Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

21 век: кощунственно ли распинать макароны, вешать Иуду и носить доргие часы?

Cм. История кощунств.

Распятие макарон кажется даже не кощунством, просто абсурдом. Между тем, есть и такая американская карикатура 2009 года, рождённая в рамках Пастафарианской церкви.

Один из самых остроумных ответов православизации - создание Русской Пастафарианской Церкви Макаронного патриархата. Сайт - rpcmp.ru - вполне мог бы использовать РПЦ МП. Открывается грозным предупреждением в духе Дворкина-Кураева:

"РПЦ МП не имеет отношения к т.н. Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а православие не является синонимом пастафарианства. Если вам станет известно, что т.н. Русская Православная Церковь Московского Патриархата заявляет прямо или косвенно, что является частью, подразделением, филиалом или имеет какое-либо иное отношение к Русской Пастафарианской Церкви Макаронного Патриархата, просим незамедлительно нам сообщить. Будут приняты все необходимые меры с Его Макароннейшего благословения".

Формально сайт "локализует" идею Бобби Хендерсона, который в 2005 году провозгласил веру в Парящего Макаронного Монстра ("Flying Spaghetti Monster"). Но Хендерсон издевался над решением департамента образования штата Канзас о необходимости преподавать в школе креационизм, русский же вариант делает акцент на борьбе с использованием РПЦ МП в качестве марксизма-лайт. Есть видеоролик: "Молитва Пастриарха РПЦ МП об освобождении Pussy Riot и об избавлении России от Путина" и карикатура, изображающая лапшу на ушах людей, слушающих кремлёвскую пропаганду (в английском спагетти никак не ассоциируются с обманом).

У пастафариан есть пародия на заповеди, например:

"Лучше бы ты не тратил уйму денег на постройку церквей, храмов, мечетей, усыпальниц во имя прославления Моей макаронной благодати, ведь эти деньги лучше потратить — выбирай, на что:
- на прекращение бедности
- на излечение болезней
- на мирную жизнь, страстную любовь, и снижение стоимости Интернета.
Пускай Я и сложноуглеводное всеведущее создание, но Я люблю простые радости жизни. Кому, как не мне знать? Ведь это Я всё создал".

В 2009 году в Германии двое аниматоров распяли на кресте барашка, - решение более традиционное, как и общая антиханжеская направленность фильма. Олаф Энке (Encke) и Клаудио Ромеро в мультфильме "Иуда и Иисус" ("Judas & Jesus"). Собственно, Энке и Ромеро обыгрывают фразу Эйнштейна: "Чтобы быть хорошей овцой, надо сперва стать овцой".

Толпа овец покорно следует за Иисусом, восхищается крестными муками (поданными как сценическое действо) и, главное, набрасывается на Иуду и вешает его.

Следуют титры, но они обрываются и появляется Мария Магдалина в виде "блудницы вавилонской", которая рожает дракона, испепеляющего овец.

В начале сюжета Иуда (черный бычок, пышущий энергией), Иисус и Магдалина учатся в одной школе, Магдалину тянет к Иуде, но на какое-то время она уходит к Иисусу, потому что узнает, что Иуда фотографировал ее в туалете. Иисус же периодически, начиная с момента рождения, превращается в символ ханжества - поднятые к небу руки (почему одноклассники "распинают" его), но когда Иуда и Магдалина сооединяются (точнее, совокупляются), он врывается к ним, "морда кирпичом", злобно размахивая кадилом - и никаких там "иди и больше не греши".

 

Один из православно хулиганствующих молодчиков в 2013 году в разгар споров вокруг закона против кощунств призвал запретить этот мульфильм в России. Закон был высмеян анонимным шаржем, где "Распятие" работы Веласкеса было сопровождено подписью: "Осудили за оскорбление чувств верующих".

Более изысканным можно признать "демотиватор" с лаконичной подписью "Россия" под фотографией раскормленного и полусонного силовика с выносным распятием, которое, видимо, ему дали подержать во время церковной церемонии. Тут нет никакого монтажа, в отличие от карикатуры с изображением статуи Христа с раскинутыми руками, в каждую из которых вшоплен автомат (подпись: "Пора все исправить").

Еще более неуклюж (и груб) монтаж, на котором Иисус обнимает за плечи святейшего патриарха Кирилла (Гундяева) и спрашивает: "Время не подскажешь?" Намек на непристойно дорогие патриаршии часы (скандал 2012 года), матерный ответ святейшего патриарха несколько смягчается цитатой-подпись из Грибоедова: "Счастливые часов не наблюдают".

Интервью, 2013 год

Интервью о пастафарианах

Владимир Ойвин: Вы слышали, наверное, о возникновении Церкви пастафариан – почитателей Летающего Макаронного Монстра. Это не российское явление, а гораздо более широкое. Я знаю, например, что есть такая Церковь в Польше. Как бы Вы могли прокомментировать появление такой Церкви? Понятно ведь, что это не Церковь в настоящем смысле. В Польше это называют шуткой, но это и не шутка…

Священник Яков Кротов: Я, кстати, был на одном из собраний этих пастафариан, когда они приглашали разных людей, кого-то из патриархии. Даю справку: это существует в Америке и родилось в Америке. Максимального успеха они добились в Австрии, где член этой Церкви добился через суд права сфотографироваться на автомобильные права с дуршлагом на голове, потому что речь шла о том, что у него такие религиозные убеждения.

Это, конечно, шутка, но это шутка в хорошем европейском стиле. Я бы сказал, что это стиль голландского и немецкого юмора XVII века — такой барочный юмор, довольно саркастичный. Письмо казаков турецкому султану — это ровно тот же раздел юмора.

Мне кажется, что это все вышло очень мило, а главное, что очень полезно время от времени посматривать на себя в зеркало и спрашивать: а мы Церковь настоящая, или мы тоже какой-то летающий дуршлаг? Потому что есть в христианском сообществе что-то, что отличает нас от стёбщиков? Или нас отличает только серьезное выражение лица?

Конечно, мы можем сказать, что мы же молимся, а они же не молятся! Но у них этого и в уставе нет. А вот наши молитвы — они настоящие? Или это просто какой-то опиум для себя?

Пародии очень влияют на развитие литературы, потому что они обнажают тупиковые какие-то течения и недостатки. Я думаю, что и в духовной жизни тоже существование пародий заставляет подтянуться, проветрить помещение и посмотреть, есть ли в нас что-то, кроме того, что можно спародировать, или нет.

- А не кажется ли Вам, что это все-таки более серьезно, чем просто пародия, что это именно протест против официозной Церкви?

- Протест, конечно, но как протест это малоинтересно. В Австрии это был такой европейский протест — один джентльмен подал в суд. У нас же они в суд не будут подавать.

Как протест это немножко пошловато и как-то плоско. И тут я бы предпочел такую хорошую антиклерикальную партию как сейчас в Польше. Там ведь даже в парламент прошла на последних выборах антиклерикальная партия.

Это мне как раз скорее несимпатично — это попытка уйти от серьезного анализа, серьезного разговора, которого в России пока нет. Что-то пародий и художественных всяких акций уже много, а основное блюдо отсутствует — надо соблюдать пропорцию между разными жанрами. Но как такой вот «овод», который жужжит и не дает спать, — это очень мило.

- Это не столько протест против самой Церкви, у нас, по крайней мере, сколько протест против нынешнего альянса Церкви МП и официальной власти?

- Согласен. Но дело в том, что в альянсе есть две стороны. И то, что высмеивается только одна сторона — церковная, — мне не очень нравится, потому что это не альянс, это ведь изнасилование Церкви со стороны государства. Это то, что называется «цезаропапизм», которого в истории никогда не было, пока не пришли Борис Николаевич и Владимир Владимирович. Цезарь насилует Церковь. Я не к тому, что надо пожалеть Церковь, потому что многие подвергаются насилию с удовольствием.

- Но есть такое впечатление, что Церковь особо не сопротивляется этому «насилию». Скорее, наоборот, она провоцирует власть на это.

- Понимаете, у Церкви есть неплохой двойник, аналог секулярный — это интеллектуалы. Чем, скажите, лучше редакторы толстых журналов, типа «Нового мира», которые имеют от казны, от налогоплательщиков без их спроса помещение редакции, льготы, устранение конкурентов, потому что хорошие журналы запрещаются, а этим им дают отмашку? Чем они отличаются от Церкви, которая связана с государством? Да ничем. Ничего, мы же несильно бросаем в них камни.

Эта среда, эти люди выведены искусственно в лабораториях Кремля 60-70 лет назад. Это уже второе-третье поколение. Чего тут сердиться? У них не было выбора в этом смысле, кроме как в 1991 году, да и то какой там был выбор при таких окладах — они же не верили в победу демократии. И правильно делали.

То есть я бы все-таки основную вину возлагал на заказчика — убежать от них некуда. Как вот в Суздале убежал архимандрит от Кремля, но его догнали и приложили по полной программе. На его место нашелся другой — это все такой антидарвиновский отбор. Основная вина на Кремле. Сам Кремль — это только фурункул, который собирает в себе гниль из душ. И вот эти души — наши души — гниют. И это уже никакой не Кремль приказал. То есть, в конечном счете, ответственность лежит на каждом жителе страны.

И выход в том, чтобы на каждом уровне противостоять соблазну спрямить дорогу за счет помощи государственной власти. Лучше медленнее, но самостоятельно. Это ужасно трудно ведь на самом деле, особенно в условиях России, где все - государство. И так хочется сэкономить и чуть-чуть к нему прислониться.

В этом смысле, Церковь пастафариан должна быть примером, потому что они от государства ни копейки не получили.

- Но, может, зато государство им выделит макароны?

- На продувку. Вполне возможно, но, я боюсь, что скорей на них подадут в суд за нарушение чьих-нибудь авторских прав…

Мне кажется, юмористического измерения жизни в России очень не хватает — это очень продуктивно. В демократических странах это измерение есть. В Америке смеются над политиками, пародируют и точно так же стебутся в десятки раз больше, чем у нас.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова