Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

К истории ухода духовенства и 
верующих города Суздаля
из Московской Патриахии 


  Брошюра, изданная в Cуздале 1997 г., летом 1998 г. размещена в Интернете

"...и цари любодействовали с нею, и 
купцы разбогатели от великой роскоши ее. 
И услышал я иной голос с неба,
говорящий: выйди от неё, народ Мой,
чтобы не участвовать вам в грехах её 
и не подвергнуться язвам её."
  

"Архиепископ" Московского патриархата Евлогий Владимирский распространил в газетах Владимирской области обращение к верующим Суздаля, в котором рапортует о решении Московского собора 1997 года лишить сана "бывшего клирика Владимиро-Суздальской епархии — архимандрита Валентина (Русанцова)"(1).

"Дорогие во Христе братья и сестры!" — начинает он, — "как член собора... должен по долгу своего служения..."- и затем сообщает, что он всех "дорогих ему во Христе" запрещает и отлучает (2).

"Архиепископ" Евлогий с 1991 года не перестает удивлять верующих Суздаля своими познаниями в области церковной истории России.

Одно из первых увещаний такого рода, написанное им 10.01.91г. в адрес архимандрита Валентина (3) начинается следующими словами: "К Вам хотел бы обратиться, как правяший Владимиро-Суздальской епархией, в какой Вы долгое время состояли как священнослужитель её, и из которой вышли, став членом так наз. Зарубежной Церкви, осужденной еще в 30-е годы Св. Патриархом Тихоном."

Понятно, конечно, что десятилетия жизни в советской и партийной среде хоть кого могут с толку сбить. Но нельзя же все-таки архипастырю. даже и советской церкви, так ошибаться! Ведь Святейший Патриарх Тихон умер 25 марта/7 апреля 1925 года (4).

Многозначительная подпись "Ваш правящий архиерей Владимиро-Суздальской Епархии Архиепископ Евлогий" должна, по замыслу автора, дать понять "возлюбленным", что они и их дети находятся в пожизненном владении управляющего Владимир-Суздальской епархией. "Правящий" негодует, что суздаляне знают о существовании в Суздале общин его родного Московского Патриархата, но не идут а них. Грозное и одновременно комическое "слово" его завершается упоминанием о "канонической силе", в связи с чем придется напомнить почтенному автору кое-что и о Святых канонах Православной Церкви.

Московская Патриархия руками своего "священноначалия" давно ведет необъявленную войну против православно верующих соотечественников, и это особенно очевидно на примере верующих Суздаля.

Архиепископ Суздальский и Владимирский Валентин (Русанцов) приехал в Суздаль в 1973 году в сане архимандрита Московской париархии. В это время в Суздале существовал только один приход — Казанского храма, в котором на протяжение 5 лет не было священника (приезжали нерегулярно владимирские). Власти вели дело к закрытию и этого единственного прихода, который, как они выражались, мешал туристам своими открытыми дверями храма возле Торговых рядов.

Архимандрит Валентин с помощью прихожан активно взялся за восстановление полу разрушенного храма и организацию приходской жизни. В короткий срок храм был приведен в образцовое состояние и наполнился богомольщицами. Это вызвало негативную реакцию властей, и в 1977 году тогдашний управляюший епархей "архиепископ" Владимир Котляров (ныне "митрополит" Петербургский) предложил архимандриту перенести приход в менее заметное для глаз туристов место — в разрушающийся и стоящий в сторонке от главной улицы Цареконстантиновский храм.

Приход перенесли. В короткое время Цареконстантиновский храм был отреставрирован и расписан (Владимирская епархия Московского патриархата не дала ни одной копеечки, только грабила), а благоустроенная прилегающая территория получила у суздальских жителей название "райский уголок". Туристам стало нравиться заходить сюда, особенно иностранным. Властям это тоже стало нравиться, но с определенной стороны: им интересно было знать — с кем и о чем говорят иностранные гости в Суздале. Была заведена система "отчетов" (а правильнее сказать-доносов), поступавших от духовенства епархии в епархиальное управление. "Епископ" Евлогий об этом прекрасно осведомлен, а в епархиальных архивах, надо думать, хранятся образцы этого жанра, где уважаемые и почтенные пастыри пишут, что-то вроде того, что переводчица и гости "антисоветски улыбались" в ответ на чей-то провокационный анекдот.

Архимандрит Валентин от писания подобных отчетов систематически уклонялся, в связи с чем имел конфликты с каждым архиереем, которые довольно часто сменяли друг друга на Владимирской кафедре по воле ЦК КПСС (в 1968 году была введена в действие инструкция Совета по делам религий при Совете министров СССР о порядке регистрации служителей культа; ни одно посвящение в сан не могло произойти без устного согласия уполномоченного совета по делам религий, а рукоположение епископов и назначение их на кафедру — без санкций Идеологического отдела ЦК ЦПСС).

В 1989 году Владимирским архиереем стал "Архиепископ" Валентин Мищук, имевший высокопоставленного родственника в КГБ. Этот "архипастырь" за отказ писать доносы решил изгнать архимамдрита Валентина из Суздаля. Вот его подлинные слова, сказанные архимандриту Валентину на епархиальном совете 7 декабря 1989 года: "У вас не может быть друзей-капиталистов. Мы не маленькие дети, все с иностранцами работаем, и на всех надо писать отчеты". Архимандрит Валентин ответил: "Я священник, а не доносчик". Мищук заявил прямо: "мы с Вами не сработаемся" (5).

Возмутившиеся суздаляне заявили об отказе принять в свой приход вместо архимандрита Валентина ставленников Мищука. Сам позорно бежал от верующих Суздаля, когда они приехали к нему во Владимирский Успенский собор 19 декабря 1990 года. Разразился известный скандал, в результате которого верующие, совершив походы по всем возможным инстанциям от Суздальского горисполкома до Совета по делам религий в Москве и резиденции "патрриарха" в Чистом переулке (там их продержали восемь часов на морозе и отказали в прошение), приняли единодушное решение ничего обшего более не иметь с Московской Патриархией, учрежденной и управляемой безбожниками. Такое же решение приняло все духовенство Суздальского прихода (6).

Канонические основания для выхода из Московской Патриархии следующие.

1. Правило Св. Апостолов 30-е: "Аще который епископ, мирских начальников употребив, через них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все собщающиеся с ним".

Все "архиереи" Московского Патриархата (7) поставлены с нарушением этого правила. Московская Патриархия, дерзающая называть себя "Русская Православная Церковь" (8) давно утратила каноническое преемство и благодать, а вместе с ними и право называться Православной Церковью. Не является она и преемницей дореволюционной Росийской Церкви, так как основана Сталиным в 1943 году (9).

2. Правило 15-е Св. Константинопольского Двукратного Собора: "...отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некая ереси, осужденыя святыми, соборами или отцами, когда, то есть он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения,не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений".

"Иерархи" Московского патриархата не только всенародно проповедуют ересь экуменизма (соединения всех религий), но и участвуют в совместных молениях с еретиками и представителями нехристианских организаций (10). 13 ноября 1991 года Алексий II произнес в Нью-Йорке на встрече с раввинами речь "Ваши пророки — наши пророки", после чего немалая часть духовенства Патриархии составила движение "непоминающих", то есть тех, кто не поминает за богослужением своего "патриарха" (11). В Московской Патриархии никогда не умирала, а нынче разрослась до невероятных размеров ересь обновленчества (12)

3. Правило 3-е Св. Григория Архиепископа Неокесарийского: "...тяжкое дело есть лихоимание... и вообще любостяжание и присвоение чуждого, ради гнусного прибытка, оглашается яко дело отвратительное и страшное, и всяк виновный в оном подлежит отчуждению от Церкви Божией".

Епархиальные управления Московского патриархата грабят приходы, взимая с них до 50% дохода. Эти деньги идут на цели, известные одним архиереям. Папа Римский взялся было платить каждому священнику Московской Патриархии по 1000 долларов в год, но принужден был прекратить выплаты по причине присвоения этих денег епархиальной властью. Тысячи приходских священников борются с невероятной нуждой в приходах, а в это время руководство Московской Патриархии занимается беспошлинным импортом и торговлей винно-табачными изделиями, получая огромные доходы. В последние годы Патриархия участвует в банковских спекуляциях, экспорте алмазов и нефти из России (13).

О продолжающемся отступничестве Московской Патриархии говорит и отказ от канонизации святых новомучеников и страстотерпцев Российских, давно почитаемых Православной Россией: Государя Императора Николая II и членов Его Семьи, а также Святителей, пастырей, монашествующих и мирян, погибших от рук безбожных гонителей в годы советской власти.

В апреле 1990 года Цареконстантиновский приход г. Суздаля (духовенство и прихожане) был принят под амофор Архиерейского Синода Русской Православной Зарубежной Церкви. Этим было положено начало образованию из православных приходов, не признающих Московскую Патриархию, Российской Православной Свободной Церкви. К приходам, выходящим из еретической Московской Патриархии, стали присоединяться катакомбные общины (так называемые "тихоновцы", т.е. оставшиеся верными Св. Патриарху Тихону), никогда не входившие в состав Московской Патриархии и не имевшие до принятия в 1990 году "Закона о свободе вероисповеданий" возможности легализации. 

10 февраля 1991 года архимандрит Валентин был рукоположен во Епископа Суздальского и Владимирского Архиереями Русской Православной Зарубежной Церкви. Российская Православная Свободная Церковь получила возможность дальнейшего канонического развития.

Здесь необходимо заметить, что к концу 30-х годов Российская Православная Церковь прекратила легальное существование на Родине, то есть была почти полностью уничтожена безбожниками. Предвидя грядущий разгром Церкви, Св. Патриарх Тихон, Высший Церковный Совет и Священный Синод Российской Православной Церкви 7/20 ноября 1920 года издают пророческий Указ за № 362, в котором определяют принципы церковной жизни в случае прекращения существования центральной церковной власти, что и произошло впоследствии, со смертью последнего законного Местоблюстителя, назначенного по завещанию Св. Патриарха Тихона, Митрополита Петра (Полянского). Указ № 362 (один из последних Актов законной Высшей Церковной власти) предписывает епархиям Российской Православной Церкви перейти на епископское самоуправление до свободного Поместного Собора Российской Православной Церкви (такового пока ещё не было с 1918 года). Нынешний Московский собор (1997 года) по праву может быть назван разбойничьим, ибо во многом подобен, как и предыдущие соборы Московской Патриархии, обновленческим сборищам 1923 и 1925 года. Они тоже называли себя "поместными соборами Русской Православной Церкви" и "отлучали от Церкви" законных Архиереев, а Св. Патриарха Тихона "лишили" сана и монашества; это "решение" признавали "законным" представители Константинопольского Вселенского патриархата, его "утвердил" сам Вселенский патриарх Григорий 7 (см. "Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941". стр. 194; Москва, 1996 г.). Как обновленец, несет за это ответственность и основатель Московской Патриархии митрополит Сергий (Страгородский).

Впоследствии (примерно в одно время с епархиями Московского патриархата) было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ независимое от Зарубежного Синода Суздальское Епархиальное Управление Российской Православной Свободной Церкви, а число приходов Суздальской епархии достигло нескольких десятков. В настоящее время в Суздальской Епархии Российской Православной Свободной Церкви состоит более сотни приходов.

К сожалению, некоторые Архиереи Зарубежной Церкви, желая сами управлять приходами в России (а жить за границей), заняли активно враждебную позицию по отношению к приходам Суздальской Епархии Российской Православной Свободной Церкви и к Архиепископу Валентину. Особенно неприкрыто враждебен Архиепископ Берлинский и Германский Марк, тайной целью которого является поглощение Зарубежной Церкви Московской Патриархией. Вступив в сговор с представителями Московской Патриархии, он организовал кампанию клеветы в отношении Архиепископа Валентина и стал виновником официального разрыва отношений между Зарубежным Синодом и Российской Православной Свободной Церковью.

В создавшейся ситуации выдающийся канонист и бессменный в течение почти 50 лет секретарь Архиерейского Синода Зарубежной Церкви Епископ Григорий (Граббе), ныне покойный, дал каноническое обоснование дальнейшего бытия Российской Православной Свободной Церкви. (В своё время им было разработано Положение о Русской Православной Зарубежной Церкви; ни одно важное событие в жизни Синода РПЦЗ не проходило без его участия; его перу принадлежат важнейшие официальные документы и акты РПЦЗ, а также известные книги "Правда о Русской Церкви на Родине и за рубежом" и "Русская Церковь перед лицом господствующего зла").

Владыка Григорий, назвав Российскую Православную Свободную Церковь единственной церковной организацией, идущей в настоящее время по каноническому пути, указал на необходимость создания в России (на основании Указа № 362 Св. Патриарха Тихона) Временного Высшего Церковного Управления и рукоположения новых Архиеррев. В соответствии с этим авторитетнейшим мнением, Архиереи Российской Православной Свободной Церкви образовали Временное Высшее Церковное Управление, преобразованное впоследствии в Архиерейский Синод Российской Православной Свободной Церкви.

Уже после выхода Архиепископа Валентина и других Российских Архиереев из состава иерархии Зарубежной Церкви, Архиерейский Синод РПЦЗ (май 1996 года) постановил начать официальное сближение с Московской Патриархией и принял неканоническое решение о "лишении сана" Архиепископа Валентина. Такое же решение вынес и Московский разбойничий собор 1997 года, что свидетельствует о сговоре части иерархов Московского патриархата и Зарубежной Церкви. О том же свидетельствуют получившее известность письмо Архиепископа Марка Митрополиту Виталию, Председателю Синода РПЦЗ, от 20 ноября/3 декабря 1996 года и ответ на него Митрополита Виталия от 29 ноября/12 декабря 1996 года, разосланный Митрополитом Виталием по всей Зарубежной Церкви. В нем, в частности, сказано: "...ничего в Вашей поездке и случившемся с Вами в России нет случайного... Для Вас, вдруг экуменизм куда-то провалился и это всё с Вами произошло тогда, когда М.П. объявила во всеуслышание, orbi et urbi, что все наши священномученики пострадали вне ограды Церкви и по этой причине этих страстотерпцев М.П. не прославляет. ...А для нас это Церковь лукавнующих, Церковь Антихриста. Этим своим кощунственным объявлением Московская Патриархия завершила и запечатлела своё безвозвратное отпадение от тела Церкви Христовой Теперь уже на нас ложится священный долг и неотъемлемое право также, orbe et urbe, объявить о безблагодатности Московской Патриархии и уже больше не иметь с нею никакого общения... Ваша поездка в Россию, якобы научного характера, а потом и в Москву к патриарху Алексею, превратилась в незаконное общение с Московской Патриархией, на что Вы не имели никакого благословения. Теперь, также стало известно, что Вы в своё время встречались с патриархом тайно от нас... Как это типично для Московской Патриархии собрать отовсюду славистов, историков, языковедов и социологов шевелить запыленные архивы древней письменности, пуская пыль в глаза недогадливых и недомыслящих мещан, pour erates le bourgeois,и одновременно кощунственно надругаться над кровью священномучеников и исповедников российских. Вот она, красная Московская Патриархия во всей своей красе!"

В свете вышесказанного кощунственным выглядят заявления представителей Московской Патриархии, в том числе "архиепископа" Евлогия, от имени "Матери-Церкви", о "запрещениях и отлучениях". Если они кого-то и могут отлучить, то только от общения с собой и своей раскольничьей группой, но никак не с Церковью Божией.

Для православных такое "отлучение" от ереси — это честь (см. выше: Правило 15-е Св. Константинопольского Двукратного Собора).

Пусть же каноническая сила, о которой столь самонадеянно упоминает сергианский "архиепископ" Евлогий, обратится на его еретическую главу и на главы тех, кто вместо созидательной работы на пользу Отечества не жалеет сил и средств на газетную трескотню, изрыгая хулу и проклятия на православных соотечественников.

Помимо всего прочего, со стороны юридической, — раздуваемая в прессе кампания "борьбы с суздальским расколом" является нарушением неотъемлемого права граждан РФ, гарантированного Законом РФ "О свободе вероисповеданий". В статье 6-й Закона сказано: "...Оскорбление религиозных чувств граждан, равно как и осквернение почитаемых в данной религии предметов, строений и мест, преследуется по Закону".

А в статье 15-ой о праве на религиозные убеждения говорится: "...каждый гражданин имеет право выбирать и иметь религиозные убеждения и свободно менять их...Гражданин РФ может высказывать и распространять религиозные взгляды и убеждения в устной, печатной и любой другой форме при условии, что эта деятельность не нарушает настоящего Закона и не сопровождается посягательствами на личность и права граждан.

Воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, равно как и применение в этих целях мер принуждения, наказывается по Закону".

"Архиепископ" Евлогий не в первый раз оскорбляет религиозные чувства сограждан. Угрожал и оскорблял он в декабре 1990 года жителей поселка Санино Петушинского района Владимирской области своим "посланием", расклеенным на столбах (см. "Суздальский паломник", № 2, январь 1991 г., стр.31). То же самое происходило весной 1991 года в селе Борисовское Суздальского района. Так же сеет "миролюбец" вражду и ненависть сегодня в Суздале, в селах Омутское, Весь, Павловское Суздальского района. Открыты двери клеветникам и на Владимирском телевидении, и в редакциях областных газет.

В статье 8-й Закона "О свободе вероисповеданий" читаем следующее: "Государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопрсы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций".

Этого совсем не скажешь, глядя на экраны наших телевизоров и на страницы наших газет! Похоже, что сегодня религия стала инструментом политики, а те силы, которым ненавистно мирное и спокойное развитие Отечества, стремятся использовать религию для достижения своих, чуждых Православию целей, для натравливания людей друг на друга.

Но зачем же нужны "архиепископу" Евлагию такие плохие суздаляне с таким плохим духовнством, что же ему всё неймётся вот уже без малого восемь лет? Зачем он всё пишет и пишет свои неуклюжие послания, в которых сначала признается в любви, а потом проклинает, или наоборот — сначала проклинает, а потом призывает к любви? Ответ читается между строк: ему нужны храмы, а точнее — их доходы. А вот реставрация пусть делается за счет государства. Все бюджетные средства, выделяемые государством в соответствии со ст. 26 Закона "О свободе вероисповеданий" на реставрацию православных храмов Владимирской области, получает монопольно Владимирская Епархия Московского патриархата. 

Бывший глава областной администрации Ю.В. Власов на всрече с избирателями в декабре 1996 года в Суздале рассказал, как он добывает дополнительные средства для владыки Евлогия: "Я звоню директору банка или предприятия и говорю: если вы не пожертвуете владыке Евлогию на монастырь, то вас Бог накажет!" Как назвать такие "пожелания", исходящие от всесильного главы администрации, пусть читатель решит сам.

Отданные властями в Суздале Московской Патриархии храмы (Никольский, Рождественский, Знаменский, Смоленский, св. Симеона Столпника и др.) так и стоят годами без ремонта и ухода. О том же, куда идут средства приходов, пожертвования граждан и доходы от торговли религиозной принадлежности, можно лишь догадываться. Вот, например, объявление отца Александра Анфалова, несколько лет бывшего настоятелем Знаменского храма в Суздале и держащего торговый отдел в универмаге "Валентина" г. Владимира (газета "Из рук в руки", № 11/130 19-25 марта 1997 г., стр. 9, раздел "дома и дачи — предложение"):

КОТТЕДЖ, за 50 тыс.долл., дома часть, 12 тыс.долл., в центре, 1-комн.кв., в Камешкове, за 3 тыс.долл., торговый прицеп Купава, а/м Ниссан, за 7 тыс.долл., плот резиновый, надувной, на 8 чел., за 300 долл., продаю. 601280, Влад. обл., Суздальский р-н, с. Сновицы,Вороновой ул. 44, Анфалову А.Е.,тел.6-41-19, д., через 07.

Итого движимого и недвижимого товара на 72300 долларов или на 412 миллионов 100 тысяч рублей. 

Комментарии излишни.

Хотелось бы, обращаясь к православным русским людям, землякам и соотечественникам пожелать им глубже узнать ту веру, которой жили тысячу лет наши благочестивые предки. О проклинающих же и "отлучающих" можно сказать только одно: если человек, считающийся молитвенником и архипастырем, ежедневно читающий молитву преподобного Ефрема Сирина, допускает для себя возможность в дни святого Великого поста возбуждать среди верующих соотечественников вражду и ненависть, то это ли не свидетельство его полного и глубокого презрения как к заветам Святых Отцов Церкви, так и к наследию Божьему — православному человеку? "Держи вора!"- кричит вор, бегущий от преследователей по базару. "Раскольники!"- кто кричит, догадаться нетрудно.

1). Об этом Патриархия громко объявила всюду, в том числе с амвонов своих церквей.

2). Владимирская газета "Томикс" (№ 45 за 20.03.97.).

3). см. "Суздальский паломник", № 5, апрель 1991 г., стр. 28.

4). За годы пребывания "архиепископа" Евлогия на Владимирской кафедре забывчивость его, как видно, передалась некоторым его духовным чадам, в том числе — работающим в газете "Томикс", которая в этом же номере на стр. 5 в рубрике "По течению времени с 20 по 26 марта". 25 марта 1925 года умер Святейший Патриарх Тихон. Так-то оно, конечно так, только вот 25 марта — старого стиля, а нового это будет 7 апреля, в праздник Благовещения.

5). см. "Суздальский паломник", № 1, декабрь 1990 г.

6). Ровно семь лет назад — 20 марта 1990 года весь "Священный Синод" Московской Патриархии, в том числе Алексий Ридигер, уговаривали архимандрита Валентина написать отказ от своих прихожан и назвать их хулиганами. Это развязало бы руки властям для расправы с верующими. Архимандрит Валентин покинул нечестивое сборище.

7). В период с 1943 года и до распада СССР.

8). Церковь, возглавляемая Св. Патриархом Тихоном имела название "Российская Православная Церковь", а Св. Патриарх носил титул: "Святейший Патриарх Московский и всея России" (определение № 1 и 11 Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 г.г.). Название, усвоенное Московской патриархей Сталиным "Русская Православная Церковь" и титул "советского патриарха" — "Московский и всея Руси" свидетельствуют, в юридическом смысле, что Московская Патриархия — новое юридическое лицо и не может быть правопреемницей дореволюционной Российской Православной Церкви (Церкви Св. Патриарха Тихона).

9). В ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. Сергия Страгородского, Алексия Симанского и Николая Ярушевича доставили в спецавтомобиле с зашторенными окнами в Кремль. К полуночи их принял Молотов, а около 2 часов ночи-Сталин, который сообщил о своём намерении иметь в СССР "официальную" Церковь (для целей военной стратегии и внешнеполитической пропоганды). Посредником по делам церкви от правительства (председателем нового гос. органа "Совета по делам Русской Православной Церкви") назначался бывший начальник ликвидированного отдела НКВД Г. Карпов. Разрешался собор и "выборы Сергия патриархом (см. Епископ Григорий Граббе, "Русская Церковь перед лицом господствующего зла", Джорданвилль, 1991 г., а также "Известия" за 5 сентября 1943 г. и ЖМП, №1, 1943 г., стр. 5).

10). см. Л. Перепёлкина "Экуменизм-путь, ведущий в погибель", Санкт-Петербург, 1992 г.

11). см. "Московские новости" за 26 января 1992 г.:"...Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных процессов. Мы едины с иудеями... Мы потому отделены от иудеев, что мы ещё "не вполне христиане", а иудеи потому отделяются от нас ,что они "не вполне иудеи". Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство"...

12). см. сборник "Современное обновленчество-протестантизм "Восточного обряда", Москва, "Одигитрия", 1996г., а также "Русская Православная Церковь и коммунистическое государство: 1917-1941, документы и фотоматериалы, Москва, 1996г. В 1905-6 гг. в России уже действовали обновленцы (кружок "32-х священников" или "Союз церковного обновления", лидер — А.Введенский,). Их реформаторские лозунги были весьма модными и смыкались с революционными. Деятели обновления фактически являлись "нештатными" революционерами, т.е. своей деятельностью активно способствовали успеху революции. Был ли тайным революционером архиепископ (будущий митрополит и патриарх) Сергий Страгородский?-это вопрос пока ещё мало изученный, но в том, что он был обновленцем , сомнений нет. В начале ХХ века он возглавил созданную при Синоде комиссию по редактированию богослужебных книг; именно тогда были сделаны первые попытки ввести в обиход богослужебные тексты на русском языке вместо церковнославянского. В 1905г. архиеп. Сергий служил панихиду по "жертвам революции", в т.ч. по лейтенанту Шмидту. В 1917г. (при правительстве Керенского) архиеп. Сергий как обновленческий иерарх был избран правящим архиереем на Владимирскую кафедру. В июне 1922г. подписал Воззвание с призывом ко всему духовенству и верующим России присоединиться к В.Ц.У. обновленцев.

13). см. "Московские новости", №8, 23 февраля 1997 г., стр.4. "...Патриархия участвовала в учредительстве коммерческих банков". "Московская Патриархия получила от президента и правительства благ и налоговых послаблений на сотни миллионов долларов. Куда пошли эти деньги? В чьих они карманах?"... 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова