Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 1, 66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

№8 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

И как это с точки зрения неверующего? Дикие люди, вот и всё. Конечно, евреи, древняя нация, культурная, но внутри любой культуры есть своя дикость. Вон, внутри греко-римской культуры тоже были и те, кто воспринимал богов как аллегории, и те, кто выдумывал, распространял, жадно слушал рассказы про рождение двухголовых телят и безголовых императоров (конечно, "безголовой император" - плеоназм, коли полез во власть, значит, уже не всё в порядке с головой). Цивилизация и есть умение не доверять глупостям и ек воспринимать их буквально. Ну как современный культурный руссианин не отрицает свободы совести, даёт ей быть прописанной в конституции, но знает, что это аллегория, образное выражение, что нигде свободы в точном и полном смысле слова не бывает и быть не может.

Современный человек, прочтя "что будет младенец", лишь подумает (если он вежливый, если нет - скажет): "Что был младенец сей? Чему поражались? Провинциальный еврейский пророк, которых в современном Израиле считают дюжинами. Только те хотя бы умеют получить государственное финансирование, строят религиозные пирамиды - хасидские, каббалистические и прочие - а этот блаженненький сам себе конкурента накликал и пал жертвой нимфетки. Такая непрактичность и бездарность при несомненных талантах, конечно, заслуживают бутылки гиннеса, но удивления - нет, не заслуживают.

Собственно, ровно то же самое современный человек и про Иисуса скажет. В этом смысле рассказ Луки для неверующего был (был уже в том же первом веке) и остаётся дурацким текстом. Он хмыкает ровно там, где Лука рассчитывал на восклицание.

Рассчитывал? Лучше думать, что Лука лукав, чем что Лука глуп. Ещё раз: век тогдашний ничем не отличался от современного в отношении скепсиса, цинизма, усталости от ханжества, а не только в отношении суеверия и фанатизма. И к любому другому веку это тоже относится. В любом веке вера неотличима от суеверия, истина от фальшивки, духовная реальность от духовных миражей. Потому вера и называется верой, а не знанием, что нету такой лакмусовой бумажки, которой можно было бы отличить Бога от бокра.

Лука прекрасно знал, что Предтеча, говоря языком цинизма, плохо кончил, да и живому ему мало кто завидовал. Энтузиазм учеников? Собрать несколько десятков сдвинутых по фазе маргиналов не так легко, как думают параноики, борющиеся с "сектами", но и не так трудно, как хотелось бы. Всё знал Лука, и тем не менее подчеркнул предощущение славы и успеха - скорее всего, типично по-еврейски, типично по-библейски, типично по-Божьи преувеличив. Потому что вера не в том, чтобы узнать выигравшего в лотерею, когда ещё билеты не вскрыты, а в том, чтобы узнать Выигрыш, поверить в то, что вот это ничтожное, малое, валяющееся в грези безголовое тело и есть "рука Господня".

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова