Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

АВТОЖИЗНЬ

Целиком сборник эссе "Автожизнь" можно купить, как - об этом тут.

СУТЬ АВТОМОБИЛЯ — В АВТОМОБИЛЕ, НО ЭТО НЕ АВТОМОБИЛЬ

Загадка, вынесенная в заглавие, решается просто: суть автомобиля — человек, будь он пассажир или шофёр. Автомобиль тут всего лишь слабое подобие любой власти.

Автомобилиста иногда берёт злость: остановился троллейбус впереди, вышли из него пешеходы, идут через улицу, а ты стой и жди. Хотя пешеходов — горстка, и они какие-то убогие — а каким ещё может быть человек, который вынужден ездить в троллейбусе, а ты — о! Колёса — два о!! Мотор, корпус, крыша — ооо!

На самом деле, если считать по головам, душам, телам, а не по колёсам, корпусам и лошадиным силам — через дорогу переходят двадцать человек, а ждут, пока они пройдут, десять человек. Но десять человек занимаю в десять раз больше места, потому что в автомобилях. Один человек в автомобиле может задавить десятерых без автомобиля, как средневековый всадник чувствовал себя царём (и часто был царём), потому что мог задавить любого пешего. Так там одна лошадь, а тут сто лошадиных сил.

Лошадиных сил сто, а ум — один. Ум и должен напоминать о том, что из автомобиля не видно: автомобиль не делает того, кого несёт, более человеком, как власть не делает более человеком носителя власти. К тому же власть, деньги, и даже сам ум — как автомобиль, - рано или поздно человек остаётся без них и тут и надо и выясняется, остался он человеком или нет, он «лишился власти», «лишился автомобиля» или «освободился от».

 

АВТОМОБИЛЬ КАК УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО

Автомобиль - увеличительное стекло. Нового качества автомобильная жизнь не создаёт, но обнаруживает малозаметные черты пешеходной жизни. Если толчка в уличной суете можно не заметить, то не заметить толчка полутора тонн железа не получится.

Манипулятивность в отношениях между пешеходами, пешестойцами и пешесидцами - небольшая неприятность. От неё нетрудно ускользнуть почти автоматически, не замечая. Человек, склонный к манипулятивным практикам, не будет жаловаться. Иное дело на дороге - когда тебя обгоняют по встречной полосе и сигналят, чтобы ты дал проскользнуть вперёд себя, потому на встречке начинается встречный поток - ускользнуть некуда, ведь несчастный рискует и своей жизнью, и твоей, и многими другими.

Благодаря широкому распространению телефонов-видеокамер можно посмотреть, как человек возмущается тем, что ему не дают убраться со встречки. Бесчеловечно-с! В русском интернете многие автомобилисты жалуются на то, что их "не пропускают" - забывая упомянуть обычно, что "не пропускают", когда они едут вне очереди. А что жаловаться - автомобильная очередь, в отличие от обычной, никогда не отправит в конец себя, это технически невозможно. Просто человек обгонит не два десятка автомобилей, как рассчитывал, а один десяток. В большинстве же случаев автомобилист просто не имеет возможности "пропустить" - отсюда замечательные случаи, когда дорогу в четыре полосы блокируют три очереди внеочередников, желающих повернуть направо или налево. Одна полоса - это нормальная, законная очередь на поворот. К ней пристраивается сперва одна автомашина, желающая повернуть без очереди, потому ещё, и ещё, потом следующую полосу занимают надеющиеся повернуть вне очереди мимо тех, кто уже выстроился на поворот вне очереди...

Так автомобиль высвечивает слабость силы - сильная вера, сильная надежда оказывается большой человеческой слабостью. Человек верует и надеется, что он - успеет, что произойдёт маленькое такое чудико - ну ведь действительно маленькое, пара метров. Сильная вера одного складывается с сильной верой другого, третьего, четвёртого - и в результате ни один не получает того, на что надеялся, да ещё и другим мешает - тем, кто безо всякой веры в чудо просто соблюдал правила.

В религиозной жизни есть такое неприятное явление как "эсхатологические настроения". Например, знаменитый русский антисемит Нилус собирал коллекцию предметов с масонскими знаками (включая калоши фабрики "Треугольник"), потому что полагал, что они - признак конца ("эсхатон") света. "В последние времена живём!" А сколько триллеров снято с фантазиями про "последнего человека на земле".

Верующие с эсхатологическими настроениями тяжелы в общении, склонны к унынию, переходящему в злобность, к истеричности и агрессии. К счастью, поскольку эсхатоложность обычно соседствует с шизоидностью, она остаётся проблемой своего носителя, окружающим же он просто не в силах помешать - не потому, что они сильны, а потому что сам эсхатоложник слаб. Если он пешеход!

Автомобилист, верующий в то, что он - последний, может испортить жизнь сотням людей. Вот он видит, подъезжая к перекрёстку, что на другой стороне дороги - пробка. Правила требуют, чтобы он остановился, а он едет вперёд. Едет в надежде, что он - последний, кто пойдёт на такой риск, что пробка успеет продвинуться вперёд, пока он пересекает перекрёсток, так что он не помешает тем, кому ехать поперёк. Надежда оказывается ложной.

Пробка не сдвигается, его машина оказывается посреди перекрёстка, блокируя движение. Более того - за ним едет следующий эсхатоложник с мотором, тоже свято верующий в то, что пробка рассосётся перед ним как Красное море перед Моисеем, и не допускающий мысли о том, что найдётся идиот, способный поехать за ним следом. И вот стоят на перекрёстке три, четыре, пять автомобилей, водитель каждого уверен, что он-то уж точно последний и никому не помешает, а успеет проскочить. Встаёт, естественно, и поперечная дорога.

Потом встанет предыдущий перекрёсток, встанет и следующий перекрёсток, так что город превратился бы в один мёртвый кроссворд. Да и превращается, но не так часто, как следовало бы. Наверное, виновата власть - человек с полосатым жезлом должен был бы навести порядок, оштрафовать тех, кто слишком верует в свою исключительность... Только человек, забывший о том, что он - не последний, виновен больше. Больше всего, конечно, виновен человек без автомобиля, человек, который в повседневной жизни понадеялся на то, что он - последний, а то и решивший, что на дороге жизни он - единственный.

Автомобиля-то - микроскопа - нет в большинстве случаев, ничто не высвечивает подробностей ситуации. Политический лидер, решивший, что он - единственный, первый и последний, а потому обязан всех остановить и всех расставить по местам. Религиозный лидер, прибегающий к государственному насилию, чтобы обратить всех в свою веру. Кинорежиссёр, распиливающий ящик с государственной казной, чтобы снять последний - в смысле, наилучший, высший - фильм всех времён и народов. Да и простые люди, - все мы склонны забывать, что мы не последние на дороге жизни, что надо так жить, чтобы и другие могли проехать, куда они хотят. А потом удивляемся и вздыхаем: "Последние времена настали! Молодёжь матерится, девушки как матросы выражаются!! А шумно-то как, шумно...".

Так это нам и шумят, чтобы мы освободили дорогу и впредь не надеялись, что "проскочим". Веровать не в себя надо, надеяться надо не на то, что мир будет крутиться вокруг тебя, не на то, что тебя - последнего, единственного, лучшего - простят, пропустят пожалеют... В другое, в другое надо веровать и на Другого надеяться...

1424 год: ДТП - Дорожно-Транспортный Папа.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова