Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению за 1998 год

 

НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 27 ноября 1998 г. и ранее

Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь".

Иностранные события
1. Уже вторую неделю растут котировки акций крупнейших мировых корпораций — постепенно преодолевается мировой кризис. В США снижена ставка рефинансирования до 4,75% годовых. Правда, к России подъем не относится. Акции наших предприятий покупают в Нью-Йорке (Алексей Гончаров, Сегодня, 25.11.98) как лотерейный билет (и цена похожая) — "на счастье". "Ничего конкретного в стране не произошло" — увы, верная оценка нашего положения, которую мало кто высказывает.

2. Английская паларда лордов отказалась признать дипиммунитет Пиночета — маленькая победа над тоталитаризмом. Его не посадят, но дорога моральная победа. Леонард Косичев и Вадим Низский (Новое время, №46) напоминают, что в Чили Пиночета нельзя судить, т.к. он издал закон об амнистии для всех, кто участвовал в убийствах сторонников Альенде. "В Чили этот документ назвали "закон о самопрощении".

3. Николь Кидман, актриса, австралийка, известная как последовательница сайентологии, вдруг всех ошеломила, заявив, что, если бы она оказалась на необитаемом острове, то вернулась бы к католичес кой вере своего детства (The Moscow Times, 21.11.1998). Католичество-де "всегда с вами, оно надежнее". Упаси Бог от таких защитников христианства! На необитаемом острове — то есть, в загробной жизни, ведь это символ адского одиночества — уже никакая вера не поможет. Как верно сказал Честертон, из всех книг на необитаемом острове больше всего нужно руководство по строительству лодки. В аду бесполезно будет читать Библию, быть католиком или протестантом. Там будет просто скучно как на необитаемом острове. Христианином надо быть и возможно быть там, где люди, и если ты христианин, то для тебя любой остров — обитаем человечеством.

4. Вице-мэр Иерусалима Хаим Миллер призвал изгнать русских евреев из Израиля (Сегодня, 24.11.1998). На этом его политическая карьера практически закончена — в Израиле уважают плюрализм. Миллера уже назвали нацистом (собратья по крови и вере). Валерия Сычева: "Этот прецедент, прежде всего, прекрасно иллюстрирует духовное родство национал-патриотов всех стран". Фанатизм лишает человека того, о чем он радеет, будь то национальная специфика или особенность ве, и остается лишь все уравнивающая агрессивность.

5. Милые, милые советологи! Маршал Голдман, зам.диреткора Центра русских исследований Гарварда, заявил, что Примаков "хорош для России ... главное именно в этом, а не в том, хорош или плох он для США" (Российская газета, 20.11.1998). Конечно, свобода — а на карту поставлена наша свобода — не бывает хороша для одной страны и плоха для другой. Просто Голдман, видимо, из тех советологов, которые чувствовали себя уютно при большевиках, потерялись даже при квази-реформах, и теперь вновь обретают уверенность в себе — Примаков хорош прежде всего для них, ибо можно вытащить на свет запыленные и неверные представления о России как стране, обреченной на рабство. А сам Примаков заявил (Известия, 20.11.1998): "Разве президент Рузвельт не усиливал роль государства? ... Или возьмем канцлера ФРГ Эрхардта. ... Государственное регулирование защищает цивилизованный капитализм от капитализма дикого". Верно, если есть хоть какой-то капитализм — но поскольку у нас нет важнейших составляющих капитализма (частная собственность, психология добродетели, правовая система), то у нас госрегулирование (или отказ от него) защищают даже не дикий капитализм, а просто большевизм.

6. Суд Версаля отстранил на год Ле Пена, известного французского расиста и антисемита, от участия в любых выборах (Известия, 19.11.1998). У нас грозятся отдать под суд тех, кто обличает нашего Ле Пэна — Макашова. Чай, не Версаль... "Новая газета" (16.11.1998) даже взяла у Ле Пэна интервью — поразительная беспринципность — который критикует свободу, определяя ее как "беспредел лисы в курятнике". Мысль, что он неправильно определил, кто курица, а кто лиса, в голову Ле Пену не закрадывается. Себя-то, небось, считает Наполеоном.

7. Эмма Тополь из Нью-Йорка (Московские новости, 15.11.1998) описывает загадочный суд о том, как американские банкиры вместе с российскими расхищали миллионы долларов, которые отпускались правительством США для помощи России через МВФ. Неслыханно, но судья наложил полный запрет на освещение дела в СМИ. Ничего невероятного в том, что среди американских банкиров встречаются нечестные люди, нет, печально другое: видимо, и правительственные чиновники США знали, как кредиты России уплывают от МВФ на оффшорные счета, но не вмешались, возможно, за крупные взятки.

8. Вл. Мау (Итоги, 17.11.1998) в статье "Прибыльное бескорыстие" объясняет, что Западу очень выгодно поставлять нам гуманитарную помощь (он спасает своих фермеров и т.п.). И этот же человек защищал ГКО накануне 17 августа! Он не объясняет одного: если гумпом так прибылен, почему это Россия никому не гумпомогает?

9. Юрий Сигов (Новые известия, 19.11.98) описывает, как много в США воруют — на 12 млрд. долларов ежегодно. У нас столько вся номенклатура хапает за год. Что ж, чем богаче страна, тем размашистее и воровство. Тем не менее, насколько я понимаю, от системы самообслуживания отказываться не собираются — лучше потерять в деньгах, чем в уважении людей и к людям. Демонстрируя уважени ко всем, без обращения внимания на отдельных воришек, мы проигрываем часто тактически, но всегда выигрываем стратегически — хотя бы на Страшном Суде.

10. Российская газета (25.11.1998): правительство Белоруссии утвердило список товаров, вывоз которых из страны организациями и частными лицами ограничен. Установлены нормы вывоза "социально значимых товаров". Так обнаруживается главное духовно уязвимое место жажды счастья ценой свободы: что ограничивается право торговать, не так важно, как то, что ограничивается право помогать.

11. Александр Подрабинек (Экспресс-хроника, 23.11.1998) рассказывает о смертной казни в Китае. Посол КНР в США Ли Чжао-син в 1998 г. в письме конгрессмену Бэртону написал: "Китай разрешает своим медицинским группам использовать органы, добровольно пожертвованные гражданами, после их смерти. То же относится и к казненным заключенным". Понятно, что такое "добровольно" при социализме, подчиняющем волю одного воле всех в лице чиновников. Что до заключенных, то у них изымают органы перед самой казнью, так что казнь, собственно, уже является фикцией — их казнят изъятием органов, а стреляют уже в полумертвое тело. Подрабинек: "Китайских руководителей, которые уже только за описанную выше практику достойны нюрнбергской скамьи подсудимых, принимают на высшем уровне как на Востоке, так и на Западе". Ельцин встречался с Цзэмином. Ох, грехи наши: то мы грешили как коммунисты, теперь грешим как американцы, снисходительностью к коммунистам. Печальнее, однако, то, что в России слишком многие такую практику восприняли бы нормально: утилитаризм в отношении к человеку у нас есть главное наследие социализма. Пусть подлецы хоть так послужат человечеству — так рассуждают слишком многие.

Российские события
1. Главной новостью стало, конечно, убийство Галины Старовойтовой вечером 20.11. Политическим ее взглядам многие не сочувствовали. Для коммунистов она была слишком правой, для меня, к примеру, слишком левой — ведь она поддерживала, например, большевистское по своим поступкам правительство Кириенко, была в партии Гайдара. Тем не менее, в отличие от большинства "демократов первой волны" — то есть, демократов горбачевского призыва — Старовойтова за последние годы не запятнала себя хищничеством, лукавством и беспринципностью. За это ее любили. И Христа любят... !!! Так что проблема в не в том, есть ли "анонимные христиане" — можно ли спастись вне Церкви — а в том, есть ли "анонимная человечность", есть ли люди, которые люди помимо всяких партийных ярлыков и религиозных убеждений, прежде ярлыков и убеждений. Слишком много субъектов, которые по ярлыкам и догматическим убеждениям своим достойны канонизации и поклонения, а посмотреть — внутри-то ничего нет, избавь нас, Господи, от подобной участи.

2. Убийство Старовойтовой было прежде всего использовано — увы, начиная с гибели Меня всякое убийство в России становится прежде всего поводом для партийных спекуляций. Министр МВД Степашин заявил, что добьется изменения закона в сторону ограничения частных охранных фирм, хотя те уж совершенно точно не при чем, просто они отбивают хлеб у милиционеров, которые хотят быть монополистами в охранном деле. Премьер Примаков заявил, что преступность надо искоренить — сугубо большевистская постановка проблемы. Партайгеноссе Старовойтовой поклялись не сдаваться — хотя сдавать, кроме накопленных богатств, им совершенно нечего. УВД Петербурга провело зачистку притонов и бандитов (Известия, 25.11.1998) — потемкинская деревня. Президент взял дело под свой контроль — впервые он взял под свой контроль дело Меня, так что это, видимо, гарантирует, что убийц не найдут. Леонид Крутаков (Моск. комсомолец, 27.11.1998) озвучил мнение ЧК: "Высокопоставленный сотрудник спецслужб" заявил. что в России вообще не было ни одного политического убийства, только из-за денег. "МК" искренне не хочет хоть на грамм умалить достоинства Старовойтовой: она действительно была человеком бескорыстным, а деньги (если они были на самом деле) везла не себе, а на выборные нужды. Ну кто виноват, что в результате "демократических" реформ у нас в стране даже "соловьи" либерализма бесплатно не поют". Поют, поют - пусть комсомольцы говорят лишь за себя. И надо же так написать фразу, чтобы ее конец противоречил началу абсолютно - бескорыстная Старовойтова бесплатно якобы не пела.

3. Отличился "Московский комсомолец", который, вполне в унисон с "Советской Россией" заявил (Юрий Кочергин, Олег Фочкин, 23.11.1998): "К этому преступлению могут быть причастны "партнеры" Старовойтовой по демократическому блоку, которые явно проигрывали ей в своей популярности среди населения. Для них убийство Старовойтовой является прекрасной возможностью перетянуть к себе ее потенциальных избирателей". Так ведь она-то никуда не избиралсь в этот раз, а до следующих выборов в думу эффект убийства уже ликвидируется! Главное же: смердяковское, извращенное мышление, наподобие того, которое делает Адама борцом за светлое будущее человечества, а Иуду — вернейшим учеником Христа.

4. Наиболее отчетливо в убийстве просматривается рука ЧК. Во всяком случае, за два месяца до убийства в кабинете Старовойтовой задержали женщину и мужчину, которые ставили подслушивающее устройство. Их отдали чекистам — "а щуку бросили в реку". Теперь нашли только женщину, которая якобы журналистка, работает в газете, защищающей животных, и в кабинет Старовойтовой зашла "случайно" — ей сказали, что вот в таком-то офисе мучают животных, она шла по улице, увидела свет в окне этого офиса (как будто по окну можно определить номер кабинета!), решила зайти проверить. Даже "легенду" чекисты себе не могут сочинить сносную!

5. Татьяна Кошкарева, Рустам Нарзикулов (Независимая газета, 24.11.1998) - обычно поразительно точные в суждениях журналисты дали искреннюю, но фальшивую ноту в свяязи с убийством Старовойтовой: "В России стало страшно жить ... Страшно входить в подъезд собственного дома. ... Страшно высказывать собственное мнение. Страшно быть журналистом". Нет! Страх рождается изнутри, а не извне. Высказывать собственное мнение, входить в дом, быть журналистом по-прежнему приятно. Люди знают, что во время родов иногда умирают, но это не делает любовь неприятной и страшной.

6. Александр Асмолов (Сегодня, 21.11.1998) отмечает, что поведение националистов (Лимонов) имеет все признаки "языческой секты": "Закрытость, претензия на исключительность, нетерпимость и агрессивность к любой иной точке зрения, нарциссизм вождей, маниальное стремление к власти над сознанием и склонность к ритуальному поведению". Кстати, для поклонников Гайдара или Явлинского это все тоже характерно. "Национал-патриотов подвела иллюзия победы, свойственный сектам самогипноз". А какой группе верующих или неверующих это несвойственно? Это не означает, что все — секта, это означает, что понятие секты надо просто изъять из оборота, думать точнее и смиреннее.

7. Владимир Мамонтов (Комсомольская правда, 25.11.98) критикует демократов за то, что они ограничиваются "символическими жестами" (шествие с зажженными свечами на похоронах Сахарова, погашенные окна при похоронах Старовойтовой). "Но наутро разбредаются по кухонькам своих штаб-квартирок, а кто-то другой должен заботиться о том, чтобы в домах простых россиях бесперебойно был свет. Вода. Тепло, Достаток. Уют. Простое человеческое счастье. Именно разброд, центропупизм, невнимание к "мелочам жизни" не дает им твердости во власти". И слава Богу! Претензии Мамонтова - точь в точь как претензии к христианам: собрались на пасхальную заутреню, разошлись, а кто нам счастье обеспечивать будет? Зачем такая вера, от которой нет достатка и уюта? Это инфантилизм, мешающий быть подлинным ребенком Божиим, который о своих игрушках заботится сам — ибо наше пропитание, необходимость самому в поте лица добывать хлеб, не требуя от дяди счастья, есть не столько проклятие, сколько игра, которой нас занимает Бог, удерживая от греха.

8. Премьер Примаков 25.11.1998 заявил, что в условиях кризиса нужно увеличить регулирующую роль государства. Настоящий подарок Гайдару и другим "либералам" от социализма, которые тут же стали говорить о том: видите, какие мы были хорошие в сравнении с этим господином? Но проблема в том, что отказ от социализма нельзя проводить в плоскости увеличения или ослабления регулирующей роли государства. Отказ от социализма есть переход в другую плоскость: предоставления людям большей свободы, а это включает в себя не отношения людей с государством, а право частной собственности, охраняемой судом. У нас же так и не было создано ни частной собственности на землю, ни нормальной правовой и судебной системы, без которой, как постоянно выяснялось, нет и частной собственности даже на полкирпича, даже на квартиру. Так и в отношениях с Богом: проблема не в том, насколько Он регулирует нашу жизнь. Он ее на сто процентов регулирует, и слава Богу. Проблема в том, предоставляет ли Он нам при этом свободу жить? Да, предоставляет, ибо свобода человека не исключает воли Божией и состоит из совсем других компонентов.

9. Егор Гайдар (Новое время, №46) объясняет: "Рыночная экономика — это денежная экономика". Вспоминается старик Хотабыч, изготовивший телефон из цельного куска мрамора и удивлявшийся, что там ничего не слышно. Всякая экономика — денежная. Беда Гайдара в том, что он вырос в социалистическом обществе, где экономики, как сказал один мудрец, не было вообще, п.ч. не было ни "дома" (экоса), ни "права". Своей главной заслугой он выставляет спасение России: "Но катастрофа, обязанная произойти осенью 1991 года — нормальный голод, паралич любых систем жизнеобеспечения, повторение сценария 1918 года, — эта катастрофа не произошла". Но ведь Гайдар начал реформы после осени 1991 года! Кроме того, он раньше говорил иначе: что он не предотвратил катастрофу, а раздал собственность эффективным собственникам. Но когда после 17 августа стало ясно, насколько неэффективны собственники, которым раздали заводы, Гайдар быстро перенес акцент другое оправдание, которое опровергнуть уже труднее — ведь легко хвастаться тем, что нечто не случилось. Можно возмущаться катастрофами, описанными в Библии — потоп, Вавилонский Плен — но нельзя отрицать, что Бог по крайней мере спасает не от возможных грядущих катастроф, а от настоящей, переживаемой каждым (хотя не каждым замечаемой).

10. Л.Ботвинов: "А без Гайдара мы так и не узнали бы, что кроме колбасы по 2.20, вермишели и кильки в томате на свете существуют и другие лакомства", да еще без очереди (Новое время, №46, с. 3). Чем больше оправданий, тем они хуже воспринимаются. Горбачев недавно заявил американцам, что без него в России нельзя было читать Бердяева. Сейчас! Кто хотел — читал, ничем особенно не рискуя. Главное же: такая защита Гайдара показывает психологию потребительскую. Легко освоить новый уровень потребления, дело нехитрое и даже приятное. Трудно освоить новый — хотя бы самый низкий — уровень производства, производства настоящего, не халтуры. И вот этого за последние десять лет не требовалось. Было большое казнокрадство, нравственно разложившее народ — как кравший, так и не кравший — еще больше, чем то было при социализме.

11. И.Лафина из Севастополя (Труд,25.11.1998) дает советы выживания при кризисе: покупать еду для кошек, кости, сдавать стеклотару. "Никогда не надо отчаиваться". Но, откровенно говоря, такие советы рождают отчаяние, ибо исходят от ориентации не на жизнь, а на выживание, а потому поддерживают психологию нищеты. В духовной жизни это подобно молитве по минуте утром и вечером. Нет, жизнь есть не выживание, а жизнь вечная, жизнь с избытком, и не унывать означает не мириться с нищенством, не собирать за другими пустые бутылки, а жить так, чтобы другим что-то доставалось, чтобы переливалось через край, даже если для этого понадобится наше донышко сделать помельче.

 

Перейти к следующему обзору новостей

Вернуться к предыдущему обзору новостей

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова