местночтимых святых.

* * *

"Не стоит село без праведника", - эта старая народная мудрость берет свое начало в Библии.

И, быть может, беды, постигающие сегодня наше общество, связаны, в первую очередь, с тем, что слишком мало у нас сейчас праведников, без которых "нет и граду стояния". Когда приходится говорить о святых, обычно слышишь: "это было давно, сейчас таких людей уже нет", "это где-то может быть, но не здесь, не у нас". Но ведь к святости призван каждый из нас, считающих себя христианами. Однако, как справедливо заметил Митрополит Сурожский Антоний: "Ни один человек не может до конца поверить в Бога, пока не увидит на лице другого человека сияния Небесной Славы". И потому всегда на Руси излюбленным чтением были "Жития Святых", жизнеописания самых разных людей, всевозможными путями искавших Одну Цель - Бога. Их путь был тернист и нелегок, но все жизненные страдания терпели они ради Христа, ему Одному посвятив свою жизнь.

Читая жития святых, мы не только получаем пример для подражания, но и незаметно для себя постепенно приобщаемся к ценностям, несколько отличным от тех, которыми живет окружающий нас мир, к превалированию духовного над материальным.

Жития некоторых святых могут быть нам непонятны, и это неудивительно: каждый человек идет к Богу своим путем, в ко-тором не все нам, подходящим к духовному миру с мирскими мерками, может быть ясно.

Но безусловно и то, что знакомство с их жизнеописаниями, особенно же с житиями тех, которые подвизались в местах, где мы живем, - нам необходимо. Хочется верить, что познакомившись с жизнью наших святых земляков, мы станем к ним духовно ближе, и их молитвы к Богу о нас будут нам большим подспорьем на жизненном пути.

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский, чудотворец

Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в семье посадского. Еще юношей тайно ушел он от родителей и пришел в Нижегородский Печерский монастырь. Уходя из мира, он желал отрешиться даже и от одежды, связывавшей его с прошлым, и обменял свои дорогие одеяния на рубище у нищего. В этом рубище и явился он перед наместником обители архимандритом Дионисием. Тот, видя решимость юноши к монашеской жизни, принял его в монастырь и совершил над ним постриг.

Лишь через три года родители узнали об участи своего сына, нашли его, но он не захотел с ними встретиться, видимо, не желая, чтобы какие-то образы из прошлого замутнили его душу, очищенную монастырской жизнью.

Ища уединения, Макарий удалился из монастыря в пустынь на берег реки Лух, потом, избрав место на берегу Волги, близ озера, именуемого Желтые воды, построил себе там келью. С помощью князя Василия, известного впоследствии под именем Темно-го, им был основан здесь монастырь во славу Святой Троицы.

Макарий проповедовал христианство мордве, черемисам и чувашам. Однажды на монастырь напали казанские татары, и сам Макарий был отведен пленником к хану. Пораженный величественной осанкой и духовными доблестями преподобного, хан не только отпустил его, но и, по его просьбе, освободил многих пленников.

Получив свободу, Макарий поселился в пустыни на реке Унже и там в 15 верстах от города Макарьева положил основание (1439 г.) новой обители, где и преставился 25 июля 1504 года, быв монахом 83 года, всего же прожив 95 лет.

На Ивановской земле преподобным Макарием была основана Решемская обитель; ныне там подвизается братия Макариев-Решемской монашеской общины, направляющая свои силы на труды в сфере духовного просвещения.

Преподобный Тихон Лухский, чудотворец

Преподобный Тихон (в миру Тимофей) был родом из княжества Литовского, в молодости служил там на военной службе. Преследуемый в Литве католиками за свои православные убеждения, Тимофей переселился в Москву, где стал вести жизнь скром-ную и благочестивую.

Искреннее желание послужить Одному только Господу заставило его бежать от соблазнов мира. Раздав все свое имущество бедным, Тимофей прибыл в Лавру Сергия Радонежского и здесь принял иночество с именем Тихон. Но многолюдная жизнь этой обители не удовлетворяла склонного к уединенности Тихона, и он вскоре отправился на север, в его леса и пустыни. Посетив здесь различные монастыри, он достиг, наконец, Лухской местности. Здесь он и поселился неподалеку от нынешнего поселка Лух, в гус-том сосновом бору, и построил себе небольшую келью. Строгая подвижническая жизнь его не могла укрыться от внимания местных жителей. К преподобному начали приходить многие, ищущие уединения и подвигов. Скоро у кельи преподобного были возведены новые кельи, и образовалась целая обитель.

Считая себя недостойным быть священником, преподобный Тихон не принял священнического сана до самой своей кончи-ны. Узнав заранее о своем отшествии к Богу и дав ученикам последние наставления, святой мирно скончался 16 июня 1503 года. Спустя много лет после кончины преподобного были открыты его мощи, от которых стало совершаться много исцелений. Мона-стырь, созданный святым, переживал периоды расцвета и упадка; ныне он восстанавливается практически из руин игуменом Агафо-ном (Чесноковым) с немногочисленной братией (около 20 человек).

В 1998 году обитель преподобного Тихона Лухского отметит свое пятисотлетие.

Блаженный Симон Юрьевецкий

Симон родился в селе Оделеве, примерно в 20 километрах от Плеса. Родители его были простые земледельцы, но люди благочестивые. Избрав подвиг юродства ради Христа, Симон еще в молодые годы ушел из родительского дома, не желая, чтобы избранный им путь спасения препятствовал спокойной жизни его родных. Долго он скитался по разным пустынным местам.

Однажды поселяне из селения Елнать увидели в лесу человека в изодранной одежде. На все их вопросы он говорил им лишь свое имя: "Симон, Симон", как обычно говорят безумные. Из сострадания к нему крестьяне отдали его на попечение священ-нику их сельской церкви. Этому священнику и поселянам Симон со всем усердием помогал в разных работах, стараясь выполнять самые тяжелые. При этом за труды свои не требовал он платы; пищей ограничивался самой скромной и скудной; зимой и летом ходил в одной длинной рубахе и без обуви.

Многие смеялись над ним, как над безумным, укоряли его в притворстве, толкали и били его, но Симон не только не отве-чал злом на эти оскорбления, но смиренно молился за обижавших его. После 15 лет, проведенных в Елнати, Симон перешел в более многолюдное место - город Юрьевец, где продолжил свои подвиги юродства о Христе.

В зимние, продолжительные ночи, мучимый жестоким морозом, он по-прежнему ходил босиком и в ветхой рубашке по го-родским площадям, по льду Волги. Днем молился на церковных папертях, особенно часто посещая Богоявленский монастырь.

Еще при жизни прославился Симон даром чудотворения. Свидетельствуют, что он ходил по воде, как по суше. Известны и его предсказания, которые сбылись, но не всегда в ответ на эти предсказания блаженный получал благодарность. Однажды он зашел в дом к местному воеводе и запел: "Со святыми упокой..." Тот приказал гнать и бить юродивого. А через день, и правда, у воеводы умерла жена... (Разумеется, жена у воеводы умерла не из-за того, что Симон "отомстил" за нанесенные ему побои. Он приходил, чтобы предупредить о ее приближающейся смерти с тем, чтобы она успела покаяться и причаститься.) В другой раз, по молитвам Симона, погас грозящий спалить весь Юрьевец пожар.

Умер Симон от побоев, которые нанесли ему за юродство слуги нового юрьевецкого воеводы. Перед своей кончиной Си-мон успел исповедаться и причаститься. И по кончине блаженного не прекратились его чудеса. Известно около одиннадцати случаев исцелений после смерти Симона людей, как самих прибегавших к нему за молитвенной помощью, так и тех, кому сам блаженный являлся с этой неожиданной благодатной помощью, извещая о ней в сонном видении.

В 1635 году Патриарх Иоасаф благословил "почитать его (Симона) с прочими святыми". Многие люди, которым непо-нятен смысл подвига юродства, спрашивают: "Зачем здравому человеку вести себя, как безумному?" Но, лишенные, по внешнему виду, простого здравого смысла, отрешившись от общепринятых обычаев мира и правил приличия, юродивые, под личиной безу-мия, нередко совершали такие духовные и гражданские подвиги, на которые не решались считающие себя мудрыми.

Не стеснялись юродивые говорить правду в глаза сильным мира сего; не страшась, грозно обличали нечестие и несправед-ливость, хотя бы их творил сам Царь; радовали и утешали людей богобоязненных. Имея дар предсказывать будущее, они молитвами своими нередко избавляли сограждан от грозивших им бедствий, не раз отвращали гнев Божий от своих современников, у которых были по большей части в поношении и презрении...

Потому если подвиг юродства и не понятен большинству из нас, то это нисколько не умаляет его высоту и значимость.

Святитель Василий Кинешемский

Будущий святитель (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) - родился во второй половине XIX века в г. Кинешме Костромской губернии в семье священника о. Сергия. Родители его, люди благочестивые и набожные, проводили свою жизнь почти по-монашески. Лишь по необходимости они выходили из дома, за стены которого не проникали ни новости, ни сплетни, ни празд-ные разговоры. Это отсутствие житейской суеты привило мальчику сосредоточенность, так что, когда пришло время, он с отличием закончил гимназию и юридический факультет. По окончании его Вениамин решил готовить себя к карьере светского писателя. Зная в совершенстве древние и новые европейские языки, он для продолжения образования уехал в Англию, где поступил в один из университетов.

Но Бог готовил ему иную судьбу. Каждое лето Вениамин приезжал домой. Однажды он договорился с товарищами отдох-нуть и покататься на лодке. По неизвестной причине лодка перевернулась, и все, находящиеся в ней, стали тонуть. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая посвятить себя служению Православной Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл. Все остальные. бывшие с ним, погибли.

Вскоре Вениамин поступил в академию, которую окончил со степенью магистра богословия. Еще учась в академии, он мно-го проповедовал в разных храмах. Занимался он и миссионерской деятельностью, зачастую пешком ходил по селам, собирал людей, толковал им Евангелие.

В 1920 году, в возрасте 45 лет, Вениамин был рукоположен в священника, а через год принял монашеский постриг с именем Василий и был поставлен во епископа Кинешемского.

Рукоположенный во епископа, он усилил свои подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, святитель поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде одной вдовы. С большим благоговением он относился к богослужению. Проповеди святителя собирали множество людей.

Святитель Василий творил дела милосердия: так, когда разразился в Нижнем Поволжье голод, и оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома, он в проповедях призывал прихожан взять этих детей к себе, и сам, подавая пример, снял дом, в котором поселил пять девочек и приставил к ним воспитательницу - благочестивую христианку. По его молитвам совершались чудеса исце-лений как от душевных, так и от телесных недугов.

В 1923 году святитель Василий был арестован и сослан в Зырянский край, где пробыл до 1925 года. По возвращении владыки из ссылки церковь в Кинешме начала быстро расти и укрепляться, обеспокоенные власти потребовали, чтобы епископ поки-нул город.

После двух лет скитаний, в 1928 году, он был вновь арестован, полгода провел в тюрьме и был приговорен к трем годам ссылки. Вернувшись из ссылки, владыка два года провел в Орле, откуда власти выслали его в Кинешму. Сразу же по приезде он и его келейник, верно сопутствующий ему во всех этих переносимых от безбожных властей гонениях, были заключены в тюрьму. Хотели приговорить их к смерти, но не нашли за что. На пять лет их заключили в лагеря: святителя Василия в лагерь, находящийся неподалеку от Рыбинска, его келейника - под Мурманск.

По окончании срока лишь два года пробыл уже стареющий епископ на свободе. Снова арест. Сначала Ярославская тюрьма, затем Бутырская в Москве. После 8 месяцев заключения - 5 лет ссылки в Красноярский край, в село Бирилюссы.

31 июля 1945 года святитель скончался. В августе1993 года Святейшим Патриархом Алексием было благословлено его местное почитание как святого. Из его писаний сохранились проповеди, но в наибольшей полноте переизданные ныне "Беседы на Евангелие от Марка".

Мощи святого ныне почивают в Свято-Введенском женском монастыре г. Иванова.

Преподобный Леонтий Михайловский

Архимандрит Леонтий (Стасевич Лев Фомич) родился 20 марта 1884 года в Польше, в семье благочестивых крестьян. В 1910 году он ушел в монастырь, а в 1911 году принял монашеский постриг с именем Леонтий. Через год умерла его мать, со смертью которой прервалась последняя нить, связывавшая его с миром (отец умер еще в 1905 году).

В 1914 году по причине начала войны, братия монастыря была эвакуирована в глубину России. Леонтия определили в Московский Богоявленский монастырь.

Во время пребывания в Москве он, в 1916 году, закончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем иеромонаха. В 1919 году о. Леонтий закончил Духовную семинарию.

В 1922 году Патриарх Тихон назначает его наместником Суздальского Спасо-Евфимьего мужского монастыря, с возведением в сан архимандрита. После закрытия в 1923 году монастыря о. Леонтий служил в других суздальских храмах. За время своего служения в Суздале он привлек к церкви много людей, приезжали к нему также и из других городов.

В 1930 году архимандрит Леонтий был арестован и приговорен к трем годам лагерей. Озлобление местных властей он вызвал тем. что своими проповедями мешал антирелигиозной пропаганде. В 1933 году он возвращается из лагеря и продолжает свое пастырское служение в деревне Бородино Ивановской промышленной области. В 1935 году его вновь арестовали по той же причине, в 1936 году - вновь приговорили в трем годам лагерей. В лагере отца Леонтия неоднократно пытались заставить отречься от Бога. Однажды в пасхальную ночь охранники потребовали от него отречения. Он отказался это сделать. Тогда они привязали его к веревке и с головой опустили в уборную. Через некоторое время поднимают его и кричат: "Отрекаешься?", а он им: "Христос Воскресе!". Опять его опускают. вытаскивают, а он им в ответ: "Христос Воскресе!". Опять его опускают, вытаскивают, а он им: "Христос Воскресе!". Издевались над ним, но от Бога отречься не смогли заставить. Все тюремные скорби о. Леонтий переносил с большим терпением и часто говорил: "... я в раю был, а не в тюрьме". В 1938 году он вышел из тюрьмы, но вплоть до 1947 года не имел прихода.

В 1947 году его назначают настоятелем храма в селе Воронцово. В 1950 году о. Леонтия арестовали в третий раз.

Его приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей за то, что он "в своих проповедях распространял антисоветские измышления о якобы приближающихся "страшном суде" и "кончине мира", истолковывая религиозные писания в антисоветском духе". Духовные чада о. Леонтия получили по 8 лет лагерей.

В лагере его посадили в камеру с вором-рецидивистом. Войдя в камеру, он сделал земной поклон, а когда пришло начальство с осмотром, то увидело, что вор стоит на коленях и плачет, а батюшка утешает его.

В 1955 году о. Леонтий был освобожден из заключения по амнистии. Теперь он продолжил свое служение в селе Михайловском Фурмановского района. Паства очень любила его, но было много и недоброжелателей, писавших жалобы в Епархиальное управление властям. На некоторое время о. Леонтия даже переводили на другой приход.

9 февраля 1972 года старец скончался. Отпевание его совершил архимандрит Амвросий (ныне Архиепископ Ивановский и Кинешемский). Архимандрит Леонтий как в дни своей земной жизни, так и по отходе своем в вечность оказывал помощь в разных обстояниях прибегающим к нему за молитвенной поддержкой; предсказывал события, которые позднее сбывались.

Летом 1972 года, которое было на редкость засушливым, неподалеку от его могилы забил источник, вода которого оказалась целебной. Многие люди, пьющие эту воду, по молитве к о. Леонтию получают исцеление.

Преподобная Анимаиса Острецовская

Преподобная Анимаиса (в миру Мария Михайловна Смертина) родилась в 1875 году.

О детстве и юности преподобной ничего неизвестно. Известно только, что в 1900 году она поступила в Макарьев-Решемский монастырь, в котором и была пострижена в монахини, и в котором прожила до самого его закрытия в 1927 году.

После закрытия монастыря монахиня Анимаиса переехала в село Острецово Родниковского района и поселилась в камен-ной сторожке при Свято-Троицком храме.

Здесь она несла послушание по уборке храма и в то же время была церковным сторожем. Плату за свой труд в храме пре-подобная не брала, а зарабатывала на жизнь тем, что шила одеяла, подшивала валенки, изготовляла тапочки для усопших. Даже от этих скудных средств она уделяла нуждающимся. Порой Анимаиса отдавала сиротам последний кусок хлеба.

К ней приходили люди с окрестных сел и деревень, и всех приходивших она принимала с любовью о Господе.

После закрытия храма в конце 30-х годов Анимаиса стала хранительницей его от разрушения и поругания. Несмотря на уг-розы властей, она не отдала им ключи. Двери ломать не решились, и храм был спасен.

В конце 40-х годов в Острецово приехал священник, преподобная принесла ключи и открыла ему двери храма. С возобновлением служб в храме Анимаиса получила послушание еще и алтарницы. Свои труды преподобная сочетала с непрестанной молитвою и строгим постом.

За несколько дней до своей кончины Анимаиса собрала к себе своих духовных сестер и подруг и раздала им все свое немудреное имущество. Блаженная кончина преподобной Анимаисы последовала 14 июля 1963 года. Отпевание совершил настоятель церкви села Кащеева, погребена она была на Острецовском кладбище.

Сразу же после погребения у могилы преподобной начало совершаться много знамений милости Божией. При совершении над ее могилой панихид больные получали исцеление, в семьях прекращались распри, судьи оправдывали невинно осужденных, совершаются и иные чудеса.

Игумения Арсения

Игуменья Арсения (в миру Анна Добронравова) родилась в 1879 году в семье священника. Она прошла курс обучения в епархиальном училище и в 1903 году поступила работать учительницей в детский приют при Шуйском Воскресенском-Феодоровском монастыре. В ее обязанности входило обучать девочек грамоте и рукоделию. Здесь Анна и приняла постриг с именем Арсения. В 1915 году она была избрана игуменией монастыря. Жизнь проводила строгую, подвижническую, хорошо знала творения святых отцов, из которых наиболее почитала святителя Игнатия Брянчанинова. Чем больших духовных высот Арсения достигала, тем больше она сознавала, насколько далека она от совершенства: во все дни своей жизни считая себя хуже всех.

Когда пришли к власти безбожники, то распорядились закрыть монастырь, но затем позволили не закрывать, поставив, однако, непременным условием, чтобы монахини работали в совхозе. Насельницы, которых тогда было 330 человек, согласились, и это позволило монастырю просуществовать до 1929 года, когда он был все равно закрыт.

В 1932 году игумения Арсения была арестована и приговорена к 3 годам ссылки в Казахстан. Единственной ее виной было то, что она монахиня. В ссылке Арсения приняла схиму с именем Фома.

По окончании срока в 1935 году схиигумения приехала во Владимир, а в 1938 году снова была арестована. В тюрьме она тяжело заболела и 23 января 1939 года умерла в больнице при Ивановской тюрьме.

Священномученик Петр Родниковский

Протоиерей Петр Лебедев родился в 1889 году в городе Галиче в семье учителя Галичского духовного училища. Воспитывался будущий священномученик в строго христианском духе - в простоте, покорности, воздержании и смирении.

В 1909 году он окончил Костромскую семинарию, в 1910 году был рукоположен в сан диакона, в 1911 - в сан священника. В этом же году он был назначен вторым священником храма пророка Ильи в селе Родники.

Приехав в Родники, молодой пастырь вместе с семьей поселился в церковной сторожке. Он удивлял прихожан бескорыстием, аскетизмом и человечностью. Родниковцы не раз говорили ему: "Отец Петр, не подобает людям Вашего сана жить в такой бедности", а он отвечал: "Люди моего сана не должны отличаться богатством от обычных рабов Божиих". Он не брал с прихожан денег за требы, а те в ответ, сговорившись, бесплатно выстроили для священника новый дом.

После революции 1917 года о. Петр выступил как противник богоборческой власти, и с 1918 года и до самой его кончины за ним шла слежка.

В 1921 году о. Петра возводят в сан протоиерея и назначают настоятелем Ильинского храма в Родниках. Трудами нового настоятеля была создана приходская библиотека, он собирал детей для занятий по "Закону Божию", на его проповеди в церковь собирались жители не только Родников, но и окрестных сел и деревень.

В 1932 году протоиерея Петра арестовывают, а его жену и пятерых детей выгоняют из дома. Два с половиной года родниковский настоятель работал в совхозе под городом Иваново, постоянно подвергаясь насмешкам, издевательствам и оскорблениям. Выйдя из заключения, о. Петр еще более ревностно взялся за пастырский труд. В 1937 году, в ночь с 7 на 8 октября, протоиерей Петр и служащий с ним вторым священником о. Николай Розонов были арестованы и отправлены в тюрьму в город Иваново. Там им было предложено отречься от сана и тем самым предать Спасителя. Священники решительно отказались, причем до нас дошли слова о. Петра: "Кто служит Богу Единому, Живому и Истинному, тот никогда не согласится предать свою паству и жить со злодеями".

За эти слова он был жестоко избит и беспомощный брошен в камеру. В заключении о. Петр сумел сохранить душевный мир. Предчувствуя близкую кончину, он передал последние указания своей семье.

Утром 27 октября оба священника были расстреляны во дворе Ивановской тюрьмы. Место захоронения о. Петра неизвестно.

Родниковский православный народ свято чтит память протоиерея Петра Лебедева, к нему обращаются с молитвой как к заступнику и ходатаю перед Богом.

Священник Николай Горский

Будущий пастырь родился в 1864 году в городе Галиче, где его отец был соборным священником и смотрителем Духовного училища. Когда Николаю было три года, он сильно заболел; так что врачи уже не надеялись на его выздоровление. Тогда мать Николая благочестивая христианка, обратилась ко Господу с горячей молитвой исцелить мальчика, обещая при благоприятном исходе болезни посвятить сына Богу.

И по ее слезной молитве младенец был исцелен. С ранней юности начала в нем ярко проявляться наклонность к служению Богу и Его Святой Церкви. Закончив духовное училище и семинарию, Николай вступил в брак с К. Воробьевой, девицей из дворянской семьи. Благодаря связям отца и родственников жены, он мог надеяться на служение в богатом приходе, но не к этому стреми-лось сердце Николая.

Свое служение молодой священник начал в Никольской Церкви с. Кузьмина Нерехтского уезда, а через несколько лет пришел он в Решму к Воскресенской Церкви с. Нагорного, где прослужил до своей кончины.

Этот приход был тогда разрознен и неустроен по причине частой смены пастырей и грубости нравов местного населения.

И вот в этом месте отец Николай сумел найти подход к душам и сердцам людей; своей бескорыстностью и готовностью по первому зову прийти на помощь, он заслужил любовь и доверие народа. До того далекую от веры паству, батюшка научил со всеми трудностями прибегать ко Господу.

С глубоким благоговением и часто со слезами на глазах, совершал о. Николай Богослужение. Но не ограничиваясь одним лишь священническим служением, он был еще законоучителем и заведующим школою, организатором религиозно-нравственных чтений, занимал выборные должности. В военное время много заботы проявил священник о беженцах.

Отец Николай как семьянин обладал всеми лучшими качествами мужа и отца, и каждый член семьи искал у него утешения в своих скорбях.

Много горя и нужды видел батюшка в своей жизни, но не когда не подавал вида как ему тяжело.

Отец Николай мирно скончался, в 1920 году. В болезни, предшествовавшей мирной кончине, он был дивно утешен явлени-ем преподобного Серафима Саровского, что засвидетельствовано в изданном по поводу его кончины некрологе.

Вся жизнь его была следованием за Христом, ежедневным подвигом любви к Богу и ближним. Население Решмы чтит священника Николая Горского, как местного праведника.

Священник Константин Разумов

Будущий пастырь родился в 1869 году. С 1890 по 1895 год служил псаломщиком, в 1895 году был рукоположен в диакона, а в 1904 году в сан священника к Успенскому монастырю города Кинешмы, где служил до закрытия монастыря в 1924 году, а после его закрытия - в соборе г. Кинешмы. В двадцатых годах ГПУ арестовывало его несколько раз. Причиной арестов было то, что он пользовался любовью верующих людей, имел среди них большой авторитет и был известен за пределами Кинешемского уезда.

В 1929 году его арестовали и приговорили к трем годам ссылки в Северный край. В 1933 году он вернулся в Кинешму, а в 1936 году был вновь арестован за то, что встречался со своими духовными чадами, преподавал им пастырские наставления. Вместе с ним были арестованы священник Иоанн Румянцев и миряне Елизавета Румянцева, Анна Серова и другие, всего семь человек. Их привезли в Кинешемскую тюрьму, которая разместилась в монастыре, где некогда о. Константин был священником. Очень больно было пастырю видеть поруганной столь дорогую его сердцу святыню. Допросы начались сразу после ареста. У следователя не было ничего для обвинения священника, он знал только, что он знаком с находящимся в концлагере святителем Василием Кинешемским, при обыске у о. Константина была изъята их переписка. Он пытался вынудить священника признаться в антисоветской агитации. Священник обвинение отверг, во время допросов держался очень твердо. Также твердо держались и женщины. 15 июля 1937 года о. Константин Разумов и Елизавета Румянцева были приговорены к 5 годам ссылки в Казахстан, о. Иоанн Румянцев и Анна Серова - к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Отец Константин вскоре в ссылке скончался, не вернулись из заключения и остальные.

С 9 по 17 сентября 1937 года в Шуйском районе были арестованы почти все священники, диаконы, церковные старосты и ревностные миряне. В Шуйской тюрьме их били, запугивали, пытали, требуя признаться в антисоветской деятельности. Следственные материалы тех лет почти не содержат ничего достоверного. Священнический или диаконский сан был достаточным поводом дли ареста. Участь многих была одинакова. И подписавших нелепые измышления следователей, и отказавшихся это сделать одинаково ждал расстрел.

Священник Димитрий Левкоев

Димитрий Левкоев родился в 1875 году в семье священника. По примеру отца и сам стал пастырем. Прихожане любили его за простоту жизни: как и они он пахал землю, косил сено. Молился пастырь всегда горячо и искренне, не сомневаясь, что просимое Бог исполнит. Не отталкивал даже приходящих ночью. Пришел к нему однажды ночью мужик, лаже дрожит от волнения: "Батюшка, помоги: жена не может разродиться!" Священник тут же пошел в храм и молился, пока не родился ребенок. И таких случаев было немало. Помогал он крестьянам и по хозяйству, приучал и своих детей помогать ближнему.

Отца Димитрия арестовали в 1930 году, обвинив в контрреволюционной пропаганде. О его освобождении ходатайствовали все прихожане, но власти оставили их просьбу без внимания. Отец Димитрий был приговорен к ссылке в Северный край сроком на три года.

После ареста священника власти отняли у его семьи всю скотину, отобрали все съестные припасы, оставив его домочадцев без средств к существованию. Крестьяне любили отца Димитрия и по мере сил помогали его семье. Но в 1931 году 19 июля было описано имущество арестованного священника, включая дом и хозяйственные мелочи, которые передали колхозу. Дети остались без крова, им пришлось уехать из родного села и скитаться.

Когда о. Димитрий вернулся из ссылки, церковь была закрыта, служить было негде, и он получил приход в селе Языково Ивановской епархии. В 1936 году его вновь арестовали и приговорили к пяти годам заключения, которое он отбывал в Кемеровской области. Через год, находясь в лагере, он снова был арестован и приговорен к расстрелу. Священник Димитрий Левкоев был расстрелян 9 января 1938 года.

Священник Леонид Виноградов

Леонид Александрович Виноградов родился в 1897 году в г. Костроме. Родители его были благочестивы, особенно мать, которая часто в детстве возила его к о. Иоанну Кронштадтскому. Кронштадтский пастырь произвел на мальчика такое сильное впечатление, что Леонид твердо решил всю свою жизнь посвятить церкви.

Тернист путь каждого, идущего за Христом, и рано Леониду пришлось почувствовать всю его тяжесть. Ему было всего лишь 12 лет, когда он осиротел, и его взяла на воспитание бабушка.

Бабушка хотела, чтобы Леонид учился купеческому ремеслу, но иного искала душа мальчика, который один остался во всем мире. Не в богатствах мирских и почестях, но лишь во Христе искал он себе единственное утешение. Бабушка не разделила его душевных устремлений и выгнала Леню из дома за то, что он не захотел стать учеником купца.

И вновь маленький страдалец вынужден искать себе прибежище. Но Господь незримо благодатно ведет его по жизни. Свой первый приют Леонид находит в Ипатьевском монастыре, где прожил до совершеннолетия, по достижении которого получил по-слушание пономаря. Господь незримо посылал юноше все необходимое для жизни. Здесь, в монастыре, Леонид познакомился со своей будущей женой, очень верующей девушкой из благочестивой семьи. В 1918 году он женится на ней и получает место псаломщика, через два года его рукополагают в сан диакона. В марте 1924 года Святейший патриарх Тихон рукоположил Леонида в сан священника, и о. Леонид уже в этой степени продолжает свое служение церкви в храме рядом с Кинешмой.

Вскоре его арестовали. Прихожане очень любили своего пастыря, добивались его освобождения, даже ездили в Москву к Калинину.

Отец Леонид был освобожден лишь через год, после чего служил в храме с. Панина Костромской области, а затем в храме села Сокольское Ивановской области.

В 1934 поду местный исполком постановил снести церковь, где служил о. Леонид и уничтожить обширное кладбище вокруг храма, устроив на этом месте парк для прогулок и увеселений. Протесты верующих привели лишь к тому, что о. Леонида, старосту храма Александру Косулину и члена церковного совета Хионию Сафонову заключили в Кинешемскую тюрьму. Отца Леонида приговорили к семи годам заключения, женщин - к 4 годам.

Летом 1935 года жена о. Леонида ездила в Москву и добилась приема у Молотова, после чего священник и женщины были освобождены. Освободившись, о. Леонид служил в селе Воронцово Пучежского района. Много раз его арестовывали, предлагали отречься от Бога и снять сан, на что он неизменно отвечал отказом.

Последний раз его арестовали 17 сентября 1938 года. Это был седьмой арест. Отца Леонида приговорили тогда к 4 годам заключения. Скончался он 12 ноября 1941 года в одном из лагерей Пермской области. Символично то, что жена, поддерживавшая его на всем нелегком жизненном пути, скончалась через два дня после его смерти.

Блаженный Алексий Елнатский

Алексий Ворошин родился в начале девяностых годов XIX века в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда. Жизненный путь его оказался сходным с путем его святого земляка, блаженного Симона Юрьевецкого.

Когда подошло Алексию время жениться, он подыскал невесту и хотел обручиться с ней, но увидев в ее характере неудовлетворявшие его черты, отложил сватовство и пошел в Кривоезерскую пустынь. Год прожил он там послушником, а вернувшись домой, поселился не в родительском доме, а в баньке на огороде. Вскоре они с отцом построили келью. Все свободное время Алексий отдавал молитве, уединяясь или в своей келье или на ключике блаженного Симона. Так прожил он несколько лет.

В 1917 году Алексия избрали председателем сельсовета, но и тогда не переменил он своих обычаев: много молился, посещал службы, и все сельские вопросы решал, не выходя из храма. Через год он оставил эту должность и, порвав с миром, девять лет провел в своей келье в подвигах поста и молитвы.

В 1928 году он принял подвиг юродства. Теперь блаженный жил где придется, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует, и всегда его появление было для крестьян неожиданностью. То вдруг возьмет и в самый разгар крестьянских работ начнет ходить по полям, меряя их палкой и мешая работе. Крестьяне смеялись над ним, но он не обращал внимания. Прошел год, и на этих полях появился чиновник, который вел себя точно так, как показал блаженный... Много делал он и других предсказаний, которые впоследствии сбывались.

Ходил блаженный всегда в одном и том же длинном кафтане до колен, а если ему дарили какую одежду, он тут же ее отдавал. Несколько раз власти арестовывали Алексия и направляли его в костромскую психиатрическую больницу, но всякий раз врачи признавали его здоровым и отпускали. Задолго до массового закрытия церквей он говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару - войну, и люди очнутся, и часть храмов снова будет открыта. Но ненадолго, в 60-м году наступит новое гонение, снова будут закрываться храмы, и все истинно верующие понесут тогда много скор-бей. В 1937 году он был арестован и посажен в тюрьму вместе с преступниками. Блаженный молился и днем и ночью. Никто не знал, когда он спал и когда он ел. Скудный свой паек почти весь раздавал. Обвинить его было не в чем, и следователи, чтобы он оговорил себя, прибегали к пыткам - ставили босыми ногами на раскаленную плиту. Начальник тюрьмы пришел во время такого допроса и стал над ним насмехаться. "Что ты со мной говоришь, когда у тебя дома несчастье", - прервал его блаженный. Начальник тюрьмы удивился, а когда пришел домой, увидел, что его жена повесилась...

Чуть больше месяца пробыл в следственной камере блаженный Алексий. Измученный пытками, он попал в тюремную больницу и здесь скончался. Тело на тридцатый день было отдано родственникам и погребено на одном из кладбищ г. Кинешмы.

В августе 1993 года Святейший Патриарх Алексий благословил местное почитание святого. Честные мощи его находятся в Свято-Введенском женском монастыре г. Иванова.

Блаженный Виктор

Виктор Раевский родился в 1902 году. С 1905 года родители его жили в Санкт-Петербурге. Вскоре между ними произошел разрыв. Мать с дочерью уехали в Кинешму, а отец с сыном остались в Петербурге. Виктор получил воспитание в православном духе, так как его отец художник-живописец, был глубоко верующим человеком. Началась война (первая мировая), и Александр Раевский был призван в действующую армию, а в 1918 году от него прекратились всякие известия. Виктор, учившийся в то время в реальном училище в Гатчине, переехал к матери в Кинешму, где продолжил свое образование в 6-м классе реального училища.

Когда в 1918 году власти отменили преподавание Закона Божьего в учебных заведениях, юноша в знак протеста покинул училище и поступил на мельницу рабочим. Во время возмущения рабочих он обратился к ним с речью, за что был арестован и при-говорен к трем месяцам заключения.

Виктор очень любил ходить в церковь на службу, с особым трепетом слушал он проповеди служившего тогда в Кинешме святителя Василия. С необычайной силой осознал юноша тщету и суетность земной жизни. Карьера светского живописца более не прельщала его. С благословения владыки Василия Виктор избрал путь юродства ради Христа.

Начал он с подвига молчания. Бросил все и поселился рядом с Макарьевым женским монастырем в селе Решма, в 30 кило-метрах от Кинешмы. Два года прожил он, исполняя послушание конюха, обуздывая свои чувства и непокорный язык.

Мать его, узнав, что сын ушел в монастырь, молчит и юродствует, была вне себя от возмущения. Злобных нападок ее не избежал и святитель Василий. Но все ее попытки убедить сына прекратить юродство и сделать карьеру художника остались безуспешными.

На что же променял Виктор благоустроенную жизнь, возможность занять положение в обществе? Теперь он жил в тесной клетушке, деля ее с овцами. Двери не было, и чтобы овцы не разбрелись, дверной проем приходилось заваливать поленьями. У него не было даже постели. Ходил он, вымазав сажей лицо и руки. Первое время он ходил и зимою, и летом босым.

У Виктора стали проявляться особые дары духовного разумения, прозорливости. Приходящим к нему он давал ответы на мучающие их вопросы.

В 1928 году блаженный Виктор был арестован. Одновременно с ним арестовали святителя Василия. Их заключили в одной камере, и Виктор ухаживал за тяжело болевшим епископом.

На допросах блаженный держался мужественно, не страшась обличать гонителей. Сохранилась протокольная запись его слов, сказанных им во время допроса: "Все, что советская власть проповедует, это все абсурд... Так я смотрю на современную власть, но хотя и смотрю так, но какой-либо деятельности, направленной на свержение власти, не вел и считаю, что всякая власть от Бога". От подписи под показаниями блаженный отказался, сказав, что он "не сотрудник советской власти, вся деятель-ность которой направлена против религии".

Его приговорили к трем годам ссылки в Сибирь. После возвращения он поселился в Кинешме, часто посещал и Решму.

В 1937 году блаженный Виктор был арестован и скончался в заключении. Служение его, как и всякого юродивого ради Христа, было отмечено не только даром пророческим и грозными обличениями, направленными даже и в адрес власть предержащих, но и удивительным духом любви и мира, столь свойственным каждому человеку, идущему за Христом.

Блаженный Максим

Максим Румянцев родился в середине пятидесятых годов XIX века. Родители умерли, когда ему было десять лет, до пятна-дцати лет он прожил в доме своего брата и его жены, а в 15 лет ушел странствовать. Где и как странствовал Максим, неизвестно; на родину вернулся лишь через 30 лет. Был он неграмотен, но службу церковную знал наизусть. Во время странствий он принял подвиг юродства, который не оставлял до самой кончины.

Ходил Максим круглый год босиком и в одних и тех же ,надетых одна на другую, рубахах. Поначалу многие смеялись над ним, мальчишки кидали камнями. Все это блаженный терпел ради Христа. Спустя время открылись в нем благодатные дары бес-страстия и прозорливости. Он предсказывал события, которые позднее сбывались, предупреждал людей о надвигающейся опасно-сти. Духовно близок был Максим со святителем Василием Кинешемским, который очень высоко о нем отзывался, направлял своих духовных детей к нему за советом.

Были у блаженного и недоброжелатели, которые постоянно писали на него властям доносы. Зимой 1928 года Максима арестовали, единственно из-за того, что на него было написано три заявления, требующих ареста.

В Кинешемской тюрьме блаженного подвергли жестоким мучениям, попеременно держа то в жаре, то в холоде. Здесь он пробыл недолго: его перевели в другой город. Священник, оказавшийся свидетелем его смерти, написал из заключения кинешемцам, что блаженный Максим умер как великий праведник.

Блаженная Елена

Блаженная Елена родилась в городе Кохме. Всю жизнь она прожила в родном городе, отлучаясь лишь в паломничество по святым местам. Рано вступила она на путь юродства ради Христа, и Господь открыл в ней благодатные дары духовного рассуждения и прозорливости. В Дивеевской обители Елена получила благословение принимать всех к ней приходящих. Спала она в гробе; од-нажды, когда к ней пришла милиция, чтобы по доносу арестовать ее, она как раз в нем лежала. Вид вставшей из гроба блаженной настолько напугал милиционеров, что они в страхе бежали.

Елена духовно наставляла множество православных, среди которых были и священники. Ее авторитет в православной среде послужил причиной того, что во второй половине 30-х годов блаженная была арестована и отвезена в тюрьму г. Шуи.

После недолгого пребывания здесь блаженная Елена была расстреляна.

Блаженный Мишенька

Михаил Голубев родился в деревне Якимово Костромской губернии. В молодости он был достаточно легкомысленным; став же зрелым, начал ходить в церковь, а затем вступил на путь юродства. Последние годы он жил в селе Жарки Ивановской об-ласти. Образ жизни его был самый суровый; он даже носил на себе вериги - железное кольцо, которое со временем вросло в тело. Приходящим к нему юродивый давал наставления. Те, кто их не выполнял, впоследствии раскаивались, так как все выходило по словам блаженного. Умер Мишенька в конце 50-х годов в возрасте 55 лет и был погребен на кладбище села Жарки неподалеку от храма. У его могилки, по вере приходящих, случались чудеса исцелений.

Мученики Шуйские

1922 год - год, когда 23 миллиона жителей России голодало. В это время великой скорби Православная Церковь встала во главе движения помощи голодающим. Патриарх Тихон обратился с просьбой о помощи к православным и инославным иерархам, ко всем православным христианам мира. По его благословению был создан Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим.

Советской власти невыгодно было такое укрепление позиций церкви. 26 февраля 1922 года был издан декрет об изъятии "из церковных имуществ, переданных в пользование группам верующих... всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней", в том числе и священных предметов. Церковь, готовая пожертвовать чуть ли не все, что у нее есть, не могла отдать для пору-гания предметы сакрального назначения, употребление которых для не богослужебных целей рассматривается как святотатство и карается для мирян отлучением от церкви, а для священнослужителей - извержением из сана.

Несмотря на протесты верующих, власти все-таки приступили к изъятию церковных ценностей. Инициатором и главным вдохновителем акции был Троцкий, который представил членам Политбюро инструкцию по проведению изъятия церковных ценностей.

В Шуе, по причине разграбления властями храмов, возникло возмущение, в результате которого 5 человек было убито и 15 ранено. Это дало Ленину повод написать письмо, в котором он призывал к массовым арестам и расстрелам духовенства.

В г. Шуе в Воскресенском Соборе собралось до 300 молящихся, которые несколько дней не желали из него уходить, чтобы не допустить его разграбления. Для того, чтобы разогнать их, были присланы солдаты, которые начали стрелять. Были убиты прихожане храма Николай Малков, девица Анастасия, Авксентий Калашников и Сергей Мефодиев. Настоятель храма протоиерей Па-вел Светозаров, надеясь, что еще можно чего-то добиться мирным путем, увещевал людей разойтись, а когда его увещевания оста-лись безуспешными, ушел сам, надеясь, что в отсутствие настоятеля власти не будут производить изъятия.

Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Трупы убитых положили на паперть и никого не подпус-кали к ним. Изъятия ценностей в тот день не произошло. Со стороны верующих пострадало 22 человека, из них 4 было убито. Из красноармейцев ни один не был убит или тяжело ранен. Москва признала действия шуйских властей "правильными, но недостаточно энергичными".

Делом занялось Иваново-Вознесенское ГПУ. Из Москвы был отряжен в качестве следователя по особо важным делам Верховного трибунала ВЦИК Яковлев.

17 марта о. Павла Светозарова вызвали для допроса и арестовали. Изъятие ценностей из Воскресенского собора происходило уже без него 23 марта. Распоряжением ВЦИК стали производиться массовые аресты. Были арестованы 4 священника, и 20 мирян. После окончания следствия к суду были привлечены 19 человек.

Судебному процессу придавалось большое пропагандистское значение. Обвиняемые из Шуи были перевезены в Иваново-Вознесенск.

Председатель суда Галкин, одновременно и заместитель председателя Верховного трибунала, был в прошлом священник, снявший с себя после революции сан. Он призывал священников, которые не препятствовали изъятию ценностей, хотя и осуждающе к этому относились, к самооговору. Говорил, что самооговор и сотрудничество с судом для них - средство к освобождению. Священники мужественно отвечали, что, стоя перед лицом смерти, они не могут лгать.

Троих - священников Павла Светозарова, Иоанна Рождественского и мирянина Петра Языкова - приговорили к расстрелу. 4 мая приговор был утвержден на заседании Политбюро. Последняя молитва о. Павла была об остающихся после него сиротами малолетних детях (жена его умерла еще задолго до того). И Бог услышал его молитву: всю жизнь дети прожили под благодатным Божи-им покровом, все невзгоды и печали проходили мимо них.

Рассказывают, что перед расстрелом, неповинные в инкриминируемых им преступлениях пастыри, совершили отпевания по себе и мирянине Петре и держались мужественно. Страданиями их и тысяч других невинных страстотерпцев Господь не дал России окончательно погрузиться в греховную тьму. Благодаря им Россия не погибла духовно в страшные семьдесят лет безбожной власти.

Список новомучеников и исповедников земли Ивановской,

не имеющих подробных жизнеописаний

(краткие сведения о некоторых из них имеются в книге иеромонаха Дамаскина)

Протодиакон Иоанн Нечаев

Протоиерей Иоанн Доброхотов

Протоиерей Николай Бухарин

Протоиерей Сергий Архангельский

Псаломщик Иоанн Блинов

Псаломщик Николай Касаткин

Священник Александр

Священник Александр Архангельский

Священник Александр Вексин и диакон Павел

Священник Александр Соболевский

Священник Алексий Преображенский

Священник Андрей Ардектов

Священник Арсений Сарапкин

Священник Василий

Священник Василий Агеев

Священник Василий Смирнов

Священник Василий Сперанский

Священник Геннадий Крутиков

Священник Димитрий Горский

Священник Евгений Широкогоров

Священник Иоанн Аристов

Священник Иоанн Вознесенский

Священник Иоанн Коржавин

Священник Иоанн Красовский и диакон Николай Саха-ров

Священник Иоанн Крылов

Священник Иоанн Розанов

Священник Иоанн Румянцев

Священник Иоанн Славницкий

Священник Иоанн Смирнов

Священник Иоанн Успенский

Священник Константин

Священник Леонид Оранский

Священник Михаил Никольский

Священник Михаил Шомфонов

Священник Николай

Священник Николай Авдаков

Священник Николай Аполов и с ним два диакона и два священника

Священник Николай Дымов

Священник Николай Житников

Священник Николай Панов

Священник Петр Зяблицкий

Священник Феодор Лебедев

Раб Божий Александр Бобков

Раб Божий Павел Байдин

Раба Божия Александра Кочкова

Раба Божия Анна Корыгина

Раба Божия Анна Серова

Раба Божия Елизавета Румянцева

Раба Божия Мария Круглова

Раба Божия Таисия

и другие

Библиографический список использованной литературы:

1. Иеромонах Дамаскин (Орловский) "Мученики, исповедники, подвижники Русской Церкви ХХ века. Книга 2". Тверь, 1996 г.

2. "Словарь исторический о русских святых", Москва, 1993 г.

3. "Христа ради юродивые", Москва, 1993 г.

4. "Жития святых" святителя Димитрия Ростовского. Месяц Июнь, Москва, 1992 г.

5. "Жизнеописание святителя Василия Кинешемского", Решма, 1993 г.

6. "Жизнеописание святого блаженного Алексия Елнатского", Москва, 1994 г.

7. Жизнь и чудеса старца архимандрита Леонтия (Стасевича), Владимир, 1997 г.

8. "Православные русские обители", СПб, 1994 г.

При написании кратких житий Петра Родниковского и Анемаисы Острецовской были использованы ранее неопубликованные материалы.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова