Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

О книге: Martin, James. The Meaning of the 21st Century. New York: Riverhead books, 2007. 487 pp.

Автор – компьютерщик, обладатель множества почётных докторских степеней, особо упоминает, что в 1970 году, работая в IBM, вошёл в секретную группу из дюжины русских и дюжины американских учёных, которые исследовали возможность совместных исследований. Кажется, на этом его научная карьера закончилась, после этого он четверть века учил миллионеров зарабатывать миллионы: «ездил по миру, читая лекции и проводя консультации о том, как практически выстраивать сложные системы». Работал в американском военном ведомстве в начале 1990-х, а в 2000-е создал организацию, которая рассылает по всему миру (видимо, гед примут) преподавателей информатики.

Книга в целом – «бросание понтов». Бросание понтов следует отличать от строительства потёмкинских деревень. Потёмкинская деревня – ложь, к тому же, покреплённая материальная. Бросание понтов – не ложь, а обещание. Иногда искреннее, щепетильность требует предполагать, что – всегда искреннее. Проблема в том, что материально бросание понтов не подкреплено.

В информационной сфере яркий пример бросания понтов не столько пузырь второй половины 1990-х годов, сколько обещания тех лет: вот-вот и компьютеры начнут мыслить (Винер никогда такого не обещал). Вот-вот, и пользователи получат возможность выбирать развитие сюжета, заканчивая «Войну и мир» по своему усмотрению. Бросатели понтов не задавались вопросом, желают ли люди такой странной услуги; недооценили они и технические сложности. Бросатели понтов искренне не понимают аксиомы «близок локоть, да не укусишь». От добросовестных прожектёров, энтузиастов и милых жюльверновских маньяков они отличаются эгоистичностью.

Прошло сто лет c появления идиомы «Новое Средневековье» – и вот уже Мартин открывают книгу фразой «Мы можем создать цивилизации, превосходящие своим величием бывшие до сих, а можем выпустить на волю Новое Средневековье» («We can create much grander civilizations ort we could trigger a new Dark Age»).  Он, конечно, думает, что «новое средневековье» - это кровопролитный хаос,о корпоративизме по Бердяеву или Честертону он не слыхал.

Книга – набор характерных пошлостей (не лживых, а неглубоких утверждений).

Срочно нужно принимать стратегические решения ввиду экологических угроз, необходимости неразрушающего развития (переведу так sustainable development). Климатическая катастрофа в разных видах – более четверти текста. Всё меньше сперматозоидов в сперме (одновременно: пусть женщины учатся, это снизит рождаемость). Ресурсы заканчиваются, будут нарастать и бедность бедных, и богатство богатых. Революция 21 века должна уравновесить Промышленную революцию 19-го.

Наше время лучше всех предыдущих – больше возможностей для молодёжи.

Ратует за: прекращение дотирования сельского хозяйства в третьем и цен на топливо в США. Гидропоника, белки в океане («голубая революция»), органические продукты. Долой ГМ. Да здравствуют энергия солнца, ветра, АЭС, генетическое улучшения людей (я бы сказал – нео-евгеника).

Это – половина книга. Лишь вторая половина о том, что автор должен знать как специалист – о компьютерах. Но что он знает? Что грядет «новый тип интеллекта». Это и есть «бросание понтов». Когда стало ясно, что компьютер никогда не будет обладать человеческим интеллектом, алхимики от кибернетики просто решили переопределить понятие «интеллект». НХЛ – NHL – вовсе не канадский хоккей, а non-human-like intelligence (с. 203 и далее). Чистый Андерсен – «Новое платье короля». Умный человек видит перспективы НХЛ, глупый – не видит. Провал проекта выдают за его успех – человечеству получает от машин «радикально новый тип мышления» (207). Ну почему же «радикально»? Вот у свежего самогона – радикально новый тип мышления, недоступный ни человеку, ни компьютеру. А интеллект божоле!!! В итоге – человек должен подстроиться под НХЛ, не наоборот. Портной не смог сшить костюм по мерке и предлагает клиенту подстроиться под костюм. Отдельная глава об «автоматизированной эволюции» - машины сами себя будут строить и прочие полувековой давности идеи Станислава Лема. Всё посыпано интернетом как могучим глобализирующим Ускорителем Всех Процессов. И, наконец, достижение Всеединства – теперь оно именуется Сингулярностью. «Обнимитесь, миллионы» - только миллионы процессоров, люди отдыхают.

Это – сорок страниц, своего рода ось книги. Далее Мартин опять уходит в чужие сферы. Да здравствуют стволовые клетки, совершенствование мозга химикатами, победа над старением, человек, а не природа, руководит эволюцией. Среди задач («вызовов») всё те же пошлости – война, бедность, старость – и вдруг «Гайя». Ничего, это опять экология – Гайя это система контроля Земли. Рациональнее использовать ресурсы Земли (эта глубокая мысль развивается со стр. 284 и далее). Корпорации должны подтянуться. Борьба с терроризмом – да здравствует. Особенно с ядерным (нет, Кремль в виду не имеется).

На с. 355 – список будущих достижений, начиная с более удобных и зелёных автомашин. Проблема не в том, что у Мартина нет стратегического мышления. Кто читал прогнозы на ХХ век, которые в изобилии публиковались в 1900-м году, тот знает, что стратегическое мышление вещь редкая. Проблема в том, что в 1900-м году большинство прогнозистов всё-таки сознавали, что прогресс техники вторичен по отношению к прогрессу личности. Для Мартина человек вообще не существует сам по себе. Он – хранитель экологии, пользователь компьютеров, бедняк, которого надо поднять до уровня американского среднего класса, - и всё. Свобода, творчество, вдохновение, любовь, - всё это заменено экологическим императивом. Особенно мила главка «Химически изменённые ценности» (с. 377). Вот будет человек принимать пилюлю во время просмотра кино – и его чувства будут намного интенсивнее. То есть, кинорежиссёр не может снять как Бергман, - компенсируем это допингом. «Стимуляция мозга производит интенсивные религозные чувства, как у мистиков. Нейрофизиологи думают, что знают, какие отклонения от нормы были в мозгу Жанны д'Арк» (377). Думаю, Мартин ошибается – добросовестный нейрофизиолог никогда не выступит с подобным заявлением.  Нет, он не считает, что нужно безоглядно манипулировать мозгом, он лишь призывает глубоко изучить проблему. Очень грантоёмкое направление!

Заканчивается книга всё-таки компьютерной главой, апофеозом которой является призыв (и обещание) колонизировать Марс, соединить мозги с компьютерами (видимо, появятся три расы – юниксоидов, линуксоидов и виндусоидов, куда более далёкие друг от друга, чем чёрная, белая и жёлтая). Правда, Мартин всё же вставляет «возможно» - возможно, и обычный мозг может добиться того же, что и мозг компьютеризованный. Что ж, он специалист по компьютерам, не по мозгам. Всё же ему мила мысль о том, что с компьютером мозг совершит качественный скачок и достигнут «высокой культуры трансгуманизма».

Россия упоминается лишь в идиоме «русская рулетка» (то, что в России называли «американской рулеткой»): разрушая природу, люди рискуют своей жизнью, вот «русская рулетка» (421).

Как предотвратить войну США с Китаем? «Необходима открытая интеллигентная дискуссия обо всем, что может уничтожить человеческий род» (439). У Мартина, кстати, большой опыт модерирования дискуссий…

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова