«Яков

Оглавление

Игорь Ковалевский

Род. 1965 год. В 1997 году рукоположен в диаконы, в 1998 году в священники, 16 апреля 2009 года распоряжением президента России Дмитрия Медведева включён в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. 31 октября 2021 года объявил о прекращении служения, сказав также в декабре того же года, что лишился всех постов в Католической Церкви в России, а также что уехал из РФ и начал жизнь в миру.

Открытое письмо еп. Паоло Пецци в фейсбуке, 8 февраля 2022 года

Господин Пецци!

Уже прошло несколько месяцев с того момента, когда я публично объявил о том, что оставил священническое служение и мне не важно, что обо мне будут думать и какой грязью поливать. В своих интервью и постах я высказал свою позицию и заявил ясно о разрыве отношений с Архиепархией, но у Вас не нашлось мужества сразу меня запретить в служении. Вместо этого Вы стали оставлять мне голосовые сообщения по телефону, а на днях сообщили, что на мой электронный адрес из Курии в Москве якобы высланы обвинительные письма, хотя я обрубил все связи с Архиепархией, а корреспонденция оттуда переходит в спам. Поэтому я решил обратиться к Вам, но только публично и уже точно в последний раз. Как мне говорит психолог, наши отношения похожи на болезненный развод, и в этом разводе пора поставить точку раз и навсегда.

Прежде всего, я хочу публично признаться в огромной ошибке, которую совершил в жизни. Я всегда доверял Церкви и епископам. Я полностью доверял и Вам, старался помогать в несении служения и решении массы проблем, с которыми сталкивалась Церковь. Я доверял Вам, рассказывая о своей работе, пастырстве, о личных и служебных проблемах. Я никогда ничего от Вас не скрывал и был искренен. Даже когда Вы меня отругали за жесткость во время борьбы за здания на Милютинском переулке в Москве в 2016 г. и мне пришлось очень резко с Вами поговорить, я все равно Вам доверял. Я доверял Вам и в июне 2021 г., когда после завершения судов по собственной инициативе решил оставить многолетнее служение в приходе. Но у меня не было намерения покидать Епархию и тем более оставлять служение или уходить из Церкви. Мы с Вами очень хорошо поговорили, обсудили мои дальнейшие обязанности и условия жизни, Вы даже меня вдохновили. И я Вам поверил. Поверил также в то, что оставшиеся проблемы мы будем решать спокойно, избегая скандалов и репутационных потерь, в чем я Вас лично заверил. А когда 26 июля 2021 года окончательно подтвердились мои подозрения в том, что Вы приняли решение не выплачивать по договору за услуги по возвращению церковных зданий на Милютинском переулке в Москве (то есть просто грубо «кинуть» фирму), а все проблемы перевести на меня, то даже тогда я не мог по своей глупой наивности в это до конца поверить. Я сразу выполнил Ваше распоряжение об отзыве доверенностей, а в августе даже написал искреннее письмо еще как своему Епископу, в котором дал совет по предотвращению конфликта и скандала. Я все еще думал, что Вы – Владыка, мой епископ, отец, добрый христианин и просто порядочный человек.

Но Вы подло обманули меня и решили цинично избавиться от меня как от главного свидетеля, который знал истинное положение вещей о зданиях, а также о договоре, по которому необходимо было рассчитаться с фирмой в случае успеха. А после того, как я публично озвучил правду о зданиях, Вы в своем голосовом сообщении уволили меня со всех постов, а когда я покинул служение, стали вдогонку выдвигать обвинения, а теперь еще имеете претензии, что я покинул Архиепархию и уехал из России. Заявляю здесь, что мое чрезмерное доверие к Вам и вера в то, что Вы являетесь «отцом», стало той самой роковой ошибкой, из-за которой я не только оставил служение, но и стал обходить храмы Вашей конфессии стороной. Я каюсь публично перед бывшими прихожанами в том, что учил их реализму и благоразумию, а сам был наивным дурачком, как меня прозвали чиновники и те, с кем я сотрудничал.

Но не только со мной Вы поступили подло. Вы также поступили подло с фирмой, которая много лет боролась за здания на Милютинском, а до этого успешно помогла Церкви получить компенсацию от действий московских чиновников, которые расторгли договор по зданию на улице Роттерта в Москве, где когда-то размещался Благоцентр. Это было начало Вашего служения как епископа, и на Вас неожиданно свалилась «нечаянная радость» в виде денежной компенсации, которую получила Церковь. А когда та же фирма согласилась вести процесс по возвращению зданий на Милютинском, Вы подписали все необходимые договоры и соглашения, вселив в меня надежду в то, что моя работа Церковью востребована. Все эти годы Вы ожидали завершения процесса, а потом притворились, что не так все поняли и платить по договору не собираетесь. Вы даже пытались представить себя невинной жертвой обмана, человеком, не понявшим или даже не помнившим (!) о договорных обязательствах. А освятив четвертое здание 24 января 2022 года, Вы тем самым вселили в прихожан ложную надежду в то, что проблемы уже решены и даже что Архиепархия выиграла суд против фирмы. Но Вы не договариваете того, что недавно прошедший суд касался договора доверительного управления зданиями, а не более раннего договора, предполагавшего фирме вознаграждение за успех. А по тому договору Вы еще не рассчитались. Вы совершили аморальный поступок – несоблюдение договорных обязательств – а теперь этому же учите прихожан, прививая им любовь к той самой «халяве», которая свалилась на Вас и за которую платить ничего не нужно. И проблема здесь прежде всего не в юридическая, а моральная: организация, которая призвана укреплять духовно-нравственные скрепы в обществе, сама нарушает договоренности, как письменные, так и устные. Не думаю, что такая организация может называть себя той, которая служит Богу Истинному, а также пользоваться уважением в обществе.

Но в своей спешке, выбросив меня вон, Вы даже не подумали об оставшихся проблемах, которые еще не решены. Вы знаете о том, как в 2013 г. монахи вынуждены были бросить расположенный на Круглом озере в Подмосковье Дом для детей «Родничок», а Архиепархия отказалась его принимать на баланс. Не вложив ни копейки денег и не проявляя в течение многих лет никакого интереса к судьбе объекта, Вы вдруг резко вспомнили о нем в своем голосовом сообщении в октябре прошлого года и стали им интересоваться. Вспомните, что все эти годы только я и исключительно по собственной инициативе докладывал Вам о попытках рейдерского захвата «Родничка», проблемах с оформлением земли, очень плохой репутации объекта и о реальной финансовой ситуации. Я согласился в 2013 г. помочь и выставил очередной раз себя на амбразуру, полагая в своей глупости и наивности, что это хоть как-то будет востребовано Церковью. Неожиданный интерес у Вашего окружения появился также к фонду «Искусство добра», одним из учредителей которого я являюсь. Благодаря многолетней работе фонду удалось наладить концертную деятельность, но после того, как я Вам искренне признался в том, что меня попросили стать его руководителем, тут же стали распространяться клеветнические слухи об отмывании денег через фонд. И, наконец, через церковный суд, который мне вообще уже неинтересен, Вы пытаетесь меня обвинить в присвоении церковного имущества почти 20 лет тому назад, но почему-то только после того, когда я не только официально сдал приход, включая имущество, переведя его по договору пожертвования на Архиепархию (речь идет о квартире на Милютинском переулке, 19), но и вообще покинул священническое служение. Я вам неоднократно сообщал о том, как еще в 2003 г. мне пришлось по указанию церковноначалия закрывать проект по покупке квартиры, на которую было выделено средств гораздо меньше, чем это было необходимо. Во избежание репутационных потерь для Церкви и даже полной потери средств мне пришлось лично как физлицу влезть в колоссальные долговые обязательства и обременения, которые я имею до сих пор. Вы прекрасно знали о том, что все, что я делал, не было моей инициативой, что квартира находится под обременением, реальные затраты были гораздо выше, но выжидали все это время, а осенью, лишив меня всех постов в Архиепархии, решили «вдогонку» обвинить в присвоении церковного имущества, чтобы отвлечь внимание от себя и показать Вашим приверженцам, что я – вор, а Вы – святой, которого все время обманывали. Ваша алчность так ослепила Вас, что Вы даже не подумали, что в этой ситуации это я формально могу Вас обвинить. Те, кто знает об этом, говорят прямо, что это похоже на стиль бандитских разборок из 90-х. Отвечу Вам здесь, что я уже проинформировал спонсоров об этой проблеме, рассказав им всю правду. И с ними я готов общаться, но не с подлыми и лживыми людьми. Кстати, я получил моральную поддержку от некоторых представителей церковных католических организаций, с которыми приходилось сотрудничать, в том числе и от спонсоров, и никто не стал обвинять меня в том, что я оставил служение, а наоборот, пожелали всего наилучшего на новом жизненном пути. А некоторые из тех, кто узнал о подлинном положении дел вокруг зданий на Милютинском, даже стали отговаривать меня приезжать в Россию, опасаясь за мою безопасность. Ведь здесь речь идет о баснословных суммах, а я «слишком много знаю», как мне было сказано.

Господин Пецци,

Я почти уверен в том, что Вы найдете что ответить по всем вопросам, которые я затронул, будете утверждать, что ничего не знаете, не помните, или что Вас ввели в заблуждение. Это Ваш стиль. Можете обвинять меня в чем угодно, но даже если я ввел в соблазн верующих, обо мне все равно скоро позабудут, а Церковь будет жить дальше. Я из системы ушел и в Ваши псевдохристианские игры больше играть не намерен. Но главная проблема в том, что Вы готовы таким же образом подло поступать и с другими людьми. Это Вы несете соблазн в Церковь, развращая верующих. Ваша тактика «я делаю это для блага Церкви» — это аморальная демагогия. Вы никакой не отец, а манипулятор, а рядовые верующие Вам вообще неинтересны. Вы настолько труслив, что даже не могли вразумлять по-отечески тех представителей духовенства и прихожан, которые против Церкви, ее служителей и против Вас же распространяли клеветнические слухи. Вы прекрасно знаете, кто стоял за дикой истерией вокруг зданий на Милютинском, кто манипулировал прихожанами, и не сделали ничего, чтобы успокоить ситуацию. У Вас не было смелости сказать правду, ведь Вы скрыли факт договорных обязательств даже от тех, кто обязан был об этом знать в силу служебного положения. Вы даже не представляете, какие репутационные потери уже понесла и еще понесет из-за Вас Католическая Церковь в России. Именно из-за Вас, а не из-за меня, которого Вы просто «обнулили». А теперь, зная о том, что я готов говорить правду об истинном положении вещей, Вы решили обвинить меня во всех смертных грехах, внушая своим прихожанам, что дела уже обстоят хорошо, Ковалевский с сообщниками занимался темными делами, а теперь лжет. Теперь я понимаю, почему даже никогда не услышал от Вас публичных слов благодарности за проделанную работу и по Благоцентру, и по зданиям на Милютинском, а вместо этого Вы пытаетесь обвинить меня «во всех тяжких». Но Вы не учитываете того, что отвечать за все придется Вам и перед Богом, и перед совестью, и перед руководимой Вами организацией.

Я все же хочу Вас поблагодарить за знакомство и сотрудничество. События последних месяцев были для меня как холодный душ, они привели к нервному срыву и необходимости терапии, подобной терапии лиц, вышедших из секты.  Вы меня многому научили. Я осознал, каким действительно был глупым и наивным. Благодаря Вам я понял важную истину: подлецы присутствуют везде. Благодаря Вам укрепилась моя вера в существовании диавола и его козней. И единственное, о чем я сейчас переживаю, так это о том, чтобы другие, особенно молодые люди, думающие о священстве или другом служении в Архиепархии, не повторили моих ошибок и позднее не разочаровались в Церкви, которая в лице епископа их предала.

Можете пожелать мне успехов в моем новом призвании, включая жизнь в браке. А я Вам хочу пожелать подготовиться на Страшном суде к ответу всего лишь на один вопрос: были ли Вы отцом. Если Вы, конечно, верите в Страшный суд и воздаяние, если Вы верите Писанию, которое однозначно осуждает неисполнение завета, договора как бунт против Самого Бога.

P.S. Прошу пост у меня в ленте не комментировать. Эту тему я завершил раз и навсегда, и не намерен больше у себя в ленте ни публиковать, ни обсуждать никаких церковных вопросов. Те, кто не желает больше видеть меня в ФБ, могут удалить меня из друзей.

Письмо от 31 октября 2021 года

Когда в 2016 г был выигран первый суд по зданиям на Милютинском переулке в Москве, первым меня поздравил архиепископ Тадеуш Кондрусевич. А я ему ответил полушутя, полу всерьез, что в этой ситуации выгляжу как проклятый солдат - żołnierz wyklęty (мы общались по-польски). Оказывается, что так и произошло, так для меня завершилось служение и борьба за имущество Церкви. Цена за возвращённые здания - принятое мною решение приостановить священническое служение, о чем я решил сообщить публично в этом посте.

Ещё в августе я написал архиепископу Паоло Пецци письмо и дал свой совет по предотвращению конфликтной ситуации, касающейся расчетов с фирмой, которая занималась возвращением зданий. Но архиепископ принял иное решение - идти на открытый конфликт, при этом, как оказалось, скрывая факт существования договора с фирмой даже от тех, кто должен был об этом знать в силу служебного положения. В результате этого возникли подозрения и инсинуации, вплоть до фантастических. А мой предыдущий пост от 21 октября, разъяснивший ситуацию, привёл к ожидаемой реакции. Естественно, что я не смогу занимать далее никаких должностей в Архиепархии. Однако я не собираюсь больше ни перед кем оправдываться за свою работу на всех должностях за все годы своего служения в России, "затыкания дыр", участия в разрешении неприятных и конфликтных ситуаций, отстаивания интересов Церкви. Отчитываться я теперь буду уже только на Божьем суде. А здесь, на земле, я не позволю больше собой манипулировать, быть пешкой в интригах, "мальчиком для битья", подвергаться угрозам и шантажу. Еще раз подчеркиваю, что я ни на чьей стороне в возникшем конфликте вокруг зданий на Милютинском переулке, никакого отношения к этой проблеме уже не имею и не желаю иметь, не получал никакой материальной выгоды, а все, что делал в Церкви за все годы своего служения на всех постах, согласовывал с церковным начальством. В сложившейся ситуации личное достоинство для меня - более высокая ценность, чем продолжение служения, даже если это достоинство обусловлено моим характером "горделивого поляка", как обо мне шутят.

Благодарю архиепископа Паоло Пецци и всех, кто мне помог сегодня принять такое решение. Я стал над ним думать серьезно после 26 июля, когда архиепископ Пецци пообещал присутствовать на переговорах, но лично на них не явился, а прислал людей, не обладавших достаточной информацией и с непонятными для другой стороны полномочиями. Уже тогда я понял, что ситуация действительно серьезная, я уже реальный козел отпущения и на меня будут сваливать все проблемы Церкви за все годы моего служения и обвинять во всех грехах. Ничего удивительного, это классика: мавр сделал своё дело, мавр должен уйти. Я очень признателен отцу Кириллу Горбунову за то, что он был первым и единственным официальным представителем Архиепархии, кто публично поблагодарил меня за проделанную работу по возвращению зданий. Это произошло на днях, в комментарии, который он дал на мой пост в сети Фейсбук. Благодарю всех, кто помогал и продолжает помогать мне пережить произошедший со мной нервный срыв и оказывает всяческую помощь. Здоровье моё пошатнулось, это правда. Ведь нелегко пришлось после многолетней работы слушать нелестные слова в свой адрес как со стороны фирмы (для которой я был представителем Архиепархии), так и со стороны самой Церкви, нелегко принять, что, сражаясь за интересы Церкви, ты в конце оказался "проклятым солдатом". За годы служения мне довелось общаться и получать помощь от самых разных людей, включая атеистов и коммунистов. И скажу прямо: эти люди зачастую оказывались порядочнее, честнее и добрее некоторых церковников и верующих. За это им всем я очень благодарен. Благодарю всех, кто все эти годы обращался ко мне с просьбами, проблемами, за советом и духовной поддержкой, как прихожан, так и не прихожан, независимо от того, кем эти люди были и какого рода были их просьбы и проблемы. Вы научили меня быть добрее и человечней, лучше понимать Евангелие, и это главное. Благодарю и тех, кто ко мне относился плохо. Это тоже важный жизненный урок. А сейчас Господь, видимо, призвал меня к тому, чтобы показать, как алчность может ослепить и верующих. Призвал напомнить, что дьявол тоже существует, а его козни реальны. Призвал обнажить проблемы Церкви. Но вот только я в этом больше участвовать не намерен, как бы на это не реагировали, какой грязью бы меня не поливали и в чем бы не пытались обвинять после принятия такого решения и публикации этого поста.

Здания получены - но какая будет от этого польза для Церкви? Что показала и покажет эта история, которая ещё не завершилась? Это те вопросы, к которым я больше возвращаться не намерен, как и к другим церковным проблемам. Прошу простить всех, кого мое решение и пост смутит. Оставайтесь верными чадами Церкви, любите Её, а если пастыри Вас смущают, то вспоминайте слова Иисуса: "все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте" (Мф 23,3).

И прошу о молитве обо мне. А если пожелаете - то когда будете находиться и молиться в зданиях на Милютинском переулке, вспомните о "проклятом солдате". Я, со своей стороны, заверяю всех в молитвенной памяти, но вот только приостанавливаю служение Святых Месс с сегодняшнего дня.

Просьба пост не комментировать.

По иронии судьбы, публикую своё решение в День Реформации. Это совпадение, я остаюсь католиком.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем