Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad marginem, 2000. С. 318. Пер. Алексея Гараджи, деньги франц. посольства и Сороса. пред. Ел. Петровской. Петровская: речь о С. не настоящем, уклоняющемся от случайности игры, от роста ставок. С. как судьба, вызов, за которым обязателен неравноценный ответ, дуэльный, агонический, "соблюдающий условное правило в противовес необходимому вызову" (8). Оригинал вышел в 1979.

31. Чем больше производства знаков пола, тем меньше желания. Принцип неопределенность распространился на пол (после политики и экономики). Освобождение - от нищеты в экономике (рациональное есть лишь пока есть нужда), и в сексе: "Желание тоже держится только благодаря нехватке" (31). Когда все удовлетворено, когда ничего не воображается, то желание уходит из секса - секс всюду, но не в сексуальности. Это совпадает с тем, что женское замещает мужское - но не один пол место другого, а приходит неопределенность пола, женственность есть катастрофа принципа реальности пола. Прав Фрейд - сексуальность есть лишь мужская. "Без толку пытаться вообразить нефаллическую сексуальнось" (32). Переводчик не подозревает о слове "женственность", зато оставляет без перевода proliferation. Женственность остается и тогда, когда обнажают женское - женственное ускользает. Сила женского в соблазне (с. 34 - но речь очевидно идет о женственном). Соблазн - женское, сексуальность - мужская. Соблазняет женщина.

С. 36 - феминистки стыдятся своей способности соблазнять - но "соблазн представляет господство над символической вселенной, тогда как власть [мужская] - всего лишь господство над реальной. Значит, речь идет о соблазне как исключительно женском действии! соблазн - перевод всего в игру видимостей, опрокидывающей власть, тело сделав видимостью. 38 - женское как "децентрированная эрогенность". Соблазн - тело обрабатывается не желанием, а лукавством (38). Соблазн как победа над анатомией-судьбой (Фрейдовское). С. - действие безвластной женщины, ускользнувшей от власти, обращающей все. Женщина есть видимость, мужчина глубина (39). Феминистки выставляют женскую глубину - но ее нет, есть "женское как неразличимость поверхности и глубины ... подлинного и поддельного" (40). Ага, тут появляется "женственность как маскарад".

с. 41 - Жсть упраздняет мужское-женское как оппозицию, упраздняет сексуальность как господство одного пола. "Женственность как принцип неопределенности". Соблазн - в травести (не в бисексуальности). Извращенец извращает термины, в трансвестизме нет термином, есть "лишь знаки, которые надо совратить"(43). Имеет в виду мужчин-травести, которые изображают "женственность, какой она рисуется воображению мужчин" (44). Модели женщины бросается вызов чере игру женщиныю Женщине противопоставлен знак женщины. "Эта игра показывает, что нет у женщины никакой собственности сущности ... женщина - ничто и что как раз в этом ее сила" (45). Мужчина производит, женщина соблазняет, аннулирует силу производства. Мужская доминация - миф, первично господство женственности и мужское как вторичное против нее (47). Не женщина - неполноценый мужчина, а мужчина - результат вычитания из женщины.

С. 51 - феминистки требуют компенсировать женщинам недоданное наслаждение, то отказ от наслаждения - игра как достижение за пределы оргазма - чище. Экстаз от отказа от наслаждения. Что есть свободный отказ, а есть просто хамское обвешивание - умалчивает. Стратегия ненаслаждения. Наслаждение бесцельно - стратегия выше наслаждения, так у либертенов от Лакло до Киркегора. Секс. революция отнимает "право на сексуальную сдержанность" (53). Женщинам в глубине души это не нравится - поэтому они "забывают" принимать pills, чтобы отказать мужчине. Порнография - способ похоронить неопределенность женственность в обязательности оргазма. (но: феминизм против порнографии!). Порнография убивает тайну - это разве триумф феминизма?

С. 56 - соблазн - очарование, пол - разочарование. "Соблазн - игра, пол - функция. Соблазн принадлежит к ритуальному строю, пол и желание - к природному" С. 57). Т.е. seduction его - чистое кокетство-очаровывание.

С. 59. "Обаяние соблазна, конечно, сильнее и выше христианских подачек наслаждения. Нас пытаются уверить, будто наслаждение - естественная цель ... Но любовь ничего общего не имеет с влеченем ... Любовь - вызов и ставка: вызов другому полюбить в ответ; быть обольщенным - это бросать другому вызов: можешь ли и ты уступить соблазну? (Тонкий ход: обвинить женщину в том, что она на это неспособна.) Иной смысл приобретает под этим углом зрения извращение: это притворная обольщенность, за которой не скрывается ничего, кроме неспособности поддаться соблазну. Закон обольщения - прежде всего закон непрерывного ритуального обмена, непрестанного повышения ставок обольстителем и обольщаемым - нескончаемого потому, что разделительная черта, которая определила бы победу одного и поражение другого, в принципе неразличима - и потому, что этот бросаемый другому вызов (уступи еще больше соблазну, люби меня больше. чем я тебя!) может быть остановлен лишь мертью. Секс, с другой стороны, имеет близкую и банальную цель - наслаждение".

С. 62 - мужское - Закон, женственность - наслаждение, но наслаждение есть тоже закон, закон, предписывающий наслаждение.

Не бывал Бодрийяр в женском стриптиз-клубе! Думает, что порнография - только для мужчин, только женское.

С. 69. "Обманка отнимает одно измерение у реального пространства - в этом ее соблазн. Порнография, напроив, привносит дополнительное измерение в пространство пола, делает его рельней реального - потому облазн здеь отсутствует" (68). Конец тайны, все гиперреалистично, секс под микроскопом - конец тайны. Э нет! Это именно было в обманках!! порнография как оргия производства. Порнография уничтожает лицо. Деградация. Про-изводство - порнография изводит, материализует тайну.

seducere - producere. С. 82. Требование ликвидности - есть тело, оно должно наслаждаться, есть либидо - нужно его потратить. Индивидуальное предприятие по трате секс. энергии. Марксист! Вместо очарования - раз-очарование.

С. 97 - соблазн выше власти и существеннее, власть прикрывает пустоту. Власть вторична к соблазну.

98 - власть держится пленительностью, непрерывным балансированием на краю -

 

Секс как и производство - обратим, за это его и ценят - сексуальное есть урезанная форма соблазна, а не соблазн внутри сексуального. Соблазн как обратимый процесс вызова, ставок и смерти. Производство и секс пытаютс яистребить соблазн, чтобы осталось лишь желание, экономика.

Власть - приманка, с которой нужно порвать, а Фуко этого не сделал. Власти и сексу нужно противопоставить пустоту, реверсию - производству противопоставить соблазн.

Соблазн и дискурс - со с. 105 - Соблазн совращает дискурс и тот отклоняется от истины. Истолкование выявляет скрытый смысл, совращение прячет открытый смысл.

 

109- в 1897 г. Фрейд отказался от теории совращения - шаг в психоанализу. От соблазна - к влечению смерти. Идея соблазна угрожает разрушить фрейдизм. Фрейд заменил обольщение механикой истолкования, вытеснения.

 

114 - ревлюционеры жили той же интуицией, что иконопочитатели "жить можно только идеей искаженной истины" (дурак!). - видимость как соблазн образов. Икона - соблазн видимости. Соблазн накидывает покров. Сталинизм - покров на революции.

 

Симулякр - видимость: обманка "лживей ложного", порнография "правдивее правды" (115).

Обманки описывают пустоту, отсутствие иерархии. Против репрерензатций Ренессанса. Агрессивность незначительности обманок - старые тетради и пр. Нет перспективы, природы, лица, психологии, историчности, полупрозрачность, хрупкость, изношенось (118).

Вневременность. Нет источника света, теней. Обманка воздействует не реалистичностью, а тем, что внезапно ослабляет реальность, "с.рреальная знакомость вещей" (120) - обманка не знает иерархии пространства, а это уже нереалистично. Обманка - игра, имитация третьего измерения - но имитация ставит под сомнение то, что имитирует, т.е. реальность (121). То же стукко. Апогей в 16 в. - стирание границ между живописью, ваянием, зодчеством. "Обольщение пространства знаками пространства" (124). То же политика - "источник власти - владение симулированным пространством", симулякр, 125.

"И папа, великий инквизитор, великие иезуиты и теологи - все они знали, что <a href="../../library/bible/strong1/00002316.html">Бога</a> не существует: в этом был их секрет и их сила" (125).

127 "Обманка, зеркало или картина: очарование недостающего измерения - вот что нас околдовывает". Обольщение упраздняет дистанцию между реальностью и ее двойником.

Декомб, - соблазняет не женский трюк, а то, что трюк проделан для вас, "Соблазнительно быть соблазняемым" (128). Т.е. соблан всегда есть самобольщение.

Павсаний - сестра-близнец Нарцисса. Соблазняющий становится отражением, но на самом деле - приманкой. "Соблазнять - значит умирать как реальност и рождаться в виде приманки" (131).

131 "Обольщение приманки подстерегает любую вещь, которая стремится слиться с собственой реальностью". Соблазн сильнее производства - продается то, что соблазняет - это я от себя.

Человек сам наделяет смысл знак, и тот становится его соблазном и его гибелью (рассказ о смерти в Самарканде). История - не думать белой обезьяне - это магия: если запрет коснулся бы чего важного, мальчик бы не думла, а пустяк - именно в силу ничтожности становится соблазном, в пустоте разрастается, "ведь не столько запрет соблазняет, сколько бессмысленность запрета" (141). Обольщение пользуется знаками, не заслуживающими веры.

"Обольщающие глаза не имеют смысла, до конца счерпываясь взглядом" (142)

Прельщение глаз - самое чистое, обаяние оргазма в молчании - и в то же время взгляды всегда бессмысленны,

Тайна - то, что должно быть раскрыто, скрытое или вытесненно е- то, что не должно быть раскрыто. Войти - можно, выйти - нельзя. Поэтому Дневник обольщения Кьеркегора не ведет к сексу - секс есть смысл, а в соблазне не может яявиться смысл. Вечно под спудом.

Безостановочность обольщения. "Что больстительно- обоьщать или быть обольщаемым? Но быть обольщенным, к тому же, лучший способ обольстить" (148)

соблазн как вызов - и как игры, а не похоть - стремление свести другого с ума и сойти с ума своему, поглотиться Вызов - конец всякому договору, контракту, обмену под управлением закна.

Но - вызов выманивает другого туда, где вы сильны и другой станет сильнее, а обольщение - туда, гщде вы сами слабы и другой ослабнет (151)

"Соблазнять - значит делать хрупким" 151 соблазняют слабостью, пустотой, смертью. - она мекня за муки - пассиновтьсю. Психоанализ убеждает смириться с хрупкостью, обльщение превращает хрупкость в игру и радость.

Обольщение может использовать любовь и секс. Желание для него не цель, а ставка, миф, которую он уравновешивает и изгоняет.

Обольщение - и искусственноьсть, и жертвенность. Пленить и закласть желание другого.

Соблазн животного - самый сильный, он ритуален, в нем искусственость отличается наибольшей безыскусностью. Этому подобна и женственность (161) - соблазняет ритуальность, морфологичность животных - емкая система, более емкая, чем социальность, цикличная, вечная. Ностальгия по кружеву стратегии и ритуала - при взгляде на животное.

И в человеке прельщает не природная, а ритуальная красота. Тело обращается в ритуал через украшение, маску, косметику. Тело заставляют означать, но это знаки не имеют смысла, сходство вытравлено (165) - красящаяся женщина не в плену у секса, как думают ханжи, наоборот, она освободилась от него, она в сфере соблазна, а не секса - 167

Женщина как объект поклонения, а в сексе - субъект производства (167) См. Бодлер, Похвала макияжу

Ханжа думает, что желание реально и макияж - лицемерие, соблазн думает, что желание - миф, макияж - способ игры.

Кто отвергает грим - тот иконоборец

Женственность кино - даже мужчины в кино соблазняют. Кино - единственный миф современности.

соблазнитель ироничен, он делает себя приманкой - искореняет естественное в соблазняемой - Назначение обольстителя - поймать предназначение девушки, сильное неосознанностью (176).

В обольщении девушка становится жертвой - но она управляет обольстителем, она заставляет приносить себя в жертву, она сама себе вызов. Корделия Кьеркегора. Дурак и мачо?

Дон Жуан и Казанова - нечистые обольстители, собирают постельные остатки, не достигая духовного по Кьеркегору.

 

С 182 "Стратегия обольстителя ... есть зеркальная сратегия, вот почему он никого в сущности не обманывает" - зеркало непогрешимо. Соблазняют того и тем, кто и как хочет соблазниться.

Соблазн зеркала

Косвенность обольщения - искоса взгляд - но это не двуличность

либертеновская бравада у Йоханнеса

Кьеркегор- с помолвкой обольщение теряет смысл и заканчивается 196

у Сада и Лакло обольстители лишь друг с другом, жертва не в счет, у Кьеркегора девушка в центре, она не замок, она второе я. Искусство переворачивания как у сунь Цзы.

Этика - простоа, Эстетика - игра знаков. Обольщение - эстетика. 202.

ироническая уклончивость - ирония предотвращает излияние души, которе погубило бы игру.

"Интересное интересного обладает эстетической силой соблазна" 206 Соблазнитель делает природные прелести девушки чистой видимостью, и ои уничтожаются. "Обольщение состоит в динамике преображения вещей в чистую видимость" 206

Не поддаваться соблазну - тоже страсть. Отказываемся соблазнять из страха быть соблазненным 210 - такова истерия, соединяет страсть симуляции со страстью обольщения, преувеличенно читает знаки. Истерия - импотенция в отношении соблазна - неспособность любить, но и осечка соблазна. Истерик не умеет играть (это я от себя) 213

Соблазн коллкционерства - родственны соблазну как игра, следующая собственному правилу, замкнутая вселенная, куда субъект себя заточает.

соблазн и извращение одинаково жестоки и безразичны к сексу. Соблазн отрицает принцип удовольствия, естественный для пола и подменяет правилом игры - произвольным. В этом смысле соблазн есть извращение. Перверсия упраздняет естественный закон обмена - закон пола. Лишь обеты, обряды, протоколы, культ правила - а вовсе не разнузданность. 221

Соблазн бывает непристоен, непристойность бывает соблазнительна, но различие есть - извращенец не доверяет соблазну, стремится его кодифицировать, зафиксировать. Так он нарушает главное правило С. - тайну раскрывает, ему не нравится гибкость церемониала, дуэль обольщения.

 

Политика

230 - Закону противостоит правило, а не беззаконие. Правило играет на внутренней связи произвольных знаков, Закон опирается на внешнюю связь необходимых знаков. Правило - обязательство, Закон - принуждение. Правило условно, открыто. Закон устанавливает границу между явью и тайной.

 

Закон - для тех, кто солидарен, правило - для тех, кто связан обязательством, а не социумом, равенством и пр.

Люди более равны перед ритуалом, через перд законом - отсюда ритуализм варваров, проще обмениваться знаками условными, чем интеллигентски нагруженными смслом 239 - т.е. варвары в правилах, цивилизация в Законе

Правило избавляет от Закона - от выбора, свбоды, ответственности, смысла

игра как черта варварства - во всем, в цивилищации она четко ограничена.

Игрок считает, что случая нет. 250

Игрок хочет обольстить Закон - отсюда его суеверность, игра со знаками - знак можно обольстить другими знаками - отсюда безнравственность игры (а не в желании скорой наживы)

 

Игра подменяет производство обольщением мира 252 - игра обольщает случай.

Игру нельзя спародировать и высмеять, ибо она пародийна и смешна. Правило пародирует Закон. 260.

скачки в Византии - вторжение игры в политику (невежда)

Эволюция игр: командные - состязания - карточные - настольны футбол - компьюбтер - наркотики - игровое в них начало

Симуляция холокоста в телефильмах о нем - дурак

С 288- клонирование как черенкование. Бесконечный повтор. Нарциссизм, самообольщение хбез отклонения. ВДойник себя.

"Мечта о вечном близнечестве, подменяющем половую прокреацию". 289.

Возврат к размножению как у растений - тяга к смерти. 290

Клонирование - предельная симуляция тела 294 Биозеркало

Иезуиты вернули людей в церковью через соблазн барокко, эстетики. 303

Соблазнитель всегда считался обманщиком, самозванцем - но жертва его провоцировала - боги обольщали людей, ибо люди этого хотели.

Соблазн ритуальный (магия, агонистика) - эстетская, - полиитческий соблазн

Жан Бодрийяр. Анализ Кьеркегоровского Дневника обольстителя:

. "Я переживаю вместе с ней зарождение ее любви, невидимо присутствую в ее душе, хотя и сижу видимо рядом с ней. Это странное отношение можно, пожалуй, сравнить с па-де-де, исполняемым одной танцовщицей. Я - невидимый партнер ее. Она движется как во сне, но движения ее требуют присутствия другого (этот другой - я, невидимо-видимый): она наклоняется к нему, простирает объятия, уклоняется, вновь приближается... Я как будто беру ее за руку, дополняю мысль, готовую сформироваться. Она повинуется гармонии своей собственной души, я же только даю толчок ее движению, толчок не эротический - это разбудило бы ее, - но легкий, почти бесстрастный, безличный. Я как бы ударяю по камертону, задавая основной тон для всей мелодии". (С. 144.)

Итак, одним движением раскрывается сразу несколько сторон обольщения, которое:

- заклинает чью-то силу: жертвенная форма;

- совершает убийство, часто идеальное преступление;

- творит произведение искусства: "Обольщение как одно из изящных искусств" (убийство, разумеется, тоже может быть таковым);

- действует в духе остроумия: "духовная" экономия. С таким же обоюдным потворством (дуальным и дуэльным), как и при обмене колкостями, когда все - намек, недомолвка, недосказанность: эквивалент аллюзивно-церемониального обмена тайной;

198//199 - является аскетической, но вместе и педагогической формой духовного испытания: своего рода школа -, страсти, урок майевтики, эротической и иронической в J одно и то же время.

"Молодая девушка - прирожденный ментор, у которого всегда можно учиться, если ничему другому, так по крайней мере искусству - обмануть ее же! Никто на свете не научит этому лучше ее самой". (С. 153.)

"У всякой девушки, как у Ариадны, есть нить, помогающая отыскать дорогу в лабиринт ее сердца... но не ей самой, а другому". (С. 169.)

- предстает как агональная форма дуэли или войны - не насилия, не какого-то силового отношения, но всегда только состязания, военной игры. Здесь обольщение, как и всякая стратегия, складывается из двух синхронных движений:

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова