Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия: Россия, начало 21 века

 

ГЛАМУР ВМЕСТО ВОСКРЕСЕНИЯ

Кинули мне вчера ссылку на фильм Елены Каретниковой и свящ. Георгия Коваленко о Пасхе, 2012 год. 52 минуты. Как говорится, "никто тебя за язык не тянул" - я придерживаюсь принципа "советское геть" и по первому каналу фильм бы смотреть не стал, а так запустил в уголочке монитора и поглядел-послушал... Фильм снят в гламурно-казенном стиле кремлевского ТВ. Представлен как произведение "Украинской православной Церкви" - без указания, которая из четырех. Но понятно, у которой из четырех столько денег на роскошные съёмки.

В начале фильма задан вопрос: пасха - это семейный праздник или обращение к Богу. Но ответа на этот вопрос нет, а сам фильм отвечает собой: Пасха - это этнический фольклор, куча псевдоисторических реликвий, равнодушие к истине.

Отдельно и подробно о "чуде" благодатного огня с ремаркой - неважно, правда это или нет, важно, что чувства люди испытывают возвышенные. Но если мы средневековую фальсификацию объявляем чудом, то кто поверит нам, что Бог есть и что Сын Божий воскрес?

В фильме экспертами выступают очень симпатичные люди, и есть даже знакомые и дорогие моему сердцу Сергей Рузер и Константин Сигов. Но и у них, и у других - словно совершили обрезание, и видно, что обрезали, действительно, какие-то слова важные. А ведь времени - целый час, для телевидения это фантастически много!

Вряд ли создатели фильма сознательно выдали на гора лакированный трёп "мимо кассы", подложили вместо веры - обряды. Просто за то, чтобы быть господствующей, государственной Церковью - надо платить. Понемножку платить. Сперва не говорить об одном, потом о другом... Но кто онемел, тот онемел во всём. Апофеоз фильма - празднование пасхи в Киеве с ремаркой, что люди со всей Украины стремятся именно тут встретить праздник. Митрополит Владимир служит, но всё действо неотличимо от бездушного богослужения в храме Христа Спасителя. Главное же - смотришь на эти тысячи и понимаешь: а ведь это они в Крыму, Донецке, Харькове ради своей "русской веры" преступили закон, совесть, уважение к хозяевам страны, в которой живут. Наверное, среди этой толпы есть и тот луганский милиционер, который объяснял, что хочет получать не 300 долларов, а 1200, как милиционер в России. Получать хочет как в России, но ехать в Россию не хочет - как же, он "имеет право" в Украине жить, как в России...

Целый час убитого времени - а если сложить время, затраченное теми, кто фильм снимал, то на Страшном суде спросится за годы, потраченную впустую. Да, конечно, трудно в кинофильме сказать о Творце, о сути веры, раскрыть, почему, собственно, воскресение или бытие Божие так уж важно. Проще насыпать ворох жестяных прилагательных "волнующе", "проникновенно", "возвышающе". Но неверующий посмотрит такое - и ещё более укрепится в мнении, что религия есть архаика, бегство от реальности в детские иллюзии, агрессивные по отношению к нормальным людям...

Ну и, конечно, не без безграмотности - назвать Иерусалим "отрезком земного шара" (где происходят важнейшие события) - это сильно... И эти люди требуют, чтобы их русский язык сделали в Украине государственным...

Кстати, первые 15 минут - о еврейском праздновании Пасхи. Авторы, видимо, гордятся своей смелостью - как же, в православном кино про иудеев... А что гордиться! Фольклор он и в иудаизме фольклор... Но всё же, в преддверии Пасхи, ещё раз скажу: вредно повторять "Христос воскресе", не объясняя, какой в этом воскресении смысл. Ведь главный соперник первых христиан - не гнозис, а Митра. Религия, широко распространившаяся среди римских солдат. Митра тоже воскрес - и вот чем "Христос воскресе" отлично от "Митра воскресе"? Увы, гламурное православие (и любая триумфалистская вариация христианство) фактически становится митраизмом. Из христофорного в митрофорное...

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова