Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 21, 36. итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого.

№138 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Этой фразы, как и предыдущих двух, нет в аналогичной речи у Мф. 24. Синодальный перевод здесь существенно хромает: во-первых, "на всякое время" относится скорее к молитве, чем к бодрствованию, во-вторых, "сподобитесь" передаёт призыв "да будете сильны". Разница принципиальная, как принципиальна разница между моей силой и Божией. Было бы ханжеством говорить, что всякая сила - Божия, потому что мы все творения Божии. Именно потому, что Бог нас сотворил и дал каждому частицу Своей силы, сделав её уже не Своей, а человеческой, нужно понимать, что сила моя отлична от силы Божией. Итак, "да будете в силах предстать".

В этой фразе, как и во всей речи, смущает (или радует) не только описание бед - с одной стороны, ужасно больших, космических, с другой стороны, каких-то очень уж мелких, провинциальных. Ну, падение Иерусалима... Смущает и радует, что Иисус ставит человека перед выбором в ситуации, где выбора кажется невероятным. Бежать из Иерусалима, конечно, нетрудно - и многие бежали, за что были прокляты теми, кто остался. (И это не пустяк, ибо не все оставшиеся погибли, многие пережили взятие Иерусалима и затаили злобу на тех, кто "струсил"). Но куда бежать от знамений космических? Между прочим, Иисус, советуя бежать из Иерусалима - весьма полезный и практический, как потом выяснится, совет - не советовал бежать от космических потрясений. Ну, затмения... Ну, моря бушуют... Не обращать внимания!

Это, кстати, не так уж трудно. Иисуса больше и волнуют не паникёры и истерики, которых всегда меньшинство, а нормальные люди, которые спасаются бегством в нормальную жизнь - заботы житейские, объядение и пьянство (Лк. 24, 34). Хорошо зажаренный кусок мяса, водочка, телевизор - лучшее средство от паники. И когда крыша обвалится на сытого и пьяного, он, пожалуй, и не заметит, так и помрёт блаженным.

Парадоксу страха - когда страшные события можно попросту проигнорировать, соответствует и парадокс радости - радостное событие тоже можно не заметить. Иисус ведь больше озабочен тем, чтобы Его увидели во время Второго пришествия. Если пришествие Христа будет "на облаке с силою и славою великою" (Лк. 24, 27), то откуда возьмутся люди, которые его не заметят, не подымут головы, не предстанут перед Христом? Вот это противоречие так противоречие, и оно не может быть объяснено какими-то играми с текстом. Это противоречие ежеминутно присутствует в жизни человека: надежда на Бога всегда соседствует с неверием в человека, прежде всего, лично в дорогого товарища себя. Человек способен игнорировать не только все дурное - надравшись. Человек способен игнорировать даже Бога, для этого даже напиваться не нужно. Для этого достаточно не молиться, потому что молитва и есть неигнорирование Бога. Царство Божие приходит во славе, но въезжают в это Царство те, кто начал жить в нём - бесславном, незаметном, крестном.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова