Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

 

ЗАГНАТЬ В БУТЫЛКУ!

Оп.: Еженедельный журнал, 30 июл. 2002

Из мира прекрасного

Мир есть иллюзия. Иллюзия есть скорость. Если на на скорости 24 кадра в секунду показывать человеку картинку с изображениями поезда, ему будет казаться, что он видит движущийся поезд. Если ехать по Москве со скоростью 24 метра в секунду (ладно, ладно, это примерно 90 километров в час, но какова гармония цифр!), то может показаться, что едешь по европейскому городу, даже сразу по нескольким европейским городам. Таблички на домах – парижские, особнячки лондонские, доходные дома варшавские, кремлевские стены миланские, муниципальное жилье и небоскребчики типовые.

Конечно, что греха таить: и наши небоскребы не так скребут небо, как тот же парижский Дефанс, и наши панельно-кирпичные дома для бедных, составляющие три четверти городской застройки, сильно не дотягивают до хрущоб того же Парижа или Мадрида.

Но даже если сосредоточиться на лучшем, как советовал уже Платон, все равно не выйдет почувствовать себя в европах. Европа, мать, тоже в деталях. Пусть будет изумительный, стильный, блистающий элегантностью дом – но контекста у него нет, того контекста, который и составляет всю суть европности.

Нет безукоризненного асфальта, нет надежной чистоты, нет равномерности в лоске. Есть троллейбусное стекло, покрытое инеем, в котором словно ребенок протер варежкой дырочку в мир снаружи. И еще неизвестно, что лучше – этот наружный мир или по всей поверхности покрытое разлапистыми кристалликами стекло. У железного занавеса была своя эстетика, на которой даже делали неплохие деньги, пока занавес не начал опускаться вновь.

Можно эту урывочность (или ублюдочность, прощу прощения за грубое слово) московской эстетики оправдать переходным периодом, только что-то долгонько переходим: в обед семьсот лет. То нам иго мешает, то коммунисты, то боязнь коммунистов, а результат всегда один – город созидается помпадурами, который оценивают результат на скорости 24 метра в секунду и больше.

Да нет этому никакого оправдания, хотя объяснения есть. Когда освобожденные джинны сердятся, то, помнится, они воздвигают дворцы (правда, вскоре их разрушают). Вот московские дворцы – от большого кремлевского до нынешних – и есть такое строительство от отчаяния, от больших денег в очень маленьком кругозоре.

Между прочим, это еще не худший вариант. Бен Ладен в аналогичном положении пошел по другому пути. Но суть одна: в приличное общество не принимают, во всяком случае, с такими пережитками каннибализма в сознании, и к бизнесу приличному не подпускают, вот и остается в своем, простите за выражение, анклаве, дебоширить. В таком состоянии и возведение дворцов, и война с ними производятся с равной, скажем по-европейски, бессистемностью.

И выход, между прочим, не в перевоспитании джинна (он только и ждет, когда его примут на перевоспитание, а уж там он покажет себя во всей красе), а в том, чтобы загнать его в бутылку. Что нелегко, потому что многим нравится жить под джинном, особенно сейчас, когда он в фазе возведения дворцов. Но именно сейчас надо загонять его в бутылку, чтобы сделать по возможности безболезнной фазу крушения.


 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова