Яков Кротов. Чека. Вспомогательные материалы

Константин Ружицкий

Отчёт о пропаганде в пользу советской России, которая велась на фестивале молодежи и студентов в Москве верующими России, назначенными Лубянкой

«ВЫДЕЛЕНЫ, ПРОВЕРЕНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ ПОДГОТОВЛЕНЫ»: Документы об участии церковных организаций в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов 1957 г. в Москве

Записка председателя Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР Г.Г. Карпова об отчете ректора Московской духовной академии К.И. Ружицкого

Оп.: 2013 год, альманах фонда А.Яковлева. alexanderyakovlev.org

17.08.1957

Секретно

Экз. 1

№ 469/с

 

При этом направляем Вам копию отчета ректора Московской духовной академии К.И. Ружицкого о собеседовании молодых христиан различных стран — участников фестиваля, состоявшемся в одном из ресторанов на территории ВСХВ 3 августа 1957 г. по инициативе английской делегации на фестивале.

1957 год. Иностранцы на ВСХВ во время фестиваля молодежи и студентов

В собеседовании приняло участие около 150 человек. Собеседование велось в 6 группах по вопросам, поставленным англичанами: 1) ответственность христианина перед обществом и 2) ответственность христианина в борьбе за мир — и продолжалось около 3-х часов.

Приложение: по тексту, несекретно.

Карпов

 

[Приложение]

«Сокращенное изложение собеседования молодых христиан различных стран, участников фестиваля, имевшего место в одном из ресторанов в субботу, 3 августа 1957 г.», подготовленное К.И. Ружицким

[Не ранее 03.08.1957]

 

Зарубежные участники собеседования — члены национальных делегаций VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов за мир и дружбу. С нашей стороны участвовали молодые священники, студенты и преподаватели духовных учебных заведений и миряне.

В собеседовании, устроенном по инициативе англичан, участвовало около 150 человек (не считая переводчиков). Собеседование велось в 6 группах.

 

Группа № 1

Группа № 1 состояла из 34 человек. Председательствовал англиканский священник Кларк, который и открыл собеседование. От Русской Православной Церкви в собеседовании участвовали: кандидаты богословия Ленинградской Духовной Академии свящ. Василий Стойков, свящ. Василий Лесняк, Михаил Бельков и Борис Кублицкий, студент 1-го курса Ленинградской духовной академии Владимир Поярков, учащийся 3-го класса Ленинградской духовной семинарии Геннадий Тимофеев, Маргарита Славянская и сотрудник Патриархии А.С. Буевский. От Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов принимал участие Анатолий Кирюханцев.

Поставленные вопросы: 1. Ответственность христианина перед обществом. 2. Ответственность христианина в борьбе за мир.

1. Доцент Ленинградской духовной академии свящ. Василий Стойков спросил: «Почему у Вас возникает такой вопрос?»

С ответом выступил студент богословия в Лине (Сев. Англия). Он сказал, что в Англии христианину трудно занять правильную линию в этом отношении. Англиканские христиане не могут положительно относиться к решениям английского правительства по вопросу о Суэцком канале и др. Как христианин может изменить действия правительства? Все политические вопросы не должны решаться вооруженным вмешательством. А как-то иначе. Мы не знаем как, но мы христиане, можем влиять на общественность.

Преподаватель Элик Джон (Англия). Он сказал, что по заповеди Христа мы должны любить Бога и ближнего как самих себя. Наши ближние — это все люди, встречающиеся в нашей жизни, которые входят с нами в контакты. Мы считаем, что христианин должен заботиться о благополучии ближних.

Выступил свящ. Стойков, который сказал, что непонятно, почему возникает такой вопрос. Все должны заботиться о благополучии всех. Христианская религия учит, что все мы братья во Христе и должны жить по-братски и все нехристианские действия должны пресекаться мирным путем. Каждый христианин, прежде всего, должен заботиться о созидании мира в своей душе. Стяжав этот мир, он должен распространять его в обществе, где живет и вращается. Распространять словом, делом и примером личной жизни.

Выступил священник Американской епископальной церкви Кеннон (Манкеан). Он сказал, что о. Василий Стойков выступил интересно и спросил: «Как Русская Церковь пропагандирует учение о мире?»

Свящ. Лесняк: Наше правительство, хотя и неверующее, но проводит христианские идеи. Митрополит Николай, глашатай мира, выступает за мир на конференциях сторонников мира.

Вопрос студента Джозеса из Англии: «Бывает ли, что Русская Православная Церковь не соглашается с правительственными постановлениями, и если бывает, то как она на это реагирует?»

Буевский ответил: «Верующие люди нашей страны принимают активное участие в политической жизни государства на общих основаниях со всеми гражданами. Они принимают участие в выборах в местные, республиканские и союзные органы власти. Верующие участвуют и в разработке наказов депутатов. Наши депутаты проводят в жизнь идеи народа, а значит и верующей его части. Депутат — слуга народа. Отсюда у нас не может быть конфликтов между народом и его правительством».

Свящ. Кларк сказал, в порядке добавления, что при встрече с молодыми марксистами ему сказали, что социалистическое общество построено не только марксистами, но и верующими.

Вопрос В. Пояркова: «Как вы реагируете на постановления правительства, несогласные с христианской совестью?»

Отвечал студент из Новой Зеландии, обучающийся в Англии. Он сказал: «Подают петиции, устраивают демонстрации с плакатами, митинги в Гайдпарке, иногда — митинги протеста в церкви, каждый посылает заявление в правительство. Депутаты не могут быть отозваны до смены правительства».

Кандидат богословия Кублицкий (Ленинградская духовная академия) добавил: «У нас избиратели имеют право отозвать недостойного депутата».

Учительница из Канады заявила, что в Канаде депутат, не исполняющий волю избирателей, вторично не избирается. Далее рассказала о порядке выборов в Канадский парламент. Спросила, избирается ли в СССР депутат после отвода ранее избранного?

Кандидат богословия Ленинградской духовной Академии свящ. М. Бельков ответил, что избирается другой, но у нас практически мало наблюдается таких фактов, так как депутаты выполняют волю народа.

Вопрос студента Ленинградской духовной академии Пояркова: «Все ли граждане Англии участвуют в выборах?»

Отвечал свящ. Кларк, который, заявил, что мы ушли в сторону от разбираемых вопросов, ответил, что все достигшие 21 года являются избирателями.

Учительница из Австралии заявила, что в ее стране уклоняющийся от голосования подвергается штрафу.

Свящ. В. Лесняк предложил перейти к другому вопросу.

Миссионер из Голландии спросил, имеются ли в составе Верховного Совета христиане?

Отвечал свящ. В. Стойков: «У нас не ведется регистрации по вероисповедному признаку. Несомненно, что среди беспартийной части Верховного Совета есть христиане.

Дополнил Кублицкий, что у нас могут быть избранными и избираемыми по существующему советскому законодательству как верующие, так и неверующие.

Свящ. Кларк предложил русским открыть собеседование по второму вопросу.

2. Слово взяла М. Славинская, которая заявила, что она, как мать троих детей и христианка, не хочет повторения войны.

Свящ. В. Лесняк пространно изложил идею христианского мира, подкрепляя цитатами Священного Писания, и призвал всех христианских священников и епископов к усиленной борьбе за мир везде, как продолжателей дела Христова.

Анатолий Кирюханцев (баптист) рассказал об участии Всесоюзного Совета Евангельских Христиан-Баптистов в деле защиты мира, отметив усиление этой работы в последнее время.

Выступил лидер ИМКА и сказал, что недостаточно для установления мира собираться и говорить о мире, а нужно еще молиться Христу Богу и проповедовать Евангелие.

Протестант из Китая выразил радость, что говорим о защите мира. Дело мира — дело каждого христианина. Но христиан меньшинство в мире, поэтому мы должны соединяться с другими.

Новозеландский студент из Англии сказал, что недостаточно уяснено как добиваться мира, и как его сохранить добившись? Неясны методы борьбы за мир. Имеются две точки зрения по вопросу о сохранении мира: 1. Война для достижения мира и 2. Метод, завещанный Спасителем: мир в сердце, семье, организации и обществе. Он выразил несогласие с взглядом лидера ИМКА из Франкфурта. В заключение он заявил, что христиане не склонны участвовать в военных действиях.

Представитель Шотландской церкви — инженер — выразил согласие с выступлением новозеландского представителя. Отметил причины возникновения войны: жадность, перенаселение, слабая экономика. Путь к миру не только в проповеди, но и в активном участии в политической жизни, чтобы ликвидировать причины войны. Правительства должны прислуживаться к нам и искоренять причины войны.

Выступил свящ. из Лондона Джемс. Мой друг из Западной Германии сказал, что для достижения мира достаточно проповеди Евангелия, но я не согласен с этим. Евангелие проповедуется две тысячи лет. Но нация, которая имела больше всех миссионеров в других странах, первая бросила атомную бомбу.

Инженер из Шотландии спросил у русских: «Являетесь ли вы пацифистами?»

Отвечал Буевский: «Мы не являемся пацифистами. У нашей страны нет причин к развязыванию войны. Все усилия нашего государства направлены на благо своего народа. Проводя миролюбивую внешнюю политику, наша страна влияет на улучшение общей международной обстановки. Но в случае агрессии против нашей Родины, верующие Русской Православной Церкви вместе со всем народом выступят на защиту своего Отечества». Буевский напомнил о роли Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Свящ. В. Лесняк указал на христианские методы борьбы со злом.

На вопрос, почему русские православные христиане не являются пацифистами, свящ. В. Стойков ответил, что человек, не имея внутреннего мира, не может проводить идеи защиты мира. Долг христианина бороться не только с внутренним злом, но и с внешним. В случае агрессии мы должны защищать себя и пресекать зло,

Беви Кук из богословского факультета Методистской церкви Англии — пацифист — заявил, что, по его мнению, мир возможен, если все христиане станут пацифистами. Некоторые представители Русской Православной Церкви в свое время были склонны к пацифизму (так называемые толстовцы). Но может ли вся Русская Православная Церковь занять пацифистские позиции?

Выступила госпожа К. Кларк и решительно осудила пацифизм, отметив его односторонность и пассивность в деле защиты мира. На этом собеседование в группе закончилось.

 

Группа № 2

В течение двух часов происходило собеседование в группе № 2, участники которого наперерыв спешили задавать свои вопросы, так что старшему их группы (20–25 человек) пришлось установить порядок чередования вопросов (данный руководитель потом выступал на заключительном коллоквиуме от французов). Наша беседа шла очень быстро, так как переводчица была француженка, хорошо знавшая русский язык и, как видно, симпатизировавшая православным. Возглавлял группу православных ректор духовной академии К. Ружицкий.

В числе вопросов были следующие:

1. Какие у вас произошли изменения в области веры и богослужения после Октябрьской революции? Отвечал К. Ружицкий. В 1922–[19]27 гг. возникли и существовали обновленческие церковные течения, целью которых было произвести некоторые реформы в церковных сферах. Был введен женатый епископат, второбрачие духовенства, приняты были и другие решения по разным церковным вопросам. Были попытки произвести изменения в литургической и канонической областях. Был принят также и новый стиль празднования церковных праздников. Но верующий народ не пошел за ними, не стал посещать их богослужений, и новые церковные организации постепенно самоликвидировались, и в настоящее время нет ни одного храма, принадлежащего этим группам. Теперь в лоне православной церкви нет никаких группировок.

2. Каково положение православной церкви по сравнению с прежним дореволюционным временем?

О[твет]: В настоящее время православная церковь не пользуется правом господствующей церкви, как это было в царское время. Советским законом от 1918 г. все религиозные общества уравнены между собой. По количеству верующих православная церковь занимает первое место.

3. Какое количество верующих?

О[твет]: Учета не ведется. Мы знаем, что православных храмов имеется свыше 20 тысяч, священнослужителей свыше 35 тысяч, количество монастырей 69 с пятью тысячами монашествующих.

4. Теперь меньше верующих, чем раньше?

О[твет]: Да. Ранее было много верующих, номинально принадлежащих Православной Церкви. Таково было тогда положение, что принадлежность к Православию давало привилегии. С объявлением советского закона о свободе совести положение изменилось. Остались в рядах церкви только искренно верующие люди.

5. Есть ли тенденции к росту верующих?

О[твет]: С прибавлением населения и верующих становится больше.

6. А как же вы, не ведя учета верующих, утверждаете, что они прибавляются?

О[твет]: Об этом говорит факт увеличения посещаемости верующих не только в праздничные дни, но главным образам и в будние дни. Увеличилось число приглашений священника в дома верующих. Увеличились церковные доходы.

7. Каково теперь отношение советского общества к священникам?

О[твет]: Все граждане, независимо от своих верований или неверия, относятся к духовенству корректно, хорошо. Советский закон привлекает к ответственности за оскорбление верующего человека и его религиозного чувства.

8. Пользуется ли духовенство и их дети одинаковыми правами с прочими гражданами?

О[твет]: Да. Дети беспрепятственно обучаются в средних и высших учебных заведениях бесплатно и, если успевают, получают стипендии наравне с другими учащимися.

9. Каково отношение Советского государства и его руководителей к церкви и священникам?

О[твет]: Я уже сказал, что советские законы предусматривают права церкви в установленных законом рамках. Что касается отношения государственных деятелей к священникам, то это можно видеть из такого, напр[имер], факта, что 30 июля я был приглашен в Большой кремлевский дворец на прием для участия в чествовании Афганистанского короля10. Также и в других случаях были приглашаемы духовные лица на банкеты по случаю тех или иных торжеств. В прошлом году, в день Октябрьских торжеств, я тоже был участником праздничного собрания в Большом кремлевском дворце.

10. Не является ли это показателем улучшения отношения советского государства к церкви?

О[твет]: Да. В одном из своих выступлений, опубликованной в прессе, Н.С. Хрущев сказал, что теперь нет никаких оснований недоверительного отношения к духовенству, и что его лояльное отношение к государству, его патриотическая деятельность во время Великой Отечественной войны доказали, что духовенство любит свою Родину наравне с другими гражданами. Могу вам привести и такой факт. Я был приглашен французским посольством по случаю их национального праздника. Пробыв там с приглашенными гостями полтора часа, я решил раньше окончания банкета уехать в Загорск. Я спустился по лестнице в раздевальную комнату и увидел маршала Г.К. Жукова, который подошел ко мне, подал руку и имел со мной короткую беседу об Отечественной войне. «Вот и хорошо, — сказал он, — что мы вместе воевали, мы — на фронте, а вы — в тылу. Теперь мы наслаждаемся миром и будем это дело мира вместе защищать».

11. Правда ли, что были очень тяжелые периоды для духовенства и даже печальные?

О[твет]: Известно, что ни одна революция не обошлась без жертв. После Октябрьской революции некоторые представители церкви не считались с новым государственным строем и противодействовали новому положению вещей. Конечно, они не остались без ответственности перед законом, как это бывает в каждом государстве.

12. Мы слышали, что духовенству в православной церкви давали гражданские награды и военные ордена?

О[твет]: Да. Православная церковь во время войны не стояла в стороне от народа, но вместе с ним боролась с врагами. Были священники, которые участвовали в партизанских походах, а вообще все духовенство работало в тылу в пользу и помощь своему доблестному воинству.

13. Были ли во время войны полковые священники?

О[твет]: Нет.

14. Слышали ли вы о священниках во Франции, которые работают на заводах и проводят там свою миссионерскую работу? Есть ли у вас такие священники?

О[твет]: Таких священников у нас нет и быть не может. Наш верующий народ смотрит на священника, как на служителя алтаря Божия, и вся его работа должна быть чисто пастырской — в храме и на приходе.

15. Есть ли в вашей стране союзы и ассоциации молодых христиан?

О[твет]: Наша церковь с ее членами-верующими различных возрастов является единой организацией. Как в хорошей семье дети не создают обособленных организаций, но прислушиваются с любовью и доверием к указаниям родителей, так и в нашей единомышленной, православной, церковной семье все ее духовные дети идут за своим верховным пастырем, веря, что наличие одного пастыря и одного стада является осуществлением евангельского закона.

16. Считаете ли вы правильным, что у вас нет самостоятельных церковных молодежных организаций?

О[твет]: Я полагаю, что в единстве великая сила, а молодость при своей неопытности не всегда бывает осмотрительной и может породить ненужные церкви разделения и недоразумения.

17. Каковы у вас пути и средства пропаганды, которыми пользуется ваша церковь. Нет ли стеснения со стороны гражданской власти?

О[твет]: Наличие полной свободы проповеди в храмах как наилучшей обстановки для наилучшего воздействия на слушателей — одно из могучих и плодотворных средств в деле успеха проповеди. Ни в публичных лекциях, или рефератах, а тем более на площадях не может быть какой-либо духовной пользы в деле проповеди евангелия.

Здесь всегда возможно возникновение споров с раздражением, гневом и другими неприятными явлениями. Еще ап. Павел предостерегал своих последователей избегать такой вредной обстановки. И поэтому мы предпочитаем церковный амвон пользовать, как наилучшее место для своей проповеди. Скоро исполнится сорок лет, как возникла новая советская эпоха, когда было прекращено преподавание закона Божия в школах и когда ознакомление с начатками веры происходило и происходит в храмах. И мы видим, что теперешний состав верующих — это не старики и старухи, а граждане советского времени. Теперешние верующие, которым исполнилось 50 лет, были тогда десятилетними детьми, когда наступили новые времена и, кажется, они должны были бы быть вне церкви. Между тем они с нами и их десятки миллионов. Кроме проповеди Евангелия, в церкви каждый священник может проводить свою пастырскую деятельность в частных домах, куда его приглашают верующие. Отдельным поручением священник может преподавать закон Божий в домах верующих. Каждая семья, особенно та, в которой имеется верующая мать семейства, она, зная, что в школе не преподается закон Божий, может научать своих детей вере, давать своим детям религиозное воспитание. А материнские наставления остаются памятными на всю жизнь. Чтение священного писания, религиозных книг, домашние беседы, разные праздничные обычаи — все это способствует распространению православной веры.

18. Не считаете ли вы, что молодые коммунисты, воспитанные в духе марксизма, не могут уже испытывать на себе влияние церкви, и что на них не сможет подействовать церковная обстановка, оказывающая свое влияние на посетителей еще не утвердившихся в атеизме?

О[твет]: Нет сомнения, что чем глубже убеждение, тем труднее его поколебать. И мы не ставим себе целью переубеждать убежденных коммунистов, о которых, по правде сказать, мы и не имеем сведений и не доискиваемся этого. Но из пастырской практики мы знаем, что крещение принимают и молодые, и даже достигшие совершеннолетнего возраста. Точно так же, как и некоторые верующие, иногда переходят в лагерь атеизма. Здесь полная свобода действий. Мы хотим лишь сказать, что если и есть случаи перехода атеистов в лоно церкви, то, скорее всего, это возможно после неоднократного посещения храма и богослужения, где по неведомым таинственным причинам происходит процесс духовного перерождения человека. Мы верим, что такой животворной перерождающей силой является Божественная благодать, под воздействием которой происходит духовное возрождение. Свящ. Писание говорит, что невозможно для человека, то возможно у Бога11.

19. Я хочу еще раз спросить, как все-таки вы можете свыкнуться с тем положением, что в школах не преподается закон Божий, а молодежь воспитывается в атеистическом духе?

О[твет]: Вы знаете, что в дореволюционное время во всех школах начальных, средних и высших преподавался закон Божий в обязательном порядке для всех учащихся. Однако было немалое количество неверующих. После советского закона 1918 г. о свободе совести десятки миллионов отошли от церкви. А теперь в силу того же закона, хотя и проводится атеистическое воспитание в школах, но каждый может оставаться верующим и не быть атеистом. Здесь предоставляется полная свобода решить вопрос о своих религиозных или атеистических взглядах совершенно свободно. Ведь христианство распространялось при наличии множества его противников и в условиях страшных гонений и, однако, вера христианская распространялась. А теперь этих гонений нет и быть не может, и каждый гражданин может верить или не верить. Мы подражаем Свят. апостолам и отцам церкви, которые жили и проповедовали в те времена, когда христианских школ не было. Нам известно, что и в зарубежных странах имеется немалое количество неверующих и индифферентных в религиозном отношении людей.

20. Считаете ли вы нормальным, что Ваша церковь, как мы слышали, молится за власти, т.е. за неверующих?

О[твет]: Вам известны слова ап. Павла, что всякая власть учреждается не без Божьего промышления. В послании к Римлянам мы читаем: «Существующие власти от Бога установлены» (Римл. XIII, гл. 1,5). Сам Спаситель сказал Пилату: «Ты не имел бы надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше». (Иоан XV, 11). Мы действительно молимся о властях предержащих. Нам указано в Свящ. Писании молиться даже за врагов. Несомненно, среди разных тружеников, состоящих на гражданских должностях, есть люди и верующие.

21. Выходит, что при таком положении вы являетесь сторонниками «непротивления злу», допустимо ли это?

О[твет]: Такое направление в нашем русском обществе было до революции. Оно возглавлялось известным писателем Л.Н. Толстым; были у него и сторонники, непротивленцы злу. Но православная церковь никогда не разделяла такого взгляда и считает, что каждый христианин ради блага своего ближнего обязан защищать его интересы вплоть до пожертвования своей жизни за друзей своих, о чем имеется указание Евангелия.

22. Может ли коммунист приглашать к себе священника на дом?

О[твет]: Со стороны коммуниста такого приглашения быть не может в силу того, что он атеист. Но в его семье может быть мать или какой-либо другой верующий член семьи, и тогда по приглашению этих лиц священник может посетить этот дом.

28. А есть ли у вас священники коммунисты?

О[твет]: Таких не было и нет. Это несовместимое у нас положение.

24. Каково у вас устройство православной церкви?

О[твет]: Выразителем высшей церковной власти является церковный собор из представителей духовенства и верующих. Избираемый собором Патриарх возглавляет церковь. Ему подчинены все митрополиты, епископы, а чрез них все священнослужители и верующие. При Патриархе состоит Синод из трех постоянных членов — митрополитов и трех других епископов по старшинству хиротонии, вызываемых для участия в Синоде Патриархом. Каждый епископ является высшим начальником и духовным руководителем своей епархии. Почти в каждой области имеется свой епископ. Ближайшие помощники епископов — благочинные, ведающие духовенством в районах. Каждая община (не менее 20 человек) на своем общем собрании избирает церковный совет, во главе которого стоит настоятель. Церковный совет ведет свое приходское хозяйство и контролируется избираемой на собрании верующих ревизионной комиссией.

25. На какие средства существует церковь и субсидирует ли ее государство?

О[твет]: В силу закона об отделении церкви от государства церковь ничего не получает из государственной казны и таким образом материально совершенно от него независима. Церковные средства составляются из добровольных пожертвований верующих, покупки ими просфор, свечей, крестиков. Распределение церковных средств осуществляется церковным советом, который часть средств оставляет на покрытие расходов церкви, а остальные деньги распределяет на нужды епархии, содержание духовных школ, оплату пенсий и другие. Отчисленные средства поступают в епархиальную кассу, а отсюда чрез Патриархию вносятся на счет в Государственном банке. Накопившиеся средства распределяются высшей церковной властью по усмотрению. Наша церковь покрывает все свои расходы с остатками запасных средств. Характерно отметить, что когда была девальвация советского рубля, то находившиеся в банке церковные деньги получили рубль за рубль.

26. А если вам нужна валюта, где вы ее берете?

О[твет]: В таких случаях чрез Патриархию возбуждается просьба о получении валюты с указанием целевого назначения. Необходимые валютные деньги выдаются.

27. Каково участие советского государства в церковных делах, и каким путем церковь входит в сношение с государством? Мы спрашиваем потому, что не могли из-за отсутствия перевода понимать ваш доклад.

О[твет]: У нас для сношений с государством существует: 1. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР и 2. Такой же Совет по делам других религиозных объединений13, которых имеется 32. Через указанные органы и происходят сношения церкви с государством по разным церковным делам. В моем докладе подробно был указан порядок этих сношений. Государство не принимает участия в церковных делах.

28. А можно ли будет иметь в переводе Ваш доклад, которым мы интересуемся? Мы мало знаем о вашей церкви и нас не всегда верно информируют.

О[твет]: Такой перевод доклада готовится.

29. Правда ли, что церковь ранее была гонима?

О[твет]: Не церковь, как таковая, подвергалась и привлекалась судебной ответственности, а как я сказал ранее, привлекались и понесли наказание активные нарушители государственных законов. Теперь таких моментов нет. К церкви и ее представителям Советское государство предъявляется лишь одно требование — не нарушать его законов, как это требует от всех граждан.

30. Допускаются ли браки между верующими и неверующими?

О[твет]: Гражданские браки допускаются. Но если кто желает еще совершить церковный брак, то при наличии одного из супругов неверующего, брак не допускается. В таких случаях церковный брак возможен, после принятия неверующим соответствующей религиозной подготовки и совершения крещения.

31. Какие взаимоотношения между верующими и неверующими?

О[твет]: Самые корректные. Я уже ранее сказал, что за оскорбление верующего оскорбитель несет уголовную ответственность.

32. Бывают ли диспуты между верующими и неверующими и наоборот?

О[твет]: Ранее такие диспуты были, но теперь их не бывает. Церковь избегает излишних словопрений и бесполезных споров, вредных для распространения веры.

33. Отсутствие религиозных диспутов не создает ли застой мысли и движения веры, и не способствует ли умножению неверующих?

О[твет]: Опыт нам показал, что путем положительного раскрытия истин веры в храме (без всяких диспутов) наилучшим образом способствует распространению нашей веры.

34. Все же вы в своей проповеди считаете нужным допускать элемент критики своих противников и не привносите ли философского элемента для лучшего закрепления проповедуемого вами евангельского учения?

О[твет]: Наш верующий народ любит проповедь без привнесения в нее разного рода научного и философского элемента. Он охотно слушает проповедь чисто евангельского содержания. Верующие желают знать, прежде всего, о том, как и о чем проповедовал Спаситель, его апостолы и отцы церкви. Мне невольно вспоминается мое выступление в королевском храме св. Мартина в Лондоне. Это был день открытия Совещания четырех глав государств в Женеве. Настоятелем храма были намечены проповедники: американский священник, английский, французский и православный, каковым был я. Каждому из нас было дано три минуты для проповеди. Когда были прослушаны наши выступления, то находившаяся здесь публика так расценила наши проповеди: первые три — это были речи политического содержания, а проповедь православного священника была выдержана в евангельском духе, хотя и соприкасалась с основной темой. Вот с такими проповедями чисто религиозного содержания мы и выступаем уже 40 лет и имеем успех.

35. Может ли церковь иметь собственность, а также ее священнослужители?

О[твет]: Может. Многие священники имеют свои дома, дачи, машины. Могут продавать свою собственность. Не может быть собственности на землю, так как это — государственная собственность.

36. Какими налогами облагаются храмы и духовенство?

О[твет]: Храмы, как достояние государства, отдаются верующим в бесплатное и бессрочное пользование. Верующие обязаны производить ремонт храмов, оберегать культовое имущество. Поквадратный налог, который платят все граждане, если пользуются государственной жилплощадью, церковь не платит, также не платят этот налог и духовные школы. Взимаются лишь небольшие страховые платежи и рентные. Духовенство платит подоходный налог соответственно своим доходам.

37. На каком положении находятся православные церкви за границей, и на какие средства они существуют?

О[твет]: Православные церкви, находящиеся в юрисдикции нашего патриарха, подчиняются ему, но в своей внутренней жизни применяются к местным условиям, без нарушения канонов. В случае нужды, эти церкви субсидируются патриархом.

38. Какие существуют связи православной церкви с заграничными иностранными церквами и религиозными объединениями?

О[твет]: С инославными церквами за последнее время наши взаимоотношения умножились и расширились. Нашу страну и церковь посетили многие представители разных церковных организаций. В 1955 г. состоялась поездка представителей Русской православной церкви, лютеран и баптистов в Великобританию. Здесь мы и в Шотландии, и в Англии имели встречи с представителями разных церковных течений. В Ламбетском дворце у Кентерберийского архиепископа мы гостили целую неделю и имели там богословскую беседу по ряду вопросов. Там была намечена очередная встреча в Москве в 1956 г., каковая и состоялась. Мы участвовали в 10 заседаниях, на которых был заслушан ряд докладов со стороны представителей англиканской церкви во главе с архиепископом Йоркским Рамсеем. С нашей стороны тоже были сделаны ответные доклады. Теперь этот материал изучается для следующей встречи в Лондоне, на предмет возможности (соединения) церквей Англиканской с Православной. В прошлом году мы принимали делегацию от Канадской Объединенной Церкви в ответ на наше посещение Канады в декабре 1955 г. Объединенная церковь Америки в лице своих виднейших деятелей во главе с доктором Блейком гостила у нас. И с ними были устроены заседания со взаимными докладами по ряду церковных и богословских вопросов. На Всемирном патрологическом съезде в Оксфорде принимали участие представители православной церкви. В Западной Германии были сделаны доклады наших богословов в ответ на выступления протестантских богословов в Москве и в нашей Академии. Имеется ряд других взаимоотношений нашей церкви с иностранными церковными объединениями, что содействует обоюдному сближению и взаимопониманию.

39. Существует ли у вас старообрядческая церковь, какие с ней у вас взаимоотношения?

О[твет]: Старообрядческая церковь существует на началах полной независимости, имеет своих епископов, священников, пользуется отдельными храмами и имеет свой специфичный уклад. Взаимоотношения между старообрядческой церковью и православной— мирные. В настоящее время в связи с правильным пониманием причин, породивших старообрядчество, нарастает сознание, что нет в будущем оснований к сохранению разъединения. Вследствие этого роста старообрядческой церкви не наблюдается.

40. Почему у вас нет духовных школ для женщин?

О[твет]: В прежнее время такие школы у нас были, так как тогда дети священников не принимались в гимназии. Поэтому пришлось создавать епархиальные училища для детей (девочек) духовенства. В настоящее время дети духовенства беспрепятственно могут учиться во всех школах. Кроме того, в православной церкви женщина не может занимать положение служительницы алтаря или проповедницы.

41. В каком положении находятся дети, когда мать верующая, а отец неверующий или наоборот? Может ли священник совершать крещение?

О[твет]: В храме, куда приносят детей для крещения, священник не занимается подобным расследованием.

42. Берут ли на военную службу учащихся ваших духовных школ?

О[твет]: Из семинарии, поскольку она является средним учебным заведением наравне с гражданскими школами, могут быть призываемы на военную службу. Призванные на эту службу по отбытии опять возвращаются в семинарию для продолжения образования. Что касается академии, то студенты пользуются отсрочкой наравне со студентами вузов.

43. Какие церковные организации существуют в защиту мира и как на это реагируют верующие?

О[твет]: Вся наша церковь молится о мире во всем мире и призывает к этой молитве всех верующих, которые в период Великой Отечественной войны испытали всю тяжесть военного времени, и поэтому у нас не найдется ни одного человека, который бы не принимал в этом священном деле активного участия.

44. Как ваша церковь смотрит на Фестиваль, и какие ожидаются результаты этого события?

О[твет]: Церковь приветствует высокие цели Фестиваля — мир и дружбу между всеми народами. Наши духовные школы — семинарии и академии принимают в Фестивале должное участие. Мы верим, что встречи христианской молодежи принесут свои добрые плоды.

45. Принимает ли ваша церковь участие в экуменическом движении?

О[твет]: Наша церковь изучает это движение, и находит возможным думать, что в дальнейшем она может ближе подойти к этому всемирному движению.

46. Как вы думаете, возможны ли поездки за границу вашей христианской молодежи?

О[твет]: Такие поездки вполне возможны.

47. Почему до сих пор ваша молодежь не посещала заграницы?

О[твет]: Не имела приглашений.

48. А можно ли было учиться в вашей Академии инославным гражданам?

О[твет]: Такая возможность может быть предоставлена с благословения нашего Патриарха.

49. Мы посещали Ваши церкви и видели, что здесь бывает мало молодежи, особенно юношей?

О[твет]: В летнее время каждому молодому человеку желательно провести время на лоне природы. Но молодежь посещает храмы. Кстати, когда я был в Канаде, и это было как раз накануне Рождества Христова, любимого праздника. В связи с этим было устроено представителями Объединенной церкви Канады богослужение, и здесь был показан обряд возжжения светильников. Мы обратили внимание, что присутствовали здесь только девочки. Мы спросили, почему здесь нет мальчиков. Нам ответили, они занимаются играми.

50. Вы были за границей, каково ваше мнение о положении веры за границей и в вашей стране?

О[твет]: Когда мы были в Эдинбургском университете, где интересовались отношениями между верующими и неверующими в СССР, и когда по этому вопросу были даны соответствующие сведения, то один из участников этой беседы сказал: «У вас положение с религией значительно лучше. Одни верят, а другие не верят, и каждая сторона активно защищает свои взгляды. Всегда возможно, что сегодняшний атеист может быть в будущем и верующим, и наоборот. Все-таки здесь обнаруживается жизнь. А вот у нас наблюдается наличие опасного положения, когда молодежь проявляет свой полный индифферентизм в вопросах веры». Я добавил: «Вы верно сказали. Вы повторили слова Апокалипсиса, где сказано: "О, если бы ты был холоден или горяч, но ты теплохладен, ты мертв"».

51. Каково ваше мнение о будущем церкви в коммунистическом обществе? Не наступит ли тогда время полной ликвидации церкви и религии вообще?

О[твет]: Мы верим, согласно слову Божию, что основанную нашим Спасителем церковь не одолеют врата адовы. Верующие и тогда будут, и в силу закона о свободе совести будет существовать и церковь.

52. Будут ли отражены в вашей печати наши фестивальные встречи, наше посещение Лавры и Академии, наш обмен мнений для удовлетворения интереса граждан всего мира?

О[твет]: Несомненно, об этом будет отражено в наших журналах Московской Патриархии.

Наша оживленная беседа приобретала все больший интерес и к нашей группе присоединились новые слушатели. Вожаку французской группы пришлось установить порядок и регламент для беседы. Так как подошло время для общего собрания всех групп, то и нам было предложено направиться к месту заключительного собрания. Французы с сожалением поднимались со своих мест. В это время один из студентов французов сказал: «После того, что я здесь слышал, я понимаю линию пастырского дела у православных и считаю, что католическое духовенство ведет эту работу несоответственно церковному назначению». Впоследствии он лично благодарил меня за информацию и поцеловал мне руку.

Можно с уверенностью сказать, что не только моя беседа, но и происходившие собеседования других наших учащихся и учащих принесли свой добрый плод, так что многие слушатели в корне изменили свои взгляды и мнения о жизни наших советских людей и о положении в СССР религии вообще и православной церкви в частности. Наша молодежь обнаружила в беседах больше богословских знаний и эрудиции, чем в этом отношении обнаружила заграничная молодежь. Несомненно, у последних получилось впечатление неплохое о наших молодых богословах и священниках. Возвратившись на свою родину, фестивальная молодежь, побывавшая в нашей стране, внесет в международную обстановку новые фактические данные о нашей великой стране и русской православной церкви.

Ректор Московской духовной Академии

протоиерей К. Ружицкий

Примечание: В отчет не внесены вопросы, касающиеся устройства наших духовных школ, наших программ и т.д.

 

Группа № 3

Группа № 3 состояла из протестантов Западной и Восточной Германии и двух чехов, всего приблизительно в количестве 15 человек. Из Западной Германии доктор-пастор, католический капеллан из Рура, протестантский юрист. Председательствовал доктор-пастор (из Западной Германии). От Русской Православной Церкви в собеседовании участвовали свящ. П. Соколовский (глава группы), свящ. П. Петров, Г.Н. Скобей. От Всесоюзного Совета Евангельских Христиан-Баптистов принимал участие А.В. Карев.

Председательствующий и сопредседательствующий свящ. П. Соколовский обменялись вступительными словами.

Пастор-доктор сказал, что у них имеется ряд вопросов, относящихся к жизни верующих в СССР.

В своем ответе свящ. П. Соколовский сказал, что мы с любовью готовы ответить на вопросы о жизни Русской Православной Церкви в СССР, и в то же самое время мы интересуемся жизнью христиан в Германии.

Председательствующий спросил: почему так мало учащейся молодежи в духовных школах и такое небольшое количество молодых священников?

Ответ свящ. П. Соколовского. Откуда у вас такое заключение? Школ для духовного обучения в настоящее время достаточно. В академию и семинарию принимается молодежь по конкурсу. Молодого духовенства очень много. В Лавре 31 июля была представлена незначительная часть студентов духовных школ и маленькая частица молодого духовенства. Если и бывают свободными священнические места, то это обгоняется ростом верующих и их духовных потребностей. П. Соколовский привел примеры о росте священства. Он сказал, что при поступлении в духовные школы администрация выбирает самых лучших из желающих, чтобы впоследствии они были достойными пастырями Церкви. В храмах совершается богослужение с утра до вечера, тогда как в дореволюционной России в храмах служило по одному священнику, и служба в храмах была не ежедневно.

Капеллан из Рура задал вопрос: Ограничивается ли деятельность священника храмом или он может выезжать на дом к верующим?

В ответе свящ. П. Соколовский привел примеры из жизни своего прихода о совершении на дому у верующих причащения больных, крещении, погребении и молебнов.

Протестант спросил: «Как происходит религиозное обучение молодежи?»

Ответ свящ. П. Соколовского: В храме — проповедь за общими и частными богослужениями; на дому — при совершении треб; по специальным просьбам верующих наставить их детей.

Вопрос: Какое количество крещается? Мы слышали от богословов, побывавших в СССР, о том, что в СССР крестится 80%. Правильно это?

Свящ. П. Соколовский сказал, что он на этот вопрос ответить не может, так как статистика крещаемых не ведется, но возможно, что и столько. У него в храме в будние дни крестится от 3 до 10 человек, а в праздничные дни до 30, а иногда и более.

Затем, по предложению председательствующего, выступил Карев о жизни ВСЕХБ.

На вопрос: Бывают ли диспуты верующих с неверующими? Карев ответил: «У нас в храме часто комсомольцы и неверующие спорят с верующими».

Свящ. П. Соколовский дополнил, что в храмах Православной Русской Церкви никаких споров не бывает. При отдельных частных встречах иногда бывают беседы о вере и неверии, но мы считаем, что споры на эту тему совершенно ничего не дают.

Председательствующий спросил: Можно ли из ваших слов сделать вывод, что в СССР Государство и Церковь сосуществуют?

Свящ. П. Соколовский ответил, что если хотите, то это лучшее, какое может быть, сосуществование. Государство не вмешивается во внутреннюю жизнь Церкви.

Пастор спросил: Не может ли таким путем христианство переродиться в секту? Не существует ли опасность, что молодежь совсем отпадает от Церкви? Не стараются ли христиане найти общее с атеистами и идти к Богу?

Ответ Карева: Мы много находим общего с коммунизмом в экономической программе. Кроме того, мы везде проповедуем — и в автобусе и в метро — не ограничиваемся местом.

Свящ. П. Соколовский дополнил, что Советское государство существует 40 лет и в настоящее время в храмах у нас верующие самого различного возраста, но преобладающее большинство верующих в возрасте 40 лет.

Капеллан сказал, что на Западе, в Германии, перед человечеством стоит вопрос: «Кому принадлежит будущее — коммунистам или Церкви? Как вы на это смотрите?»

Свящ. П. Соколовский ответил, что мы об этом не думаем, нам всем известны слова Господа, и мы глубоко верим в слова Христа Спасителя, что «Врата адовы не одолеют».

Скобей добавил: «Аз Есмь с вами...»

Председатель спросил: Бывают ли в храмах комсомольцы и причащаете ли вы их?

Ответ свящ. П. Соколовского: «В церкви во время преподавания всех таинств об этом не опрашивается. Спрашивается только: "Веруешь ли ты в Бога и крещен ли во Святую Троицу"».

На вопрос: возможно ли сотрудничество материалистов и верующих в вопросах идеологии, свящ. П. Соколовский ответил отрицательно, отметив при этом сотрудничество в вопросах экономических, в борьбе за мир и некоторых других.

Вопрос: Свободна ли Церковь в СССР? Не вмешивается ли и не направляет ли жизнь Церкви Правительство?

Ответ свящ. П. Соколовского: Церковь совершенно свободна в своей деятельности. В этом вы можете убедиться при ознакомлении с жизнью нашей Церкви. Об этом говорят и государственные законы: декрет, статья Конституции и постановление ЦК партии 1954 г.

Вывод председателя: Сложилось впечатление, что в СССР верующие и неверующие переживают духовный подъем. Затем он привел притчу о двух рабах виноградаря и уточнил, что тот раб, который сказал не пойду и пошел, — это народ Советского Союза.

Вопрос свящ. П. Соколовского: Господин капеллан сказал, что на Западе ведется большая пропаганда о том, что в СССР Церковь притесняется. Скажите, пожалуйста, эта пропаганда была сильнее 20 лет тому назад или сейчас? В настоящее время усиливается или ослабевает?

Председатель ответил в замешательстве, что эту пропаганду ведут политические силы Запада. В настоящее время они ведут эту пропаганду более сильней.

Юрист добавил, что у него, как у объекта этой пропаганды сложилось впечатление, что в [19]29–[19]40 гг. было преследование и гонение на Церковь в СССР, а теперь с [19]40 г. эта цель достигается административным способом.

Врач из Западной Германии: Пропаганда утверждает, что Русская Православная Церковь ушла в себя, и не ведет борьбы с неверием.

Свящ. П. Соколовский: На этот вопрос можно сказать одно: не философия и рассуждения, а сама жизнь Церкви говорит о том, что она живет полнотою жизни. Здесь можно сказать евангельскими словами: «Прииди и виждь».

Выводы капеллана: В области антропологии материализм и христианство спорит. Биология доказала бессмертие души. Атомная наука этому помогает. Таким образом, на Западе существует направление, что коммунизм приближается к признанию души, а христианство к признанию коммунизма.

Вопрос свящ. П. Соколовского: На Западе, в частности в протестантском мире, наблюдалось дробление. Впоследствии появилось стремление к объединению. Таким объединением явился экуменизм. Нам интересно знать, что вы ожидаете от этого движения?

Ответ председателя: 1. Прогресса в этом движении. 2. Оно возникло вследствие войны. 3. Сблизить веры невозможно. 4. Стоит оно теперь на мертвой точке. Его личное мнение основано на философских предпосылках Штайнера: «То, что ты понял в моем брате, то ты понял и от меня. Даже если это ошибка...»

 

Группа № 4

Группа № 4 состояла из 15 человек представителей Шотландской церкви, квакеров и английских баптистов. Возглавлял беседу представитель Шотландской церкви. От Русской Православной Церкви в собеседовании участвовали: Остапов А.Д., свящ. И. Силаков, иером[онах] Варфоломей, К.М. Комаров, К.Е. Скурат и В. Бойцова.

Открыл беседу председатель (представитель Шотландской церкви) с предложением рассмотреть следующие вопросы: 1. О христианине как гражданине: а) место христианина в Государстве, б) ответственность христианина за сохранение мира. По этому вопросу выступил молодой квакер. Из его слов можно было сделать заключение, что христианин обязан активно вмешиваться в политическую жизнь общества, что он должен направлять свое влияние через радио, печать и общественные организации. После чего был задан вопрос о том, как Русская Православная Церковь принимает в этом участие, на что свящ. И. Силаков ответил: в этом отношении Церковь не встречает никаких препятствий в нашем Государстве, открыто выступая за мир.

Гости задали вопрос: есть ли возможность развития духовных сил человека в коммунистическом обществе? На это мы ответили положительно.

Один из гостей задал вопрос: бывают ли столкновения христианской морали и коммунистической, которая, якобы, отрицательно влияет на христианскую. Свящ. И. Силаков попросил указать конкретный пример такого влияния, на что ответа со стороны гостей не последовало.

Затем гости предложили высказаться о методах борьбы христианина со злом в мире. С нашей стороны (всеми участниками) было указано на важность христианского уклада жизни и личного совершенствования. Один из квакеров сказал, что они ведут активную борьбу со злом, а именно: благотворительностью (помощь перемещенным лицам, организация госпиталей в Корее). От англичан последовал вопрос: «Что значит насытить голодного?»

Представитель ВСЕХБ ответил, что надо нуждающемуся подать кусок хлеба.

Представители Русской Православной Церкви сказали, что это нужно понимать в более широком смысле, т.е. быть вообще человеком добрым и отзывчивым на всякую нужду другого.

Далее перешли к следующему вопросу: Ответственность христианина за сохранение мира.

Прежде всего, гости попросили дать понятие о мире. Свящ. И. Силаков попросил дать разъяснение, о каком мире будет идти речь: о мире внутреннем (душевном) или внешнем. Председатель сказал, что мы хотели бы поговорить о внешнем мире. Тогда К. Скурат пояснил, что под миром мы понимаем дружеское сосуществование народов, независимо от их политических систем и религиозных верований, особенно христиан, основанное на взаимном доверии и справедливости. Затем выступил квакер, который сказал, что мир находится внутри самого человека и проявляется им в практической деятельности, вплоть до проведения этих идей через политические партии.

А. Останов отметил, что Церковь по своему характеру не может и не должна заниматься вопросами политики, указав на пример Христа Спасителя: «Воздадите кесарево кесареви, а Божие Богови».

Один из квакеров заявил, что Христос пришел в мир облегчать участь страдающих и обездоленных, на что было заявлено (А. Остапов) что Христос не был политиком. Свящ. И. Силаков добавил, что Христос не принял предлагаемой ему иудеями политической власти.

По этому поводу гости заявили, что Христос жил и умер среди грешников. Мы пояснили, что понимаем пришествие Христа не в социальном переустройстве тогдашнего общества, а в искупительном подвиге всего человечества.

Был поставлен вопрос: возможно ли Царствие Божие на земле? К. Комаров сказал, что согласно Священному Писанию Царство Божие внутри нас, внутри каждого человека.

Руководитель английской группы зачитал следующий вопрос: «Должен ли христианин при любых условиях отказываться от участия в войне?» Один из квакеров добавил, что война символ несправедливости и что если бы христиане всего мира договорились между собой, то минувшей мировой войны не возникло бы. Мы в свою очередь заявили, что война есть зло, противное христианству, и что наша Церковь благословляет мир как самое желанное для народов. Однако были даны пояснения, что мы признаем понятия справедливой и несправедливой войны и что мы не отвергаем участие христианина в справедливой войне (защита Отечества). К чему были приведены примеры из истории русского народа. Один из квакеров сказал, что истинная любовь от Бога и если допустить войну, то нельзя придти к миру. Свящ. И. Силаков заявил, что в мире есть люди, которые стремятся к войне, но и люди, которые стремятся к миру, которые всегда могут договориться между собою о мире. Затем выступилпредставитель ВСЕХБ, который сказал, что надо заботиться о сохранении мира от войны, что русские баптисты не пацифисты, но любят мир и борются за него путем совершенствования самих себя, семьи и всех окружающих. Баптист английской общинысказал, что баптисты английские соглашаются в этом с русскими баптистами.

Кроме того, англичане говорили о возможности организации дальнейших встреч для поддержания мира, взаимопонимания и сближения наций.

В свою очередь мы высказались в пользу предлагаемых встреч и осуществление их через Патриархию. Но они предложили организовать эти встречи через Всемирный христианский совет молодежи.

Примечание: Из проведенных собеседований чувствовалось, что гости были тщательно подготовлены к данной встрече.

 

Группа № 5

Группа № 5 состояла из 16 членов английской делегации, представлявших методистов, квакеров и баптистов. От Русской Православной Церкви в собеседовании участвовали: священник Конст. Нечаев (руководитель группы), студент IV курса Московской Духовной Академии Б. Кудинкин, С. Немеришин, В. Рожнов и Л. Карпинская. От Всесоюзного Совета Евангельских Христиан-Баптистов принимало участие 2 человека. Председательствовал методистский священник Раймонд Хаббл, а по предложению нашей делегации вице-председателем был студент Борис Кудинкин, сотрудник Отдела Внешних сношений Московской Патриархии.

Английская делегация предложила ряд вопросов: 1. Положение религии в Советском Союзе было худшим и потом улучшилось. Каков ваш взгляд на это? Как представляете себе положение религии в будущем, тогда как ваше коммунистическое правительство имеет атеистическую идеологию?

Ответ (Свящ. Конст. Нечаев): Поставленный вопрос имеет исторический характер.

а) Естественно, что при изменении условий общественной и политической жизни в нашей стране могло произойти непонимание нового положения, новых отношений и новых условий существования религии в государстве. Вследствие этого отдельные церковные люди, не понимая правильно своего долга, могли выступать против программы нового правительства и за это подверглись тем или иным мерам пресечения их антиправительственной деятельности. Но в Церкви всегда существовало основное направление, которое правильно понимало основной долг Церкви в ее отношениях к народу и государственной власти. Это направление возглавлялось Патриархами Тихоном, Сергием и ныне здравствующим Патриархом Алексием. Патриархи в своих воззваниях и обращениях к верующим людям раскрывали истинный долг христианина в отношении к современности. Поэтому те, кто не слушал голоса церковного руководства и уходил в область не свойственную для церковного деятеля, подвергались наказанию не за принадлежность к Церкви, за религию, а за политическую деятельность. Церковь, осуждая такую деятельность своих членов, неправильно понимавших свой долг и не слушавших своих руководителей, не может считать их выразителями своих убеждений и действий.

б) Вопрос о будущем положении Церкви в коммунистическом государстве имеет перспективный характер. Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что отношения между Правительством и Церковью вполне определились и Церковь находится в благоприятных условиях. Эти отношения определены в постановлении ЦК КПСС от 11 ноября 1954 г., в котором говорится, что нет никакого основания для того, чтобы лишать Церковь и ее деятелей политического доверия27. Поскольку это постановление служит официальным заявлением не одного лица, а ЦК КПСС, и в известном смысле является программным документом, можно с уверенностью сказать, что оно сохранит свое значение и определит положение Церкви в нашем Государстве и в дальнейшем.

Вопрос 2. Много ли в вашей стране католиков, существуют ли связи между ними и в чем они выражаются?

Ответ (свящ. Конст. Нечаев): Прежде чем ответить на этот вопрос я хочу поставить своих два. 1) Что и как сделано для этого у вас? и 2) Знакомы ли наши собеседники с дискуссией между Англиканами и Православными в Москве в 1956 г.? (Ответ дан положительный). В нашей стране католики есть и, вероятно, в немалом числе. Точно количество их я сказать не могу. Католики имеются преимущественно в западных областях нашей страны. В Риге имеется митрополит с епископами в разных областях. Между православными и католиками существуют дружественные отношения. Я не могу показать вам здесь фотоснимки нашего архиепископа Рижского Филарета с епископами-католиками и лютеранами. Между членами Католической и Православной Церквей существует дружеское общение. У меня берут благословение некоторые католики при встрече, например на кладбище. Но для того, чтобы установить полное церковное общение, необходимо, чтобы, кроме взаимного расположения и стремления к объединению, была общая догматическая и каноническая основа.

Вопрос 3. Можно ли упразднить противоречия декретом Правительства?

Ответ (свящ. Конст. Нечаев): Вопрос о противоречиях — вопрос философский, а здесь мы говорим об историческом факте взаимоотношения Церкви и Государства. В данном случае постановление ЦК КПСС не унижает что-либо и не воссоздает чего-либо, а только констатирует современное состояние, т.е. статус-кво Церкви в современных условиях.

(Начавшийся дождь прервал беседу, которая продолжалась в помещении).

Вопрос 4. Что вы делаете для того, чтобы объединить христиан других вероисповеданий? Мы устраиваем митинги и подобные мероприятия. А что делаете вы?

Ответ (свящ. Конст. Нечаев): К чему привели эти митинги? (Ответа не было).

Православный понимает свою миссию не так. Я коснусь самой основы и самого существа принципа деятельности Русской Православной Церкви, конкретнее, каждого ее члена.

Православная Церковь каждое дело христианина рассматривает во вселенском и, более того, космическом масштабе. Всякое доброе дело — это вклад в создание Церкви и каждое дурное — разрушение ее. Поэтому Православная Церковь призывает своих членов к созиданию Царства Божия внутри себя. Это накопление духовной силы в одном человеке не может быть замкнуто, но расширяется на окружающих. Примером может служить православное монашество. Православные монахи уходили в пустыни и дебри для создания своего внутреннего мира и привлекали к себе впоследствии множество людей. Разве это не пример активного объединения? Наш преп. Сергий ушел в дремучий лес, когда был совсем юным, моложе каждого из нас, но теперь он известен не только у нас, но и в Англии. Это не узкий монашеский принцип, он раскрывает самое существо православного понимания нашего христианского долга в отношении к миру.

Вопрос 5. Не чувствуете ли вы себя изолированными? Имеются ли у вас миссии?

Ответ (свящ. Конст. Нечаев): Нет, мы не изолированы. Об этом свидетельствует приезд многочисленных делегаций, об этом может подробно рассказать Б.С. Кудинкин. Русская Православная Церковь имеет в ряде стран свои представительства.

Б. Кудинкин: Я очень рад, что могу участвовать в приеме гостей. Каждая делегация доставляет удовольствие, так как эти дружественные визиты укрепляют наши связи и способствуют установлению тесных братских отношений.

Вопрос 6. Не чувствуете ли вы лично себя ущемленным и ограниченным в своей деятельности?

Конст. Нечаев: Нет. Я ничего не хочу большего. Мой трудовой день очень продолжителен и напряжен. Занят службой, общением с верующим народом, моей научно-богословской и педагогической работой. Я удовлетворен вполне и, если бы я должен был делать что-нибудь еще, мне пришлось бы разделиться на части.

Конст. Нечаев и Б. Кудинкин подробно рассказывают о работе приходского священника.

Вопрос 7. Как смотрят православные и баптисты в вашей стране на отношения религии и государства? Мы верим, что Бог Владыка всего.

Ответ: И мы тоже.

Вопрос 8. Признаете ли вы вследствие этого, что Бог должен быть Главой государства?

Ответ (свящ. Конст. Нечаев): В таком случае можно придти или к ветхозаветной и иудейской, или римо-католической теократии. Этого не должно быть.

Вопрос 9. Если правительство атеистично, может ли быть христианин в таком обществе, потому что христианин в таком случае потеряет свою почву? Каково ваше отношение к правительству и как вы воздействуете на него?

Ответ (свящ. Конст. Нечаев): Вопрос поставлен неверно. Государство и религия различные вещи. В Евангелии совершенно определенно провозглашены принципы отношения христианина к правительству: «Всякая власть от Бога». Христианин имеет много средств воздействия на окружающую его среду. Вот две главные из них. 1) «Потому все узнают, что вы Мои ученики, что вы имеете любовь между собою» (Ев[ангелие] от Ио[анна])29. 2) «Так да просветится свет наш пред людьми, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего, Который на небесах». Эти принципы являются основными для проведения в жизнь христианского долга верующего.

Далее члены делегации баптистов СССР подробно ответили на вопрос об участии верующих-баптистов в общественной жизни.

Вопрос 10. В чем различие и сходство атеистической и христианской морали? Как эти противоположные принципы могут существовать вместе?

Ответ (свящ. Конст. Нечаев): Говорить о противоположностях их нельзя. Если сравнить принципы морали той и другой, мы увидим много общего. Об этом говорить можно очень много. Главное же в том, что для молодежи коммунистической и христианской существует один главный принцип: «не делать другому того, что не желаешь себе».

Вопрос 12. Социализм стремится к приобретению и накоплению материальных благ в обществе. А сказано: кто приобретает все, тот потеряет свой внутренний мир.

Ответ (свящ. Конст. Нечаев): Христос отказался разделить имущество между братьями. Но он не отрицал самого имущества. Наоборот, христиане древности своими имениями помогали нуждающимся братьям. То же делала всегда и Русская Православная Церковь. К этому же общему благосостоянию стремится и социалистический строй в нашей стране.

Беседа происходила в теплой дружеской атмосфере. Контакт установился особенно заметно после того, как православная делегация подробно и живо рассказала о своей церковно-приходской жизни (см. п. 7). Когда одна из членов английской делегации стала задавать вопросы, очень возбужденно и настойчиво обостряя их (пп. 8–10), председатель о чем-то побеседовал с нею, и когда группа вышла из помещения на воздух вследствие духоты, эта делегатка более уже не участвовала в беседе и покинула группу. Возможно, что для этого были и другие причины. Необходимо подчеркнуть живой интерес собеседников к церковной жизни православного прихода, на что православные делегаты и постарались дать возможно полный ответе.

При выступлении председателей групп священник Раймонд Хаббл просил выступить вместо себя свящ. Константина Нечаева. Выступили вдвоем.

Свящ. Конст. Нечаев поблагодарил председателя и сказал следующее: В нашей дружной и благожелательной беседе мы всесторонне осветили основные принципы и пути выполнения Русской Православной Церковью своей спасительной миссии. Мы надеемся, что наши собеседники получили представление о нашей церковной жизни настолько полно, насколько позволила краткость времени нашего приятного собеседования.

В беседах был раскрыт также вопрос о выполнении молодым христианином своего религиозного долга в обществе.

 

Группа № 6

Группа № 6 состояла из 18 человек английской делегации. От Русской Православной Церкви в собеседовании участвовали: священник Философ, священник Бекаревич, кандидат богословия Горбачев, студенты 4-го курса Ленинградской Духовной Академии Добрынин и Зубков, студент 3-го курса Московской Духовной Академии Богута, студент 2-го курса иеродиакон Илия (Шиолошвили), диакон Успенского храма г. Москвы (быв. Новодевичий монастырь) Н. Дмитриев, жена священника Соколовского, работница Московской Патриархии Аккуратова. Кроме того, в собеседовании принял участие заместитель Генерального секретаря ВСЕХБ. Председательствовал пастор-доктор Брин Томас.

Собеседование начал вступительной речью доктор Брин Томас. Обсуждалась тема: «Что должен делать христианин для мирного существования в мире, место христианина в обществе».

Первый вопрос был задан: «Как относится Русская Православная Церковь к Всемирному Совету Церквей?»

Отвечал Добрынин, который сказал, что Русская Православная Церковь стоит по отношению к экуменическому движению на позициях решения Совещания автокефальных церквей в 1948 г. Участие в движении не принимает, однако в настоящее время проявляет интерес и изучает данный вопрос, так как за последнее время позиция Всемирного Совета Церквей приобрела менее политическую окраску.

На этот ответ был задан вопрос: «Дайте конкретные примеры политической окраски деятельности Совета».

Добрыниным был дан следующий ответ: Мы руководствуемся указанием Святейшего Патриарха в речи 1955 г., который отметил изменение позиции Всемирного Совета Церквей и его отхода от политической деятельности. Лично мы глубоко этим вопросом не занимались, а потому не имеем возможности дать вам конкретные примеры.

Вопрос: Считаете ли вы политической деятельностью Совета тот факт, что Совет Церквей помогает беженцам за границей?

Ответ: Нет.

Вопрос: Считаете ли вы, что там находятся неверующие?

Ответ: Нет, такие там быть не могут.

Вопрос: Только ли по политическим мотивам вы не принимаете участие в деятельности Совета Церквей, или и по догматическим?

Отвечал студент Богута: Русская Церковь тогда примет участие в этом движении, когда будет видеть, что Всемирный Совет требует не только признания Иисуса Христа Богом или выдающимся человеком, но и признает все догматы веры, которые признает Православная Церковь.

Вопрос: Мы считаем, что евангельское учение может быть успешно проповедано там, где существует свобода печатной пропаганды. А вы?

Отвечал Бекаревич: Русская Православная Церковь всю свою деятельность сосредоточивает в храме, где ведет пропаганду христианского учения посредством богослужения, совершения обрядов, проповедей и бесед. Выступления с целью пропаганды в иных местах считает для себя неприемлемыми, как несоответствующими высоте христианского учения и могущими нанести только вред деду Церкви.

Один из гостей заявил, что они считают, что в СССР нет свободы совести, если нет свободного проповедания.

На это ответил Горбачев, что свобода совести гарантируется Конституцией (124 статья). На основании этого любой гражданин может принадлежать к любому вероисповеданию.

Вопрос: у марксистов существует свобода пропаганды, а ваша Церковь ее не имеет. Как она может распространять свое учение?

Отвечал Добрынин: Русская Православная Церковь ставит своей задачей утверждение православной веры и воспитание членов Церкви в лучших его качествах. Высокие нравственные качества христианина являются лучшей пропагандой среди народа.

Вопрос: Понимаете ли вы любовь только между членами своего народа или в международном масштабе?

Отвечал Добрынин: Православная Церковь основой нравственной жизни считает основную заповедь Христа о любви к ближнему. Эта любовь распространяется не только на членов Церкви в своей стране, но и на людей всего мира.

Вопрос задал Горбачев: Какие православные церкви принимают участие в экуменическом движении?

Ответ: Греческая церковь.

Когда стали уточнять, какая Греческая церковь, то члены делегации стали давать разноречивые ответы: Константинопольская, Элладская и ничего точного.

Вопрос одного из иностранцев: Почему не проповедуют на площадях?

Свящ. Бекаревич и Горбачев ответили: Русская Православная Церковь на протяжении истории ее существования такой практики не применяла.

Вопрос: «Не вышел ли Господь из синагоги и не проповедал ли везде?»

Отвечал диакон Дмитриев: В то время Христианская церковь только основывалась. Храмы появились намного позднее. Теперь нет необходимости так ходить и проповедовать. Задача нашей Церкви блюсти свою церковь и членов ее стада.

Вопрос: Может ли верующий быть учителем?

Ответ Добрынина: При поступлении на работу в анкетах, а также и в паспортах граждан нет графы о принадлежности к вероисповеданию. Об этом никого не спрашивают.

Вопрос: Нет ли должностей, куда христиан не допускают?

Ответ: Нет.

Вопрос: Существуют ли у вас воскресные школы для детей?

Ответ: Воскресных школ у нас нет. Но, тем не менее, за 40 лет существования нового социалистического строя, в период которого велась открытая религиозная пропаганда, тем не менее в наших храмах мы видим людей различного возраста: 50, 40, 30 лет и т.д. Это говорит за то, что они выросли, учились при новом социалистическом строе и тем не менее находятся в церкви.

Вопрос: Есть ли на ответственных должностях верующие?

Ответ: Вполне возможно.

Вопрос: Может ли редактор газеты «Правда» быть верующим?

Ответ: Газета «Правда» официальный орган Коммунистической партии, и потому ее редактор является членом партии. Быть членом партии и верующим несовместимая вещь.

Вопрос: Есть ли издания Православной Церкви?

В ответе Добрынин перечислил издающиеся Московской Патриархией печатные издания.

Вопрос: Когда в первый раз причащают детей в Православной Церкви?

Отвечал Бекаревич: После крещения и миропомазания в любое время.

Вопрос Добрынина: Ваше мнение о возможности молитвенного общения между Англиканской и Православной Церквами.

Ответ: Мы солидарны с Русской Православной Церковью. Надеемся на благоприятное разрешение этого вопроса. У нас нет никаких расхождений.

Добрынин возразил: Расхождения есть — вы не почитаете святых икон и святых мощей.

Ответ: Мощи мы почитаем, но у нас их нет.

Вопрос Добрынина: Как вы относитесь к Протестантской Церкви?

Ответ: Мы считаем протестантами тех, кто идет против папы. Вас тоже.

Добрынин возразил: Различия существуют между Англиканской и Протестантской Церквами.

Вопрос задал Добрынин о постановке духовного образования в Англии.

Ответ: У нас есть при университетах трехгодичные факультеты и три года в колледжах.

Вопрос Добрынина: Может ли учащийся духовных школ быть священнослужителем?

Ответ: Нет, кроме отдельных случаев.

Вопрос: Какие были в Англии отклики на совещание, происходившее между представителями Русской и Англиканской Церквами?

Ответ: Приветствовали все.

Добрынин сказал: В своем вступительном слове председательствующий сделал упрек, что Православная Церковь не уделяет внимания роли христианина в обществе. Это неправильно. Наоборот, мы человека воспитываем как активного члена общества, который своей жизнью и своим честным трудом помогает процветанию Государства и Церкви.

Вопрос: Что вы подразумеваете под словом мир?

Ответ свящ. Бекаревича: При рождении Христа ангелы пели песнь «Слава в вышних Богу и на земле мир…» А за литургией молимся о мире всего мира.

Вопрос: Понимаете ли вы слово мир трактовкой Толстого.

Ответ: Нет.

Вопрос: Как христиане относятся к военной службе?

Ответ: Каждый член Православной Церкви является гражданином своего Государства и обязан выполнять свой долг перед страной. Такое отношение было во время Отечественной войны.

Вопрос: Одобряете ли вы, что Греческая Церковь стреляет в английских солдат?

Отвечал Горбачев: Греция ведет национально-освободительную войну. Мы стоим на стороне греческого народа. Добрынинотметил, что верующие нашей страны были удивлены, что христиане-англичане так жестоко поступили с главой Кипрской Церкви.

Некоторые из членов английской делегации заявили, что часть англичан осуждает такие действия правительства.

Вопрос: Есть ли в России пацифисты?

Отвечал на данный вопрос представитель ВСЕХБ, который заявил, что среди баптистов такие есть.

Вопрос: Признаете ли вы слова ап. Павла в гл. 13 к Римлянам о богоучрежденности властей?

Ответ: Да.

Англичане сказали, что и они также.

Вопрос: Значит Гитлер тоже был послан Богом?

Ответ: Если коснуться Божиего промысла, то мы знаем, чем кончил Гитлер.

Англичане сказали: Мы ставим Христа выше всего и потому наша Церковь стоит над Государством.

Вопрос: Не будет ли это началом анархии?

Ответ: Может бить.

Англичане: И мы так думаем.

Вопрос: Партнер ли ваша Церковь Государству в социалистических вопросах?

Добрынин ответил, что все функции социалистического порядка принадлежит только органам государственной власти. Церковь занимается своей внутренней жизнью.

Вопрос: Как было раньше?

Ответ: Церковь занималась этими вопросами.

Вопрос: Вы довольны, что теперь этим занимается государство.

Ответ: Очень довольны.

Вопрос: Как относится Русская Церковь к движению пацифистов на Западе?

Ответ: Разбором этого вопроса Русская Православная Церковь не занимается.

Англичане заявили, что они уважают этот взгляд.

Представитель ВСЕХБ сказал: Мы имеем дружбу с квакерами — общество друзей33. У них хорошие намерения. Мы им оказываем материальную помощь. У нас, баптистов, есть пацифисты, но мы их не исключаем.

Вопрос: Сколько верующих в Советском Союзе?

Ответ: По данному вопросу статистики не ведется. В Русской Церкви 72 епископа, 35 000 священников, 20 000 приходов.

Вопрос: Сколько всего православных Патриархов?

Все сообща пересчитали поименно.

Поступило предложение кончить беседу. Председательствующий выразил благодарность всем участникам беседы, что их представление о Русской Православной Церкви будет полнее и будет способствовать более полному взаимопониманию и сотрудничеству между молодыми христианами наших стран. Выразил желание встретиться еще раз. Участники обменялись сувенирами.

На общем заключительном собрании всех участников доктор Томас подвел итоги беседы в группах и указал, что участники английской группы получили хорошие ответы на все вопросы, их интересовавшие, за что сердечно благодарят представителей Русской Православной Церкви.

Ректор Московской духовной

академии протоиерей К. Ружицкий

Пометы: «Тов. Суслов М.А. ознакомился. В. Воронцов. 19.08.57», «Читал. П. Поспелов. 21.08.[57]», «Архив. В. Горбунов. 27.08.[57]», «Читал. А. Романов. Черненко».

РГАНИ. Ф 5. Оп. 33. Д. 54. Л. 99, 100–135. Р. 4785. Копия. Машинопись.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем