Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 1999 год

НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ:  9 июля 1999 г. и ранее

Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь"

Вернуться к предыдущему обзору

Иностранные события

1. В Турции заканчивается процесс над литером курдов Абдуллой Оджаланом. Хорош процесс: шестеро адвокатов отказались от защиты из-за угроз их жизни, месяц тюрьмы дали журналисту за интервью с Оджаланом (Итоги, 8.6.1999). Видеозапись процесса отпускают без звукового ряда: Оджаланам просто раскрывает рот. Да, Запад допускает двойной стандарт, но ведь это вполне рационально: давить на того, на кого есть смысл давить, а на Турцию давить бессмысленно.

2. Скончался американский писатель Марио Пьюзо, автор знаменитого романа "Крестный отец". Романы Пьюзо писал долго, лет по пять, сценарий к фильму по роману — за пару месяцев, но богатство нажил благодаря сценариям, ведь кинозрителей больше, чем читателей (Вечерняя Москва, 5.7.1999). Так и в творчество вообще: не надо обижаться, что больше платят за то, что делается легче, не за то, в чем полагаешь смысл жизни, а это очень часто. Эта несправедливость логична в падшем мире, где красиво маленькое, а великое просто незаметно, где крупнее всего вырастают без всякого ухода сорняки, а чем культурнее растение, тем дольше за ним надо ухаживать. В конце концов, это правильная несправедливость, сохраняющая самое главное, самое творческое, в целомудренном, неоплаченном состоянии. И это демократическая неправильность, ставящая нас в зависимость не от идей, а от людей.

3. К вопросу об антизападничестве: Анатолий Грачев из Ульяновска (Российская газета, 26.3.1999) рассказывает, как начальник местной таможни Иван Генинг не пропустил хирургические инструменты, присланные из Оклахомы в местную больницу — на них не было сертификатов. Больница пыталась получить сертификат в России — запросили неимоверные деньги. Выбросили и испортили инструменты, чтобы никто ими не попользовался. Что изменила революция: свирепость наших законов перестала умеряться милосердием наших людей — когда речь идет о "политическом" вопросе. Понимают, что лучше американский скальпель без сертификата, чем наш скальпель с сертификатом, но кочевряжатся — как же, НАТО — угроза миру.

4. В сущности, начальник таможни поступил даже хуже, чем неизвестные, которые захватили в плен американца-миссионера и засняли, как отрубают ему палец (Юлия Калинина, Московский комсомолец, 3.7.1999). Скверно, что это показали по нашему телевидению — нельзя такое показывать, чтобы не ожесточать сердца. Американец зажал себе рот и не вскрикнул — ну, где Солженицын с воспеванием античного героизма? Только на сербов хватило восторга?

5. Григорий Каковкин (Известия, 18.5.1999): о судьбе двух братьев-евреев, которым за 80, один прожил в России, другой в 1928 успел уехать (уехали-то оба, но Яков вернулся). Теперь оставшийся, Яков Майзлеш, нищий пенсионер, уехавший, Беня, после войны начал с нуля, завел мастерскую по ремонту мотоциклов, теперь владелец огромной фирмы, торгующей автомобилями. Одаривает русских родственников. "Ну почему фея все время получается заокеанская? ... Почему так до сих пор устроено, что все вопреки, жизнь, как череда специально поставленных подножек. Кем? Кажется, всеми. Доброе слово в стране — редкость". Яков Майзлеш отвечает по своей: "У меня было два еврейских деда, со стороны матери и отца — Либер и Шмуэль. Они встречались только на празники, потому что Либер был гуляка, а Шмуэль набожный. Талмудист. Шмуэль говорил: как ты так живешь, бессмысленно, прожигаешь жизнь, все на ветер! А Либер ему говорил: как ты можешь ничего, кроме синагоги и Талмуда, не видеть. И они спорили, горячились — я это четко помню, а умерли в один год, друг за другом через месяц. Им было за сто лет. Вот так. Не на все вопросы предусмотрены ответы".

6. Андрей Беляков (Аргументы и факты, №27) рассказывает о западных сексологах: американец Патти Бриттон заявила, что нравственность — лишь навязанная воспитанием условность, поэтому женщина считает, что ей противно глядеть на голых мужчин. В Амстердамском университете Эллен Лаан, чтобы это подтвердить, подключила датчики к женщинам, которым показывала крутую порнуху и мягкую эротику: физиологическая реакция одинаковая, следовательно, умозаключила Лаан, дамы лицемерили, когда говорили, что им противно смотреть порнуху. А ведь пора бы знать: у человека дух больше плоти, поэтому одни и те же движения плоти могут выражать совершенно разные движения духа, как одни и те же буквы выражают разные слова. Слезы умиления  слезы от репчатого лука — физиологически одни, но это не значит, что умиление — условность, менее реальная, чем сама жизнь.

Российские события

1. «Московский комсомолец» (17.4.1999) сообщил о конце суда над Вл.Воробьевым,  якобы взорвавшим пассажирский автобус в декабре 1994 г. Тогда это подавалось как чеченский террор.  И что же? Воробьеву дали минимальный срок - пять лет, его сообщника оправдали,а мифического чеченца,  который якобы его нанял, так и не нашли. Ясно, что это – несчастная жертва пропагандистских игр чекистов. Ну, Бог даст, скоро выпустят.

2. Макс Хазин саркастически пишет о Л.Дудиной, которая в деле мэра Владивостока Виктора Черепкова оказалась понятой - и при этом лжесвидетельницей. Дело признано сфабрикованным, милиционеров судят (привет Марку Дейчу и прочим циникам, топтавшим Черепкова!). Дудину амнистировали. И вдруг выяснилось, что она еще и жена капитана милиции В.Дудина, по его просьбе и изображала из себя понятую - студентку из Узбекистана, а вторым подставным понятым был ее двоюродный брат. Муж выплачивал жене деньги за «особо ценные сведения». Дудина возмутилась, что о ней написали, что она сыграла «свою маленькую и подлую роль». Теперь Хазин пишет: «Агентом в нашей стране быть почетно, они, как и работники милиции, честно борются с преступностью». Ирония, недоступная западному читателю. Слово стукач он не произнес, а я все-таки произнесу. Вот что стоит за разговорами о необходимости тайного сыска – обычное корыстолюбие.

3. Лидия Сереброва, Наталья Алякринская (Общая газета, 24.6.1999) критикуют московскую регистрацию, предварительно заявив: "Москва перенаселена и нуждается в особом порядке регистрации, который, впрочем, не должен противоречить Конституции". Что никакой порядок не может не противоречить Конституции, авторы умалчивают. В результате нынешних правил, к примеру, семье аспирантов МГУ, втроем живущих в общежитии, отказывают в регистрации — квадратных метров у них мало, снимайте-ка больше. Что у них денег нет. никого не касается. По новым правилам регистрации на каждого региструемого должно приходиться не 6, а 12 кв. метров. Деньги за регистрацию берут, конечно. Что нигде в мире ее больше нет, даже в более перенаселенных городах — молчат.

4. Аргументы и факты (№25): разница в доходах в России в 26 раз, в Москве до 48. Для "нормальной" жизни нужно на душу 500 долларов - 13 тысяч рублей, как минимальная зарплата в Греции, Португалии, Испании. "Норма", когда на продукты уходит менее 60% зарплаты. Из 89 регионов страны в 72 живут как в Питере - в день хватает на полтора прожиточного минимума. Причины: первой называют "плохо работаем", но не надо забывать об "управленцах", которые "для того чтобы получить 1 личный рубль, готовы 10 общих рублей угробить". Как крадут: занижают долю зарплаты в цене товара, всего 11%, а не 40-50%. В сравнении с 1990-м годом ВВП упал в два раза, а доля зарплаты в его составе — более чем в три. "Работать мы стали хуже в два раза, а зарабатывать меньше — в три раза" (Татьяна Коростикова). И люди уходят в теневую экономику, которую я бы сравнил с внецерковной религиозностью — вроде бы все есть, а в то же время чего-то главного нет.

5. Борис Резник (Известия, 19.6.1999): в Хабаровске военный суд дал ничтожные срока (а некоторым зачел предварительное) офицерам, которые крали и продавали китайцам запчасти для военных самолетов. Обвиняемым оказали милосердие, потому что они хорошо характеризовались начальством. Ордена не отобрали, срок дали ниже низшего предела санкций статей. Те же три года, которые дали офицеру за выведенные из строя четыре Су-27, дали мальчишке за недоказанную кражу сигарет и хлеб на 50 рублей. А ведь офицер похитил изделий на миллион долларов. В качестве смягчающих обстоятельств суд назвал "условия, способствовавшие хищениям, плохое имущественное положение виновных". В сущности, это был не военный суд, а самосуд — преступников судили те, кто думает так же, как преступники.

6. Вышел первый номер нового журнала, "Человек любящий", издается борцами за целомудрие. Сергей Мальцев (С. 17) дает аргументы против клонирования, выдвигавшиеся на симпозиуме по биотике в мае 1998 г. в Петербурге: (1) клонирование "недвусмысленно напоминает эксперименты в "третьем рейхе" по выведению суперэлитной и чистой "арийской расы" (но: можно ведь клонировать и не лучших, а всех подряд, и неправда расизма в том, что верят в существование лучших, тогда как все яйцеклетки одинаково хороши); (2) "эта технология формирует совершенно новый тип мышления ... ребенок ... воспринимается не как дар, но как право, которое нужно во что бы то ни стало реализовать" (но: с этой проповедью бы да в Средние века к тем, кто заключал династические браки ради наследников — но тогда-то молчали; и не надо противопоставлять право и дар, ребенок есть и право, и дар); (3) "клонирование подменяет половое деторождение ... такой формой размножения, которая стоит вне супружеской любви" (но: будто мало венчаных браков без малейшей любви, от которых идут больные дети — что ж их, топить, запрещать венчать людей, пока не докажут свою любовь?); (4) "клонирование нарушает важнейшие семейные связи между личностями, такие, как связь родителей и детей" (но: а усыновление и удочерение обходится без этого — и приветствуется).

Перейти к следующему обзору

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова