«Яков

Оглавление

Вспомогательные материалы. Православизация. Анастасия Оситис

Генеральный директор открытого акционерного общества "АСВТ" ( г. Москва) с 1991 г.; родилась 1 ноября 1949 г. в д. Бычиха (Городокский район, Витебская обл.); академик, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка; академик Международной академии связи (МАС); доктор философии Межрегиональной академии управления персоналом и Международного открытого университета; академик Международной академии реальной экономики; академик Международной академии народов мира "ЭЛИТА", член наблюдательного совета МТУСИ; Заслуженный работник связи, Мастер связи, Почетный радист; руководитель и участник разработки проектов и строительства средств связи на объектах "Олимпиалы-80" в Москве; награждена орденами РПЦ Св. равноапостольной великой княгини Ольги III и II ст., Св. равноапостольного великого князя Владимира III ст., Преподобного Сергия Радонежского II ст., медалями, Благодарностью Президента РФ.

Сопредседатель Международной общественной организации «Союз Православных женщин».
Действительный член Императорского православного Палестинского общества.

Артур Приймак. Православный храм - от "железной леди"

См: https://www.pravda.ru/faith/1093035-iron_lady_temple/

28 сентября 2011 года

В белорусском поселке Бычиха на этой неделе состоялось событие отнюдь не поселкового масштаба. В мало кому известный населенный пункт приехала церковная делегация во главе с митрополитом Минским Филаретом, Экзархом всея Беларуси. Глава Белорусской православной церкви приехал в Бычиху с поистине исторической для этой земли целью — освятить храм в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы, первый православный храм в истории поселка.

Бычиха — один из самых больших поселков Витебщины. А раньше он был большой деревней. До войны здесь одновременно проживали белорусы, русские и евреи. Немецкая оккупация навсегда уничтожила жизнь еврейской Бычихи. Большая часть бычихинских евреев погибла в гетто, созданных оккупантами в Беларуси. В деревне немцы оставили нескольких пожилых евреев. Но вскоре настал час и этих стариков. Местные полицаи донесли немцам, что старики якобы контактируют с партизанами. Стариков — евреев расстреляли.

Несмотря на то, что в довоенной Бычихе было много евреев, синагоги там не было. Не было и ни одного православного храма.

Первый православный храм появился здесь совсем недавно, в 2010 году. Появился благодаря Анастасии Оситис, президенту крупного российского холдинга, известному православному меценату.

Сейчас Анастасия Петровна Оситис известна как президент российской группы компаний "АСВТ". Российские топ-менеджеры, работающие в системе телекоммуникаций, хорошо знают Оситис и ее волевой характер. В среде российских "связистов" ее уважительно называют "железная леди". В среде православных меценатов Анастасию Оситис знают как президента Фонда равноапостольных Константина и Елены.

Кто такая Анастасия Оситис можно узнать, набрав ее имя в "Яндексе". Но в поселке ее знали гораздо раньше, чем информация о ней появилась в Cети. Ведь Анастасия Оситис — уроженка Бычихи. Местные старожилы помнят "железную леди" еще девочкой. Помнят здесь и ее родителей, Петра и Антонину Гончаровых.

В их многодетной семье воспитывалось шестеро детей. Анастасия была средним ребенком. С ранних лет дети Гончаровых были приучены к самостоятельности. Отец и мать все время пропадали на работе. Забота о младших детях, дом и хозяйство были возложены на старших детей. В Бычихе до сих пор помнят трудолюбивых и любознательных детей Петра и Антонины Гончаровых. После школы все они получили высшее образование. Некоторые получили по два. У Анастасии Петровны — несколько дипломов. Она инженер связи, управленец, доктор философии.

Кроме трудолюбия и любви к знаниям, Анастасию Гончарову от многих советских детей и подростков отличала ее набожность.

О своем пути к Богу Анастасия Оситис рассказала "Правде.Ру":

"Так по моей жизни шло, что я, наверное, о другой вере, кроме православной, и не думала. Я родилась в Белоруссии, которая на то время была самой безбожной страной. В тот период, когда я окончила школу в 1966 году, гонения были и на Церковь, и на верующих. Священников не было. О православии, о духовности вообще ничего не возможно было говорить. А если кто и говорил, то мог за свои слова пострадать". Несмотря на это, в семье Гончаровых любили отмечать православные праздники. В их доме были иконы.

Как мы уже говорили, в Бычихе никогда не было церкви. "В Белоруссии ближайшая была "за сто верст" от того места, где мы жили. Ездили только в Россию тайком. Потому что традиции, обычаи православия у нас в семье сохранились каким-то образом. Мы праздновали Пасху, Рождество, пытались освящать куличи. Когда дочь родилась в 1971 году, мы тоже крестили ее в России. Тогда это невозможно было отмечать, было очень страшно, народ боялся".

Духовная жизнь советского человека протекала не в храме, а в его душе. "Внутри у человека оставалась духовность, и это давало какую-то опору. Называлось это раньше нравственностью, порядочностью. Дальше — больше. Мы пришли к тому, что был "Моральный кодекс строителей коммунизма", положения которого, если сейчас посмотрите, совпадали с заповедями Божиими. И, конечно, соблюдать "Моральный кодекс строителей коммунизма" мы обязаны были все, и октябрята, и пионеры. И это давало какую-то опору, не нарушать, можно сказать, те заповеди, которые есть в Законе Божием".

Первое настоящее знакомство с религиозной традицией у Анастасии Петровны произошло в Эстонии. По распределению она попала работать в эстонский город Кохтла — Ярве. Там она впервые увидела настоящую церковную жизнь: "Чем было хорошо в Эстонии — там не закрывались храмы. Люди были верующие: католики, протестанты, православные. В Белоруссии этого ничего не было. Там все было стерто, все забыто. В семье — да, родители пытались рассказать детям, что есть еще что-то. А в целом — нет. Православные храмы в Эстонии были, но мы мало ходили в них. Больше ходили как на экскурсии — службы мы посещали нерегулярно. А эстонцы, которые работали с нами, постоянно ходили, молились, рассказывали нам о вере, мы их слушали".

"Но в то времямы еще не пришли к вере, не привязались. Этопроизошло гораздо позже, в конце 80 — х годов. Тогда в СССР хлынуло большое количество иностранцев, относительно культурной программы у них была только просьба посетить Елоховскую церковь и Троице-Сергиеву лавру. Я поняла, что их тянет к чему-то такому, что для нас было закрыто. Как-то было интересно, что 70 лет разрушали веру и не разрушили, церкви разрушали, а церковь, оказывается, есть, еще и батюшки есть, которые говорят на разных иностранных языках".

В конце 80 — х Анастасия Гончарова уже была Анастасией Оситис, заслуженным работником связи. Потом пришло непростое время 90 — х годов. Именно тогда Анастасия Петровна, президент одной крупной телекоммуникационной компании, стала православным меценатом. "Нас приглашали в попечительские советы, чтобы возрождать веру и храмы. Мы вначале неосознанно начали помогать. Мы видели разрушение, бездуховность, безнравственность. В тот момент как-то очень быстро все забыли "Моральный кодекс строителей коммунизма", где должна была быть нравственность, порядочность. За короткий период пошел переворот. Люди поменялись резко. Их отпустили, и нужно было что-то делать. И постепенно мы приходили к вере, постепенно понимали, что все, что дано — это дано Богом".

Позже Анастасия Петровна Оситис стала руководить православным благотворительным фондом Константина и Елены. Этот фонд стал известен благодаря поддержке храмовому строительству и церковной реставрации. "Меня спрашивали, почему мы занимаемся храмами. Только через храм человек может прийти к Богу, связаться с Богом, только с помощью священника. Сам он никогда не дойдет. Он будет считать, что он очень добрый, очень хороший, но только священник может ему помочь, и только в храме человек может получить благодать, связаться с Богом, ощутить эту полноту".

"Знаете, не для народа, не для рекламы, а от сердца это все делалось. Большие потребности были в храмах. Мы ездили, мы видели всю эту разруху. Хотелось какую-то частичку вложить, чтобы скорее православие возродилось. Быть может, тогда не будет такой безнравственности, обмана, стольких убийств, сколько происходило в 1990-х ".

Усилиями Анастасии Оситис было построено 70 храмов в самых разных православных епархиях. По ее словам, строили везде: и в Израиле, и в Москве, и по всей России, в Белоруссии, на Украине. В общем, география большая.

В 2010 году стараниями Анастасии Оситис появился храм в белорусском поселке Бычиха. На месте воздвижения храма когда — то стоял дом ее бабушки.

Храм Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, освященный в конце сентября этого года, построен по проекту московского архитектора В. И. Козлова. Он выполнен в традициях церковной архитектуры 16 века. Характерными особенностями архитектуры той эпохи были простота и выразительность символики. Излишний декор, свойственный XVIII-XIX векам, мог начисто испортить все. Все равно, если бы в богослужебный чин кто-то вставил жаргонное слово.

Храмовую иконопись также отличают простота и выразительность. Наряду с иконами, написанными в наше время, храм украсили образа, написанные палехскими художниками во времена СССР. В день освящения, как раз накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, храм приобрел образ Пресвятой Богородицы, писанный на Афоне, а также крест с частицей Честного Древа.

При освящении храма Анастасия Петровна сказала:

"Такова воля Божья, чтобы этот храм именно в это время и именно здесь родился. Спасти свою душу можно только через храм, через веру. И хочется, чтобы местные жители почаще задумывались о душе". А на вопрос: "Почему Вы решили помогать строительству храмов в Беларуси?", последовал краткий ответ: "Это благодарность родной земле".

Митрополит Филарет, возглавлявший освящение, после таинства приступил к церемонии награждения. Анастасия Оситис и Ирина Федулова, ее дочь, получили высокие церковные награды: орден святого благоверного Даниила Московского и орден святого преподобного Серафима Саровского.

82 — летняя Вера Федоровна Кравцова помнит Анастасию еще ребенком. На церемонии освящения пожилая женщина была среди односельчан. Вот, что она сказала белорусскому журналисту: "Анастасии нужно в ноги поклониться за все, что она делает. И сколько будет у меня сил, столько буду приходить в этот храм".

Анастасия Петровна сказала главному редактору "Правды.Ру" Инне Семеновне Новиковой во время своего участия в программе "Клуб главного редактора": "Большой бизнес духовности не мешает". "На Руси храмы в основном строили помещики, князья, люди состоятельные. История такова, наверное, к этому мы и пришли. Мы должны брать опыт из прошлого. Ничего нового здесь не произошло. Было просто 70 лет безбожия как пауза в духовной жизни".

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем