Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

 

РЕДУКЦИОНИЗМ

См. материализм - цинизм.

Редукционизм и холизм (монизм), - два искушения разума. Редукционизм - от латинского "сводить", откуда и "редуктор" - сводит всё многообразие мира к чему-то одному. Считать себя христианином и только христианином - такой же редукционизм, как считать себя только атеистом. Конечно, различные свойства и способности человека не равноправны, они выстраиваются в определённую иерархию, но это именно иерархия, а не монокультура. Редукционизм часто соседствует с иерархизмом, только с нездоровым, тоталитарным - так, Хрущёв свёл все проблемы сельского хозяйства к разведению кукурузы.

В быту редукционизм - неизбежное добро, он позволяет быстро ориентироваться там, где нет времени на раздумье, он выражает накопленный опыт, - пахнет от человека вином, шатается он, значит, лучше держаться от него подальше. Редукционизм помогает предотвратить многие происшествия. Как и многие свойства, выработанные для повседневной жизни с её устоявшимся течением, редукционизм, однако, оказывается палкой в колёсах, когда нужно куда-то поворачивать.

Человек может считать себя общительным или, напротив замкнутым - нет проблем, это помогает ему поддерживать определённый стиль в общении, добиваясь при помощи этого стиля даже и совершенства. Но вдруг наступает катастрофа - или, напротив, большое счастье, вроде влюблённости - и хорошо, если внешние обстоятельства заставят забыть о том, что казалось самым важным в себе. Увы, человек способен упереться и считать, что неспособен любить даже тогда, когда уже давно любит. Тогда редукционизм превращается из подручного средства в цель, в самогипноз.

Редукционизм, сводящей многообразие жизни к одному какому-то частному измерению или обстоятельству, не так опасен, как редукционизм-монизм - когда многообразие сводится не к частному, а к общему. Тут ведь извращается способность люби ть, выходить за свои пределы. На своей слабости можно помешаться только слегка, на своей силе сходятся с ума капитально. Девушка, которая одержима страстью похудеть, не так повредит человечеству, как девушка, которая одержима желанием человечество спасти.

 

 

*

Редукционизм все сводит к одному фактору, и это полбеды, когда надо бы учесть еще и другие факторы. Но редукционизм часто все сводит к общему знаменателю, и это уже беда. Фрейд свёд всё к полу и детству. Слишком верно! Пол и детство есть у каждого - у атеиста и агностика, у христианина и ханжи. Эти обстоятельства настолько могучи и всеобщи, что объяснять ими личный выбор одного человека - тем более, только одного человека - абсурдно. Если мы уверены, что христианин верует из-за нерешенных психологических проблем, то надо и агностика обвинять в том же. Сводить веру или неверие к возрастным или половым особенностям, - всё равно, что объяснять падение на льду или полет в небесах силой земного тяготения.

*

Сотни британцев-мусульман посещают Бредфорд (Зап. Йоркшир). Тут живут Шабан и Имдад Хусейны. 27-летняя Шабана готовила обед, разрезала помидор — и на каждой половинке вязью прожилок образовывалось "Аллах" и "Нет Бога, кроме Аллаха". Сами помидор не съели, хотят дать какому-нибудь больному. Автор заметки в "Вечерней Москве" (22.9.1999) вспоминает, что в 1997 г. в одном из кафе США обнаружили портретное сходство с матерью Терезой у сдобной булочки с корицей. Очереди выстраивались посмотреть на этот объект, а потом кто-то откусил у него половину. Вообще вера в то, что небесное впечатленено в земном, что буква первична, а мир вторичен, сопровождает человечество изначально. И напрасно Честертон боялся мусульманизации Англии. Веры в Единого Бога тут было мало и при нем, а суеверия у христиан и мусульман одни.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова