Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

В.В.Винокуров

Введение в религиоведение

программа курса

    КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

В полном обьеме курс расчитан на четыре семестра. В первом и втором семестре проходятся темы до иудаизма, в третьем и четвертом семестры изучаются темы "иудаизм", "христианство", "ислам".

В случае необходимости сократить количество занятий, не следует делать это чисто механически, исключая то, что кажется менее важным из структуры курса. Более предпочтительным является выбор в качестве сквозной направляющей курса изложение истории мировых религий "буддизм-христианство-ислам", используя возможности выхода в сопредельные темы в случае необходимости расширяя этот контекст. Например, излагая в теме "буддизм" легенду и историю Будды можно предложить следующее построение. Расмсматривая первый этап жизненного пути Будды, подвергая анализу основные мотивы его жизни на этом этапе - стремление к индивидуальному, художественному, волшебному восприятию мира, к "исполнению желаний", можно совершить продолжительный экскурс в темы "миф", "магия"; переходя к проблеме ухода Сидхартхи в лес и его "беседам с брахманом" можно остановиться на вопросах брахманизма и ритуальной культуры вед; изучая аскезу Сидхартхи в лесу полезно будет дать необходимые сведения о философии "санкхьи-йоги"; при таком изложении материала бенаресская проповедь Будды будет восприниматься не только как "теоретическое построение", но как самопознание собственной жизни и предшествующей культуры.

Такой порядок изложения сохраняет и наиболее общую структуру курса религиоведения: феноменология - позитивная история религии - сравнительная история религии.

Феноменология религии в предлагаемой структуре курса выделена в отдельную часть в качестве небольшого введения в историю религии. Цель этой части курса - познакомить слушателей с общими и основополагающими понятиями и представлениями и религиозного миросозерцания,такими как священный предмет, пространство, время, число и т.п.

Позитивная история религий - основная часть курса, которая знакомит слушателей с основными вехами истории и географии религий в контексте общественных и культурных реальностей времени.

Cравнительная история религий - не выносится в отдельную часть курса, но присутствует в качестве обобщенного заключения в каждой теме и в изложении темы, поскольку соотвествующие для этих целей понятия, например, такие как "мистический тип", "пророческий тип" введены в феноменологии.

Курс может быть дополнен еще одной заключительной частью, относящейся к, так называемому, "суперлативному религиоведению". В этой части преподавательможет изложить свою гипотезу относительно будущего религии.

    НЕСКОЛЬКО КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТОВ КУРСА

В первой части курса есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить дополнительное внимание. К ним относится:

1. При изучении значения слова "религия" стоит остановится на том, что оно имеет два значения - "внимать" и "связывать" и происходит от латинского глагола "religere"- "почитать", а во втором своем значении, возможно, от "religare"- "связывать".

2. К двузначности слова "религия" восходит и выделение двух основных типов исторических религий - "пророческий" и "мистический" типы.

3. При рассмотрениии ведийского канона выделяется, так называемый, ритуально-символический тип культур, который соотвественно, задает и принципы интерпретации канонических текстов. Veda в этом случае понимается как знание не описывающее мир, а предписывающее субьекту ритуального действия особый способ видения.

Подробное обоснование этого культурного типа см.: Семенцов В.С. Проблемы интепретации брахманической прозы. М.:Наука.1981.4. При изложении феноменологического введения следует остановится на различии типов восприятия: "видение" и "наблюдение".

Видение - видеть - не то же самое, что наблюдать. Видеть - значит придавать значение. Только то, чему придано значение воспринимается нами как элемент нашего жизненного мира, как элемент в поле которого мы действуем. Видение определяет то, что мы не можем просто миновать.

Пример: я иду по дороге. Я наблюдаю разных людей и животных, которые пересекают мой путь. Среди этих животных есть, скажем, кошки. Но вот дорогу мне пересекла черная кошка. Я должен проявить осторожность в своем дальнейшем движении, конечно, при наличии известного предрассудка. Эту кошку я не только наблюдаю, но вижу. Вижу, потому что ведаю.

Таким образом можно сформировать триаду понятий - "наблюдать - видеть - ведать".

    НЕКОТОРЫЕ ЧАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА

1. В теме буддизм мы опираемся на полный текст "бенаресской проповеди" Будды, который включает "введение", где Будда отвергает "две крайности": крайность следования желаниям и крайность полного аскетизма, обе они не ведут "к высшей мудрости, просветлению и нирване".

2. Сам текст "бенаресской проповеди" в данном курсе изложен в современном его переводе. Ключевым отличием здесь является следующее:- существует страдание- существует причина страдания. Это - желания;- существует путь избавления от страданий и т.д.

А не:- жизнь есть страдание и т.д.

3. При изложении принципов протестантизма мы используем полный их список:

sola scriptum
sola fidei
sola gratia

Соотвественно решается вопрос о характере гуситского движения.

4. Рассматривая полемику Лютера с католической церковью мы подчеркиваем значение выступления Лютера против мистики, в частности против трудов Дионисия Ареопагита.

    СТРУКТУРА КУРСА "ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ"

Часть 1. Феноменология религии
Тема 1. Слово "религия"
Тема 2. Мир явлений религии
Тема 3. Священный предмет
Тема 4. Священные пространство, время, число
Тема 5. Священнодействие
Тема 6. Святое слово
Тема 7. Святой человек
Тема 8. Святая община
Тема 9. Мир религиозных представлений
Тема 10. Мир религиозных переживаний
Тема 11. Религия как форма жизни
Часть 2. Религия в праисторическое время
Тема 12. Волшебство охоты и войны
Тема 13. Ритуалы и служители культа
Тема 14. Идолы и их значение
Тема 15. Символика плодородия и культ предков
Тема 16. Культ зверей и жертвоприношение
Тема 17. Космическая символика
Тема 18. Культ мертвых и потусторонняя жизнь
Часть 3. Верования бесписьменных народов Нового времени
Тема 19. Главные формы религиозности у бесписьменных народов
Тема 20. Магия - Фетишизм
Тема 21. Динамизм (Табу и Мана)
Тема 22. Культ зверей и растений
Тема 23. Анимизм
Тема 24. Мертвые и предки
Тема 25. Политеизм и генотеизм
Тема 26. Миф
Тема 27. Обряды, мистерии, культовые союзы
Часть 4. Религии доколумбовых высоких культур Америки
Тема 28. Религия ацтеков
Тема 29. Религия майя
Тема 30. Религия инков
Часть 5. Религия Китая
Тема 31. Древняя религия империи
Тема 32. Конфуций и конфуцианство как государственная религия
Тема 33. Лао-Дцы и даосизм
Тема 34. Мо Ти, теология любви
Тема 35. Китайский синкретизм
Тема 36. Китайская религия в Европе
Часть 6. Религия японцев
Часть 7. Религия древнего Египта
Часть 8. Религии переднеазиатских культур
Тема 37. Религия шумеров
Тема 38. Религия вавилонян и ассирийцев
Тема 39. Религия хеттов
Часть 9. Религия этрусков
Часть 10. Индоевропейская религия
Часть 11. Индоиранская религия
Часть 12. Доарийская религия Индии
Часть 13. Индийские религии
Тема 40. Ведийская религия
Тема 41. Религия ритуальных текстов. Брахманизм
Тема 42. Мистика освобождения Упанишад
Тема 43. Практическая мистика Йоги
Тема 44. Учение об освобождении санкхьи
Часть 14.Неортодоксальные общины освобождения
Часть 14А. Джайнизм
Часть 14В. Буддизм
Тема 45. Пали-канон
Тема 46. Жизнь и легенда Будды
Тема 47. Учение Будды
Тема 48. Община Будды
Тема 49. Индийский Махаяна-Буддизм
Тема 50. Священные тексты махаяны
Тема 51. Учение об освобождении махаяны
Тема 52. Распространение буддизма
Часть 15. Буддизм в Китае, Корее и Японии
Часть 16. Буддизм в Тибете
Часть 17. Буддизм в странах Запада
Часть 18. Индуизм
Тема 53. Боги
Тема 54. Культ
Тема 55. Бхакти-мистика
Тема 56. Теологические школы
Тема 57. Индуизм под влиянием Ислама
Тема 58. Религия сикхов
Тема 59. Индуизм под влиянием Христианства
Тема 60. Индийская религия на Западе
Часть 19. Религия древних иранцев
Часть 20. Манихейство
Часть 21. Религия персов
Часть 22. Религия греков
Тема 61. Религиозное благо и догреческий мир Средиземноморья
Тема 62. Элементы древнегреческой народной религии
Тема 63. Божественный и героический мир Эпоса
Тема 64. Мистерии
Тема 65. Религия политеизма - классическое время
Тема 66. Эллинизм
Часть 23. Религия римлян
Тема 67. Земля италийцев
Тема 68. Римский культ нации
Тема 69. От культа государства к культу господства
Тема 70. Религии восточно-эллинистического синкретизма
Тема 71. "Культ мистерий"
Тема 72. Фригийские и сирийские мистерии
Тема 73. Егтпетские мистерии
Тема 74. Персидские мистерии
Тема 74. Позднегреческие мистерии
Тема 75. Эллинистическо-позднеантичная философия
Тема 76. Стоя
Тема 77. Неопифагорейство
Тема 78. Неоплатонизм
Тема 79. Герметическая философия
Тема 80. Гностическая система
Тема 81. Местные культы
Часть 24. Религия германцев
Тема 82. Праисторическая Германия
Тема 83. Германия и историческое время
Тема 84. Мир богов - мифология
Часть 25. Религия кельтов
Часть 26. Галлия.
Часть 27. Британия и Ирландия
Тема 85. Характер религиозной веры
Тема 86. Культ.
Часть 28. Религия славян и балтов
Часть 29. Иудаизм
Часть 30А. Дохристианская израильско-иудейская религия
Тема 87. Яхве, бог Израиля
Тема 88. Связь с ханаанейской религией
Тема 89. Ранее ввремя царей
Тема 90. Сопротивление ханаанизации Израиля
Тема 91. Миссия классических пророков
Тема 92. Дейтерономистская реставрация
Тема 93. Дальнейшая характеристика израильской набожности
Тема 94. От Израиля к иудаизму
Часть 30В. Иудаизм в послехристианское время
Тема 95. История иудаизма
Тема 96. Иудейская вера
Тема 97. Иудейское богослужение
Тема 98. Иудейская мистика
Тема 99. Иудаизм и дочерние религии
Часть 31. Христианство
Часть 32А. Возникновение христианства
Тема 100. Первоначальное христианство
Тема 101. Древнее греческое христианство
Тема 102. Западное христианство
Тема 103. Распространение западной Церкви
Тема 104. Монашество
Тема 105. Папство
Тема 106. Схоластическая теология
Тема 107. Мистика
Тема 108. Народная набожность
Тема 109. Предреформаторские движения сопротивления
Тема 110. Реформаторское христианство
Тема 111. Мартин Лютер
Тема 112. Иоанн Кальвин
Тема 113. Ульрих Цвингли
Тема 114. Спиритуалисты
Тема 115. Обновление римской церкви
Тема 116. Христианство Просвещения
Тема 117. Христианство 19.века
Тема 119. Сравнительное религиоведение
Тема 120. Модернизм и антимодернизм
Часть 33. Христианская церковь современности
Часть 34. Восточная церковь
Часть 35. Римско-католическая церковь
Часть 36. Старокатолическая церковь
Часть 37. Англиканская церковь
Часть 38. Лютеранская церковь
Часть 39. Реформистская церковь
Часть 40. Положение христианства в истории религий
Часть 41. Ислам
Тема 121. Доисламский период верования арабов
Тема 122. Мухамед
Тема 123. Распространение ислама
Тема 124. Коран и его учение
Тема 125. Традиция
Тема 126. Закон
Тема 127. Теология и философия
Тема 128. Шиизм и сущность сект
Тема 129. Мистика и сущность порядка
Тема 130. Новое развитие ислама
Часть 42. Попытка синтеза религий
Экзаменационные вопросы по курсу
1. Слово "религия"
2. Мир явлений религии
3. Священный предмет
4. Священные пространство, время, число
5. Священнодействие и его уровни
6. Святое слово: пророчество и миф
7. Святой человек: мистик и пророк
8. Святая община
9. Мир религиозных представлений
10. Мир религиозных переживаний
11. Верховные боги индоевропейского мифа
12. Митра-Варуна:происхождение,роль, функции, характер, космические связи.
13. Основы интерпретации ведийского канона.
14. Veda как знание в брахманическом ритуале.
15. Варианты развития брахманического ритуала. От жертвоприношения коня
(ритуал ашвамедхи) к "жертве знанием" (Бхагавадгита)
16. Учение о "пяти огнях" и идея реинкарнации.
17. Грехопадение с точки зрения сравнительной истории религий
18. Будда: основные этапы жизненного пути и формирование учения
19. Будда и учение санкхья-йоги.
20. Будда и брахманизм.
21. Основные положения бенаресской проповеди.
22. Сутра о сущности анатмана и "закон зависимого происхождения".
23. Секта Сингон - путь мышления.
24. Секта Дзен - путь созерцания.
25. Секта Дзюдо - путь веры.
26. Распространение буддизма. Деятельность царя Ашоки
27. Основные положения христианского вероучения.
28. Христос и мессия Ветхого Завета.
29. Путь Христа. Проповедь Христа.
30. Начало церкви. Крещение, причастие, рукоположение. Начальная
организация церкви.
31. Христианство и иудаизм.
32. Миссия апостола Павла.
33. Христианство и Рим. Причины гонений на христиан.
34. Империя и проповедь Христа.
35. "Опасные и неопасные ереси". Арианство и монофизитство.
36. Христианство и Афины.Истоки ересей. Начало христианской теологии.
37. Онтологическое доказательство бытия Бога.
38. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.
39. Доказательство "от движения".
40. Движение Гуса. Sola scriptum.
41. Виттенбергские тезисы М. Лютера.
42. Отношение к папству и мистике.
43. Полемика с псевдо-Дионисием.
44. Теологический статус Христа и вопрос о папстве. Теологические предпосылки
Реформации.
45. Полемика с Эразмом Роттердамским. Свобода воли и предопределение.
Протестанская этика.
46. Православие и католицизм. Причины раскола.
47. Filioque.
48. Наследие греческой патристики. Восточные отцы Церкви. Апофатическое и
катафатическое богословие.
49. Доисламский верования арабов
50. Мухамед
51. Распространение ислама
52. Коран и его учение

    П Р О Г Р А М М А

В силу соображений обьема, подробного описания структуры курса, наличия большого количества литературы по отдельным темам и предметам, мы ограничимся лишь частью из предложенных тем. Этот курс представляет сокращенный вариант полного курса.

Часть 1. Феноменология религии

Тема 1. Слово "религия"

Два значения слова "религия". Religere и nеgligere. Tabu и Mana. Нуминосный предмет, нуминосный опыт. Религиозное переживание

Chiao, dharma, din, e.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Укажите основные значения слов:1. Tabu.2. Numen.

Из списка выберите слова соответствующие в других языках слову "религия":Chiao, din, e, mana, numen, tabu, dharma, orenda

Тема 2. Мир явлений религии

Структура религиозного мира. Религиозный предмет - религиозное представление - религиозное переживание. Кореляции в структуре религиозного мира. Религия и чудо. Религия и магия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Изобразите графически основную структуру религиозного мира.

Тема 3. Священный предмет

Общая характеристика священных предметов. Камень - скала -гора - Мать-Земля - вода - реки - "святая вода"- огонь - Солнце - искорка - Луна - звезды - свет - дерево - семя - "звери души"- "ахимса" - природа - оружие - крест - части тела - изображения - цвет - одежда -канон красок.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Укажите священные предметы из списка, с которыми связаны:Митра, Варуна, Шива, Вишну, Зевс, Афродита, Один, Яхве, Христос, Дева Мария, св. Франциск Асизский, сатана.

Список: камень, скала, вода, утренняя звезда, вечерняя звезда, дерево, лошадь, бык, черепаха, воробей, голубь, дракон, змея.

2. Что является символом "мирового дерева" в христианстве?

3. Почему верующих в Него Христос называет "живые камни"?

4. Кто является "краеугольным камнем" в христианстве?

5. Какие священные предметы почитаются в астрологии?

6. Кто такие "звери души" и почему?

7. Что соотвествует каждому из цветов в религиозной символике?(белый, красный, черный)

ЛИТЕРАТУРА

Мф. 7.24-27Быт. 28.10-18Пс.17.9; 18.3Исайя 11.6

Тема 4. Священные пространство, время, число

Священный предмет - святое место - сакральное пространство. Структура священного пространства. Сакральный центр. Пространство храма. Место верующего и ориентация молитвы.

Сакральное пространство - сакральное время. Священный календарь. Время мифа: иное - оное.

Сакральное пространство и сакральное время: священное число. Основы символики священных чисел.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Изобразите пространственную структуру храма.

2. Что находится в центре священного пространства?

3. Каково основное значение священных чисел: 1, 2, 3, 4?

ЛИТЕРАТУРА

Элиаде М. Космос и история. М.:Прогресс

Тема 5. Священнодействие

Cмысл священнодействия и его структура. Очистительные ритуалы и очищающие субстанции: вода, огонь, кровь. Охранительные и элиминационные ритуалы.

Три ступени ритуального действия: очищение, просветление, слияние.

Ритуальный порядок - космический закон - социальная организация - моральная норма

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Приведите примеры соответствующие каждой ступени ритуального действия.

Тема 6. Святое слово

Керигма, пророчество, миф, легенда.

Миф - характеризующие признаки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем отличие пророчества от мифа?2. Назовите признак характеризующий миф.3. Что такое легенда?

ЛИТЕРАТУРА

Элиаде М. Космос и история. М.:Прогресс

Тема 7. Святой человек

Мистик - пророк. Основные типы религиозного опыта. Пророк и харизма. Пророк и керигма.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем отличие мистика от пророка?

Тема 10. Мир религиозных переживаний

Особенности религиозного переживания. Переживания экстаза, сна и смерти. Примеры религиозных переживаний.Рассказ Н.В. Гоголя "Вий" и структура сна героя: три ступени ритуала и три круга сна. Ритуальное преступление. Сновидение - видение - ведение - ведьма.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Каковы следствия нарушения порядка ритуального действия?

ЛИТЕРАТУРА

Ремизов Ал. Огонь вещей. М.: Худ.л-ра

Часть 10.Индоевропейская религия

Таблички Митании. Список верховных индоевропейских богов. Верховные боги индоевропейцев и их функции. Митра - Варуна. Индра и братья Ашвины. Митра - Варуна: космические связи, характер, социальные связи и функции.

Митра - Варуна, Ромул - Нума, Один - Тор.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы основные функции Митры и Варуны?

ЛИТЕРАТУРА

Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.:Наука.1986Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М.:Наука.1986

Часть 11.Индоиранская религия

Индоевропейские боги и реформы Зароастра. Варуна и Ахура-Мазда.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Сопоставьте структуру ведийского пантеона и реформы в зараостризме.

ЛИТЕРАТУРА

АвестаДюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.:Наука.1986

Тема 41. Религия ритуальных текстов. Брахманизм

Ведийский канон: верхняя и нижняя границы текстов. Основные принципы интепретации ведических текстов. Veda как знание. Ритуальный символизм. Ритуальное тождество; тождество тождеств. Ритуал ашвамедхи. Пути развития ритуала. Учение о "пяти огнях". Путь богов и путь предков в учении о "двух путях". Жертва знанием в Бхагавад-Гите. Арджуна и Будда перед знанием Вед. Грехопадение Адама с точки зрения ведического ритуального символа.

ЛИТЕРАТУРА: Семенцов В.С. Проблемы интепретации брахманической прозы.М.:Наука.1981

Тема 46.Жизнь и легенда Будды

Три этапа жизненного пути Будды: жизнь в наслаждении, жизнь в аскезе, обретение и проповедь высшей мудрости. Будда - волшебник, аскет, мудрец. Основные темы размышлений будды: сон, страдание, смерть, пробуждение, просветление. Три встречи Будды. Беседа с брахманом. Будда и учение санкхья-йоги.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что значит имя "Будда"?

2. Что согласно легенде ответил брахман Сидхартхе на вопрос о страдании?

3. С чем не согласен Будда в учении санкхья-йоги.

ЛИТЕРАТУРАДжатаки.\\ Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т.2. М.: Высшая школа.- 1980.- С.150-155.Дигха-никая.\\ Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т.2. М.: Высшая школа.- 1980.- С.139-150Шохин В.К. Буддийская версия древней санкхья-йоги: традиция Арада Каламы.- с. 165-184 \\ Историко-философский ежегодник'87 - М.:Наука - 1987

Тема 47.Учение Будды

Структура бенаресской проповеди. Пути не ведущие к высшей мудрости, просветлению, нирване. Основное содержание бенаресской проповеди. Сутра о сущности анатмана. Закон зависимого происхождения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какие два пути Будда называет "не ведущими к высшей мудрости, просветлению и нирване"?

2.Почему Будда называет свой путь "серединный"?

ЛИТЕРАТУРА

Виная-питака.\\ Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т.2. М.: Высшая школа.- 1980.- С.131-139Корнеев В.И. Сущность учения буддизма.\\ Философские вопросы буддизма.- Новосибирск:Наука.1984.-С.10-20

Тема 52.Распространение буддизма

Политическая карта Индии в годы жизни Будды. Ашока - император и праведник. Дхарма-Ашока и его эдикты.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какое событие повлияло на обращение Ашоки в буддизм?

ЛИТЕРАТУРА

Надписи Ашоки.\\ Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т.2. М.: Высшая школа.- 1980.- С. 111 - 122.

Часть 15.Буддизм в Китае, Корее и Японии

Секта Сингон - путь мышления. Будда и бодхисаттва. Учение о будде Амитабху и будде Вайрочану.Секта Дзен - путь созерцания. Секта Дзюдо - путь веры.

ЛИТЕРАТУРА

Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.:Наука. 1991. С.32-39

Часть 23.Религия римлян

Римская религия: история и миф. Содание империи и культ императора.

ЛИТЕРАТУРА

Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.:Наука.1986

Часть 31.Христианство

Часть 32А. Возникновение христианства

Тема 100.Первоначальное христианство

Основные положения христианского вероучения. Христос и мессия Ветхого Завета. Путь Христа. Проповедь Христа. Деяния апостолов. Начало церкви. Крещение, причастие, рукоположение. Начальная организация церкви.

Христианство и иудаизм. Период иудео-христианства. Ветхий и Новый Заветы: проблема отношения частей канона. Миссия апостола Павла.

Христианство и Рим. Причины гонений на христиан. Ответ Трояна на письма Плиния. Империя и проповедь Христа.

Христианство и Афины. "Опасные и неопасные ереси". Арианство и монофизитство. Истоки ересей. Начало христианской теологии.

Латинская и греческая патристика.

Тема 106.Схоластическая теология

Развитие схоластики. "Естественная теология" Фомы Аквинского и "теология откровения". Онтологическое доказательство бытия Бога. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского. Доказательство "от движения".

Тема 109.Предреформаторские движения сопротивления

Движение Гуса. Sola scriptum.Проблема славянской реформации.

Тема 111.Мартин Лютер

Виттенбергские тезисы М. Лютера. Отношение к папству и мистике. Полемика с псевдо-Дионисием. Теологический статус Христа и вопрос о папстве. Теологические предпосылки Реформации. Полемика с Эразмом Роттердамским. Свобода воли и предопределение. Протестанская этика.

Часть 34.Восточная церковь

Православие и католицизм. Причины раскола. Filioque. Наследие греческой патристики. Восточные отцы Церкви. Апофатическое и катафатическое богословие.

Часть 41. Ислам

Тема 121. Доисламский верования арабов

Тема 122. Мухамед

Тема 123. Распространение ислама

Тема 124. Коран и его учение

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова