Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Герд Л.А. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878-1898). М., 2006.

Лора Александровна Герд

Из рецензии:

втор повествует об истории развития Великой греческой идеи с ее апофеозом второй половины 19-го столетия.

Составитель монографии ограничился десятью главами:

Глава 1. Константинопольский Патриархат до второй половины XIX века.

Глава 2. Вселенская Патриархия в 1878 – 1898-х годах.

Глава 3. Россия и Православный Восток до второй половины XIX века.

Глава 4. Общественно-политическая жизнь России в 1880 – 1890-е годы. Политика в Восточном вопросе.

Глава 5. Вопрос о правах и привилегиях Константинопольской Церкви по данным российских архивов.

Глава 6. Россия и греко-болгарский церковный вопрос в 80 – 90-е годы XIX века.

Глава 7. Русское присутствие на Православном Востоке: Св. Гора Афон и Россия (1878 – 1898).

Глава 8. Один неосуществленный церковно-исторический проект: Мирликийское дело.

Глава 9. Страница из истории Подворья Константинопольского Патриархата в Москве (1881 – 1898).

Глава 10. Старообрядческое посольство в Константинополь в 1892 году.

Большая часть шестой главы (о греко-болгарской церковной распре) свелась к перепечатке дневника Экзарха Болгарского Иосифа I [5] Похоже, что автор так увлекся темой, поднятой в 5-й главе, о прономиях Константинопольской Церкви, что перенес ее и в шестую главу, украсив уже ходатайствами об издании бератов перед султаном со стороны Экзархии. Особо автор выделяет 1890-й год - пик борьбы за права и привилегии Константинопольской Церкви [6]. Между тем, автор монографии, симпатизирующий церковной дореволюционной политике Св. Синода и признающий значительный вклад в развитие русской византинистики И. Е. Троицкого[7], сам занимает позицию близкую мнению Московского Митрополита Филарета (Дроздова): линию невмешательства в дело греко-болгарских церковных противоречий [8]. Вероятно, автор работы смотрит на греко-болгарский конфликт с точки зрения церковной канонистики. Для Л. А. Герд близка позиция и самой Русской Церкви в годы болгарской схизмы: смотреть на болгар как на раскольников, не имевших догматических различий с православным вероучением [9].

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова