Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф. 25, 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

№138 по согласованию. Притча эта только у Мф.

Фразы предыдущая - следующая.

Неразумные девы, кажется, были шибко православные. Поначитались аллегорических толкований на Писание, а по ним выходит, что масло в светильника символизирует свет евангельской истины - а этот свет неисчерпаем. Или поначитались житий святых, а в этих житиях дефицит масла восполняется легко: помолились, всё и наполнилось. Кстати, не исключено, что, если бы неразумные девы обратились не к разумным, а к Разуму, к Богу, то и у них светильники бы сразу наполнились маслом. Даже наверное так! Так что есть два разума: низший, как у мудрых дев, затаривается маслом, а высший - как у отсутствующих в притче героев житий - затаривается верой. Собственно, масло в притче и символизирует веру, и глупость глупых девушек в том, что они полагают, будто верой можно поделиться. Так сколько мудрецов обоих полов эту глупость разделяют! А сколько казённых денег под эту глупость отпускают!! Нет, верой поделиться нельзя, можно поделиться лишь указанием на Того, Кто отпускает веру. Казалось бы, тупик. Чтобы просить веры, надо верить в то, что есть Некто, в Кого можно веровать и Кто даёт веру. Но если в это верить, то вера уже есть, не так ли? Нет, не всегда. Это так, если человек хочет веры свободно. А если человек ищет веры с отчаяния - как эти барышни - то он найдёт отчаянную веру, недолговечную как военный салют, этот неразумный светильник милитаризма.

ПРИТЧА О ПРОДАВЦЕ МАСЛА

Притча о мудрых и глупых девушках в богослужебной православной традиции предваряется чтением проповеди апостола Павла о пророчестве. Павел противопоставляет пророчеству – дар говорения на незнакомых говорящему языках. Явно, что в данном случае речь не идёт о том даре, который был дан апостолам на Пятидесятницу, так что их речи (непонятные им самим) оказались убедительной проповедью для приезжих из других стран, которые вдруг услышали родную речь. Критерий и тогда, и сейчас один – как воспринимет христиан случайно зашедший посторонний человек. Если услышит белиберду – пожмёт плечами и удалится, а вот если услышит пророчеству – устыдится и присоединится к пророчествующим.  Значит, под пророчеством Павел имеет в виду совершенно конкретную обличительную проповедь. Пророчество это прояснение. Действительно, ветхозаветные пророки шли к царям и проясняли им ситуацию (обычно это плохо кончалось для пророков; царям власть дороже ясности). Однако, «конкретная» – не означает «о конкретном человеке», и притча о мудрых и немудрых дамах тому великолепный пример. Действительно, она так составлена, что никто не может сказать о себе с уверенностью, что он – мудр, запасся маслом и т.п. Точно так же никто не может, не кривя душой, сказать о себе, что он незапаслив. Какое уж там… Хомячим по полной программе…

Глупые женщины не были совсем глупые. Сколько-то масла они с собой взяли, светильники горели довольно долго, просто начали мерцать… Если бы не сугубо восточное поведение жениха, никто бы ничего не заметил. Мудрые женщины не были такие уж мудрые. Скорее, они напоминали инфантильных мужчин, - из тех, которые таскают с собой карманные фонарик, ножик, лупу, моток верёвки, сапёрную лопаточку, атлас мира, пузырёк со спиртом, фляжечку с коньяком… Куда мудрее студенческая пословица «перед смертью не надышишься»… В конце концов, заснули-то одинаково и мудрые, и глупые! Мудро было бы, по гамбургскому счёту, не сжигать масло почём зря, а потушить. Благочестиво же было бы не спать, а всю ночь наперебой восхвалять грядущего жениха, читать розарий, покаянный канон и «Шма Исраэл». А то многих их – мудрых, которые либо сами затарятся маслом,  так что другим не останется, либо других заставляют поддерживать в светильниках огонь, а сами храпят почём зря… И видят страшные сны, из-за которых Гамлет решительно предпочитал всё-таки быть – кошмары, в которых человек словно муха в киселе. Видим, что с любимым сейчас будет беда, рвёмся – и не можем двинуться. Жизнь – не просто сон. Жизнь – кошмарный сон, в котором человек, вполне здоровый и сильный, не может сделать то, к чему призван, что так естественно для него… Силы есть, ум, знания, но – сон…

Главный герой притчи – не женщины и не жених. Главный герой притчи – продавец масла. Он незаметен как почтальон в детективном рассказе Честертона, где свидетели упорно забывают, что видели почтальона, как забывают, что над головой было небо. Какой нормальный торговец будет продавать масло в полночь? Да за хлебом в это время постучаться – пошлют куда подальше. Нашли время! А Бог – не спит! Постучись – даст. Масло ведь в Библии – символ Духа. Мессия – всего лишь «помазанный маслом». Духом, конечно, в отличие от масла, не запасёшься впрок. Сделал вдох – и тут же надо делать следующий. Зато живой! Зато наконец – не спишь, а проснулся, и сделал то, что не мог сделать во сне предыдущей жизни – полюбил того, кого надо, сказал то, что надо, помог тому, кому надо.

1598

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова