Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

С ТЕРПЕНИЕМ МЫ ДОЛЖНЫ НЕСТИ КРЕСТ СВОЙ

К оглавлению

 ПРЕДМЕТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

 Orientalium Dignitatis, энциклика     261, 414

Абрикосов Владимир, священник    См. Владимир (Абрикосов)

Абрикосова А. И. (мать Екатерина Абрикосова)        148, 149, 216, 260–73, 317–19, 371, 372, 378, 413

Августин (Студницкий), диакон       213, 214

Акулов Епифаний, священник          См. Епифаний (Акулов)

Александр (Евреинов), епископ       229, 449

Александр (Устьинский), протоиерей           99–107, 190, 450–52

Александров Николай, священник   См. Николай (Александров)

Алексей (Анисимов), священник      254, 255, 265, 266, 465

Алексей (Зерчанинов), священник   118, 123, 125, 127, 128, 129, 130, 143, 161, 189, 209, 222, 225, 306, 316, 334, 338, 339–41, 372, 408, 414, 437, 452, 453, 454, 455, 476

Алексей (Мечев), священник            262

Амудрю Жан (Иоанн) OP, священник, апостольский администратор Ленинграда              364, 437

Амфилохий, священник       296– 98, 316, 319, 334

Анатолий (Орлов), священник          437

Андрей (Шептицкий), митрополит  5, 7, 117, 118, 107–16, 120, 121, 125, 126, 127, 129, 130, 132, 134, 135, 136, 138, 141, 142, 145, 146, 147, 148, 152, 154, 155, 156, 157, 159, 160, 162, 163, 166, 167, 171, 172, 174, 176–77, 178–79, 180, 183, 189, 199, 200–202, 225, 226, 243, 244, 255, 282, 292, 294, 295, 296, 339, 340, 342, 343, 371, 401, 402, 403, 406, 407, 408, 409, 413, 415–18, 419, 421, 465–81

Анисимов Алексей, священник        См. Алексей (Анисимов)

Антонин, архиепископ, обновленец 264, 283, 293, 294

Арсеньев Иоанн, священник             См. Иоанн (Арсеньев)

Балашов (иногда «Балашев»)

В. В., редактор «Слова Истины»       9, 150, 217, 383, 392, 408

Балашова В. В.        150

Белоголовый Иосиф, священник       269

Бенедикт XV, папа 107–16, 164, 243, 244–46, 315, 402, 409, 413, 466, 481

Берг З.        134, 149–50

Бобринский, граф   158

Болотов В. В., профессор     106

Бонч-Бруевич В. Д.,

советский деятель  215, 314, 321

Бордниковский В.  120, 127

Борен, католический священник      9, 122, 123, 127

Буа (иногда «Боа»),

католический священник    9, 122, 127

Будкевич Константин, священник    274, 275, 278, 287, 275–94, 298, 299, 320, 328, 331

Василевский Антоний, священник   385

Василий (фон Бурман), диакон         3, 5, 7

Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский 231, 320

Венцинский (?)       118

Версоцкий Ян (Иоанн), священник  388

Верховский Глеб, священник            См. Глеб (Верховский), священник

Викентий (Ключинский), митрополит          См. Ключинский Викентий

Винавер М. Л., помощник Пешковой Е. П. в Политическом Красном Кресте              353–54

Вирцинский Феликс SJ, священник 120, 148, 261

Владимир (Абрикосов), священник  143, 148, 149, 174, 213, 216, 238, 260, 261, 263, 265, 266, 267, 268, 270, 281, 290, 315–17, 322, 342–44, 371–73, 384, 408, 412, 413, 435, 438, 449

Владимир (Путята), епископ, обновленец     235

Волконская М. М., княжна 260–73, 372

Волконский П. М., князь, священник             110, 190, 401– 27, 449

Волынец Николай, диакон См. Николай (Волынец)

Востряков Н.           132, 134, 143, 148

Гаврилов-Эхтург<?>

Михаил, диакон      См. Михаил (ГавриловЭхтург<?>)

Гаспарри (Гаспари), кардинал, статс-секретарь Ватикана      237, 246, 271, 278, 287

Герцог Ксаверий, прелат     270

Глеб (Верховский), священник         118, 125, 174, 189, 211, 316, 408

Глубоковский П. Н., профессор        190

Грудцин, уч. инспектор в Кирове     364, 366, 369

Грум-Гржимайло (ГрумГрзимайло) Сергей, священник         124

Гусляков Федор, диакон      См. Федор (Гусляков)

Данзас, Ю. Н. (сестра Иустина)        238, 259, 340

Дейбнер Иоанн, священник               См. Иоанн (Дейбнер)

Дейбнер М.             259

Департамент Духовных Дел              8

Деш Адам, священник          255– 56

Диодор (Колпинский), священник   174, 189, 213, 316, 408, 449

Дмитрий (КузьминКараваев), священник      238, 262, 263, 427–39, 456–62

Добротворский       78

Доброхотов Николай, священник     См. Николай (Доброхотов)

Довгялло В. У., церковнослужитель 225

Долгоаршинный Х., сторож хлыновского кладбища в Кирове 370

доминиканская община матери Абрикосовой             216– 17, 319, 374, 377, 379, 383, 387, 389, 390, 392, 412, 413, 435

Донат (Новицкий), священник          256–58, 373– 400, 444, 463–64

Драницын С. Н., советский чиновник            226, 311

Евлогий (Георгиевский), митрополит            447–49

Евреинов Александр,

епископ     См. Александр (Евреинов)

Евстафий (Сусалев),

священник               117, 119, 117– 19, 126, 174, 189, 316, 408

Екатерина Риччи сестра      См. Селенкова А. В. Екатерина, мать (Абрикосова А. И.)         См. Абрикосова А. И.

Елизавета Федоровна, великая княгиня         264, 437 Емельянов Потапий, священник          См. Потапий (Емельянов)

Епифаний (Акулов), священник       273, 301, 319, 339, 340, 361, 363, 364

Жуковский Антоний, священник      354

Зелинский Антоний, священник       265

Зерчанинов Алексей, священник      См. Алексей (Зерчанинов)

Иванов Доминик, священник            328, 385, 386

Илларион (Троицкий), епископ        436, 442, 443

Иляхинский Сергей, священник       См. Сергей (Иляхинский)

Имельда, сестра      См. Серебренникова А. С. Индрих К. С.   371

Иннокентий (Борисов?), епископ     118

Иннокентий, старообрядческий еп. Нижегородский 132, 135, 142, 189

Иоанн (Арсеньев), священник           437

Иоанн (Дейбнер), священник            9, 118, 125, 127, 128, 130, 132, 133, 143, 161, 174, 175, 176, 189, 208–10, 266, 274, 298, 299, 301, 316, 336–37, 338, 341, 372, 378, 408, 414, 454

Иосафата, сестра    См. Новицкая А. И. Источник Милосердия, книга              176

Иустина, сестра      См. Данзас, Ю. Н.

Калинин А. С (квартирохозяин Федорова в Кирове). 357, 358, 359, 360, 362, 363, 365, 366, 367, 369

Калинин, советский чиновник          310, 324

Климентий (Шептицкий), священник            418

Ключинский Викентий, митрополит             128, 129, 454, 455

Ковалевский, монах             272

Колпинский Диодор, священник      См. Диодор (Колпинский)

Копп, кардинал       295

Красиков, советский

чиновник   278, 288, 311, 312, 314, 323

Крыленко, советский прокурор        422

Крючков Д., русский католик           258, 342

Кузьмин-Караваев Дмитрий , священник      См. Дмитрий (Кузьмин-Караваев)

Лебедев А. П., профессор    75, 87

Лев XIII, папа          111, 168, 414

Ледоховский В., генерал ордена иезуитов     315, 402

Леонид (Федоров), экзарх РГКЦ, автор         9–116, 119, 158–66, 202–6, 207, 208, 212–13, 214–15, 217–22, 225–26, 227, 228, 229–41, 242–43, 247–51, 252–53, 254–55, 258, 274, 296–98, 299, 300–301, 302–7, 309, 310–14, 315–19, 336–37, 338–41, 342–44, 345–46, 347–48, 349–51, 202–6, 352, 353–54

литургия русских грекокатоликов    127–29, 174–76, 180–82, 183–85, 186–87, 199, 200–202, 247–51, 99– 107, 306–7, 373–400, 435, 440–41, 452–53, 452–53

Лозинский Сигизмунд, епископ       189, 240, 408

Лопатинский. И.,

следователь             327, 328

Лоури Лоренцо, архиепископ, нунций в Варшаве      275

Лысковский И. М.  211

Любчинский Феликс, священник     385

Макарий (Булгаков), митрополит     109

Максимилиан Саксонский, принц   119, 164

Малецкий Антоний, епископ            324, 328, 388

Мельников Ф., старообрядец            118, 125, 132, 134, 190

Менкин Е., директор ДДД 131, 130–31, 133, 131–33, 135, 133–35, 136, 135–36, 137, 136–37, 139, 137–39, 140, 142, 147, 145–47, 151, 155, 153–55, 157, 156–57, 161, 162, 164, 165, 170, 169–70

Мерсье, кардинал   296

Мечев Алексей, священник               См. Алексей (Мечев)

Мечев Сергей, священник   См. Сергей (Мечев)

Митрофаний (Серебрянский), священник     264, 437

Михаил (ГавриловЭхтург<?>), диакон           330, 331–36, 338

Михаил (Миров), кат. епископ вост. обр.      117,

152, 159, 161, 168, 406 Михаил (Сторожев),

священник 118, 119, 126, 127, 316

Михалев Николай, священник           См. Николай (Михалев)

Молчанов И. В., врач о. Леонида в ссылке    355, 363, 366

Московский приход             См. Рождества Богородицы Приход

Мотылевич-Мациевич А. В.              352

Муравьев Н. В., церковнослужитель 253

Мургин Ф. Н., редактор «Слова Истины»      9

Нарбеков В., профессор       86, 87, 92

Неве Пий-Эжен, епископ    329, 346, 391

Некрасова А. (сестра София), францисканка              387 Нефедьева Е . М., русская католичка           379, 380, 384

Никандр, епископ  160

Николай (Александров), священник 216, 268, 269, 319, 340, 374, 375, 378, 379, 381, 382, 383, 387, 390, 392, 393, 396, 397, 425, 436

Николай (Волынец), диакон              213, 214

Николай (Доброхотов), священник  132, 133, 138, 139, 140

Николай (Михалев), священник        360, 361, 363

Николай (Толстой), священник        316

Николай (Траге), диакон     118, 125, 213, 214

Новицкая А. И. (сестра Иосафата)    390, 391

О'Рурк Франциск, священник           189

Около-Кулак Антоний, священник   125

Орлов Анатолий, священник             См. Анатолий (Орлов) отношения с советской властью          215–22, 223–25, 226–27, 258–60, 302–6, 309, 310–14, 317–19, 320– 28, 341, 344–45, 420

Павлов А. С., профессор      95 Павлович Иоанн, священник   423 Пападопулос Исайя, ассесор Восточной Конгрегации   243–44

Петроградский приход         См. Сошествия Св. Духа Приход

Пешкова Е. П., уполномоченный Политического Красного Креста      345–46, 347–48, 349, 350, 352, 353, 354, 357–58, 359–60, 361, 362, 363–64, 365, 366–67

Пий X, папа             477

Пий X, папа             111, 188, 243, 246, 270, 279, 289, 295, 324, 408, 409, 411, 466, 471, 472, 475, 477, 480,

481

Пий XI, папа           260, 261, 262, 263, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 346–47, 402, 409, 413

Подливахина К. Н.  132, 227, 259, 319, 340

Потапий (Емельянов), священник    354, 375, 380, 385, 396, 397

Пятикрестовский, священник           268, 437 Рождества Богородицы приход (Москва)             213, 215–17, 232, 238, 379, 435

Розанова Н. С., русская католичка    372

Ропп Эдуард фон, барон, митрополит            189, 211, 212, 214, 240, 271, 322, 324, 408, 456–62, 477

Рутковский Михаил, священник       132, 138, 139, 150, 258

Сазонов С. Д.          158–66

Салафиил, священник          319

Самарин, издатель 264

Сахаров, священник             268

Свирский Игнатий, священник         189

Селенкова А. В. (сестра Екатерина Риччи)   377

Семяцкий Трофим, священник         См. Трофим (Семяцкий)

Сергей (Иляхинский), священник     143, 148

Сергей (Мечев), священник               262

Сергий (Соловьев), священник         190, 272

Сергий, митрополит Владимирский              237

Серебренникова А. С. (сестра Имельда)        379, 390

Серебрянский Митрофаний, священник        См. Митрофаний (Серебрянский)

Скабалланович М. Н., профессор     75, 78, 79, 81

Слово Истины, журнал        5, 7, 9, 10, 27, 38, 86, 89, 98, 100, 108, 9–116, 164, 208– 12, 213–14, 450–52

Слоскан Болеслав, епископ               318, 374, 375, 376, 390, 391, 392, 393, 394, 397, 398, 439–46

Соловьев Владимир, русский философ          372 Соловьев Сергий,

священник См. Сергий (Соловьев)

Сошествия Св. Духа приход

(Петроград)             132, 164, 174, 176, 199, 200, 201, 200– 201, 209, 223–25, 226–27, 258–60, 309, 340, 341, 344–45

старообрядцы          118, 125, 132, 133, 134, 135, 136, 140, 142, 143, 148, 149, 153, 154, 157, 166, 168, 189, 190, 192

Степанов А., начальник адмчасти СЛОН      381, 382, 383

Столыпин, министр             472

Сторожев Михаил, священник          См. Михаил (Сторожев)

Студиты, монашеский чин 117, 159, 160, 167, 418

Студницкий Августин, диакон          См. Августин (Студницкий)

Суворов Н. С., профессор    53

Сусалев Евстафий, священник          См. Евстафий (Сусалев)

Счиславский Ян, священник             117

Теттенборн Р. А., советский чиновник          217, 223, 228

Тибергиен, епископ             271, 316, 402

Тихон (Белавин), Патриарх               231, 237, 263, 330, 442

Толстой Николай, священник           См. Николай (Толстой)

Траге Николай, диакон        См. Николай (Траге)

Трифон (Туркестанов), епископ       264, 265

Троицкий С.            115 Тройго Ян (Иоанн),

священник 215, 252, 279, 288, 328, 343, 385, 392

Трофим (Семяцкий), священник      126, 174

Трубецкой Евгений, князь   190

Тысовский К., заключенный семинарист      380

Тяжельников В., статс. советник      126

Тяжельников В., статс. Советник     126–27, 135, 136

Уолш Э., священник             317, 318, 319, 402, 413

Урбан Ян, священник           123

Уссас Бронислав, прелат     275

Ушакова Н. С., русская католичка    199, 372, 480

Федор (Гусляков), диакон

     143

Федоров И., отец о. Леонида             144

Федоров Леонид, священник, экзарх РГКЦ   См. Леонид (Федоров)

Федорова Л. Д., мать о. Леонида      120, 123, 127, 129, 144, 166–69, 171, 173, 208–10, 402

Филарет (Гумилевский?), архиепископ         57

Харузин А., директор ДДД 121, 120–24, 125, 124–25

Хведько (Хветько) Луциан, священник          343

Хомич Павел, священник    375, 385, 386, 387, 390, 392, 393, 397

Хотовицкий, священник      268 Цакуль Михаил, священник   267, 271, 358

Цепляк Ян (Иоанн), митрополит      177, 189, 204, 206, 225, 242, 252, 253, 254, 266, 267, 268, 269, 273, 275, 277, 278, 286, 287, 317, 320, 324, 326, 328, 329, 339, 342, 408, 410, 420, 437, 441, 465, 477

Цибульский С., директор кат. гимназии        118, 125, 189, 408

Чаевский Игнатий, священник          118, 125, 132, 134, 148, 207, 208, 214, 328

Шавдинис Мечислав, священник      318, 385

Шептицкий Андрей, митрополит     См. Андрей (Шептицкий)

Шептицкий Климентий, священник              См. Климентий (Шептицкий) Шио (Батманишвили), священник        385, 393

Шифлер Ф. К.         120, 122, 124, 127, 143, 145

Шульгин, профессор            263

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ — 3 СПИСОК АББРЕВИАТУР — 7 I. СТАТЬИ Л. ФЕДОРОВА В «СЛОВЕ ИСТИНЫ» — 9 № I-01 Рим и иконоборческая ересь. — 10 № I-02 Страничка из религиозной полемики XIII века. — 27 № I-03 Вопрос о папской власти в XI столетии. — 38 № I-04 "Дар Константина" — 86 № I-05 Да будут все едино! — 100 № I-06 Несколько мыслей по поводу  нового папского  указа, — 108 II. ДОКУМЕНТЫ 1911 – 1917 Г. — 117 № II-01 — 117 № II-02 — 119 № II-03 — 120 № II-04 — 121 № II-05 — 124 № II-06 — 126 № II-07 — 127 № II-08 — 130 № II-09 — 131 № II-10 — 133 № II-11 — 135 № II-12 — 136 № II-13 — 137 № II-14 — 139 № II-15 — 140 № II-16 — 141 № II-17 — 141 № II-18 — 142 № II-19 — 144 № II-20 — 145 № II-21 — 147 № II-22 — 151 № II-23 — 153 № II-24 — 156 № II-25 — 158 № II-26 — 166 № II-27 — 169 № II-28 — 170 № II-29 — 171 III. ДОКУМЕНТЫ 1917-1923 ГГ. — 174 № III-01 — 174 № III-02 — 176 № III-03 — 178 № III-04 — 180 № III-05 — 189 № III-06 — 193 № III-07 — 199 № III-08 — 200 № III-09 — 201 № III-10 — 202 № III-11 — 207 № III-12 — 207 № III-13 — 208 № III-14 — 208 № III-15 — 212 № III-16 — 213 № III-17 — 214 № III-18 — 214 № III-19 — 215 № III-20 — 215 № III-21 — 217 № III-22 — 223 № III-23 — 225 № III-24 — 226 № III-25 — 227 № III-26 — 228 № III-27 — 229 № III-28 — 242 № III-29 — 243 № III-30 — 244 № III-31 — 247 № III-32 — 252 № III-33 — 252 № III-34 — 254 № III-35 — 256 № III-36 — 258 № III-37 — 258 № III-38 — 259 № III-39 — 260 № III-40 — 274 № III-41 — 275 № III-42 — 294 № III-43 — 296 № III-44 — 298 № III-45 — 299 № III-46 — 299 № III-47 — 302 № III-48 — 305 № III-49 — 306 № III-50 — 308 № III-51 — 309 № III-52 — 310 № III-53 — 315 № III-54 — 317 № III-55 — 320 № III-56 — 327 IV. ДОКУМЕНТЫ 1923-1935 ГГ. — 329 № IV-01 — 329 № IV-02 — 331 № IV-03 — 332 № IV-04 — 336 № IV-05 — 338 № IV-06 — 338 № IV-07 — 339 № IV-08 — 341 № IV-09 — 342 № IV-10 — 344 № IV-11 — 345 № IV-12 — 346 № IV-13 — 346 № IV-14 — 347 № IV-15 — 347 № IV-16 — 348 № IV-17 — 349 № IV-18 — 349 № IV-19 — 351 № IV-20 — 352 № IV-21 — 353 № IV-22 — 354 № IV-23 — 355 № IV-24 — 355 № IV-25 — 356 № IV-26 — 357 № IV-27 — 357 № IV-28 — 358 № IV-29 — 358 № IV-30 — 359 № IV-31 — 359 № IV-32 — 360 № IV-33 — 361 № IV-34 — 361 № IV-35 — 362 № IV-36 — 363 № IV-37 — 363 № IV-38 — 364 № IV-39 — 364 № IV-40 — 366 № IV-41 — 366 № IV-42 — 367 № IV-43 — 370 V. ВОСПОМИНАНИЯ — 371 № V-01 — 371 № V-02 — 373 № V-03 — 401 № V-04 — 427 № V-05 — 439 № V-06 — 447 VI. ПРИЛОЖЕНИЯ — 450 № VI-01 — 450 № VI-02 — 452 № VI-03 — 453 № VI-04 — 456 № VI-05 — 463 № VI-06 — 465 № VI-07 — 465 ПРЕДМЕТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ — 481 ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ — 491 ОГЛАВЛЕНИЕ — 501   

ПРИМЕЧАНИЯ

В тексте слово «кафолический» и «католический» употребляются наравне, с одним и тем же значением – прим. сост.

Текст опубликован в журнале "Слово Истины", № 15 (1 марта  1914 г.) стр. 40—44, №16 (1 апреля 1914 г.) стр. 56—61 (начиная с № 13 журнал имеет «сквозную» нумерацию страниц – до  самого конца его публикации) – прим. сост.

См. Histoire des conciles par Hefele, перевод H. Leclercq, t. III  deuxieme partie. Paris 1910, стр. 618—619.

Византийские историки. Никиты Хониата история. Т.1  СПБ.1860; книга 7, стр.271—272.

Одним из самых доблестных защитников на Востоке в эту  эпоху был св. Иоанн Дамаскин, написавший 3 блестящих апологии (????? ????????????) в защиту св. икон.

Деяния Вселенских соборов. Т. 7, изд.2, стр.23. Казань 1891г.

Ibid. Предисловие, стр.7

Mansi. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, t. XIII,  col. 764; cp. t. XII, col. 760.

Деяния Вселенских соборов. Т.VII, изд. 2, 1891 г., стр. 29.

Ibid., стр.29—30.

Деяния Вселенских соборов. Т. VII, изд.2, Казань, 1891 г., стр.  65.

"Sacra pandat auctoritas" … в русском переводе слово auctoritas  неточно передается словом "значение": "священным значением  его". Mansi t. XII, col. 1057.

Совершенно напрасно стараются синодальные богословы доказать нам, что Господь основал свою Церковь не на Петре, а на  его вере. Эти понятия неразделимы. Основать Церковь на вере  Петра значит то же, что и основать ее на самом Петре. Вера во  Христа как сына Божия, высказанная Петром, была дарована  ему свыше и сделалась неотъемлемым признаком самого Петра,  сделалась верой Петра, на которой Спаситель основал Свою  Церковь. Петр и его преемники — римские епископы — сделались, по воле Божьей, вечными стражами этой веры. "Церковь,  основанная на Петре, основана на Петре верующем и учащем"  (Dom. Palmieri. Tractatus de Romano Pontifice. Изд. 3, 1902 г.,  стр. 319). Величайшие богословы католической церкви, известные всему миру как горячие приверженцы учения о главенстве  ап. Петра и римского епископа, совершенно спокойно признавали допустимость такого толкования. См. Summa Theologica. S.  Thomae; q.25 Supplem. a. l.

"Sui apostolatus principatum"… в русском переводе снова неточность; "principatum" неправильно передается словом "первенство". Mansi ibid.

 "Autoritatis potestatem", — по-русски снова неправильно:  "власть первенства"… Mansi ibid.

Ibid. стр.65—66.

Ibid., стр.73.

Ibid.

"Retinet principarum" , — в русском переводе ошибочно сказано "сохраняет первенство" … Mansi t. XII, Col. 1074. Вообще,  когда дело идет о главенстве римского епископа, в казанском  издании "Деяний Всел. соб." постоянно попадаются досадные  неточности и недомолвки.

Ibid., стр. 74.

Ibid.

Ibid., стр.77. В письме к императорам папа выражается еще  резче: "И если бы не участие Тарасия в восстановлении святых  икон, свидетельствующее о его вере, то мы никоим образом не  могли бы дать своего согласия на его избрание". Ibid., стр.75.

"nihil dissolutum dimisit, sed tenuit semper et retinet  principatum", следующий русский перевод этого места совершенно неправилен: "никогда не оставлял первенства, но всегда  удерживал и удерживает его" … Mansi, ibid., col. 1082.

В русском переводе слова "и нашему апостольскому престолу, который есть глава всех церквей Божиих" — пропущены.

"Деян. Всел. соб.", 7, стр.79.

Деяния Всел. соб., т.7, стр.80.

Ibid.

Ibid., ср. Mansi t. XII, col. 1085; буквально: "следуем (за этим  определением папы) допускаем и принимаем"

Ibid.

ibid., стр.208.

Ibid., стр.320.

Ibid., стр.321.

Св. Амвросий Медиоланский. Толк. на Пс. 40, п.30.

Текст опубликован в журнале "Слово Истины", № 19 (1 июля  1914 г.) (стр. 104-106) —№ 20 (1 августа 1914 г.) (стр. 118121).- прим. сост.

К числу таковых принадлежит знаменитый византийский историк того времени Никита Хониат. См., напр., в его "истории"  отзывы об аллеманах: том II, кн. 2, §3, стр. 64, или о договоре  имп. Алексея, сына Исаака Ангела, с латинянами,  там же: кн. 2,  §9, стр. 273; "Византийские историки, переведенные с греческого при С.-Петербургской Духовной Академии". СПБ. 1860 г.

"Николая Гидрунского (Отрантского), игумена греческого  монастыря в Казулах, три записи о собеседовании греков с латинянами по поводу разностей в вере и обычаях церковных".  Новгород, 1896 г.

Там же. Введение, стр. 3.

Там же.

История Никиты Хониата, стр.324—325, §4.

Стр.37.

Стр.4, "Разговор".

Там же.

Там же, стр. 5.

Прение, стр. 7.

Там же, стр. 7.

Там же, стр. 14.

Там же, стр.12.

Там же, стр.17.

Там же.

Там же, стр.17.

Там же.

Там же, стр.17.

Там же, стр.18.

Там же.

Там же, 37—40.

Там же, 37—38.

Там же, 40.

Там же, 58.

Там же, 41. Интереснее всего, что эту необыкновенную реликвию извлек на свет Божий никто иной как кафолический латинский епископ Альвестанский во время грабежа Константинополя крестоносцами. Он, конечно, хотел уничтожить наглый  обман, но, к сожалению, это не удалось, и спорящий грек с чисто византийским пафосом восклицает: "Но неложный Бог, праведно воздвигший Сына своего, Истину от земли, и сей хлеб  сделал весьма явным, почему и сомнение уничтожилось". Понятно!…

Текст был опубликован в журнале "Слово Истины" №30  (июнь 1915 г.) , стр.274—279, №31-32 (июль-август 1915 г.),  стр.296—299, №33 (сентябрь 1915 г.), стр.321—324, №36 (декабрь 1915 г.), стр.366—370, №37 (январь  1916 г.), стр.387— 389, №38 (февраль 1916 г.), стр.398—400, №39 (март 1916 г.),  стр.418—421, №40 (апрель 1916 г.), стр.434—438. – прим. сост.

См. "Слово Истины" Июль-Август №№ 19-20, 1914 г. (выше в  настоящем издании – прим. сост.)

"Acta et scripta" p.152 "Humberti brevis et succincta commemoratio" ect.

"Acta et scripta", Will; гл. V, стр.68.

Ibid., гл. VI.

Ibid., гл. VII, стр.68.

Ibid., гл. XI, стр.71.

Ibid., гл. XI и XII, стр.71.

Ibid,. гл. XII, стр.71.

Ibid. от гл. XIII до XIV, стр.72—74. Впоследствии мы будем  иметь возможность заняться обстоятельнее этим документом.  Пока же только заметим, что усвоенный богословами господствующей церкви взгляд на этот документ как на продукт "папского властолюбия" — совершенно ложен. На грамоте Константина основывали свои претензии сами же константинопольские  патриархи, стараясь истолковать ее в свою пользу. Матфей Властарь поместил ее в своей Синтагме, а Вальсамон — в Номоканоне. Последний старается при ее помощи доказать главенство  Византии над остальными церквами. Патриарх Никон велел  включить ее в число документов Кормчей книги.

Ibid., гл. XV, также гл. XXXII, с. 81—82.

Ibid., гл. XIII, стр.72.

Ibid., гл. XXXVI, с. 83.

Ibid., гл. XXXII, с. 81.

Ibid.

Ibid., гл. XVIII, с. 76.

Ibid., гл. XXXIX, с. 84.

Ibid., гл. XXXVIII.

Ibid., гл. X, с.71.

Ibid., гл. XXVIII, с.80. Папа резко разграничивает попытку  государственной власти даровать второе место Константинопольской патриархии от санкционирования римской церкви,  которое имеет для папы непреложное значение (3 канон 2-го  вселенского собора). "Хотя Юстиниан, — говорит он, — хотел  было на основании светских законов даровать второе место  Константинополю, однако, это произошло только в силу особого благоволения римской церкви, давшей свое утверждение".

Ibid., гл. XV и XVI, сс. 74, 75.

Ibid., с гл. VIII—XXII, стр.68—78.

Подвергают, хотя без всякого основания, сомнению выражение папы о римской церкви "summa sedes a nemine iudicatur"  (высший престол ни от кого не судится), видя в этом заимствование из Лже-Исидоровских декреталий, в частности же, из актов несуществовавшего собора в Синуессе, в одном из деяний  которого фигурируют вышеприведенные слова. Однако такие  соображения — плод досужей фантазии немецких критиков. Вопервых, сам папа не упоминает ни словом о Синуесском соборе,  а постановление о неподсудности римской церкви приписывает  собору Никейскому (гл. X, стр. 70). Мы знаем, что такого постановления не было и на Никейском соборе. Обыкновенно  объясняют этот факт тем, что к актам этого последнего присоединялись на Западе также и акты Сардикийского собора, в котором папа и римская церковь признаются высшим трибуналом в  делах церковных. Но если мы даже и тут допустим возможность  каких-либо недоразумений с документами, сплошь и рядом  имевших место в те времена как на Западе, так и на Востоке, то  и тогда можно с полной уверенностью сказать, что Льву IX вовсе не нужно было ими пользоваться, так как свидетельства о  папской неподсудности и непогрешимости встречаются еще  задолго до Лже-Исидоровских декреталий. Последние возникли  при папе Симмахе (498—514), но еще в 495 году папа Геласий в  своем знаменитом послании открыто заявляет, что Римская церковь утверждает каждый собор, что она может судить о всякой  церкви, а о ней — никто. Еще раньше, в начале V-го столетия,  папа Зосима (417—419) пишет: "…отеческое предание дало  Апостольскому престолу столь большой авторитет, что о его  суде никто не осмеливается рассуждать (ut de ejus judicio disceptare nullus auderet),… наш авторитет настолько велик, что  никто не может опровергнуть наше постановление"… (Coustant.  Epistolae romanorum Pontificum. Epist. 12, p.974). То же самое  видим мы и у папы Бонифация I (418—422), непосредственного  преемника Зосимы (ibid. pp. 1035, 1042). Так что апокрифические акты Лже-Исидоровских декреталий не вводят что-либо  новое, а наоборот, лишь констатируют всем известный факт  неподсудности и высшего, безапелляционного авторитета  св. римской церкви.

"Acta et scripta". Will. Второе послание папы Льва IX к Керулларию, стр.89—91. Петр Антиохийский в своем письме Керулларию отзывается о послании этого последнего Льву IX, как об  исполненном смирения и кротости (гл. XXIII, стр.203).

"Acta et scripta", стр.92.

Дело идет о поминальных таблицах греческой церкви, иначе  называемых "диптихами", в которые заносились имена как  умерших, так и живущих пап в знак общения всех церквей. Поэтому вычеркнуть имя папы из диптихов было равносильно разрыву общения с ним. Вот почему К. говорит об "именах".

Этот эпитет дан Керулларию проф. Суворовым.

"Acta et scripta", C. Will, стр.169.

Там же, стр. 170.

Там же, стр. 204, гл. XXIV. Письмо Петра Антиохийского к  Керулларию. Этот факт показывает нам, до какой степени, уже в те времена,  была низка культура церковного Востока. А между тем богословы господствующей церкви любят кричать, что в описываемую нами эпоху только на Востоке царствовало-де истиннобогословское знание, а на Западе — тьма и косность. В этом  были наивно убеждены и сами греки. Тот же патриарх Петр в  письме к Керулларию умоляет его не взыскивать слишком строго с римлян за их ошибки. "Мы не можем требовать, — говорит  он, — такого точного знания от варварских народов, какое требуется от нас, воспитанных в науке" (стр. 198, гл. XIV). Какова  была "наука" в антиохийском патриархате — мы уже видели:  никто не знал латинского языка. В Константинополе его знали,  но зато обнаруживали чисто "пошехонские" сведения в области  историко-богословской. Сам Керулларий доходит до того, что  смешивает пятый вселенский собор с шестым и утверждает, что  уже с тех пор папы были исключены из диптихов Византии!  (см. письмо Керуллария к Петру, стр. 178, гл. IX). Такое дикое  невежество заставило даже кроткого Петра сурово порицать  своего византийского собрата. Он прямо заявляет, что "поражен  стыдом" (стр. 190, гл. III) и советует Керулларию обходиться  осторожнее с такими важными предметами и не слишком доверять своему молодому хартофилаксу!.. Ноборот, со стороны  латинян, в лице папы Льва IX и кардинала Гумберта, мы встречаемся с людьми по тому времени широко и всесторонее образованными, знающими греческий и еврейский языки и в совершенстве владеющими богословскими и историческими знаниями, доступными той эпохе.  

Там же: "Edictum Pseudosynodi Constantinopolitanae", стр. 167.

Там же: "Excommunicatio", стр. 153.

Там же:"Edictum Pseud. Con.", стр. 160.

"Мы думаем, — пишет он, — что многие присудят нам первое  место среди искусных в божественных науках, если мы выищем  какую-нибудь ересь у наших ближних". "Acta et scripta". Theophylacti bulgarorum archiepiscopi libellus. гл. I, стр. 230. Высмеивая мелочность своих соотечественников, претендовавших на  исключительное сохранение древних обычаев только греками,  Феофилакт замечает, что тогда и вино для Евхаристии нужно  было бы брать только из Палестины и с того виноградника, с  которого было приготовлено вино для Тайной Вечери, а пожалуй даже и "из той же самой бочки", стр. 241, гл. IX. См. у Migne. Patrologia Graeca. t. 126, pp. 221—250.

Архиеп. Филарет. "Православное Догматическое Богословие".  СПБ. 1882 г., изд. 3, часть II, § 308, стр. 263.

Acta et scripta, стр. 193, гл. VI. Греческая форма глагола выражает идею продолжения действия. Церковь не только была  основана на Петре, но и теперь продолжает держаться на нем  — "зиждется".

Там же, стр. 210, гл. II.

Migne. Patr. gr. tom. 123, col. 320.

Ср. "Слово Ист." №16, апрель 1914 г., стр. 57, прим. 3.

Acta et scripta, стр. 75, гл. XVII.

Migne. P. G. tom. 123, col. 1073, 1076.

Там же, tom. 124, col. 309.

Там же, tom. 124, col. 313, 316.

Там же, col. 316.

Ср. Творения св. Иоанна Златоуста. Изд. Спб Дух. Академии.  Беседа на еванг. Св. Иоанна. Беседа LXXXVIII, том VIII, стр.  601. Беседы на Деяния Апост. Бес. III, т. IX, стр. 34.

Творения св. Иоанна Злат. Беседы на Деян. Ап. Бес. III, т. IX,  стр. 31. Migne. P.G. t. 125, col. 521. Как это ни странно, но вышеприведенные слова Феофилакта и Златоуста дают повод синодальным полемистам приходить к совершенно обратному  выводу. Они говорят, что указание на то, что Петр "все делает с  общего согласия", якобы уничтожает мысль о его главенстве  над учениками. Потому что, рассуждают они, если бы Петр был  глава апостолов, то к чему это упоминание? Очевидно, толкователи хотят именно указать на его зависимость от учеников! Такие мысли высказываются не только в пылу полемики, но даже  в весьма солидных экзегетических работах (ср., например, Мищенко. "Речи св. ап. Петра в книге деяний апостольских". Киев,  1907 г.). Тут скрывается или недоразумение, или умышленное  непонимание! Слишком уж очевидно, что Златоуст и Феофилакт подчеркивают здесь лишь нравственное достоинство  ап. Петра, который, обладая полнотою власти, мог бы делать  все сам, никого не спрашивая, тем не менее предпочитал все  предпринимать с общего, братского совета, показывая остальным, что власть в Церкви дается не для самовозвеличивания, а  для служения общему делу. У Златоуста это подчеркивается  еще сильнее. "Что же, — говорит он, — разве самому Петру  нельзя было избрать (нового апостола, т.е. Матфея)? Очень  можно. Но он этого не делает, чтобы не показаться пристрастным, а с другой стороны, он не получил еще и Святого Духа".  (Беседы на Деяния Апост. Бес. III, т. IX, стр. 33). Следовательно  только ради беспристрастия и того, что Дух Святой еще не сошел на него, ап. Петр делает все с общего согласия, почему и  восхваляется обоими толкователями, а вовсе не по недостатку  власти. Напротив, она настолько абсолютна, что единоличное  избрание нового апостола было для Петра "очень можно". Этому же примеру следуют и наместники ап. Петра на его престоле  — римские епископы, не делая шагу без совета своих братьев  епископов и кардиналов.

Migne. P.G. t. 124, col. 976—977.

Там же, col. 965.

Там же, t. 125, col. 692, 691.

Там же, col. 857 и 1036.

Там же, col. 692 и 961.

Творения св. Феодора Студита, изд. Петерб., 1867 г., часть II,  стр.41—43. "Письмо к Пасхалию, папе Римскому". Там же,  часть I, стр. 219. "Письма к Льву, папе Римскому", ср. там же,  стр. 221—222.

Will."Acta et scripta", "Petri patr. Antioch. epist. ad Dominicum  Gradensem", гл.V, стр. 211—212, гл. XII, стр. 218.

Там же, стр. 212.

Там же, Theophylacti Bulgarorum archiepiscopi libellus гл. XIV,  стр. 247.

Там же. "Petri Antioch. epist. ad Michael Cerularium", гл. XXI,  стр. 202—203.

Will. Acta et scripta. "S. Leonis epist. ad Constantinum Monomachum", стр. 87.

Даже Керулларий склонялся перед высоким обаянием личности Льва IX. В первом своем письме к Петру Антиохийскому он  пишет, что узнал "о добродетели, благородстве и знании папы".  Will. Acta et scripta, стр. 174.

Там же, "S. Leonis epist. ad Constantinum Monomachum", стр.  88. Срав. "S. Leonis epist. ad Michaelem Constant. archiep.", стр.  90.

Там же. "S. Leonis epist. ad Constantinum Monomachum", стр.  88.

Там же. "Michaelis Cerularii epist. I ad Petrum patriar. Antioch."  гл. III, стр. 174.

Христианское Чтение за 1885 г. Н. Скабаланович. "Разделение церквей при патриархе Михаиле Керулларии". Часть I, стр.  111.

Will. Acta et scripta. "Michaelis Cerularii epist. I ad Petrum patriar. Antioch." гл. VI, стр. 177.

Аргир был "дукой" и "дуксом" (т.е. князем) Апулии, а впоследствии получил сан "катапана" (т.е. префекта).

Должностное лицо при византийском дворе, которому Михаил вручил свое послание к папе.  

Христианское Чтение за 1885 г., ч. I, стр. 123—124.

Will. Acta et scripta. Michaelis Cerullarii epistola II ad Petrum  patriarchum Antiochenum, стр. 185, гл. I—II.

Там же. Edictum pseudosynodi Constantinopolitanae, стр. 160— 161.

Там же. Mich. Cerul. Epist. ad Petrum patr. Antioch., стр. 188,  гл. VII.

Так, например, абсолютно проходит молчанием этот факт  такой "столп" церковной истории, как А. П. Лебедев (см. "История разделения церквей в IX, X и XI в."). Скабаланович старается немного выгородить Керуллария. Он объясняет это тем, что  посылка легатов совпала с временем "междупапствования", так  как Лев IX умер как раз в 1054 году, "а преемник ему еще не  был избран". Для Керуллария-де, "воспитанного на византийской формалистике и этикете, трудно было понять, чтобы посол  мог существовать без пославшего" (стр. 123). Ясно, что такая  аргументация слишком уж похожа на ту соломинку, за которую  хватается утопающий! Как же византийское правительство и  император Мономах не смутились "междупапствованием", а  приняли легатов за действительных послов папы? Или, быть  может, они не были воспитаны "на византийской формалистике  и этикете"? Если Михаила Керуллария так смутили эти послы  "без пославшего", то как он мог убедиться в подделке печатей,  а византийский двор этого не заметил? В письме к Петру Антиохийскому Керулларий совершенно неожиданно "проговорился" не в свою пользу. Описав Петру легатов папы как самозванцев, он вдруг объясняет, что потому-де уклонялся от сношений с ними, что, во-первых, был уверен в их упорстве и коварстве, а во-вторых, что не мог решать такого дела без совета  с остальными патриархами (Will. Acta et scripta; epist. II ad  Petrum patr. Antioch., стр. 186, гл. III.). Спрашивается: если легаты не были на самом деле легатами папы, а простыми проходимцами и авантюристами, то зачем нужно было Керулларию  совещаться с остальными патриархами? Не только патриарх, но  каждый епископ имеет право выгонять самозванных послов из  своей епархии, не советуясь ни с кем! Этими словами "византийский папа", сам того не подозревая, обнаружил свой обман!

Следовательно, не может быть и речи о том, что легаты положили на престол св. Софии отлучительную грамоту на константинопольскую церковь, как этого хочет А. Лебедев ("Истр.  разд. церквей"). Ср. Will. Acta et scripta. "Excommunicatio qua  feriuntur Mich. Caerularius atque eius sectatores", стр. 154.

Will. Acta et scripta."Humberti brevis et succincta commemoratio" etc., стр. 151—152. Обращение Никиты Пектората ученые  господствующей церкви считают неискренним и вынужденным,  однако не приводят ни малейших доказательств для подтверждения своего взгляда. Место доказательств занимают насмешки и риторические выпады!..

Христианское Чтение. Скабаланович, стр. 95; ср. Will. Acta et  scripta. "Excommunicatio…", стр. 154. Легаты характеризуют  Михаила, как человека, сделавшегося монахом только из-за  страха: "solo humano timore habitum monachorum adeptus". Ср.  Georgii Cedreni "Compendium historiarum". Migne, t. 122, col.  282—83.

Христианское Чтение. 1868 г. т. III. Добротворский "Борьба и  разделение церквей в половине XI века", стр. 898.

Will. Acta et scripta. "Humberti… commemoratio", стр. 152.  Если Керулларий действительно хотел вести с легатами собеседования о вере, то почему же он писал патриарху Петру, что не  считает себя компетентным вести переговоры с ними без ведома  прочих патриархов? (epist. II, стр. 186, гл. III).

Христианское чтение. Скабаланович, стр. 137. Шлоссер:  "Патриарх вооружил духовенство и народ против латинян и даже против защищавшего их императора". Всемирная история.  Том II, стр. 579, изд. 1869.

Will. Acta et scripta. "Humberti… commemoratio", стр. 152.

Там же. "Edictum pseudosynodi constantinopolitanae", стр. 167.

Will. Acta et scripta. "Edictum pseudosynodi constantinopolitanae", стр. 160—161.

Христианское Чтение. Скабаланович, стр. 136.

Will. Acta et scripta. "Michaelis Cerularii epist. I ad Petrum patr.  Antioch.", стр. 178—179, гл. IX.

Baronii Annales, sub an.1024—25.

Will. Acta et scripta. "Petri Antioch. epist. ad Mich. Cerularium",  гл. III, стр.191.  

Там же, гл. V, стр. 193.

Там же. "Petri patr. Antioch. epist. ad Dominicum Gradensem",  стр. 228. Не менее характерно надписание послания: "Досточтимому равноангельному (????????) господину и духовному  нашему брату" etc. Стр. 208.

Там же. "S. Leonis IX epist. ad Michaelem constantinop. archiepiscopum", стр. 91. Это место было нами рассмотрено выше,  когда мы передавали содержание писем Льва IX.

Текст опубликован в журнале "Слово Истины", № 45 (сентябрь 1016 г.), стр. 512—514, № 46 (октябрь 1916 г.), стр.  527—531. – прим. сост.  

Текст грамоты приводим по книге В. Нарбекова "Номоканон  константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона". Казань 1899 года, часть II, титул VIII, стр. 219— 244.  Курсив везде наш.

В этом месте и в следующих, где встречается прилагательное  ????????, мы отступаем от перевода Нарбекова. Последний почему-то переводит его словом "первенствующий", тогда как  ???????? означает человека, принадлежащего к начальственным  лицам, способного управлять и начальствовать. Отсюда и слова ???????? ??????? мы передаем как главную власть, т.е. власть  начальника, управляющего другими начальниками, каковым и  является по идее "Дара Константина" папская власть. Такой перевод вполне соответствует латинскому оригиналу, где стоит  "principatus potestatem". Проф. А.П. Лебедев ("История разделения церквей") переводит: "власть начальственную".

См. "Вопрос о папской власти в XI столетии", "Слово Истины" № 30 за июнь 1915 г., стр. 277—8 (выше в наст. Издании –  прим. сост.).

Cornelius Will "Acta et scripta, quae de controversiis ecclesiae  graecae et latinae saeculo undecimo composita extant", an. 1861,  стр. 72, гл. XIII.

Там же, стр. 74, гл. XV.

В оригинале здесь стоял пробел – возможно, часть текста  была вырезана цензурой – прим. сост.

"Номоканон Конст. Патр. Фотия с толкованием Вальсамона",  проф. Нарбекова. Казань 1899 г., стр. 245, тит. VIII, гл. 1, толкование.

Там же, стр. 219; ср. стр. 110—111.

Грамота Константина — хотя в отрывочном виде — попала  даже в акты Стоглавого собора. Там она приводится в качестве  доказательства неподсудности духовенства светскому суду и,  без всяких оговорок, приписывается царю Константину. Передача привилегий римскому епископу выражена так: "се же наше  повеление царьскаго писания своими руками утвердивше честному телу властелина апостольскаго (курсив наш. Л.Ф.) блаженнаго Петра своими руками в раку положихом. Ту бо апостолу Божию обещахом нерушима нам соблюдати и иже по нас  хотящим быти зде и по вселенней и православным царем князем  же и вельможам соблюдаема быти ради заповедей наших оставихом и до скончания миру. И блаженному отцу нашему Силивестру соборному папе (курс. наш. Л.Ф.) и его ради всем намесником его и зде и по вселенней святителем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа благонравно поведавше". (Стоглав,  изд. 3, Казань, 1912 г., стр. 128, глава iUf "о том же святого и  равноапостольного царя Константина"). Здесь замечательно, что  эпитет апостола Петра — "главный, верховный" (греч.  ??????????) — переводится словом "властелин", исключающим  всякую возможность перетолковывать его в смысле только  "первенства" ап. Петра, так как выражение "властелин, властели" применяется в Стоглаве лишь к лицам начальствующим (см.  напр. стр. 126, 135 и др.)

Там же, стр. 248, примечание.

В оригинале здесь стоял пробел – возможно, часть текста  была вырезана цензурой – прим. сост.

Там же, стр. 246, примечание.

"Византийский Временник", т. III, выпуск I, стр. 31, 1896 г.  "Подложная дарственная грамота Константина Великого папе  Сильвестру".

В оригинале здесь стоял пробел – возможно, часть текста  была вырезана цензурой – прим. сост.

Книга чинов присоединения к православию. Тиснение второе. СПБ. Синод. Типогр. 1900.

В оригинале здесь стоял пробел – возможно, часть текста  была вырезана цензурой – прим. сост.

В оригинале здесь стоял пробел – возможно, часть текста  была вырезана цензурой – прим. сост.

См. "Слово Истины" №30, июнь, 1915 г. — "Вопрос о папской власти в XI столетии". (выше в наст. издании – прим.  сост.)

"Номоканон конст. патр. Фотия", стр. 248, тит. VIII, гл. I,  толкование.

Опубликовано в журнале "Слово Истины", №57(сентябрь  1917 г.), стр. 680—685. Настоящая статья является ответом  на одноименную статью прот. Устьинского, опубликованную в  предыдущем номере журнала (см. док. VI-01 в наст. издании) –  прим. сост.

См. предыдущий №56—57 "Сл. Ист.", стр. 663.

См. Церковная История Эрмия Созомена. СПБ. 1851 г., стр.  179. Церковная История Сократа Схоластика. СПБ. 1850, стр.  141, 144, 382—3. Церковная История Феодорита еп. Кирского. СПБ.1852, 304, 323—325. Ср. Деяния Вселенских соборов,  том 3 и 4.

Творения св. священномученика Киприана, еп. Карфагенского , книга II, стр. 143.

Творения, стр. 188, § 25.

Там же, стр. 171, § 17.

Там же, стр. 238.

Там же, стр. 208.

Maximi Confessoris opera omnia Migne, P. G. XCI, 1860 г., стр.  143—144.

Там же, p. 138.

Там же, p. 139.

Творения, том I, стр. 221.

Там же, стр. 219.

Там же, том II, стр. 42.

Там же, том II, стр. 41.

Там же, стр. 179.

См. "Лекции по истории древней церкви" проф.  В.В. Болотова, том III, стр. 380—385.

Текст данной статьи приводится по ДВ (сс. 780-785), т.к.  нам не удалось найти оригинал соответствующего номера  «Слова Истины» – прим. сост.

Бенедикта XV об Институте для изучения восточных вопросов – из № 61-63 за январь-март 1918 г. – прим.  ДВ  

 В единственном сохранившемся экземпляре копии, сделанной князем П. М. Волконским здесь недостает целой страницы.  Поиски ее в архиве князя остались безуспешными, так же как  попытка автора (диакона Василия ЧСВ – П.П.) найти этот  номер «Слова Истины» в пяти русских библиотеках в Париже,  Риме и Шевтони. – прим. ДВ  

Имеется в виду принц Максимилиан Саксонский

Судя по данным других документов, эта записка была адресована о. Игнатию Чаевскому

Речь идет об архиеп. Михаиле (Мирове)

Сверено по РГИА ф. 826 оп. 1 д. 1929 лл. 155-160об

Перевод М. Шнигиревича, под ред. П. Парфентьева.

Сведения о рукоположении о. Алексея Анисимова см. в док. №  VI-06 в наст. изд.

Просьбу о возвращении в лоно Католической Церкви см. док.  № VI-05 в наст. изд.

«Он видит значительно дальше, чем я» – англ.

«Каждый волен выбирать себе обряд по суждению совести»  – фр.

Еп. Яну Цепляку – прим. сост.

Кат. священник латинского обряда о. Иосиф Белоголовый –  прим. сост.

Письмо, видимо, адресовано к о. Константину Будкевичу

Перевод выполнен А. Яндушевым, предоставлен о. Брониславом Чаплицким

Имеется в виду о. Константин Будкевич.

Речь идет о епископе Тибериене – прим. сост.

Е.П.Пешкова, возглавляла в это время Политический Красный Крест

видимо, о. Николай Михалев

о. Жан (Иоанн) Амудрю OP.

Речь идет об уч. инспекторе Грудцине.

Публикуется по копии из собрания о. Бронислава Чаплицкого. Текст машинописный. Оригинал находился в ЦСМ.

Речь идет о 1909 г. по старому стилю, т.е. по новому стилю  уже о 1910 г. – прим. сост.

Публикуется по копии из собрания о. Бронислава Чаплицкого. Публикуются фрагменты, относящиеся к о. Леониду Федорову и дающие представление об обстановке его жизни в Соловецком лагере. 1 Ризничим – прим. сост.

Публикуется по Л48, сс. 10-44

о. Николай Александров

Публикуется по копии из собрания о. Бронислава Чаплицкого. Текст машинописный. Оригинал находился в ЦСМ.

Текст публикуется по журналу «Россия и Вселенская Церковь» № 2(40) 1958 г, Лувен-Брюссель, сс. 3-7

Еще в наше пребывание на острове Соловки я, по представлению отца Экзарха, тайно рукоположил одного священника  восточного обряда. Таким образом на острове пыток было одной Бескровной жертвой больше во славу Всевышнего. - прим.  авт.  

Евлогий, митрополит (Василий Семенович Георгиевский;  1868-1946) – священник, церковный и общественный деятель;  епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии (с  1902), архиепископ Холмский (с 1912), архиепископ Волынский  (с 1914), один из руководителей Союза русского народа (с  1914), депутат 2-й и 3-й Государственной думы; в годы первой  мировой войны управляющий церковными делами на оккупированных территориях; с января 1920 в эмиграции, управляющий  всеми западноевропейскими русскими церквами на правах  епархиального архиерея (решение утверждено патриархом Тихоном); с 1921 член Высшего монархического совета, позднее  заместитель председателя совета; 17 января 1922 г. указом патриарха Тихона возведен в сан митрополита. В 1924 г. заявил,  что признает за Собором и архиерейским Синодом РПЦЗ лишь  моральное, а не судебно-административное право в отношении  себя. В 1927 г. не подчинился решению архиерейского Синода  РПЦЗ о запрещении ему священослужения. В 1930 перешел под  юрисдикцию Вселенского патриарха. В 1945 г. написал ходатайство о воссоединении с Московским патриархатом и получил соответствующий указ патриарха Алексия. Одновременно  дважды обращался в Константинополь с просьбой вернуться  под юрисдикцию Московского патриархата, но ответа не получил. Поэтому до конца жизни оставался экзархом Вселенского  патриарха  

Опубликовано в журнале "Слово Истины", №55—56 (июльавгуст 1917 г.), стр. 663. Статья приводится здесь, поскольку  она послужила основой для одноименного ответа Л. Федорова,  помещенного в первом разделе нашего сборника – см. док. № I05. – прим. сост.

Документ публикуется, как дающий представление о литургической жизни русских католиков византийского обряда в период до правления экзарха Леонида Федорова. – прим. сост.

Документ публикуется, как дающий представление о литургической жизни русских католиков византийского обряда в период до правления экзарха Леонида Федорова. – прим. сост.

Статья публикуется как дающая представление о мнении  русских католиков, единомысленных с о. Леонидом Федоровым,  по ряду церковных вопросов.

Документ публикуется, как дополняющий док. № III-35 в  наст. изд.

Публикуется в дополнение к док. № III-34 в наст. изд.  69   

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова