Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 16 по 22 января 1999 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

Иностранные события

Вернуться к предыдущему обзору

1. Трагедия в Косове: убито 45 мусульман, арестованных сербской полицией - трупы просто бросили в ров. Все мужчины от юношей до стариков из одной деревни. Найдены 16.1.1999. Наши СМИ заняли сторону сербов, подчеркивая их версию: это боевики (включая женщину и ребенка? - о них сообщила, между прочим, только "Независимая газета", 19.1.1999). Сербы отказались передать тела международной экспертизе. "Труд", 21.1.1999: "Представитель сербского суда, ведущего расследование, сказал, что албанцы погибли на поле боя, а не были казнены". Числа убитых "Труд" не сообщает, зато указывает, что на днях погиб офицер сербской полиции. Один с оружием в руках затмил для газеты сорок пять безоружных. Если погибшие - боевики, то где убитые ими? Или в бою на 45 боевиков не погиб ни один серб? И почему все "убитые в бою" погибли от одинаковых выстрелов в затылок и шею? Детская ложь... В следующем номере (22.1.1999) "Труд" - точнее, Виктор Бородин - сообщает, что вряд ли убитые мирные жители, так как и в Рачаке вообще нет мирных жителей, они все ушли. "Как могли сербские полицейские собрать столь многочисленную группу в почти опустевшем до того селе? Как они могли отвезти их на место казни при том, что все село простреливается боевиками ... Как происшедшую расправу в овраге близ села не заметили наблюдатели ОБСЕ, бывшие в селе в час мнимой казни? ... Предварительные итоги экспертизы в институте судебной медицины показали, что часть убитых никогда не жила в Рачаке, часть была переодета в другую одежду после смерти. ... Не обнаружены тела албанского мальчика и двух женщин. ... Директор института ... считает, что реконструировать истинный ход событий по характеру ранений на телах будет несложно. На основе первых результатов он не исключает, что история с трупами в Рачаке сфабрикована". В общем, понятно: поведение сербов напоминает наше собственное в деле с Ираком: требуем суда, официальных фактов, как мальчишка: "А ты видал? Нет, а ты видал?!" Таким же тоном спрашивают у христиан о воскресении Христовом, почему это поведение кажется  мне не только иррациональным (не все нужно официально доказывать) и антирелигиозным.

2. Другая трагедия (Известия, 13.1.1999, Эльмар Гусейнов): французы из полиции ООН застрелили Драгана Жаговича, серба, который скрывался от международного суда. Во время войны в городе Фока он лично пытал и насиловал мусульманок, в том числе несовершеннолетних. Патруль встретил его, когда он ехал в машине, приказал сдаться, а Жагович направил автомобиль на военных и был застрелен. Боснийские сербы возмущены, в Фоке толпа (вооруженная) напала на пост полиции ООН, пятерых ранили, двоих тяжело. "Единая Европа, возводимая с огромным трудом вот уже двумя поколениями жителей Старого Света, не может существовать рядом с очагом беспощадных гражданских войн, военных преступлений и этнических чисток, каким была недавно бывшая Югославия". Этот комментарий: может существовать, и придется сосуществовать с разными странами. но Югославия-то член ООН и не вышла из этой организации, а полез в кузов - принимай на себя его плюсы и минусы.

3. Хотя Совет Безопасности осудил резню, Москва сделала все, чтобы смягчить формулировки, о национальной принадлежности убийц в итоге не сказано ни слова (Известия, 20.1.1999). В Грузии Шеварднадзе заявил, что восстановит в паспортах указание национальности, потому что для Грузии это очень чувствительный вопрос. Логика большевика в действии: ведь по обычной логике, именно в силу чувствительности о национальности надо молчать (Известия, 20.1.1999). Но большевизм даже не в том, чтобы лгать, а в том, чтобы говорить правду или лгать по своему усмотрению.

4. Джордже Милошевич, шеф корпункта белградского телевидения в Москве (Труд, 20.1.1999) оправдывает сербов: мол, "прибегнув к монтажу и прочим техническим ухищрениям, из любого государства можно сделать агрессора, из любого государственного деятеля - монстра. Любой опытный журналист знает, что такое вполне возможно". Ну, этот хотя бы не отрицает, что съемки - не в пользу сербов. А вообще и он лжет: опытный журналист знает, что у лжи всегда вылезает хвостик и рожки. Его логика - логика агностика, отрицающего существование Бога, поскольку он, агностик, может так сложить пальцы, что их тень на стене будет выглядеть как дьявол.

5. Поразительная все-таки у нас, христиан, способность портить настроение людям. Европа ликует по поводу введения евро, глупо ликует, что говорить, но вот "Оссерваторе Романо" в своей передовице пишет, что единство не в деньгах, а в отношении к больным, молодежи, старикам. Ну, во-первых, не надо приравнивать молодежь к слабакам, во-вторых, такие нравоучения можно приберечь на другое время (Вечерняя Москва 21.1.1999).

6. Продолжается антиамериканская и проиранская кампания в печати. "Общая газета" (21.1.1999) предоставила трибуну Раджабу Сафарову, члену Политического консультативного совета при Президенте, который заявляет, что "нет ни одного официально зафиксированного случая передачи Россией Ирану ракетной, ядерной или другой секретной военной технологии" и утверждает, что Запад своей жесткостью вынуждает Иран "вступить в ядерный клуб". Так изящно он обозначает обзаведение атомной бомбой. А есть еще клуб сексуальных маньяков... Великая вещь язык - что угодно можно обозвать так, что горькое покажется сладким. Причем Сафаров считает, что появление атомного оружия в Ирана будет благом: "Когда Сталин и Мао приобрели ядерное оружие, они успокоились. Если исламские государства получат бомбу, результат будет тот же самый. Как только у вас появляется абсолютное оружие, война становится самоубийством. Поэтому обязательно заработают механизмы сдерживания". По этой людоедской логике надо всем странам срочно раздавать по атомной бомбе, а не сокращать их число. Так обнажается, что всякое убийство есть самоубийство - ведь человечество едино. И уповать на инстинкт самосохранения - глупо, ведь когда рванет, уже некому будет каяться в плохом знании психологии. И такой людоедский материал занимает целую полосу. Нет, христианам еще есть, что объяснять миру.

7. Вл.Козловский из Нью-Йорка (Аргументы и факты, №3, с. 16): Ларри Флинт, издатель порножурнала, собрал компромат на противников Клинтона, обвиняющих его, и некоторые из них поспешили заявить, что да, сами когда-то изменяли женам (конгрессмен Ливингстон даже отказался от поста спикера, Боб Барр выступал против абортов, но его бывшая жена рассказала, что он сам возил ее в абортарий и ей изменял). Другое дело, что это еще раз напоминает: Клинтона судят не за измену, а за ложь под присягой. Что хуже всего для нас, христиан: Флинт сейчас мученик, прикован к инвалидной коляске (позолоченной), в него в 1978 г. стрелял расист Джозеф Франклин за то, что Флинт напечатал снимки, где негр совокуплялся с белой. Выходит, в борьбе с порнухой мы оказываемся вместе с расистами. Ох, аккуратнее надо быть, ох аккуратнее...

8. Вечерняя Москва (21.1.1999) дает подборку материалов по религии из зарубежной прессы: англиканский священник Гордон Джайлз написал чин освящения мобильного телефона, завершающийся словами: "Кого соединила технология, да не разлучат никакие внешние обстоятельства!"

9. Новодворская заявила, что, отправляясь в Англию, требует у английского правительства гарантий, что ее не арестуют за антикоммунистические взгляды, как Пиночета (Вечерняя Москва, 13.1.1999). Так умирают политики: когда теряют контакт с человечеством и не понимают, что лгут и что лгут заметно для всех.

10.  Хуан Кобо (Новая газета, 11.1.1999) еще раз, додавливая Новодворскую (не называя ее имени) объясняет, чем плох Пиночет и почему неправы антикоммунисты, делая из него кумира. Альенде, по мнению Кобо, вообще не был коммунистом, был умеренно левым социалистом, который действовал сугубо мирными средствами, абсолютно уважал конституцию, не допускал ни малейшего "разгула леваков". Переворот устроили военные, при активной поддержке США, потому что боялись того, что за Альенде могут придти коммунисты, как за Керенским - Ленин. Но ведь нельзя убивать человека за преступление, которое может совершить другой человек. Так и Клинтона можно свергать - его поведение может морально разложить весь мир. Ныне опубликованы документы ЦРУ, Киссинджера - последний наложил резолюцию в поддержку переворота: "Не вижу никаких оснований вмешиваться, когда эта страна может стать коммунистической в силу безответственности ее жителей". И когда 11.9.1973 (Усекновение главы Предтечи - вот и верьте после этого в мистику дат) Пиночет устроил переворот, это была преувеличенная и антиправовая реакция. Альенде чилийцы, несмотря на провалы в экономике, на выборах поддерживали. Последовала не война с коммунистами, а обычный террор, в ходе которого погибло четыре тысячи человек. Общество резко расслоилось, хотя нищета скрыта. 30% обогатившихся за Пиночета, 70% потерявших - против. Но слышнее меньшинство, оно истерично. Разбогатела семья Пиночета - в Лондоне лечиться недешево. Пиночет не только убийца, но и вор - так всегда бывает. "Три года назад чилийские законодатели ... решили провести расследование источников обогащения старшего сына Пиночета. Отец, заявив, что это представляет угрозу национальному согласию в Чили, повелел войскам окружить дворец Ла Монеда. При виде десантников со зверски разрисованными лицами и с полной боевой выкладкой парламентарии образумились". Да, национальное согласие - страшная сила, им и Гитлер оправдывался, и в Россию ради него не пущают иностранных миссионеров. Конечно, национальное согласие есть согласие не нации, а имеющих власть говорить от имени нации. Лучше всего неправота Пиночета доказывается его недостойным поведением: чтобы избавиться от суда, он был готов объявить себя сумасшедшим, жена его заявила, что их семья "испытала такие страдания в последние месяцы, как никакая другая семья в мире в XX веке", Пиночет "выразил сожаление" по поводу гибели людей в Чили, заявив, что это было неизбежное следствие войны - хотя войны не было, был террор правительства. Процветание Чили в огромной степени обусловлено помощью США - сделали из страны витрину капитализма совершенно некапиталистическими методами, а хорошо известными нам парткомовскими. "А то, что в Чили разгорелись страсти среди сторонников генерала, не должно вводить в заблуждение. "Крикливое меньшинство" там бушует не столько потому, что обожает "тату" (дедушку) Пиночета ... сколько потому, что снова перепугалось: опасается, что после генерала могут привлечь к суду и их".

11. Александр Здитовецкий (Независимая газета, 13.1.1999) сообщает, что правительство Чили, прежде всего, армия уже начинают давить на чилийских бизнесменов, мешая им вести дела с Испанией. Испанские фирмы ругают испанского судью, потребовавшего ареста Пиночета. Думается, что такой поворот событий лучше всего подтверждает, что Чили до сих пор не свободная страна.
 

Российские события
1. Михаил Швыдкой, шеф 2-го канала, взял себе в замы Юрия Кобаладзе, многолетнего шпиона (разоблаченного некогда в Англии и с тех пор работавшего в Москве). "Комсомольская правда" называет Швыдкоя в этой связи "матерым интеллигентом" - на фоне номенклатуры он действительно выделяется, как раньше была должность "еврей при губернаторе". Но, конечно, не может считаться интеллигентом бывший член райкома партии, и поныне сохраняющий способность работать с дзержинцами. Никакой люстрации не нужно - полное бесстыдство. "КП" в этой связи помещает список (21.1.1999) гебистов, ныне работающих в органах управления  - насчитали 11 человек, не считая тех, кто работает в банках, на таможне, МВД, прокуратуре, московской мэрии. У Швыдкоя уже работает Лев Кошляков руководителем информационных программ. Даже комитет по рыболовству возглавляет Николай Ермаков, чекист со стажем в 33 года - еще бы, ведь ловя рыбу, приходится отпугивать иностранцев. Глава администрации президента, руководитель секретариата премьера, премьер, гендиректор "Росвооружение"... А рядом статья про то, что гебисты вовсе не хотели убивать Березовского, это он наврал. Он сам себя хотел убить!... Видимо, и в "КП" не без верных ленинцев.

2. Анатолий Приставкин, глава комиссии по помилованию (Московские новости, 10.1.1999) продолжает рассказывать о преступности в стране. Он отмечает, что в основном в стране сажают за мелкие кражи. Например, комиссия разбирала дело Зинаиды Родиной, вдовы сорока лет, растящей троих детей, за кражу двух мешков комбикорма - ей дали три года. В 1998 году осуждено 570 тысяч человек, из них 460 тысяч за кражи - мелкие, конечно, крупные воры известно где "сидят". А ведь многие предложат расстреливать за кражи - чтобы не тащили, чтобы был порядок. Жалеют только тех, кто убил по пьяни - а таких убийц большинство. Ненавидят киллеров - тех, кто убивает трезвыми. Между тем, по закону (правда, он списан с западного образца) опьянение есть отягчающее обстоятельство. А по народной "совести" - облегчающее. Мол, пьяный не жесток, он внеморален. Нет, пьяный стал убийцей - возможным - уже когда налил себе в рюмку вина. И в этом смысле убийц у нас в стране почти 90 процентов населения. Любопытно, что православная аскетика называет свою цель еще и трезвением — но в православии же есть ужасно снисходительное отношение к пьянице из-за нежелания отделять пьянство от пьяницы, грех от грешника, смазывания различия. Грех оправдывают через оправдание грешника. Здесь православию еще предстоит выработать новый способ аскетики, не заимствуя прямо западный. Ведь само православие поставлено в новые обстоятельства - оно расстается со светской властью и имеет дело уже не столько с языческим народом, сколько с язычниками, ставшими личностями.

3. А вот когда не надо, мы ужасно против формальностей. В "Труде" от 12.1.1999 Светлана Сухая, рассказав ужасную историю про то, как равнодушие и даже жестокость врачей довела до смерти инфарктника, оправдавшись словами: "Было много работы, закрутились", говорит: "Ну подумаешь - врач оскорбил больного или унизил его жену. Медсестра лишний раз не подошла к больному. Нет в Уголовном кодексе статей, карающих грубое слово и невнимание. И, наверное, не должно быть". Конечно, должны быть! Именно нарушение врачебной этики должно обязательно караться в судебном порядке. Тут уповать на совесть - нельзя, ведь речь идет не только о своей жизни, но и о чужой. Кришнаита готовы покарать за слово о Кришне, а врача за хамство - нет, нельзя, тут понадеемся на совесть. А должно быть все наоборот.

4. Борис Гордон ("Новый иностранец", №1, 1999) жалуется, что средний класс напрасно упрекают в непроизводительности ("теневые компрадоры"), лености и халтурности. Средние класс - лучшие из граждан, его бранят из зависти. Это верно, но главное обвинение в адрес среднего класса Гордон то ли не заметил, то ли игнорировал: средний класс наш был лишен таких добродетелей среднего класса, как нравственность, забота о свободе, внимание к политике. Встрепенулись теперь, а пока были деньги, издевались над диссидентами, не жертвовали ни копейки на политику, только пили и жрали, ездили по заграницам, вели себя как Дунька, которой "поперло". И сейчас психология мещанина, совка - пеняют на кого угодно, только не на себя. Мол, россиян "ждет решений внешних" (Гордон), а нужны внутренние. Верно, но какие внутренние решения принял наш средний класс? Игнорировать окружающий мир. Защищали прописку, на демонстрации не ходили. И наш средний класс не имеет права упрекать других в "комфорте социальной безответственности", он сам был не менее социально безответственен, чем гомо советикусы. И Гордон все, чего требует: "снять налоговую удавку и визовый намордник". Свободы совести иеговистам он не требует. Он считает, что зарплата бюджетнику - из его налогов, хотя он, как и бюджетники, равно получал деньги из нефтяной скважины, а не из производительного труда.  И хвастаться: мы, мол, "двинулись навстречу волчьим законам рынка и каторге принятия социально ответственных решений", а "Россия отцов им этого не простила" - не стоит. Никакого рынка у нас еще близко не было, и социальной ответственности тоже, а был большой хапок и рвачество, похожие на западную жизнь лишь формально, как кошка на шиншиллу. Сути же - подлинной свободы и творчества - не было, ее и не хотели, и не хотят.

5. Генри Резник (Литературная газета, 13.1.1999) защищает суд присяжных от нападок Лебедя. Тот заявил, что присяжных легче подкупить, - но их обвиняют обычно в том. что они больше судей подвержены эмоциям, а вот подкупить их как раз практически невозможно, ведь заранее неизвестно, кто будет присяжным, а на время процесса их нетрудно изолировать. Оправдательных вердиктов присяжные в России выносят не больше, чем в других странах - 20 процентов в среднем. Во всех странах присяжные отождествляют себя с обществом, а не с государством. Например, в Иванове оправдали женщину, убившую мужа, хотя суд наверное бы ее приговорил - потому учли, что муж пьяница и хулиган, десять лет ее тиранивший.

6. Мимолетная деталь: курсанты Академии ракетных войск стратегического назначения зарезали постового милиционера на Солянке (курсантам по 19 лет), "а сами сели в "БМВ" инспектора и удрали" (Московский комсомолец, 6.1.1999). Милиционер с БМВ...

7. Из наших газет почти невозможно выбить опровержение, но "Московский комсомолец" (6.1.1999) опубликовал: мать убитой женщины и ее двоих погибших детей добилась, чтобы напечатали: "Утверждение о том, что Тамара Петровна простила убийцу своих родных, приведено со слов других лиц и не соответствует действительности". Действительной скорби, во-первых, не время ненавидеть убийц, во-вторых, не время демонстрировать свою кровожадность.

8. Руслан Линьков, выживший помощник Старовойтовой, подал в суд на газету "Комсомольская Правда"  и ленинградского тележурналиста за то, что они обвинили его в пособничестве убийцам, в том, что он вовсе не был ранен, что Старовойтова везла с собой 90 тысяч долларов (Московский комсомолец, 12.1.1999). А генпрокурор Скуратов недоволен Линьковым - якобы тот "недоговаривает многие вещи". Между тем, так может говорить только тот, кто сам убивал и знает, что было - а Скуратову не с чем сравнивать утверждения Линькова. Олег Демин из МК циничен: если к власти придут демократы, будут искать экстремиста, если коммунисты - будут искать 90 тысяч долларов. Характерный для бульварщины агностицизм.

9. Марк Дейч (Московский комсомолец, 12.1.1999) вывалил груду компромата на прокурора Москвы Герасимова, которого обвиняет в попустительстве нацистам (справедливо) - тот в бытность в Иркутске фальсифицировал следствие по одному уголовному делу и чуть не расстрелял невинного человека. Дейч пугает читателя: если президентом станет Лужков, Герасимов станет генпрокурором. "А что? Мы ведь от подобных фантазий не застрахованы. Нет, это я не о Лужкове, флаг ему в руки". Да, легче бороться с теми, кто называется нацистом, чем с тем, кто ведет нацистскую политику. Легче критиковать того, кстати, кто называет себя христианином и орет про догматы, чем того, кто делает дела Христа.

10. Лужков закрыл центр баркашовцев в Терлецком парке (Московский комсомолец, 14.1.1999), причем Евгений Карамьян отмечает, что "договор нацистов с дирекцией парка был так безупречно подготовлен, что власти не смогли найти в действиях Баркашова ничего противозаконного. Но то, что не смогли найти милиционеры, нашел... пожарный инспектор. Оказывается, в помещениях штаба РНЕ и здании дирекции парка не соблюдались должным образом меры противопожарной безопасности". Конечно, из этого не следует, что высшая власть в России принадлежит пожарнику - как и в Церкви высшая власть принадлежит не инквизиторам, священникам, даже епископам.

11.  Вл.Тучков (Вечерняя Москва, 20.1.1999) остроумно объясняет, почему наши пенсионеры предпочитают покупать хлеб в палатках, а не в магазинах, где цена та же, а ярче, продавцы вежливее, теплее. "Наш пожилой человек, пуганый, битый-перебитый ... Робость нынешние старики испытывают при виде самых разнообразных проявлений нового русского сервиса. Им бы по старинке, как всю жизнь делали, - куда-нибудь в серенький мосторговский универмаг, в затрапезную булочную, в несвежую пивную. Туда, где тебя никто не замечает. Это ведь в прежние времена было величайшим благом, когда государство (а продавцы тоже с ним подсознательно ассоциируются) не замечало своего гражданина". От себя: на Западе средний класс ходит обязательно в хороший магазин еще и потому, что для индивидуализм - основа психологии, а в полупустом магазине ты особенно чувствуешь себя индивидуем. И полупусты церкви на Западе не потому, что там мало верующих (там много церквей), а потому что человек хочет и в Церкви быть на виду перед Богом, не в толпе раствориться, в отличие от религиозности восточной, где прячутся в толпе от Бога, хотя прикрывают это желанием почувствовать локоть ближнего.

12. Екатерина Сажнева (Московский комсомолец, 21.1.1999) рассказывает о разводе Руцкого. Предмет спора дом в Подмосковье, который сперва был оценен в 1,8 млн. долларов, Руцкой хотел отдать наличными половину цены, но потом организовал экспертизу, по которой дом стоит 4 млн. рублей. Адвокат Руцкой Борис Кузнецов излагает очень характерную и милую точку зрения: "Уходя к другой женщине, мужчина должен захватить с собой только нижнее белье. В худшем случае - решить все имущественные проблемы мирным путем, но не через суд. Это не по-мужски". Адвокат Руцкого: "Понятие справедливости очень часто не согласывывается с понятием законности". На последнее следует возразить, что справедливость особенно часто не согласуется с законностью, где даже царства кесаря нет, а если руины государства и права, среди которых живут наследники комиссаров. На первое: что такой мачизм есть предохранитель, умеряющий жестокость патриархального общества, где женщину склонны просто выкидывать как использованный платок. С другой стороны, считать, что судиться - не по-мужски, означает кощунствовать против Закона и права, но не с большевистской стороны, а именно с агрессивно-патриархальной.

13. Мих.Новиков (Независимая газета, 21.1.1999, с. 11) критикует Татьяну Толстую, отмечая гениальность ее эссеистики - и в то же время чего-то не хватает. Где "безумие, алогичность, нарушение нормы. Сама идея писательства, по сути своей - дикая, ненормальная. Сесть и написать нечто! Всякий, кто по каким угодно причинам решается на это, выламывает себя из рутинного жизненного контекста". Нет того, что Толстой Лев называл "энергией заблуждения", все слишком правильно, а потому иногда - в критике особенно - до отвращения победоносно (урок христианским морализаторам - не будь победоносен, не будь рациональнее Евангелия, которое вовсе не рационально, а безумно). Слишком часто переход в пошлость не лучшую, чем эротика дамских романов, пошлость не безнравственности, а нравственности: "Интеллигентность - это просвещенность души, это альтруизм, это нравственный императив - и совестливость, и грызущее чувство ответственности - за страну, за будущее, за свой народ и не свой народ... Интеллигентность - волшебная гавань, открытая любым кораблям". Вот это и есть пошлость.

14. А вот пошлость групповая, контекстная. "Московские новости" (17.1.1999) дают на одной полосе фельетон Дуни Смирновой, обличающий интеллигенцию за снобизм, недостаточную творческую активность - что вполне не пошло - но тут же отдельная полоса посвящена фотографиям из семейного альбома хрущевского министра культуры Екатерины Фурцевой. О Фурцевой пишут со всей возможной предупредительностью: "Ушло время ее невероятной популярности" (популярность героя анекдотов). "Можно по-разному оценивать политическую биографию Фурцевой, но одного у нее отнять нельзя: это женщина, сделавшая себя, прошедшая огромный путь от девочки-ткачихи до крупного политического деятеля". Так и Шариков прошел крупный путь от собаки до мерзавца. Нельзя критиковать интеллигенцию со всей строгостью, одновременно не прилагая той же строгости к тем, кто изничтожил интеллигенцию физически. Вот из-за таких публикаций "МН" и перестали быть газетой интеллигенции, а стали органом псевдоинтеллектуалов, прямых преемников партийных пропагандистов.

15. Юрий Щекочихин ("Новая газета", 18.1.1999) возмущается тем, что "национального героя" ген. Анатолия Романова, одного из "завоевателей" Чечни, много лет находящегося в коме, отправили на пенсию - а то он числился зам.министра обороны. Теперь у семья "нет служебной машины, для того, чтобы его близкие хотя бы добирались до больницы". Будто у них нет машин! И для какой нации Романов - национальный герой? Видимо, для советской, для тех, кому Чечня - всего лишь район в составе СССР.

Перейти к следующему обзору

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова