Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


Ио 19, 35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили

№126 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Ср. Мф. 10,38.

Все евангелисты подробно описывают распятие, так что оно занимает до трети текста. Воскресение же описывают очень кратко. Казалось бы - ну что педалировать неприятное. Надо мыслить позитивно. Побольше о Воскресении, а то у многих ощущение, что рассказ о Воскресении просто изуродован цензурой. Распинают часто, воскресение же - редкое событие. Хорошо, допустим, воскресение и Воскресший - неописуемы. Однако, если уж воскресение состоялось, зачем так подробно про распятие? Было и сплыло.

Между тем, евангелист подчёркивает, что описывает Крест для укрепления веры. Павел скажет, что без воскресения вера бесполезна - правда, он имел в виду, что, если Бог не имел силы воскресить Сына, то Бог не имеет силы и помочь нам в борьбе с грехами.

Видимо, три разных веры есть в Евангелии. Вера до Креста - вера несчастья, вера болезни, когда достаточно было жаждущему исцеления сказать, что он верует в то, что Иисус - Сын Давидов, и получал исцеление. Да с таким вероисповеданием в современной Церкви он не получил бы даже стакана воды! Это вера естественная, вера надежды, вера, ничем не рискующая. Есть вера после Воскресения - вера сверхъестественная и рисковая, вера счастья и света. Между ними - вера креста. Вера отчаянная, ушедшая ниже естества, вера смертная, остолбенелая, мучащая себя.

Вера у креста видит, что всё то, на что обычно надеется человек, что он изобрёл для выживания и процветания - общество, религия, государство - объединилось и убило любимого человека. Вера у креста видит, что надеяться больше не на что, весь мир исчезает, только вот этот крест и остаётся, в ушах шумит, тошнота.

Муки крестные - им отвечает крестная вера. Она должна сохраняться и в вере воскресения, как должна сохраняться и вера болезни, и вера счастья. Вера креста останавливает человека, когда он хочет пустить в ход насилие, когда он хочет командовать, осуждать, теснить. Вера болезни побуждает к движению, вера воскресения даёт силы двигаться, вера креста останавливает - и без этого тормоза две других веры могут разнести душу и сделать человека ханжой и изувером.

Византийцы почитали крест как защиту народа, принадлежащего Богу. Византии нет, народ, её населявший, к счастью есть, но он живёт отнюдь не в Византии. Неужели почитание креста ложное? Нет. Дело ведь не в том, что крест - абсолютная защита, к которой прибегают, когда не помогают стены, греческий огонь и прочие материальные силы. Крест защищает то, что вообще нельзя защитить стенами и снарядами. Он защищает не народ Византии и не народ Руси. Крест защищает народ христианский, нацию Христа.

Обычные нации, где все на генах, различаются друг от друга внешними признаками. Нация христианская отличается внутренне - и поведением, которое соответствует этому внутреннему отличию. Наверное, точнее сказать - поведения никакого нет. К этой нации принадлежат те, кто замер у подножия Креста и поэтому не дерётся, не ругается, не грешит, как не грешит человек в горе и в отчаянии. Эту нацию нельзя убить, потому что нельзя убить того, кто убит горем. Эту нацию нельзя завоевать, потому что вся её земля - там, под деревом креста.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова