Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

X - XI века

К оглавлению

 

Ноткер Льежский

Ноткер происходил из знатной швабской семьи, родственной Саксонской династии. Он получил образование в монастыре Сент-Галлен и был благочинным этого монастыря. В 972 г. он был назначен епископом Льежа, и в течение 36 лет, до самой своей смерти, так хорошо исполнял свои обязанности, что остался в памяти льежцев самым великим епископом города. Он построил новый кафедральный собор - собор св. Ламберта, два монастыря, семь церквей, среди них церковь св. Иоанна по образцу Аахенского собора, городские стены. Особой его заслугой явилось создание и организация Льежской школы, куда стекались учащиеся со всей христианской Европы. Он пригласил в Льеж уроженца Калабрии Льва, тем самым включив в программу школы греческий язык. Среди его учеников были будущие епископы, например Гунтер Зальцбургский, сын герцога Эккехарта Майсенского, Рутгарт и Эрлуин Камбрейские, Хеймон Вер-денский, Хесселон Тульский, Адальбольд Утрехтский. Таким образом, через учеников Ноткера влияние Льежской школы распространилось не только на северные области Франции, но и на юг. Время правления Ноткера было отмечено таким расцветом науки и искусства в Льеже, что город называли "Северными Афинами". Ноткер был верным сторонником императоров Отгона III и Генриха И. Он сопровождал Отгона в Италию и привез его тело назад в Германию. Ноткер был известен своим современникам как агиограф. По просьбе общины св. Бавона в Генте Ноткер составил "Житие св. Ландоальда". Поводом для этого послужило перенесение в 980 г. мощей святого из Винтерсхофена в Гент. Поскольку все древние документы, рассказывавшие о святом, были утеряны, монахи отправили священника по имени Сараберт, чтобы тот лично передал епископу их просьбу, а также вручил в собственные руки записи, в которых содержалось все, что можно было собрать из воспоминаний о святом Ландоальде. Из-за скудости сведений о святом Ноткеру пришлось создать скорее историческое произведение о событиях начала VII в., о временах Хлотаря I и Дагоберта, о миссионерской деятельности св. Аманда, в которое он искусно вплел то немногое, что было известно о св. Ландоальде, сподвижнике св. Аманда. При этом Ноткер избежал соблазна дополнить сведения о св. Ландоальде, используя "общие места" агиографического канона. После написания "Жития св. Ландоальда" к Ноткеру обратился Веринфрид, настоятель монастыря Ставло, с просьбой написать житие св. Ремакля, основателя и первого настоятеля этого монастыря. Задача Ноткера состояла в том, чтобы на основе более древнего жития написать текст, отвечавший требованиям X в. Текст этого жития свидетельствует об образованности Ноткера. Помимо Свящ. Писания и Отцов Церкви он приводит цитаты из Горация (из Посланий, а также из редко цитируемых Од), из Вергилия, Теренция и крайне редко цитируемого Тибулла. Из прозаиков он цитирует Цицерона (особенно "Тускуланские беседы") и Саллюстия. Речи, с которыми св. Ремакль обращается к своим ученикам, составлены по образцу тех, которые можно найти у Саллюстия. Перевод сделан по изд.: PL. V. 139. Ccol. 1147-1168.

640

Житие св. Ремакля

Посвятительное послание Ноткера, епископа Льежского, к аббату Веринфриду.

Ноткер, которого, хотя и недостойного, называют однако, епископом владений Святой Марии и Святого Ламберта, Веринфриду, досточтимому отцу и во храме сослужителю, желает помощи вечного спасения.

Как говорит величайший из ораторов, "древность, которая ближе нас была к истоку и божественному нашему происхождению, ...оттого, быть может, лучше могла распознать и самую истину"1. Истинно знаем, как рассказал ангел Даниилу, что прейдут многие, и многообразно будет знание [ср. Дан 12:4]; в древности особенно процветало размышление, исследовавшее истину и прозиравшее будущее; в наши же времена надежность веры становится как можно более сильной, основываясь на весьма многом знании прошлого. Древним знание всех вещей подала долговременность жизни, приводя их к нечувствительности старости; нас, напротив, горячая кровь и незнание вещей приводят в движение. О если бы воспоминание о мыслях древних мужей не отлетело от нас по причине краткости жизни, ее тревог и забот! Жили многие сильные мужи и до Агамемнона2, но все, неоплаканные и неизвестные томятся в долгой ночи забвения, ибо не имеют вдохновленного Богом певца. Верю, что ты обдумываешь это, о почтеннейший из отцов, так как необходимо, что чем люди моложе, тем они проницательнее. Ты показал мне книжечку о жизни сколь вашего, столь и нашего особого покровителя, а именно, господина Ремакля, сетуя, однако, что из-за небрежения Ваших предшественников она появилась на свет короче, чем того требует дело, рассказывая о величии его деяний. И равно мне кажется, что ты, не скажу, настоятельно просишь, но скорее увещаешь, чтобы я приказал ее не только скопировать, но отделать гораздо более изящно, или потому что имеется множество деяний его, собранных в другом месте, или потому что Ваш хартуларий3 знает обстоятельства, несходство которых ныне весьма нужно разобрать. Но на твою просьбу, в то время как общеизвестно, что ты с твоими учениками являешься предстоятелем всех благородных искусств, приходит на ум Пиерийское4: "В рощу дров наносить!" и к морю: "Что посылаешь воды в реки?". Нерешительная душа, колеблясь между этими двумя мыслями, начинает замолкать, когда, вот, неожиданно пробудилась память, и силы, от которых решительно отказывается неопытность, подает любовь, и она же устраивает прочее дело так, как это необходимо Безначальному. Итак, я приступил к делу, и - воспользуюсь словами некого мудреца - "все, что мне нужно, себе из запаса я малого буду брать"5; я не счел, что есть нечто важнее твоего увещания, которое соединено и с честью нынешнего замысла, и пользой будущего времени, и если бы не казалось, что я обращаю в бегство суждение (бывших до меня), я бы с радостью согласился на такое служение. Дерзающему иметь суждение, оно дается, когда он верит, что может быть дано то, о чем знать есть слава,

21. Памятники средн. лат. лит. X-XI вв. 647

равная славе правящего государя. Уже давно делали то же самое мужи почтенного возраста, авва Хильдуин6 в "Страдании св. Дионисия", архиепископ Хинкмар7 в "Житии св. Ремигия" и другие весьма многие, составлявшие жития немалого числа святых. При том что эти писатели лучшие, мы можем держать в руках то, что во всех обстоятельствах и обыкновенно, и должно иметь наибольшее значение. Ибо, никто из них не был столь полезен для жизни, в конце концов, без того, чтобы дело, возраст, опыт не приносили чего-нибудь нового. И чтобы этот труд, предпринятый по твоему увещанию, не совершился бесплодно, не только времена и деяния того, кого вспоминаем, а именно, святого Ремакля, а еще и прочих предстоятелей нашей кафедры, которые повсюду можно было бы найти, я собрал вплоть до наших времен и затем, по твоей воле, развернул в состоящее из выписок житие святого, которое ты весьма желал получить. Я почитал, что, конечно, я далеко отстою образом мыслей от превосходства первого оратора, который мог протянуть малое во многое, или уменьшить великое, сделать величайшего из наименьшего, изложить долгое сжато, сжатое пространно, народное пристойным образом, пристойное умозрительно, новое обыкновенным образом, обыкновенное, словно новое, и коснуться многих вещей такого рода. Ему и поэт предписал: "Следуй преданью, поэт, а в выдумках будь согласован!"8. Как школяры, когда перед ними поставлена тема, выбирают, какими словами мог воспользоваться тот, кто потерпел обиду, или тот, кто нанес ее, и мы представили нечто достойное, мало того, несомненное. Ибо даже если я потщился бы последовать некому весьма красноречивому мужу, говорящему: "Даже если это, говорит, ни тот, ни другой не сказал, однако имел желание и явил в деянии", я, во всяком случае, не убоялся бы ничьего суждения, однако об этом в другом месте. Я говорю, послал я Любви Твоей подарок, который принят менее по уверенности влияния, более же по причине дерзновенной дружбы. И действительно, размышление о дружбе в труднейшем ходе труда придает великие силы, и многое изобилие вещей часто позволяет угодить желающим знания. Потому хотя я и тревожусь, как бы моя вина и недостатки не превратились в обиду для увещающего, ибо я не могу соответствовать служению, которое мне приказали исполнить, однако, когда вижу твою благожелательность, становится все незатруднительным и легким, и (я сказал бы так) по собственной моей воле делается то, что предлагается как предписание твоей Любезности. А так как это служение исполнено, желаю, чтобы и ты подъял некий труд; если какое из твоих сочинений я когда-нибудь настоятельно попрошу, будешь несправедлив ко мне, если откажешь. Кто бы ни сделал великое, желал, чтобы ему великое возвратилось. Но не дерзко желать великого, ибо ничто не равно твоим заслугам и моим обещаниям. Потому я боюсь укусов бранчливой зависти, ибо злобная зависть имеет обыкновение приносить человеку ущерб из-за трудного дела. Наконец, не все одно и то же любят и ему удивляются. Следовательно, пусть при этом кто-либо не умалит мои ответы косым взглядом, не отравит мрачной ненавистью и язвительной насмешкой. Но ты,

642

блаженнейший отче, ревнитель моего труда и своего увещания, позаботься, чтобы исполненное служение оградило меня от опасности, ибо более достойно отнести причину стыда твоего друга к тебе, если труд его вызовет неудовольствие. Будь здоров.

Всем, что ни сказка сказать, ни перо описать не сумеет, Радостно в мире владей. Восприимчивый слух услаждает Милое имя твое. Добродетель нашла тебе друга.

Предисловие автора

Всемогущий Господь, милость Которого изобильна, природа Которого благость, воля Которого власть, деяние Которого милосердие, с великим терпением потерпел сосуды гнева, годные к погибели; но так как Он не нашел никого свободным от вины первого грехопадения, Он пришел, чтобы освободить всех, выплатил вперед богатство благости и долготерпения, действенно проявил всемогущество воли на неблагодарных и недостойных внимания Его благодати, когда весьма Он прежде милостиво позаботился о том, чтобы могло быть восстановлено дело спасительного милосердия. Господь отнял у мужа сильного и вооруженного его оружие, на которое тот надеялся, раздал сосуды, которыми тот владел, чтобы, если прежде из-за грехов они были сосуды гнева, так чрез Его благодать они сделались бы сосуды милосердия. Ибо как не должно верить, что кто-нибудь может достигнуть спасения, если Бог не побуждает его к этому, так некому человеку, побужденному к спасению, невозможно трудиться над своим спасением, если Бог ему не помогает; никто не может погибнуть по воле Божией, но лишь по попущению, по выбору свободной воли; если бы воля в дарованиях и звание свободного человека не были однажды определены человеку, он был бы низведен к некой рабской необходимости. Следовательно, по милосердию Божию, мы имеем таковое начало нашего спасения. А нашей свободной воле присуще, чтобы мы соглашались со спасительным вдохновением. Далее, Божественному дару присуще, чтобы мы достигли того, к чему стремимся, соглашаясь с Божественным увещанием; нашей власти и малодушию свойственно, чтобы мы заблуждались. К нашей заботе отчасти, но к небесной помощи всячески относится, чтобы мы не заблуждались, получив дар Спасения. И твердо уповая на эту надежду, мы точно знаем, что мы на деле блаженны. Хотя мы и не видели, что Христос совершает таковое, живя во плоти, но, слыша об этом непрерывно, не усомнились уверовать. Еще многие делали дела, которые Он делал, и, по Его обетованию, и большие дела также делали [Ин 14:2]. Не только соседи признают это, но еще и те проповедуют, которые живут далее савроматов, и доходят до Ледовитого моря, и населяют острова Блаженных. Мы подчинились такому благу с радостью, и нам доставляет удовольствие служить Таковому Господу, Который есть не только Покровитель и Помощник получающих пользу, но еще и заботится о лекарствах против заблуждений; ибо Он дарует нам поддержку ангелов и предоставляет покровительство

2Г 643

святых, которых мы не усомнимся умолять как ходатаев за наши прегрешения. Хотя Господь и даровал святых в разных местах различным провинциям для того, чтобы их почитали по отдельности у отдельных народов и всех вместе; однако же Он предназначил неких святых для некоторых отдельных мест с тем, чтобы их особенно любили и молились к ним с большей охотой. Из них к нам Господь призвал блаженного Ремакля, чтобы мы весьма много уповали на его помощь. Итак, приступим, по мере сил, рассказывать о его житии и деяниях.

Начинается житие

1. Королевство франков, всегда непобедимое от самого своего основания, очевидно, прославилось более прочих соседних королевств в особенности тогда, когда склонилось под иго Господней веры и сожгло то, чему прежде поклонялось, и поклонилось тому, что сжигало. Оно весьма увеличилось, и в это время положение Церкви Божией укрепилось, когда король Хлотарь9, четвертый по закону преемственности, сделался единовластным правителем трех королевств, и его владычество завершило сороковой год. В этот же год Ираклий10, снова отвоевавший Св. Крест, насчитывал четырнадцатый год своей власти. Этот Хлотарь не терпел, чтобы кто-либо из соседних королей входил с оружием в области подвластные ему, но постарался сдерживать браздами своего правления всех королей и все народы Испании, Галлии и Германии. Далее он поставил во главе австразийцев своего славного сына Дагоберта11, и пожелал, чтобы ему были подчинены еще и германские земли. В их блаженнейшие времена христианская вера до того возросла, что в пределах их королевства не было почти ни одной церкви или можно было редко найти таковую, которая не прославилась бы покровительством какого-нибудь святого этих времен. И, так как мы умолчим о бессчетных святых, назовем нескольких: святые мужи Элигий12 и Аудуин13 несли службу во дворце; блаженный Арнульф и Ремарик14 призывались на королевские советы, святой Аманд15, блаженнейший Ремакль16 и святой Гоар17 своим рождением возвеличили Аквитанию. Некие считают, что эта Аквитания составляет почти третью часть Галлии. Она получила такое имя от извилистых вод Нигера, который по большей части ее омывает и почти обходит по кругу. С северо-запада эту область омывает океан, который называется Аквитанс-ким заливом; с запада она граничит с Испанией, с севера и востока с Лугдун-ской провинцией, с юго-востока и юга - с Нарбонской. Область эта богата ручьями и реками, полными рыбы, ее почва весьма плодородна, пастбища для скота тучны, виноградники ее приятны, как нектар, обширные леса, знаменитые множеством плодов, золото, серебро и другие металлы находятся здесь в изобилии. Аквитания богата множеством доходов, но более других провинций предана роскоши и всем наслаждениям. Наконец, этот край славится сильными, воинственными и свирепыми мужами. Кроме замков и укрепленных мест, есть в Аквитании четырнадцать превеликих городов, и они

644

\

&

мшшшж

Ал,

%

В Битуригской-то диоцезе и был рожден тогда на этот свет от отца Альбуция и матери Матринии Ремакль; по своему положению в миру они оба выделялись и имением, и знатностью рода. Об этом свидетельствуют его обширные владения, переданные как нашей Церкви, так и Вашему монастырю или им самим, или его родителями, или еще Королевским Величеством; каким образом это делалось, можно узнать из посланий, которые еще и теперь сохраняются в архивах обеих Церквей.

2. А обучен был отрок добрых дарований Ремакль у блаженного Суль-пиция, в честь которого, как известно, этим святым мужем освящены весьма многие церкви в нашей диоцезе. Когда же отрок подрос, и, смотря по тому, что требовал возраст, принес плод всяческой непорочности и честности, он был поручен блаженному Элигию, мужу среди людей его возраста, бесспорно, первому по заслугам. А Элигий в Соллемниакском монастыре22, который он сам возвел в своем имении, тщательно научил Ремакля священным установлениям монашеского образа жизни. Благочестивый юноша до такой степени повиновался его увещаниям, что он собою подавал примеры благочестивой жизни всем, служащим Христу в том монастыре, ибо в нем изобиловала Божественная благодать. Был он в бдениях усерден, в молитвах бодрствовал всю ночь, замечателен в воздержании, весьма славен всей непорочностью обычаев. Блаженный Элигий, которому отрок был передан родителями, видя это и радуясь его духовному преуспеянию с неким ликованием, переложил на Ремакля заботу о врученном ему стаде, поручая ему свои череды и назначая его взамен себя. Ибо Элигий был принуждаем возвратиться во дворец короля и усердно служить ему. А после повсюду распространился слух о святости жизни Ремакля и достиг слуха еще самих знатнейших придворных мужей. Промысел Божий сделал так, что светильник, возожженный огнем Божественной благодати, не мог утаиться под спудом своего собственного рассуждения; но он был поставлен на свещник, чтобы люди, не имеющие света, в доказательство веры, от него принимали свет. Во дворце короля стало известно, что таковым мужам не должно избегать присутствия в королевском дворце, чтобы дела королевства устраивались благодаря осмотрительности тех, чьи столь славные знаки заслуг были всем видимы. Итак, Ремакля призывают ко двору, как подобает, и вводят в королевский дворец, и, как после явил исход дела, он стал для всех великим утешением.

3. В почти это же время блаженный Иоанн, управляющий Тунгренской, или Трайектанской23 Церковью, блаженно совлекся смертной плоти. Далее славный король Дагоберт, который наследовал в единовластии отцу Хлота-рю, призвал к себе блаженного Аманда, который, как тогда было в обычае, был сделан епископом, чтобы проповедовать веру Христову. Некогда Дагоберт изгнал его, нанеся обиду блаженному епископу, ибо святой Аманд упрекал его по причине каких-то злодеяний. Ныне же король всеми силами старался привязать к себе мужа Божия чрез крещение сына своего Сигиберта и поместить его на Траектанскую кафедру. И этот-то святой муж, за три года

646

объехавший замки и селения, сеял везде Слово Жизни; но видя, что ему ничего не удалось, более того, замечая еще, что сами священники и диаконы насмехаются над ним, по предписанию Господню, отряхнул по отношению к ним прах от ног своих и отправился проповедовать в другие места, как делал и прежде. Точно неизвестно тогда, сколько времени трайектанский народ оставался без пастыря, пока отец не сделал Сигиберта24 королем Австра-зии и не пожелал учредить епископскую кафедру в городе Медиоматрике25. Трайектанцы же все вместе чрез посольство избранных священников и великого множества вождей по требованию всех сословий предложили ему просьбу такого рода, что он не должен им поставить епископом никого, кроме блаженного Ремакля; ибо он любезен и Богу, и людям, среди своих ровесников первый по святости, приятен ангельским духам и должен быть принят и почтен всеми смертными. Они вспомнили, что они испытали от святого Ремакля много благодеяний и что им весьма часто помогала его помощь у короля и знатных людей. И им также было известно благоразумие того, кто нередко призывался в королевский совет. Блаженный Ремакль достаточно знал Писание, откуда он мог приводить примеры как из Ветхого, так и из Нового Завета. Наконец, у него не отсутствовало никакое из тех качеств, которые, по желанию Апостола, должны быть присущи епископу. Король, ласково и с благорасположением духа внимая этим речам и соглашаясь с их усердием, постановил предоставить им то, что они попросили. Он призвал к себе блаженного Ремакля и повел с ним речь об этом деле. Едва ли можно описать, какой приятностью речи он воспользовался, чтобы убедить его, и как ему всячески противился святой муж. Но король, полагаясь на совет священнослужителей и знати, не отступил от своего намерения. Наконец, святой муж, боясь, что он сопротивляется Божией воле, против своего желания все-таки согласился и был поставлен двадцать седьмым предстоятелем Тунгренской, или Траектанской, Церкви, чтобы наделить многих семенами Божественного Слова, которые до той поры он скрывал у себя.

4. Мы не можем изъяснить, с каким благочестием, с какой непорочностью было исполнено это служение, когда тотчас в самом начале его епископского назначения Христос щедро даровал ему такую благодать слова, что все с великой преданностью показали себя в послушании, и не было никого, кто любил бы его не от всего сердца, но всякий стремился по своим силам приноровить себя к его учению. В его обычаях не было никакой высокомерности, но всего его подчинило себе святое смирение. Гордые почитали его, как старца; смиренные любили, как брата. Ко всем он обращался с благоволением и духовной любовью. На земле проживая телом, внешностью и обычаями он показывал себя небесным. Он был обликом ангельский, походкой степенный, деянием благочестивый, целомудренный телом, весьма проницательный духом, в деле осмотрительный, дарованиями выдающийся, великий советом, кафолический верой, весьма терпелив в уповании, имеющий ко всем любовь. Каковы были его заслуги у Господа, свидетельствуют его дела. Ему

647

ч

<L—..

vtfrf.'ftis.tfi.j'rf' «ч

 


была присуща удивительная приятность и обходительность обычаев, и среди богатых и бедных он умел вести себя с умеренностью, чтобы бедные полагали его человеком их положения, а богатые - своего сословия. Он оценивал не личности могущественных людей, но пристойность обычаев, ко всякому относясь с настолько большей благосклонностью и почтением, насколько он знал, что тот живет благочестиво. Чему он учил устами и прибавлял словами, никогда не опровергал деянием или голосом; но действием являл то, чему следовало учиться голосом. Что ему сообщила Божественная благодать, то он передавал потомкам. Потому последовало, что не только его деяния нам и сегодня приносят пользу, но еще и деяния его учеников; он надлежащим образом обучил тех, чьи деяние и труд нам служат примером и побуждают нас к подражанию.

5. Он был управителем многих киновий, в которых вплоть до сего дня возрастают полки служащих Христу. Он был отец и наставник многим ученикам. Как Он приобрел их души Христу, так и они сами, и их преемники, привели ко Христу души многих; его заслуги в них находятся в изобилии. В числе учеников блаженного Ремакля был блаженный Теодард26, им, без сомнения, обученный церковным наукам, именно его святой Ремакль назначил своим преемником; муж сей в конце концов ушел из жизни как мученик. Таков же был и святой Ламберт27, который также в свое время показал себя необыкновенным мучеником. Таков был и блаженный Аделин28, рожденный в Аквитании, и, как рассказывают, его спутник в странствиях; ему, некогда в месте тайном, занимающемуся достойными Бога занятиями и трудами, св. Ремакль явился в видении, лицом привлекательный, сединою почтенный, остальным обликом весьма превосходный и указал место будущего жития и вечного упокоения и источник, пригодный для человеческих нужд. Каковое деяние и сегодня для всех не тайна, ибо он упокоился плотью в том же месте, и, присутствуя духом, не престает ежедневно подавать там бесчисленные благодеяния верующим.

6. Далее, в избрании святого Трудона29 легко можно заметить, что святой муж ревностно заботился о делах и охранении Господня стада, что у него был пророческий дух, что, наконец, в нем, великой любовью пылавшем ко Христу угасли все страсти. Он, по обычаю с пастырской предусмотрительностью посещая свою диоцезу, исторгал, кого мог, из пасти волков и стремился принести прибыль Вышнему Пастырю. Добрым людям он помогал сделаться лучше; праздных же и бездеятельных он увещал, чтобы возвратились к благоразумию. Тем временем св. Трудон еще отроком принес первые плоды добродетели. И он был заметен великим происхождением из знатного рода, однако ему был более присущ больший пыл Божественной любви и усердия к добродетелям. Блаженный отрок связал себя таковым обетом: если с помощью Христовой он выучит Святые Писания, то построит в своем поместье церковь, будет там непрестанно служить Господу, и соберет, кого сможет, к себе для почитания и служения Богу. И когда святой Трудон

649

воспылал этим желанием, он был поражен ночным видением, и ангельское утешение подкрепило его таким образом: "Знаешь, брат, - говорит ангел, -что те обеты, которые ты торжественно произнес Христу еще отроком, Ему приятны, и твои молитвы вознесены к Нему; не сомневайся, что в том, в чем, упреждая, Он тебе благоприятствовал, он тебя еще будет сопровождать Своей помощью и приведет в исполнение твое желание. Он, говорю, премудростью Своей напитает твое сердце, и обучит предписаниям Своим, и Закон этот напишет в груди твоей. Далее же еще будешь возвышен к обязанностям Церковного достоинства, и словами и примером призовешь ко Христу и Церкви Его многих сынов твоих. И, чтобы ты более верно совершал церковное служение, пойди к блаженному Ремаклю, который пребывает недалеко отсюда. Бог откроет ему, что тебе должно делать. Он направит шаги твои туда, куда ты столь стремишься".

7. Блаженный Трудон, ни в чем не колеблясь относительно ангельского видения, поднялся поскорее и устремился туда, куда ему было приказано идти. Святой Ремакль был тогда занят, пася своих овец и заботясь о них; и когда блаженный Трудон подошел ближе, святой муж, наученный божественным откровением говорит: "Поднимайтесь поспешно, и выйдите навстречу мужу Божию, который идет нас посетить; примите его с уважением и приведите ко мне с почестями. Вот, он близко, быстрее бегите ему навстречу". Они сделали, как им было приказано, и привели святого Трудона к блаженному Ремаклю, оставшемуся дома со своими учениками. Видя юношу, благочестивый отец поднялся, и, плача от радости, устремился к нему с поцелуями; удержал его, желающего броситься к его ногам, тотчас поднял и, от глубины сердца вознося благодарение Богу, сказал: "Да будет Тебе, Добрый Иисусе, Посетитель душ чрез посредство Святого Духа с Превечным Отцом, слава, хвала и ликование, Тебе, Который пожелал нас в этот день утешить приходом этого раба Твоего, в котором Ты обитаешь". И добавил: "И ты, сын мой, будь благословен Господом, Который изволил послать тебя к нам и указать нам желание твоей души тайным вдохновением. Знай, следовательно, что далее ты мне будешь сыном по закону любви, и я буду всегда оказывать тебе служение духовного отца. Ибо мне, рабу Своему, открыл Господь, что тебе должно сделать для спасения твоей души; и от меня ты научишься, как сделаться исполнителем своего обета. Я узнал, ибо Господь научил меня, что в отрочестве ты дал обет, если тебе случится когда-либо получить знание священных Писаний, то ты построишь церковь в своем имении и там будешь служить Господу до конца своих дней. Узнай же, что ты исполнишь это таким порядком. Ты предложишь свои владения святому первомученику Стефану около Града Метенского30 и от насельников места сего научишься Божественным Писаниям. Когда ты достигнешь этого, ты вернешься ко мне и построишь церковь, в каком хочешь месте, как ты пообещал".

8. Затем, когда Трудон обратился к св. Ремаклю со слезными просьбами, тот дал юноше письма от себя к епископу Метенского града, который воспи-

650

тал и обучил его, как свыше ему самому было открыто. Во главе Метенской Церкви стоял тогда Клодульф, по плоти сын блаженного Арнульфа и по заслугам добродетелей достойнейший преемник его на епископской кафедре. Клодульф с великим человеколюбием принял блаженного Трудона, не только ради него самого, но еще и ради славного ручательства святого Ремакля, и когда причины его прихода стали известны, позаботился обучить его Священному Писанию и Божественному закону и принял владения, которые тот предложил святому Стефану. Он хорошо обходился с Трудоном, проведшим там много лет, и, усердно обученного и посвященного в священнический сан, отослал его святому отцу Ремаклю. Когда муж Божий, осведомившись у Трудона, что даровал ему Господь и был ли благоприятен путь в Мец и обратно, убедился в том, что Трудон хорошо обучен Священному Писанию, он вознес Богу великое благодарение, говоря так: "Хвала Тебе, Отче, Господи неба и земли, что Ты изволил исполнить то, что мне открыл о Своем рабе, и призвал его, невредимого, ко мне, научив и украсив знанием Твоих предписаний и Твоего закона". Святой Ремакль разрешил блаженному Тру-дону проповедовать Слово Божие в своей диоцезе, служить миссы, в каких хочет церквях, наконец, выстроить в собственном имении церковь, как тот обещал. Блаженный Трудон некоторое время оставался у св. Ремакля, живя весьма свято, и, наконец, получив епископское благословение, вновь посетил родную землю и исполнил на деле то, что уже давно замыслил в душе, выстроив церковь в своем поместье, где собрал многих, чтобы они служили Богу. Наконец он попросил Блаженного Ремакля освятить этот храм и добился желаемого. В этом храме он был погребен после многообразных трудов сей жизни. Там совершаются премногие чудеса, и вплоть до сего дня монахам там предоставляются удобные жилища.

9. Хочется немного поразмышлять о том, как в блаженном Ремакле, о чем мы уже сказали, утратил силу огонь всех страстей, как он превзошел заслугами всех священнослужителей нашего времени, сравнением с собой ввел в ущерб всех епископов нашего времени. Если бы им было предложено то положение, которое занимал блаженнейший муж, без сомнения, они будут поступать не так, то есть они не только не будут побуждать благочестивых мужей, чтобы они даровали имения свои не их церкви, но другой; но даже если кто, вдобавок, пожелал бы это сделать, они скорее будут отговаривать такого человека и убеждать его, чтобы им не без ущерба для других щедро пожертвовали то, что я назвал бы их утешением. Насколько более должно осуждать нас, настолько больше должно превознести большей хвалой и проповедью заслуги блаженного Ремакля, открыто отвергающего это. И мы пожелали гораздо более пространно вспомнить то же о св. Трудоне, чтобы еще мы показали, что Блаженный Ремакль был наделен и даром пророчества. Ибо когда вначале Трудон ушел от него, чтобы направиться в Метену, слугам блаженного Ремакля, презирающим такового гостя из-за его бедного платья, было неприятно, что епископ принимает у себя столь плохо одетого человека.

651

Узнав об этом из божественного откровения, Ремакль весьма сурово выбранил их, но, когда они раскаялись в том, что они сделали, он снова стал к ним милостив, увещая их, чтобы они были осторожнее в дальнейшем. Но об этом в другом месте.

10. У кого достанет силы рассказать, как же после этого свято и благочестиво жил Ремакль? Кто выразит в словах его заботу о вверенном ему стаде? Он увещал всех отказаться от соблазнов льстивого мира, стремиться к братской любви и согласию, беспрепятственной стопой ходить по пути Божи-их заповедей, презреть мир и его страсти, и высыхающий цвет, подобный сухой кратко живущей траве, попрать ревностным духом, умом и деянием добиваться и искать небесного. Деятельно занимаясь этим, святой Ремакль воспылал большим желанием беспрепятственно посвятить себя Богу, чтобы вкусить, сколь сладостен Господь. Он желал, чтобы ему был явлен способ, которым он бы легче этого достиг. В это время король Сигиберт, движимый великим благочестием духа, построил жилища, переданные в собственность богопочитанию, в местах, где их еще не было. Построенные или им, или королями прежних времен монастыри он поддерживал благосклонной щедростью и имением. Блаженный Ремакль и прочие священнослужители неутомимо заботились, чтобы почитание, долженствующее Богу, не находилось там в пренебрежении.

11. В том месте, которое называют Коэсеконгидун, у реки Сесмар, тот же король Сигиберт, по совету знатнейших мужей, построил киновию в честь апостолов Петра и Павла и Иоанна, так как это место показалось пригодным для пребывания и уставной жизни монахов. По своей щедрости он обогатил новый монастырь, привел туда славных рабов Божиих и пожелал, чтобы их попечителем, а также наставником и учителем стал блаженный Ремакль, чтобы от него они научились подобающим образом жить по преданию святых отцов. И сегодня существует место молитвы, высеченное его трудом в скале, в котором еще и теперь недомогающим подаются благодеяния исцелений. Ибо там благочестивый муж довольно долго приносил себя в жертву Богу, изнуряя себя постами и бдениями; более тесно соединенный со Христом, он предавался Божественному созерцанию и орошал дождями спасительно учения сердца подданных. После он стал в своем месте испытывать тяготу, неясно, по какой причине, разве только потому, что о нем разнеслась молва; монастырь этот испытал много тягот от могущественных людей, которые проживали вокруг; и так как король не имел земель поблизости, за счет которых этот монастырь мог увеличиться, блаженный муж, говорят, обратился к королю и сказал ему: "Я посчитал нужным напомнить Твоему Величеству, славный властитель, что в то время как твоя великая щедрость посвятила в разных местах монастыри почитанию Бога и его святых, одна лишь Ардвен-на31, расположенная в крутых горах, до сих пор не получила никакой кино-вии. Пусть Твоя Светлость прикажет построить там еще какие-нибудь обители: пусть, по благоволению Божию, явится желающему эта возможность, и

652

наша епископская кафедра там поблизости. И нетрудно будет увеличить новую обитель и снабдить ее необходимым имуществом, ибо не подлежит сомнению, что все места, лежащие там по соседству, подчиняются твоей власти". На это король ответил так: "Твой долг, отче блаженнейший, в том, чтобы дать нам совет в таковом деле; а наше дело будет приложить'согласие к твоему совету и своевременно его исполнить. Ты, следовательно, возьми на себя заботу об этом, прилежно займись этими трудами; мы не откажем тебе ни в удобных местах, которые ты изберешь, ни в расходах". Затем король созвал верных мужей - святого епископа Куниберта, Атетлана, Теодефрида и Гис-лохарда епископов; знатнейших мужей также своих майордома Гримоальда, Фолькоульда, Бобона; и также слуг своих Клодульфа, Ансигисила и Берсело-на и сказал им: "По воле Божией и вашему и прочих нам верных согласию, мы решили построить два монастыря в пределах Ардвенны. Пусть в них живут благочестивые мужи, возделыватели монашеской жизни. Пусть они молятся Всемогущему Богу о сохранении целости нашей и наших преемников и о неизменном спокойствии всего королевства, равно и о тех, кто назначен заботиться о королевстве. А епископа Ремакля мы желаем поставить управителем и наставником в этих трудах".

12. Подкрепленный королевской поддержкой и необходимыми вещами для спутников, святой епископ устремился в Ардвеннский лес, непроходимый по причине болот и гор. Он пришел к речке Вуархинне и обнаружил там верные признаки того, что некогда эти места были посвящены идолослуже-нию. Там были камни Дианы, надписанные такого рода необыкновенными именами, или имеющие ее изображения, а также источники, пригодные, однако, для использования человеком, но оскверненные заблуждениями язычества и по этой причине еще и теперь подвластные нападениям демонов. Употребив заклинательную молитву при посредстве Христова имени и изобразив знак Святого Креста, святой Ремакль оберег и очистил это место от демонских нападений, и тотчас же течение воды, ускользая по каплям, прекратилось. Видя, что это место предоставляется удобным для обитания по причине богатых рыбой потоков и изобильнейших пастбищ, святой муж долго молился над источником, благословил его и высек на камне знак Креста, вливая свинец в углубления. И, вот, внезапно обильнейшие воды устремились вовне. Они и до сего дня придают достоверность нашим речениям, служа доказательством для тех, кто их видит. И так как муж Божий освободил это место от нападения нечистых духов, то он пожелал назвать его Малмун-дарий, как бы "очищенный от зла". Он выстроил там же церковь, а равно и жилища, чтобы ими пользовались рабы Божий, и щедро наделил их всем, что необходимо для служения Богу.

13. Но так как этот монастырь был расположен в приходе Агриппины32, киновия получила для строительства то, что содержалось в пределах этой диоцезы. Выйдя оттуда, примерно на две римские мили к западу, святой Ремакль перешел речку Каллу, которая была границей между двумя прихо-

653

дами и остановился у реки Амблавы33 по соседству с некой горой. И, оставаясь там некоторое время, он показал многие примеры святого жития, как могут узнать те, кто желает, от рассказывающих об этом жителей. Хотя место это и имеет много источников, но поскольку оно было тесное, не доставало пространства для необходимых монастырских служб, потому муж Божий направил стопы свои к востоку, и, пройдя короткое время, увидел место более обширное и более приспособленное для будущих трудов. Там он начал трудиться с большим вниманием, и, как обыкновенно бывает в таковых обстоятельствах, последовало явление Божественной Силы, по действию Которой за желанием последовало его исполнение. Далее, поскольку звери стекались туда отовсюду или в убежище, или ради питья, или еды, издревле это место называлось Стабулаус34. Святой муж решил не изменять это имя, но пожелал, чтобы место это и называлось, и было убежищем верных душ, которые поспешат туда в будущем, словно на пастбища вечной жизни. Рычание зверей, сбегавшихся туда стаями, часто наводило немалый ужас на братии, которых муж Господень в то время собрал в этом месте для служения Богу; так что прибегали с неким страхом к блаженному Ремаклю, предававшемуся труду, и спрашивали, какую помощь должно им получить против этих диавольских уловок. Доброжелательно глядя на них и укрепляя их, святой муж сказал: "Веруйте в Господа, сыночки, как следует, и нерушимо следуйте Его предписаниям. Храните ум свободным от бессмысленных помыслов; оказывайте непорочное служение Господу, очищая ваши души; беспрерывно молитесь, вечером, утром и в полдень пойте псалмы, весьма часто занимайтесь чтением; на челе утверждайте знамение Креста, силу Его запечатлейте на своих душах; и тотчас уловки и козни отвратительного врага обратятся в ничто, и ужас перед всеми зверями, посредством которых он, как ему кажется, нашел возможность напасть на вас, исчезнет. Ибо таким образом еще до нас он нападал на насельников пустынь Египта, Фиванды и Нитрии35. О, если бы мы могли быть признаны хоть как-нибудь их последователями! Диавол имеет тысячи способов причинять вред, и у него наготове бесчисленные пути, ведущие в заблуждение. Но мы знаем хитрости и обманы того, который некогда на нас напал посредством мух. Мы же, рабы Христовы, чем чаще угнетаемся его нападениями, тем больше возвышаемся, крепко ему сопротивляясь. Умудренный опытом сатана весьма страшится основ правильной жизни, к которым обращаются христиане: бдений, молитв, постов, кротости, терпения, добровольной нищеты, презрения к пустой славе, смирения, милосердия и, в особенности чистой любви ко Христу. По каковой причине, как лев в пещере, он злоумышляет, чтобы скрытым образом удержать вас страхом от вашего намерения". Такими и такого рода другими словами святой Ремакль склонил их души к более преданному почитанию Бога и укрепил против всех соблазнов.

14. Позже, когда учреждение монастыря было приведено в исполнение, блаженный Ремакль изложил братиям, что им следует делать, и так приняв

654

к себе Тунгров, или область Трайектанскую, посвятил свой дух заботам пастырского служения. Немного позже король узнал, что эти монастыри построены, и вознес Всемогущему Богу великую благодарность. Так как недавно построенные Церкви требовали епископского благословения, король пожелал, призвав блаженного Ремакля, чтобы он торжественно освятил как ту, которая была в Колонской диоцезе, с согласия досточтимого епископа Куниберта, так и эту, которая находится в нашей диоцезе, так чтобы они получили предстоятельское благословение того мужа, чьим трудом и замечательным старанием они были построены. Святой муж не замедлил исполнить сие; действительно, он и королю, и знатным мужам до того был любезен и пользовался у них столь доброй славой, что никакое значительное дело не совершалось без его совета. И по этой причине, когда было совершено торжество миссы, майордом Гримоальд передал оба монастыря для управления его умению и усердию, сказав ему вместе с тем, что если будет что-то, необходимое для монахов, король снабдит его этим, ибо королевское повеление о монастырях было несомненно. Так святой предстоятель с согласия Божия получил возможность искать более уединенной жизни и стремиться к пустынножительству, как он всегда желал; и он, хотя с величайшей трудностью, упросил в конце концов короля, чтобы ему был дан другой преемник, сам же он мог бы уйти в пустыню, чего он долго и сильно желал. Там, удалившись от мирских забот, он более беспрепятственно созерцал бы дела Божественные и небесные. Он предложил королю и знатным мужам св. Теодарда, жизнь которого была одобрена, и попросил, чтобы тот исполнял его обязанности и предложил его для избрания предстоятелем. Едва возможно рассказать, какой плач поднялся по причине его ухода, насколько печальными и несчастными он оставил тех, кому подал семена жизни, когда они увидели, что они лишаются такого отца и столь великого учителя. Всякий возраст, всякий пол свидетельствовал слезами душевную скорбь, и, провожая его, уходящего, они говорили громкими голосами: "Увы! мы несчастные, что же мы будем делать, лишаясь такого пастыря? Откуда нам уготовлено утешение, когда мы его потеряли того, кто был особенным облегчением наших несчастий? Кто далее придет к нам на помощь, когда нас оставил тот, кто особенным образом исцелял наши скорби? Какая надежда на спасение оставлена нам, лишающимся присутствия такого отца?"

15. Тронутый их слезами и сетованиями, муж Божий, утешал их примерно такими словами: "Прошу, сыночки, не мешайте своими жалобами намерению моей души. Вы имеете Бога Пастырем и Отцом в ваших душах, и Он милостиво утешит вас в тяжелых и неблагоприятных обстоятельствах. Не желайте же еще никого извне, мы позаботились предоставить для вас сына нашего Теодарда, во всем испытанного, который будет усердно печься о вашем спасении, и с величайшей добросовестностью распределит вам меру пшеницы. Поскольку я не сомневаюсь, что вам будет достаточно его рассудительности, я хочу предаться желанному уединению и в присутствии все

655

созерцающего Величия Божия обитать в одиночестве". Те, кто был среди них были более рассудителен, ответили на это: "Обдумай еще и еще, блаженнейший Отче, что делаешь; посмотри, какое ты нам наносишь бесчестье. Стадо, которое ты однажды принял, чтобы пасти, как говорится в установлениях святых Отцов, нельзя тебе оставлять, если только немощь не понуждает, и если ты делаешь это не по своей воле. Ибо пока епископ жив, и от пастырского служения его отзывает слабость здоровья, а не преступление, никакая причина не позволяет предложить вместо него другого для избрания, если только прежде сам не откажется и докажет просьбу свою на письме. Еще не должен другой заменять слабоумного, если болезнь имеет временами облегчение, только при условии, что он сам согласится. Ибо если таковой никогда не приходит в полное сознание, должно избрать человека верного и одобренной жизни, который, пока тот едва живет, исполняет его служение, и, когда тот умрет, становится, наконец, его преемником. Если кто не хочет держаться этого пути отцов, тот и жену отпущенную заставляет прелюбодействовать, и тому, кто желал бы жениться на разведенной, выжигает клеймо прелюбодея. Итак, помня таковое рассуждение, подумай, святейший Отче, сколь тягостным становится твое решение или какой ущерб потерпит наша слава. Тебя не обвиняют ни в каком преступлении, по каковой причине с тебя, обличив тебя, сняли бы пастырские обязанности. Тебя не угнетает болезнь, по каковой причине, словно представляя основание для отказа, ты мог бы прекратить служение. Таким образом, пусть даже и на письме ты подтвердишь свое прошение, по которому ты желаешь лишиться этого служения, мы отказываем тебе и совершенно не допустим другого, который будет нести твои обязанности. Пусть не случится нам потерпеть, чтобы другой стал твоим преемником, пока ты жив. Мы весьма желаем быть и называться законными сыновьями, а не плодом прелюбодеяния.

16. Внемли, когда твое суждение уже становится весьма тягостным; пойми, просим, ибо сим суждением запечатлевается знак нашего бесчестия. У тебя нет никаких причин покинуть нас справедливо и по канонам. Во-первых, мы не дети прелюбодеяния, чтобы ты нас оставил по закону. Мы приняты тобой в лоно Кафолической Матери Церкви; никогда мы не обращали доверчивый слух к неправильному учению. И если, может быть, мы даже и погрешили этим отчасти, ты должен был бы нам помочь. Затем, никакое наше преследование не принуждает тебя отправиться в другое место. Ибо если Господь разрешает бежать слабым, в то время как свирепствует гонитель, для совершенных это утешение не достаточно, многие святые терпеливо переносили непомерность зол и их своим терпением переменяли на лучшее. Наконец, тем, кто вынужден был бежать, не имея спокойствия духа, чтобы претерпеть зло, не помогали никакие блага, которые тебе могли бы принести пользу. Но, увы! мы несчастные! Лишаясь твоего присутствия,-присутствия совершенного человека, мы обречены на подозрение в бесчестии, ибо тебе не только противны наши старания, но еще и наши дурные дела

656

изгоняют тебя; твой уход, уход такового мужа, совсем не тайно показывает, что у нас не остается ничего хорошего. Ничто уж не остается, только клевета завистников и предсказания злоречивцев о том, что твоих преемников не только следует изгнать, но еще и причинить им смерть, когда ты от нас уходишь, и твой предшественник, блаженный Аманд, из-за нас отряхнув прах с ног, ушел от нас. Истинно, когда Всемогущий Бог, склонный к прощению, порицал пророка, недовольного по причине внезапно засохшей тыквы [Ион. 4:9-10], Он достаточно ясно объявил, что Он будет переносить с большой досадой, если погибнет Его творение и что Он более желает покаяния злых, чем их смерти" [Иезек 18:32].

17. Взволнованный этими словами, муж Божий некоторое время молча размышлял сам в себе и, наконец, разразился такими речами: "Не порицайте, братия мои, меня словами такового рода. Право, мне тягостно, что вы оплакиваете свой ущерб передо мной; но не могу вынести того, что вы, словно обиженные, желаете требовать от меня объяснения. Я не желаю, чтобы вы назывались плодом прелюбодеяния, и ухожу от вас не по этой причине; я не столь плохо думаю о вас, чтобы полагать, что я не принес у вас никакого плода и потому ухожу в другое место, где возблистает большая надежда на плод. Но я не приписываю этого себе; да не будет, наконец, чтобы я был совершенным, чтобы я хотел казаться весьма совершенным. Мне не свойственно суждение совершенных: от начатого не отступать, не простираться в будущее; ревностно заниматься деятельной жизнью с Марфой, не стремиться настойчиво к созерцательной жизни с Марией36; если предоставляется случай, лучше отказаться от деятельной жизни, чем предаваться созерцательной жизни без влечения к ней. Господь подавал мне помощь, чтобы я, как мог, управлял вами, мне врученными, и я с большой горячностью просил, чтобы труд мой был для вас плодотворен. Ваши усилия не внушают мне отвращения, нет ничего неправильного в ваших деяниях, что могло бы меня оскорбить. Мне остается только радоваться, что богатства, которые вы накопили, я понесу в другое место, чтобы они накапливались больше и больше, чтобы ваше изобилие пополнило нужду других. Прежде нас это делали еще святые мужи, -многие из них для большей пользы терпели то, что их переводили к другим Церквям, некоторые переселялись добровольно в надежде на более обильное воздаяние. Сверх того, если они чувствовали, что хотя бы немного преуспели или что их труд не вполне необходим, они сами по своей воле незаметно уходили и предлагали себя для принятия больших трудов; именно они, как сильнейшие бойцы Христовы, не желали пребывать в ограде покоя, но сами бодро выступали на открытое поле сражения; они не становились беглецами, не были подобны наемникам, бегущим при виде волка, но собирались мужественно вступать в битву; они по своей воле направлялись туда, где число сражающихся против врагов было малочисленнее, или сами враги грозно подступают более близко и сражаются более ожесточенно. Однако я, сыночки, не приписываю себе добродетелей таких людей, не объявляю опрометчиво,

657

что я равней им по заслугам. Ибо если вы не переносите имени моего преемника, пусть он будет мне, конечно, сотрудником. И не думайте, что я удалюсь от вас, хотя и ухожу, чтобы приобрести Богу других, однако не собираюсь покидать пределы этой диоцезы. Я уйду недалеко от вас; если что-либо произойдет, можно будет прийти ко мне за советом. Там я буду ходатаем за ваши грехи и буду помнить все, что вам необходимо, и все, что бы вас ни тревожило, с настолько большей заботливостью, насколько более я буду удален от забот народа и по этой причине более беспрепятственно и более усердно смогу созерцать Бога. Некогда Моисей стоял на горе во время битвы Израиля с Амалекитянами37 и сражался не оружием, но молитвами, и достиг того, что в этом столкновении народ Израильский был насколько сильнее, настолько сам Моисей был ближе к Богу в молитвах и дальше от шума сражающихся. И я, любезнейшие, решил постоянно и более внимательно заниматься Бого-созерцанием в том месте, где мне не мешают мирские смятения. К таковому делу меня побуждает блаженный Иоанн Креститель38, который еще в нежном возрасте более желал жить среди зверей и питаться их пищей, чем оставаться среди своих сограждан, чтобы не осквернить себя хотя бы празднословием. Примером такой жизни мне служит славный вождь Моисей, которому более желательно было наслаждаться в безлюдной пустыне божественными беседами, чем обессиливаться богатствами и удовольствиями египтян. Также Илия39 и Елисей40, и прочие пророки, славные усердием к Богосозерцанию, даже и царей усмиряли. К этому меня побуждает Авраам, по вере сделавшись отцом всех верующих, примеру которого я уже прежде последовал и, презрев родную землю, оставил все имущество и состояние. Наконец, к этому меня побуждает пример Самого Господа Спасителя, Который, собираясь вступить в бой с отвратительнейшим врагом, ушел в пустыню в одиночестве. О если бы Его милосердие и благость сделали так, чтобы и я там мог сокрушить обманы нечистого врага, приобрести прибыль от тех, которых я должен там наставить, и принести какую-либо пользу вашему спасению своими молитвами!". Так блаженный Ремакль облегчил скорби своих духовных чад и унял их сетования, а затем пошел далее своим путем.

(...)

21. Блаженный Ремакль, уже старец, обычаями более зрелый, чем годами, почувствовал, что наступает день его призвания к жизни вечной и стремительно приближается время, когда почесть в небесах возместит тот труд, которому он часто предавался на земле. Он призвал к себе своих пасомых и их, оплакивающих то его уход, то свое сиротство, утешил так: "Вот, отцы святые, вот, братия возлюбленные, запечатленные в глубине сердца моего, половина души моей, я вступаю на путь всякой плоти и потом более к вам не возвращусь. Меня тревожит не мой уход, в котором я, поскольку Бог утешает меня, укрепляюсь, а то, что вы, которых я покидаю, остаетесь беззащитными. Не страшит меня общая участь всех смертных, когда даже вся жизнь мудреца должна быть подготовкой к смерти. Не может отвратительная смерть

658

обессилить сильного мужа, безвременная - мудрого, ничтожная - заранее к ней готовящегося. Ваш нежный возраст, который до сих пор был полезен вам, чтобы более глубоко обучаться наукам, немало волнует меня: весьма опасаюсь за вас, что не будет никого, кто бы отогнал хищных волков, если они на вас нападут. Конечно, я посвятил эти монастыри Богу и святым его и приспособил для ваших нужд, а ваши дела в этом монашеском житии поручил сильному и верному мужу. Что же случится в будущем, мне неизвестно. Вы видите, конечно, в каком положении находятся наши дела и что сей мир лежит во зле. Итак, если моя молитва что-то значит для вас, умоляю, позаботьтесь, чтобы от той безупречности, которую я желал создать в вас, вы никогда не отклонились бы из-за какого-нибудь заблуждения; но будьте всегда соединены во Христе и единодушны, как вы поняли и чрез предание отцов, и чрез чтение Святых Писаний, и чрез мое заботливое увещание. Не выпускайте из рук Святого чтения, но да будет в нем для вас размышление об иге Христовом. Ибо "как плодородное поле без возделывания не дает урожая, так и душа"41. Знайте, что "для человека ученого и образованного ... жить значит мыслить"42. Часто занимайтесь молитвой, умоляйте Бога о грехах, допущенных по человеческой немощи, так чтобы другие после не допускали их, но еще старательно заботьтесь, чтобы этого не было. Ибо если кто предастся нерадивости и праздности, тот будет тщетно умолять Бога. Считайте добродетелью избегать пороков, и ставить во главу премудрость, и воздерживаться от глупости. Пусть стыдливость и непорочная вера - сестра праведности - обретут себе жилище в ваших сердцах, чтобы те, кто видит ваши дела, побуждались бы к подражанию. Принесите истинное покаяние в грехах Богу и поставленным над вами пастырям. При первой же возможности разоблачайте нападения соблазнов. Ибо в то время как превратный стыд глупцов скрывает язвы, он же сообщает им большие силы. Оказывайте послушание старшим, применяйте души к предписаниям устава. Ибо тогда всякий правильно живет, когда заботится исполнять то, что он слышит. Удерживайте себя ото всего, что советует гнев, ибо победа невинности только лишь в том, чтобы не грешить, когда можешь. Проявляйте также некоторую умеренность в благоприятных обстоятельствах. "Мера должна быть во всем, и всему есть такие пределы // Дальше и ближе которых не может добра быть на свете"43; и всякий должен жить на свой лад44. Пусть никто не нарушает права другого; ибо терпение, после того как это произошло, доставляет обиду. Любите терпение, которое есть гавань несчастных, ибо никто не бывает варваром настолько, что не может смягчиться, лишь только обратит терпеливый слух к образованию. Не уклоняйтесь ни от какого труда, который налагают на вас ваши начальники; ибо даже все тяжкие труды можно перенести при посредстве терпения, и нужда или навык в трудах делает более терпимыми даже скорби. Решительно избегайте медлительности; ибо добродетели нелегко сопутствовать ленивым умам. Особенно отвергайте гордость, чтобы вы могли получить истинную свободу. Ибо не должно считать свободным того, чьей

659

душой овладевает гордыня. Ревностно стремитесь к целомудрию, ибо, как говорит Божественное Писание, "нет достойной меры для воздержной души" [Сир 26:19]. Пусть вас не услаждают преуспеяния успеха, которые утомляют и души мудрецов. Ибо кто гораздо более услаждается, тревожится, когда счастливые обстоятельства переменяются на несчастные. Прежде всего, увещаю вас сохранять мир и согласие; пусть так же как вы собраны в двух монастырях, так в вас пылает двойная любовь - к Богу и ближнему; и так как будет один вам пастырь начальником, не допускайте, чтобы когда-нибудь какой-то соблазн или раскол разделил бы вас. Пусть не опустошит вас съедающая кости зависть, ибо завистник иссушается обильным имуществом другого и завистью. Если меньше, может быть, у вас под рукой средств, не сетуйте. Ибо бедняк тот, кого удовлетворяет польза вещей; и сама природа увещает нас ежедневно, сколь в немногом, сколь в ничтожном, сколь в незначительном она нуждается. Богатство не освобождает умы людей от забот.

Вот о чем я желал вам напомнить, возлюбленные, словно говоря вам "последнее прости", когда вот теперь я ухожу из жизни. Позаботьтесь, чтобы мои слова запечатлелись в ваших сердцах столь более глубоко, сколь большую тяготу вы чувствуете от моего ухода. Если кто из вас принесет некий плод, вы доставите мне величайшую радость. Равно же подумайте, что и вы также будете умирать, и потому, прошу вас, не позволяйте ускользать впустую времени, данному вам на покаяние. Придет, придет тот день, когда тщетно пожелаете воспользоваться этим временем. Итак, пока есть время, делайте добро всем45.

"Смерть есть предел всех страданий"46. Никому не дается постоянное пользование земными благами, и один наследник сменяет другого, словно волна набегает на волну. Мы суть прах и тень; всех ожидает одна смерть, и однажды каждому должно попрать стопами смертный путь. Если мы уйдем отсюда, хорошо исполнив добрые дела, будем блаженны, ибо вместе с телами мы освободились от всякой страсти и зависти".

Этими последними приятнейшими речениями блаженный Ремакль успокоил плач своих учеников. Затем, когда муж Господень, охваченный умеренной лихорадкой, подкрепил себя Священным Напутствием Тела и Крови Господней, среди толпы любимых учеников он предал душу Создателю после долгого служения, оказанного Христу. Древний Израэлит, выйдя из Египта, сняв одежду плоти, отнес накопленные богатства в землю обетованную. Тело его, приготовленное с почестями к погребению, было погребено под пение многих псалмов и гимнов в церкви блаженного Мартина, которую он сам построил; там оно покоилось еще довольно долгое время, свидетельствуя при помощи чудес, что он жив у Бога. Преемником его был господин Паполен, муж апостольский, о котором мы упомянули выше; Паполену преемником стал Сиголин, равно одобренный суждением блаженного отца; Сиголену - Годвин, престарелый зрелостью лет и обычаев, который перенес тело святого мужа и положил в церкви Блаженного апостола Петра; он же

660

позаботился, чтобы его раку изукрасили золотом и серебром. Там по заслугам святого Ремакля и доныне Господь совершает многие знамения чудес, записи о которых хранятся там ради восхваления и славы Всесильного Бога, Который благословен в веках. Аминь.

1 Марк Туллий Цицерон. Тускуланские беседы, I, 26 / Пер. М.Л. Гаспарова.

2 Агамемнон - в греческой мифологии царь Микен, предводитель ахейского войска в Троянс
кой войне. Ср. Цицерон М.Т. "Брут",71: "...и до Гомера были поэты..." / Пер. И.П. Стрель
никовой.

3 Хартуларий, архивариус.

4 То есть навеянное Музами. Ср. "То же, что в рощу дров наносить..." (Гораций. Сатиры. I,
10,35 / Пер. под ред. Ф.А. Петровского.

5 Гораций. Послания. II, 2, 190 / Пер. Н. Гинцбурга.

6 Хилъдуин - аббат Сен-Дени во Франции (1-я пол. IX в.), осуществивший первый, несовер
шенный, перевод творений Дионисия Ареопагита на латинский язык, сопроводив его жи
тием.

7 Св. Хинкмар (806-882) - архиепископ Реймсский, получивший прекрасное образование у
Хильдуина в монастыре Сен-Дени, выдающийся церковный писатель эпохи Каролингов.

8 Гораций. Послание к Пизонам. Наука поэзии. 119/ Пер. М.Л. Гаспарова.

9 Хлотарь II (584-629) - король Нейстрии в 584-613 гг., с 613 - всего Франкского королевс
тва; из династии Меровингов. Объединил всё Франкское королевство, но был вынужден
удовлетворить сепаратистские требования знати Австразии, назначив в 623 своего сына Да-
гоберта ее королём.

Ираклий (575-641) - византийский император (610-641). В 623 г.

Св. Элигий (588-600) - епископ Нуайонский, апостол Фландрии. Св. Оуэн (600-684) - епископ Руанский, канцлер Дагоберта I, основатель монастыря Ребэ.

4 Житие св. Арнульфа Мецского, где упоминается его друг и сподвижник Ремарик, опублико вано в изд.: Памятники средневековой латинской литературы, VIII-IX века. М., 2006.

5 Св. Аманд (584-675) - монах и миссионер во Фландрии и Северной Франции.

6 Св. Ремакль (VII в.) - основатель монастыря Солиньяк в Арденнах.

7 См. "Житие св. Гоара" в наст. изд.

8 Ныне г. Бордо.

9 Ныне г. Бурж.

20 Св. Аустрегизил - епископ Буржа, исповедник (VII в.).

21 Св. Сульпиций происходил из знатного рода, из Ватана в Берри (ныне департамент Эндр,
юго-западнее Буржа), воспитывался при дворе Хлотаря П. Будучи благочестив, избрал цер
ковную карьеру. Ученик и преемник св. Аустрегизила на Битуригской кафедре.

22 Монастырь Солиньяк.

23 Ныне г. Утрехт.

24 Сигиберт //(601-613).

25 Ныне г. Мец.

26 Св. Теодард (ум. в 670) - епископ Маастрихта, предшественник св. Ламберта, убитый по
политическим причинам.

27 Св. Ламберт (635-705) - епископ Маастрихта и покровитель Льежа.

28 Св. Аделин (ум. в 690) - ученик св. Ремакля, рожденный в Гаскони, основал монастырь
Шелль в Льежской диоцезе, провел последние годы жизни как отшельник на реке Мёз.

29 Св. Трудо (ум. ок. 698) - называемый Апостол Эсбэйский. Область Эсбэ находится в совре
менных провинциях Брабант и Лимбург, в Бельгии.

30 То есть клиру собора св. Стефана в Меце.

667

31 Ныне г. Арденн.

32 Ныне г. Кёльн.

33 Ныне р. Амель в Бельгии.

34 Ныне г. Ставло, в Льежской провинции, Бельгия.

35 Области в Египте, где зародилось в IV в. монашество.

36 См. Лк 10:38^2.
37См. Исх 17:11-12.

38 См. МфЗ:4;Мр 1:6.

39 См. III Царств 18:17-18.

40 См. III и IV Царств.

41 Марк Туллий Цицерон. Тускуланские беседы, I, 13 / Пер. М.Л. Гаспарова.

42 Там же. V, 111 / Пер. М.Л. Гаспарова.

43 Гораций. Сатиры. I, 1,105-106 / Пер. М. Дмитриева.

44 Ср. Гораций. Послания. I, 7, 98 - "меркой своею себя измеряй и своими шагами" / Пер.
Н. Гинцбурга.

45 См. Гал6:10.

46 Гораций. Послания. I, 16, 79 / Пер. Н. Гинцбурга.

 

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова