Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XXI ВЕК: ГРАНИЦА МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ И ВАРВАРСТВОМ

"Варварство" как неспособность к общению (происходит ведь от "бар-бар", когда чужая речь воспринимается как имитация речи) есть понятие относительное Постоянно изменяется представление о том, что такое общение, соответственно, изменяется и понятие о том, что такое варварство.

Граница с варварством проходит и внутри цивилизации, и вне. К сожалению, религиозные люди обычно воспринимаются как варвары или, точнее, как люди варваризирующиеся. Цивилизация влияет на религию, изменяя представление об отношениях с Богом - они становятся менее коллективистскими, более индивидуалистическими, из отношений командных становятся отношениями коммуникативными.

Сами верующие полагают связь обратной - мы-де пионеры модернизации, у нас исток современности. Это звучало бы более весомо, если бы в ежедневной практике пионеры обнаруживали своё пионерство, демонстрировали повышенную способность к коммуникации. Этого, увы, нет. Во всех религиях преобладает фундаментализм - принципиальное отвержение общения.

Религиозные люди знают об опасности "сектантства", многие показывают пальцами на "тоталитарные секты" - например, на Свидетелей Иеговы - как на образчик замкнутости и жёсткости. Да, Свидетели практикуют анафематствование в самом первозданном виде - с нарушителем правил, будь он хоть родной сын, разрывается всякое общение. Но вот Римо-Католическая Церковь (в других конфессиях не лучше, но эта показательна как самая крупная из централизованных). После десяти лет замалчивания в 2011 году становятся предметом гласности злоупотребления (вплоть до педофилии) во французском движении "Блаженство". Церковная иерархия реагирует традиционно: до последнего момента отказывается обсуждать происшедшее, старается защитить репутацию обвиняемого и помогает ему скрыться от правосудия (в Африку), чтобы сохранить то, что считает "авторитетом Церкви", наконец - наказывает тех, кого считает виновниками "утечки информации", организуя их бойкот. Всё лишь омерзительнее от того, что бойкот организуется не путём формального суда и изгнания, а неформально.

Проходит граница и между цивилизацией как регионом и регионом варварства. Остаётся варварской страной Россия, причём после отказа от вестернизации исчезают даже попытки имитировать цивилизацию, отказ от общения декларируется как оптимальный способ поведения. Что государственные чиновники отказываются от общения с жителями страны - неудивительно и даже естественно. Удивительнее (с точки зрения цивилизации), что даже образованные и внешне европизированные жители предпочитают "решать проблемы" без слов. Высшим и единственным способом политического поведения при этом оказывается "сход населения". Не митинг, а именно архаичный мирской "сход", демонстрация количества тел, а не качества идей. Народ безмолвствует и делает угрожающий жест, правители прикидывают, насколько реальна угроза. Один интернет-аноним так это выразил:

"У государства нет сознания и слова с ним не важны. Важны интонации и телодвижения социума. ... Когда это говорит 60-тысячная толпа, государство прекрасно понимает, о чем это ему толкуют. А когда это говорит миллионная толпа, государство все схватывает раньше, чем вы рот успеете открыть. Государства, которые не понимают таких вещей, в итоге оказываются в подвале Ипатьевского дома" (http://stelazin.livejournal.com/94377.html, 12.XII.2011).

"Подвал" - вовсе не конец государства. Это конец конкретной элиты, которая недооценила масштаб "схода". Романова сменяет Ленин, государство же остаётся прежним - недемократическим, варварским, нецивилизованным, причём характеристики эти описывают и правителей, и управляемых. Варвар верует, что всё решает сила мышц, телесная масса. Культурная сшибка: человек образован европейски, зарабатывает действиями с информацией, политическое же действие осуществляет по алгоритму Щедрина:

"Глуповцы собрались вокруг колокольни и сбросили с раската двух граждан: Степку да Ивашку".

Сходы, конечно, посылают ясный сигнал правящей элите. Но это сигнал, а не слово, тем более - не политическое взаимодействие граждан. Отказ от слова и есть варваризация. Отдельные элементы современной цивилизации в этих условиях - как греческая амфора за столом у скифского вождя или даже как очки у мартышки.

Это не означает, что варваризация - гибельна. Бессловесное бодание верхов и низов может длиться вечно. Обе стороны мычат, боятся друг друга и от страха свирепеют ещё более. Скорее уж, цивилизацию можно считать патологией, человека - выродившейся обезьяной. Протесты и революции, прокатившиеся по Египту, Ливии, России, безусловно, принесли свои плоды. Тем не менее, сам способ протестов (да и содержание тоже) есть движение в направлении, удаляющем от демократии. Тактический выигрыш при стратегическом проигрыше - прямая противоположность тому, что понимается под "этикой свободы".

Другой аспект варваризации обозначен трактовкой политики как "группового процесса":

"Всякий групповой процесс, будь то семья, группа тренинга, коллектив фирмы или вот сообщество протестно настроенных граждан, проходит определенные стадии. Стадия первая - псевдосплоченности. ... Стадия вторая - стадия конфликтов ... Если вторая стадия благополучно проходит, за ней наступает третья - стадия подлинной сплоченности и продуктивной деятельности".

Абсолютно верное рассуждение профессионального психотерапевта приложено к политической жизни - и напрасно. Политика не есть "групповой процесс". Когда "общее благо" и "общество" превращаются в "группу" - это тоталитаризм. В отличие от семьи, трудового коллектива, политической партии общество - не группа, а совокупность групп, и это момент принципиальный. "Общее благо" есть благо, достижимое без сливания разнородных групп в одно целое, с сохранением их разнородности. Соответственно, никакой стадии "сплочённости" быть не может - это был бы фашизм. Нет у общества и задачи "продуктивной деятельности" ("превращения жизни в рай"), есть лишь - "недопущение ада". Задача общества "всего лишь" не допустить уничтожения разнородности групп и целей, не дать какой-либо одной группе или цели стать "руководящими". Между тем, варварское сообщество - включая современное русское - есть именно "семья", "группа", враждебно относящаяся к идее множественности целей. В таком сообществе конфликты обычно - вовсе не во имя демократии, а во имя делёжки тоталитарного пирога. Народ гулом и криком сигналит вожаку: перебрал, поделись бананами! Это - не история и не политика, это биология и ботаника.

* * *

СЕКРЕТЫ НЕНАСИЛИЯ

Слышал Зюганова, проповедовавшего, что Россия богатая, а население сокращается, так что... Ну? Что, надо шире открыть страну для мигрантов? Нет, надо наращивать вооружения! Зюганов говорит то, что делает хунта. Десятилетие началось с угроз оружием в адрес - кто бы мог подумать! - Японии. Полтора процента бюджета срочно передаётся армии в дополнение к уже немаленькому. Население предупреждено, что придётся затянуть пояса, лишь бы не отдать Курилы. Население подтягивает пояса и многозначительно кивает на Тунис и Египет - мол, смотрите, мы тоже можем...

Население лукавит. Оно не может. То есть, насильничать оно может, но лишь против слабых. Зюганов пугал - мол, кровавы революции в исламском мире, а у нас будут ещё кровавее. К счастью, это бросание понтов, блеф. Революцию-то в России совершили крестьяне (прежде всего, находившиеся под ружьём), а не революционеры. Первое, что сделали революционеры - это уничтожили крестьян. Потом - года с 1931 - взялись за интеллигенцию и чиновничество. "Сельхозработники" могут пить, но не бунтовать. Но если вдруг забунтуют - Россия не Египет и не Ливия, тут армия убьёт миллионы людей, не моргнув глазом, и Запад лишь вынесет предостерегающую резолюцию, поблагодарит за сохранение стабильности и прикупит ещё нефти с газом.

Хорошая же новость та, что как бы ни гнило у нас, а не у нас - недурное начало тысячелетия. Если войны, которые ведёт Первый мир под традиционными милитаристскими лозунгами самообороны, это средневековье внутри современности, то революции на Украине, в Грузии, в Тунисе и Египте - это настоящая современность. Озабоченные лишь собой фанатики заметили, что были убиты христиане (их на Востоке каждый день убивают), но не заметили, что в целом революции были ненасильственными, причём сознательно и принципиально ненасильственными, и что в этих революциях христиане были бок о бок с мусульманами.

 

См. политика.

Урок Оккупай-Уолл-стрит и их провинциальных подражателей один: если в бензобак налить газировку, то машина не поедет, сколько бы пузырьков в этой газировке не было. Ровно тому же учит "опыт" нью-эйджевской религиозности, как и религиозности теологов: сколько ни руби мрамор, выйдет в лучшем случае Галатея, которая родить не сможет никогда. Так то теологи рубят мрамор, а оккупаи рубили воздух. Растрачивать главное в человеке - способность говорить - на имитацию мышления, на подмену идеалов и действий трындением, есть бесплодие, взбивание пены дней и жизнь секонд-хэндовская. У шаманизма много лиц, и все эти лица - одна задница. Заклинания великолепно заполняют время и опустошают душу. Вместо бубна - айфоны и айпады.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова