Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

7 января 2015 года: Шарли

ПОКОРНОСТЬ – ДОБРОДЕТЕЛЬ НЕПОКОРЁННЫХ

 

Вновь и вновь «простые», «рядовые» мусульмане напоминают, что «ислам» означает «покорность».

Гордиться тут нечем – иудаизм и христианство тоже религии покорности.

Отец веры у нас один – Авраам, покорно ведущий Исаака на заклание.

Иисус на заклание покорно идёт Сам и ученикам велит так же идти.

Два полюса. Авраам по видимости противоположен Иисусу, которого пошёл на смерть как Исаак. Но ведь Авраам всё-таки оставил в живых Исаака, не говоря уже о многочисленных язычниках и богохульниках, среди которых он жил.

Есть две разных покорности.

Есть покорность непокорённых. Это покорность Авраама и Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Это покорность Живому Богу. Покорность реальному Голосу, который сейчас говорит с тобой.

Есть покорность покорённых своими иллюзиями, покорность людей, ставших рабами своих представлений о Боге, а то и своей психопатии, мстительности, гордыни – выбирайте любой порок, без разницы, пороки разные только на вкус и цвет, а не по сути.

Покорность рабская, холуйская, покорность фарисеев и буквалистов, фанатиков и невежд. Эта покорность – богохульная, она не признаёт за Богом возможности и права сказать что-то вопреки представлениям о Боге.

Вот написано так – значит, Бог так сказал.

Да нет, голубчик, написано так – значит, надо подумать над смыслом. Для начала просто отложить в сторону винтовку и присесть, помолиться. Потом найти мудрого человека, с ним поговорить. Потом другого человека, может, не мудрого, но учёного. И так искать, искать и искать, но твёрдо понимать, что Бог живёт в зазоре между моими собственными представлениями о Боге и представлениями о Боге других людей. И Бог – живёт, а не убивает, и другим велит жить, а не убивать и не быть убитыми.

Идеальный пример покорности непокорённого – а что далеко от Парижа ходить, это Антуан де Сент-Экзюпери. Формально «Маленький принц» - это римейк «Прогресса паломника» и бесчисленных барочных наставлений к духовной жизни, написанных в виде путешествия. Но по сути «Маленький принц» - римейк самого Евангелия. Тут три героя, и все три – Иисус. Рассказ ведётся от лица Иисуса в пустыне, Иисуса после крещения, Иисуса перед лицом величайших искушений. К нему приходит Иисус Рождества, Он же – создатель космоса, звёзд, роз, баобабов, бухгалтеров и президентов. Приходит и просит нарисовать барашка. Говоря вульгарным церковно-славянским языком – Агнца. Вот по-польски там лучше: «Баранек Божий», «Агнец Божий».

Бог приходит к Образу Божию, к человеку, и требует нарисовать Бога. Спасение от любого искушения в том, чтобы нарисовать портрет Божий. Это будет одновременно и автопортрет, ведь человек – образ и подобие Божие.

Сент-Экзюпери нарисовал Бога в виде шляпы. Потом подумал и нарисовал Бога в виде коробки. Это мало говорит о Боге и много говорит о самом Сент-Экзюпери? Разумеется, в том-то и гениальность этих двух икон Бога. Бог – Тот, кто венец человека (венцы выродились в шляпы, но это даже удобнее), и Бог – Тот, кто вмещает в Себя человека, хранит человека как сейф хранит положенный в него пистолет – не давая выстрелить.

Сент-Экзюпери, с точки зрения фанатика, опорочил Бога. Создал карикатуру на Бога. Шляпа! Коробка!!! Вот его и убили. Гитлеровцы, немцы, нацисты, - неважно, это были всё те же покорные рабы своих представлений об идеале, всё те же фанатики, неспособные отличить букву не только от духа, но хотя бы от буквы чужого алфавита.

Сегодня Ренар Люзье, автор самых остроумных и самых едких карикатур «Шарли» – Сент-Экзюпери. Он не высмеивает фанатизм и людоедство (кстати, среди его карикатур – и антипутинские). Он рисует Бога. Да, сбитые в кучу белобородый старик из дома престарелых, изнеженный фланер из голливудских экранизаций о Христе и строительная линейка – не имеют никакого отношения к образам Божиим, созданным в христианской традиции. Но они и не просто издёвка над теми, кто кощунственно использует христианскую традицию для самоутверждения, для оправдания своего стремления господствовать и поучать. Они ещё – и оконтуривание Бога Невидимого. Нарисовать всё, что не Бог, и тогда станет чуть заметнее, где же Бог – вот что делает настоящее искусство, в отличие от искусства пошлого, которое пытается нарисовать «божественное, разлитое в природе». Бог – это не Шалтай Болтай, который упал, разбился и разлился в природе. Он – есть, Он – жив, Он – царит. Рисуйте Бога на здоровье, изображайте Бога на здоровье – тогда, возможно, вы увидите в себе образ Божий и встанете на путь к Богу. Но не рисуйте Бога смертью, не думайте, что убийство, стрельба, казни, даже «двушечка за кощунство» имеют отношения к Богу. Они – антихристовы, они – покорность сатане, они – рабство у греха. Восстаньте и восставайте вновь и вновь, но помните, что не всякое восстание – воскресение, что лишь восстание против невежества, принудиловки и убийств есть восстание Воскресения, покорность непокорному Богу, вновь и вновь освобождающемуся из уз человеческого невежества и несущего освобождение людям.

Часто задаваемый вопрос: что ж, я против антисемитизма и расизма, но за свободу слова для исламофобов?

Я - против антисемитизма, расизма и исламофобии. Но еще более я против законодательного запрета антисемитизма, расизма и исламофобии, и тем более - против убийств и мести тем, кто виновен в антисемитизме, расизме и исламофобии.

 

"ЧАРЛИ - ЭТО Я"? НЕТ, Я - ЭТО ЧАРЛИ!

Много лет я защищал право на кощунство , в том числе, в связи с карикатурой на Пророка. Делал это в одиночку, к сожалению. Много было людей, которые "призывали милосердие к павшим" - мол, ну, совершили кощунство, но достойны снисхождения - а я доказывал и доказываю, что, во-первых, никакого кощунства не совершали, во-вторых, если бы и совершили - хотя не совершали - то наказывать за кощунство нельзя, в-третьих - что те, кто кричит, что оскорблен, вовсе и не оскорблен, а просто придуривается-прикидывается. Любимец публики Дмитрий Быков, напомню, оправдывал православистский погром выставки "Осторожно, религия". Делал это без успеха. И я имею право сказать несколько неприятных для европейских демократов вещей.

(1) Меня не восхищает смелость вышедших на площадь французов. Французы не выходили на площадь при Гитлере или в Виши, не выходили на площадь, когда французские войска зачищали Мали два года назад. Их смелость и чуткость к человекоубийствам очень избирательные.

(2) Самое глупое, что можно сейчас сделать - это "ужесточить", "устрожить", учредить полицейскую охрану редакций.

(3) В этом преступлении нет ничего более чудовищного, чем в любом другом. И очень жаль, что на убийство 12 человек реагируют острее, чем на убийство одного.

(4) Ну как можно в Евроньюс заявлять, что нападавшие - профессионалы (профессионалы чего? профессионалы в каком смысле?) и одновременно сообщать, что они обронили в машине паспорт (ID)? Либо одно, либо другое. И с ходу припутывать сюда Аль-Кайду глупо. Тогда уж и троцкистов помяните, что ли.

(5) Недурно бы видеть дальше своего носа. Сооружение в центре Парижа собора путинской секты это куда больше угроза для свободы и жизни парижан, чем десять тысяч радикальных мусульман. Понятно, что парижане не читали зубодробительных проповедей "священника" Дмитрия Смирнова или "священника" Всеволода Чаплина, не знают о том, что несет на европейских конференциях "митрополит" Иларион Алфеев. Что ж... А ведь эти проповеди - куда более экстремистские и радикальные в нападках на демократию, свободу слова и т.п., чем любые талибанские. Понимают ли французы, что уже давно в России, в Луганске и Донецке насаждается режим ровно того же духа, который убил карикатуристов, и даже хуже? По-человечески я понимаю, что гибель своих для французов важнее, а гибель украинцев - ну так, периферия, смутно-неясно... Но тогда уж пеняйте на себя - гоняясь за меньшим злом, рискуете стать жертвой зла большего. В общем, меньше истерики, больше здравомыслия.

P.S. Я не считаю Гундяева, Смирнова, Чаплина и Алфеева христианами не потому, что сомневаюсь в каноничности их крещения и рукоположения, а потому что их многолетние усердные труды по обоснованию российского милитаризма, их повязанность кровью, которую проливает путинский режим смыли всякую благодать и всякое христианство с этих несчастных. Кто в Московской Патриархии не трудился на этой кровавой ниве - тот для меня вполне православный христианин.

Тем не менее, если я встречу кого-нибудь из этих господ лично, обращаться буду к ним так, как они хотят, чтобы к ним обращались. Это уж дело принципа для словесника, каковым я являюсь.

*

Прочел, что в Париже убили Чарли Эбдо. Господа, "Эбдо" - сокращение от "еженедельный. С 1960 года по 1969 год журнал назывался - знаменательно! - "Хара-кири". Название поменяли после того, как журнал был запрещен французским МВД - когда умер де Голль, как раз был пожар в одном ночном клубе, и журнал дал сообщение о смерти де Голля под заголовоком: "Кошмарный пожар - один покойник!"

Не с плакатиком "Чарли это я" надо демонстрировать, а вот с этим. Чтобы следующий фанатик понимал, что сделает лишь хуже своим убийством, что карикатур станет больше, а не меньше. Ну, с бомбой - это старая знаменитая карикатура, а вторая - это та, из-за которой нынешние убийства. Между прочим, Обама и ООН тогда осудили "Эбдо". Ну, чтобы не было однобокости, пара картинок оскорбительных для меня. Слабо перепостить? То-то! Каждый вменяемый мусульманин обязан это перепостить! В России, между прочим, эти картинки по закону - веская причина для уголовного наказания.

 Ирония судьбы, самые оскорбительные карикатуры создал Ренар Люзье (Luzier), р. 1972, который проспал, опоздал на работу и остался в живых. Это его подпись Luz по рисунком "Голый Магомет" и "Троица".

ЧАРЛИЛУЙЯ!

Парижские карикатуристы не нуждаются в прощении. В прощении нуждаются парижские убийцы. Простить их - значит, приблизиться к норме.

* * *

В прощении нуждаются не только те, кто устроил бойню, но и те, кто убил их, и те, кто приказал их убить. Чиновники нашли способ обойти отмену смертной казни - убивать еще до ареста. В Бостоне, в Сиднее, в Париже. Самое ужасное - что люди и не хотят знать, что именно просил человек в Сиднее (сам, кстати, никого не убивший), что именно произошло, кто на самом деле устроил взрыв в Бостоне, откуда исходит главная угроза демократии. Ограничиваются поверхностным скольжением по жизни. Значит, свобода и демократия для них не самое важное. Это особенно видно по реакции в России - точнее, по отсутствию реакции. Никто из смельчаков, желающих выступить 15 января, не вышел ради Шарли - на несанкционированную демонстрацию. А ведь власти, возможно, даже бы не стали разгонять. "Эхо Москвы" снялись с французской надписью - не перевели на русский, не стали сниматься с карикатурами (в России такие карикатуры - подсудное дело). Дешевка!

А в Вашингтоне в репортаже с демонстрации бросился в глаза замечательный неологизм - английский хорош в превращении существительных в глаголы - Charlie on! - то есть: "Чарлилуем дальше!" Я бы даже перевел "Чарлилуйя!"

 

ЗАПАД ЕСТЬ БЫВШИЙ ВОСТОК, ВОСТОК ЕСТЬ БУДУЩИЙ ЗАПАД. ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ!

Обида, которая побуждает стрелять, - всегда коллективистское чувство. Не случайно обиду на богохульников выражают всегда "от имени". А вот миллионы французов - не коллектив, поэтому они не призывают начать отстреливать мусульман. Миллион личных, частных обид остается миллионов мирных обид. Впрочем, у милитаризма есть и другие истоки - но и они всегда коллективистские. Личная обида, во-первых, затухает, а не разгорается. Личная обида заставляет страдать, но не побуждает причинять страдание. Личная обида, наконец, мощный стимул к молитве, к творчеству, к чему-то позитивному. Но вот личная обида, пропущенная через коллективизм, - мощный стимул к разрушению.

Запад - не ангел. В Западе много дурного. Только вот незадача - агрессивность, которая есть дурное в Западе, она не западная. Она - восточное наследие. Ведь когда-то Запада не было, когда-то всюду был сплошной Восток.

Впрочем, настоящего, чистого в своей архаичности Востока сейчас не найти. Когда мусульмане кричат об оскорбленности - это лукавство. Они не оскорблены или, точнее, оскорблены вовсе не карикатурами и даже не западными войсками в Ираке и Афганистане. Они оскорблены Востоком. Человеку в Востоке плохо, человеку плохо в коллективизме. В этом лукавство разговоров о том, что, если Восток оставить в покое, там все будет тихо, как прежде. "Как прежде" - было очень плохо. Это была бесчеловечная стабильность, это был мир ценой размазывания личности по полу. И вся эта утопия про "стабильность" - это мечта о том, чтобы женщина была половой тряпкой, а мужчина - пушечным мясом.

Особенно противно все это в России, где уж точно все обиды - фальшивые. Не надо думать, что обиды эти возникли при Ельцине. Сама революция была делом фальшивой обиды. Не те, кого действительно обижало самодержавие, сделали революцию. Так и в 1990-е - те, кто действительно был обворован, те либо умерли в отчаянии, молча, либо выплали, сжав зубы. А про обиды твердили и твердят те, кто в 1990-е воровал, давил людей, прокладывал себе путь наверх - как Путин.

И уж подавно ничто, самые кощунственные рисунки и песни, не могут оскорбить людей типа Путина, Гундяева, Кураева, Чаплина. Эти люди, в которых давно уже выжжено все человеческое. Российские "религиозные лидеры" способны оскорбляться не более, чем ксерокс способен смешивать коктейли.

 

*

Я считаю девиз "И я Шарли" дешевкой - если он не сопровождается демонстрацией карикатур. Но ни "Новая газета" (с обоснованием от Быкова), ни Венедиктов, ни Нью-Йорк Таймс не стали демонстрировать карикатур. Более того - даже сегодняшнюю обложку НЙТ решило не воспроизводить, а уж в ней точно ничего оскорбительного. Люзье - талант, а трагедия приподняла его до гениальной простоты! Надпись вверху гласит: "Все прощено!"

ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОЩУНСТВА

Я не только лодырь, но и трус. Поэтому с чувством глубокого удовлетворения прочёл, что французские иезуиты опубликовали карикатуры из Шарли (http://www.newsru.com/religy/14jan2015/etudes_revue.html). С иезуитами и смерть красна. Добавлю вот что: не понимать, каким образом формально кощунственный образ является нейтральным по отношению к Богу и обличает ханженство, для мусульманина и иудея, возможно, нормально. Но для христианина, который причащается Тела и Крови Христовых "под видом" хлеба и вина, мне кажется, тут не должно быть больших интеллектуальных проблем. "Хлебность" хлеба пресуществляется в Тело. Это чудо Божьего творения. Пресуществление материи (волков - в собак, кучи хлама - в айфон), звуков, слов, линий и образов - заурядная, повседневная работа человека.

 

ЖЕ СУИ БАРДО!

А история карикатурного кощунства начинается в 1963 году, когда Жан-Люк Годар снял фильм "Презрение". С фильмом изначально была странная история: великому режиссеру вдруг дали миллион и звезду Бриджит Бардо, более того - полную свободу. Великий режиссер снял карикатуру на популярные у кинобизнеса исторические "блокбастеры" - затянутые псевдоисторические эпопеи с обилием насилия и приемлемой для буржуазной семьи эротики. Кинобизнесменам с трудом удалось убедить Годара снять Бардо обнаженной, чтобы привлечь зрителей. Годал снял, но преехиднейшим образом: героиня Бардо расспрашивает кинорежиссера (фильм - не эпопея, фильм - сатира о съёмках эпопеи), нравится ли ему её щиколотки... колени... наконец, произносит "задница". В 1964 году это был скандал! В русской озвучке - как и в русском переводе Библии - деликатное "бёдра".

Именно этот кадр с обнажённой Бардо и воспроизвел Ренар Люзье в карикатуре: Пророк Мухаммед лежит на животе и спрашивает кинорежиссера, находящегося в той же позе, что кинорежиссер в предыдущей сцене фильма - с киноаппаратом, нравится ли ему его задница.

Так что подтекст карикатуры прост: презрения (таково название фильма!) заслуживает всякая фальшь, всякая попытка подменить величие жизни - размером муляжей, имитаций, безвкусицы. Неважно, кто производит подмену - голливудские спекулянты от кино или саудовские спекулянты от ислама. Бен Ладен, стоит помнить, не пуштун из Афганистана, а араб из Саудовской Аравии.

*

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДУХОВЕНСТВУ ПО СЛУЧАЮ ШАРЛИ

На всякий случай. Я охотнее зафренживаю верующих, чем людей непонятно каких, и духовенству меня особые привилегии - не из цеховой солидарности, я-то не на окладе, а из сострадания. Но и отфренживаю за такие мелочи, которые атеисту простил бы. А то тут один тбилисский патер заявил, что Шарли недостойны отпевания, московский лютеранский пастор обозвал погибших карикатуристов дураками, на мое ошарашенное замечание, что, мол, христианину вообще-то прямо запрещено называть людей дураками, ответил, что нету такого запрета. Я отфрендил, не расспрашивая - ну, наверное, он имел в виду, что Господь использовал слово "рака", а не буквальное "дурак". Должен сказать, что я часто встречал именно у священников вот эту малоприятную манеру вдруг, неожиданно, после всяких высокоумных слов, взять и так, резко снизивши тональность, "по-свойски" сказать - да просто дурость! Ну, конечно, не отец Александр так себя вел - не потому, что священник, а потому что интеллигентный человек был. На мой взгляд, это жесткое доказательство профнепригодности. Это как хирург во время операции вдруг возьмет и сплюнет в открытый разрез.

ЕЩЕ О ШАРЛИ ДЛЯ "РАДИО СВОБОДА" ИНТЕРВЬЮ МАЛОЕ

Священник Яков Кротов, ведущий программы Радио Свобода "С христианской точки зрения", отмечает, что православные активисты во главе с Дмитрием Цорионовым финансируются Кремлем и поддерживаются Кремлем:

– Движение для борьбы с "кощунниками" устраивало погромы в Дарвиновском музее, в "Яблоке", в "Мемориале", в одном из московских театров, и все эти организации побоялись обратиться в прокуратуру. Всем четырем явно пригрозили, что будете жаловаться – будет хуже. Но дело в другом: в России сейчас действует закон об экстремизме, закон об оскорблении религиозных чувств. По этому закону редакцию "Шарли Эбдо" посадили бы давным-давно, "двушечку" дали бы каждому ("двушечка" – высказывание президента Владимира Путина о приговорах участникам Pussy Riot. – РС). И в этом смысле вполне можно говорить о том, что малоразумие и фанатизм некоторых мусульман близки к малоразумию и фанатизму современного Кремля и современного российского общества. И даже больше. Разница в том, что если те мусульмане, которые совершили это преступление, – это все-таки маргиналы и это люди, видимо, истово верующие, явно суицидального толка, потому что очевидно, что они не готовили никаких путей отхода и импровизировали, поэтому погибли, то в России эту травлю "кощунников" ведут люди маловерующие, люди абсолютно материалистического духа, люди, категорически не собирающиеся жертвовать собой. То есть это все значительно морально более гнилое явление, чем там. Там это хотя бы мораль фанатика, но это искренний фанатизм, искренняя мораль, а здесь это и безнравственность лживая, и религиозность лживая.

– Изменилась ли ситуация в России по сравнению со временем процесса над Pussy Riot, той "двушечки", о которой вы вспомнили – как раз тогда общество обсуждало, как строятся взаимоотношения государства, общества и религии. Сейчас ситуация как-то усугубилась?

– Ситуация, разумеется, стала хуже. Во-первых, потому что как результат процесса Толоконниковой и Алехиной (участниц группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной по так называемому "панк-молебну" в Храме Христа-спасителя. – РС) были приняты дополнительные уголовные наказания за оскорбления религиозных чувств. Статья, кажется, не применялась или применялась очень незначительно, что-то в Новосибирске было с майками. Но в целом это мертвая статья. Но в худшую сторону очень многое изменил конфликт с Украиной, потому что для него мощным идеологическим прикрытием стало как раз православие. Конечно, это все чистое лицемерие, это абсолютно политтехнология, а не искренний, из сердца идущий патриотизм. Это не то, что было в 19-м веке – водрузить крест на Святую Софию – там это было искренне, пусть глупо и вздорно, теперь это чистая махинация. Но то, что православие весь 2014 год использовалось для поливания грязью украинцев, конечно, деформировало православие. И все эти попытки изобразить украинцев какими-то бесноватыми фашистами, их православие – ненастоящим, кощунственным, в Луганске и Донецке два десятка протестантских церквей закрыты и экспроприированы, в Крыму идет зачистка от инаковерующих, и греко-католиков, и католиков, и протестантов. Там сейчас созидаются такие анклавы настоящего средневековья, и вся России грозит превратиться в такой анклав. Там отрабатывается то, что завтра станет реальностью в России. В этом смысле Пакистан покажется просто детскими играми. Потому что в Пакистане искреннее мусульманство, искренний ислам, искренняя вера в Аллаха, а здесь и вера в Бога, и вера в Христа абсолютно пластиковые, безумные, это наведенные галлюцинации, говоря языком Стругацких. И в этой ситуации у людей отсутствуют какие бы то ни было душевные ограничения на насилие.

– Поговорим о средневековье. С одной стороны, общество контролируется религиозным фанатизмом, догмами, напоминающими иранский образец. С другой стороны, как православные активисты могут оказываться по одну сторону баррикад с исламскими радикалами? Россия после конфликта в Чечне долгое время боялась исламского экстремизма.

– Я специалист по Средневековью, поэтому иногда сравниваю со Средневековьем. Но по большому счету, со Средневековьем тут чисто внешнее и случайное совпадение. И вот почему: Средневековье на самом деле не было богато на религиозные войны, крестовые походы были концом Средневековья в Западной Европе, началом конца. Средневековье классическое, темное, 6-10-го веков, очень умело поддерживать межрелигиозный мир. В сущности, та же ситуация сейчас в Индии, в Пакистане – при всех трениях, конфликтах, погромах, там внутри сотни религий, тем не менее поддерживается мирное сосуществование. Кто-то в гетто загнан, но это равновесие, поддерживаемое обществом. Фанатизм отдельного человека подавляется, если он угрожает этому равновесию. Мы живем уже в мире, который не может стать средневековым, даже если захочет, равновесие нарушают личности, вот эти истово верующие мусульмане. Конечно, с точки зрения многих мусульман, это искажение ислама – это отдельный разговор. Важно понять другое: в России никакой религиозности эти фанатики в себе не содержат, это фанатики не веры, не религии, не православия, не Бога – это фанатики насилия, власти. Это, извините меня, чекистская хунта и ее хунвейбины. Никакая религия тут близко не лежала. Точно так же, когда дорогой Леонид Ильич что-то говорил о марксизме, это не имело к марксизму ни малейшего отношения. И все эти разговоры, и церкви, и соборы, которые Кремль понастроил за последние 15 лет, не имеют к христианству никакого отношения – это чистое потемкинское православие. Соответственно, и в Чечне не было религиозного конфликта. Религиозный конфликт придумали и тогда уже осуществили селекцию, поубивали секулярных борцов за независимость, как Дудаев, и вырастили тем самым борцов религиозных – сами породили. С исламским фанатизмом, я думаю, Европа справится, но надеяться на то, что навсегда можно исключить подобные происшествия, просто нельзя, иначе мы скатимся в диктатуру. Жизнь есть жизнь, безумства будут всегда. Но казус России совершенно особый и с религией никак не связан. Это чучело Ленина из могилы сооружает новый ленинизм под знаком креста. Это ложь, лицемерие, это хуже Ленина. Ленин хоть чуть-чуть верил в социальную справедливость, эти не верят ни во что, кроме жажды господства, садизма. Это стократ испорченный ленинизм, он протух уже донельзя. Как разница между Троцким и Стрелковым, тот все-таки выиграл Гражданскую войну, все-таки был какой-никакой, а полководец. А этот что? Реконструктор-имитатор. Здесь, я думаю, европейцы по-прежнему недооценивают российскую ситуацию, она намного хуже, чем кажется. Это не религиозный фанатизм. С религиозными фанатиками хоть какой-то диалог возможен, они искренни в своем фанатизме. И когда православные псевдофанатики, имитаторы восторгаются и говорят: "А в синагоге это бы разрешили? А в Израиле бы разрешили Pussy Riot?" Во-первых, в Израиле бы разрешили и уж точно не дали бы два года. Другая страна – демократичная. А во-вторых, этим лицемерам холодным, оловянным, бессердечным, им хочется выглядеть нормальными, и поэтому они восхищаются теми, у кого есть искренняя вера, пускай даже в форме фанатизма. Но сами они не веруют ни во что – это абсолютно циники, мертвецы духовные. И поэтому Россия опаснее. Потому что если исламский фанатик жертвует своей жизнью, то эти – только чужими, о своей жизни они заботятся с гипертщательностью. И ради ее сохранения пойдут на любое преступление, вплоть до атомной войны. Настоящая угроза – это не Иран, не Ирак, не "Исламское государство", Сирия и Ирак, там нормальная средневековая война племен, идей, шейхов, вождей и так далее. Это было там всегда в течение десяти тысяч лет. Настоящая угроза планетарная – это здесь, в России. Потому что здесь это что-то принципиально новое по своей абсолютной циничности и безнравственности. Коммунизм хоть чуть-чуть это сдерживал, там был хоть какой-то пролетарский, но интернационализм. А теперь поперло не то что черносотенство, черносотенство тоже искреннее было, а это чистые манипуляции, это социопатия, возведенная в ранг государственной социальной политики.

 

МАМА РИМСКОГО ПАПЫ, МОЛИ БОГА О НЁМ!

Папа Бергольо посочувствовал Шарли, но при этом заметил, что у свободы должны быть пределы и, "если кто-то оскорбит мою мать, то он может ожидать удара, должен ждать удара". Ну что сказать... В юности Бургольо работал вышибалой в баре... Может, католики будут выбирать пап из, к примеру, нобелевских лауреатов по физике? Те уж точно понимают, что либо свобода, либо пределы...

Что до его призывов к католикам не размножаться подобно кроликам... Бергольо не имел в виду презервативы, он всего лишь призвал активнее использовал овуляционные фазы. Мда... Мужчина с яйцами, при всех своих недостатках, все-таки лучше мужчины с яичниками...

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова