Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

АГРЕССИВНОСТЬ

См.: насилие над детьми. - гомофобия -

Джордж Вашингтон писал: "Когда мы касаемся другого человека, мы либо помогаем ему, либо мешаем. Третьего не дано: мы либо тянем человека вниз, либо поднимаем его вверх".

В этом неправда агрессии, оправдывающей себя благими намерениями. Агрессия убеждена, что большинство соприкосновений людей друг с другом нейтральны. Она не чувствует насыщенности мирной жизни и полагает, что жизнь, действие, активность - только там, где удар, сотрясение, подбрасывание вверх. Но подброшенное - падает, на верху остаётся тот, кого подняли - при этом тот, кто поднимает, должен либо сам быть наверху, либо подсадить другого, становясь ниже его.

*

От перемены мест слагаемых… Насмешили тут меня, объявив агрессию, месть и насилие – благоразумием.

Благоразумие – добродетель, разумоблажие – … .

Благоразумие требует считать разумоблажием оправдание смертной казни, телесных наказаний для детей, тюрьмы для кощунников и многое, многое другое.

*

В.Есиков, М.Потапов, О.Потапова из Института систематики и экологии животных сибирского отделения РАН (Новосибирск): самка мыши выбирает самца не по агрессивности, а по степени заботливости к потомству. Критерий ученые выбрали такой: когда мышатам исполнялся день, родителей высаживали из клетки, мышат переносили в противоположный угол, после этого в клетку возвращали отца. Заботливым считали того, который в течение 10 минут начинал переносить мышат в гнездо. Чаще заботливым оказывался самец, которого выбрала себе самка (реферат в "Науке и жизни", №4, 2002, с. 12). Ну и правильно: агрессивный самец тот, который не дает себя выбрать, а выбирает сам. Агрессия есть дефицит положительной пассивности (пассивности как умения слушать, контактировать, жертвовать своим удобством).

Много в одном месте - значит, мало в другом. У скорпиона восемь ног. Это из-за того, что он плохо видит и добычу обнаруживает по колебаниям песка (на каждой ноге по два разных рецептора, что позволяет определить расстояние до жертвы, а ноги стоят кругом, что позволяет определить направление, в котором жертва находится). См.: Ю.Фролов, Наука и жизнь, №5, 2002, с. 24, по материалам немецких физиков из Технологического университета Мюнхена. Чем больше у страны солдат, шпионов, стукачей, милиционеров и прочих субъектов, воодушевлённых идеей травли, тем лучше эти господа (господа нас) определяют расстояние до жертвы и тем хуже видят, что это вовсе не жертва и не цель удара, а ближний и собрат.

Насильник считает себя стоматологом, который рискует разве тем, что удалит или высверлит лишний зуб. Так считают и поклонники насилия. А на самом деле, употребляющий насилие есть просто хулиган, который кирпичом выбивает зубы тем, кто ему не нравится. Cторонники насилия чужие зубы пересчитывают, не свои...

 

Мозг как бензобак


Эрих Фромм:

"Точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии опровергают [курсив мой - Я.К.] гипотезу о том, что в человеке от рождения заложен спонтанный саморазвивающийся инстинкт агрессивности".

Если философские, методологические принципы не продуманы, то данные эксперимента будут, скорее всего, интерпретированы неверно. Например, если бросить в бензобак горящую спичку, автомобиль взорвётся. Если бросить туда кусок сахару, автомобиль остановится. Но из этого абсолютно не следует, что взрываться или стоять – смысл автомобиля, а всё остальное побочные явления. Физиологические эксперименты – тут центр возбуждения, тут центр торможения – отвечают лишь на вопрос "как", но не "что". "Агрессивность" как моральная категория – это "что". Она может вообще не сопровождаться никакими физиологическими процессами…

Физически, физиологически существуют лишь процессы торможения и возбуждения. "Агрессивность" - это уже интерпретация. С точки зрения литератора, существует "агрессивный свет" (например, лампы, которую следователь направляет в лицо допрашиваемому). С точки зрения физика, есть просто свет.

Таинство брака и таинство мира

Деторождение - не цель брака. Дети, слава Богу, рождаются и безо всякого брака, и даже без любви рождаются, и в пробирке могут родиться. Нехватало ещё ставить детей в зависимость от любви! Пусть рожаются! Всех накормим, всех согреем, всех полюбим!

Дети - не цель брака, а его бонус.

Дети такая же приятная премия брака как чистота - премия безбрачия. Может премий-то и не быть, и особенно часто их не бывает, когда к ним стремятся. Это знаменитый эффект "не думай о белой обезьяне", а говоря христианским языком, "не фарисействуй".

Брак - это любовь. И любовь - это брак. Во всяком случае, для большинства женщин и, хочется надеяться, для большинства христиан. Таинство брака не в том, что появляется любовь, там где её нет, или добавляется вечность к любви. Вечность в любви присутствует безо всяких таинств, по определению. Либо шёлк шелковистый, либо это не шёлк. Либо любовь вечная, либо это не любовь. Бог же добавляет к любви – верность. Не свою, нашу. Вечность без верности – ад.

Вот здесь дети и получают своё подлинное значение – по отношению к детям обнаруживается доброкачественность любви.

Любовь совместима с агрессивностью. Без этого нет свободы. Милые бранятся, только тешатся. Однако, если милые тешатся только, когда бранятся, то представляете, каким ребёнок вырастет у этих милёнков?

Любовь совместима с агрессивностью, без этого нет свободы, но свобода не в совмещении, а в освобождении от агрессивности.  Агрессивность – не от природы, не от Бога, а от человека. Тянется она из глубины веков, передаётся, конечно, не генетически (агрессивность – не биологическое понятие, а человеческое, философское), а передаётся от родителей детям. Агрессивность у ребёнка – ответ на агрессивность родителей. Родители давят – ребёнок отдавливает. Почему родители давят на ребёнку? Потому что неверны своей любви друг к другу, и эта неверность отдаётся эхом на слабейшем. "Неверность", конечно, не сексуальная. Неверность в том, что боль допускается в воспитание.

Почему вдруг боль из того, от чего родители обязаны оберегать ребёнка, превращается в средство "обуздания", "наставничества", руководства ребёнком? Потому что боль оправдана там, где всё на скорую руку, где время ограничено, где нужно торопиться. «Неверность» тут – скорее слабость, чем прямая супружеская измена, и даже «посмотреть с вожделением» тут не так важно. Неверность есть любовь, из которой вдруг ушло измерение вечности. Происходит это легко, тривиально, почти незаметно. А всё-таки – почти. Нужно замечать.

Можно ли вообще разорвать передачу агрессивности? Реально ли так любить, чтобы ни один ребёнок не был вынужден защищаться от родителей? Кажется, даже смешно об этом думать в мире, где нормальная семья – исключение, а не правило, а правило – это семья «неполная», в которой ребёнок агрессивен просто потому, что эта неполнота страшно давит на него. Не безумие ли мечтать о, скажем прямо, рае на земле, где Каин не убьёт Авеля, потому что Адам с Евой любят друг друга, а не фруктами развлекаются. Так ведь никто и не требует рая на земле – пожалуйста, мы согласны на рай в раю. В общем, сперва начнём строить, а там по ходу будем посмотреть, так ли уж безнадёжно единственное великое дело в мире – дело любви.

*

СОБСТВЕННИКИ

Понятно, какого типа человек, когда с ним не соглашаются, думает: «Ага, не любишь чужого мнения!» А вот какого типа человек, когда с ним не соглашаются, думает: «Что ж, я могу быть и неправ…»? Смиренный или рациональный? Да оба! И оба не спешат изменить свое мнение – что с первым типажом случается сплошь и рядом, потому что он видит мир через призму власти и собственности, «моего/чужого», и может при случае просто поменять свое на чужое.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова