Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на
бесе
СЛОВО 2-Е О ТОМ ЖЕ О ВЕЛИКОМ СВЯТИТЕЛИ ИОАННЕ АРХИЕПИСКОПЕ ВЕЛИКОГО НОВАГРАДА,
КАКО БЫЛ В ЕДИНОЙ НОЩИ ИЗ НОВАГРАДА ВО ИЕРОСАЛИМ ГРАД И ПАКЫ ВОЗВРАТИСЯ В ВЕЛИКИЙ
НОВЪГРАД ТОЕ ЖЕ НОЩИ
Понеже несть се достойно молчанию предати, еже бог сотвори святителем
своим Иоанномь. Многажды же бывает со искушением над святыми попущением божиим,
да болма прославятся и просветятся, яко злато искушено. Прославляюща мя, рече,
прославлю. Дивен бо есть бог во святых своих. Бог прославляа святыя своя. И
паки рече Христос: «Се дах вам власть над духы нечистыми».
В един убо от дний святому по обычаю своему в ложницы своей молитвы
нощныя совершающу. Имеяше же святый сосуд с водою стоящь, из него же умывашеся.
И слыша в сосуде оном некотораго поропщюща в воде, и прииде скоро святый и уразуме
бесовьское мечтание. И сотворь молитву, и огради сосуд крестом и запрети бесу.
Хотяще бо пострашити святаго, но приразився твердому адаманту, твердаго же адаманта
не поколеба и сам вселукавый сотреся.
И не на долгий час не могий терпети бес, нача вопити: «О люте
нужди сея! Се бо огнем палим есмь: не могу терпети; скоро испусти мя, святче
божий!» Святый же рече: «Кто еси ты и како семо прииде?» Диавол же рече: «Аз
есмь бес лукавый, и приидох смутити тя. Мнях бо яко человек устрашишися, и от
молитвы упразднишися, ты же мя зле заключив в сосуде сем. Се бо яко огнем палим
зило, горе мне окаянному! како прелстихся, како внидох семо, недоумевся! Ныне
же пусти мя, рабе божий, и отселе не имамь приити семо!» И надолзе вопиющу неприазненому,
святый же рече: «Се за дерзость твою повелеваю ти: сее нощи донеси мя из Великого
Новаграда в Иеросалим град, и постави мя у церкви, иде же гроб господень, и
из Еросалима града сее же нощи в келий моей, в ню же деръзнул оси внити. И аз
тя испущу». Бес же всяческы обещася сотворити волю святаго, токмо, рече: «Испусти
мя, рабе божий, се бо люте стражду».
Святый же запретив бесу, испусти и, рек: «Да будеши яко конь
уготовлен, предстояй пред кельею моею, да имам на тя въсести, и совершити желание
свое». Бес же изыде яко тма из сосуда, и ста яко конь пред кельеею святаго,
яко же требе святому. Святый же, изыде ис келья, и въоружи себе крестом, и вседе
на нь, и обретеся тоя нощи во Иеросалиме граде близ церкви святаго Въскресениа,
иде же гроб господень и часть животворящаго древа. Бесу же запрети, да не отидеть
от места того. Бес же стоя, никако же могий двигнутися с места, дондеже святый
прииде к церкви святаго Воскресениа. И ста пред дверми церковными, и преклонив
колени, помолися, и отверзошася двери церковныа сами о себе, и свещи и паникадила
в церкви и у гроба господня възъжгошася. Святый же благодарствене моля бога,
и пролиа слезы, и поклонися гробу господню и облобыза и, тако же и животворящему
древу, и всем святым образом и местомь, иже суть в церкви. Изыде из церкви,
совершив желание свое, и паки двери церковныа о собе затворишася. И обрете святый
беса стояща на том месте, идеже повеле ему, яко коня уготовлена. И вседе на
нь святый, и обретеся тое же нощи в Великом Новеграде в келии своей.
И отходя бес ис келии святаго, и рече: «Иоанне! ты мя потруди
во единой нощи донести себе из Великого Новаграда во Иеросалим град, и тое же
нощи из Еросалима града в Великий Новъград. Се бо запрещением твоим, яко узами
неразрешенно держимь бых и бедне сего претерпех. Ты же да не повеси никому же
збывшаяся о мне. Аще ли исповеси, аз же имам на тя искушение навести. Имаши
бо яко блудник осужен быти, и много поруган быти, и на плот посажден на реце
рекомом Волхове». Сиа же блядущу лукавому, святый же съ твори крестное знамение,
и изчезе бес.
Некогда же святому, яко же имеяше обычай, упражняющуся в духовней
беседе с честными игумены и со искуснейшими иереи и з богобоязнивыми мужи, и
учение свое простирающу, и святых житиа сказующу, еже на ползю людем. Людей
же послушающим в сладость святаго учения: не ленив бо бяше еже учити люди. Тогда
же глагола, яко о ином некотором сказуа, еже збысться на нем. «Аз, рече, вем
такова человека бывша во единой нощи из Великого Новаграда во Иеросалиме граде,
и поклонився гробу господню, и пакы возвратившася тое же нощи в Великий Новъград».
Игуменом же, иереом и всем людем удивльшимся о сем.
И от того времене попущением божиимь нача бес искушение наводити
на святаго. Народи убо града того многажды видяху яко жену блудницю текущу ис
келии святаго: бес бо преображашеся в жену. Народи же не ведяху, яко бес есть
мечтуа, но весьма мняху жену блудницю и соблажняхуся о сем. Иногда же и началници
града того, приходяще в келию святаго, благословениа ради, видять мониста девичьа
лежаща, и сандалиа женьская, и рубища, и о семь оскорбляхуся, недоумеюще что
рещи. Вся же си бес мечтуа показовааше им, да востануть на святаго, и возглаголють
неправедная, и изженуть.
Народи же они с началникы своими советовавше, рекоша к себе:
«Неправедно есть таковому святителю быти на апостольском престоле, блуднику
сущу: идемь и изъженемь и!» О таковых бо людех Давид рече [1] : «Немы Да будуть устны льстивыа, глаголющая
на праведнаго безаконие гордынею и уничиждением, понеже они мечтанию бесовъскому
веры имше, имуще же яко и жидовъскую сонъмицю». На предлежащее же возвратимся.
И пришедше народи к келий святаго, бес же потече народом зрящим
во образи отроковицы, яко ис келий святаго. Народи же восклицаша да изымають
еа. И не можаху, гнавше доволно. Святый же слышав молву народа у келий своей
и изыде к ним и рече: «Что есть, чада?» Они же изглаголаша ему вся, яже видеша,
святого же глаголом не внимаху, и осудиша его яко блудника. И имше его нудма,
поругашася ему и, недоумеваху что быша сотворили ему, и умыслиша тако: «Посадим
его на плот на реку на Волхов, и да выпловеть из града нашего вниз по реци».
И выведоша святаго и целомудренаго великаго святителя божиа Иоанна на Великий
мост [2] , еже есть на рецы на Волхове и, низвесивше
святаго, на плот посадиша. И збысться лукаваго диавола мечьтание. Диавол же
нача сему радоватися, но божиа благодать преможе, и святаго вера к богу и молитвы.
И егда посажен бысть святитель божий Иоанн на плот, на реце на
Волхове, и поплове плот вверх реки, никим же пореваем, на нем же святый седяше,
противу великие быстрины, еже есть у Великого мосту, к святаго Георгиа монастырю [3] . Святый же моляшеся о них, глаголя: «Господи! не постави
им греха сего: не ведят бо, что творять!» Диавол же видев, посрамися и возрыда.
Народи же, видевше таково чюдо, растерзаху ризы своа и возвращахуся,
рекуще: «Согрешихом, неправедное содеяхом — овци сыи пастыря осудихом. Се бо
видим яко от бесовскаго мечтаниа сие сотворися нам!» И шедше скоро в великую
Премудрость божию [4] , и повелеша священному собору, иереом и диаконом,
со кресты пойти вверх по брегу реки Волхова ко святаго Георгиа монастырю, и
молити святаго, дабы возвратился на престол свой. Священный же собор со тщанием
взята честный крест и икону снятии богородици, яко же лепо бе, и поидоша по
брегу реки Волъхова, вослед святаго, моляще его, дабы ся возвратился на престол
свой. Тако же и народи они, иже прежде ков на святаго воздвигше, текуще по брегу
реки Волхова к святаго Георгиа монастырю, умильне глас испущающе, глаголаху:
«Возвратися, честный отче, великий святителю Иоанне, на престол свой, и не остави
чад своих сирых, и не помяни, еже согрешихом к тебе!» И предвариша святаго и
носящих иереов честныа кресты близ святого Георгиа монастыря яко пол-поприща,
и сташа, преклоняюще главы своа до земля, моляще святаго и слезы проливающе,
тако же глаголюще, яко же рехом: «Возвратися, честный отче, пастырю нать, на
престол свой; грех бо нашь пред нами есть всегда; пред тобою согрешихом, и диавола
лукаваго мечтанием прелстихомся. Тако сотворити дерзнухом, яко убо безответно
прощениа просим, но обаче и благословения твоего сподоби нас!» И ина многа глаголаху,
моляще святаго. Не скоро бо пловяше святый на плоте оном противу великиа быстрины,
но яко некоторою божественною силою носим благоговейно и честно, не бо предваряше
носящих честныа кресты по брегу, но равно пловяше с носящими иереи и диаконы
честныа кресты. И егда священный собор с честными кресты приидоша к месту, иде
же народи они стояще бяху, и начаша вкупе болма молити святаго, дабы возвратился
на престол свой. Святый же послуша молениа их, яко по воздуху носим, ко брегу
приплове и, востав с плота, сниде на брег. Народи же, видевше, радовахуся, яко
умолиша святаго возвратитися, и плакахуся, еже согрешиша к святому, прощениа
просяще.
Беззлобивая же она душа прощениа сподобляет их. Мнози же от них
на нозе падающе, слезами обливаху нози его; друзии же ризами знаменовахуся святаго.
И, спроста рещи, друг друга утесняху, хотяху поне видети святаго. Святый же
благо-словяше их. И тако поиде с кресты чудоносивый архиерей божий Иоанн в святаго
Георгия монастырь, и со священным собором молебная съвершающе пениа. И множество
народа воследующим и глаголющим: «Господи, помилуй!»
Архимандриту же и иноком монастыря того не ведущимь, яко архиерей
божий Иоанн грядеть в монастырь. В то же время во святаго Георгиа монастыри
бе некий человек яко урод ся творя, прозорлива же дара имеа от бога благодать.
Сей скоро притече к архимандриту монастыря того, толкни в двери келиа его, и
глаголя: «Изыди противу великаго святителя божиа Иоанна, архиепископа Великого
Новаграда, сей грядеть к нам в монастырь». Архимандрит же усумнеся, и посла
видети. Послании же шедше увидеша от народа ту сущаго вся бывшая яже о святемь,
и скоро возвратившеся возвестивше архимандриту. Архимандрит же повеле в тяжкая
звонити. И сшедшимся иноком великиа тоя лавры и вземше честныя кресты и изидоша
из монастыря противу святителя божиа Иоанна. Святый же видев, когождо благословяше
их, и прииде в монастырь, и вшед в церковь святаго великомученника Христова
Георгиа, со архимандритом монастыря того, и со всем священным собором, и со
иноческым чином, и со множеством народа. И молебнаа совершив, и тако с великою
честию возвращается на престол свой в Великый Новъград.
Сиа же сам о собе исповеда священному собору и прочим людемь:
како хотяше его бес пострашити, и како был в Иеросалиме граде во единой нощи
из Великого Новаграда, и вся, яже сбысться ему, по ряду сказа, яко же преди
речеся. И учаше их святый, глаголя: «Чада! со испытанием всяко дело творите,
да не прелщени будете диаволом. Да некогда з добродетелию злобу приплетену обрящете,
и суду божию повинни будете: страшно бо есть впасти в руце бога живаго!» И о
сем мало да промолчим.
Князь же и началници града того, советовавше со множеством народа,
поставиша крест камен на том месте на брегу, иде же приплове святый, иже и до
ныне стоить во свидетельство преславному чюдеси сему святаго, и в наказание
соньмицы Великого Новаграда, да пакы тако не дерзають скоро без испытанна святителя
осужати и изженути. О святых бо своих Христос рече: «Блажении изгнани правды
ради, яко техь есть царство небесное! А иже святыя изганяють бес правды, кый
ответ имуть?»
Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на
бесе
Перевод Л.А.Дмитриева
СЛОВО ВТОРОЕ О ТОМ ЖЕ О ВЕЛИКОМ СВЯТИТЕЛЕ ИОАННЕ, АРХИЕПИСКОПЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА,
КАК ОН ЗА ОДНУ НОЧЬ ПОПАЛ ИЗ НОВГОРОДА ВО ИЕРУСАЛИМ-ГРАД И СНОВА ВОЗВРАТИЛСЯ
ТОЙ ЖЕ НОЧЬЮ В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Нельзя забвению предать то, что случилось однажды по божьему
изволению со святителем Иоанном. Нередко попущением божьим выпадает испытание
и святым, да еще больше прославятся и просияют, как золото отполированное. Прославляющего
меня, говорит господь, и я прославлю. Дивен бог святыми своими; сам господь
святых своих прославляет. И еще сказал Христос: «Дал я вам власть над духами
нечистыми».
Однажды святой по своему обычаю творил ночные молитвы в ложнице
своей. Здесь у святого и сосуд с водой стоял, из которого он умывался. И вот,
услыхав, что кто-то в сосуде этом в воде плещется, быстро подошел святой и догадался,
что это бесовское наваждение. И, сотворя молитву, осенил сосуд тот крестным
знамением, заключив беса. Хотел бес постращать святого, но налетел на несокрушимую
твердыню и твердыни этой поколебать не смог, а сам лукавый был сокрушен.
И не в силах терпеть долго, начал бес вопить: «О, горе мне лютое!
Как в огне горю, не могу терпеть, выпусти меня поскорее, праведник божий!» Святой
же вопросил: «Кто ты таков и как попал сюда?» Дьявол ответил: «Я бес лукавый,
пришел, чтобы смутить тебя. Надеялся я, что ты, как обычный человек, испугаешься
и молиться перестанешь. Ты же меня, на мое горе, заключил в сосуде этом. И вот
как огнем палим я нестерпимо — горе мне, окаянному! Зачем польстился, пришел
сюда, не понимаю! Отпусти меня, раб божий, а я больше никогда к тебе не приду!»
И сказал святой беспрерывно вопившему дьяволу: «За дерзость твою повелеваю тебе:
сей же ночью отвези меня на себе из Великого Новгорода в Иерусалим-град, к церкви,
где гроб господень, и в сию же ночь из Иерусалима — назад, в келию мою, в которую
ты дерзнул войти. Тогда я освобожу тебя». Бес клятвенно обещал исполнить волю
святого, только умолял: «Выпусти меня, раб божий, страдаю люто!»
Тогда святой, закляв беса, выпустил его и сказал: «Превратись
в коня оседланного и встань перед кельею моею, а я сяду на тебя, и ты исполнишь
волю мою». Бес черным дымом вышел из сосуда и встал конем перед кельею Иоанна,
как приказал ему святой. Иоанн же, выйдя из кельи, перекрестился и сел на него,
и очутился той же ночью в Иерусалиме-граде, около церкви святого Воскресения,
где гроб господень и часть от животворящего креста господня. Беса же заклял,
чтобы не мог с места того сойти. И бес стоял, не смея сдвинуться с места, покуда
Иоанн ходил в церковь святого Воскресения. Подошел Иоанн к дверям церковным
и, преклонив колени, помолился, и сами собой открылись двери церковные, и зажглись
свечи и паникадила в церкви и у гроба господня. Святой возблагодарил в молитве
бога, прослезился и поклонился гробу господню и облобызал его, поклонился он
также и животворящему кресту и всем святым иконам и местам церковным. Когда
вышел он из церкви, осуществив мечту свою, то двери церковные снова сами собой
затворились. И нашел святой беса, стоящего конем оседланным, на том месте, где
повелел. Сел на него Иоанн и той же ночью оказался в Великом Новгороде, в келье
своей.
Когда уходил бес из кельи святого, то сказал: «Иоанн! Замучил
ты меня: в одну ночь заставил донести себя из Великого Новгорода в Иерусалим-град
и в ту же ночь из Иерусалима-града в Великий Новгород. Это ведь заклятием твоим,
как цепями, был я крепко связан и все, бедный, перенес. Смотри же не рассказывай
никому о случившемся со мной. Если же расскажешь, то я тебя оклевещу. Будешь
тогда как блудник осужден, и поруган, и на плот тебя посадят и пустят по реке
Волхову». Так пустословил лукавый. Святой перекрестил его, и исчез бес.
Однажды Иоанн, как это было в его обычае, вел душеспасительную
беседу с честными игуменами, и с многоразумными иереями, и с богобоязненными
мужами, поучая и рассказывая о жизни святых, для пользы душевной людям. Они
же в сладость слушали поучения святого: не ленился он учить людей. И поведал
он тогда, как-будто о ком-то другом рассказывая; что с ним самим случилось.
«Я, говорил, знаю человека, который за одну ночь успел попасть из Новгорода
Великого в Иерусалим-град, поклонился там гробу господню и той же ночью вернулся
в Великий Новгород». Игумены, иереи и все люди подивились этому.
И вот, с того дня божиим попущением начал бес клевету возводить
на святого. Жители того города часто видели, как из кельи святого выходила блудница:
это бес преображался в женщину. Горожане же не знали, что это бесовское наваждение,
а были уверены, что это на самом деле уличная женщина, и впадали в заблуждение.
Случалось также, что начальники города, приходя в келью святого для благословения,
видели там мониста девичьи, и обувь женскую, и одежду, и негодовали на это,
не зная, что и сказать. А все это бес наваждением своим показывал им, чтобы
восстали на святого, неправедно осудили его и изгнали бы.
осоветовавшись с начальниками своими, горожане порешили между
собой: «Не подобает такому святителю, блуднику, быть наапостольском престоле
— идем и изгоним его!» О таких людях Давид сказал: «Пусть онемеют уста льстивые,
в гордыне изрекающие ложь о праведнике, потому что они поверили бесовскому наваждению,
как некогда еврейский народ»., Но возвратимся к нашему рассказу.
Когда пришел народ к келье святого, то бес перед глазами всех
побежал в образе девицы, будто из кельи святого. Люди закричали: «Ловите ее!»
Но хоть и долго гнались, не смогли поймать. Святой же, услышав говор людской
у кельи своей, вышел и спросил: «Что случилось, дети мои?» Они же рассказали
все, что видели, и, не внимая оправданиям святого, осудили его как блудника.
Схватили его, и надругались над ним, и, не понимая, что творят, понося святого,
порешили: «Посадим его на плот на реке Волхове — пусть выплывет из нашего города
вниз по реке». И вывели святого и целомудренного великого святителя божьего
Иоанна на Великий мост, что на реке Волхове, и, опустив святого с моста, на
плот посадили. Так сбылось предсказание лукавого дьявола. Возрадовался нечистый,
но божья благодать и вера святого в бога и молитвы пересилили.
Когда посадили божьего святителя Иоанна на плот на Волхове, то
поплыл плот против самой быстрины, которая как раз у Великого моста, никем не
подталкиваемый, вверх по реке, к монастырю святого Георгия. Святой же молился
о новгородцах, говоря: «Господи! Не вмени им это во грех: ведь сами не ведают,
что творят!» Дьявол же, видев это, посрамился и возрыдал.
Люди, узрев такое чудо, стали рвать одежды на себе и говорили:
«Согрешили мы, неправедно поступили — осудили овцы пастыря своего. Теперь-то
видим, что бесовским наваждением все произошло!» Побежали в великую Софию божию
и велели священному собору — иереям и дьяконам — идти с крестами вверх по берегу
реки Волхова к монастырю святого Георгия и умолить святого, чтобы возвратился
на престол свой. Священники взяли честной крест и икону святой богородицы, как
подобает, и пошли по берегу Волхова вослед за святым, моля его, чтобы возвратился
на престол свой. Так же и те люди, которые прежде на святого клевету возводили,
шли по берегу Волхова к монастырю святого Георгия и с мольбой просили: «Возвратись,
честный отче, великий святитель Иоанн, на престол свой, не оставь чад своих
осиротевшими, не поминай наше согрешение перед тобой!» И, обогнав святого и
крестный ход, остановились за пол-поприща до монастыря святого Георгия, и, кланяясь
до земли и проливая слезы, умоляли Иоанна, повторяя: «Возвратись, честный отче,
пастырь наш, на престол свой! Пусть грех наш падет на нас — прельстились кознями
лукавого дьявола и согрешили перед тобой. За дерзость свою прощения просим,
не лиши нас благословения своего!» И многое другое говорили, умоляя святого.
Тихо плыл Иоанн на плоте своем против сильного течения, как будто некой божественной
силой несло его благоговейно и торжественно, чтобы не обогнать крестного хода,
— наравне с несущими честные кресты иереями и дьяконами плыл он. Когда священный
собор с честными крестами подошел к тому месту, где стоял народ, то все вместе
стали еще горячее молить святого, чтобы возвратился он на престол свой. Святой,
вняв мольбе их, словно по воздуху несомый, приплыл к берегу и, поднявшись с
плота, сошел на берег. Люди, видевшие все это, радовались, что умолили святого
возвратиться, и плакали о своем согрешении перед ним, прощения прося.
Он же, беззлобная душа, простил их всех. Одни из них в ноги падали
ему, обливая их слезами, другие прикладывались к ризам святого. И, попросту
сказать, теснились и толкали друг друга, чтобы хоть увидеть святого. Святой
же благословлял всех. И пошел чудотворец архиерей божий Иоанн с крестным ходом
в монастырь святого Георгия, совершая молитвенные пения со священным собором.
И множество народа следовало за ними, восклицая: «Господи, помилуй!»
Архимандрит же и иноки того монастыря не знали, что в монастырь
грядет архиерей божий Иоанн. А в те времена в монастыре святого Георгия жил
некий человек, юродивый, получивший от бога благодать прозорливости. Сей человек
пришел к архимандриту монастыря и, постучав в дверь его кельи, сказал: «Иди,
встречай великого святителя божьего Иоанна, архиепископа Великого Новгорода,—
грядет он к нам в монастырь». Архимандрит не поверил и послал посмотреть. Посланные
же пошли и узнали от людей все случившееся со святым и, быстро вернувшись, рассказали
архимандриту. Архимандрит повелел в большие колокола звонить. И собрались иноки
этой великой лавры, взяли честные кресты и пошли из монастыря навстречу святителю
божьему Иоанну. Святой же, увидев их, благословил каждого и, придя в монастырь,
вошел в церковь святого Христова великомученика Георгия с архимандритом монастыря
того, со всем священным собором и иноками, и со всем множеством народа. И, совершив
молебен, с великой честью вернулся на престол свой в Великий Новгород.
Все это о себе рассказал он сам священному собору и другим людям:
как его бес хотел постращать, как он побывал за одну ночь в Иерусалиме-граде
и вернулся назад в Новгород, и все, что случилось с ним, подробно поведал, как
это выше рассказано. И поучал их святой, говоря: «Дети мои! любое дело творите,
сначала проверив все, чтобы не оказаться прельщенными дьяволом. А то может случиться,
что с добродетелью зло переплетется, тогда виновны будете перед божьим судом:
ведь страшно впасть в руки бога живого!» Но об этом пока многого говорить не
будем.
Князь и начальники города, посоветовавшись со всем народом, поставили
крест каменный на том месте на берегу, куда приплыл святой. И крест этот и ныне
стоит во свидетельство преславного чуда этого святого и в назидание всем новгородцам,
чтобы не дерзали сгоряча и необдуманно осуждать и изгонять святителя. Ибо сказал
Христос о святых своих: «Блаженны изгнанные правды ради, потому что им принадлежит
царство небесное! А те, которые изгоняют святых несправедливо, что смогут ответить
на том свете?»
Источник. Изборник (Сборник произведений
литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.404-413, 750-751 (прим.)
– Сер. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Повести…» и прим.
Л.А.Дмитриева.
Комментарий. Иоанн — первый новгородский архиепископ
(1163-1186 гг.). В первой половине XV в. при новгородском архиепископе Евфимии
II в Новгороде создается ряд литературных произведений, в которых воскрешается
история Новгорода Великого. В частности, литературно оформляются легендарные
предания об Иоанне. Три легенды о первом новгородском архиепископе составляют
основу «Жития Иоанна Новгородского», написанного, по-видимому, известным агиографом
XV столетия Пахомием Логофетом. Наиболее интересен в «Житии» рассказ о путешествии
Иоанна на бесе в Иерусалим, носящий сказочно-фантастический характер.
«Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе» печатается
по списку конца XV в.— ГПБ, Соловецкое собрание, № 617 (500), с единичными
исправлениями явно испорченных мест по списку XVI в. — ГБЛ, Румянцевское собрание,
№ 154.
[1] ...Давид рече...— См. Псалтырь.
[2] И выведоша... Иоанна на Великий мост... —
Казнь осужденных в Новгороде происходила на мосту через Волхов: осужденных сбрасывали
с моста в реку.
[3] ...к святаго Георгия монастырю. — Юрьев
монастырь на левом берегу Волхова в четырех километрах от Новгорода, вверх по
течению.
[4] ... в великую Премудрость божию... — Имеется
в виду собор св. Софии в новгородском кремле.
|