Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

АЛЕКСАНДР I КАК ХРИСТОС

 

Уподобление царя земного Царю Небесному традиционно. Поскольку не сохранилось портретов царей XVI-XVII вв., да и иконопись этого времени крайне условна, невозможно сказать, встречаются ли иконы, написанные с государей. Но в XVIII столетии подобные изображения точно бывали: в Великоустюжском музее есть икона мастера Колмогорова, на котором у Богородицы идеализированное лицо Екатерины Великой. Лицо Александра Павловича - у "Спаса Нерукотворного" начала XIX в. из частной коллекции (Афанасьев, Анд. Царь земной и Царь Небесный // Антиквариат. - Июль 2007 г. - С. 40-41). Сходство с портретом Александра кисти Доу очевидно. Нетрудно предположить, что такое восхваление императора могло быть связано с победой 1812 года. Труднее объяснить другое: у иконы стёсан нимб, от которого остались, однако, следы. В результате на иконе нет никакого обозначения того, что это именно образ Спаса, соответствующие буквы, видимо, были расположены именно на нимбе. Семиотическая структура модерна во много раз сложнее средневековой, поскольку её агентами выступают прежде всего личности, а не организации. Ранний модерн ещё использует жанры и стили предыдущего времени, использует по новому, однако, при этом постоянно "ветхие мехи" рвутся, и в конце концов то, что приспособлено для жёстких безличных систем, попросту оставляется в прошлом.

См. история изображения Христа.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова