Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

АНТРОПОЛОГИЯ

ВОСТОЧНЫЕ ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ ЦЕРКВИ V BEKA

К оглавлению

Блаженный Феодорит Кирский

8. О диаволе и о демонах

О диаволе же и подчиненных ему демонах не утверждаем, по баснословию Маркиона, Кердона и Манеса, что они не сотворены. Ибо если не созданы, то равночестны с Богом всяческих. Если же равноче стны, то и равномощны. А если равномощны, то как же говорим, что они наказываются Богом всяческих? И законно ли было бы подлежать наказанию изначально получившим такое естество? А что будут они наказаны, об этом ясно сказал Господь стоящим слева: Идите от Мене проклятии во огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф. 25, 21). И сами демоны ясно знают это, почему и вопияли: Что нам и Тебе, Сыне Бога Вышняго? Пришел ecu прежде времени мучити нас (Мф. 8, 23); и еще: Заклинаю Тя, не мучи мене (Мк. 5, 7). Поэтому вполне дознали мы, что демоны будут мучиться.

Рассмотрим же наконец, справедливо ли подвергнуться мучению принявшим такое естество от Сотворившего? Справедливо ли называться благим творцу злобы? Справедлив ли наказывающий естество, не име ющее сил сделать что-либо доброе, но связанное узами злобы? Напро тив того, знаем, что Бог всяческих справедлив и что Он - источник правды. Поэтому не несправедливо будет мучить Ему демонов и вож дя их. И знаем, что благой Бог у всех благомыслящих именуется Со здателем благих. Поэтому не создал Он такого естества, которое не в силах делать что-либо доброе, но невольно порождает из себя одну злобу. Если же Бог не создавал лукавого естества, потому что, как благой, Он - Творец благих и не станет наказывать несправедливо, по тому что справедлив и законоположник правды, наказывает же диаво ла и подчиненных ему, то следует, что по произволению лукавы и диа вол, и полчище его. Как человека благой Бог вначале создал добрым, по собственному же произволению одни принятое ими естество сохра нили неповрежденным, а другие уклонились в худшее, растлили в себе божественные черты и из боговидных стали зверонравными, так диа вол и полчище демонов, будучи сотворены с прочими бесплотными, не поревновали их преданности Владыке Богу, но, допустив в себе страсть гордыни и высокомерия, обратились на худшее и ниспали из первона чального своего жребия. И эту мысль подает нам божественный апос тол, законополагая о епископском рукоположении не поставлять ново-крещенного, да не разгордевся в суд впадет диаволь (1 Тим. 3, 6). Ибо этими словами дает разуметь, что диавола довела до падения его кичли вость. И в послании к Ефесянам выразил апостол ту мысль, что диаво лу, прежде нежели обратился он в худшее, вверено было смотрение над воздухом. Ибо говорит: По князю власти воздушныя: духа, иже ныне действует в сынех противления (Еф. 2, 2). Ниспав же из первона чального чина, диавол служителями у себя имеет прекословящих Богу. И Господь сказал в Священном Евангелии: видех сатану яко молнию с небесе спадша (Лк. 10, 18). И в другом месте говорит: Он человеко убийца бе искони, и во истине не стоит (Ин. 8, 44), а это значит, что, уклонившись от истины, избрал противное истине. И блаженные проро ки Исаия и Иезекииль делают подобные намеки. Ибо таково значение слов: Выше звезд поставлю престол, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13- 14); вселенную объиму яко гнездо, и яко оставления яйца возму (10, 14). И Иезекииль под князем тирским дает разуметь действовав шего посредством него князя-отступника; говорит же так: Ты ecu пе чать уподобления исполнен премудрости, и венец доброты. В сладос ти рая Божия был ecu, всяким калением украсился ecu (Иез. 28, 12 - 13). Потом, перечислив виды камней, присовокупил: От него же дне устроен и с Херувимами помазан ты вселяющимся Богом, и вчиних тя в горе святей Божией, был ecu среде каменей огненных. Ходил непо рочен во днех твоих, от него же дне создан ecu, дондеже обретошася неправды в тебе. От множества бо обхождения твоего наполнил ecu сокровища твоя беззакония, и согрешил ecu, и уязвлен ecu. От горы Божия сведе тя Херувим осеняяй от среды камыков огненных. Вознесеся сердце твое в доброте твоей, истле хитрость твоя с добро тою твоею: множества ради грехов твоих на землю повергох тя, пред цари дах тя во обличение. Множества ради беззаконий твоих,и неправд купли твоея, осквернил святыню твою, и изведу огнь от сре ды твоея, сей снестъ тя (14-18). Это пророческое слово показывает нам, что диавол вначале был добрым, но произвольно допустил в себе наклонность к худшему и злоухищрениями увеличил в себе лукавство. Обхождением же и куплею пророк назвал лукавые замыслы. Его-то Бог обличил, обнаружив его бессилие, и повелел покорить его тем, кото рые прежде кланялись ему, потому что Господне это слово: Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10, 19). Но можно найти весьма много и других мест, из которых нетрудно узнать, что диавол, будучи создан добрым, произвольно укло нился в лукавство. Да и то мучение, каким угрожает ему Бог, достаточ но доказывает самопроизвольность его злобы, потому что правдивому Богу несвойственно наказывать ставшего лукавым по необходимости.

9. О человеке

О человеке утверждаем, что он создан не какими-либо началами, как баснословят Василид и Керинф, и не Иалдаваафом, как невежественно утверждают Сифиане, и не Саклом, как безумно учит Манес, но все устроившею Божественною и Всесвятою Троицею. Ибо слышим - Бо жественное Писание говорит, что Бог всяческих изрек: Сотворим чело века по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 20). Согласно с этим сказал и блаженный Давид. Руце Твои, говорит он Богу, сотвориете мя, и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим (Пс. 118, 12).

Под руками же Божиими разумеем, не какие-либо телесные части, но зиждительную Божию силу, потому что бесплотное и неописанное естество не сложно, как в умоповреждении своем говорит Авдей, но просто, не имеет вида и очертания и все объемлет. Поэтому, слыша сказание Моисеевой истории, что взя Бог персть от земли (Быт. 2, 7), вникаем в буквальный смысл и уразумеваем, какое особенное расположение имеет Бог всяческих к естеству человеческому. Ибо, это давая разуметь, великий пророк сказал, что все прочее Бог со творил словом, а человека создал руками. Как в рассуждении про чих тварей под велением Божиим разумеем не словесное приказание, а изволение и хотение, так и в рассуждении человека в создании тела уразумеваем не делание руками, но особенное расположение Божие к этой твари. Как ныне по изволению Творца созидается зародыш в материнской утробе и естество следует уставам, вначале Им определенным, так и тогда по Его же хотению человеческое тело составилось из земли и персть стала плотью, кровью, кожей, жиром, волокнами, кровеносными и бьющимися жилами, мозгом и соками; образовались костяные опоры, глазные покровы, чистота зрачка, вин тообразные проходы для слуха, ощущение запахов и словесный орган уст, в котором зубы служат вместо струн, язык уподобляется смыч ку, а ум - правой руке музыканта. Но кто в состоянии удивляться, сколько должно, устройству этого жизненного состава?

Если и иные многие принимаются осуждать тело, то более всех преем ники Манесовы, почему и говорят, что не Бог создал тело человеческое, но князь вещества Сакл. Мудрецы же эллинские: Сократ, Иппократ, Платон, Ксенофонт, Аристотель, Гален и тысячи других изумляются стройности человеческого тела, дивятся взаимной соответственности в каждой части и признаются, что похвальное слово их препобеждается премудростью наилучшего Художника всяческих, усматриваемою в этом живом существе. Вот насколько лучше злоименных еретиков сии, не возделанные пророческим словом, не пользовавшиеся апостольским ру ководством, но одному рассудку предоставившие ведение божественно го. И говорю это, не оправдывая так называемых философов в много божной их прелести, но показывая, что величающиеся именем христиан злочестивее не только философов, но и демонов. Ибо что нечестивее этого - все обращать в предлог к хуле на Создателя? Мы же научились за все песнословить Его: не только за то, что кажется приятным, но и за то, что считается скорбным. Но не об этом еще следует рассуждать, потому что слову надлежит в сочинении сохранять стройность.

Итак, говорим, что, как тело создано из четырех стихий, потому что от огня имеет оно теплоту, от воздуха - прохладу, от земли - сухость и от воды - влажность, так душа проста, разумна и бессмертна, однако же не прежде тела приходит в бытие.

Пифагор, Платон, Плотин и его единомышленники, признавая души бессмертными, утверждали, что они существовали прежде тел, что есть бесчисленное некое множество душ и согрешившие посылаются в тела, чтобы, очистившись через таковое наказание, снова возвратиться в свое место, а возлюбившие в телах жизнь беззаконную посылаются в бес словесных животных и души людей жестоких, вредоносных - в пре смыкающихся, хищных - в волков, дерзких - во львов, хитрых - в лисиц. Такие-то нелепые басни слагали некоторые! О перипатетиках же говорят, что они отрицали и бессмертие душ.

А мудрейшие из врачей душою называли благорастворение тела, и эту мысль подали им бывающие с телом болезни - разумею падучую бо лезнь, удар и сумасшествие. Поскольку в каждой из этих болезней тер пит вред и приводится в бездействие умственная сила, то заключили они, что благорастворение тела есть душа. Но им должно было рассудить, что и играющий на лире, если лира не настроена хорошо, не покажет на ней своего искусства, потому что слишком натянутые или сделавшиеся слабыми струны нарушают стройность звуков; если же иные порваны, то музыкант совершенно приводится этим в бедствие. То же можно видеть в свирелях и в других инструментах. Так, протекающая и не по правилам искусства устроенная ладья обращает в ничто искусство кормчего; так, разбитые в ногах и по природе медлительные кони, а также повреждения в колесницах отнимают ловкость у ездока. Так, конечно, и душе некото рые телесные болезни не позволяют показывать деятельность разумной силы. Но, как скоро делается болезнь в языке, затрудняется слово; от болезни в глазах деятельность зрительной силы не имеет уже места в этой части тела. Если болезнь коснется мозговой оболочки, то испорчен ность паров или соков повреждает мозг, и он, наполняясь ими, не прини мает в себя душевной деятельности, но уподобляется утопающему в воде, который, как только может, бьется руками, ногами и всеми частями тела. Поэтому благорастворение тела - не сущность души, при благораство рении же тела сущность души оказывает собственную свою мудрость.

Но в это неразумие впали враги и злочестивые еретики; Карпократ, Епифан, Продик, каианы, антитакты и евтихиты распространяли еще бо лее нечестивые бредни, ибо говорили, что души посылаются в тела совершать в них всякое непотребство и беззаконие и нечестивыми своими начинаниями угождать мироздателям-ангелам.

Но Церковь, покорствуя словесам Божиим, особенно гнушается этим учением еретиков, отвращается же басней и других лжеучителей и, веря Божественному Писанию, говорит, что душа создана вместе с телом и не в вещественном семени имеет начало своего создания, но изволением Творца приходит в бытие по образовании тела. Ибо божественный Мо исей сказал, что сначала создано тело Адамово, а потом вдунул Бог душу. Взял персть от земли, и созда Бог человека, и вдуну в лице его дыха ние жизни: и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7). Этого же вдуно вения не называем с Кердоном и Маркионом какою-либо частью Боже ственной сущности - утверждаем же, что этим обозначается естество души, а именно что душа есть дух разумный и мыслящий. И в законах этот же пророк еще яснее научил нас, что сперва образуется тело, а потом вдыхается душа, ибо об ударившем беременную сказал: Аще изы дет младенец изображен, да будет око за око, зуб за зуб, и прочее: Аще же изыдет не изображен, тщетою да отщетится (Исх. 21, 22 - 24), а этим научает, что младенец, образовавшийся в утробе, одушевлен, а нео бразовавшийся - не одушевлен. Так и достойный всяких похвал Иов говорил ко Господу: Помяни, яко брение мя создал ecu, в землю же паки возвращавши мя. Или не яко же млеко измелзил мя ecu, усырил же мя ecu равно сыру? Кожею же и плотию мя облекл ecu, костьми же и жилами мя сшил ecu (Иов 10, 9 - 11). И, показав этим предшество вавшее образование тела, потом присовокупил песнопение об одушевле нии тела, ибо говорит: Живот же и милость положил ecu у мене (12); упоминает после этого и о попечительности: Посещение же Твое сохра ни мой дух (12); потом проповедует Божие всемогущество: Сия имеяй в Тебе, вем, яко вся можеши, и не возможно Тебе ничто же (13). Почтил же Бог тело этим преимуществом по времени, чтобы установить равен ство. Поскольку душу сотворил бессмертною, а тело - смертным, то телу дал старейшинство по времени, чтобы душа не величалась пред ним, пре имуществуя и по естеству, и по времени.

10. О Промысле

Этому мнению о душе и о теле следует Церковь, научившись из слов Божиих. Ибо признает она Бога всяческих не только создателем, но и попечителем, распорядителем и правителем Вселенной. Всего несооб разнее говорить, что Бог, хотя сотворил все не по собственной Своей нужде, а по единому человеколюбию, но не имеет попечения о том, что сотворил, и оставляет без присмотра тварь, как некую ладью, которая без груза и кормчего туда и сюда носится противными ветрами, ударя ясь о скалы и утесы. Ненавистен нам безбожный Диагор, гнушаемся мы также и Эпикуром, который допускает, правда, Бога, но говорит, что Он погружен Сам в Себя и нисколько не чувствует того, что делается с тварью. Осуждаем и Аристотелево учение о Промысле, потому что пределом Промысла положил Аристотель луну, обвиняя Бога в одном из двух - или в бессилии, или в лености, так как или нет у Бога доста точной силы иметь попечение о всем, или есть сила, но по лености оставляет без управления наши дела. Но то и другое исполнено хулы. Ибо восхотевший создать и мельчайшие части твари как может быть назван бессильным? И может ли по лености нерадеть о том, что сотво рил по неисчерпаемой благости? Но неразумие этих философов доста точно обличает Платоново учение о Промысле. Ибо Платон и одина ково с ним умствующие говорят, что Бог всяческих промышляет о всем. А если Бог промышляет, то этим изгоняются басни о судьбе, Парках и нитях. Ибо крайнее неразумие - при управлении Божием ладье Вселенной давать иного кормчего.

Надобно же в раздельности определить, что зависит от кормила Промысла и что предоставляется разумной силе души, что такое зло естественное и что носит это наименование, хотя не есть зло, а считает ся только злом. Поэтому в делах человеческих по самому естеству добры благоразумие, целомудрие, справедливость, мужество и другие части добродетели, а злы глупость, распутство, несправедливость, робость и все прочее этому подобное; богатство же, нищета, рабство, гос подство, здравие, болезнь и другие благополучия и злополучия в жизни человеческой занимают среднее некое место, потому что, как некие ору дия, предлежат они людям, и лучшие из людей посредством того и другого из сказанного устраивают добродетель.

Можно найти, что изобилующие богатством и живущие в нищете имеют попечение о добродетели, и в здравии песнословят Благодетеля, и в болезни пребывают терпеливы, и рабы отличаются целомудрием и справедливостью; и опять другие, живя в нищете, любят порок и не только крадут, но даже отваживаются на грабление мертвых и на свя тотатство и, имея богатство, делают его орудием неправды, в здравии предаются гордости и кичливости, в болезни изрыгают хульные речи. А из этого нетрудно узнать, что богатство и нищета, рабство и господ ство и подобное этому от употребления ими тем, кто имеет в них часть, делаются то похвальными, то достойными порицания, как и железо иногда называем содействующим к жизни человеческой, когда, как плуг, заступ и вилы, возделывает оно землю, как серп, очищает растения, как топор и пила, служит к постройке домов и приготовлению разных сосудов, а иногда, смотря на меч и совершенные им убийства, иные именуют железо злоумышляющим на жизнь. Но не меч - вина убийств, а употребляющий его во зло; также не богатство и нищета и другая счастливая или несчастливая доля жизни достойны обвинения, а те, которые тем или другим пользуются вопреки законам. Если бы все это, взятое порознь, по самому естеству было худо, то не доставляло бы кому-либо добра. Однако же находим, что многие посредством этого преуспевали в добродетели. Поэтому оно - не зло, послужившее ору дием к добру, и также не добро, сделавшееся для другого орудием к пороку; а потому занимает среднее место, как и врачебные вещества. Ибо опиум и цикута, если за полезное признаны для кого врачами, делаются предохранительными средствами, а если приняты против зако нов искусства, вредны и пагубны. Иногда даже хлеб и вино причиняют болезнь употребляющим их, потому что несоблюдение меры производит вред. Так благоуспешность и безуспешность в делах мудро управляю щие ими обращают для себя в спасительные врачевства, а неразумно и нерассудительно ведущие себя заимствуют из этого средства к пагубе.

Поэтому и это и подобное этому, доброплодие и неплодие земли, счастливое плавание и кораблекрушение зависят от Промысла Божия. И поэтому всем надлежит любить, что бывает с нами от Промысла, и не Доискиваться с пытливостью причин этого, потому что закон действий божественного кормила неизъясним. Заботиться же должно о том, что в нашей власти, и удалять от себя всякий порок, вселять же в себе Добродетель и украшаться всеми видами ее. И, как любящие наряжаться женщины с особым искусством посредством убранства придают кра соту телу, так и душевную красоту должно убирать цветами целомуд рия, справедливости, мужества и благоразумия, потому что приобрете ние этих добродетелей в нашей власти. Верх скдоумия - домогаться того, что приобрести не в нашей власти, и что сверх того подлежит мгновенным превратностям, а что в нашей состоит власти, достославно, продолжительно и постоянно, тем пренебрегать, как чем-то малоценным и не стоящим никакого внимания.

Если будем знать это различие в делах человеческих, то возлюбим мановения божественных распоряжений и не будем сомневаться в том, что всем управляет Промысл. Ибо видим, что по порядку меняются времена года, все производится вовремя и каждая вещь бывает соот ветственна времени. Не князи вещества, возлюбив дщерь света, как баснословит непотребный Манес, преследуя ее, проливают пот и подают нам дождь, но по мановению Зиждителя составляются облака. И этому ясно учит Божественное Писание. Ибо сказано: Возводя об лаки от последних земли, молнии в дождь сотвори: изводяй ветры от сокро вищ Своих (Пс. 134, 7); и еще: Призываяй воду морскую, и проливали ю на лице земли (Ам. 9, 6), и в другом месте: Дхнетп Дух Его, и потекут воды (Пс. 147, 7); и еще: Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. Прозябалй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли (Пс. 103, 13-14). В Божественном же Писании можно найти тысячи и других мест, доказывающих Божий Промысл. Но, написав уже десять слов о Промысле, считаю излишним теперь распространяться об этом.

11. О домостроительстве Спасителя

Уместно будет показать, каких держимся мыслей о божественном Во человечении. Ибо учение это яснее провозвещает Промысл Бога всячес ких. Валентин в сложенных им баснях утверждал, что иной есть Едино родный, иной - Слово, иной - Христос, который внутри полноты, иной - Иисус, и еще иной Христос внешний. Утверждал также, что Иисус воче ловечился, облекшись во внешнего Христа и восприняв тело от душев ной сущности. А так же говорил и Василид, что иной есть Единородный, и иной - Слово, и еще иное - Премудрость. А Кердон, Маркион и Ма нес утверждали, что Христос казался человеком, не имея ничего челове ческого. Керинф же учил, что Иисус родился от Иосифа и Марии по общему для людей закону, а Христос снисшел на Иисуса свыше. Евио неи, феодотиане, артемониане, фотиниане говорили, что Христос родился от Девы простым человеком. Арий же и Евномий утверждали, что вос принял Он тело, а вместо души действовало Божество. Аполлинарий утверждал, что тело Спасителя было одушевлено, но не имело души разумной, потому что, говорит он, излишен разум, где есть Бог Слово.

Представил же я мнения многих ересей с намерением показать истину учения Церкви, потому что Церковь одного и того же именует и Сыном, и Единородным, и Богом Словом, и Господом Спасителем, и Иисусом Христом. Но Сыном, Единородным, Богом Словом и Господом именовал ся Он до вочеловечения, а также нарицается и по вочеловечении; Иису сом же Христом наименован по вочеловечении, приняв наименование от совершенных Им дел. Ибо Иисус толкуется Спаситель, и в этом свиде тель - Гавриил, сказавший Деве: Наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1, 21). Христом же наименован ради помазания Духом. Ибо песнопевец Давид сказует: Сего ради помаза Тя Боже Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс. 44, 8). Устами же пророка Исаии Сам Владыка изрек: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя Господь (Ис. 61, 1). А так разуметь пророче ство научил нас Сам Владыка, ибо, вошедши в сонмище и взяв пророчес кую книгу, прочел указанное место и сказал бывшим там: Днесь сбытся Писание сие во ушию вашею (Лк. 4, 21). Согласно с пророками пропове дал и великий Петр, ибо, возвещая таинство Корнилию, сказал так: Вы весте глагол бывший по всей Иудее, наченшийся от Галилеи, по креще нии, еже проповеда Иоанн: Иисуса, Иже от Назарета, яко помаза Его Бог Духом Святым и силою (Деян. 10, 37 - 38). А из этого явствует, что ради помазания Духом наименован Христом. Помазан же не как Бог, но как человек. Если же помазан по человечеству, то и Христом наименован по вочеловечении. Однако же не иной есть Бог Слово, и иной - Христос, потому что Бог Слово, вочеловечившись, наименован Христом Иисусом.

А вочеловечился Он, чтобы обновить естество, растленное грехом. Потому и принял на Себя все согрешившее естество, чтобы все исцелить. Ибо не в покров Божеству восприял на Себя естество телесное, как суесловят Арий и Евномий. Возможно Ему было явиться и без тела, как являлся древле Аврааму, Иакову и другим святым. Напротив того, угод но Ему было, чтобы само побежденное естество вступило в борьбу с противником и одержало победу. Поэтому-то воспринял на Себя и тело, и разумную душу. Ибо Божественное Писание не натрое делит человека, но говорит, что живое это существо состоит из души и тела. Бог создал тело из персти, вдунул в него душу и тем показал два, а не три естества. Да и Сам Господь говорит в Евангелии: Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити (Мф. 10, 28). И в Божественном Писании можно найти много подобных указаний. А что не покров Боже ству устрояя, как баснословят еретики, но, в начатке уготовляя победу целому роду, принял Он на Себя вполне все естество человеческое, - истинный в этом свидетель и точный наставник божественный апостол.

В Послании к римлянам, открывая вселенское таинство, сказал он так: Сего ради яко же единем человеком грех в мире вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человека вниде, в немже ecu согрешиша (Рим. 5, 12). А этим, показав начало греха, произросший от него плод и принявше го его в себя вначале, указывает и конец греха, ибо говорит: До закона бо грех бе в мир: грех же не вменяшеся не сущу закону: но царствова смерть от Адама даже до Моисея и над несогрешившими по подобию преступления Адамова, иже есть образ будущаго (13, 14). Моисеем апостол называет закон, и жизнь, соображаемая с ним, преобладала до пришествия Спасителя. Поскольку же управляемые этим законом и жи вущие под законом естественным преступали закон, то справедливо цар ствовала смерть, потому что владычество ее усиливал грех. Так, научив, откуда получил начало грех и доколе царствовала смерть, апостол пока зывает, как сокрушена держава их, и песнос. ловит безмерное Божие чело веколюбие, говоря: Но не якоже прегрешение, тако и дар; аще бо пре грешением единого мнози умроша, множае паче благодать Божия и дар благодатию единаго человека Иисуса Христа во многих преизли шествова (15). Щедрость человеколюбия, говорит апостол, превышает справедливость, потому что определение правды, когда согрешил один, весь род согрешившего предало смерти. А милость Божия, когда все люди были под клятвою, когда все уже были опутаны сетями греха, ради правды Единого всем дарует спасение. Человеком же нарек апостол Спасителя, не отрицая Его Божества (ибо признавал Его Богом, и Богом равночестным Родившему), но научая, что подобным исцелено подобное и начатком освящено целое. Ибо Спаситель, по человечеству будучи под законом и исполнив закон, освободил от клятвы преступивших закон. Потом апостол тому же слову дает снова иной оборот: И не якоже единым согрешшим, дарование, грех бо из единаго во осуждение, дар же от многих прегрешений во оправдание (16). Когда согрешил один, осуж дены были все, а теперь все согрешили и всем согрешившим предлагает ся спасение посредством веры.

Так показав, что правда Единого сделалась врачевством от общего греха, показывает, что Им же совершено и сокрушение смерти: Аще бо единаго прегрешением смертъ царствова единем, множае паче избы ток благодати и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единем Иисус Христом (17). Виновник смерти - грех, а причина жизни во царствии - правда Единого. Спасаемся мы, улучая спасение, не по за кону, но по милосердию Божию, потому что закон справедливости всех вел под наказание, так как все стали делателями греха. Ибо если, когда согрешил один, осужден род, то, без сомнения, справедливее потерпеть наказание жившим под грехом. Но Божия милость превзошла уставы справедливости, человеколюбие победило закон справедливого возмездия, и, когда Один исполнил закон, всем, восхотевшим уверовать в Него, возможно стало пользоваться спасением.

Показав этим неизмеряемость человеколюбия, апостол снова перехо дит к основанию сказанного им: Тем же убо, яко же единаго прегреше нием во вся человеки вниде осуждение, такожде и единаго оправдани ем во вся человеки вниде оправдание жизни (18). Потом от действий переходит к лицам: Яко же ослушанием единаго человека грешни быша мнози, сице и послушанием единаго праведни будут мнози (19). Весь ма необходимо было апостолу в обоих случаях употребить слово мно зи. Ибо, когда согрешил Адам и большая часть людей преступила Бо жии законы, некоторые пребыли верными уставам естества и сделались ревнителями добродетели, как то: Авель, Енох, Ной, патриархи, пророки и другие многие, не у Иудеев только, но и у других народов, о которых божественный апостол сказал: Егда бо языцы не имуще закона, есте ством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон (Рим. 2, 14). И по пришествии Спасителя спасение принимают не все, но верущие и живущие по Его божественным законам. Поэтому-то апостол, говоря о прообразе и образе, употребил слово мнози.

Но из этого видим, для чего вочеловечился Сын Божий и, приняв естество человеческое, наименовался человеком. Учение же это препо дал нам апостол и в Послании к коринфянам, говорят так: Ныне же Христос воста от мертвых, начапюк умершим. Понеже бо челове ком смерть, человеком воскресение мертвых (1 Кор. 15, 20 - 21). Потом от естества переходит к лицам и говорит: Яко же о Адаме вcu умирают, такожде и о Христе ecu оживут (22). Не сказал «спасут ся», но: оживут, потому что воскресение для всех общее, и по воскресе нии будет различение. И это апостол дал видеть, присовокупляя: Кий ждо же во своем чину (23), ибо много чинов и мучимых, и спасаемых, так как по качеству и количеству правды назначены будут раздаяния даров, а также по различию грехов наложены наказания.

12. О том, что Владыка воспринял на Себя тело

Поскольку узнали мы причину вочеловечения Божия, то, пользуясь свидетельствами слов Божиих, покажем, что Бог Слово, вочеловечив шись, воспринял на Себя человеческое тело. Ибо, во-первых, пелены были для человечества, а не для Божества, а потом млеко и мед, о которых задолго прежде провозвещает пророк (Ис. 7, 15), и материнское млеко, и иная пища и питие указывают на естество, способное принимать это. Если же кто по неразумию сделает возражение, указав на пищу, бывшую в Авраамовой куще, то пусть знает, что он крайне маломыслен. Ибо там пища казалась снедаемою, потреблялась же иным способом, известным потреблявшему. А если и согласится кто по несмысленности что вкушало пищу естество бесплотное, то не найдет там ни голода, ни жажды, а здесь требования эти возбуждались нуждою, впрочем не пото му, что соединенное с телом Божество не могло соделать его ни в чем не имеющим нужды. Кто вскоре потом имел даровать бессмертие всем телам человеческим, Тому нетрудно было бы собственное Свое тело соделать превысшим всякой нужды. Но попустил Он телу выказать собственное свое естество, чтобы яснее обличить лживость ересей, отри цавших воспринятие Им тела. Как мог Он соделать тело победителем смерти (что и совершил он по трех днях), но попустил ему и пострадать, и умереть, чтобы исполнить тайну домостроительства, так попускал телу и алкать, и жаждать, и утруждаться, и спать, чтобы докеты не имели никакого предлога к подтверждению лживой ереси. Поэтому голод, жажда, а сверх того и сон свидетельствуют, что тело Господне есть тело человеческое. Подтверждая слово это, божественный апостол взывает, говоря: Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той преиск ренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повин ни беша смерти (Евр. 2, 14 - 15). А этим вполне дал видеть, что Вла дыка облекся в одно с нами естество. Если же не нравится кому слово облечение, то пусть слышит, что предсказывает патриарх Иаков: Испе рет вином одежду Свою, и кровию гроздия одеяние Свое (Быт. 49, 11); пусть слышит, что взывает и божественный Павел: Имуще убо дерзновение братие входити во святая кровию Иисусовою, путем новым и живым, его же обновил есть нам завесою, сиречъ плотию Своею, и иереа велика над домом Божиим: да приступаем со истин ным сердцем во извещение веры (Евр. 10, 19 - 22) и проч. Ибо апостол плоть Владычнюю назвал завесою, как патриарх Иаков - одеждою и одеянием. Но излишнее дело - продолжать об этом слово, потому что и Новый и Ветхий Заветы ясно указывают нам на тело Господне.

13. О том, что Владыка с телом воспринял и душу

А что единородный Сын Божий, вочеловечившись, воспринял на Себя и разумную душу, этому научает евангелист Лука, говоря: Иисус же преспеваше премудростию, возрастом, и благодатию у Бога и человек (Лк. 2, 52). Но возрастом преспевает тело, а премудростью - душа: Божество же не принимает ни того, ни другого приращения, ибо Слово Божие совершенно. И справедливо евангелист с возрастанием тела соединил и приращение премудрости, потому что по мере телесно го возраста естество Божие открывало премудрость Свою. Ясно же о восприятии на себя души учит Владыка. Ибо предполагающим, что страдание Его непроизвольно, сказал прежде страдания: Область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю: никто же возмет ю от Мене, Аз полагаю ю о Себе, да паки прииму ю (Ин. 10, 17-18). А этим ясно дал видеть, что иное есть полагаемая и приемле мая душа, а иное - положившее и приемлющее Божество. Говорю же: иное и иное, не на два лица разделяя, но показывая разность естеств. Так изрек Господь и в другом месте: Сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю за овцы (15, 17). В другом же месте ясно показал то смущение, какое претерпевала душа во время страдания, ибо сказал: Ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего. Но сего ради приидох на час сей (Ин. 12, 27). " А этим дал видеть борение помыслов, то устрашающихся страдания, то отражающих страх. И этот страх яснее изобразил Лука, ибо сказал: страдание приво дило Его в такое борение, что пот Его сделался кровавым. Быстъ пот Его, говорит евангелист, яко капли крове (Лк. 22, 24); присовокупил же и то, что пришел ангел, укрепляя Его (43). Из всего же этого усматривай немощь естества человеческого. Ибо для чего, когда Божество Едино родного соединено с человечеством и Дух присущ как помазание, ангел подкрепляет немощь души и тела? Не явствует ли из этого, что естество Божие попустило быть всему этому, чтобы в последующие времена веру ющих в воспринятие души и тела утвердить этими доказательствами и прекословящих обличить столь ясными свидетельствами?

14. О том, что Владыка воспринял на Себя совершенное человеческое естество

Поэтому-то Господь называет Себя и человеком, и Сыном человечес ким. Апостолам неоднократно говорил Он: Сын человеческий имать предатися в руце человечесте (Лк. 9, 44), и убиют Его, и в третий день воскреснет (Мк. 9, 31) - и намеревавшемуся идти вослед Его сказал: Лиси язвины имущ, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главу подклонити (Лк. 9, 58). Иудеям же открыто изрек: Что ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголах, юже слы шах от Отца Моего? (Ин. 8, 40) И божественный апостол взывает: Един Бог, и един ходатай Бога и человеков (1 Тим. 2, 5); и еще: Понеже человеком смерть, человеком воскресение мертвых (1 Кор. 15, 21). По этой, конечно, причине Господь наименован и семенем Авраамо вым, и сыном Давидовым. Поскольку Аврааму обетовал Бог всяческих в семени его благословить все народы и обетование это дал Исааку и Иакову, то божественный апостол в Послании к галатам справедливо сказал: Аврааму речени быша обеты, и семени его (Гал. 3, 16) - и, показывая, кого наименовал семенем, присовокупил: Не глаголет, и семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени твоему, иже есть Христос (16); и в Послании к евреям сказал так: Не от ангел бо приемлет, но от семене Авраамова приемлет: отнюду же должен бе по всему подоби тися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу (Евр. 2, 16-17). А патриарх Иаков принятое от Бога всяческих благословение уделил и Иуде, сказав: Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидет, Ему же отложено: и Той чаяние языков (Быт. 49, 10). И пророк Михей возобновляет пророчество, гово ря: И ты Вифлееме земле иудова, ничижме меньши ecu во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет мне Старейшина, исходи же Его из нача ла от дней века (Мих. 5,2; Мф. 2, 6). И божественный апостол также указал конец предречений и присовокупил: Яве бо яко от колена Иудо ва возсия Господь наш (Евр. 7, 14). Это же обетование от Бога всячес ких принял царь и пророк Давид, ибо сказал ему Бог: До века уготовлю семя твое, и созижду в род и род престол Твой (Пс. 88, 5), и еще: И положу в век века семя его, и престол его яко дние неба (30), и через несколько слов: Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу: семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен (36 - 38). Это же обетование еще раз обновил нелживый Владыка через пророка Исаию. Ибо говорит: Изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене Его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия (Ис. 11, 1-3); и следующие за этим слова имеют тот же смысл. И еще: И будет корень Иессеов, и востаяй владети языки, на Того языцы уповати будут: и будет покой Его честь (10). И в другом месте говорит: И завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная (Ис. 55, 3). Ибо исполню, что обетовал Давиду и семенем его спасу вселенную, потому что обетование Мое верно и нелживо. Показы вая истинность этих обетовании, Матфей в самом начале Писания благо вествует вселенной, что процвело чаяние языков, ибо сказал: Книга род ства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля (Мф. 1,1), пото му что обетования о семени были даны обоим. И божественный апостол, пиша к римлянам, в начале послания показал исполнение обетования, данного Давиду, ибо говорит: Павел раб Иисус Христов, зван апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща пророки Своими в Писаниях, о Сыне, бывшем от Семене Давидова по плоти (Рим. 1,1 - 3). Присовокупив же по плоти, дал видеть, что Господь наш Иисус Христос - и превечный Бог. А сыном Давидовым назвал Его по есте ству человеческому. И яснее научая этому, апостол присовокупил: (о наречением) Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых Господа нашего Иисуса Христа (4), т. е. востав от мертвых и духом благодати исполнив апостолов, совершенными через них чудесами Господь явил Себя Богом, потому что Его именем совершали апостолы великие чудотворения. В середине же послания, напомнив иудеям о бла гах, дарованных древле, апостол присовокупил: Ихже отцы и от нихже Христос по плоти, Сый над всеми Бог (Рим. 9, 5). И в едином лице показал различие двух естеств, наименовав Господа и рожденным по пло ти от иудеев, и, как Бога, сущим над всеми и во веки благословенным Богом. Да и блаженному Тимофею повелевает, говоря: Поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от Семене Давидова, по благо вествованию моему: в немже злостражду даже до уз, яко злодей (2 Тим. 2, 8 - 9). И в каждом Писании можно найти весьма много свиде тельств, проповедующих о родстве с нами Спасителя по плоти. Но и представленные нами свидетельства достаточно показывают, что Господь восприял на Себя совершенное человеческое естество, а потому и наиме нован сыном Давидовым, сыном Авраамовым, сыном человеческим, чело веком, Адамом, Иаковом и Израилем. Ибо Он - как совершенный Бог, так и совершенный человек - даровал людям совершенное спасение.

15. О том, что Владыка воскресил воспринятое Им на Себя естество

О том, что воскресил воспринятое на Себя естество, как Сам Он свидетельствует, показывая руки и ноги апостолам, так свидетельству ют и персты Фомы, касавшиеся язв. А это, по повелению Господа, сдела ли и прочие апостолы, ибо сказал им Господь: Осяжите и видите: яко дух плоти и кости не иматъ, якоже Мене видите имуща (Лк. 24, 39). Взывает же и божественный апостол Иоанн в начале послания: Узре хом, и руки наша осязаша (1 Ин. 1, 1). И великий Петр, говоря иудеям и потом упомянув о пророчестве Давида, которое изрек он о Владыч нем Воскресении, сказал и следующее: Мужие братие, достоит рещи с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен быспть, и гроб его есть в нас даже до дне сего. Пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти воздвигнуты Христа, и посадити Его на престол его, предвидев глагола о воскресе нии Христове, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истление (Деян. 2, 29 - 31). Поэтому два свидетеля вместе: и апостол и пророк - один предвозвещая, а другой толкуя пророчество по испол нении, научают нас, что Воскресение приписывается не Божеству, но телу и душе (а чему приписывается Воскресение, тому, конечно, принад лежало и страдание) не потому, что с телом умерла и душа (и челове ческие души бессмертны), но потому, что по разлучении с душою тело приняло кончину. Божество же не разлучено было с человечеством и на кресте и во гробе, но, будучи бессмертно и непреложно, не потерпело ни смерти, ни страдания. Ибо если душа по врожденному ей бессмер тию не имела части в кончине тела, то возможно ли, чтобы естество неописанное было пригвождено к древу или предано гробу? Это давая разуметь, четыре Евангелиста упоминают об Иосифе Аримафейском и говорят, что он пришел к Пилату, испросил тело Иисусово и, когда Пилат отдал, снял тело с креста, обвил плащаницею и. предал тело гробу; и неоднократно употребили слово это тело, ясными и очевидны ми этими свидетельствами заграждая бесстыдные уста хулящих.

16. О том, что Один и Тот же и благ, и справедлив

Поскольку мерзкий Маркион одного называет справедливым и Его именует Создателем, а другого - благим, и это, по словам Маркиона, есть Иисус Христос, то поговорим несколько и об этом и докажем, что Господь наш Иисус Христос - и Создатель и Спаситель, что Он и благ и справедлив. Поскольку преокаянный Маркион слышал требование закона: Око за око, зуб за зуб, жжение за жжение, язву за язву (Исх. 21, 24 - 25), а Господь повелевает нам ударяющему в десную ланиту обращать и другую, и хотящему судитися, и ризу сняти, отпускать и срачицу (Мф. 5, 39 -40), то этот безумец заключил, что один справед лив, а другой благ. Но не уразумел он, что строгость евангельских законов страшнее Моисеева законоположения. Ибо закон Моисеев зап рещает убийство, а закон евангельский угрожает геенною называющему брата уродом. Сказано: Всяк, иже речегп брату своемую уроде, пови нен есть геенне огненной (Мф. 5, 22). Так, еще Ветхий Закон осуждает любодеяние, а евангельский называет любодеянием и скверное вожде ление, возбуждаемое непотребным взглядом. Закон Ветхий запрещает ложь, а Новый - клятву. Закон Ветхий возненавидевшему жену пове левал отпустить ее, а Новый отпущение жены, не уличенной в любодея нии, называет прелюбодейством, ибо говорит: Всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует (32). А сверх этого еван гельский закон угрожает и востребованием отчета за праздное слово, и вечным мучением, и тьмою кромешною, и геенною огненною, и многим иным, этому подобным. Из этого же всякий усмотрит, что называемый у Маркиона справедливым благ и именуемый благим справедлив, пото му и законы дал строжайшие и наказаниями угрожает тягчайшими.

Но явное безумие даже и говорить то, что утверждал Маркион. Ибо Повелевший в Евангелии любить врагов и в Ветхом Законе предписал не оставлять без призрения вражеского скота, падшего под бременем, но по мочь ему и во время нужды не помнить неприязни (Исх. 23, 5). Так, повелевает еще, если вол врага заблудился, привести его и отдать владель цу (4). И не только милосердию к людям научает Закон Ветхий, но повелевает даже иметь жалость и к бессловесным животным. Ибо сказано: Да не заградиши устен вола мологпяща (1 Кор. 9, 9), и еще: Да не свариши ягняте в млеце матере его (Исх. 23, 19). И нашедшим птичьих птенцов закон запрещает с птенцами брать и матерей (Втор. 22, 6 - 7). И седьмой день повелевал проводить в праздности, чтобы отдохнули не толь ко раб и рабыня, но и вол и осел (Исх. 23, 12). Также попечение имеет и о бессловесных. Можно же найти, что и законы, написанные о пришельцах, исполнены всякого человеколюбия. Ибо сказано: Не озлобите пришелца: пришелцы бо бесте в земли Египетстей (Исх. 22, 21). И жнущим пове лел колосья, ускользнувшие из-под серпа, оставлять пришелцу, сиру и вдо ве (Втор. 24, 19). Так и собирающим виноград запрещает в другой раз собирать ускользнувшие из рук ягоды и укрывшиеся гроздья. А это самое повелевает соблюдать и в рассуждении других плодов. Ибо сказано: И винограда твоего вторицею да не обереши (Лев. 19, 10); не собирай в другой раз и маслин твоих, но пусть будет это пришельцу, сироте, вдове, и птицам небесным, и зверям земным (Втор. 24, 21). Даже и пленницу закон удостаивает великого о ней промышления. Ибо не отдает ее на поругание сластолюбцам, но повелевает сперва дозволить ей предаться плачу, чтобы почтить ей тем своих, а потом обрить ее, и тогда уже совокупиться с нею; а если властелин пресытится в наслаждении, закон не позволяет продавать ее, не дает права оставлять ее в рабстве, но повелевает отпустить на свобо ду, бывшее с нею общение вменяя в цену ее (Втор. 21, 13-14).

Поэтому, какое понесши наказание, достойно хулы своей наказаны будут те, которые столь благого Законоположника осмелились имено вать не только несправедливым, но и злым?

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова