Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Абрахам-Андреас Тирмайер

Dr. A.-A. Thiermeyer, Rektor des Collegium Orientale in Eichstatt Cм. очерк о нем Голованова.

С 1 сентября 2008 года снят с ректорства (на его место Пауль Шмидт) и поставлен директором епархиального паломнического места "Мария - Помощь болящим" в Абсберге (близ Нюрнберга).

Материалы 2002 г.:

Рим и Москва: начало новой эпохи

Холодная война или прояснение поции?

Что же произошло:

- 11. 02. 2002 Папа Иоанн Павел П преобразовал существующие в России Апостольские Администратуры Римско-Католической Церкви (РКЦ) в соответствующие епархии и таким образом создал здесь новую церковную провинцию - Митрополию.
-
- В последовавшем за этим официальном заявлении Русской православной церкви (РПЦ) от 12. 02.2002 выражается резкий протест и содержится угроза прервать все отношения с РКЦ.
-
- Одновременно с этим МИД России делает также официальное заяление, в котором осуждается это решение Рима.
-
- И, наконец, что еще более кажется курьезным, - главный муфтий России Талгат Таджудин от имени российских мумульман выступает также с осуждением данного решения Католической Церкви.
-
- Далее следует призыв "Союза православных граждан" организовать демонстрацию протеста пред зданием Представительства Св. Престола (Нунциатура) в Москве. Некоторые члены этого Союза в знак протеста хотят объявить голодовку.
-


1. Краткий обзор истории взаимоотношений РПЦ и РКЦ с начала 90-х годов и до настоящего времени.

Можно предположить, что наилучшие шансы для взаимного сотрудничества между Москвой и Римом существовали в 1990-1995 гг. Но уже с 1993 года становится очевидно, что Московская Патриархия начала ориентироваться на радикальные антизападные политические круги. В это же время со стороны Рима наблюдаются определенное экуменическое затишье и снижение интереса к РПЦ. С 1995 года начинают все более отчетливо проявляться негативные тенденции в российской политической и общественной жизни. На Западе тогда же многим становится ясно, что тот экуменический "романтизм" и "идеализм" по отношению к РПЦ, который несколько десятилетий преобладал в сознании многих западных церковных деятелей, являлся только препятствием для осуществления серьезной экуменической работы. В 1995 году появляются известные Апостольское послание "Свет Востока" и Энциклика "Да будут все едины". Эти документы недвусмысленно призывают к экуменическому общению с восточными Церквями-сестрами. Уже в это время МП постоянно выдвигает упреки в адрес Греко-Католической Церкви на Украине и обвиняет РКЦ в прозелитизме.

С самого начала глобальных политических перемен в российской жизни становится ясно, что РПЦ находится в глубоком духовном кризисе и в данный момент не способна определить свое место и роль как в жизни современной России, так и всего мирового сообщества. И этот кризис будет продолжаться до тех пор, пока она не признает все то негативное и ошибочное, что было сделано ею на протяжении ее многовековой истории и особенно последнего истекшего столетия, не скажет со всей искренностью: "моя вина" и не будет пытаться обвинять каких-то внешних врагов в своих собственных ошибках и грехах.

В 1995 году П Всемирный Русский народный собор избирает своим председателем Патриарха Алексия П. Прикрываясь церковным авторитетом этот собор заявляет, что монархия является наилучшей формой государственного правления для России. В дальнейшем появляются ряд других документов с ярко выраженным антизападным содержанием. С этого времени в России начинается открытая антизападная кампания и ведется борьба с независимыми СМИ, на которые и возлагается теперь главная вина за все неудачи, постигшие Россию в последнее время. В 1996-97 гг. на главных воротах одного известного русского монастыря можно было увидеть следующее объявление: "Наркоманам, алкоголикам и католикам вход воспрещен".

13 декабря 2001 года в Москве открылся УI Всемирный Русский народный собор, на который были приглашены представители различных религий, существующих на территории России, за исключением представителей РКЦ. Открытие Собора состоялось в помещении храма Христа Спасителя. Прибыл президент Путин в сопровождении Патриарха. Была прочитана молитва и пропет государственный гимн. Тема Собора: "Россия. Вера и цивилизация. Диалог эпох". Руководство деятельностью этого Собора осуществлял митрополит Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений МП. Патриарх Алексий зачитал свой доклад, в котором подробно описал тысячелетний опыт диалога между Исламом !!! и Православной церковью в России. Многие факты в этом докладе, как потом оказалось, никогда не имели места в исторической действительности. Лицемерно прозвучали из уст патриарха Алексия и митрополита Кирилла комментарии к трагическим событиям 11 сентября 2001 года: Запад виноват в том, что он создал все основания для современного миропорядка, основанного на несправедливости. Западу было важно только одно: навязать всему человечеству свою собственную модель цивилизации. Терроризм же возник, как реакция на экспансию секуляризованного гумманизма. Такими именно словами и подытожил свою речь митрополит Кирилл, высказав при этом надежду на то, что современный миропорядок следует радикально изменить: диктат так называемых гуманистических ценностей, так же как и вообще любых других "духовно ограниченных" общечеловеческих ценностей должен быть отвергнут. Его место должно занять уважение к другим народам, к их духовному наследию, обычаям и традициям. В течение последних нескольких лет в своих выступлениях митрополит Кирилл неоднократно подчеркивал, что он является также и противником "прав человека" в их "западной" интерпритации. С 1999 года заметно усиливается его критика понятий "права человека" и "религиозная свобода" в том понимании, какое было положено в основу "Хельсинской декларации", ибо оно представляет собой сугубо западно-либеральную точку зрения по данному вопросу (ср. "Русская мысль от 15.07.1999 г.). Эти высказывания митрополита могут в какой-то мере объяснить феномен "братания" с мусульманами, ибо последние, как известно, тоже находятся не в ладах с "правами человека" в их западной интерпритации. Особенно ясно определилась позиция митрополита Кирилла по данному вопросу в истекшем 2001 году в связи с возникшими в России дебатами о смертной казни. Кирилл провозгласил себя противником ее отмены. Но, наверное, еще более удивительным покажется высказывание митрополита на последнем "народном" соборе о том, что веру и религию пораждает нация. Для России, по его мнению, это означает то, что каждый русский от своего рождения должен быть православным, и что изменение своего традиционного вероисповедания следует расматриваеть в этой связи как проявление преступного прозелитизма. В этих словах можно найти основание для другого высказывания, сделанного несколько позднее уже самим патриархом Алексием П. В январе 2002 года на так называемых Рождественских чтениях патриарх заявил, что каждый, кто становится католиком, становится одновременно врагом русского государства. Лично для нас, немцев, одни только эти слова "враг государства" напоминают нам о самых мрачных временах нашей истории.

Итак, невероятно, но факт: на этом Народном соборе (13.12.01) состоялось "братание" РПЦ с мусульманами (здесь речь идет о самом главном муфтии Талгате Таджудине, который в эти дни также сделал официальное заявление, осуждающее РКЦ). Была совершена и общая молитва православных с главным муфтием, в то время как совместная молитва с католиками расценивалась бы как тяжкий грех. Но самым курьезным на этом Соборе стало, наверное, совместное заявление, сделанное православными и мусульманами: между Исламом и Православием не существует неразрешимых противоречий духовного и вероучительного характера.

Интересен также и политический "состав" участников Собора. Кто же в нем из политических деятелей, помимо Путина, еще учавствовал? Прежде всего, необходимо упомянуть о такой небезызвестной фигуре в современной политической жизни России, как коммунист Зюганов. На этом Соборе он выступил за скорейшее восстановление государственного союза между Россией, Беллоруссией и Украиной. Для РПЦ Зюганов есть тот самый человек "на всякий случай", с которым она сейчас поддерживает самые теплые дружеские отношения.

Возникает один вопрос: почему же Путин, который месяц спустя после этого Собора, во время своего визита в Польшу, в Варшаве подтвердит еше раз свое прежднее желание пригласить в Россию Папу Иоанна Павла П, не пожелал пригласить на Народный Собор представителей РКЦ в России?

2. Взаимоотношения между РПЦ и РКЦ в последние годы

Существуют ли, в самом деле, какие-либо серьезные отношения между двумя церквями, и какой характер имели те экуменические встречи, которые, несмотря ни на что, все же время от времени проводились? Несомненно важен сам по себе факт любого диалога между православными и католиками. Но в постперестроечный период характер взаимоотношений между РПЦ и РКЦ, к сожалению, стал изменяться не в лучшую сторону. Как известно, в советское время коммунистическая власть обязала РПЦ включиться в международную экуменическую деятельность. Это был, так сказать, некий вид "политического экуменизма", целью которого, помимо всего прочего, было осуществление одного из главных принципов советских коммунистов - "борьба за мир во всем мире". Конечно же, несмотря на все вышеуказанные факторы, существовали и существуют по сей день в России отдельные личности, которые на самом деле были истинными приверженцами идеи экуменизма. Среди таковых в первую очередь безусловно следует упомянуть покойного митрополита Никодима (Ротова). Кстати сказать, его ученик - нынешний митрополит Смоленский Кирилл в те времена рассуждал и вел себя совсем иначе, нежели сейчас. С 1996 года во взаимоотношениях между Римом и Москвой стала ощущаться гнетущая атмосфера враждебности и отчужденности. Наметившиеся уже в ту пору политические изменения в жизни Российского государства способствовали изменению как внутреннего, так и внешнего политического курса в жизни РПЦ. С этого времени в России все больше и больше начинает заявлять о себе, как о новой государственной идеологии, основанной на т.н. "русской идеи", великодержавный национализм, в представлении которого православная Церковь, являющаяся неотъемлемой частью этой "русской идеи", должна стать главной носительницей и хранительницей этой идеологии. С этого времени РПЦ уже не считает РКЦ настоящей церковью-сестрой, ибо она имеет "ущербную" благодать и не может быть признана как полноценная церковь. Поэтому-то переход в РКЦ расценивается как уклонение в ересь; и наоборот: "стать православным" означает "стать членом единственно истинной церкви". В этой связи уместно будет вспомнить о недавнем визите трех русских епископов в Ассизи, где проходила международная встреча религиозных деятелей. При разговоре с Папой официальным спикером РПЦ выступил епископ Илларион (Алфеев), который только несколько дней до этого был посвящен во епископы. При этом присутствовали и другие епископы, в том числе - известный митрополит Питирим, который считается значительно выше рангом, нежели только что упомянутый молодой епископ. В Православии же понятию "старший по сану" и по сей день придается огромное значение, поэтому описанное выше событие нуждается в некотором пояснении. Епископ Илларион выступил в качестве особо доверенного лица Патрирха и митрополита Кирилла и должен был только сам непосредственно высказать Папе "в лицо" (хотя и в весьма мягкой, дипломатической форме) все те упреки и обвинения, которыми в последнее время так щедро осыпает РКЦ Московская Патриархия.

3. Реакция Московской Патриархии на последнее папское решение:

- МП не признает за РКЦ права создавать свои епархии на территории России. При этом РПЦ как-будто бы совсем забыла о том, что ей самой никто и никогда не препятствовал создавать свои церковные структуры в любой западной стране, хотя многим на Западе было известно, что представители МП зарубежом нередко совмещали свою церковную деятельность с работой в советской контразведе.
-
- МП отрицает также за РКЦ право присваивать какому-либо епископу титул митрополита.
-
Присвоение епископу титула "митрополит" входит в церковную практику как на Востоке, так и на Западе уже в 4 веке, когда начался процесс дробления больших епархий на более мелкие.

- МП упрекает РКЦ в том, что она создает параллельную МП-ии иерархическую структуру.
-
Если бы РПЦ внимательно бы ознакомилась с печатными изданиями других православных церквей (например, с православными церковными календарями или "Православие 2002"), то ей стало бы ясно, что эти же самые аргументы, которые она использует сейчас для обвинения в прозелитизме РКЦ, могут быть используемы для аналогичных обвинений в ее же собственный адрес. Не только в западных странах, но и в Украине, Молдавии, Латвии, Литве, Эстонии в Православии существуют многочисленные параллельные церковные структуры. Для нас в Германии подобная позиция РПЦ представляется некиим абсурдом. На территории Германии имеются 15 епископов восточных христианских церквей (православных, греко-католических, древневосточных). Трудно себе даже представить, чтобы какой-нибудь католический епископ сказал бы об этих православных иерархах, что они "волки в овечей шкуре", узурпаторы, занимающиеся в Германии прозелитизмом.

- МП утверждает, что за пределами своей "канонической территории" она не может иметь собственных епархий; но если таковые все же и существуют, то это всего лишь навсего "вертуальные епархии". Этот мнимый аргумент пытается хотя бы отчасти оправдать существование столь многочисленных на Западе епископов и епархий РПЦ, утверждая, что все эти епархии названы именами тех русских городов, в которых уже давно не существует епископских кафедр; например, митрополит Антоний Блум в Лондоне имеет титул "митрополита Сурожского" (Сурож - город в Крыму). Но можно привести и другие примеры, доказывающие прямопротивоположное: так епископ Феофан Галинский именуется "епископом Берлинским и Германским", епископ Павел Пономарев - "епископом Венским и Австрийским", архиепископ Симон Исунин - "архиепископом Брюссельским и Бельгийским". Подобным же образом обстоит дело и с епископами в Украине. А между тем Украина сейчас является самостоятельным, суверенным государством, таким же как и Литва, Латвия, Молдавия и Эстония.
-
- МП отзывает свое приглашение Кардиналу Касперу, в соответствии с которым 22 февраля (как раз накануне дня рождения патриарха Алексия П) тот должен был прибыть в Москву. Данная акция наглядно демонстрирует тот факт, насколько могут быть истеричны и злобны реации РПЦ в настоящее время. Поэтому никого не должно было удивить и то, что 15.02.2002 по инициативе скандально известного российского политика-депутата Жириновского Государственная Дума обращается в МИД России с просьбой не выдавать более въездные визы в Россию представителям Ватикана. Говорят, что 80% депутатов Думы поддержала эту инициативу Жириновского. Данный эпизод ярко свидетельствует как и о прочных связях РПЦ с нынешней российской властью, так и о самой внутренней сущности (к сожалению - весьма неприглядной!) МП.
-
- "Русская Линия" сравнивает нынешнее учреждение Римом новых епархий в России с вероломным нападением Гитлера на СССР в 1941 году. Этот православный интернет-сайт совместно с другим Web-сайтом печально известного православного общества "Радонеж", (напомним, что оно также издает свою собственную газету, журнал и ежедневно вещает по радио), являются по сути своей неофициальными печатными органами МП и полностью выражают ее мнения и интересы. На страницах этих православных интернет-изданий можно узнать истинную позицию МП по тем или иным вопросам, касающимся общественной, политической или экономическим жизни России и Запада, а также прочитать последнюю информацию о событиях, связанных с деятельностью Ватикана, РКЦ или Греко-Католической Церкви. Зачастую комментарии и мнения, высказанные здесь, откровенно выражают крайне националистические и антизападные настроения, господствующие сейчас в РПЦ. Можно предположить, что посредством такого рода СМИ Патриархия пытается сказать о том, о чем сама пока еще, по тем или иным причинам, не хочет или не может публично, официально высказываться. Кстати сказать, вышеупомянутое сравнение Рима с Гитлером уже использовалось "Русской линией" и "Радонежом" в их коментариях, касающихся прошлогоднего папского визита в Украину.
-


4. Реакция МИДа России на последнее решение Рима:

Со времени окончания "холодной войны" и падения коммунистического режима в стране реакция МИДа на сугубо внутрицерковное решение РКЦ, пожалуй, представляет собой качественно новое явление. Действительно ли существует сейчас уже такой тесный союз между МП и государством? Возможно, что и главная цель МП - стать гоударственной церковью - уже практически достигнута? Об этом всерьез заставляют задуматься отдельные высказывания высокопоставленных чиновников МП - главного редактора Журнала Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева и председателя Отдела МП во взаимодействию с Вооруженными Силами России протоиерея Дмитрия Смирнова. В начале 2002 года они со всей серьезностью заявили о том, что РПЦ в праве предендовать на 75% всего эфирного времени в российском теле-и радиовещании, поскольку 75% населения страны - православные христиане. Кроме того, МП должна получить от государства и право налагать свое вето на выход в эфир тех радио-и телевизионных программ или передач, которые, согласно ее мнению и оценки, могут причинить "духовный вред" российским гражданам.

5. Кто же такой Путин, и кого он в самом деле поддерживает?

Если Путин действительно симпатизирует нынешнему Папе Римскому, как он сам это неоднократно утверждал, то почему же он никак не реагирует на все вышеуказанные "выходки" МП? Почему он позволяет во всем послушному ему МИДу открыто вмешиваться во внутренние дела РКЦ? Совершенно очевидно, что для поддержки и укрепления своего политического имиджа и международного авторитета ему весьма бы пригодился сейчас визит Папы в Россию. Но ему, как никогда ранее, нужна также и поддержка РПЦ. Он знает также, очевидно, что - вовсе не так уж он и силен, каким представляют его за границей (Шрёдер, Блэер, Буш). Он без сомнения прекрасно знает, что ждет от него Запад, и как представить себя в лучшем виде западной политической элите. Но он знает также и о том, что российские спецслужбы с каждым днем становятся все сильнее и могущественнее, и что может наступить такой момент, когда они решатся "нейтрализовать" его самого....

Здесь уместно будет вспомнить о последних годах правления президента Б.Ельцина: когда в августе 1998 года Россию захлестнула очередная волна инфляции, за этим тотчас последовал глубокий экономический и политический кризис, который для Ельцина оказался политически смертельным. Сегодня многие ведущие российские и западные экономисты вновь прогнозируют грядущий экономический кризис в России, который по своим последствиям будет намного разрушительнее, нежели предыдущий в 1998 году. Вполне вероятно, что Путин уже сейчас видит в этом серьезную угрозу для своей президентской власти и потому начинает предпринимать определенные тактические меры. Он знает, что его главный политический конкурент - коммунист Зюганов всегда готов "выхватить" из рук Путина "бразды правления", и что в РПЦ рейтинг Зюганова значительно выше путинского...

6. Солидарность МП с российскими мусульманами.

После вышеупомянутого выступления митрополита Кирилла и Патриарха на последнем Русском Народном Соборе и сделанного за тем главным российским Муфтием заявления, диалог между РПЦ и русскими мусульманами приобрел фактически качественно новое направление. В настоящее время мусульмане России всеми силами стремяться установить прочные дружеские взаимоотношения с МП. И потому столь резкая реакция Муфтия на последнее папское решение должна послужить доказательством дружбы и солидарности мусульман и православных, теперь уже объединенных между собой в некоем новом религиозном союзе. Можно предположить, что в недалеком будущем для католических общин, расположенных на территории мусульманских областей России, могут возникнуть немалые трудности при получении регистрационного свидетельства от представителей местных органов власти. Удивительно кстати и то, что в последнее время РПЦ стала достаточно спокойно относиться к тем многочисленным христианским сектам, которые действительно занимаются, (и, надо сказать, - чрезвычайно активно) миссионерской деятельностью в России. При этом же любое действие РКЦ вызывает у РПЦ чаще всего неадэкватную негативную реакции, иногда идущую даже в разрез с элементарной логикой и здравым смыслом.

7. Что может ожидать Католическую Церковь в России в ближайшее время?

Подлинная трагедия для России в настоящее время состоит в том, что изо дня в день увеличивается поток представителей российской интеллигенции, стремящихся во что бы то ни стало эмигрировать из страны, и что СМИ фактически потеряли возможность свободно и объективно освещать происходящее в России и зарубежом. И еще одна новость: поговаривают, что в недалеком будущем в стране будет введено существенное ограничение для пользователей интернетом. Одна из причин тому - опасность духовного разложения общества, которая исходит от Запада.

У епископов и священников РКЦ, исполняющих свое пастырское служение в приходах и общинах на территории России, могут возникнуть в будущем определенные сложности и многочисленные трения во взаимоотношениях с местными властями. И совсем уже не простые времена наступают для российских греко-католических общин. Итак, как видно, факт налицо: наконец-то настало время как следует "проучить" РКЦ!

Дальнейшее развитие межконфессиональных отношений и ситуации в России будет во многом определяться политической стабильностью власти Путина. Чем прочнее будут его позиции внутри страны, тем большее значение он будет придавать нормализации взаимоотношений между различными религиями, и, в первую очередь, между различными христианскими конфессиями, что также будет только способствовать повышению его международного авторитета и признания. Ибо все то, что произошло сейчас, в эти последние дни в России, свидетельствует прежде всего о том, что позиции Путина в его же собственной стране не столь уж сильны, как полагают многие.

В заключение можно было бы еще сказать, что возникший сейчас в России межконфессиональный конфликт - не первая и не последняя буря, пронесшаяся над российскими католиками. Еще во время перестройки, когда Греко-Католическая Церковь в Восточной Европе только вышла из "катакомб", и когда впервые Папа поехал в восточноевропейские страны, можно было услышать, как и во время его последнего визита в Украину, весьма резкие высказывания и оценки происходящего. Нынешний темный период во взаимоотношениях между Римом и Москвой бесспорно является "заслугой" Патриарха Алексия П и митрополита Кирилла, которые и войдут в историю как разрушители церковного мира и единства.

В сущности говоря, РПЦ, несмотря на всю свою неприязнь к РКЦ, очень хорошо знает, что ни одна другая христианская церковь не стоит столь близко к ней в вероучении, в духовности, в богослужении, как Римская Церковь-сестра. Прежде всего знает это митрополит Кирилл, который был направлен покойным митрополитом Никодимом (Ротовым) в Восточный Институт в Рим для получения богословского образования и являлся стипендиатом Католической Церкви, проживая долгое время в русской католической семинарии "Руссикум". Впоследствии, во время своих частых командировок в Рим, он был всегда принимаем там с большим уважением и почестями. В этой же связи уместно будет упомянуть и о том, что начиная с "перестройки" и вплоть до сегодняшнего дня Католическая Церковь-сестра пожертвовала на нужды РПЦ более 17 миллионов американских долларов, невзирая при этом на откровенно неприязненное, враждебное отношение к себе со стороны МП. Указанная выше сумма не включает в себя те многочисленные пожертвования, которые регулярно поступали и ныне поступают на банковские счета Русской Православной Церкви от католических монастырей, приходов и епархий.

Призыв Иисуса Христа к единству относится ко всем без исключения христианам, которые должны стремиться всеми доступными им силами и средствами претворять его в жизнь. Отсюда следует, что каждой стороне сейчас нужно сделать все от себя зависящее, чтобы возникший конфликт между РПЦ и РКЦ как можно скорее был бы разрешен. Главные свойства братской любви есть справедливость и истина. Такой "экуменизм", который ищет только временной выгоды для себя, который только "требует" и "берет", является злой пародией на экуменизм. В таком случае следует откровенно признать, что большинство так называемых экуменических контактов, в лучшем случае, можно было бы назвать "благотворительной акцией", и не более того.

Главная проблема РПЦ, которая в последнее время все громче заявляет о себе, - это духовно и морально разложившийся епископат с одной стороны, и невежественное, в большинстве своем, богословски необразованное духовенство с другой. Одни - не хотят пересмотреть и проанализировать историю своей церкви, другие - просто не могут этого сделать. Для большинства же простых верующих слово "экуменизм" является чуть ли не бранным словом, потому что доныне ассоциируется в их сознании с определенной частью так называемой церковной "номенклатуры", которая далеко не лучшим образом зарекомендовала себя с духовной и моральной стороны. И потому вполне естественно, что эти "экуменические" деятели так и не смогли или не захотели донести до сознания православных людей истинные задачи и цели экуменического движения.

Вероятно РПЦ скоро должна будет понять, что та "смесь" религиозного фанатизма и национализма, которая, увы, составляет сущность современного русского Православия, никак не может подменить собой евангелизацию русского народа, в которой он так по сей день нуждается. Новейшие результаты опроса москвичей, который недавно провели сотрудники радио "Эхо Москвы", должны были бы заставить МП насторожиться. На вопрос: как относятся люди к открытию в России новых католических епархий, - 70% опрашиваемых положительно оценили эту акцию, 27% - отрицательно, и 3% - не смогли сделать какой-либо оценки происшедшего. Этот опрос косвенно засвидетельствовал тот факт, что священноначалие РПЦ совсем не знает своей так называемой паствы

Придет время, когда в России будут стыдиться вспоминать о том, как повела себя в эти дни РПЦ. Но, наверное, еще более стыдно будет когда-нибудь тем "филоортодоксам" на Западе, которые с восторгом принимали и принимают любые акции, высказывания и заявления МП, особенно если они направлены против РКЦ. На самом же деле, эти западные поклонники МП только вредят Православию. Идеализируя РПЦ и отказываясь признать негативные стороны в ее жизни и деятельности, они тем самым препятствуют русским православным критически осмыслить свою собственную историю и стать на путь истинного духовного возрождения.


 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова