Оглавление

Дела

Воскресение и дела.

Божий Вес и наш довесок.

Вера - соль на благодати.

Что такое "единое на потребу" (Лк.  10, 42).

Вера — кофе, дела — булочки.

Человек между здоровьем и святостью.

Воскресение назад или воскресение вперёд?

Человек – плод Творца и творения.

См. катехизис: творчество, активизм.

В отпуск с Богом.

Дополнительные материалы

История концепции оправдания верой - МакГрат, 1993;

анализ протестантских и католических споров Сергием Страгородским, 1898;

Вера как ценность. Материалы Всероссийской научной конференции 25-27 июня 2002 года. Великий Новгород: Новгородский гос. ун-тет, 2002. 253 с.

 

Дела, оправдание ими

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

ДЕЛА, - О / ТВОРЕНИЯ

Слово «дела» может иметь самые разнообразные значения, указывать на действия, работы, всякого рода производства и, в частности, на «дела плоти», т.е. чадородие. В применении к Богу оно обозначает также все виды Его действия «вовне». В том и другом случае смысл Д. нельзя понять, не обратившись к делателю, его совершившему. За каждым ч-ским Д., за каждым ч-ским Т. следует видеть «рожденного прежде всякой твари» (Кол 1.15): Сына Божия, с К-рым оно связано и К-рого оно по-своему выражает.

B3

I. ДЕЛО БОЖИЕ

Прежде чем начать наше изложение, надо подчеркнуть, что Д. Божий не вмещаются в узкоисторические рамки, - они сами есть история во всей ее истине. В великих Д. Божиих можно различить два аспекта: творение и спасение, цель к-рых постепенно установить Царство Божие на земле. В ВЗ откр. следует по особому пути: Израиль узнает Бога сначала как действующего в своей истории, а затем начинает познавать Его роль в деле творения.

1. Дело Бога в истории. - Д. Божие начинает проявляться «такими делами и с могуществом таким», каким нет подобных (Втор 3.24): освобождение Израиля, чудесные события в пустыне, где народ «видел дела» Ягве (Пс 94.9), водворение в земле обетованной (Втор 11.2-7; Ис Нов 24.31). Оживление в памяти этого прошлого вызывает восторг: «Приидите и воззрите на дела Бога» (Пс 65.3-6). Но недостаточно вспоминать о прошлом (Пс 76.12 сл); надо быть внимательным к Д. Господа в настоящем (Ис 5.12; Пс 27.5), ибо Он непрестанно все устрояет (Ис 22.11). Надо прозревать Его грядущие Д. В День Его (28.21), будь то переселение в Вавилон (Авв 1.5) или освобождение из плена (Ис 45.11): действуя посредством народов (Мер 51.10) или освободителя Кира (Ис 45.1-6), Бог исполняет Свое «дело спасения» (41.4) для Израиля, Своего избранного народа (43.1; 44.2).

Итак, Д. Бога касается прежде всего Израиля, как коллективного целого, но также и отдельных людей: не только тех, к-рых Бог призывает для служения Своему народу, как Моисея и Аарона (1 Цар 12.6), Давида и пророков; но и каждого отдельного ч-ка, о к-ром Бог заботится даже в повседневной жизни, как это подробно рассказывает кн. Товита. Таково «дело рук Его», совершенное (Втор 32.4), верное и истинное (Пс 32.4), глубокое (Пс 91.5 сл), полное благости и любви (Пс 144.9, 17; 137.8), к-рое должно пробудить в сердце ч-ка безграничную радость (Пс 106.22; Тов 12.22).

2. Дело Бога в творении. - С самого начала Израиль не мог не восхищаться «Тем, Кто создал небо и землю» (Быт 14.19), «Семизвездие и Орион..., Кто создал горы и ветер» (Ам 5.8; 4.13). Д. (творение) Бога Творца становится основанием для упования на Бога как на Владыку истории: не есть ли это творение столь прочное, величественное, могущественное, залог могущества и верности Бога (Ис 40.12 слл)? Его восхваляют за все, что является «делом Его рук»: за небеса (Пс 18.2), за землю (101.26) и за то, что Он поставил ч-ка «над делами рук» Своих (8.4-7). «Да славят Господа все дела Его» (144.10), дивную красоту к-рых люди видят (Иов 36.24 сл). Сознавая себя творением Божиим, ч-к должен в этом убеждении, основанном на вере, черпать подлинное дерзновение, ибо Бог не может «презирать дела рук Своих» (Иов 10.3), но также и глубокое смирение, ибо «скажет ли изделие о сделавшем его»: «не он сделал меня»? (Ис 29.16; 45.9; Прем 12.12; Рим 9.20 сл).

3. Премудрость - божественная художница. - Движение, ведущее от Бога, Владыки истории, к Богу Творцу завершается с своей последней стадии неким предчувствием творческого Слова в Боге,- Духа, управляющего ходом мира. Кн. Сына Сир содержит размышления о Д. Божием в творении (42.15-43.33) и во времени (44.1-50.29); в кн. Прем есть попытка изложить как бы богословие истории (10-19). В обеих кн. утверждается, что Божественная Премудрость действует здесь на земле. Представленная как «художница творения» (Притч 8.30), эта царственная Премудрость была создана (греч) Богом в начале Его замыслов, прежде самых первых Его творений (8.22). Она избрала для Своего пребывания преимущественно Израиль (Сир 24.3-8), но существовала она много раньше (24.9), ибо была «художницей всего» (Прем 7.21): через свое Д. она дала ч-ку познать Господа, Владыку природы и истории.

II. ДЕЛА ЧЕЛОВЕКА

По образу Бога, своего Создателя, ч-к должен тоже всегда быть занят Д-м.

1. У истоков человеческих дел. - Ч-ка побуждает действовать не только внутренняя потребность, но и воля Божия. Уже в раю она открывается ему в виде заповеди, отвечающей замыслу Ягве (Быт 2.15 сл). Т. обр. Д. ч-ка являют собою как бы расцвет божественного Д. Однако они требуют от ч-ка усилия, принятия обязательства, выбора. Воля Божия представляется ч-ской свободе конкретно в виде 3акона, находящегося вне ч-ка и обязывающего его к послушанию.

2. Главнейшие дела ч-ка. - Прежде чем были перечислены заповеди Закона, повествование о сотворении указывает на два главных Д., к-рые ч-к должен осуществлять: чадородие и труд.

Ч-к призван к чадородию: чтобы населить землю (Быт 1.28), он рождает сыновей по своему образу (5.1 слл), к-рый сам воспроизводит образ Божий. В силу этой обязанности род патриархов положил начало народу израильскому, - посреднику для всех племен земли, - от к-рого родился наконец Христос. Т. обр. плотское рождение приобретает двоякий смысл - в творении и в истории спасения. Ч-к должен также трудиться, чтобы обладать землей и владычествовать над нею (Быт 1.28), даже если за его грех земля проклята (3.17 слл). Труд этот дает ему возможность существовать (3.19), но полный религиозный смысл труда достигается в культе: самое прекрасное дело Израиля - храм, построенный во славу Божию.

Правда, существует опасность, что люди отведут от цели оба главные дела, оскверняя способность к деторождению (Рим 1.26 сл) или поклоняясь Д. рук своих, превращая их в безгласных идолов (1 Кор 12.2). Закон своими заповедями служит для предотвращения ч-ских Д. от такого рода искажения. В нем предписывается также много других Д., среди к-рых позднее иудейство ставит особое ударение на Д., относящиеся к ближнему: подавать милостыню, посещать больных, погребать умерших. Это добрые Д. по преимуществу.

3. Цель дел. - Иудейство никогда не теряло из вида, что Д., предписанные Законом, предназначались для достижения Царства Божия. Однако истинный смысл предназначенных к исполнению Д. зачастую скрывался казуистикой, сосредоточивавшей усилие ч-ка на букве Закона. Плохое понимание С./Завета способствовало превращению его в простой контракт и сообщало его «исполнителям» слишком большую уверенность (доверие) в своих ч-ских возможностях, как будто исполненные Д. давали ч-ку некое право на Бога и были достаточными для достижения внутренней праведности. Иисус восстал против такого ложного понимания религии, напоминая единственный смысл ч-ских Д.: явить славу Божию, ибо через ч-ка действует только Бог.

НЗ

ДЕЛО ИИСУСА ХРИСТА

«Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5.17). Этими словами Иисус подчеркивает тождество действий Сына и Отца, ибо Д. Отца выражено в полноте Д-ом Сына.

1. Иисус Христос, совершенный образ Бога невидимого. - Иисус, видимый образ Отца, есть та Премудрость, о к-рой говорится в ВЗ. Через Него все было сотворено в начале, и через Него совершается в истории Д. спасения. В Его притчах звучит гармония творения: напр., родство закона произрастания зерна и духовного плодоношения, основанного на жертве (Ин 12.24). Он спасает Д. ч-ские от опасности, угрожающей им, открывая скрытый духовный смысл чадородия (Лк 11.27 сл), глубокое значение храма и культа (Ин 4.21-24). Он сосредоточивает в своем лице ожидание Царства и послушание Закону. Так как Д. ч-ка должно быть исполнено по образу Д. Божия, достаточно отныне видеть Иисуса, чтобы научиться действовать по воле Отца.

2. Иисус и дела Отца. - Синоптики лишь изредка упоминают о Д-х Иисуса (Мф 11.2), хотя они и повествуют о Его Чудесах и деяниях, готовящих будущее Его Церкви. Что же касается Иоанна, то он говорит о Христе творящем (исполнять) Д., к-рые Отец дал Ему совершить (Ин 5.36). Эти Д. свидетельствуют, что Он не только Мессия, но также и Сын Божий, ибо Д. эти тождественны Д. Отца при сохранении различия между Теми, Кто их совершает. Отец не дал Сыну ни Д. уже законченных, ни Д., предназначенных к простому исполнению, в форме заповедей (4.34; 15.10), ибо все Д. творятся вместе Отцом и Сыном (14.10; 9.31; 11.22, 41 сл). Миссия Сына - прославить Отца, т.е. довести до завершения Д. спасения людей, единое Д., осуществить к-рое на земле есть воля Отца; этим завершением является крестная смерть (17.4). Все Д. Христа сводятся к ней. Они не только - печать на миссии Иисуса (6.27); они через Сына открывают Отца (14.9 сл). Сын столь же деятелен, как и Отец, но действует Он именно как Сын, в любви, соединяющей Его нераздельно с Отцом.

3. Христос проливает свет на дела человеческие. - Приходя в греховный мир, Иисус проливает свет и на ч-ские Д., и в этом свете совершается отсев и Суд. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что Д. их были злы. Ибо всякий, делающий зло, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не были изобличены Д. его. А творящий истину идет к свету, дабы явны были Д. его, потому что они в Боге сделаны» (греч Ин 3.19 слл). Родившись и живя среди людей, Христос открывает им истинный смысл их существования. До встречи с Ним они жили как бы во тьме (1.5), к-рая не была еще состоянием греха в точном смысле этого слова (см 9.41; 15.24). С пришествием Иисуса выявляется их собственная глубинная сущность, в к-рой они до сих пор не различали вполне ясно добрую сторону от злой. Отношение их к Сыну Ч-скому, зависящее от их прежнего поведения, как бы синтезирует их прошлое и раскрывает его в истинном свете. Это не значит, что для конечного единения со Христом достаточно одних «добрых дел», но если оно действительно достигнуто, это являет, что совершенные ч-ком Д. были поистине добрыми (см Еф 5.6-14).

II. ДЕЛА ХРИСТИАНИНА

Д. верующего получает свой полный смысл лишь сообразуясь с Д. Иисуса Христа; чрез Духа Св. ему дается исполнять новый Закон любви и содействовать созиданию Тела Христова.

1. Вера, единое дело. - Согласно синоптикам, Иисус требует исполнения «добрых дел» с чистым намерением (Мф 5.16). Он выявляет единство заповедей закона, сводя их к двум главным заповедям (22. 36-40 п) и производя т. обр. необходимое упрощение и очищение среди бесчисленных Д., предписывавшихся евр. преданием. В 4-ом Еванг. это упрощение выявляется еще больше. Евреям, спрашивавший, что им делать, чтобы «творить дела Божий», Иисус ответил: «Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6.28 сл). Воля Божия сводится к вере в Иисуса, творящего Д. Отчие.

То же имеет в виду горячий полемист Павел, отвергая оправдание посредством Д. закона: не Закон, не Д. как таковые являются источником спасения, но крестная смерть Иисуса и благодать, принятая с верою. Это критическое отношение к возможности спасения только через Д., касается не только евр. Закона; оно относится ко всякой религиозной практике, исполнители к-рой претендуют, что она ведет к спасению сама по себе.

2. Любовь, дело веры. - Хотя Д. - не источник спасения, они все же - необходимое выражение веры. Иаков настаивает на этом (2.14-26), как и Павел (см Еф 2.10). Есть «дела веры», являющиеся плодом Духа (Гал 5.22 сл). Вера, к-рой ждет от нас Христос, это вера, «действующая любовью» (Гал 5.6). К исполнению этой заповеди любви, в к-рой содержится весь Закон (5.14), сводятся все Д. веры, к-рые противопоставляются множественности злых Д. (Гал 5.19 слл). Таково «дело веры, труд любви» (1 Фес 1.3). Иисус учил хранить свой светильник зажженным (Мф 25.1-13), умножать таланты (25. 14-30), любить своих братьев (25.31-46) в ожидании Его возвращения. Заповедь любви есть Его завет (Ин 13.34). Апостолы принимают это учение и следуют ему.

3. Созидание Церкви, Тела Христова. - Д. любви не находит своего завершения в поддержке, оказываемой отдельным людям. Идя дальше этой цели, оно включается в великое Д. Христа, предустановленное от вечности: созидание Его Тела, К-рое есть Церковь. Ибо «мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые Д., к-рые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2.10). Это тайна содействия ч-ка в Д. Бога, К-рый совершает все во всех и сообщает действию ч-ка достоинство и вечное значение (см 1 Кор 1.9; 15.58; Рим 14.20; Флп 1.6). В этой новой перспективе небесная награда может иметь связь с Д-ми, совершенными ч-ком на земле. «Блаженны мертвые, умирающие в Господе», ибо «дела их идут вслед за ними» (Откр 14.13).

FA & XLD

См.: Авраам II 3 - благодать - вера III 2 - воздаяние I, III 1 - воля Божия НЗ I 2, II 2 - Закон Б III 5, В III 1 - исполнить НЗ 2 - плод - плодовитость III 3 - правда - созидать - сотворение - труд - чудоI 26 в, III 2 б

См.: История человечества - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.